Файл: Соколов, В. С. Механизация складских работ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенностью может быть только отпуск кабельной продукции в количестве меньше одного барабана. В этом случае барабан краном укладывают на установку для отмотки и отрезки кабеля.

Отрезанный кабель в бухте или на барабане транс­ портируют и укладывают на комплектовочную площад­ ку, откуда скомплектованный груз грузят на автомашину и отправляют потребителю.

Для разгрузки кабелей и крупногабаритного оборудо­ вания, которые должны храниться в закрытых складах, может применяться мостовой кран (при наличии ввода железной дороги внутрь склада). Прибывший в склад груз из вагона выгружают краном и устанавливают на площадку для хранения, где осуществляется его качест­ венная и количественная приемка. Грузят оборудование при отпуске тем же краном.

Основная масса штучных грузов в упаковке и без нее поступает на базу в крытых вагонах или контейнерах. Поданный к рампе склада вагон осматривает кладовщик. К месту-выгрузки заранее подвозят электропогрузчиками порожние поддоны. Формируют пакеты на рампе у две­ рей вагона, по мере освобождения места электропогруз­ чик по перекидному мостику въезжает в вагон, где и фор­ мируют пакеты.

Если грузы прибывают в контейнерах, их разгружа­ ют автокраном, электроталью или мостовым краном на рампу склада или специальную площадку для контейне­ ров. Так же, как и к вагону, к контейнеру заранее подво­ зят поддоны. Выгружают грузы и формируют пакеты около контейнера.

Сформированные пакеты при выгрузке товаров'из-ва- гонов и контейнеров электропогрузчиками доставляют на приемочную площадку, где осуществляется количествен­ ная и качественная приемка. Иногда грузы принимают не­ посредственно при выгрузке около вагона или контейне­ ра, после чего пакет транспортируют электропогрузчи­ ком и укладывают на место хранения — на стеллаж или в штабель. При наличии в складе кранов-штабелеров па­ кеты электропогрузчиками доставляют к стартовым пло­ щадкам, откуда краном-штабелером транспортируют и укладывают на место хранения.

При поступлении грузов в небольшом количестве и от­ пуске их потребителю единицами ящики с грузом распа­

152

ковывают на приемочном столе и изделия укладывают в складскую тару. Транспортируют складскую тару с гру­ зом электропогрузчиком на стартовую площадку кранаштабелера или (при его отсутствии) укладывают электро­ погрузчиком на место хранения.

При поступлении штучных грузов без документов их выгружают на поддоны и размещают на. площадку вре­ менного хранения до прихода документов.

Если отпускают грузы однако наименования в боль­ шом количестве (целыми поддонами), при поступлении заказа от потребителя работники склада с помощью электропогрузчика или крана-штабелера доставляют поддон с товаром на комплектовочную площадку.

При отпуске единицами с поддона снимают необходи­ мое количество груза, а оставшуюся часть пакета воз­ вращают на место.

При отпуске грузов в количестве, меньшем, чем в та­ ре, последнюю распаковывают на комплектовочной пло­ щадке, извлекают количество, необходимое для отправки, а остальное возвращают на место хранения.

Грузы, подготовленные для отправки, упаковывают, комплектуют по потребителям и электропогрузчиком или мостовым краном грузят на автомашину для отправки.

При отправке целыми пакетами грузы, минуя ком­ плектовочную площадку, можно грузить в автомашину и отправлять централизованно.

ГЛАВА V. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ПОКАЗАТЕЛИ И ВЫБОР ВАРИАНТА МЕХАНИЗАЦИИ СКЛАДСКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ГРУЗОВ

СЕБЕСТОИМОСТЬ СКЛАДСКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ГРУЗОВ

При организации погрузочно-разгрузочрых складских работ наряду с натуральными показателями, характери­ зующими производительность подъемно-транспортных механизмов, и пропускную способность баз и складов, не­ обходимо также пользоваться стоимостными показате­ лями.

6

653

153

 


Себестоимость складских работ или затраты на по­ грузку, разгрузку и переработку, отнесенные к 1 тгруза, представляют собой важнейший показатель работы баз и складов. По уровню себестоимости и по его тенденции к снижению или повышению можно судить, как организо­ вана механизация складской переработки грузов. Опре­ деляя удельный вес отдельных статей расходов, можно обнаружить, в какой из них были непроизводительные потери. Для экономического анализа и учета наиболее удобным является показатель «себестоимость перера­ ботки 1 тгруза».

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ вручную себестоимость 1 тонно-операции состоит из сле­ дующих элементов затрат: основной и дополнительной заработной платы рабочих с начислениями, накладных расходов и затрат в связи с износом инвентаря, приме­

няемого в процессе работы.

заработная плата рабо­

 

Основная и дополнительная

чим (грузчикам) начисляется

по действующим нормам

с

учетом вида груза и конкретных условий. Начисления

на

заработную плату (по специальному страхованию)

производятся по определенному проценту от основной за­ работной платы.

Накладные расходы (заработная плата администра­ тивно-управленческого персонала, амортизация и содер­ жание зданий и складов, канцелярские расходы и т. п.) учитываются специально, либо принимаются в процентах к заработной плате основных рабочих.

Затраты в связи с износом инвентаря, применяемого на погрузочно-разгрузочных работах (ручные тележки, роликовые дорожки и т. п.), как правило, являются не­ значительными и учитываются в каждом конкретном случае.

Себестоимость 1 тонно-операции при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ механизированным спо­ собом определяется по формуле:

где Эг — годовые эксплуатационные расходы; Q г — годовой грузооборот.

Годовые эксплуатационные расходы определяются, как сумма всех расходов, связанных с проведением по-

154


грузочно-разгрузочных и складских работ. В эти расходы включаются:

стоимость электроэнергии, топлива, горюче-смазочных материалов. Сюда входит сумма стоимости электроэнер­ гии на зарядку аккумуляторных батарей, на освещение складских помещений.и зарядных станций, а также сто­ имость горюче-смазочных материалов и топлива для средств механизации. Не включается стоимость электро­ энергии, топлива и горюче-смазочных материалов, рас­ ходуемых на прочие службы базы: гараж, котельную, вы­ числительный центр и пр.;

основная и дополнительная заработная плата (с со­ ответствующими начислениями). В эту статью расходов входит сумма заработной платы всех работников базы, непосредственно участвующих в складских процессах пе­ реработки грузов: механизаторов, грузчиков, рабочих по складу, а также работников вспомогательных служб, обеспечивающих выполнение подъемно-транспортных ра­ бот;

амортизация Подъемно-транспортного и технологичес­ кого оборудования. Сюда относится амортизация всех средств механизации и технологического оборудо’вания, использующихся на погрузочно-разгрузочных работах: козловых и автокранов, електро- и автопогрузчиков, стел­ лажей, поддонов, контейнеров и пр. Амортизация зданий и сооружений, а также оборудования зарядных станций, гаража, котельной, вычислительного центра и прочих вспомогательных служб из расчета исключается;

стоимость технического обслуживания и текущего ре­ монта подъемно-транспортного и технологического обору­ дования. Сюда не входит стоимость ремонта зданий, соо­ ружений и оборудования вспомогательных служб;

накладные расходы. Сюда относятся те же элементы, что и при ручном способе выполнения погрузочно-разгру­ зочных работ.

В накладных расходах выделяются затраты по тех­ нике безопасности и охране труда.

Эксплуатационные расходы, приходящиеся на перера­ ботку грузопотоков отдельных товарных групп, распре­ деляются пропорционально общим величинам трудоза­ трат на переработку грузов по этим товарным группам.

Все элементы затрат по эксплуатации машин могут быть разделены на три группы:

6*

155

1. Постоянные расходы, т. е. расходы, не зависящие от интенсивности эксплуатации машин. К ним относятся амортизационные отчисления на восстановление и капи­ тальный ремонт, условно заработная плата с начислени­ ями рабочих, обслуживающих машину, накладные рас­

ходы.

2. Переменные (эксплуатационные) расходы, находя­ щиеся в прямой зависимости от интенсивности эксплуата­ ции машины. К ним относятся затраты на топливо или энергию, на смазочные и обтирочные материалы, на вос­ становление и ремонт шин, на техническое обслуживание

иэксплуатационный ремонт машины.

3.Единовременные расходы (расходы по ремонту, пе­ реброске машины, устройству площадки и др.).

Исходя из этого себестоимость 1 машино-смены мож­

но представить следующей формулой:

Смс ^ р “ Ь З р Т м PJ б . ,

где Эр — переменные расходы за смену, руб.;

YM— коэффициент интенсивности эксплуатации ма­ шины в течение смены (т. е. отношение време­ ни работы машины в течение смены ко време­ ни всей смены);

Ер ■— единовременные расходы, руб.

Себестоимость 1 тонно-операции определяют делени­ ем себестоимости машино-смены на сменную выработку машины.

Снижение себестоимости 1 тонно-операции — важней­ шая задача работников эксплуатации погрузочно-разгру-

Таблица 15. Себестоимость одной тонно-операции, коп., в зависи­

мости от коэффициента интенсивности эксплуатации крана

 

 

Вес одного места груза, т

 

Коэффициент интен*

3,0

2,0

1,0

0,5

0,25

сивности эксплуата-

ции крана

 

 

 

 

 

 

 

Себестоимость одной тонно-операции. КОП.

 

1,00

3,2

4,4

7,9

13,2

25,0

0,75

3,9

5,4

9,8

16,3

30,6

0,50

5.4

7,4

13,3

22,3

42,0

0,25

9,7

13,5

24,2

40,5

76,0

156


зочных машин. Эффективным способом снижения себе­ стоимости является обеспечение максимальной произво­ дительности машины в течение смены, что может быть достигнуто полной загрузкой машины в работе как по времени, так и по грузоподъемности (табл. 15). Не ме­ нее важным фактором в снижении себестоимости явля­ ется сокращение эксплуатационных и единовременных расходов по отдельным элементам, достигаемое улучше­ нием технической эксплуатации машин, повышением культуры производства и соблюдением режима экономии.

ВЫБОР ВАРИАНТА МЕХАНИЗАЦИИ СКЛАДСКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ГРУЗОВ

При механизации складской переработки грузов в каждом конкретном случае устанавливают оптимальный вариант механизации, который выбирают на основе тех­ нико-экономического анализа с целью определения наи­ более эффективного из сравниваемых вариантов при оптймальных условиях труда.

Выбор варианта механизации складских работ про­ изводится с учетом транспортно-технологической схемы работы склада, характеристики перерабатываемых гру­ зов, объема и номенклатуры грузов, способа доставки грузов, на склад и вывоза их со склада, способа склади­ рования грузов, типа и размеров базы или склада.

Анализировать выбранный вариант механизации на­ чинают после того, когда из дальнейшего рассмотрения предварительно исключены все средства механизации, которые вообще неприменимы в условиях предстоящей переработки груза. Таким образом, к сравнению при­ нимают только такие варианты, которые заведомо соответствуют роду и характеру грузов, технологи­ ческому оборудованию и имеющимся складским пло­ щадям.

По каждому анализируемому варианту механизации необходимо рассчитывать и принимать во внимание сле­ дующие технико-экономические показатели: капитальные вложения, срок окупаемости капитальных вложений, се­ бестоимость переработки 1 г груза, простой транспортных средств под погрузочно-разгрузочными работами, качест­ венную и количественную сохранность грузов, обеспече­ ние комплексной механизации переработки грузов, повы­

157

шение производительности труда и улучшение условий труда, затраты энергии или топлива, пропускную способ­

ность баз и складов и др.

Для правильного определения эффективности вариан­ тов механизации складской переработки грузов необхо­ димо тщательно проанализировать технологию перера­ ботки грузов, чтобы выяснить все достоинства и недостат­ ки сравниваемых вариантов. Если один из сравниваемых вариантов обеспечивает меньшие капитальные вложения при меньших эксплуатационных расходах и равной про­ изводительности труда, он, очевидно, является наиболее экономичным.

Однако в большинстве случаев вариант, имеющий меньшие эксплуатационные расходы и обеспечивающий равную производительность труда, требует больших ка­ питальных вложений. Для выбора наиболее экономич­ ного варианта необходимо сопоставить оба варианта путем определения суммарных эксплуатационных рас­ ходов с учетом общих капитальных вложений, приве­ денных в сопоставимый вид с эксплуатационными затра­ тами.

Если выбранный вариант механизации по сравнению -с другими имеет большие капитальные вложения, но обеспечивает меньшие суммарные эксплуатационные рас­ ходы с учетом приведенных капитальных затрат, он явля­ ется более эффективным и должен быть принят для реа­ лизации. При наличии равноэффективных вариантов предпочтение может быть отдано варианту с меньшими капитальными вложениями с учетом таких показателей, как повышение производительности труда, затраты дефи­ цитных материалов и др.

При выборе оптимального варианта механизации складской переработки грузов решающую роль играет величина грузооборота. По мере постепенного роста гру­ зооборота вариант, ранее уступавший сравниваемому ва­ рианту по эффективности, может стать оптимальным. И наоборот, вариант считавшийся вполне эффективным при больших размерах грузооборота, будет неэффектив­ ным в том случае, если грузооборот оказывается значи­ тельно меньше, чем это предполагалось.

В зависимости от величины грузооборота можно ре­ шить вопрос о выборе оптимального варианта между ком­ плексной и м а л о й иди частичной механизацией.

158


При комплексной механизации, как правило, наиболее низкая себестоимость переработки грузов обеспечивает­ ся при применении производительных подъемно-транс­ портных механизмов и рациональном использовании складских помещений. Для варианта с комплексной ме­ ханизацией необходимы также большие капитальные вложения, обусловленные высокой стоимостью приобре­ тения механизмов и их монтажа.

Противоположными показателями характеризуются средства малой механизации, которые не обеспечивают столь низкой себестоимости погрузочно-разгрузочных ра­ бот, но отличаются простотой и дешевизной. Это дает воз­ можность применять их на многих базах и складах с небольшим грузооборотом, не требующих сложных и до­ рогостоящих подъемно-транспортных машин и оборудо­ вания.

Вариант, предусматривающий малую механизацию, и вариант, рассчитанный на применение высокопроизводи­ тельного, но дорогостоящего оборудования, при опре­ деленных размерах грузооборота могут оказаться опти­ мальными. С увеличением объема грузооборота эффек­ тивность применения малой механизации начинает уменьшаться, в то время как возрастает эффективность прменения высокопроизводительных грузоподъемных ме­ ханизмов, обеспечивающих большую экономию на экс­ плуатационных расходах.

При выборе средств механизации переработки грузов на базах и складах, если при всех прочих равных усло­ виях намечается существенное увеличение грузооборота, необходимо ориентироваться на такие варианты меха­ низации, где было бы предусмотрено применение высоко­ производительных механизмов и комплексная механиза­ ция всех работ.

Потребное количество погрузочно-разгрузочных ма­ шин и механизмов, типы которых выбраны на основе ана­ лиза их технических характеристик и конкретных условий работы на базе или складе, рассчитывают по формуле:

где W — общий годовой объем механизированных ра­ бот;

159