Файл: Смирнов, К. А. Сбор, передача и обработка данных АСУ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
Связь регистраторов производства с ВК осущест вляется по выделенным и коммутируемым телефонным каналам связи учрежденческой АТС. Для обмена дан ными применяется специальная аппаратура передачи данных (АПД).
Можно еще .выделить группу средств оргтехники для подготовки данных к вводу в ЭВМ, перезаписи с носи теля на носитель, размножения документов и т. д.
Типовая АСУП Киевского института кибернетики АН УССР построена на базе ЭВМ '«Минск-32». Комп лект ВЗУ состоит из 16 накопителей на магнитных лен тах типа НМЛ-67 (общий объем 64 млн. байт); восьми накопителей на .магнитных барабанах типа НБ-11 (об щий объем 5,5 млн. байт).
4.2
ОТРАСЛЕВАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
По отраслевым автоматизированным систе мам управления (ОАСУ) не накоплено достаточно опы та, чтобы можно было детально рассмотреть их. Пока можно лишь говорить о подходах к созданию ОАСУ.
В настоящее время имеется не менее ста централь ных министерств и ведомств, которые осуществляют уп равление различными отраслями и сферами обществен ного воспроизводства. Все они взаимодействуют с госу дарственными органами 15 союзных республик и через них непосредственно с органами управления 114 облас тей. Всего на союзном и республиканском уровне насчи тывается около 700 министерств и ведомств, из которых 212 в текущую пятилетку должны стать автоматизиро ванными по управлению. При этом каждая отрасль раз вивается как самостоятельная система управления, в ко торой управляющим органом является аппарат минис терства, а управляемыми объектами — подведомствен ные предприятия и организации.
Общая задача отраслей народного хозяйства в ши роком ее смысле — это удовлетворение потребностей на селения и других подразделений социалистической эко номики в продукции отрасли. Реализация поставленной задачи осуществляется разными путями: некоторые от расли полностью сами отвечают и за производство, и за распределение, и за доведение до потребителя готовой
7 * |
195 |
.продукции; другие только !ра'ап|ределяют свою продук цию с помощью системы Госснаба СССР-
Всю деятельность министерства в сфере руководства предприятиями отрасли можно разделить на три основ ных этапа: планирование, регулирование хода выполне ния плана, учет и анализ производственной деятель ности.
В соответствии е действующими положениями ори планировании отраслевое министерство: изучает потреб ности народного хозяйства в продукции отрасли; разра батывает схемы развития и размещения своей промыш ленности, исходя из контрольных цифр развития народ ного хозяйства; определяет и доводит до предприятий контрольные цифры перспективных и годовых планов; на основе поступающих от предприятий проектов пла нов разрабатывает проект отраслевого плана; ‘опреде ляет объемы производства в ассортименте и т. д. Про цесс составления сводного сбалансированного плана от расли является комплексной функцией министерства.
На этапе реализации планов министерство осущест вляет регулирование, включающее: сбор и анализ ин формации о текущей работе предприятий, прогнозиро вание возможных отклонений, обеспечение бесперебой ного хода производства путем управления текущим рас пределением и перераспределением необходимых ресур сов и т. д.
Для успешной реализации перспективных и-текущих планов необходимо своевременное обеспечение произ водства основными видами ресурсов: основными фонда ми трудовых ресурсов, материальными и финансовыми ресурсами, информационными ресурсами (обеспечение предприятий необходимой научно-технической и конст рукторско-технологической информа цией).
При существующей технологии управления отраслью большая часть перечисленных работ выполняется аппа ратом министерства вручную. Поэтому, например, при планировании обычно удается составить только один ва риант плана; при оперативном управлении зачастую не удается собрать и обработать достаточно полный объем информации и т. д. Сохранение действующей ручной технологии управления является тормозом в развитии всей системы управления отраслью.
Совершенствование процессов управления в отрасле вых системах -на основе применения электронно-вычис лительной техники идет сейчас различными путями.
196
В некоторых отраслях ограничиваются совершенствова нием технологии обработки документов на основе ее ме ханизации и автоматизации с сохранением сложившихся функций, сложившихся взаимоотношений с другими си стемами. Это сокращает трудозатраты на выполнение имеющего место объема работ, позволяет освободить аппарат министерств от выполнения рутинных1) работ. Однако кардинального улучшения системы управления при таком подходе не достигается.
Другой путь — создание комплексной автоматизиро ванной системы управления, при котором все выполняе мые функции пересматриваются под углом зрения наи более полного выполнения цели отраслевой системой. При этом некоторые функции дополняются, другие только расширяются и видоизменяются, меняется форма взаи моотношений с предприятиями, а иногда и с вышестоя щими звеньями иерархии управления: ЦСУ, Госснабом
СССР, Госпланом СССР.
На рис. 4.3 показана общая структура системы уп равления народным .хозяйством. ОАСУ является сред-
Рнс. 4.3. Структура автоматизированного управления народ ным хозяйством
ним уровнем этой иерархической системы. Верхний уро вень занимает автоматизированная система плановых расчетов (АСПР) совместно с такими межотраслевыми, системами, как АСУ материально-техническим снабже нием Госснаба GCCP, АСУ Центрального статистичес-)*
*) Не требующих специальных знаний, механических.
197
к-ого yinipа1влен'ия. Нижний уровень ‘составляют автомати. зированные системы lyinjpа'влеития итредп!риятием.
Нормальное функционирование ОАСУ возможно при наличии некоторого оптимального состава, объема и 'ин тенсивности данных, поступающих на вход и -передавае- мых на выходе. Для ОАСУ необходимы данные из АСПР, характеризующие общее состояние и перспективы раз вития всего народного хозяйства (для обоснованного определения направлений перспективного развития от расли), потребности страны в продукции и услугах отрасли. Необходимы также данные о состоянии и пер спективах развития подведомственных министерству предприятий. Для нормального функционирования всех ОАСУ необходимо установление ‘регламентированных связей как 'между ними, так н с АСПР, 'Обеспечиваю щих логическую последовательность работ но составле нию народнохозяйственных планов и контроль ва их (вы полнением.
Конечно, говорить о полной автоматизации процес сов, выполняемых сейчас аппаратом 'министерств, nipат тически нереально - (многие -стороны деятельности ми нистерств не формализуются). Целесообразно говорить о возможностях и методах создания человеко-машинной ОАСУ, в которой формализуемые задачи решались бы по схеме рис. 1.8, задачи, частично .формализуемые,— по схеме рис. 1.7, а задачи, недоступные для ЭВМ, ре шались бы человеком.
Структура ОАСУ соответствует основным принципам построения сложных систем управления. Она включает входные устройства, блок обработки входной информа ции, блок принятия решений н устройства передачи вы ходной информации в нижний (предприятия) и выше стоящий (Госплан СССР, Совет Министров СССР) уров ни управления (рис. 4.4). Вход в ОАСУ осуществляется через контрольно-информационные пункты (КИП) на предприятиях отрасли. В задачу КИП -входитполучение необходимой для функционирования ОАСУ планово-эко номической информации от автоматизированных систем управления предприятиями (АСУП) и -передача этой ин формации по каналам связи в ОАСУ. При большом чис ле предприятий в отрасли общий объем информации, поступающей в ОАСУ непосредственно с предприятий, настолько велик, что для ее качественной и своевремен ной обработки необходимо создание промежуточных ин формационно-вычислительных звеньев — кустовых ин-
198
формационно-вычислительных центров (КИВЦ). Каж дый КИВЦ принимает и частично обрабатывает (приме нительно к возможностям установленной здесь быстро действующей аппаратуры передачи данных) первичную планово-экономическую информацию, поступающую с
С т р у к т у р а ОАСУ
Рис. 4.4. Структура ОАСУ
прикрепленных к нему АСУП. Таким образом, умень шается общий объем информации, поступающей непо средственно в ОАСУ.
На КИВЦ возлагается также ряд самостоятельных задач. Прежде всего, это прием, обработка и передача информации от АСУП к ОАСУ. ’Кроме того, КИВЦ ре шает задачи, связанные с поиском и формированием нормативно-справочной информации для отраслевого планирования, задачи обмена информацией между КИВЦ и его абонентами, задачи взаимодействия АСУП предприятий, не имеющих своих вычислительных цент ров, с вышестоящими организациями и нредприятиямисмежниками и т. д.
199
С КИВЦ информация поступает в блоки обработки информации 'и принятия решений. Одно из ооновньгх звеньев ОАСУ — блок обработки информации, или отраслевой вычислительный центр (ОВЦ), который дол жен своевременно обеспечивать аппарат специалистов министерства информацией, необходимой для принятия научно обоснованных решений на всех этапах планиро вания и управления в отрасли. Эта задача включает:
—прием планово-управленческой информации от верхних и нижних уровней управления на всех видах технических носителей, на документах и по каналам связи;
—подготовку поступающей информации для ввода
вЭВМ;
—обработку 'информации и решение задач матема тического обеспечения отрасли на различных этапах планирования;
—контроль и анализ организации потоков п масси вов информации с целевым назначением, упорядочение
ирационализацию экономической информации;
—обмен информацией между ОВЦ и его абонен
тами;
—формирование и выдачу информации по заказам аппарата специалистов п руководителей министерства;
—взаимодействие с КИВЦ и информационными пунктами АСУП, а также с ВЦ других ОАСУ и выше стоящих организаций.
На основе анализа информации, поступающей от ОВЦ, аппарат специалистов министерства (блок приня тия решений ОАСУ) вырабатывает и принимает реше-; ния по всем основным задачам планирования и управ
ления в отрасли. Принятые 'решения утверждаются и в зависимости от содержания через соответствующие каналы связи направляются либо в вышестоящие орга ны, либо подведомственным предприятиям и организа циям. Таким образом, осуществляется обратная связь и ОАСУ в целом будет замкнутой системой управления. В такой системе аппараты специалистов министерства и ОВЦ образуют единое целое и, взятые порознь, не мо гут нормально функционировать.
Среди первых ОАСУ, введенных в действие, можно выделить отраслевую автоматизированную систему уп равления промышленностью приборостроения, известную под названием «АСУ-прибор». К настоящему времени она включает 16 функциональных подсистем, в том чис-
200
jte: перспективного и технико-ОДономичёскоТо планиро вания; оперативного управления; управления материаль но-техническим снабжением, сбытом, транспортными пе ревозками; управления финансовой деятельностью, ка питальным строительством, качеством продукции; учета кадров, бухгалтерского и т. д. Для автоматизированно го выполнения задач этих подсистем в отраслевом вы числительном центре установлено семь ЭВМ, из которых одна машина третьего поколения — ЕС-1020; одна— БЭСМ-4; остальные — типа «Минск» и «Урал».
В группу средств подготовки данных АСУ-ирнбора входят клавишные суммирующие и вычислительные ма шины; карточные и ленточные .цифровые и алфавитноцифровые перфораторы, табулятор, контрольно-считы- вающие устройства. С целью совершенствования процес сов подготовки данных 'и ввода их в ЭВМ в АСУ-лркборе разрабатывается специальное устройство, предназначен ное для переноса данных с документов на магнитную ленту без использования промежуточного носителя—пер фокарты или перфоленты. Это устройство основывается на использовании ЭВМ- М-6000.
В группу средств вывода данных входят алфавитноцифровые печатающие устройства, аппараты для быстро действующей печати, рулонные телетайпы, устройства вывода данных на перфоноситель. Для размножения документов используются электрографические машин ки, печатные станки и ротапринты.
Для операттгвного взаимодействия специалистов ми нистерства .с ЭВМ используются устройства отображения информации с телеэкранами, которые устанавливаются в кабинетах министерства. Н.а экран может выводиться информация о ходе выполнения плана с сопоставлением
•планового и фактического выпусков продукции. Устрой ства отображения работают во взаимодействии с ЭВМ «Урал-14», для чего между министерством и отраслевым вычислительным центром организован канал передачи данных, включающий два кодопреобразователя и два модема аппаратуры типа «Аккорд-1200».
Общее количество видов документов, которые могут поступать в отраслевой вычислительный центр к 4975 г., составит 300 наименований. Из них 10 будут поступать
для обработки ежедневно; 10 — ежедекадно; |
50 — еже |
месячно; около 80— ежеквартально и раз’ в |
полугодие |
и около 150 —один раз в году. Все показатели |
докумен |
тов закодированы в десятичном коде. Самый |
длинный |
8— 78 |
- |
201 |