Файл: Смирнов, К. А. Сбор, передача и обработка данных АСУ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Связь регистраторов производства с ВК осущест­ вляется по выделенным и коммутируемым телефонным каналам связи учрежденческой АТС. Для обмена дан­ ными применяется специальная аппаратура передачи данных (АПД).

Можно еще .выделить группу средств оргтехники для подготовки данных к вводу в ЭВМ, перезаписи с носи­ теля на носитель, размножения документов и т. д.

Типовая АСУП Киевского института кибернетики АН УССР построена на базе ЭВМ '«Минск-32». Комп­ лект ВЗУ состоит из 16 накопителей на магнитных лен­ тах типа НМЛ-67 (общий объем 64 млн. байт); восьми накопителей на .магнитных барабанах типа НБ-11 (об­ щий объем 5,5 млн. байт).

4.2

ОТРАСЛЕВАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

По отраслевым автоматизированным систе­ мам управления (ОАСУ) не накоплено достаточно опы­ та, чтобы можно было детально рассмотреть их. Пока можно лишь говорить о подходах к созданию ОАСУ.

В настоящее время имеется не менее ста централь­ ных министерств и ведомств, которые осуществляют уп­ равление различными отраслями и сферами обществен­ ного воспроизводства. Все они взаимодействуют с госу­ дарственными органами 15 союзных республик и через них непосредственно с органами управления 114 облас­ тей. Всего на союзном и республиканском уровне насчи­ тывается около 700 министерств и ведомств, из которых 212 в текущую пятилетку должны стать автоматизиро­ ванными по управлению. При этом каждая отрасль раз­ вивается как самостоятельная система управления, в ко­ торой управляющим органом является аппарат минис­ терства, а управляемыми объектами — подведомствен­ ные предприятия и организации.

Общая задача отраслей народного хозяйства в ши­ роком ее смысле — это удовлетворение потребностей на­ селения и других подразделений социалистической эко­ номики в продукции отрасли. Реализация поставленной задачи осуществляется разными путями: некоторые от­ расли полностью сами отвечают и за производство, и за распределение, и за доведение до потребителя готовой

7 *

195

.продукции; другие только !ра'ап|ределяют свою продук­ цию с помощью системы Госснаба СССР-

Всю деятельность министерства в сфере руководства предприятиями отрасли можно разделить на три основ­ ных этапа: планирование, регулирование хода выполне­ ния плана, учет и анализ производственной деятель­ ности.

В соответствии е действующими положениями ори планировании отраслевое министерство: изучает потреб­ ности народного хозяйства в продукции отрасли; разра­ батывает схемы развития и размещения своей промыш­ ленности, исходя из контрольных цифр развития народ­ ного хозяйства; определяет и доводит до предприятий контрольные цифры перспективных и годовых планов; на основе поступающих от предприятий проектов пла­ нов разрабатывает проект отраслевого плана; ‘опреде­ ляет объемы производства в ассортименте и т. д. Про­ цесс составления сводного сбалансированного плана от­ расли является комплексной функцией министерства.

На этапе реализации планов министерство осущест­ вляет регулирование, включающее: сбор и анализ ин­ формации о текущей работе предприятий, прогнозиро­ вание возможных отклонений, обеспечение бесперебой­ ного хода производства путем управления текущим рас­ пределением и перераспределением необходимых ресур­ сов и т. д.

Для успешной реализации перспективных и-текущих планов необходимо своевременное обеспечение произ­ водства основными видами ресурсов: основными фонда­ ми трудовых ресурсов, материальными и финансовыми ресурсами, информационными ресурсами (обеспечение предприятий необходимой научно-технической и конст­ рукторско-технологической информа цией).

При существующей технологии управления отраслью большая часть перечисленных работ выполняется аппа­ ратом министерства вручную. Поэтому, например, при планировании обычно удается составить только один ва­ риант плана; при оперативном управлении зачастую не удается собрать и обработать достаточно полный объем информации и т. д. Сохранение действующей ручной технологии управления является тормозом в развитии всей системы управления отраслью.

Совершенствование процессов управления в отрасле­ вых системах -на основе применения электронно-вычис­ лительной техники идет сейчас различными путями.

196


В некоторых отраслях ограничиваются совершенствова­ нием технологии обработки документов на основе ее ме­ ханизации и автоматизации с сохранением сложившихся функций, сложившихся взаимоотношений с другими си­ стемами. Это сокращает трудозатраты на выполнение имеющего место объема работ, позволяет освободить аппарат министерств от выполнения рутинных1) работ. Однако кардинального улучшения системы управления при таком подходе не достигается.

Другой путь — создание комплексной автоматизиро­ ванной системы управления, при котором все выполняе­ мые функции пересматриваются под углом зрения наи­ более полного выполнения цели отраслевой системой. При этом некоторые функции дополняются, другие только расширяются и видоизменяются, меняется форма взаи­ моотношений с предприятиями, а иногда и с вышестоя­ щими звеньями иерархии управления: ЦСУ, Госснабом

СССР, Госпланом СССР.

На рис. 4.3 показана общая структура системы уп­ равления народным .хозяйством. ОАСУ является сред-

Рнс. 4.3. Структура автоматизированного управления народ­ ным хозяйством

ним уровнем этой иерархической системы. Верхний уро­ вень занимает автоматизированная система плановых расчетов (АСПР) совместно с такими межотраслевыми, системами, как АСУ материально-техническим снабже­ нием Госснаба GCCP, АСУ Центрального статистичес-)*

*) Не требующих специальных знаний, механических.

197

к-ого yinipа1влен'ия. Нижний уровень ‘составляют автомати. зированные системы lyinjpа'влеития итредп!риятием.

Нормальное функционирование ОАСУ возможно при наличии некоторого оптимального состава, объема и 'ин­ тенсивности данных, поступающих на вход и -передавае- мых на выходе. Для ОАСУ необходимы данные из АСПР, характеризующие общее состояние и перспективы раз­ вития всего народного хозяйства (для обоснованного определения направлений перспективного развития от­ расли), потребности страны в продукции и услугах отрасли. Необходимы также данные о состоянии и пер­ спективах развития подведомственных министерству предприятий. Для нормального функционирования всех ОАСУ необходимо установление ‘регламентированных связей как 'между ними, так н с АСПР, 'Обеспечиваю­ щих логическую последовательность работ но составле­ нию народнохозяйственных планов и контроль ва их (вы­ полнением.

Конечно, говорить о полной автоматизации процес­ сов, выполняемых сейчас аппаратом 'министерств, nipат­ тически нереально - (многие -стороны деятельности ми­ нистерств не формализуются). Целесообразно говорить о возможностях и методах создания человеко-машинной ОАСУ, в которой формализуемые задачи решались бы по схеме рис. 1.8, задачи, частично .формализуемые,— по схеме рис. 1.7, а задачи, недоступные для ЭВМ, ре­ шались бы человеком.

Структура ОАСУ соответствует основным принципам построения сложных систем управления. Она включает входные устройства, блок обработки входной информа­ ции, блок принятия решений н устройства передачи вы­ ходной информации в нижний (предприятия) и выше­ стоящий (Госплан СССР, Совет Министров СССР) уров­ ни управления (рис. 4.4). Вход в ОАСУ осуществляется через контрольно-информационные пункты (КИП) на предприятиях отрасли. В задачу КИП -входитполучение необходимой для функционирования ОАСУ планово-эко­ номической информации от автоматизированных систем управления предприятиями (АСУП) и -передача этой ин­ формации по каналам связи в ОАСУ. При большом чис­ ле предприятий в отрасли общий объем информации, поступающей в ОАСУ непосредственно с предприятий, настолько велик, что для ее качественной и своевремен­ ной обработки необходимо создание промежуточных ин­ формационно-вычислительных звеньев — кустовых ин-

198


формационно-вычислительных центров (КИВЦ). Каж­ дый КИВЦ принимает и частично обрабатывает (приме­ нительно к возможностям установленной здесь быстро­ действующей аппаратуры передачи данных) первичную планово-экономическую информацию, поступающую с

С т р у к т у р а ОАСУ

Рис. 4.4. Структура ОАСУ

прикрепленных к нему АСУП. Таким образом, умень­ шается общий объем информации, поступающей непо­ средственно в ОАСУ.

На КИВЦ возлагается также ряд самостоятельных задач. Прежде всего, это прием, обработка и передача информации от АСУП к ОАСУ. ’Кроме того, КИВЦ ре­ шает задачи, связанные с поиском и формированием нормативно-справочной информации для отраслевого планирования, задачи обмена информацией между КИВЦ и его абонентами, задачи взаимодействия АСУП предприятий, не имеющих своих вычислительных цент­ ров, с вышестоящими организациями и нредприятиямисмежниками и т. д.

199


С КИВЦ информация поступает в блоки обработки информации 'и принятия решений. Одно из ооновньгх звеньев ОАСУ — блок обработки информации, или отраслевой вычислительный центр (ОВЦ), который дол­ жен своевременно обеспечивать аппарат специалистов министерства информацией, необходимой для принятия научно обоснованных решений на всех этапах планиро­ вания и управления в отрасли. Эта задача включает:

прием планово-управленческой информации от верхних и нижних уровней управления на всех видах технических носителей, на документах и по каналам связи;

подготовку поступающей информации для ввода

вЭВМ;

обработку 'информации и решение задач матема­ тического обеспечения отрасли на различных этапах планирования;

контроль и анализ организации потоков п масси­ вов информации с целевым назначением, упорядочение

ирационализацию экономической информации;

обмен информацией между ОВЦ и его абонен­

тами;

формирование и выдачу информации по заказам аппарата специалистов п руководителей министерства;

взаимодействие с КИВЦ и информационными пунктами АСУП, а также с ВЦ других ОАСУ и выше­ стоящих организаций.

На основе анализа информации, поступающей от ОВЦ, аппарат специалистов министерства (блок приня­ тия решений ОАСУ) вырабатывает и принимает реше-; ния по всем основным задачам планирования и управ­

ления в отрасли. Принятые 'решения утверждаются и в зависимости от содержания через соответствующие каналы связи направляются либо в вышестоящие орга­ ны, либо подведомственным предприятиям и организа­ циям. Таким образом, осуществляется обратная связь и ОАСУ в целом будет замкнутой системой управления. В такой системе аппараты специалистов министерства и ОВЦ образуют единое целое и, взятые порознь, не мо­ гут нормально функционировать.

Среди первых ОАСУ, введенных в действие, можно выделить отраслевую автоматизированную систему уп­ равления промышленностью приборостроения, известную под названием «АСУ-прибор». К настоящему времени она включает 16 функциональных подсистем, в том чис-

200


jte: перспективного и технико-ОДономичёскоТо планиро­ вания; оперативного управления; управления материаль­ но-техническим снабжением, сбытом, транспортными пе­ ревозками; управления финансовой деятельностью, ка­ питальным строительством, качеством продукции; учета кадров, бухгалтерского и т. д. Для автоматизированно­ го выполнения задач этих подсистем в отраслевом вы­ числительном центре установлено семь ЭВМ, из которых одна машина третьего поколения — ЕС-1020; одна— БЭСМ-4; остальные — типа «Минск» и «Урал».

В группу средств подготовки данных АСУ-ирнбора входят клавишные суммирующие и вычислительные ма­ шины; карточные и ленточные .цифровые и алфавитноцифровые перфораторы, табулятор, контрольно-считы- вающие устройства. С целью совершенствования процес­ сов подготовки данных 'и ввода их в ЭВМ в АСУ-лркборе разрабатывается специальное устройство, предназначен­ ное для переноса данных с документов на магнитную ленту без использования промежуточного носителя—пер­ фокарты или перфоленты. Это устройство основывается на использовании ЭВМ- М-6000.

В группу средств вывода данных входят алфавитноцифровые печатающие устройства, аппараты для быстро­ действующей печати, рулонные телетайпы, устройства вывода данных на перфоноситель. Для размножения документов используются электрографические машин­ ки, печатные станки и ротапринты.

Для операттгвного взаимодействия специалистов ми­ нистерства .с ЭВМ используются устройства отображения информации с телеэкранами, которые устанавливаются в кабинетах министерства. Н.а экран может выводиться информация о ходе выполнения плана с сопоставлением

•планового и фактического выпусков продукции. Устрой­ ства отображения работают во взаимодействии с ЭВМ «Урал-14», для чего между министерством и отраслевым вычислительным центром организован канал передачи данных, включающий два кодопреобразователя и два модема аппаратуры типа «Аккорд-1200».

Общее количество видов документов, которые могут поступать в отраслевой вычислительный центр к 4975 г., составит 300 наименований. Из них 10 будут поступать

для обработки ежедневно; 10 — ежедекадно;

50 — еже­

месячно; около 80— ежеквартально и раз’ в

полугодие

и около 150 —один раз в году. Все показатели

докумен­

тов закодированы в десятичном коде. Самый

длинный

8— 78

-

201