ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
ны, нет ли утечки масла, не засорены ли трубки. Возможен износ поршня 6 воздушного цилиндра, при котором появляются большие утечки воздуха между поршнем и корпусом, что вызы вает снижение давления воздуха в полости 4. Причиной утечки
воздуха |
может |
быть также |
износ сальникового уплотнения. |
В этих |
случаях |
необходима |
разборка серводвигателя. После |
устранения неисправности серводвигатель собирают, устанавли вают на место и присоединяют трубки. Работу пускового серво двигателя проверяют, нажимая на якорь электромагнитного вен тиля. После трех-четырех срабатываний серводвигатель готов к пуску дизеля.
Если после устранения всех неисправностей серводвигатель все же не работает, то необходимо отвернуть пробку 13 и выпу стить воздух из полости 9 стакана 10. После того как из поло сти 9 перестанут выходить пузырьки воздуха и начнет вытекать масло, надо завернуть пробку 13 и проверить работу серводви гателя.
Ранее изготовленные пусковые серводвигатели имели конст руктивные, технологические и эксплуатационные недостатки. Объем нагнетаемого масла под поршень силового цилиндра сер водвигателя (37 см3) не обеспечивал нормального пуска.
Поршни 14 и 6 ранее закреплялись на общей оси, что за трудняло сборку серводвигателя. Кроме того, поршень 6 всегда выполнялся из стали, вследствие чего он был подвержен коррозии и заклинивался во время работы. Обратный шарико вый клапан был установлен непосредственно в стакане серво двигателя, что создавало неудобство, так как трубка, соединя ющая масляную полость стакана с аккумуляторами масла во время работы находилась под давлением 3 ат. При повреждении трубки не было возможности ее заменить во время работы ди зеля.
В модернизированных пусковых серводвигателях объем на гнетаемого масла увеличен в 1,7 раза, что обеспечивает нор мальный пуск дизеля. Обратный шариковый клапан установлен на корпусе регулятора, благодаря чему имеется возможность от соединить трубку между стаканом серводвигателя и аккумуля торами масла. Теперь поршень 6 не соединен жестко с порш нем 14, что облегчает сборку серводвигателя. Кроме того, пор шень 6 выполнен из бронзы, а значит не подвержен коррозии и заклиниванию во время работы.
Г л а в а IV
УПРАВЛЕНИЕ ЧАСТОТОЙ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДИЗЕЛЯ
Частоту вращения тепловозных, судовых и стационарных ди зелей регулируют изменением предварительного сжатия пружи ны измерителя, которое можно выполнить вручную или при по мощи дистанционного управления. Ручное управление осуще ствляется через рычажный механизм, связанный с пружиной из мерителя. Воздействуют на механизм вручную, перемещая винт с мелкой резьбой. Дистанционное управление по своему испол нению и принципу действия может быть:
электропневматическим (регуляторы Д50, 5Д50, 2Д100, ЗД100 и др.);
электрическим (регуляторы 1Д50, 4Д100, 7Д100, 16Д100); электрогидравлическим (регуляторы 9Д100, 1 ОД100); электропневмогидравлическим (регуляторы газовых дизе
лей) .
Регулировать частоту вращения можно бесступенчатым спо собом (все регуляторы с электрическим и электропневмогидрав лическим управлением), ступенями с резким скачком частоты вращения (регуляторы Д50, 5Д50, 2Д100) и с плавным перехо дом от ступени к ступени (регуляторы 9Д100 и 1 ОД100).
§ 12. ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Электропневматическое управление обычно бывает дистанци онное, однако оно может быть выполнено и в сочетании с руч ным (регулятор ЗД100). Управление осуществляют при помощи механизма, имеющего электропневматическую управляющую часть и пневматическую исполнительную, а также рычажную си стему.
Частоту вращения коленчатого вала изменяют рукояткой контроллера, которую устанавливают в фиксированные положе ния (8 или 16), соответствующие определенным значениям ча стоты вращения. При переводе рукоятки контроллера из одного положения (позиции) в другое поворачивается барабан конт роллера и происходят соответствующие переключения в элект рических цепях управления электропневматическими клапанами. Последние, управляя работой цилиндров пневматического серво-
63
двигателя, через рычажную передачу изменяют сжатие пружи
ны измерителя регулятора, т. е. частоту вращения коленчатого вала дизеля.
Пневматический серводвигатель имеет корпус 6 (рис. 27) прикрепленный к блоку топливных насосов (регуляторы Д50) или к специальному кронштейну на блоке дизеля (регуляторы Д100). Снизу в корпусе расточены цилиндрические колодцы,
Рис. 27. Пневматический серводвигатель:
/ — регулировочные |
прокладки; 2 — призма; 3 — рычаг; 4 — ролик; |
5 — планка; 6 — |
|
корпус; 7 — вентиль |
электропневматнческнй ВВ-1А-2; |
8 — впускной |
клапан; 9 — сту |
|
пенчатая втулка; 10 — пружина; |
// — шток |
|
расположенные в один ряд. У регуляторов с 16 ступенями изме нения частоты вращения этих цилиндров четыре, а с 8 ступе нями— три (четвертый не используется). В донышки цилинд ров (колодцев) запрессованы бронзовые направляющие втулки для штоков серводвигателя. Внутри каждого цилиндра нахо дится пружина, один конец которой опирается на кольцевую выточку в донышке цилиндра, а другой — на диск фигурной шайбы.
Распорную упругую шайбу, фигурную шайбу и резиновую уплотнительную манжету (в серводвигателях прежних выпусков ее изготовляли из кожи) надевают на стержень штока 11 и за крепляют гайкой. Гайку завертывают на нижнюю резьбовую часть штока и шплинтуют. Шток 11 выполнен в виде болта с фасонной головкой, которая опирается на наружную поверх ность донышка цилиндра.
В собранном виде этот узел представляет собой поршенек, ход которого определяется расстоянием между верхним днищем колодца и торцом ступенчатой втулки 9. Величина хода для ре гулятора Д50 равна 13,2+0'3 мм, для регуляторов 2Д100 состав ляет 10-о,2 мм и для регуляторов ЗД100 равна 13,5 мм. Величина хода зависит от количества регулировочных прокладок 1. На верхнюю плоскость головки штока опирается текстолитовый ро лик 4. Пара роликов валиками связаны с рычагами 3. У регуля тора 2Д100 — три рычага, а у регуляторов Д50 и ЗД100 — два. Рычаги соединены между собой, а кроме того, один из них —
64
с планками 5 главного рычага, качающегося вокруг валика кронштейна. Конец планки соединен валиком через призму 2 с вилкой тяги рычажного управления регулятором.
Все цилиндры снизу закрыты общей крышкой, установленной на прокладке и прикрепленной винтами к корпусу 6. На боковой поверхности корпуса против каждого цилиндра имеется прилив с обработанной торцевой поверхностью, к которой прикреплен электропневматический клапан. На привалочную поверхность прилива выведены два канала: верхний — от нижней полости цилиндра серводвигателя и нижний — от воздушной магистрали. Правый конец магистрали имеет штуцер для подвода сжатого воздуха под давлением 5—7 кгс/см2; левый конец закрыт за глушкой. Полости над поршнями каналами связаны с атмосфе рой для исключения добавочного сопротивления при перемеще
ниях поршней. |
Цилиндры серводвигателя |
соединены |
каналами |
с масленками, |
которые устанавливают для |
каждого |
цилиндра |
на приливе тыльной стороны корпуса серводвигателя. Масленки представляют собой длинные трубки с пружинными крышками.
Электропневматический клапан (вентиль) при возбуждении электромагнита открывает доступ воздуха под поршень пневма тического серводвигателя. При размыкании цепи электромагни та клапан сообщает полость под поршнем с атмосферой, т. е. выпускает воздух из цилиндра. К фланцам каждого цилиндра болтами прикреплен электропневматический вентиль 7, воздуш ная часть которого каналами соединена с соответствующими ка налами корпуса. Игольчатый впускной клапан 8 воздушной ча сти вентиля пружиной прижат снизу к посадочному пояску, а верхней частью упирается в торец стержневого клапана. Клапан 8 закрывает проход воздуха в полость цилиндра, которая соеди нена каналом с атмосферой. Катушки электропневматических вентилей получают питание от источника постоянного тока на пряжением 75 В.
Технические данные электропневматического вентиля ВВ-1А-1 следующие: давление 5—6 кгс/см2; ток полной нагрузки при 20° С 0,095 А; ток срабатывания 0,041 А; сопротивление катушки при 20°С равно 790 Ом; ход клапана 0,9±0,005 мм.
Если катушка вентиля возбуждена, то стержень выпускного клапана будет прижат книзу и, закрыв отверстие, опустит впу скной клапан 8. Воздух через каналы пройдет в полость под поршень 6 цилиндра, который, сжимая пружину 10, подни мется до упора. Это вызовет подъем того конца рычага, с кото рым поршень соединен роликом 4. Последовательность возбуж дения катушек магнитных клапанов обеспечивает соответствую щая конструкция контроллера. При переводе рукоятки контрол лера включается катушка магнитных клапанов в последователь ности, приведенной в табл. 4 и 5.
Как видим, для восьми позиций контроллера восьми различ ных скоростей можно достигнуть при пневматическом серводви-
3 А. Г. Аврунші и др. |
65 |
СВ |
|
|
|
Т а б л и ц а |
4 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
с. |
|
Включен |
|
|
|
|
|
о |
|
|
Включен |
|
|||
с; |
|
клапан |
|
|
|||
к |
трехпорш |
|
клапан |
|
|||
о |
|
|
|||||
X |
|
невого |
|
четырех- |
|
||
g- |
|
|
поршневого |
|
|||
о |
|
серво |
|
|
|||
к |
двигателя |
серводвигателя |
|||||
S |
I |
о |
III |
I |
II |
III |
IV |
о |
|||||||
С |
+ |
|
|
|
|
|
|
0и I |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
_L |
|
— |
|
|
IV |
— |
+ |
|
|
|
|
|
III |
|
— |
|
— |
— |
— |
|
V |
+ |
— |
+ |
+ |
|
— |
|
|
— |
|
|
||||
- VI |
— |
— |
+ |
— |
— |
|
— |
VII |
+ |
|
+ |
+ |
— |
|
+ |
— |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
||
VIII |
+ |
. + |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
5 |
|
|
Включен клапан |
|
Включен клапан |
|||
|
четырех |
|
|
четырех* |
|
|
Позиция контроллера |
поршневого |
|
Позиция контроллера |
поршневого |
|
|
серводвигателя |
серводвигателя |
|||||
|
|
|||||
|
I и іи |
IV |
|
I и III |
IV |
0 и 1 |
|
— |
— |
|
II |
+ |
— |
||
III |
— |
+ |
— |
— . |
IV + |
+ |
— |
— |
|
V — |
— |
+ |
— |
|
VI |
+ |
— |
+ |
— |
VII |
— |
+ |
|
— |
VIII |
+ |
+ |
+ |
|
IX |
|
|
— |
+ |
X + |
— |
+ |
||
XI |
— |
+ |
— |
+ |
XII |
+ |
+ |
— |
+ |
XIII |
— |
|
+ |
+ |
XIV |
+ |
— |
+ |
+ |
XV — |
+ |
+ |
+ |
|
XVI |
+ |
+ |
+ |
+ |
гателе с тремя и четырьмя цилиндрами. Так, для дизеля Д50 тепловоза ТЭМ1 применяют трехпоршневой серводвигатель, а для дизеля ПДГ1М тепловоза ТЭМ2 — четырехпоршневой. В по следнем случае, в обычном пневматическом серводвигателе с
четырьмя цилиндрами изменены ходы поршней: |
I — 9+0-2 |
мм; |
||
II — 10,2±0,1 |
мм; III — 8±0,1 мм; IV — 8,7±0,1 |
мм |
(по |
срав |
нению с 1 0 - 0 , 2 |
мм для всех четырех цилиндров |
серводвигателя |
||
регулятора 2Д100). |
|
|
|
|
Для достижения требуемого числа позиций из возможных 16 |
||||
используется восемь с неравномерным интервалом |
изменения |
частоты вращения коленчатого вала дизеля по позициям конт роллера: 0; І и II позиция — 300 об/мин; III — 330 об/мин; IV — 400 об/мин; V — 480 об/мин; VI — 570 об/мин; VII — 650 об/мин; VIII — 750 об/мин. Указанные изменения ходов поршней зави сят от различных размеров ступенчатой втулки 9 (рис. 27) или штока 11. В зависимости от позиции рукоятки контроллера измёняется последовательность включения магнитных клапанов, а следовательно, меняется частота вращения коленчатого вала ди зеля.
Рычажная передача (ее кинематическая схема) для регуля тора 2Д100 представлена на рис. 28. Передаточные отношения рычажной передачи в точке А составляют:
от оси поршня I отношение ij = |
18,5 |
29,15 |
39 |
250 |
|||
— ■— •—-— •—■— = 0 217- |
|||||||
|
|
55,15 |
67,7 |
84 |
77 |
||
от оси поршня II отношение іи- |
36,65 |
29,15 |
39 250 |
||||
— — .— — • —■— =0,432: |
|||||||
|
|
55,1567,7 |
84 |
77 |
|||
от оси поршня III отношение і ш |
= |
38 |
55 |
39 250 |
|||
—1—.—.— |
=0,860: |
||||||
|
|
|
67,7 |
84 |
77 |
||
ТЛ7 |
. |
4 |
5 |
250 |
|
|
|
от оси поршня IV отношение |
і і у - —-— =1,74. |
||||||
|
|
|
84 |
77 |
’ |
|
66
Величины передаточных отношений приведены с учетом сред них допусков. Полный ход вертикальной тяги Аа ( в точке А) определяется с учетом хода поршня 10_о,2= 9,9 ±0,1 мм, обеспе ченного размерами ступенчатой втулки, т. е.
Ал = 9,9і/ -{- 9,9£// -j- 9,9[іщ + 9,9t+ = 9,9 (0,217 -)- 0,432 +
+ 0,860+ 1,74) = 9,9-3,249 = 32,2 мм.
Перемещение тяги при работе нескольких цилиндров при нято равным сумме перемещений каждого цилиндра в отдель ности. На рис. 29 приведена кинематическая схема управления.
Рис. 28. |
Кинематическая схема ры- |
Рис. 29. Кинематическая схема уп- |
чажной |
системы регулятора 2ДІ00 |
равления частотой вращения |
Изменение расстояния х позволяет регулировать величину мак симальной и минимальной частоты вращения коленчатого вала дизеля в зависимости от ее рабочего диапазона. Величина В, ха рактеризующая сжатие пружины измерителя, определяет рабо чий диапазон частоты вращения. Угол поворота зубчатого сек
тора а = В • 360/(я • 68,5) = 1,68 В. Тогда х=
sin а/2
Для дизеля 2Д100 эти величины имеют следующие значения: В —15 мм; а = 25,2°; х = 73,5 мм. Изменение частоты вращения коленчатого вала дизеля при сжатии или растяжении пружины измерителя на 1 мм составляет около 30 об/мин.
Механизмы и кинематическая схема ручного и дистанцион ного управления частотой вращения коленчатого вала дизеля ЗД100 показаны на рис. 30. Рычаг 4 установлен на конце шли цевого валика регулятора, приводящего зубчатый сектор 30, ко-
3* 67
Q W о а
к а: с. а
ГСS К (U
^ 4 2
3Sfcs I с ^
щ I '1 =
L |
^ |
£ |
" . . . . . |
а |
яЗЗс
I >іО.
V®ІйI Н
L’ к I са
|
«»Ч.в |
|
||
• ♦ I * о ™>< |
||||
О |
оэ-С |
£ |
« |
£ |
о |
> » 5 |
5 |
5 |
|
ГѴ=о^н§ |
||||
С { |
ій . |
*15 |
|
|
со |
|
Ій |
|
|
к |
|
|
|
|
- |
I НѵЗ ..* |
|||
2 » S |
|
о.о |
||
S |
• «N ^ |
“ О = |
||
erf |
5 |
сч |
- |
» |
^ |
а к и* |
|
||
К |
*• се К«J |
|||
U ) g t - |
CJ^ |
|||
■Я еч 1 I ж к |
||||
,| |
*45 г 5 |
|||
~ |
~ |
|
га |
(- |
си hnjoa |
||||
• 3 |
<У . . |
• - S* |
я |
|
•ю з\о~ >і о |
||||
|
=«««2 |
|||
г |
a |
r 13 |
||
I T'âsi |
||||
|
'гЗёЦ |
|||
|
l i t 2" |
|||
|
a °S |
|
я |
|
о |
г- |
I |
" г а |
|
са |
|
s |
о |
|
си х ѳ2 л а. |
||||
4 |
|э |
|
|
|
X |
|
|
|
|
>» |
ь I I f 1 |
|||
и |
||||
О) ?2 н cS |
||||
|
г .; I г :. |
|||
|
~ X«О' 2 |
|||
IТ |
|
|
I |
|
5 |
І°гга'£- |
|||
* |
.. I |
я ^ и |
||
§ |
| - g a “ |
|||
5 *§ « 11” |
||||
|
*SWГ** |
|
||
о |
~ о |
|
cs* ; |
|
£ га |
|
•*I |
||
соX |
се и |
•• те |
I |
|
Кс(ЯЯ |
|
|||
|
і- к те |
ій |
|
|
Ü 0 Ш®Äf5 |
||||
а« |
с(0^.. |
|||
1£>-в?: |
||||
|
Ю?ПІ S |
|||
|
-и |
I $ |
|
|
|
Й>.4) .. |
|
||
|
- tr^ t- |
|
||
|
3 си |
се |
|
|
|
2 О |
■• Э- |
|
|
|
Йійw3 |
|
||
|
о . и 5 |
|
||
|
а |
>,й |
|
|
|
a |
n |
I |
|
|
с; «о |
а |
1 |
|
|
>і |
очг |
|
|
|
L, • - |
ІЙ CS) |
|
|
|
о rr |
ган |
|
|
|
«P“ = |
|
||
|
о 3 Э з |
|
||
|
—Я-Q |
|
||
|
^2°-s |
|
||
|
5^си* — |
|||
|
си* |
, |
*о |
|
titsI I. Vj О
торый |
затягивает |
пружину 32. |
Одним |
концом |
рычаг 4 |
соединен |
с рычажной |
системой |
ручного, |
управления,, а другим — с такой |
же системой дис |
танционного управления. Ручное управление часто
той вращения |
осуществляется |
поворотом винта 24. |
||||||||||
в гайке 29. Поворот |
вин |
|
|
|
|
|||||||
та через рычажную пере |
|
|
|
|
||||||||
дачу |
|
|
изменяет |
сжатие |
|
|
|
|
||||
пружины 32. |
Для |
быст |
|
|
|
|
||||||
рого |
|
изменения |
частоты |
|
|
|
|
|||||
вращения гайку29 и винт |
|
|
|
|
||||||||
24 |
разъединяют |
|
нажа |
|
|
|
|
|||||
тием |
|
кнопки |
23: |
После |
|
|
|
|
||||
этого |
изменение |
частоты |
|
|
|
|
||||||
вращения происходит при |
|
|
|
|
||||||||
перемещении |
винта |
24. |
|
|
|
|
||||||
Механизм |
ручного управ |
|
|
|
|
|||||||
ления |
|
собран |
на |
крон |
|
|
|
|
||||
штейне |
1 |
и |
закреплен |
|
|
|
|
|||||
двумя болтами на крыш |
|
|
|
|
||||||||
ке регулятора. |
механизм |
|
|
|
|
|||||||
Рычажный |
|
|
|
|
||||||||
сжатия |
пружины |
измери |
|
|
|
|
||||||
теля |
регулятора Д50 |
по |
|
|
|
|
||||||
казан на рис. 31. Вилка / |
|
|
|
|
||||||||
соединена с вертикальной |
|
|
|
|
||||||||
тягой |
|
2, |
которая |
имеет |
|
|
|
|
||||
муфту 3 с правой и левой |
|
|
|
|
||||||||
резьбой. Удлинение тяги 2 |
|
|
|
|
||||||||
вращением муфты 3 |
уве |
|
|
|
|
|||||||
личивает, а укорочение — |
|
|
|
|
||||||||
уменьшает |
частоту |
|
вра |
|
|
|
|
|||||
щения |
|
коленчатого |
вала |
|
|
|
|
|||||
дизеля. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Максимальная |
|
час |
Рис. |
31. |
Рычажный меха |
|||||||
тота |
|
вращения |
коленча |
низм сжатия пружины |
из |
|||||||
того вала |
дизеля опреде |
мерителя |
регулятора Д50: |
|||||||||
ляется |
|
положением |
хо |
1 — вилка: |
2 — вертикальная |
тят |
||||||
|
га; |
3 — регулировочная муфта; |
||||||||||
мута 4 |
относительно |
оси |
4 — хомут; |
5 — двухвнльчатыЙ |
||||||||
качания |
двухвильчатого |
|
|
рычаг |
|
рычага 5. Приближение хомута шарнира к оси ка чания увеличивает частоту вращения, а удаление от оси качания — уменьшает ее. Частоты вращения коленчатого вала дизеля, соответствующие проме жуточным положениям рукоятки контроллера, не регулируются и определяются характеристикой пружины измерителя регулятора и массой его гру зов. В табл. 6 и 7 приведены частоты вращения
69