Файл: Регуляторы скорости дизель-генераторов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ны, нет ли утечки масла, не засорены ли трубки. Возможен износ поршня 6 воздушного цилиндра, при котором появляются большие утечки воздуха между поршнем и корпусом, что вызы­ вает снижение давления воздуха в полости 4. Причиной утечки

воздуха

может

быть также

износ сальникового уплотнения.

В этих

случаях

необходима

разборка серводвигателя. После

устранения неисправности серводвигатель собирают, устанавли­ вают на место и присоединяют трубки. Работу пускового серво­ двигателя проверяют, нажимая на якорь электромагнитного вен­ тиля. После трех-четырех срабатываний серводвигатель готов к пуску дизеля.

Если после устранения всех неисправностей серводвигатель все же не работает, то необходимо отвернуть пробку 13 и выпу­ стить воздух из полости 9 стакана 10. После того как из поло­ сти 9 перестанут выходить пузырьки воздуха и начнет вытекать масло, надо завернуть пробку 13 и проверить работу серводви­ гателя.

Ранее изготовленные пусковые серводвигатели имели конст­ руктивные, технологические и эксплуатационные недостатки. Объем нагнетаемого масла под поршень силового цилиндра сер­ водвигателя (37 см3) не обеспечивал нормального пуска.

Поршни 14 и 6 ранее закреплялись на общей оси, что за­ трудняло сборку серводвигателя. Кроме того, поршень 6 всегда выполнялся из стали, вследствие чего он был подвержен коррозии и заклинивался во время работы. Обратный шарико­ вый клапан был установлен непосредственно в стакане серво­ двигателя, что создавало неудобство, так как трубка, соединя­ ющая масляную полость стакана с аккумуляторами масла во время работы находилась под давлением 3 ат. При повреждении трубки не было возможности ее заменить во время работы ди­ зеля.

В модернизированных пусковых серводвигателях объем на­ гнетаемого масла увеличен в 1,7 раза, что обеспечивает нор­ мальный пуск дизеля. Обратный шариковый клапан установлен на корпусе регулятора, благодаря чему имеется возможность от­ соединить трубку между стаканом серводвигателя и аккумуля­ торами масла. Теперь поршень 6 не соединен жестко с порш­ нем 14, что облегчает сборку серводвигателя. Кроме того, пор­ шень 6 выполнен из бронзы, а значит не подвержен коррозии и заклиниванию во время работы.


Г л а в а IV

УПРАВЛЕНИЕ ЧАСТОТОЙ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДИЗЕЛЯ

Частоту вращения тепловозных, судовых и стационарных ди­ зелей регулируют изменением предварительного сжатия пружи­ ны измерителя, которое можно выполнить вручную или при по­ мощи дистанционного управления. Ручное управление осуще­ ствляется через рычажный механизм, связанный с пружиной из­ мерителя. Воздействуют на механизм вручную, перемещая винт с мелкой резьбой. Дистанционное управление по своему испол­ нению и принципу действия может быть:

электропневматическим (регуляторы Д50, 5Д50, 2Д100, ЗД100 и др.);

электрическим (регуляторы 1Д50, 4Д100, 7Д100, 16Д100); электрогидравлическим (регуляторы 9Д100, 1 ОД100); электропневмогидравлическим (регуляторы газовых дизе­

лей) .

Регулировать частоту вращения можно бесступенчатым спо­ собом (все регуляторы с электрическим и электропневмогидрав­ лическим управлением), ступенями с резким скачком частоты вращения (регуляторы Д50, 5Д50, 2Д100) и с плавным перехо­ дом от ступени к ступени (регуляторы 9Д100 и 1 ОД100).

§ 12. ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Электропневматическое управление обычно бывает дистанци­ онное, однако оно может быть выполнено и в сочетании с руч­ ным (регулятор ЗД100). Управление осуществляют при помощи механизма, имеющего электропневматическую управляющую часть и пневматическую исполнительную, а также рычажную си­ стему.

Частоту вращения коленчатого вала изменяют рукояткой контроллера, которую устанавливают в фиксированные положе­ ния (8 или 16), соответствующие определенным значениям ча­ стоты вращения. При переводе рукоятки контроллера из одного положения (позиции) в другое поворачивается барабан конт­ роллера и происходят соответствующие переключения в элект­ рических цепях управления электропневматическими клапанами. Последние, управляя работой цилиндров пневматического серво-

63

двигателя, через рычажную передачу изменяют сжатие пружи­

ны измерителя регулятора, т. е. частоту вращения коленчатого вала дизеля.

Пневматический серводвигатель имеет корпус 6 (рис. 27) прикрепленный к блоку топливных насосов (регуляторы Д50) или к специальному кронштейну на блоке дизеля (регуляторы Д100). Снизу в корпусе расточены цилиндрические колодцы,

Рис. 27. Пневматический серводвигатель:

/ — регулировочные

прокладки; 2 — призма; 3 — рычаг; 4 — ролик;

5 — планка; 6

корпус; 7 — вентиль

электропневматнческнй ВВ-1А-2;

8 — впускной

клапан; 9 — сту­

 

пенчатая втулка; 10 — пружина;

// — шток

 

расположенные в один ряд. У регуляторов с 16 ступенями изме­ нения частоты вращения этих цилиндров четыре, а с 8 ступе­ нями— три (четвертый не используется). В донышки цилинд­ ров (колодцев) запрессованы бронзовые направляющие втулки для штоков серводвигателя. Внутри каждого цилиндра нахо­ дится пружина, один конец которой опирается на кольцевую выточку в донышке цилиндра, а другой — на диск фигурной шайбы.

Распорную упругую шайбу, фигурную шайбу и резиновую уплотнительную манжету (в серводвигателях прежних выпусков ее изготовляли из кожи) надевают на стержень штока 11 и за­ крепляют гайкой. Гайку завертывают на нижнюю резьбовую часть штока и шплинтуют. Шток 11 выполнен в виде болта с фасонной головкой, которая опирается на наружную поверх­ ность донышка цилиндра.

В собранном виде этот узел представляет собой поршенек, ход которого определяется расстоянием между верхним днищем колодца и торцом ступенчатой втулки 9. Величина хода для ре­ гулятора Д50 равна 13,2+0'3 мм, для регуляторов 2Д100 состав­ ляет 10-о,2 мм и для регуляторов ЗД100 равна 13,5 мм. Величина хода зависит от количества регулировочных прокладок 1. На верхнюю плоскость головки штока опирается текстолитовый ро­ лик 4. Пара роликов валиками связаны с рычагами 3. У регуля­ тора 2Д100 — три рычага, а у регуляторов Д50 и ЗД100 — два. Рычаги соединены между собой, а кроме того, один из них —

64


с планками 5 главного рычага, качающегося вокруг валика кронштейна. Конец планки соединен валиком через призму 2 с вилкой тяги рычажного управления регулятором.

Все цилиндры снизу закрыты общей крышкой, установленной на прокладке и прикрепленной винтами к корпусу 6. На боковой поверхности корпуса против каждого цилиндра имеется прилив с обработанной торцевой поверхностью, к которой прикреплен электропневматический клапан. На привалочную поверхность прилива выведены два канала: верхний — от нижней полости цилиндра серводвигателя и нижний — от воздушной магистрали. Правый конец магистрали имеет штуцер для подвода сжатого воздуха под давлением 5—7 кгс/см2; левый конец закрыт за­ глушкой. Полости над поршнями каналами связаны с атмосфе­ рой для исключения добавочного сопротивления при перемеще­

ниях поршней.

Цилиндры серводвигателя

соединены

каналами

с масленками,

которые устанавливают для

каждого

цилиндра

на приливе тыльной стороны корпуса серводвигателя. Масленки представляют собой длинные трубки с пружинными крышками.

Электропневматический клапан (вентиль) при возбуждении электромагнита открывает доступ воздуха под поршень пневма­ тического серводвигателя. При размыкании цепи электромагни­ та клапан сообщает полость под поршнем с атмосферой, т. е. выпускает воздух из цилиндра. К фланцам каждого цилиндра болтами прикреплен электропневматический вентиль 7, воздуш­ ная часть которого каналами соединена с соответствующими ка­ налами корпуса. Игольчатый впускной клапан 8 воздушной ча­ сти вентиля пружиной прижат снизу к посадочному пояску, а верхней частью упирается в торец стержневого клапана. Клапан 8 закрывает проход воздуха в полость цилиндра, которая соеди­ нена каналом с атмосферой. Катушки электропневматических вентилей получают питание от источника постоянного тока на­ пряжением 75 В.

Технические данные электропневматического вентиля ВВ-1А-1 следующие: давление 5—6 кгс/см2; ток полной нагрузки при 20° С 0,095 А; ток срабатывания 0,041 А; сопротивление катушки при 20°С равно 790 Ом; ход клапана 0,9±0,005 мм.

Если катушка вентиля возбуждена, то стержень выпускного клапана будет прижат книзу и, закрыв отверстие, опустит впу­ скной клапан 8. Воздух через каналы пройдет в полость под поршень 6 цилиндра, который, сжимая пружину 10, подни­ мется до упора. Это вызовет подъем того конца рычага, с кото­ рым поршень соединен роликом 4. Последовательность возбуж­ дения катушек магнитных клапанов обеспечивает соответствую­ щая конструкция контроллера. При переводе рукоятки контрол­ лера включается катушка магнитных клапанов в последователь­ ности, приведенной в табл. 4 и 5.

Как видим, для восьми позиций контроллера восьми различ­ ных скоростей можно достигнуть при пневматическом серводви-

3 А. Г. Аврунші и др.

65


СВ

 

 

 

Т а б л и ц а

4

 

 

 

 

 

 

 

с.

 

Включен

 

 

 

 

о

 

 

Включен

 

с;

 

клапан

 

 

к

трехпорш­

 

клапан

 

о

 

 

X

 

невого

 

четырех-

 

g-

 

 

поршневого

 

о

 

серво­

 

 

к

двигателя

серводвигателя

S

I

о

III

I

II

III

IV

о

С

+

 

 

 

 

 

 

0и I

 

 

 

 

 

 

11

 

 

_L

 

 

IV

+

 

 

 

 

III

 

 

V

+

+

+

 

 

 

 

- VI

+

 

VII

+

 

+

+

 

+

+

+

 

+

+

VIII

+

. +

+

+

+

+

 

+

 

 

 

 

Т а б л и ц а

5

 

Включен клапан

 

Включен клапан

 

четырех­

 

 

четырех*

 

Позиция контроллера

поршневого

 

Позиция контроллера

поршневого

 

серводвигателя

серводвигателя

 

 

 

I и іи

IV

 

I и III

IV

0 и 1

 

 

II

+

III

+

— .

IV +

+

V

+

VI

+

+

VII

+

 

VIII

+

+

+

 

IX

 

 

+

X +

+

XI

+

+

XII

+

+

+

XIII

 

+

+

XIV

+

+

+

XV

+

+

+

XVI

+

+

+

+

гателе с тремя и четырьмя цилиндрами. Так, для дизеля Д50 тепловоза ТЭМ1 применяют трехпоршневой серводвигатель, а для дизеля ПДГ1М тепловоза ТЭМ2 — четырехпоршневой. В по­ следнем случае, в обычном пневматическом серводвигателе с

четырьмя цилиндрами изменены ходы поршней:

I — 9+0-2

мм;

II — 10,2±0,1

мм; III — 8±0,1 мм; IV — 8,7±0,1

мм

(по

срав­

нению с 1 0 - 0 , 2

мм для всех четырех цилиндров

серводвигателя

регулятора 2Д100).

 

 

 

Для достижения требуемого числа позиций из возможных 16

используется восемь с неравномерным интервалом

изменения

частоты вращения коленчатого вала дизеля по позициям конт­ роллера: 0; І и II позиция — 300 об/мин; III — 330 об/мин; IV — 400 об/мин; V — 480 об/мин; VI — 570 об/мин; VII — 650 об/мин; VIII — 750 об/мин. Указанные изменения ходов поршней зави­ сят от различных размеров ступенчатой втулки 9 (рис. 27) или штока 11. В зависимости от позиции рукоятки контроллера измёняется последовательность включения магнитных клапанов, а следовательно, меняется частота вращения коленчатого вала ди­ зеля.

Рычажная передача (ее кинематическая схема) для регуля­ тора 2Д100 представлена на рис. 28. Передаточные отношения рычажной передачи в точке А составляют:

от оси поршня I отношение ij =

18,5

29,15

39

250

— ■— •—-— •—■— = 0 217-

 

 

55,15

67,7

84

77

от оси поршня II отношение іи-

36,65

29,15

39 250

— — .— — • —■— =0,432:

 

 

55,1567,7

84

77

от оси поршня III отношение і ш

=

38

55

39 250

—1—.—.—

=0,860:

 

 

 

67,7

84

77

ТЛ7

.

4

5

250

 

 

от оси поршня IV отношение

і і у - —- =1,74.

 

 

 

84

77

 

66


Величины передаточных отношений приведены с учетом сред­ них допусков. Полный ход вертикальной тяги Аа ( в точке А) определяется с учетом хода поршня 10_о,2= 9,9 ±0,1 мм, обеспе­ ченного размерами ступенчатой втулки, т. е.

Ал = 9,9і/ -{- 9,9£// -j- 9,9[іщ + 9,9t+ = 9,9 (0,217 -)- 0,432 +

+ 0,860+ 1,74) = 9,9-3,249 = 32,2 мм.

Перемещение тяги при работе нескольких цилиндров при­ нято равным сумме перемещений каждого цилиндра в отдель­ ности. На рис. 29 приведена кинематическая схема управления.

Рис. 28.

Кинематическая схема ры-

Рис. 29. Кинематическая схема уп-

чажной

системы регулятора 2ДІ00

равления частотой вращения

Изменение расстояния х позволяет регулировать величину мак­ симальной и минимальной частоты вращения коленчатого вала дизеля в зависимости от ее рабочего диапазона. Величина В, ха­ рактеризующая сжатие пружины измерителя, определяет рабо­ чий диапазон частоты вращения. Угол поворота зубчатого сек­

тора а = В • 360/(я • 68,5) = 1,68 В. Тогда х=

sin а/2

Для дизеля 2Д100 эти величины имеют следующие значения: В —15 мм; а = 25,2°; х = 73,5 мм. Изменение частоты вращения коленчатого вала дизеля при сжатии или растяжении пружины измерителя на 1 мм составляет около 30 об/мин.

Механизмы и кинематическая схема ручного и дистанцион­ ного управления частотой вращения коленчатого вала дизеля ЗД100 показаны на рис. 30. Рычаг 4 установлен на конце шли­ цевого валика регулятора, приводящего зубчатый сектор 30, ко-

3* 67

Q W о а

к а: с. а

ГСS К (U

^ 4 2

3Sfcs I с ^

щ I '1 =

L

^

£

" . . . . .

а

яЗЗс

I >іО.

V®ІйI Н

L’ к I са

 

«»Ч.в

 

• ♦ I * о ™><

О

оэ-С

£

«

£

о

> » 5

5

5

ГѴ=о^н§

С {

ій .

*15

 

со

 

Ій

 

к

 

 

 

 

-

I НѵЗ ..*

2 » S

 

о.о

S

• «N ^

“ О =

erf

5

сч

-

»

^

а к и*

 

К

*• се К«J

U ) g t -

CJ^

■Я еч 1 I ж к

,|

*45 г 5

~

~

 

га

(-

си hnjoa

• 3

<У . .

• - S*

я

•ю з\о~ >і о

 

=«««2

г

a

r 13

I T'âsi

 

'гЗёЦ

 

l i t 2"

 

a °S

 

я

о

г-

I

" г а

са

 

s

о

си х ѳ2 л а.

4

 

 

 

X

 

 

 

 

ь I I f 1

и

О) ?2 н cS

 

г .; I г :.

 

~ X«О' 2

 

 

I

5

І°гга'£-

*

.. I

я ^ и

§

| - g a “

5 *§ « 11”

 

*SWГ**

 

о

~ о

 

cs* ;

£ га

 

•*I

соX

се и

•• те

I

Кс(ЯЯ

 

 

і- к те

ій

 

Ü 0 Ш®Äf5

а«

с(0^..

1£>-в?:

 

Ю?ПІ S

 

I $

 

 

Й>.4) ..

 

 

- tr^ t-

 

 

3 си

се

 

 

2 О

■• Э-

 

 

Йійw3

 

 

о . и 5

 

 

а

>,й

 

 

a

n

I

 

 

с; «о

а

1

 

 

>і

очг

 

 

L, • -

ІЙ CS)

 

 

о rr

ган

 

 

«P“ =

 

 

о 3 Э з

 

 

—Я-Q

 

 

^2°-s

 

 

5^си* —

 

си*

,

 

titsI I. Vj О

торый

затягивает

пружину 32.

Одним

концом

рычаг 4

соединен

с рычажной

системой

ручного,

управления,, а другим — с такой

же системой дис­

танционного управления. Ручное управление часто­

той вращения

осуществляется

поворотом винта 24.

в гайке 29. Поворот

вин­

 

 

 

 

та через рычажную пере­

 

 

 

 

дачу

 

 

изменяет

сжатие

 

 

 

 

пружины 32.

Для

быст­

 

 

 

 

рого

 

изменения

частоты

 

 

 

 

вращения гайку29 и винт

 

 

 

 

24

разъединяют

 

нажа­

 

 

 

 

тием

 

кнопки

23:

После

 

 

 

 

этого

изменение

частоты

 

 

 

 

вращения происходит при

 

 

 

 

перемещении

винта

24.

 

 

 

 

Механизм

ручного управ­

 

 

 

 

ления

 

собран

на

крон­

 

 

 

 

штейне

1

и

закреплен

 

 

 

 

двумя болтами на крыш­

 

 

 

 

ке регулятора.

механизм

 

 

 

 

Рычажный

 

 

 

 

сжатия

пружины

измери­

 

 

 

 

теля

регулятора Д50

по­

 

 

 

 

казан на рис. 31. Вилка /

 

 

 

 

соединена с вертикальной

 

 

 

 

тягой

 

2,

которая

имеет

 

 

 

 

муфту 3 с правой и левой

 

 

 

 

резьбой. Удлинение тяги 2

 

 

 

 

вращением муфты 3

уве­

 

 

 

 

личивает, а укорочение —

 

 

 

 

уменьшает

частоту

 

вра­

 

 

 

 

щения

 

коленчатого

вала

 

 

 

 

дизеля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Максимальная

 

час­

Рис.

31.

Рычажный меха­

тота

 

вращения

коленча­

низм сжатия пружины

из­

того вала

дизеля опреде­

мерителя

регулятора Д50:

ляется

 

положением

хо­

1 — вилка:

2 — вертикальная

тят

 

га;

3 — регулировочная муфта;

мута 4

относительно

оси

4 — хомут;

5 — двухвнльчатыЙ

качания

двухвильчатого

 

 

рычаг

 

рычага 5. Приближение хомута шарнира к оси ка­ чания увеличивает частоту вращения, а удаление от оси качания — уменьшает ее. Частоты вращения коленчатого вала дизеля, соответствующие проме­ жуточным положениям рукоятки контроллера, не регулируются и определяются характеристикой пружины измерителя регулятора и массой его гру­ зов. В табл. 6 и 7 приведены частоты вращения

69