ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
Усилия пружины определяют из условия равновесия груза:
|
|
|
■J- s = |
21 МхоУ°’ |
п |
|
||
|
|
|
|
|
Л |
|
|
|
|
|
|
2со2 2 МхоУо |
2 (яПдір)2 2 |
Л^л'оі/о |
2 (л/р)2 2 |
^oJ/o |
|
Р |
пр |
= |
I |
|
302s |
|
302s |
2 |
1 |
|
|
|
-пд; |
||||
|
|
|
|
|
|
2 (ntp) 2 |
М *0Уо |
|
|
|
|
Рщ, = КфІ\ |
Кг = |
---------------- ^ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
» |
|
|
где /Сі — коэффициент, зависящий от формы груза и типа дизе ля, на котором установлен регулятор. |. • . ■
Величину Рпр можно вычислить точнее, если использовать за висимости, выведенные А. М. Кацем. Момент пружины, переда-1
ваемый на один груз, . . , . |
|
1 |
|
М |
пр |
^пр |
2. |
|
~2~ |
|
Зависимость между сжатием пружины измерителя и измене нием частоты вращения линейная, так как зависимость сжатия’ пружины от усилия имеет вид параболы (у = Кх2), а изменение частоты вращения также происходит по аналогичному закону:
Полученное выражение позволяет (если известны передаточ ное отношение от коленчатого вала дизеля к регулятору и гео метрические размеры грузов измерителя), приняв частоту вра щения (в об/мин), определить деформацию и усилие сжатии, пружины измерителя. В противоположном случае, принимай сжатие пружины или ее деформацию, можно определить часто ту вращения коленчатого вала дизеля. Следует стремиться к: тому, чтобы масса измерителя была по возможности меньше, а его частота вращения (в об/мин) — максимальной. В этом слу чае степень нечувствительности и степень нестабильности часто ты вращения уменьшаются. Усилие пружины измерителя опре деляют по формуле Рщ> = К- 10-5-пд. Значения коэффициента К
для различных регуляторов сведены в табл. 14. Зная зависи-
95
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
14 |
||
|
|
|
|
|
|
Регуляторы* |
|
|
|
|
||
|
Наименование |
Д 50 |
5Д50 |
1Д50 |
2Д І00 |
ЗД100 |
4Д100 |
9 Д 100 10Д100 І6Д100 |
||||
|
|
|
7Д100 |
|||||||||
|
Тип рычага из |
I |
I |
I |
I |
I |
1 |
II |
И |
|
II |
|
|
мерителя . . |
|
||||||||||
|
Вес груза изме |
0,025 |
0,025 |
|
1 |
0,036 |
0,036 |
0,218 0,218 |
0,218 |
|||
|
рителя в кгс |
0 ,025J 0,025 |
||||||||||
|
Тип |
пружины |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
II |
II |
|
II |
|
измерителя , |
|
||||||||||
|
Коэффициент К |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
1,57 |
1,57 |
1,57 |
1,42 |
1,42 |
|
1,42 |
|
« |
* В случае установки регуляторов на другие дизели, имеющие |
иное |
число / |
, |
ве- |
|||||||
• |
личина К соответственно изменится. Так, |
для регуляторов |
9Д100 |
II 1 ОД 100, |
нсполь- |
|||||||
' |
зуемых |
на дизелях Д7 0, значение |
/0 = 1 ,0 0 5 . |
|
|
|
|
|
|
мость Рпр ( П д ) , однозначно определяют задание для системы управления частотой вращения коленчатого вала дизеля.
Производительность масляного насоса регулятора
Q = 0,38dBmb—— тін, |
|
^ |
’ 0 1000 |н |
где с?о = 30 мм— диаметр |
начальной окружности шестерни мас |
ляного насоса; т = 2 — модуль зуба шестерни; Ь = 14 мм — длина
.зуба шестерни; (для |
регуляторов |
10Д100 и 16Д100 диаметр |
|
^о= 24,75 мм, т = 2,25 и Ь= 14 мм); п — частота вращения |
регу |
||
лятора; т)п — объемный |
коэффициент |
наполнения насоса |
при |
7=70° С.
Результаты расчета сведены в табл. 15.
Для определения усилий в серводвигателях регуляторов бы ли использованы значения давлений масла в аккумуляторах, полученные в результате экспериментальных исследований, а геометрические соотношения и линейные размеры взяты из ра бочих чертежей. Жесткость пружины
8D Cpfp |
|
|
тде d — диаметр проволоки в мм; |
Dcр — средний |
диаметр пру |
жин в мм; G — модуль упругости |
второго рода; |
гр — рабочее |
число витков.
Усилия подсчитывали для крайних положений штока серво двигателя. Результатами подсчета (см. табл. 15) установлено, что все регуляторы имеют общие конструктивные элементы
•96
серводвигателей. Так, для десяти рассматриваемых типов регу ляторов имеются лишь три типоразмера поршня силового ци линдра; для масла в аккумуляторе — четыре варианта величины давления; для пружины серводвигателя — три значения жест кости; для всех регуляторов жесткость пружины верхнего штока одинакова. Различные усилия в регуляторах вызывают измене ния геометрических размеров — длины пружин в свободном и в предварительно сжатом состояниях.
Средние усилия, необходимые для перестановки поршня сер водвигателя в положение, соответствующее увеличению подачи топлива (перестановочные силы), составили: для регулятора Д50—25 кгс; для регуляторов 5Д50, 1Д50, 10Д100 и 16Д100 — 66—70 кгс; для регуляторов 2Д100, ЗД100, 4Д100, 7Д100 и
9Д100 — 92—96 кГс. |
Эти же усилия .для уменьшения |
подачи |
|||
топлива получились равными: для регуляторов |
Д50, |
5Д50 и |
|||
1Д50 — 41—45 кгс; |
для |
регуляторов 2Д100, ЗД100, |
4Д100, |
||
7Д100, 9Д100, 10Д100 и |
16Д100 — 63—68 кгс. Такие |
малые ин |
|||
тервалы колебаний усилий для всех регуляторов |
типа |
Д50 и |
|||
Д100 позволяют перейти на один унифицированный |
тип регу |
лятора.
При оценке характеристик переходных процессов усилие сни зу на поршень силового цилиндра серводвигателя (определяе мое, как произведение давления масла в аккумуляторе на рабо чую площадь этого поршня) для всех регуляторов выбрано та ким образом, чтобы усилие для перестановки поршня серводви гателя в положение, соответствующее увеличению подачи топли ва (разность силы давления масла и усилия пружины серво двигателя), и такое же усилие, соответствующее уменьшению подачи топлива (усилие пружины силового серводвигателя), были примерно равны.
§ 18. ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ
Динамические свойства системы автоматического регулиро вания.
При динамическом расчете определяют следующее: устойчивость данной системы регулирования и пути ее до
стижения; зависимость свойств системы регулирования от свойств со
ставляющих ее звеньев; закон изменения регулируемого параметра в переходном
процессе; пути дальнейшего улучшения качества переходного процесса.
Эти вопросы объединены в две задачи:
исследование систем автоматического регулирования на устойчивость;
определение переходной функции регулирования.
4 А. Г. Аврунин н др. |
97 |
Лге по |
|
|
|
Мскоемые величины |
|
|
|
|
|
||
пор. |
|
|
|
|
|
|
|
Д50 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Производительность масляного насоса в л/мнн: |
|
|
|
93 |
||||||
|
минимальная ................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
максимальная |
............................................................................. |
|
|
|
|
|
|
200 |
||
2 |
Диаметр силового поршня в м м ................... |
|
................................... |
|
|
|
50 |
||||
3 |
Диаметр компенсирующего поршня в м м |
....................................... |
|
|
|
50 |
|||||
4 |
Давление масла в аккумуляторе в кгс/см2 ................................... |
|
|
|
СО сл 1 |
||||||
5 |
Жесткость пружины серводвигателя в к г с /м м ........................... |
|
|
0,272 |
|||||||
6 |
Жесткость пружины верхнего штока в к г с /м м ........................... |
|
|
— |
|||||||
7 |
Длина |
пружины серводвигателя в свободном состоянии в мм . |
288 |
||||||||
8 |
Длина пружины верхнего штока в свободном состоянии в мм . |
— |
|||||||||
9 |
Длина пружины серводвигателя в предварительно сжатом со- |
148 |
|||||||||
|
СТОЯНИИ в мм |
................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
||
10 |
Длина |
пружины |
верхнего штока в предварительно сжатом со- |
|
|||||||
|
стоянии в м м ................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
— |
||
11 |
Полезная площадь поршня силового цилиндра в см2 ................ |
|
18,68 |
||||||||
12 |
Сила, действующая на силовой поршень от давления масла, в кгс |
65,5 |
|||||||||
13 |
Усилие |
предварительного |
сжатия |
пружины |
|
серводвигателя |
38 |
||||
|
(|7| — |9|) ■|5| |
в |
к г с ...................................................................... |
|
|
|
|
|
|
||
14 |
Усилие |
предварительного |
сжатия |
пружины |
верхнего |
штока |
|
||||
|
(|8| |
|Ю|)-|6| |
в |
к г с ...................................................................... |
|
|
|
|
|
|
— |
15 |
Суммарное усилие предварительного |
сжатия |13| + |14І в |
кгс . |
38 |
|||||||
16 |
Усилие пружины серводвигателя при крайнем верхнем положе- |
|
|||||||||
|
нии поршня |13| + 25-|5І в кгс .................................................. |
|
|
|
|
|
44,8 |
||||
17 |
Усилие пружины верхнего штока при крайнем верхнем положе- |
|
|||||||||
|
нии штока 114| -j- 25-16| |
в к г с ...................................................... |
|
|
|
|
|
— |
|||
18 |
Суммарное рабочее усилие |
пружин |
|16| + |
|17| |
в к г с ................ |
|
44,8 |
||||
19 |
Усилие, |
необходимое для |
перестановки |
поршня |
в положение, |
|
|||||
|
соответствующее увеличению подачи топлива в кгс: |
|
|
||||||||
|
наибольшее |
|12| — | 1 5 | .............................................................. |
|
|
|
|
|
27,5 |
|||
20 |
наименьшее |12| — | 1 8 | .............................................................. |
|
|
|
|
|
20,7 |
||||
21 |
среднее (|19| + |
|20|):2.................................................................. |
|
|
|
|
|
24,1 |
|||
22 |
Усилие, |
необходимое для |
перестановки |
поршня |
в положение, |
|
|||||
|
соответствующее уменьшению подачи топлива (среднее усилие |
|
|||||||||
|
пружин) (|15| + |
|18|):2 |
в к г с ...................................................... |
|
|
|
|
|
41,4 |
||
23 |
Работоспособность |
регулятора при |
уменьшении подачи топлива |
104 |
|||||||
|
(отсечка) 25-122| |
в кгс-мм . . . . . . . . . ........................... |
пт н м ё ч а н и е. Цифры в квадратных рамках обозначают номер строки да нноД
98
Т а б л и ц а 15
Регуляторы
5Д50 |
ІД 50 |
2Д100 |
здюо |
4 Д І0 0 , |
9Д100 |
1 ОД 100 |
16Д100 |
|
7Д100 |
93 |
|
|
200 |
|||
200 |
|
200 |
||||
57 |
|
|
57 |
|
||
38 |
сл |
►Р*. |
38 |
сл |
||
СЛ |
|
СЛ |
|
|||
|
1 |
|
|
1 |
||
|
•i |
|
0,272 |
|||
0,274 |
|
—0,127
302335
112
157194
—103,5
24,57 24,57
111111
39,7 |
38,3 |
— |
1,08 |
39,7 |
39,38 |
46,55 |
45,1 |
— |
4,25 |
46,55 |
49,35 |
71,3 |
71,6 |
64,4 |
61,6 |
67,8 |
66,6 |
43,1 |
44,3 |
' 107 |
ПО |
90 |
90 |
143 |
90 |
120 |
120 |
162 |
155 |
143 |
162 |
217 |
192 |
57 |
57 |
57 |
57 |
52 |
52 |
38 |
38 |
38 |
38 |
_ |
|
6,5—7 |
6,5—7 |
6,5—7 |
6,5—7 |
7—7,5 |
7—7,5 |
0,763 |
0,763 |
0,763 |
0,75 |
0,53 |
0,53 |
— |
— |
0,127 |
0,127 |
0,127 |
0,127 |
233 |
233 |
267 |
188 |
|
252 |
— |
“ |
112 |
128 |
|
128 |
157 |
157 |
194 |
124 |
|
162 |
— |
— |
103,5 |
90 |
|
102 |
24,57 |
24,57 |
|
|||
24,57 |
24,57 |
|
19,9 |
||
159,5 |
159,5 |
159,5 |
159,5 |
|
139,5 |
58 |
58 |
55,7 |
48 |
|
53 |
— |
— |
1,08 |
4,82 |
|
3,3 |
53 |
|
|
|||
|
56,78 |
52,82 |
56,3 |
||
77,1 |
|
74,8 |
66,8 |
|
66 |
77,1 |
|
4,25 |
8,0 |
6,47 |
|
|
79 |
74,8 |
72,5 |
||
101,5 |
102,7 |
106,7 |
83,2 |
||
82,4 |
80,5 |
84,7 |
56,5 |
||
91,9 |
|
91,6 |
95,7 |
|
70 |
67,5 |
|
67,9 |
63,8 |
64,4 |
|
168 |
172 |
160 |
|
158 |
таблицы, из которой нгобходнмо взять соответствующую велнчнну.
4* 99
Системы автоматического регулирования являются такими динамическими системами, у которых связь между координата ми элементов в процессе движения определяется дифференци альными уравнениями. Следовательно, для изучения системы в движении необходимо составить соответствующее дифференци альное уравнение.
При динамическом исследовании для упрощения уравнений и последующих расчетов целесообразно вместо размерных коор динат использовать относительные. При введении относительных координат выбирают для каждой координаты входа и выхода всех звеньев некоторую базовую величину Хб, Yб, Мб и т. д. Тог да относительные значения координат могут быть получены из следующих выражений:
Ах |
AM |
Хб ’ |
Н- = Мб |
где Ах=Х—Й!б; Аy= Y —Уб; АМ = М—Мб. |
|
При переходе к относительным |
координатам передаточные |
коэффициенты звеньев и связей следует также привести к отно сительным значениям.
О работе системы можно судить, решив соответствующее дифференциальное уравнение как для свободного ее движения (при изучении устойчивости), так и для вынужденного (при изу чении качества переходного процесса). Такая задача достаточ но сложна, поэтому в теории автоматического регулирования разработаны методы, позволяющие в ряде случаев упростить ее исключением решения уравнений или заменой сложной системы приближенно более простой, а также заменой реальной системы из нелинейных звеньев на ее линейную модель.
Методы изучения динамических свойств
Любую систему автоматического регулирования можно пред ставить в виде цепочки определенным образом связанных меж ду собой типовых звеньев. Для изучения динамических свойств реального устройства системы автоматического регулирования можно пользоваться следующими методами.
Первый метод, основанный на теории автоматического регу лирования, называют методом переходных функций. Пользуясь им, составляют дифференциальное уравнение движения коорди наты выхода данного устройства и решают его для заранее обу словленного значения координаты входа, равного единице (для единичного скачкообразного возмущения на входе). Полученная при решении функция координаты выхода звена во времени но сит название переходной функции.
Если невозможно составить дифференциальное уравнение движения звена (не изучены протекающие в нем процессы или отсутствуют необходимые данные), но такое звено реально су
100