Файл: Регуляторы скорости дизель-генераторов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

троаппаратов, промывают керосином или бензином, просуши­ вают и тщательно осматривают.

Сборка регулятора. Перед сборкой нового или отремонтиро­ ванного регулятора все детали и узлы тщательно промывают в фильтрованном дизельном топливе, особенно внутренние ка­ налы и полости. Собирают регуляторы и их узлы в порядке, обратном разборке.

При сборке нижнего корпуса направляющий стержень между верхним и нижним валиками вставляют так, чтобы валики упи­ рались в торцы стержня. При этом устанавливают размер 38+1 мм между пазами для рессор подбором длины направ­ ляющего стержня. Зазор между торцами верхнего и нижнего валиков должен быть не менее 0,3 мм. После сборки вала привода продольный зазор у верхнего валика должен быть не менее 0,2 мм. При сборке вала привода рессоры устанавливают так, чтобы их выпуклые стороны были обращены внутрь. В каждый паз вала привода регуляторов типа Д50 вставляют по четыре рессоры, а в паз вала привода регуляторов типа Д100 (кроме 9Д100)— по шесть рессор. Болты крепления буксы за­ тягивают по диагонали, чтобы не допустить возможного переко­ са буксы.

После сборки нижнего корпуса приводной валик должен вращаться свободно (без заеданий) от усилия руки. На собран­ ном корпусе регулятора заглушки 3 и 6 (см. рис. 1!) должны быть утоплены соответственно на 0,2—0,5 мм. При установке в корпус компенсирующего игольчатого клапана 2 следят, чтобы он был плотно ввинчен; допускается расклинивание резьбовой части игольчатого клапана по прорези.

В процессе сборки аккумуляторов масла в связи со значи­ тельными усилиями их пружин соблюдают большую осторож­ ность. Завертывая верхние заглушки, пользуются специальным приспособлением, позволяющим плавно затягивать пружины аккумулятора. Собирая золотниковую часть, обращают внима­ ние на то, чтобы при завертывании гайки хвостовика торец нижней тарелки 3 (см. рис. 12) был установлен в одной плоско­ сти с торцом втулки 8.

Ведущую шестерню масляного насоса устанавливают против двух отверстий с конической резьбой. Конические винты 24 после завинчивания должны быть утоплены в наружную поверх­ ность, буксы 10. на 1,5 мм. Вес грузиков необходимо проверить. Допустимо отклонение веса комплекта грузиков от номиналь­ ного до ±3 гс.

Положение грузиков на рычагах регулируют по эталону на маятниковом приборе (рис. 66). По показанию стрелки прибора судят о положении центра тяжести регулируемого грузика от­ носительно эталона. При правильном положении грузиков на рычагах стрелка маятникового прибора расположится верти­ кально по шкале (на нулевой отметке). После регулирования

159


грузы устанавливают на траверсу 12 (см. рис. 12), где они должны качаться легко, без заеданий.

Во время сборки золотниковой части необходимо добиться того, чтобы золотниковая втулка не имела зазора, была обес­ печена легкость и плавность передвижения золотника и золот­ никовой втулки, а также равномерность прилегания лапок грузов к наружной обойме шарикоподшипника. Кроме того, следует проверить надежность крепления траверсы, фиксацию

Рис. 66. Маятниковый прибор для регулирования положения грузов:

і — шкала; 2 — стрелка; 3 — призма; 4 — противовес; 5 — станина; 6 — ре­ гулируемый груз

грузиков и их осевой разбег. У золотниковой части объеди­ ненного регулятора 9Д100 при установке пружинной муфты привода траверсы должно быть обеспечено симметричное отклонение траверсы с грузами от среднего положения до упоров.

При сборке серводвигателя до установки пружин проверяют легкость движения поршневой пары. Заедание или тугой ход поршневой пары не допускается. Детали поршневой пары и корпуса должны иметь клейма одной группы. При монтаже крышки с манжетой следят за тем, чтобы не повредить рабо­ чую кромку манжеты. Во время сборки верхнего корпуса

160

регуляторов 1Д50, 4Д100 и 7Д100 также нужна осторожность, чтобы не повредить рабочую кромку манжеты сальника при монтаже валика зубчатой рейки.

Редуктор дистанционного управления частотой вращения собирают, располагая его плоскостью крепления кверху. Сна­ чала вводят шестерню выходного валика в гнездо корпуса. Затем вводят в отверстие корпуса червяк, одновременно на­ девая на него червячную шестерню. Вставляют выходной валик в отверстие корпуса, одновременно продевая его через червяч­ ную шестерню, и завинчивают винты, крепящие шестерню

кчервяку. Ставят пяты на торцы выходного валика и червяка

изавинчивают болты с контргайками, обеспечив свободное осе­ вое перемещение валиков. Устанавливают редуктор на электро­ двигатель осторожно, вводя в зацепление шестерню с червяком электродвигателя. Осевые зазоры валиков редуктора обеспечи­ вают, отвинчивая винты на Vs— XU оборота от положения упора. Проверяют сборку редуктора, проворачивая ведущий червяк

при помощи отвертки (вращение должно быть легким и плавным).

После сборки редуктор смазывают универсальной тугоплав­ кой смазкой УТВ-1-13 (консталин жировой). При сборке верх­ него корпуса объединенного регулятора 9Д100 проверяют лег­ кость перемещения рычажной системы. Треугольная пластина и опора золотниковой втулки должны быть прижаты к штырь­ кам электромагнитов. Зазор между ними не допускается. Между заклепкой рычага золотника управления частотой вра­ щения и треугольной пластиной зазор также не допускается. При сборке серводвигателя управления частотой вращения должна быть проверена легкость перемещения поршня серво­ двигателя до установки его пружины. Поршень и корпус долж­ ны иметь клейма одинаковых групп. Во время установки серво­ двигателя управления проверяют наличие резиновой уплотни­ тельной прокладки. При нажатии на опору и на рычаг золот­ ника управления частотой вращения должно быть обеспечено легкое и плавное возвращение золотниковой втулки и ее зо­ лотника в исходное положение под действием своих пружин.

Шарикоподшипник золотниковой втулки управления устанав­ ливают так, чтобы он был расположен обоймой с большим внут­ ренним диаметром вниз. Игольчатые клапаны плотно ввинчи­ вают; допускается расклинивание их резьбовой части по прорези. Прежде чем устанавливать индуктивный датчик, проверяют легкость движения поршня серводвигателя, который должен перемещаться плавно без заеданий. При вдвинутом штоке сер­ водвигателя индуктивного датчика кольцевая риска на якоре датчика должна находиться в одной плоскости с торцом его корпуса. Корпус и поршень должны иметь клейма одной группы. После соединения штока серводвигателя с якорем датчика должно быть обеспечено легкое перемещение якоря.

161


Перед установкой плиты с электромагнитами проверяют выход штока электромагнита (25,5+0,1 мм) от опорной плоско­ сти плиты до наружного его торца при положении якоря элек­ тромагнита на нижнем упоре и выбранном в сторону якоря зазоре штока. Размер 25,5+0,1 мм выдерживают, зачищая то­ рец штока. При сборке электромагнита ЭТ-52 должно быть обеспечено свободное перемещение якоря и штока. Проверяют также наличие противозалипающей прокладки на торце якоря.

При сборке золотника выключения не допускаются заедание и тугой ход золотника, а также его выключателя. Регулиро­ вочный винт в кронштейне электромагнита должен быть вы­ вернут так, чтобы зазор между винтом и сердечником при его нижнем крайнем положении был не менее 5,5 мм.

После монтажа корпуса регулятора наклонное отверстие на корпусе привода не должно перекрываться корпусом регуля­ тора. После установки ведомой шестерни масляного насоса на ось проверяют торцевой зазор между шестерней и корпусом. Торцевой зазор, равный 0,03—0,08 мм, обеспечивают, подклады­ вая регулировочные прокладки под фланец крепления золот­ никовой части.

После крепления нижнего корпуса к среднему корпусу золот­ никовая часть должна вращаться легко и плавно, что прове­ ряют, поворачивая ее от руки за валик привода. При установке серводвигателя регулятора гайки его крепления затягивают равномерно, не применяя большого усилия, чтобы не дефор­ мировать корпус серводвигателя и избежать возможного за­ клинивания поршневой пары. После закрепления серводвигателя проверяют легкость и плавность движения поршневой пары (при снятой пружине серводвигателя), а также величину пол­ ного хода пары (25+0,3 мм).

У регуляторов Д50, 2Д100 и ЗД100 после установки верхнего корпуса проверяют легкость и плавность работы зацепления зубчатой рейки с зубчатым сектором. При этом, во избежание заклинивания, два верхних зуба сектора не должны входить в зацепление со втулкой рейки. В регуляторе 9Д100 игольчатые клапаны регулятора мощности должны быть отвернуты при­ мерно на 2,5 оборота от упора, а пробка электромагнита MP4 — на 10 делений от упора.

Регулирование при сборке. При сборке регулятора регули­ руют: положение золотника и золотниковой втулки; предвари­ тельное натяжение компенсирующей пружины; предельный за­ зор золотниковой части.

Р е г у л и р о в а н и е п о л о ж е н и я з о л о т н и к а и з о ­ л о т н и к о в о й в т у л к и . Приспособление (рис. 67) для такого регулирования состоит из плиты 1, на которой смонтированы его узлы и детали. Опоры 14 служат для установки буксы регулятора. Одна из опор имеет откидную крышку 11, позво­ ляющую зажать буксу. На стойках 3 закреплен индикатор 8,

162


Рис. 67. Приспособление для регулирования положения золотника и зо-

а на стойках 13— толкатель 4, которым перемещают золотни­ ковую втулку и золотник проверяемого регулятора. На от­ дельной стойке закреплена лампа 10, освещающая внутреннюю полость буксы. Для размещения батареек 15, подающих пита­ ние лампе 10, на плите установлен корпус.

Регулирование начинают с проверки величины монтажной перекрыши. Для этого золотниковую часть укладывают на ■опоры грузами к той опоре, которая имеет крышку И. В боко­ вое окно буксы вводят корпус лампы и включают ее. Толка­ телем 4 через второе снизу окно в буксе перемещают поршень золотниковой втулки до упора. При этом следят за появлением просвета между верхней кромкой окна в буксе и верхней кром­ кой прршня золотниковой втулки. В момент появления просвета прекращают подачу винтом и фиксируют показание индикатора, которое и определит величину перекрыши. Монтажную перекрышу регулируют подбором втулки золотниковой части по глубине расточки. При необходимости зачищают нижний торец втулки без последующего контроля ее линейных размеров.

После проверки монтажной перекрыши проверяют ход зо­ лотниковой втулки вверх и вниз по показанию индикатора 8. Ход золотниковой втулки от среднего положения должен со­ ставлять 3,2—3,3 мм. Регулирование осуществляют подбором тарелок по высоте или зачисткой их внутренних торцев при ■сборке нового регулятора, или при замене ведущей шестерни масляного насоса.

После определения положения золотниковой втулки начи­ нают регулировать положение золотника. При этом предвари­ тельно проверяют легкость и плавность качания грузов, плот­ ность посадки траверсы и отсутствие осевого разбега золотни­ ковой втулки. Снимают золотниковую часть с опор, вставляют золотник и укладывают золотниковую часть на опоры. Затем устанавливают индикатор в левую стойку и разводят грузы. Показание индикатора будет соответствовать ходу золотника. При проверке без приспособления перемещение золотника на­ блюдают через окно в буксе по передвижению его диска и ■отверстия в золотниковой втулке. Перемещают золотник, раз­ водя и сводя грузы на всю величину их хода. При этом шарико­ подшипник должен быть прижат к концам грузов. При верхнем крайнем положении золотника (грузы разведены) и нижнем крайнем положении золотника - (грузы сведены) диск золот­ ника должен полностью открывать отверстия в золотниковой втулке.

Если отверстия в золотниковой втулке при крайних поло­ жениях золотника открываются не полностью, то золотник сме­ щают относительно рычагов грузов при помощи регулировочных прокладок, толщиной 0,1 мм, устанавливаемых под внутренние обоймы шариковых подшипников (на регуляторах типа Д50 и ДЮО).

164


В регуляторе 9Д100 положение золотника регулируют при помощи гайки 12 (см. рис. 25).

После регулирования положения золотника проверяют его полный ход, который должен быть равен 6,4—6,5 мм для регу­ ляторов типа Д50, 5Д50 и 6,2—6,3 мм для регуляторов типа Д100. В регуляторах типа Д50 и Д100 этого достигают под­ бором высоты кольца, устанавливаемого на верхний торец буксы. В регуляторах 9Д100 для обеспечения полного хода золотника зачищают грузы в местах упора в оси.

Р е г у л и р о в а н и е

п р е д в а р и т е л ь н о г о

с ж а т и я

к о м п е н с и р у ю щ е й

п р у жи н ы . При замене

деталей зо­

лотниковой части и при неправильной сборке может быть нарушено предварительное сжатие компенсирующей пружины, величина которого примерно равна 1,2 кгс. Регулирование вы­ полняют при помощи прокладок толщиной 0,1—0,2 мм, уста­ навливаемых под компенсирующую пружину. Во время пред­

варительного

сжатия

компенсирующей пружины

4

(рис.

68)

торец нижней

тарелки

3 устанавливают

при помощи гайки 7

в одной плоскости (заподлицо) с торцом

втулки

2.

При

этом

втулку 2 придерживают так, чтобы золотниковая втулка 1 была расположена вертикально (гайкой 7 кверху). Концы шплинта 8 тщательно подгибают вплотную к гайке, чтобы они не задевали за конические винты буксы.

Для проверки предварительного сжатия компенсирующей пружины собранную золотниковую втулку с узлом компенси­ рующей пружины устанавливают в приспособлений, показанном на рис. 69. Предварительно это приспособление при помощи регулировочных винтов выверяют по отвесу. Ножку индикатора подводят к торцу хвостовика, а нулевое деление шкалы инди­ катора совмещают со стрелкой. К. золотниковой, втулке подве­ шивают груз 3 весом 1—1,2 кгс. Если стрелка индикатора переместится на 0,05 мм, то предварительное сжатие компен­ сирующей пружины можно считать правильным. В общий вес груза входит вес золотниковой втулки, тарелки приспособления и груза. Нагружать компенсирующую пружину следует посте­ пенно. Перед установкой собранного узла золотниковой втулки в буксу, его тщательно промывают в профильтрованном дизель­ ном топливе.

Р е г у л и р о в а н и е п р о д о л ь н о г о з а з о р а з о л о т н и ­ к о в о й части. Продольный зазор золотниковой части являет­ ся одновременно и торцевым зазором ведущей шестерни масля­ ного насоса. Этот зазор зависит от количества регулировочных прокладок толщиной по 0,05 мм, подложенных под фланец золотниковой части, и составляет 0,03—0,08 мм. Увеличенный продольный зазор снижает производительность масляного на­ соса. Для регулирования продольного зазора вынимают по одной прокладке одновременно из-под каждой стороны фланца до тех пор, пока зодотниковая часть не начнет вращаться туго.

165