Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К празднику 50-летия Великой Октябрьской революции холмогорские мастера создали ряд оригинальных произве­ дений, где они рассказывают о людях Беломорья, об их до­ стижениях. Художник А. С. Гурьев выполнил из кости ма­ монта кубок, на одной стороне которого портрет В. М. Ло­ моносова, на другой — силуэт Московского университета имени Ломоносова. Преобразованию Севера посвящена ра­ бота П. П. Черниковича — миниатюрная коробочка с искус­ но вырезанным народным орнаментом. Ажурную закладку Для книг, с сюжетом, посвященным людям Холмогор, изго­ товил художник В. А. Просвирнин.

Интересна созданная из бивня моржа декоративная ваза «Глухари» А. Буторина,— причудливый мир северного леса тонко передан художником-ікостерезом.

Сувенирные значки, выполненные холмогорскими костерезами, отражают ¡красоту северной природы и то новое, что пришло в жизнь народов этого края после Октябрьской ре­ волюции.

От поколения к поколению передаваемый профессиона­ лизм владения инструментом, традиции промысла, талант художников-костерезов превращают самый обыденный пред­ мет (например, рамы для зеркал, вазы и т. п.) в совершен­ ный образец декоративно-прикладного искусства. Более простые по узору изделия народного потребления (броши, шкатулки, коробочки, ножи для разрезания бумаги и ряд других) благодаря изящному и подчиненному единому за­ мыслу орнаменту также очень хороши. Отличные работы были представлены мастерами фабрики на Всесоюзной яр­ марке в Москве в 1971 году. Особенно изысканны ларчик «Цветы» В. Антонова, табакерки «Медведи» и «Ненка на охоте» А. Леонтьевой, сундучок «Маки» молодого мастера Г. Анфимова, коробочка «Собака и птицы» костереза П. Штанг и другие произведения.

Изящные и своеобразные изделия холмогорских худож- миков-костерезов на многих международных и всесоюзных 157

выставках отмечались почетными медалями, дипломами, а ведущие мастера завоевали звания лауреатов и другие от­ личия.

ТОБОЛЬСКИЕ

СКУЛЬПТУРЫ ИЗ КОСТИ

Если холмогорские костерезы известны как мастера ажурных узоров, то тобольские славились, да и сейчас сла­ вятся как непревзойденные мастера миниатюрной скульп­ туры из кости.

Тобольский костерезный промысел (Тюменская область)

. сложился в 60—70-х годах XIX века. Наличие мамон­ товой ікости и традиционность костереэного творчества на­ родностей, населяющих Обско-Иртышский бассейн, опре­ делили пути развития стиля тобольских костерезов — круглая скульптура, которая характерна для искусства

Севера.

В творчестве тобольских костерезов главным стало из­ готовление миниатюрной объемной скульптуры, но одновре­ менно они выполняли и многофигурные скульптурные ком­ позиции, отражающие специфику быта и хозяйства народ­ ностей Севера. Эти композиции реалистически передавали тип остяков, их одежду, оружие, оленьи упряжки («Остякохотник» П. Терентьева и другие). Фигуры животных за­ нимали в творчестве мастеров Севера большое место и вы­ полнялись лаконично, без лишних деталей. Кроме того, тобольские мастера изготовляли в больших количествах шкатулки, окленныѳ пластинами кости, закладки для книг,

ножи для бумаг.

Однако в начале XX века костерезный промысел в То­ больске пришел в упадок, осталось только несколько не-

158 больших и малочисленных костерезных мастерских.


Миниатюрные скульптуры из кости работы тобольских резчиков.

Уже в советское время, в 1933 году, организовалась ар­ тель «Тобольский костерез», которая стала выполнять мно­ гочисленные заказы зарубежных фирм. Изделия тобольских мастеров были высоко оценены на внутреннем и внешнем рынке. Главной чертой этих изделий стала декоративность, а тематические произведения отошли на второй план. Ма­ териалом скульптур тобольских мастеров-костерезов стали служить кость и рог.

В 1960 году тобольская артель была преобразована в фабрику художественных костерезных изделий, цде в на­ стоящее время трудятся большие мастера-художники Г. Ха­ зов, Г. Кривошеин и другие. В их творчестве ярко выражено 159

традиционное мастерство, умение смелого обобщения формы в изображении стремительного движения животных, в передаче характерных типажей, позы, ощущения мягко­ сти меха и другом.

Современный ассортимент изделий фабрики широк и включает в себя большое количество миниатюрных скульп­ тур из мамонтовой кости на темы русских народных ска­ зок, народных сцен Севера и многое другое. Здесь же изго­ товляют гладкие или инкрустированные портсигары, ко­ робки, трубки, мундштуки, украшенные рельефной резьбой, броши, ножи для разрезания бумаги и другие красивые вещи.

ЧУКОТСКИЕ

ИЗДЕЛИЯ

На Чукотском полуострове, в селении Уэлен и в других селениях округа, местные жители — чукчи и эскимосы — с давних пор занимаются резьбой по кости. Поклонники чу­ котского костерезного искусства утверждают, что оно су­ ществует уже 1000—1500 лет и по мастерству ему нет рав­ ного.

Чукчи известны как искусные мастера миниатюрной скульптуры и цветной гравировки моржовой кости. Особен­ но любят они гравировку на клыке моржа — «рыбьего зу­ ба», как его называют местные жители. На клыках изобра­ жаются целые серии картин, повествующие о битвах чук­ чей с врагами, пересказывающие резцом старинные леген­ ды» веселые сказки о животных.

Особенно хороша гравировка по моржовому клыку зна­ менитого резчика Туккая, награжденного орденом Ленина за крупный вклад в развитие костерезного искусства. Со­ рок лет работает Уэленская костерезная мастерская. Одним из первых ее мастеров был художник-костерез Итчель, ко-

160 торый вырезал на моржовом клыке сказку «Злой дух и

Гравированный чукотскими резчиками клык моржа (фрагмент).

девушка». Этот клык, которым дорожил А. М. Горький, й по сей день находится в музее-квартире великого проле­ тарского писателя в Москве. Высоко ценил известный аме­ риканский художник Рокуэлл Кент моржовый клык, гравиг рованный членом Союза художников СССР Еленой Янку, If.

хранил его в своем собрании редкостей.

I

Чукотские скульптуры реалистичны, выразительны и от­

личаются простотой формы. Кроме них чукотские мастера

режут из кости трубки, мундштуки, броши, заколки, ножи для разрезания бумаги и другие изделия бытового назначе­ ния, которые являются одновременно и настоящими произ­

ведениями искусства.

161

6 Э. И. Орловский


Чукотская настольная скульптура «Встреча с белым медведем».

КОСТЕРЕЗНЫЕ

ИЗДЕЛИЯ

ПОДМОСКОВЬЯ

Костерезным делом в Москве и ее окрестностях занима­ лись еще в XII—XIII веках. К этому времени относятся первые упоминания о рукоятках для ножей, мячах, греб­ нях, пуговицах и других изделиях, вырезанных из моржо­ вого клыка и украшенных «звериным» узором или вязью растительного орнамента. Об искусстве московских костерезов было известно далеко за пределами страны. Так, до­ миниканский монах Плано Карпини, посетивший Московию в 1245 году, упоминает в своих записях резчика и ювелира по имени Кузьма, который вырезал для татарского хана трон из слоновой кости, богато отделав его золотом и драго­ ценными камнями. Сделанная русским резчиком ювелирной тонкости чернильница была подарена ученому-византийцу XII века и вызвала его восхищение.

В XVI—XVIII веках мастера-костерезы работали в Ору­ жейной палате Кремля и создавали художественные про­ изведения, которые доныне хранятся в музеях Москвы и Ленинграда. В XVIII веке, несмотря на перенесение столи­ цы России в Петербург, костерезное дело в Москве и под Москвой (в Троице-Сергиѳвской лавре, Химках) продолжало развиваться. Но во второй половине XIX века этот художе­ ственный промысел пришел в упадок, и только после Ок­ тябрьской революции костерезный промысел в Подмосковье усилиями крупнейших художников-костерезов возродился вновь. Ассортимент его включал в себя ларцы, шкатулки, пудреницы, броши, курительные трубки, мундштуки, ма­ лую объемную скульптуру и другие изделия разнообразной тематики и техники исполнения. Особенно большое место в творчестве мастеров-костерезов занимала тема гражданской войны, социалистического строительства, героических север­

ных походов — Челюскинская эпопея и другие. В годы 163

Великой Отечественной войны они создавали сюжетные рель­ ефные и объемные композиции, посвященные борьбе с не­ мецкими фашистами. Не много мастѳров-костерезов остава­ лось в то время в Москве и Подмосковье, но их знали и любили и в Холмогорах, и в Тобольске, и на Чукотке.

Особенно известны были работы художников-костерезов М. Д. Ракова и С. П. Евангулова. В 1944 году на москов­ ской выставке они отмечались как лучшие. Созданные М. Д. Раковым произведения «В атаку», «Салют», «Лесору­ бы» и другие вызывали всеобщее восхищение своей юве­ лирной тонкостью. Работы С. П. Евангулова «Иван Суса­ нин», «Суворов», «Охотник за пушным зверем» и другие говорили о том, что их создатель — художник вдумчивый, умело решающий исторические и современные темы.

В 1946 году по инициативе известных мастеров-костере- зов И. М. Янкелевича и В. И. Цирульника была организо­ вана в Хотькове (под Москвой) артель «Народное искусст­ во», где вначале из кости изготовлялись пуговицы, мунд­ штуки, пряжки, броши, а затем и более сложные изделия с применением объемной и ажурной техники резьбы и цвет­ ной гравировки. В 1960 году артель была преобразована в фабрику, где мастера-костѳрезы С. И. Васинская, Н. Н. Со­ ломатин и многие другие изготовляют шкатулки, веера, броши, пуговицы, кубки и другие художественные изделия не только из кости домашних животных — цевки, но очень удачно сочетают ее с металлом, папье-маше, деревом.

Изящны крошечные коробочки с ажурной резьбой и ин­ крустацией перламутром, полны тонкой наблюдательности и пластического совершенства миниатюрные фигурки жи­ вотных из кости и из твердого дерева — самшита. Ориги­ нально и остроумно «вписана» фигурка жирафа в тонкую стенку костяной трубки. Во многих изделиях хотьковских мастеров-резчиков интересно и умело отражены мотивы современной действительности.


ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ С ЛАКОВОЙ

ЖИВОПИСЬЮ

Всему миру известны русские лаковые миниатюры на изделиях из папье-маше. Это небольшие изящные шкатул­ ки, коробочки, пудреницы, броши. Зеркальный блеск их по­ верхности усиливает игру ярких красок и создает неповто­ римый эффект. В каждом из этих маленьких шедевров уга­ дывается оригинальный мастер, со своей манерой, своим видением окружающей действительности, пейзажа, только ему присущей цветовой палитрой. Одним из маленьких чу­ дес, созданных революцией, назвал это сказочное искусст­ во Максим Горький. Эти изделия изготовляются и распи­ сываются прославленными мастерами Федоскина, Палеха, Мстёры и Холуя.

Но зародилась лаковая живопись еще в древнем Китае, а затем — в Японии. Начиная с XVI века • отдельные китайские и японские лаковые изделия проникают в Ев­

ропу.

В XVII веке предметом торговли являются уже и лако­ вые изделия иранской и индийской росписи. На рубеже XVII и XVIII веков во Франции также стали заниматься лакированием — вначале мебели, а затем чернильных при­

боров, табакерок и других изделий. В Италии, Англии и 166

Германии лаковые изделия стали изготовляться во второй половине XVIII века.

Производство русских лаков, надо полагать, возникло в начале XVIII века (а не в конце, как отмечается в отече­ ственной литературе). При ремонте «китайского кабинета» во дворце Петра I «Монплезир» (Петродворец) было уточ­ нено, что панно этого кабинета были расписаны в 1720— 1722 годах русскими художниками «лаковой китайской ра­ ботой», тогда как искусствоведы считали эти произведения вывезенными из Китая. Хранящееся в Эрмитаже настоль­ ное бюро «кабинетец» — своеобразная шкатулка для хра­ нения документов — изготовлено в начале XVIII века и рас­ писано русскими лаками, что также говорит о том, что лаковая миниатюра в России уже существовала в начале

XVIII века.

Во второй половине XVIII века на Урале распростра­ няется лакирование по металлу, а в конце XVIII века под Москвой появляются мастерские, образцы лаковых изде­ лий которых дошли до нашего времени.

Большую роль в развитии этой отрасли сыграла создан­ ная в селе Данилкове (вблизи Федоскина) под Москвой та­ бакерочная фабрика. Основанная купцом П. И. Коробовым (впоследствии перешедшая к его зятю П. В. Лукутину) в 1795 году, фабрика вначале выпускала лакированные ко­ зырьки и каски, а позднее — табакерки. Коробовско-луку- тинские табакерки в большинстве своем были чернолаковы­ ми, круглой формы и украшались гравюрами, наклеенными на крышку и покрытыми лаком. Гравюры изготовлялись специально для табакерок и зачастую раскрашивались. На них обычно изображались портреты выдающихся деятелей России — Петра I, А. В. Суворова, М. И. Кутузова или исто­ рические события, например сцены Отечественной войны

1812 года и т. п.

В XIX веке лукутинские изделия выпускались в боль166 шом количестве и пользовались неизменным успехом не