Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
К празднику 50-летия Великой Октябрьской революции холмогорские мастера создали ряд оригинальных произве дений, где они рассказывают о людях Беломорья, об их до стижениях. Художник А. С. Гурьев выполнил из кости ма монта кубок, на одной стороне которого портрет В. М. Ло моносова, на другой — силуэт Московского университета имени Ломоносова. Преобразованию Севера посвящена ра бота П. П. Черниковича — миниатюрная коробочка с искус но вырезанным народным орнаментом. Ажурную закладку Для книг, с сюжетом, посвященным людям Холмогор, изго товил художник В. А. Просвирнин.
Интересна созданная из бивня моржа декоративная ваза «Глухари» А. Буторина,— причудливый мир северного леса тонко передан художником-ікостерезом.
Сувенирные значки, выполненные холмогорскими костерезами, отражают ¡красоту северной природы и то новое, что пришло в жизнь народов этого края после Октябрьской ре волюции.
От поколения к поколению передаваемый профессиона лизм владения инструментом, традиции промысла, талант художников-костерезов превращают самый обыденный пред мет (например, рамы для зеркал, вазы и т. п.) в совершен ный образец декоративно-прикладного искусства. Более простые по узору изделия народного потребления (броши, шкатулки, коробочки, ножи для разрезания бумаги и ряд других) благодаря изящному и подчиненному единому за мыслу орнаменту также очень хороши. Отличные работы были представлены мастерами фабрики на Всесоюзной яр марке в Москве в 1971 году. Особенно изысканны ларчик «Цветы» В. Антонова, табакерки «Медведи» и «Ненка на охоте» А. Леонтьевой, сундучок «Маки» молодого мастера Г. Анфимова, коробочка «Собака и птицы» костереза П. Штанг и другие произведения.
Изящные и своеобразные изделия холмогорских худож- миков-костерезов на многих международных и всесоюзных 157
выставках отмечались почетными медалями, дипломами, а ведущие мастера завоевали звания лауреатов и другие от личия.
ТОБОЛЬСКИЕ
СКУЛЬПТУРЫ ИЗ КОСТИ
Если холмогорские костерезы известны как мастера ажурных узоров, то тобольские славились, да и сейчас сла вятся как непревзойденные мастера миниатюрной скульп туры из кости.
Тобольский костерезный промысел (Тюменская область)
. сложился в 60—70-х годах XIX века. Наличие мамон товой ікости и традиционность костереэного творчества на родностей, населяющих Обско-Иртышский бассейн, опре делили пути развития стиля тобольских костерезов — круглая скульптура, которая характерна для искусства
Севера.
В творчестве тобольских костерезов главным стало из готовление миниатюрной объемной скульптуры, но одновре менно они выполняли и многофигурные скульптурные ком позиции, отражающие специфику быта и хозяйства народ ностей Севера. Эти композиции реалистически передавали тип остяков, их одежду, оружие, оленьи упряжки («Остякохотник» П. Терентьева и другие). Фигуры животных за нимали в творчестве мастеров Севера большое место и вы полнялись лаконично, без лишних деталей. Кроме того, тобольские мастера изготовляли в больших количествах шкатулки, окленныѳ пластинами кости, закладки для книг,
ножи для бумаг.
Однако в начале XX века костерезный промысел в То больске пришел в упадок, осталось только несколько не-
158 больших и малочисленных костерезных мастерских.
Миниатюрные скульптуры из кости работы тобольских резчиков.
Уже в советское время, в 1933 году, организовалась ар тель «Тобольский костерез», которая стала выполнять мно гочисленные заказы зарубежных фирм. Изделия тобольских мастеров были высоко оценены на внутреннем и внешнем рынке. Главной чертой этих изделий стала декоративность, а тематические произведения отошли на второй план. Ма териалом скульптур тобольских мастеров-костерезов стали служить кость и рог.
В 1960 году тобольская артель была преобразована в фабрику художественных костерезных изделий, цде в на стоящее время трудятся большие мастера-художники Г. Ха зов, Г. Кривошеин и другие. В их творчестве ярко выражено 159
традиционное мастерство, умение смелого обобщения формы в изображении стремительного движения животных, в передаче характерных типажей, позы, ощущения мягко сти меха и другом.
Современный ассортимент изделий фабрики широк и включает в себя большое количество миниатюрных скульп тур из мамонтовой кости на темы русских народных ска зок, народных сцен Севера и многое другое. Здесь же изго товляют гладкие или инкрустированные портсигары, ко робки, трубки, мундштуки, украшенные рельефной резьбой, броши, ножи для разрезания бумаги и другие красивые вещи.
ЧУКОТСКИЕ
ИЗДЕЛИЯ
На Чукотском полуострове, в селении Уэлен и в других селениях округа, местные жители — чукчи и эскимосы — с давних пор занимаются резьбой по кости. Поклонники чу котского костерезного искусства утверждают, что оно су ществует уже 1000—1500 лет и по мастерству ему нет рав ного.
Чукчи известны как искусные мастера миниатюрной скульптуры и цветной гравировки моржовой кости. Особен но любят они гравировку на клыке моржа — «рыбьего зу ба», как его называют местные жители. На клыках изобра жаются целые серии картин, повествующие о битвах чук чей с врагами, пересказывающие резцом старинные леген ды» веселые сказки о животных.
Особенно хороша гравировка по моржовому клыку зна менитого резчика Туккая, награжденного орденом Ленина за крупный вклад в развитие костерезного искусства. Со рок лет работает Уэленская костерезная мастерская. Одним из первых ее мастеров был художник-костерез Итчель, ко-
160 торый вырезал на моржовом клыке сказку «Злой дух и
Гравированный чукотскими резчиками клык моржа (фрагмент).
девушка». Этот клык, которым дорожил А. М. Горький, й по сей день находится в музее-квартире великого проле тарского писателя в Москве. Высоко ценил известный аме риканский художник Рокуэлл Кент моржовый клык, гравиг рованный членом Союза художников СССР Еленой Янку, If.
хранил его в своем собрании редкостей. |
I |
Чукотские скульптуры реалистичны, выразительны и от |
|
личаются простотой формы. Кроме них чукотские мастера |
режут из кости трубки, мундштуки, броши, заколки, ножи для разрезания бумаги и другие изделия бытового назначе ния, которые являются одновременно и настоящими произ
ведениями искусства. |
161 |
6 Э. И. Орловский
Чукотская настольная скульптура «Встреча с белым медведем».
КОСТЕРЕЗНЫЕ
ИЗДЕЛИЯ
ПОДМОСКОВЬЯ
Костерезным делом в Москве и ее окрестностях занима лись еще в XII—XIII веках. К этому времени относятся первые упоминания о рукоятках для ножей, мячах, греб нях, пуговицах и других изделиях, вырезанных из моржо вого клыка и украшенных «звериным» узором или вязью растительного орнамента. Об искусстве московских костерезов было известно далеко за пределами страны. Так, до миниканский монах Плано Карпини, посетивший Московию в 1245 году, упоминает в своих записях резчика и ювелира по имени Кузьма, который вырезал для татарского хана трон из слоновой кости, богато отделав его золотом и драго ценными камнями. Сделанная русским резчиком ювелирной тонкости чернильница была подарена ученому-византийцу XII века и вызвала его восхищение.
В XVI—XVIII веках мастера-костерезы работали в Ору жейной палате Кремля и создавали художественные про изведения, которые доныне хранятся в музеях Москвы и Ленинграда. В XVIII веке, несмотря на перенесение столи цы России в Петербург, костерезное дело в Москве и под Москвой (в Троице-Сергиѳвской лавре, Химках) продолжало развиваться. Но во второй половине XIX века этот художе ственный промысел пришел в упадок, и только после Ок тябрьской революции костерезный промысел в Подмосковье усилиями крупнейших художников-костерезов возродился вновь. Ассортимент его включал в себя ларцы, шкатулки, пудреницы, броши, курительные трубки, мундштуки, ма лую объемную скульптуру и другие изделия разнообразной тематики и техники исполнения. Особенно большое место в творчестве мастеров-костерезов занимала тема гражданской войны, социалистического строительства, героических север
ных походов — Челюскинская эпопея и другие. В годы 163
Великой Отечественной войны они создавали сюжетные рель ефные и объемные композиции, посвященные борьбе с не мецкими фашистами. Не много мастѳров-костерезов остава лось в то время в Москве и Подмосковье, но их знали и любили и в Холмогорах, и в Тобольске, и на Чукотке.
Особенно известны были работы художников-костерезов М. Д. Ракова и С. П. Евангулова. В 1944 году на москов ской выставке они отмечались как лучшие. Созданные М. Д. Раковым произведения «В атаку», «Салют», «Лесору бы» и другие вызывали всеобщее восхищение своей юве лирной тонкостью. Работы С. П. Евангулова «Иван Суса нин», «Суворов», «Охотник за пушным зверем» и другие говорили о том, что их создатель — художник вдумчивый, умело решающий исторические и современные темы.
В 1946 году по инициативе известных мастеров-костере- зов И. М. Янкелевича и В. И. Цирульника была организо вана в Хотькове (под Москвой) артель «Народное искусст во», где вначале из кости изготовлялись пуговицы, мунд штуки, пряжки, броши, а затем и более сложные изделия с применением объемной и ажурной техники резьбы и цвет ной гравировки. В 1960 году артель была преобразована в фабрику, где мастера-костѳрезы С. И. Васинская, Н. Н. Со ломатин и многие другие изготовляют шкатулки, веера, броши, пуговицы, кубки и другие художественные изделия не только из кости домашних животных — цевки, но очень удачно сочетают ее с металлом, папье-маше, деревом.
Изящны крошечные коробочки с ажурной резьбой и ин крустацией перламутром, полны тонкой наблюдательности и пластического совершенства миниатюрные фигурки жи вотных из кости и из твердого дерева — самшита. Ориги нально и остроумно «вписана» фигурка жирафа в тонкую стенку костяной трубки. Во многих изделиях хотьковских мастеров-резчиков интересно и умело отражены мотивы современной действительности.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ С ЛАКОВОЙ
ЖИВОПИСЬЮ
Всему миру известны русские лаковые миниатюры на изделиях из папье-маше. Это небольшие изящные шкатул ки, коробочки, пудреницы, броши. Зеркальный блеск их по верхности усиливает игру ярких красок и создает неповто римый эффект. В каждом из этих маленьких шедевров уга дывается оригинальный мастер, со своей манерой, своим видением окружающей действительности, пейзажа, только ему присущей цветовой палитрой. Одним из маленьких чу дес, созданных революцией, назвал это сказочное искусст во Максим Горький. Эти изделия изготовляются и распи сываются прославленными мастерами Федоскина, Палеха, Мстёры и Холуя.
Но зародилась лаковая живопись еще в древнем Китае, а затем — в Японии. Начиная с XVI века • отдельные китайские и японские лаковые изделия проникают в Ев
ропу.
В XVII веке предметом торговли являются уже и лако вые изделия иранской и индийской росписи. На рубеже XVII и XVIII веков во Франции также стали заниматься лакированием — вначале мебели, а затем чернильных при
боров, табакерок и других изделий. В Италии, Англии и 166
Германии лаковые изделия стали изготовляться во второй половине XVIII века.
Производство русских лаков, надо полагать, возникло в начале XVIII века (а не в конце, как отмечается в отече ственной литературе). При ремонте «китайского кабинета» во дворце Петра I «Монплезир» (Петродворец) было уточ нено, что панно этого кабинета были расписаны в 1720— 1722 годах русскими художниками «лаковой китайской ра ботой», тогда как искусствоведы считали эти произведения вывезенными из Китая. Хранящееся в Эрмитаже настоль ное бюро «кабинетец» — своеобразная шкатулка для хра нения документов — изготовлено в начале XVIII века и рас писано русскими лаками, что также говорит о том, что лаковая миниатюра в России уже существовала в начале
XVIII века.
Во второй половине XVIII века на Урале распростра няется лакирование по металлу, а в конце XVIII века под Москвой появляются мастерские, образцы лаковых изде лий которых дошли до нашего времени.
Большую роль в развитии этой отрасли сыграла создан ная в селе Данилкове (вблизи Федоскина) под Москвой та бакерочная фабрика. Основанная купцом П. И. Коробовым (впоследствии перешедшая к его зятю П. В. Лукутину) в 1795 году, фабрика вначале выпускала лакированные ко зырьки и каски, а позднее — табакерки. Коробовско-луку- тинские табакерки в большинстве своем были чернолаковы ми, круглой формы и украшались гравюрами, наклеенными на крышку и покрытыми лаком. Гравюры изготовлялись специально для табакерок и зачастую раскрашивались. На них обычно изображались портреты выдающихся деятелей России — Петра I, А. В. Суворова, М. И. Кутузова или исто рические события, например сцены Отечественной войны
1812 года и т. п.
В XIX веке лукутинские изделия выпускались в боль166 шом количестве и пользовались неизменным успехом не