Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
ЯНТАРНЫЕ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ИЗДЕЛИЯ
Издавна в нашей стране изготовляли из «солнечного камня» — янтаря прекрасные бытовые изделия.
Академик А. Ферсман так сказал об этом камне: «Есть один самоцвет прекрасного золотистого цвета, который во все времена привлекал своей таинственной туманностью,
сверкающим блеском, своими |
загадочными свойствами. |
Это — янтарь». |
смола гигантских деревьев, |
Янтарь — это окаменевшая |
|
которые росли главным образом на побережье Северного |
|
моря 35—40 миллионов лет тому назад. Смола, выделяемая |
|
этими деревьями, накапливалась у их подножия. Затем, в |
начале третичного периода, область, занятая лесами, покры лась водой. Легкая смола поднималась с водой и отлагалась в пластах глинистого песка. По своему химическому соста ву янтарь принадлежит к типичным смолам и содержит в среднем 79% углерода, 10% кислорода, 10% водорода и небольшое количество серы и золы. При 150° С янтарь раз мягчается, а при 350—375° С он плавится. При сгора нии янтарь дает приятный запах. При трении он электри зуется.
Янтарь хорошо полируется. Цвет его — в основном свет ло-желтый, золотистый, до темно-коричневого, но встречает ся и более темных тонов.
Янтарь издавна известен человеку. Вместе с нефритом и кремнием он является одним из первых минералов, исполь зуемых им. Янтарные бусинки и пуговицы были обнаруже ны в погребениях 5—6-тысячелетней давности. Единствен ный из самоцветов он упоминается в «Одиссее» Гомера. В Риме, в царствование Нерона (I век нашей эры), господ ствовала мода на янтарь. Высоко ценились кубки и другие
42 бытовые предметы, выточенные из него.
Однако янтарь ценился не только за красоту, но и за приписываемые ему целебные свойства. Он являлся объек том обмена на золото, медь и бронзу.
Всредние века янтарь продолжал играть большую роль.
Вэпоху Возрождения янтарь наравне со слоновой костью был излюбленным материалом для изготовления тончайших
резных изделий — кубков, подсвечников, шахмат, посохов
идругих.
Всему миру была известна знаменитая янтарная комна
та в Екатерининском дворце-музее в городе Пушкине (под Ленинградом). Все стены этой комнаты были сплошь обли цованы мозаикой из янтаря желтовато-коричневого цвета, их украшали картины из цветных камней в янтарных рамах, барельефы, бюсты, фигуры были также вырезаны из янта ря. Во время Великой Отечественной войны дворец был раз рушен фашистскими захватчиками, янтарная комната раз громлена, уникальные изделия из янтаря вывезены за пре делы нашей страны и доныне еще не найдены.
Янтарь широко применяют для изготовления бытовых изделий — мундштуков, ларцов, ручек тростей и зонтов и другого, в ювелирном деле, для декоративных изделий И т. д.
Наша страна располагает на берегах Балтийского моря самыми большими запасами янтаря, а янтарные предприя тия СССР дают более двух третей мирового производства янтарных изделий. Калининградский комбинат по добыче и переработке янтаря является уникальным предприятием. Именно там был добыт в карьере кусок янтаря весом 4,28 килограмма. Янтарь Калининградского комбината име ет до четырехсот различных оттенков цвета. Однако ху дожники комбината классифицируют янтарь в зависимости от цвета на семь основных сортов: абсолютно прозрачный, полупрозрачный с отдельными затемнениями, непрозрач ный (матовый), костяной (белый), пенистый, слоистый, чер
ный. Никакие янтари в мире — ни красные янтари Бирмы, 43
ни сицилийский, ни румынские янтари не могут сравнить ся по ’богатству и разнообразию оттенков, по яркости блес ка, по качеству и ценности с янтарем наших карьеров. Очень ценится янтарь с различными эффектными включе ниями, которые хорошо сохранились. Чаще всего—это кры латые насекомые, иногда пауки, ящерицы, листья и стебли растений. В одном из своих стихотворений М. В. Ломоносов писал :
Втополевой тени гуляя, муравей
Вприлипчивой смоле завяз ногой своей,
Хотя он у людей был в жизнь свою презренный, По смерти, в янтаре, у них стал драгоценный.
Художники-резчики Калининградского янтарного ком бината изготовляют более ста пятидесяти различных быто вых изделий, настольных скульптур, настенных панно, кото рые, являясь высокохудожественными произведениями при кладного искусства, пользуются большим спросом за рубе жом. Часто янтарь в изделиях сочетается с деревом, эмалью, стеклом, керамикой. Каждая республика отдает предпочте ние каким-либо определенным изделиям из янтаря. Так, на пример, на Украине любят круглые бусы, в Средней Азии и Закавказье большой популярностью пользуются янтар ные мундштуки и т. д.
В 1964 году впервые в Загребе демонстрировались изде лия Калининградского комбината. Успех был необычный. Югославская фирма «Ювел» в Белграде открыла специаль ный фирменный магазин по продаже янтаря. Вслед за ним такие магазины появились в Лондоне, Токио и других го родах мира.
Различные премии на всесоюзных и международных вы ставках и ярмарках (в том числе и на «ЭКСПО-70»), статьи в газетах и журналах, широкое признание на мировом рын ке — все это результат вдохновенного творчества талантли вых художников комбината — Василия Митянина, Алексея
44 Попова, Эрнеста Лис и многих других.
Изделия из янтаря изготовляют также художественные предприятия Литвы и Латвии, в частности клайпедский ком бинат «Дайле». Художники комбината Э. Микулявичюс и другие изготовили изумительные по красоте мозаики, та кие, как «Рыбак», сувенирные изделия «У колодца», «Неп тун» и целый ряд других. В октябре 1971 года в Москве, в крупнейшем художественном салоне — Центральном была проведена декада литовского прикладного искусства, где экспонируемые изделия из янтаря заслуженно было отме чены посетителями как лучшие.
В настоящее время янтарные украшения очень модны, удачно дополняют современную одежду, а декоративные из делия хорошо вписываются в современный интерьер.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДЕРЕВА
Художественные изделия из дерева всегда ценились в нашей стране. Дерево — это один из самых любимых и до ступных материалов. Оно просто в обработке и обладает бо гатыми природными свойствами. Художественная резьба по дереву ' и художественная роспись изделий из дерева — едва ли не самые древние традиционные формы русского народ ного творчества.
Правда, дерево — материал не особенно долговечный, и, очевидно, наиболее ранние образцы русской резьбы и рос писи по дереву не сохранились, но памятники художествен ной обработки дерева, относящиеся к IX—XIV векам, до нас дошли.
Русская роспись по дереву, яркая и красочная, украша ла двери и стены крестьянской избы, покрывала дуги, прялочные донца, чашки, ложки и другие предметы домашнего крестьянского быта. Вместе с тем, эта роспись являлась ис точником бодрости. В нескончаемые зимние вечера, при тусклом свете лучины, ее яркие радостные краски напоми нали людям о ясных летних зорях, о буйном цветении трав.
Мастерство художественной росписи по дереву передава лось на Руси от поколения к поколению.
Много черт древнерусского живописного стиля сохрани46 лось не только в народном искусстве XVIII—XIX веков, но
и в некоторых современных изделиях народных художест венных промыслов. Так, красно-желтая роспись с витым ор наментом на деревянной ложке, найденной в 1960 году экс педицией А. Арциховокого при раскопках в Новгороде и да тируемой XIV веком, по стилю — прямой предок известной' современной хохломской росписи.
Когда смотришь на современные художественные резные бытовые изделия из дерева, изготовленные богородскими, загорскими, семеновскими, косовскими и другими мастера- ми-резчиками, не перестаешь удивляться нескончаемому разнообразию и богатству народного искусства. Сколько раз личных, непохожих одна на другую, техник резьбы — объемная (скульптурная), рельефная, плоскорельефная, вы емчатая, с подборкой фона!
Древнерусское искусство росписи и резьбы по дереву всегда было юным и во все времена радовало глаз. Даже с современным убранством квартиры вполне сочетаются яр кие точеные матрешки, братины и бокалы с «пламенной» хохломской росписью или богородские резные игрушкискульптуры.
Современный ассортимент художественных деревянных изделий чрезвычайно широк. Это — ковши, ложки, миски, тарелки, чайницы, солонки и другие предметы хозяйствен ного обихода. Это и декоративные блюда, и шкатулки, ко робки, лотки, пудреницы, броши, бусы и т. п.
Из дерева изготовляются также в широком ассортименте культтовары, детская мебель и другие бытовые изделия. Для их изготовления применяют чаще всего древесину ЛИІІЬі, . осины, березы, ольхи, самшита, клена, дуба, а также наро сты (наплывы) на стволах и корнях — капо-корень и кору березы — бересту.
По характеру обработки материалов изделия делятся на резные, долбленые, точеные, выпиленные и столярные. По способу отделки они могут быть расписанными красками, 47
Так создаются богородские игрушки (Московская область).
украшенными резьбой и инкрустацией, лакированными или полированными.
Эти художественные изделия из дерева принято назы вать по имени промысла, где они изготовлены, — хохлом ские, богородские и т. п.
ВОЛХОВСКИЕ
ИЗДЕЛИЯ
Издавна на берегах Волхова жили талантливые мастера. Ежегодно после уборки урожая шумели в Новой Ладоге 48 знаменитые ярмарки, и почти все посетители этих веселых
торжищ увозили с собой изделия волховских умельцев. Но наступил период затишья, и долго было не слышно о зна менитых волховских изделиях. Однако в 1969 году Ленин градское областное производственное объединение художе ственных промыслов объединило ¡мастеров-надомников в цех, и так было положено начало возрождению производства разноцветных радужных ковриков, киришских кружев, а также резьбы по дереву и выжигания по фанере с после дующей раскраской темперой.
Особенно хороши панно, изготовленные молодым масте ром Валерием Зыряновым. Под его раскаленной иглой на деревянных и фанерных квадратиках ¡возникают лукавые лисы, грациозные белочки, озорные матрешки, остроносые деревянные человечки, потешные ежи. Эти забавные и яр кие небольшие панно охотно используют в современном ин терьере, особенно для украшения детских комнат и уголков.
ДЕРЕВЯННЫЕ
ИЗДЕЛИЯ С ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСЬЮ
Деревянные изделия с хохломской художественной рос писью стали самыми популярными из всех русских бытовых деревянных изделий. «Золотую», «огненную» или «пламен ную» хохлому знают не только в нашей стране, но и за ру бежом.
«Золотой» хохломскую роспись называют потому, что простые по материалам изделия ¡внешне похожи на золотые. «Пламенная» — потому, что основным цветом в росписи яв ляется красный (яркая киноварь), и еще потому, что окра шенные изделия закаляются в «пламенной» горячей печи. «Горящая» на черно-золотом фоне киноварь и породила ро
мантическое название «огненная хохлома». |
49 |
Выдолбленные или выточенные на станке из мягких по род дерева (липы, осины, ольхи) чашки, ложки, ковши, вазы, блюда и другие предметы быта грунтуются, то есть натираются раствором глины, пропитываются сырым льня ным маслом (вгонка) и шпатлюются, после чего их три-че тыре раза покрывают олифой с просушкой после каждого раза. Далее производится припудривание поверхности изде лий металлическим порошком — в прежнее время оловян ным, а теперь алюминиевым. По грунту, имеющему глад кую, блестящую, похожую на металлическую, поверхность, наносится художественная роспись. Затем поверхность вновь покрывается олифой и два раза бесцветным лаком. После этого следует закалка поверхности изделия в печи при температуре около 100° С. При этом пленка лака, по крывающего роспись, густеет, темнеет и приобретает теплый янтарный оттенок, а под этим желтоватым слоем се ребристый алюминиевый цвет поверхности выглядит как
золотой.
Хохломская роспись весьма разнообразна, но по прие мам письма ее относят к двум основным типам: «верховой» и «под фон».
«Верховая» роспись характеризуется рисунком, нанесен ным мазками поверх золотистого фона, который, просве чиваясь сквозь легкий ажурный рисунок, делает изделие похожим на золотое.
Этой росписью, в основном, пополняют ритмичные узо ры с мотивом травок, колосьев, ягод, листьев со стеблями, цветов, написанные желтой и красной краской и свободно размещенные на поверхности изделия.
Классическим письмом хохломских художников являет ся «травка», основу которой составляет волнистая линия с отходящими в сторону завитками и мелкими, похожими на тонкие листки, мазками. В орнаменте чередуются красные и черные детали. Под точным, уверенным движением гиб-
50 кой кисти возникает плавная линия ветви, как бы сгибаю-
щейся под тяжестью спелой ягоды; грациозные «усики» тонких траво« botjbot заколышутся на легком ветерке. Древняя «травная роспись» — тонкая черно-красная травка весело вьется по золотому фону. Такое письмо дает возмож ность наносить узор на изделия любой формы и величины (миски, стаканы, ложки).
Роспись «под фон» отличается тем, что золотистый си луэтный орнамент пишется по черному или цветному фону. Для этого художник наносит кистью контур рисунка, за крашивает фон и прорисовывает штрихом детали. Заканчи вая рисунок, он наносит травную приписку — поверх фона наносится легкий узор золотистых кудреватых завитков, ли нии которых образуют причудливые формы плодов и листь ев, цветов, а иногда и фигуры птиц. Эти рисунки называ ются «Кудрины», и ими расписывают чашки, миски, дет ские столики и стулья. «Кудрина»—это, пожалуй, второй по популярности хохломской узор.
Росписи «верховая» и «под фон» наносятся мастерами кистью от руки, без предварительной графической размет ки, что требует большого мастерства.
Деревянные бытовые изделия с хохломской росписью живописны и поэтичны. Их дарят близким и друзьям с пожеланиями счастья, они давно стали популярными рус скими сувенирами, любимыми произведениями народного декоративного искусства.
Трудно ответить на вопрос, когда возникло искусство « зо лотой хохломы». Некоторые исследователи (М. Званцев) считают, что зарождение хохломы «надо относить к семна дцатому, а окончательное образование — к восемнадцатому веку». Другие же (В. Василенко) полагают, что уже в XVI веке отчетливо определились районы, специализировав шиеся на выделке одного из самых ходких товаров — дере вянных ложек и деревянной посуды. Однако в последних новгородских раскопках, относящихся к концу XIII—нача лу XIV века, были найдены деревянные, выкрашенные 51