Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЯНТАРНЫЕ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

ИЗДЕЛИЯ

Издавна в нашей стране изготовляли из «солнечного камня» — янтаря прекрасные бытовые изделия.

Академик А. Ферсман так сказал об этом камне: «Есть один самоцвет прекрасного золотистого цвета, который во все времена привлекал своей таинственной туманностью,

сверкающим блеском, своими

загадочными свойствами.

Это — янтарь».

смола гигантских деревьев,

Янтарь — это окаменевшая

которые росли главным образом на побережье Северного

моря 35—40 миллионов лет тому назад. Смола, выделяемая

этими деревьями, накапливалась у их подножия. Затем, в

начале третичного периода, область, занятая лесами, покры­ лась водой. Легкая смола поднималась с водой и отлагалась в пластах глинистого песка. По своему химическому соста­ ву янтарь принадлежит к типичным смолам и содержит в среднем 79% углерода, 10% кислорода, 10% водорода и небольшое количество серы и золы. При 150° С янтарь раз­ мягчается, а при 350—375° С он плавится. При сгора­ нии янтарь дает приятный запах. При трении он электри­ зуется.

Янтарь хорошо полируется. Цвет его — в основном свет­ ло-желтый, золотистый, до темно-коричневого, но встречает­ ся и более темных тонов.

Янтарь издавна известен человеку. Вместе с нефритом и кремнием он является одним из первых минералов, исполь­ зуемых им. Янтарные бусинки и пуговицы были обнаруже­ ны в погребениях 5—6-тысячелетней давности. Единствен­ ный из самоцветов он упоминается в «Одиссее» Гомера. В Риме, в царствование Нерона (I век нашей эры), господ­ ствовала мода на янтарь. Высоко ценились кубки и другие

42 бытовые предметы, выточенные из него.

Однако янтарь ценился не только за красоту, но и за приписываемые ему целебные свойства. Он являлся объек­ том обмена на золото, медь и бронзу.

Всредние века янтарь продолжал играть большую роль.

Вэпоху Возрождения янтарь наравне со слоновой костью был излюбленным материалом для изготовления тончайших

резных изделий — кубков, подсвечников, шахмат, посохов

идругих.

Всему миру была известна знаменитая янтарная комна­

та в Екатерининском дворце-музее в городе Пушкине (под Ленинградом). Все стены этой комнаты были сплошь обли­ цованы мозаикой из янтаря желтовато-коричневого цвета, их украшали картины из цветных камней в янтарных рамах, барельефы, бюсты, фигуры были также вырезаны из янта­ ря. Во время Великой Отечественной войны дворец был раз­ рушен фашистскими захватчиками, янтарная комната раз­ громлена, уникальные изделия из янтаря вывезены за пре­ делы нашей страны и доныне еще не найдены.

Янтарь широко применяют для изготовления бытовых изделий — мундштуков, ларцов, ручек тростей и зонтов и другого, в ювелирном деле, для декоративных изделий И т. д.

Наша страна располагает на берегах Балтийского моря самыми большими запасами янтаря, а янтарные предприя­ тия СССР дают более двух третей мирового производства янтарных изделий. Калининградский комбинат по добыче и переработке янтаря является уникальным предприятием. Именно там был добыт в карьере кусок янтаря весом 4,28 килограмма. Янтарь Калининградского комбината име­ ет до четырехсот различных оттенков цвета. Однако ху­ дожники комбината классифицируют янтарь в зависимости от цвета на семь основных сортов: абсолютно прозрачный, полупрозрачный с отдельными затемнениями, непрозрач­ ный (матовый), костяной (белый), пенистый, слоистый, чер­

ный. Никакие янтари в мире — ни красные янтари Бирмы, 43


ни сицилийский, ни румынские янтари не могут сравнить­ ся по ’богатству и разнообразию оттенков, по яркости блес­ ка, по качеству и ценности с янтарем наших карьеров. Очень ценится янтарь с различными эффектными включе­ ниями, которые хорошо сохранились. Чаще всего—это кры­ латые насекомые, иногда пауки, ящерицы, листья и стебли растений. В одном из своих стихотворений М. В. Ломоносов писал :

Втополевой тени гуляя, муравей

Вприлипчивой смоле завяз ногой своей,

Хотя он у людей был в жизнь свою презренный, По смерти, в янтаре, у них стал драгоценный.

Художники-резчики Калининградского янтарного ком­ бината изготовляют более ста пятидесяти различных быто­ вых изделий, настольных скульптур, настенных панно, кото­ рые, являясь высокохудожественными произведениями при­ кладного искусства, пользуются большим спросом за рубе­ жом. Часто янтарь в изделиях сочетается с деревом, эмалью, стеклом, керамикой. Каждая республика отдает предпочте­ ние каким-либо определенным изделиям из янтаря. Так, на­ пример, на Украине любят круглые бусы, в Средней Азии и Закавказье большой популярностью пользуются янтар­ ные мундштуки и т. д.

В 1964 году впервые в Загребе демонстрировались изде­ лия Калининградского комбината. Успех был необычный. Югославская фирма «Ювел» в Белграде открыла специаль­ ный фирменный магазин по продаже янтаря. Вслед за ним такие магазины появились в Лондоне, Токио и других го­ родах мира.

Различные премии на всесоюзных и международных вы­ ставках и ярмарках (в том числе и на «ЭКСПО-70»), статьи в газетах и журналах, широкое признание на мировом рын­ ке — все это результат вдохновенного творчества талантли­ вых художников комбината — Василия Митянина, Алексея

44 Попова, Эрнеста Лис и многих других.

Изделия из янтаря изготовляют также художественные предприятия Литвы и Латвии, в частности клайпедский ком­ бинат «Дайле». Художники комбината Э. Микулявичюс и другие изготовили изумительные по красоте мозаики, та­ кие, как «Рыбак», сувенирные изделия «У колодца», «Неп­ тун» и целый ряд других. В октябре 1971 года в Москве, в крупнейшем художественном салоне — Центральном была проведена декада литовского прикладного искусства, где экспонируемые изделия из янтаря заслуженно было отме­ чены посетителями как лучшие.

В настоящее время янтарные украшения очень модны, удачно дополняют современную одежду, а декоративные из­ делия хорошо вписываются в современный интерьер.


ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДЕРЕВА

Художественные изделия из дерева всегда ценились в нашей стране. Дерево — это один из самых любимых и до­ ступных материалов. Оно просто в обработке и обладает бо­ гатыми природными свойствами. Художественная резьба по дереву ' и художественная роспись изделий из дерева — едва ли не самые древние традиционные формы русского народ­ ного творчества.

Правда, дерево — материал не особенно долговечный, и, очевидно, наиболее ранние образцы русской резьбы и рос­ писи по дереву не сохранились, но памятники художествен­ ной обработки дерева, относящиеся к IX—XIV векам, до нас дошли.

Русская роспись по дереву, яркая и красочная, украша­ ла двери и стены крестьянской избы, покрывала дуги, прялочные донца, чашки, ложки и другие предметы домашнего крестьянского быта. Вместе с тем, эта роспись являлась ис­ точником бодрости. В нескончаемые зимние вечера, при тусклом свете лучины, ее яркие радостные краски напоми­ нали людям о ясных летних зорях, о буйном цветении трав.

Мастерство художественной росписи по дереву передава­ лось на Руси от поколения к поколению.

Много черт древнерусского живописного стиля сохрани46 лось не только в народном искусстве XVIII—XIX веков, но

и в некоторых современных изделиях народных художест­ венных промыслов. Так, красно-желтая роспись с витым ор­ наментом на деревянной ложке, найденной в 1960 году экс­ педицией А. Арциховокого при раскопках в Новгороде и да­ тируемой XIV веком, по стилю — прямой предок известной' современной хохломской росписи.

Когда смотришь на современные художественные резные бытовые изделия из дерева, изготовленные богородскими, загорскими, семеновскими, косовскими и другими мастера- ми-резчиками, не перестаешь удивляться нескончаемому разнообразию и богатству народного искусства. Сколько раз­ личных, непохожих одна на другую, техник резьбы — объемная (скульптурная), рельефная, плоскорельефная, вы­ емчатая, с подборкой фона!

Древнерусское искусство росписи и резьбы по дереву всегда было юным и во все времена радовало глаз. Даже с современным убранством квартиры вполне сочетаются яр­ кие точеные матрешки, братины и бокалы с «пламенной» хохломской росписью или богородские резные игрушкискульптуры.

Современный ассортимент художественных деревянных изделий чрезвычайно широк. Это — ковши, ложки, миски, тарелки, чайницы, солонки и другие предметы хозяйствен­ ного обихода. Это и декоративные блюда, и шкатулки, ко­ робки, лотки, пудреницы, броши, бусы и т. п.

Из дерева изготовляются также в широком ассортименте культтовары, детская мебель и другие бытовые изделия. Для их изготовления применяют чаще всего древесину ЛИІІЬі, . осины, березы, ольхи, самшита, клена, дуба, а также наро­ сты (наплывы) на стволах и корнях — капо-корень и кору березы — бересту.

По характеру обработки материалов изделия делятся на резные, долбленые, точеные, выпиленные и столярные. По способу отделки они могут быть расписанными красками, 47


Так создаются богородские игрушки (Московская область).

украшенными резьбой и инкрустацией, лакированными или полированными.

Эти художественные изделия из дерева принято назы­ вать по имени промысла, где они изготовлены, — хохлом­ ские, богородские и т. п.

ВОЛХОВСКИЕ

ИЗДЕЛИЯ

Издавна на берегах Волхова жили талантливые мастера. Ежегодно после уборки урожая шумели в Новой Ладоге 48 знаменитые ярмарки, и почти все посетители этих веселых

торжищ увозили с собой изделия волховских умельцев. Но наступил период затишья, и долго было не слышно о зна­ менитых волховских изделиях. Однако в 1969 году Ленин­ градское областное производственное объединение художе­ ственных промыслов объединило ¡мастеров-надомников в цех, и так было положено начало возрождению производства разноцветных радужных ковриков, киришских кружев, а также резьбы по дереву и выжигания по фанере с после­ дующей раскраской темперой.

Особенно хороши панно, изготовленные молодым масте­ ром Валерием Зыряновым. Под его раскаленной иглой на деревянных и фанерных квадратиках ¡возникают лукавые лисы, грациозные белочки, озорные матрешки, остроносые деревянные человечки, потешные ежи. Эти забавные и яр­ кие небольшие панно охотно используют в современном ин­ терьере, особенно для украшения детских комнат и уголков.

ДЕРЕВЯННЫЕ

ИЗДЕЛИЯ С ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСЬЮ

Деревянные изделия с хохломской художественной рос­ писью стали самыми популярными из всех русских бытовых деревянных изделий. «Золотую», «огненную» или «пламен­ ную» хохлому знают не только в нашей стране, но и за ру­ бежом.

«Золотой» хохломскую роспись называют потому, что простые по материалам изделия ¡внешне похожи на золотые. «Пламенная» — потому, что основным цветом в росписи яв­ ляется красный (яркая киноварь), и еще потому, что окра­ шенные изделия закаляются в «пламенной» горячей печи. «Горящая» на черно-золотом фоне киноварь и породила ро­

мантическое название «огненная хохлома».

49


Выдолбленные или выточенные на станке из мягких по­ род дерева (липы, осины, ольхи) чашки, ложки, ковши, вазы, блюда и другие предметы быта грунтуются, то есть натираются раствором глины, пропитываются сырым льня­ ным маслом (вгонка) и шпатлюются, после чего их три-че­ тыре раза покрывают олифой с просушкой после каждого раза. Далее производится припудривание поверхности изде­ лий металлическим порошком — в прежнее время оловян­ ным, а теперь алюминиевым. По грунту, имеющему глад­ кую, блестящую, похожую на металлическую, поверхность, наносится художественная роспись. Затем поверхность вновь покрывается олифой и два раза бесцветным лаком. После этого следует закалка поверхности изделия в печи при температуре около 100° С. При этом пленка лака, по­ крывающего роспись, густеет, темнеет и приобретает теплый янтарный оттенок, а под этим желтоватым слоем се­ ребристый алюминиевый цвет поверхности выглядит как

золотой.

Хохломская роспись весьма разнообразна, но по прие­ мам письма ее относят к двум основным типам: «верховой» и «под фон».

«Верховая» роспись характеризуется рисунком, нанесен­ ным мазками поверх золотистого фона, который, просве­ чиваясь сквозь легкий ажурный рисунок, делает изделие похожим на золотое.

Этой росписью, в основном, пополняют ритмичные узо­ ры с мотивом травок, колосьев, ягод, листьев со стеблями, цветов, написанные желтой и красной краской и свободно размещенные на поверхности изделия.

Классическим письмом хохломских художников являет­ ся «травка», основу которой составляет волнистая линия с отходящими в сторону завитками и мелкими, похожими на тонкие листки, мазками. В орнаменте чередуются красные и черные детали. Под точным, уверенным движением гиб-

50 кой кисти возникает плавная линия ветви, как бы сгибаю-

щейся под тяжестью спелой ягоды; грациозные «усики» тонких траво« botjbot заколышутся на легком ветерке. Древняя «травная роспись» — тонкая черно-красная травка весело вьется по золотому фону. Такое письмо дает возмож­ ность наносить узор на изделия любой формы и величины (миски, стаканы, ложки).

Роспись «под фон» отличается тем, что золотистый си­ луэтный орнамент пишется по черному или цветному фону. Для этого художник наносит кистью контур рисунка, за­ крашивает фон и прорисовывает штрихом детали. Заканчи­ вая рисунок, он наносит травную приписку — поверх фона наносится легкий узор золотистых кудреватых завитков, ли­ нии которых образуют причудливые формы плодов и листь­ ев, цветов, а иногда и фигуры птиц. Эти рисунки называ­ ются «Кудрины», и ими расписывают чашки, миски, дет­ ские столики и стулья. «Кудрина»—это, пожалуй, второй по популярности хохломской узор.

Росписи «верховая» и «под фон» наносятся мастерами кистью от руки, без предварительной графической размет­ ки, что требует большого мастерства.

Деревянные бытовые изделия с хохломской росписью живописны и поэтичны. Их дарят близким и друзьям с пожеланиями счастья, они давно стали популярными рус­ скими сувенирами, любимыми произведениями народного декоративного искусства.

Трудно ответить на вопрос, когда возникло искусство « зо­ лотой хохломы». Некоторые исследователи (М. Званцев) считают, что зарождение хохломы «надо относить к семна­ дцатому, а окончательное образование — к восемнадцатому веку». Другие же (В. Василенко) полагают, что уже в XVI веке отчетливо определились районы, специализировав­ шиеся на выделке одного из самых ходких товаров — дере­ вянных ложек и деревянной посуды. Однако в последних новгородских раскопках, относящихся к концу XIII—нача­ лу XIV века, были найдены деревянные, выкрашенные 51