Файл: Механизация погрузочно-разгрузочных работ в сельском хозяйстве..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

. Г Л А В А V

МЕХАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗКИ-РАЗГРУЗКИ НА ПОСЛЕУБОРОЧНОЙ ОБРАБОТКЕ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР

РАЗГРУЗКА ЗЕРНА И ФОРМИРОВАНИЕ БУРТОВ НА ОТКРЫТЫХ ТОКАХ

Зерно от комбайнов сгружают на специально подго­ товленную площадку или в завальную яму зерноочисти­ тельных сушильных пунктов. Зерноочистительно-сушиль­ ные пункты оборудованы стационарными опрокидывате­ лями бортовых автомобилей.

При ручной разгрузке зерно выгружают на профили­ рованный ток. Затем зернопогрузчиком ЗПС-60 или ЗМ-ЗО формируют бурт высотой до 2 м. В зависимости от ширины профиля тока бурт может быть сформирован за один или два прохода.

Отгружающий транспортер зернопогрузчика во всех случаях должен быть под углом к оси профиля. Если ширина профиля 8—10 м, а зерно уложено равномерно по всей ширине, то после прохода зернопогрузчика об­ разуется бурт одинаковой высоты (около 2 м), одинако­ вых размеров по всей его длине. В противном случае на бурте образуются седловины. Для устранения этого дефекта в седловину или на край профиля выгружают зерно из нескольких автомобилей, а затем перебрасы­ вают его зернопогрузчиком.

Если на току несколько погрузчиков, разгрузку зерна целесообразно совместить с формированием буртов. Для этого погрузчик устанавливают на одном <из концов про­ филя, автомобиль подают вплотную к питателю, зерно выгружают, и погрузчик перебрасывает его на централь­ ную часть профиля, пока не будет образован бурт за­ данных размеров.

Для механизации разгрузки бортовых автомобилей механизаторы пытались применять различные устрой­ ства, они в какой-то степени механизировали операцию выгрузки. Были попытки применить для разгрузки бор­ товых автомобилей передвижной опрокидыватель А-2ТР.

84

• В настоящее время все хозяйства оснащены доста­ точным количеством зернопогрузчиков ЗПС-60, в соче­ тании с которыми использование передвижного автомобилеопрокидывателя целесообразно.

Для этого их устанавливают так, чтобы зерно из кузова автомобиля попадало под скребки питателя зер­ нопогрузчика. Это предотвращает сгруживание зерна у заднего борта, что обусловливает разгрузку автомоби­ лей (без подсобных рабочих). На разгрузку автомобиля грузоподъемностью 3—4 т требуется 3—4 мин, техноло­ гия обра$ования бурта заданных размеров аналогична изложенной выше.

Если в хозяйствах есть навесные зернопогрузчики типа ЗПН-60, целесообразно использовать для разгрузки бортовых автомобилей щит-угольник, применяемый для разгрузки сахарной свеклы. Для этого необходимо об­ шить его фанерой толщиной 8—10 мм или досками. Формируют бурт щитом-угольником в комплексе с на­ весным зернопогрузчиком типа ЗПН-60.

После разгрузки первого автомобиля у края пло­ щадки или профил'я открывают задний борт, трое от щита-угольника заводят в переднюю серьгу трактора, который задним ходом стягивает щит. Каждый из сле­ дующих автомобилей с зерном подается вплотную зад­ ними колесами к кромке ранее выгруженного зерна.

Когда зерно будет уложено, засыпают вторую полосу, затем третью и т. д. до тех пор, пока не будет засыпана площадка (или профиль тока) по всей длине. Формиро­ вание бурта можно начинать после засыпки 2—3 полос по всей ширине профиля. При ширине его 6—7 м можно формировать бурт зернопогрузчиком ЗПН-60, а при ши­ рине более 7 м целесообразней зернопогрузчиком ЗПС-60.

При разгрузке щитом-угольником надо начинать фор­ мирование буртов с одного края тока, последовательно формируя их так, чтобы оставалось достаточно места для передвижения трактора при стягивании щита.

При наличии автомобильного разгрузчика типаА-207 или А -108 их можно использовать на разгрузке борто­ вых автомобилей. Для этого разгрузчик устанавливают так, чтобы разгрузочная площадка была в стороне фор­ мируемого бурта. Автомобиль правыми или левыми ко­ лесами подают на разгрузочную площадку, открывают боковой борт со стороны формируемого бурта и пло­ щадку поднимают. Автомобиль можно устанавливать под

85


Рис. 35. Разбрасывание зернопогрузчиком-метателем ЗМ-ЗО зерна для просушки:

а — разбрасывание; б — формирование бурта после просушки зерна.

углом до 40°, что обеспечивает выгрузку всего зерна из кузова без применения ручного труда. Формируют бурт так же, как при разгрузке автомобиля опрокидывателем.

Перелопачивание зерна на токах. В период массовой уборки на токах крупных хозяйств скапливается боль­ шое количество зерна. Оно может оказаться засоренным

иповышенной влажности.

Сцелью охлаждения зерно перелопачивают и укла­ дывают в’ бурты небольших размеров или в отдельные кучи. Для перелопачивания применяют зернопогрузчики

всех типов.

Зернопогрузчиками, у которых отгрузочный транс­ портер располагается параллельно продольной оси и не имеет поворота, можно перелопачивать бурт, ширина которого равна ширине захвата питателя. К ним отно­ сятся зернопогрузчики ЗС-60, АПП-125, ЗПН-60. Пере­ двигаясь в сторону перелопачиваемого бурта, ими пере­ сыпают зерна, укладывая его в новый бурт точно таких же размеров.

Так как время нахождения зерна в пути от исходного бурта до формируемого исчисляется секундами, то зерно охлаждается за счет перемешивания нагретых слоев с верхним холодным слоем. Применяя зернопогрузчики ЗПС-60 и ЗМ-ЗО, можно благодаря наличию поворот­

ного

отгрузочного транспортера

разбросать бурт на

всю

ширину профиля или тока,

увеличив тем самым

86

поверхность, соприкасающуюся с воздухом (рис. 35). Зерно, разбросанное тонким слоем на большой площади, быстро остывает и подсыхает. После этого из него вновь формируют бурт.

Если зерно очень засорено, его следует до разбрасы­ вания тонким слоем пропустить через зерноочиститель­ ную машину, после чего оно быстрее подсохнет.

Формирование бурта с одним гребнем после двух проходов погрузчика ЗПС-60 происходит так: При пер­ вом проходе питатель, установленный на краю исход­ ного бурта, подает материал к транспортеру, который повернут так, что зерно сбрасывается по линии гребня будущего бурта. При втором проходе в обратном на­ правлении погрузчик устанавливается так, чтобы транс­ портер, повернутый на 180° от положения, которое он занимал при первом проходе, направлял зерно на види­ мый гребень бурта.

Погрузка зерна из буртов. Погрузчиками типа ЗС-60

можно загружать зерно в автомобиль, подаваемый зад­ ним ходом. Для более полного заполнения необходимо разравнивать зерно в кузове.

Возможность поворота отгрузочного транспортера погрузчика ЗПС-60 на ±90° позволяет загружать им автомобили и автомобильные поезда, устанавливаемые

Рис. 36. Погрузка зерна в автомобили и автопоезда погрузчиком ЗПС-60:

а — погрузка зерна в автопоезд, расположенный параллельно оси бунта;

б— погрузка зерна в автопоезд, расположенный под углом к оси бунта; в — равномерное заполнение кузова поворотом отгрузочного транспортера.

87


параллельно продольной оси бурта или 'под некоторым углом к ней. Это значительно сокращает время, затра­ чиваемое на подачу автомобиля под погрузку, установку его относительно погрузчика,и позволяет вести погрузку беспрерывно. После заполнения кузова одного автомо­ биля отгрузочный транспортер поворачивают, поток зерна направляется в кузов очередного автомобиля. Та­ ким образом, загрузка автомобилей производится без отключения транспортера.

Загружать автомобильные поезда можно по трем схемам. Первая из них показана на рисунке 36, а. По­ грузчик, передвигаясь вдоль бурта, забирает зерно на всю ширину питателя. Сначала заполняется кузов автомо­ биля, автомобиль медленно передвигается вперед, чтобы кузов его загружался равномерно. Затем подается под погрузку первый прицеп и т. д.

Однако вылет транспортера недостаточен для подачи зерна в центр кузова, и разравнивать его надо вручную. Во избежание этого один из питателей поднимают и фиксируют его в этом положении лебедкой, установлен­ ной на рамке питателя.

Вылет транспортера становится достаточным для равномерной загрузки всего кузова без разравнивания зерна вручную. При работе по схеме (рис. 36,6) погруз­ чиком забирают зерно обоими питателями, автопоезд устанавливают под некоторым углом к оси движения погрузчика. В этом случае вылет транспортера также обеспечивает равномерную загрузку всего кузова без ручного разравнивания. На рисунке 36, в показано рав­ номерное заполнение кузова автомобиля.

МЕХАНИЗАЦИЯ РАБОТ НА ЗЕРНООЧИСТИТЕЛЬНО-СУШИЛЬНЫХ ПУНКТАХ

При хранении зерна на открытых токах послеубороч­ ную обработку его выполняют зерноочистительными или сушильными машинами. В зависимости от климатиче­ ских зон страны хозяйства применяют зерноочиститель­ ные или зерноочистительно-сушильные - комплексы ма­ шин.

Зерно, подвозимое от комбайнов, разгружают в за­ вальную яму. Отсюда его ковшовым транспортером (норией) подают для очистки к воздушно-решетным машинам. Затем зерно поступает в шнековые боковые

89

питатели передаточных, транспортеров и по их наклон­ ным желобам — в триерные блоки. Фуражное зерно и примеси направляются через воронки и систему зерно­ проводов в соответствующие бункера.

Очищенное зерно и длинные примеси направляются зернопроводами самотеком также в бункера, а фураж­ ные отходы — пневмотранспортером, подключенным к централизованной воздушной системе, через отстойник примесей — в секцию фуражных отходов. Очищенное зерно, фуражное и отходы выгружают из бункеров в бортовые автомобили для отправки на заготовитель­ ные пункты или ссыпают в хранилище.

Если зерноочистительные пункты привязаны к меха­ низированному хранилищу, то используется передвижной бункер. В этом случае зерно направляется по зернопро­ водам из бункера чистого зерна в норию зернохрани­ лища.

На зерноочистительно-сушильном комплексе КЗС-5 используют тот же транспорт, что и при работе зерно­ очистительных агрегатов. Но ворох после его предвари­ тельной очистки направляется по зернопроводам в су­ шильный агрегат. Зерно из сушилок поступает на но­ рии, при выходе из них объединяется тройником в один поток и самотеком по зернопроводам подается в норию очистительного агрегата. Дальнейший путь зерна анало­ гичен описанному выше.

Заполнение и выгрузка зернохранилищ. В крупных зерновых хозяйствах имеются два типа зернохранилищ: со стационарной механизацией их загрузки и с пере­ движной.

Хранилище первого типа загружают ковшовым транспортером, им подают зерно на оборудованный плужковыми сбрасывателями ленточный транспортер в центральной части зернохранилища на высоте 4—5 м и проходит по всей его длине. Для загрузки хранилища второго типа используют самосвалы и зернометатель ЗМ-ЗО, который перемещает зерно на любую сторону от своей продольной оси на расстояние до 10 м и уклады­ вает в бурт высотой до 4 м.

Самосвал подают задним ходом, чтобы его задний борт оказался на расстоянии 1,5—2 м от питателя ма­ шины ЗМ-ЗО, и выгружают зерно на пол. хранилища. Метатель подбирает его и перебрасывает в нужном на­ правлении.

90



Средства механизации выгрузки из хранилища зави­ сят от его вида, способа хранения и тары. При свобод­ ном въезде транспорта в хранилище целесообразно при­ менять зернопогрузчики типа ЗС-60 и ЗПС-60. Техноло­ гия погрузки аналогична погрузке с открытых площадок. Если зерно ссыпают в мешки, целесообразно применять шнековые погрузчики типа Г1ШП-4 и ПШП-10. Когда транспорт не может въехать в зернохранилище, целесо­ образно применять шнековые погрузчики производитель­ ностью 20—30 т/ч (типа ПШП-20).

Зерно на продовольственные и фуражные потреб­ ности хозяйства периодически грузят в течение длитель­ ного времени (6—5 месяцев). Суточный объем погрузки невелик. Для перевозки такого зерна используют само­

свалы

небольшой грузоподъемности, тракторные при­

цепы

или

специальный саморазгружающийся бункер

АС-2УМ. На

погрузке используют также погрузчики не­

большой производительности ЗМ-ЗО, ПШП-20 и др.

В период сева зерно к посевным агрегатам транспор­

тируют россыпью — загрузчиком

АС-2УМ или

в меш­

ках— бортовыми автомобилями

и тракторными

прице­

пами. Подавать зерно в загрузчик АС-2УМ целесообразно погрузчиками большой производительности типа ЗПС-60. Зерно, доставленное к посевным агрегатам машиной АС-2УМ, загружают в сеялки этой же машиной, а зерно из мешков — вручную.

За рубежом широко пользуются зернохранилищами бункерного типа. Загружают их шнековыми или ковшо­ выми транспортерами (нориями), которые подают зерно на необходимую высоту.

Хранилища бункерного типа располагают группами по нескольку в каждой и размещают по дуге или по четырехугольнику. Одним передвижным шнековым транс­ портером можно загружать все хранилища с одной его установки поворотом шнека от одного хранилища к дру­ гому. При этом загрузочную яму делают в центре группы хранилищ, чтобы загружать все бункера группы из одной ямы.

Для подъема зерна ковшовым транспортером из за­ грузочной ямы его устанавливают у одного из бункеров. Загружают их и распределительным четырехугольным замкнутым транспортером типа ТСН, установленным сверху бункеров, а последние ставят в два ряда парал­ лельно один другому.

91.