Файл: Механизация погрузочно-разгрузочных работ в сельском хозяйстве..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
. Г Л А В А V
МЕХАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗКИ-РАЗГРУЗКИ НА ПОСЛЕУБОРОЧНОЙ ОБРАБОТКЕ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР
РАЗГРУЗКА ЗЕРНА И ФОРМИРОВАНИЕ БУРТОВ НА ОТКРЫТЫХ ТОКАХ
Зерно от комбайнов сгружают на специально подго товленную площадку или в завальную яму зерноочисти тельных сушильных пунктов. Зерноочистительно-сушиль ные пункты оборудованы стационарными опрокидывате лями бортовых автомобилей.
При ручной разгрузке зерно выгружают на профили рованный ток. Затем зернопогрузчиком ЗПС-60 или ЗМ-ЗО формируют бурт высотой до 2 м. В зависимости от ширины профиля тока бурт может быть сформирован за один или два прохода.
Отгружающий транспортер зернопогрузчика во всех случаях должен быть под углом к оси профиля. Если ширина профиля 8—10 м, а зерно уложено равномерно по всей ширине, то после прохода зернопогрузчика об разуется бурт одинаковой высоты (около 2 м), одинако вых размеров по всей его длине. В противном случае на бурте образуются седловины. Для устранения этого дефекта в седловину или на край профиля выгружают зерно из нескольких автомобилей, а затем перебрасы вают его зернопогрузчиком.
Если на току несколько погрузчиков, разгрузку зерна целесообразно совместить с формированием буртов. Для этого погрузчик устанавливают на одном <из концов про филя, автомобиль подают вплотную к питателю, зерно выгружают, и погрузчик перебрасывает его на централь ную часть профиля, пока не будет образован бурт за данных размеров.
Для механизации разгрузки бортовых автомобилей механизаторы пытались применять различные устрой ства, они в какой-то степени механизировали операцию выгрузки. Были попытки применить для разгрузки бор товых автомобилей передвижной опрокидыватель А-2ТР.
84
• В настоящее время все хозяйства оснащены доста точным количеством зернопогрузчиков ЗПС-60, в соче тании с которыми использование передвижного автомобилеопрокидывателя целесообразно.
Для этого их устанавливают так, чтобы зерно из кузова автомобиля попадало под скребки питателя зер нопогрузчика. Это предотвращает сгруживание зерна у заднего борта, что обусловливает разгрузку автомоби лей (без подсобных рабочих). На разгрузку автомобиля грузоподъемностью 3—4 т требуется 3—4 мин, техноло гия обра$ования бурта заданных размеров аналогична изложенной выше.
Если в хозяйствах есть навесные зернопогрузчики типа ЗПН-60, целесообразно использовать для разгрузки бортовых автомобилей щит-угольник, применяемый для разгрузки сахарной свеклы. Для этого необходимо об шить его фанерой толщиной 8—10 мм или досками. Формируют бурт щитом-угольником в комплексе с на весным зернопогрузчиком типа ЗПН-60.
После разгрузки первого автомобиля у края пло щадки или профил'я открывают задний борт, трое от щита-угольника заводят в переднюю серьгу трактора, который задним ходом стягивает щит. Каждый из сле дующих автомобилей с зерном подается вплотную зад ними колесами к кромке ранее выгруженного зерна.
Когда зерно будет уложено, засыпают вторую полосу, затем третью и т. д. до тех пор, пока не будет засыпана площадка (или профиль тока) по всей длине. Формиро вание бурта можно начинать после засыпки 2—3 полос по всей ширине профиля. При ширине его 6—7 м можно формировать бурт зернопогрузчиком ЗПН-60, а при ши рине более 7 м целесообразней зернопогрузчиком ЗПС-60.
При разгрузке щитом-угольником надо начинать фор мирование буртов с одного края тока, последовательно формируя их так, чтобы оставалось достаточно места для передвижения трактора при стягивании щита.
При наличии автомобильного разгрузчика типаА-207 или А -108 их можно использовать на разгрузке борто вых автомобилей. Для этого разгрузчик устанавливают так, чтобы разгрузочная площадка была в стороне фор мируемого бурта. Автомобиль правыми или левыми ко лесами подают на разгрузочную площадку, открывают боковой борт со стороны формируемого бурта и пло щадку поднимают. Автомобиль можно устанавливать под
85
Рис. 35. Разбрасывание зернопогрузчиком-метателем ЗМ-ЗО зерна для просушки:
а — разбрасывание; б — формирование бурта после просушки зерна.
углом до 40°, что обеспечивает выгрузку всего зерна из кузова без применения ручного труда. Формируют бурт так же, как при разгрузке автомобиля опрокидывателем.
Перелопачивание зерна на токах. В период массовой уборки на токах крупных хозяйств скапливается боль шое количество зерна. Оно может оказаться засоренным
иповышенной влажности.
Сцелью охлаждения зерно перелопачивают и укла дывают в’ бурты небольших размеров или в отдельные кучи. Для перелопачивания применяют зернопогрузчики
всех типов.
Зернопогрузчиками, у которых отгрузочный транс портер располагается параллельно продольной оси и не имеет поворота, можно перелопачивать бурт, ширина которого равна ширине захвата питателя. К ним отно сятся зернопогрузчики ЗС-60, АПП-125, ЗПН-60. Пере двигаясь в сторону перелопачиваемого бурта, ими пере сыпают зерна, укладывая его в новый бурт точно таких же размеров.
Так как время нахождения зерна в пути от исходного бурта до формируемого исчисляется секундами, то зерно охлаждается за счет перемешивания нагретых слоев с верхним холодным слоем. Применяя зернопогрузчики ЗПС-60 и ЗМ-ЗО, можно благодаря наличию поворот
ного |
отгрузочного транспортера |
разбросать бурт на |
всю |
ширину профиля или тока, |
увеличив тем самым |
86
поверхность, соприкасающуюся с воздухом (рис. 35). Зерно, разбросанное тонким слоем на большой площади, быстро остывает и подсыхает. После этого из него вновь формируют бурт.
Если зерно очень засорено, его следует до разбрасы вания тонким слоем пропустить через зерноочиститель ную машину, после чего оно быстрее подсохнет.
Формирование бурта с одним гребнем после двух проходов погрузчика ЗПС-60 происходит так: При пер вом проходе питатель, установленный на краю исход ного бурта, подает материал к транспортеру, который повернут так, что зерно сбрасывается по линии гребня будущего бурта. При втором проходе в обратном на правлении погрузчик устанавливается так, чтобы транс портер, повернутый на 180° от положения, которое он занимал при первом проходе, направлял зерно на види мый гребень бурта.
Погрузка зерна из буртов. Погрузчиками типа ЗС-60
можно загружать зерно в автомобиль, подаваемый зад ним ходом. Для более полного заполнения необходимо разравнивать зерно в кузове.
Возможность поворота отгрузочного транспортера погрузчика ЗПС-60 на ±90° позволяет загружать им автомобили и автомобильные поезда, устанавливаемые
Рис. 36. Погрузка зерна в автомобили и автопоезда погрузчиком ЗПС-60:
а — погрузка зерна в автопоезд, расположенный параллельно оси бунта;
б— погрузка зерна в автопоезд, расположенный под углом к оси бунта; в — равномерное заполнение кузова поворотом отгрузочного транспортера.
87
параллельно продольной оси бурта или 'под некоторым углом к ней. Это значительно сокращает время, затра чиваемое на подачу автомобиля под погрузку, установку его относительно погрузчика,и позволяет вести погрузку беспрерывно. После заполнения кузова одного автомо биля отгрузочный транспортер поворачивают, поток зерна направляется в кузов очередного автомобиля. Та ким образом, загрузка автомобилей производится без отключения транспортера.
Загружать автомобильные поезда можно по трем схемам. Первая из них показана на рисунке 36, а. По грузчик, передвигаясь вдоль бурта, забирает зерно на всю ширину питателя. Сначала заполняется кузов автомо биля, автомобиль медленно передвигается вперед, чтобы кузов его загружался равномерно. Затем подается под погрузку первый прицеп и т. д.
Однако вылет транспортера недостаточен для подачи зерна в центр кузова, и разравнивать его надо вручную. Во избежание этого один из питателей поднимают и фиксируют его в этом положении лебедкой, установлен ной на рамке питателя.
Вылет транспортера становится достаточным для равномерной загрузки всего кузова без разравнивания зерна вручную. При работе по схеме (рис. 36,6) погруз чиком забирают зерно обоими питателями, автопоезд устанавливают под некоторым углом к оси движения погрузчика. В этом случае вылет транспортера также обеспечивает равномерную загрузку всего кузова без ручного разравнивания. На рисунке 36, в показано рав номерное заполнение кузова автомобиля.
МЕХАНИЗАЦИЯ РАБОТ НА ЗЕРНООЧИСТИТЕЛЬНО-СУШИЛЬНЫХ ПУНКТАХ
При хранении зерна на открытых токах послеубороч ную обработку его выполняют зерноочистительными или сушильными машинами. В зависимости от климатиче ских зон страны хозяйства применяют зерноочиститель ные или зерноочистительно-сушильные - комплексы ма шин.
Зерно, подвозимое от комбайнов, разгружают в за вальную яму. Отсюда его ковшовым транспортером (норией) подают для очистки к воздушно-решетным машинам. Затем зерно поступает в шнековые боковые
89
питатели передаточных, транспортеров и по их наклон ным желобам — в триерные блоки. Фуражное зерно и примеси направляются через воронки и систему зерно проводов в соответствующие бункера.
Очищенное зерно и длинные примеси направляются зернопроводами самотеком также в бункера, а фураж ные отходы — пневмотранспортером, подключенным к централизованной воздушной системе, через отстойник примесей — в секцию фуражных отходов. Очищенное зерно, фуражное и отходы выгружают из бункеров в бортовые автомобили для отправки на заготовитель ные пункты или ссыпают в хранилище.
Если зерноочистительные пункты привязаны к меха низированному хранилищу, то используется передвижной бункер. В этом случае зерно направляется по зернопро водам из бункера чистого зерна в норию зернохрани лища.
На зерноочистительно-сушильном комплексе КЗС-5 используют тот же транспорт, что и при работе зерно очистительных агрегатов. Но ворох после его предвари тельной очистки направляется по зернопроводам в су шильный агрегат. Зерно из сушилок поступает на но рии, при выходе из них объединяется тройником в один поток и самотеком по зернопроводам подается в норию очистительного агрегата. Дальнейший путь зерна анало гичен описанному выше.
Заполнение и выгрузка зернохранилищ. В крупных зерновых хозяйствах имеются два типа зернохранилищ: со стационарной механизацией их загрузки и с пере движной.
Хранилище первого типа загружают ковшовым транспортером, им подают зерно на оборудованный плужковыми сбрасывателями ленточный транспортер в центральной части зернохранилища на высоте 4—5 м и проходит по всей его длине. Для загрузки хранилища второго типа используют самосвалы и зернометатель ЗМ-ЗО, который перемещает зерно на любую сторону от своей продольной оси на расстояние до 10 м и уклады вает в бурт высотой до 4 м.
Самосвал подают задним ходом, чтобы его задний борт оказался на расстоянии 1,5—2 м от питателя ма шины ЗМ-ЗО, и выгружают зерно на пол. хранилища. Метатель подбирает его и перебрасывает в нужном на правлении.
90
Средства механизации выгрузки из хранилища зави сят от его вида, способа хранения и тары. При свобод ном въезде транспорта в хранилище целесообразно при менять зернопогрузчики типа ЗС-60 и ЗПС-60. Техноло гия погрузки аналогична погрузке с открытых площадок. Если зерно ссыпают в мешки, целесообразно применять шнековые погрузчики типа Г1ШП-4 и ПШП-10. Когда транспорт не может въехать в зернохранилище, целесо образно применять шнековые погрузчики производитель ностью 20—30 т/ч (типа ПШП-20).
Зерно на продовольственные и фуражные потреб ности хозяйства периодически грузят в течение длитель ного времени (6—5 месяцев). Суточный объем погрузки невелик. Для перевозки такого зерна используют само
свалы |
небольшой грузоподъемности, тракторные при |
|
цепы |
или |
специальный саморазгружающийся бункер |
АС-2УМ. На |
погрузке используют также погрузчики не |
большой производительности ЗМ-ЗО, ПШП-20 и др.
В период сева зерно к посевным агрегатам транспор
тируют россыпью — загрузчиком |
АС-2УМ или |
в меш |
ках— бортовыми автомобилями |
и тракторными |
прице |
пами. Подавать зерно в загрузчик АС-2УМ целесообразно погрузчиками большой производительности типа ЗПС-60. Зерно, доставленное к посевным агрегатам машиной АС-2УМ, загружают в сеялки этой же машиной, а зерно из мешков — вручную.
За рубежом широко пользуются зернохранилищами бункерного типа. Загружают их шнековыми или ковшо выми транспортерами (нориями), которые подают зерно на необходимую высоту.
Хранилища бункерного типа располагают группами по нескольку в каждой и размещают по дуге или по четырехугольнику. Одним передвижным шнековым транс портером можно загружать все хранилища с одной его установки поворотом шнека от одного хранилища к дру гому. При этом загрузочную яму делают в центре группы хранилищ, чтобы загружать все бункера группы из одной ямы.
Для подъема зерна ковшовым транспортером из за грузочной ямы его устанавливают у одного из бункеров. Загружают их и распределительным четырехугольным замкнутым транспортером типа ТСН, установленным сверху бункеров, а последние ставят в два ряда парал лельно один другому.
91.