Файл: Махров, Н. В. Параметры разработки современных автоматизированных систем управления предприятиями.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
стерства нефтяной промышленности — 134 м2. Наличие подготовленных кадров по обслуживанию ЭВМ для раз личных министерств разное. Среднее число специалистов изменяется от 11 до 88 человек. Наибольшее число под готовленных специалистов по обслуживанию ЭВМ харак терно для вычислительных центров следующих мини стерств: пищевой промышленности — 88 человек, тежелого,
энергетического машиностроения — 44 |
человека, |
при |
боростроения — 43 человека. Небольшим |
штатом |
подго |
товленных специалистов по обслуживанию ЭВМ распола гают следующие министерства: тракторного и сельскохо зяйственного машиностроения — 11 человек, нефтяной промышленности — 15 человек, нефтяной и химической промышленности — 16 человек.
Предполагаемый экономический эффект от внедрения ЭВМ для различных министерств изменяется от 107 тыс. до 10,6 млн. руб. Наиболее высокий экономический эф фект от внедрения ЭВМ на объектах Министерства энер гетики и электрификации СССР — 10,6 млн. руб.— и Ми нистерства газовой промышленности — 2,6 млн. руб. Не сколько более 1 млн. руб. экономический эффект в Ми нистерстве химической промышленности — 1,06 млн. руб., а также в Министерстве легкой промышленности — 1,33 млн. руб. Для остальных министерств экономический эффект не превышает 1 млн. руб., а для предприятий Ми нистерства лесной промышленности — 107 тыс. руб., Ми нистерства химического машиностроения — 113 тыс. руб. Экономический эффект прямо пропорционален среднесу точной загрузке ЭВМ, поэтому загруженность ЭВМ — один из основных параметров, характеризующих ее ре жим и экономический эффект от создания АСУП вообще.
Среднесуточная загрузка ЭВМ для различных мини стерств изменяется от И до 23 час. Наиболее полно используется ЭВМ в Министерстве газовой промышленно сти — 18,5 часа, в Министерстве пищевой промышленно сти — 23 часа, а также в Министерстве легкой промыш ленности — 18,3 часа. Довольно слабая загрузка ЭВМ ха рактеризует объекты управления следующих министерств: лесной промышленности — 11 час. в сутки, машинострое ния для легкой и пищевой промышленности СССР—13,4 ча са, а также тракторного и сельскохозяйственного машино строения— 13,4 часа. Для остальных министерств средне суточная загрузка ЭВМ изменяется от 13,4 до 18,1 часа.
194
Источники финансирования для приобретения ЭВМ для различных министерств разные. Так, управляемые объ екты ассигнуются, во-первых, за счет государственных капиталовложений, во-вторых, за счет центрального фон да самого министерства, в-третьих, за счет централизо ванных капиталовложений (по плану), в-четвертых, за счет целевого финансирования на ВЦ, ассигнований, за счет Стройбанка СССР, финансирование за счет фонда развития производства.
В табл. 7.6 приведен перечень источников финансиро вания для исследуемых министерств. Соотношение источ ников финансирования на приобретение ЭВМ для объек тов управления по СССР можно представить следующим образом (в %): за счет централизованных капиталовло жений — 35, целевого финансирования на ВЦ — 4, цент рализованного финансирования министерства — 31, госу дарственных капиталовложений — 17, за счет развития производства — 14. Следовательно, в основном финансиро вание осуществляется за счет централизованных капита ловложений и централизованного финансирования мини стерств. Размеры ассигнований на приобретение ЭВМ так же различны для отдельных министерств и изменяются от 320 тыс. до 830 тыс. руб. Наибольший объем ассиг нований на приобретение ЭВМ был выделен Министерст ву энергетики и электрификации СССР — 830 тыс. руб.,
а |
также Министерству строительных материалов — |
587 |
тыс. руб. Сравнительно небольшой объем ассигнований |
выделен Министерству геологии СССР — 320 тыс. руб., тракторного и сельскохозяйственного машиностроения — 380 тыс. руб. Мы привели расчет значений средних разме ров финансирования только для шести министерств.
Срок окупаемости ЭВМ приводится только для четырех министерств. Для Министерства легкой промышленности срок окупаемости ЭВМ превышает два года, для осталь ных министерств он составляет менее двух лет, при этом наименьший срок окупаемости ЭВМ для управляемых объектов Министерства рыбного хозяйства — 1,4 года.
Приведенный межотраслевой анализ параметров позво ляет сделать следующие выводы:
1) наиболее высокий экономический эффект от внед рения ЭВМ получен на объектах управления Министерст ва электротехнической промышленности и Министерства энергетики и электрификации СССР;
т' 195
2)наиболее высокая загрузка ЭВМ на объектах уп равления министерств пищевой и газовой промышленно сти, а слабая — на объектах управления Министерства лесной промышленности;
3)из 21 обследованного министерства только для пяти расчетный экономический эффект от внедрения ЭВМ пре вышает 1 млн. руб., интервальное значение 0,5—1 млн. руб.
характерно для пяти из них, а в остальных случа ях расчетный экономический эффект ниже 500 тыс. руб.; 4) несмотря на одинаковую загрузку ЭВМ на объек тах управления ряда министерств, расчетный экономиче ский эффект от внедрения вычислительной техники для них неодинаков. Так, для объектов управления Министер ства машиностроения для легкой и пищевой промышлен ности и Министерства сельскохозяйственного машинострое
ния загрузка ЭВМ одинакова — 13,4 |
часа в сутки, |
а расчетный экономический эффект для |
Министерства |
сельскохозяйственного машиностроения более чем в 2 раза выше. Следовательно, необходимо лучше организовать работу ВЦ ряда министерств, более полно исполь зовать вычислительную технику и в первую очередь обе спечить вычислительной техникой те объекты управле ния, на которых экономический эффект от ее внедрения наиболее высокий.
3. Сравнение параметров, характеризующих работу ЭВМ союзного уровня, с отраслевыми параметрами
Анализ параметров АСУП производился в следующих аспектах: во-первых, характеризовались усредненные значения всех параметров по всем обследованным отрас лям народного хозяйства; во-вторых, определялись отрас левые различия параметров; в-третьих, сравнивался со юзный уровень с отраслевыми параметрами.
Как следует из сравнения средних значений парамет ров управляемых объектов и параметров, характеризую щих работу ЭВМ по СССР в целом и по отдельным ми нистерствам, средняя численность работающих на пред
приятиях |
Министерства |
нефтяной |
промышленности |
(18,6 тыс. |
чел.) почти в |
1,8 раза |
превышает числен |
ность работающих на предприятиях в среднем по СССР
и в 1,5 раза (15,2 тыс. чел.) всех работающих в ав
196
томобильной промышленности. Для министерств энерге тики и электрификации СССР, черной металлургии и рыбного хозяйства СССР численность работающих на раз
личных |
объектах управления близка |
к общесоюзному |
уровню |
(10,4 тыс. чел.). Сравнительно небольшими |
|
по числу |
работающих (в сравнении с |
численностью ра |
ботающих на объекте управления по СССР) являются по требители ЭВМ для министерства газовой промышленно сти (1,39 тыс. чел.); строительного, дорожного и комму нального машиностроения (1,875 тыс. чел.) и цветной ме таллургии (2,27 тыс. чел.).
Объем валовой продукции (225 млн. руб.) для объек тов управления Министерства рыбного хозяйства СССР
превышает общесоюзный уровень (173,9 млн. руб.) поч ти в 1,3 раза. Объем валовой продукции для объектов управления министерства легкой промышленности (168,4 млн. руб.) и энергетики и электрификации СССР
(145,6 млн. руб.) близок к союзному уровню. Довольно низким — почти в 8 раз ниже общесоюзного уровня — объемом валовой продукции характеризуются потребите ли ЭВМ министерств приборостроения (20,4 млн. руб.), цветной металлургии (21,6 млн. руб.), химического маши ностроения (22,2 млн. руб.).
Средние затраты на НИР и проектные работы, веду щиеся на объектах управления по СССР, составляют 1,69 млн. руб. Почти в 1,5 раза превышает этот уровень объем НИР и проектных работ для организаций—потре бителей ЭВМ Министерство энергетики и электрифика ции СССР (2,3 млн. руб.), строительного, дорожного и коммунального машиностроения (2,28 млн. руб.). И на против, объем НИР и ОКР для объектов управления ми нистерств автомобильной промышленности (0,45 млн. руб.), цветной металлургии (0,6 млн. руб.) почти в 3 раза ниже общесоюзного уровня.
Средняя занимаемая площадь под ЭВМ для объектов управления министерств нефтяной и химической промыш ленности — 400 м2, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения — 336 м2, электротехнической промыш ленности — 346 м2, что примерно в 1,5 раза больше об щесоюзного уровня. Потребители ЭВМ министерств строи тельных материалов, легкой промышленности, геологии
СССР и пищевой промышленности располагают площадью для размещения ЭВМ, наиболее близкой к общесоюзному
197
уровню,— 222,6 м2. В то же время целый ряд министерств имеют площадь для размещения ЭВМ почти в 1,5 раза меньшую, чем общесоюзный уровень. К ним относятся: Министерство газовой промышленности, плохцадь для раз мещения ЭВМ которого равна 120 м2, и министерства неф тяной промышленности — 134 м2 — и энергетики и элек трификации СССР — 150 м2.
Средних! уровень подготовленных кадров по обслужи ванию ЭВМ по СССР в целом составляет 32 человека. Обслуживающий персонал ВЦ Министерства пищевой промышленности (88 человек) в 2,5 раза выше союзного уровня. Недостаточное количество подготовленных кадров по обслуживанию ЭВМ характерно для объектов управ ления целого ряда министерств: тракторного и сельско
хозяйственного машиностроения (всего |
11 человек), неф |
||
тяной и химической промышленности |
(16 |
человек), рыб |
|
ного хозяйства (20 |
человек), строительного, дорожнот |
||
и коммунального машиностроения (21 человек). |
|||
Для министерств |
автомобильной |
промышленность |
|
(33 человека), строительных материалов |
(31 человек), |
||
электротехнической промышленности |
(34 |
человека), га |
зовой промышленности (28 человек), а также легкой промышленности и Министерства энергетики и электри фикации СССР (28 человек) уровень наличия подготовлехгных кадров по обслуживанию ЭВМ близок к обще союзному.
Для объектов управления по СССР в целом расчетный экономический эффект составляет 5,21 млн. руб. Расчет ный экономический эффект объектов управления
Министерства |
электротехнической |
промышленности |
(12,6 млн. руб.) |
более чем в 2 раза |
превыхнает обще |
союзный уровень. В 2 раза выше общесоюзного уровня расчетный экономический эффект от внедрения ЭВМ для Министерства энергетики и электрификации СССР
(10,6 млн. руб.). Однако потребители ЭВМ ряда мини стерств имеют довольно низкий расчетный экономический эффект от внедрения ЭВМ по сравнению с общесоюзным уровнем. У предприятий Министерства химического ма шиностроения он составляет ИЗ тыс. руб., легкой промышлешхости — 107 тыс. и автомобильной промышленно сти — 210 тыс. руб.
Следовательно, из 21 обследованного министерства для 16 расчетный экономический эффект от внедрения ЭВМ
198