Файл: Махров, Н. В. Параметры разработки современных автоматизированных систем управления предприятиями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

не превышает 1 млн. руб. и только для некоторых объ­ ектов управления (как указывалось выше) расчетный экономический эффект превышает 2 млн. руб.

Среднее значение загруженности ЭВМ в сутки, рассчи­ танное по СССР, равно 15,7 часа. Наиболее загружены ЭВМ по сравнению с союзным уровнем на ВЦ следую­ щих министерств: пищевой промышленности — 23 часа, га­ зовой промышленности — 18,5, легкой промышленности— 18,5, электротехнической промышленности — 18,1 часа. Слабо загружены ЭВМ (по сравнению с союзным уров­

нем) на ВЦ

министерств: машиностроения

для легкой

и пищевой

промышленности и бытовых

приборов —

13.4 час., тракторного и сельскохозяйственного машино­ строения — 13,4, легкой промышленности — И часов.

Размер ассигнований на приобретение ЭВМ в среднем по

СССР составляет 615 тыс. руб. Объем ассигнований Мини­

стерства

энергетики

и

электрификации

СССР равен

830 тыс.

руб., что в

1,3

раза превышает

общесоюзный

уровень. Наиболее низким уровнем ассигнований на при - обретение ЭВМ располагают объекты управления Мини­ стерства геологии СССР — 320 тыс. руб.

Среднее значение срока окупаемости ЭВМ по С С С Р - 1,8 года. Объекты управления Министерства легкой про­ мышленности имеют достаточно высокий срок окупаемо­ сти от внедрения ЭВМ — 2,6 года, наиболее близок срок окупаемости ЭВМ по сравнению с общесоюзным уровнем для объектов управления Министерства электротехниче­ ской промышленности — 2 года, а также Министерства энергетики и электрификации СССР — 1,7 года. Объекты управления Министерства рыбного хозяйства СССР име­

ют наименьший срок окупаемости от внедрения ЭВМ —

1.4 года.


Г л а в а в о с ь м а я

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ И ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ АСУП

1. Определение и анализ параметров АСУП союзного уровня

Одной из основных форм использования экономико-ма­ тематических методов и ЭВМ на современном этапе яв­ ляется создание АСУП, с помощью которых осуществля­ ются основные процессы управления. Методология созда­ ния и использования АСУП вырабатывалась в результате длительных исследований и практических работ по при­ менению экономико-математических методов и ЭВМ в планировании и управлении производством, претерпевая целый ряд эволюционных изменений.

Впервые ЭВМ была использована в управлении про­ мышленным производством в 1954 г. Начиная с этого времени не прекращается формирование методологии по­ строения АСУП, проводятся многочисленные эксперимен­ ты, обобщается опыт создания современных, соответст­ вующих научно-техническим достижениям систем управ­ ления производством.

В современных условиях, когда АСУП создаются на многих предприятиях различных отраслей промышленно­ сти, весьма важен вопрос об установлении единого ме­ тодологического подхода к созданию таких систем и по­ следовательности их разработки.

Одна из важнейших проблем АСУП — унификация разработок. Действительно, в настоящее время работы по созданию АСУП ведет ряд крупных исследовательских коллективов в содружестве с проектно-конструкторскими организациями и предприятиями. Однако в стране созда­ ны и все еще создаются лишь так называемые индиви­ дуальные АСУП, т. е. системы, привязанные к конкрет-

200

ным условиям работы отдельных предприятий, на Кото­ рых выполняются исследования. Поэтому проблема типи­

зации, создания унифицированных разработок очень важна.

Для того чтобы совершенствовать любую систему, надо знать параметры ее качества и то, что их определяет. Это не исключение и для системы управления произ­ водством. Поэтому организация управления разработками АСУ на всех уровнях народного хозяйства, включая и предприятия, требует знания параметров АСУ как для планирования, так и для целей анализа и учета.

Для определения основных параметров, характеризую­ щих АСУП, крайне важны исследования, анализирую­ щие и обобщающие опыт первых опытно-показательных предприятий, которым были выделены необходимые де­ нежные средства, техника и специалисты.

Вэтих целях было проведено обследование более 100 АСУП важнейших отраслей народного хозяйства для изу­ чения затрат на проектирование АСУП, капиталовложе­ ний на создание их технической базы, трудоемкости и сроков проектирования и т. д.

Вданной главе исследуются региональные особенности создания АСУП, характерные для таких крупных науч­ ных центров, как Москва и Ленинград, а также особен­ ности создания АСУП в периферийных районах. Кроме того, дан анализ основных параметров АСУП различных региональных районов в сравнении с союзным уровнем.

По СССР обследовано 97 АСУП по следующим девяти важнейшим параметрам:

1)продолжительность разработки и внедрения;

2)численность группы разработчиков;

3)трудоемкость проектных работ при создании АСУП;

4)число задач пускового комплекса;

5)стоимость 1 чел.-года проектных работ;

6)объем капиталовложений;

7)расчетный экономический эффект всей системы;

8)издержки на разработку одной задачи пускового комплекса;

9)стоимость разработки АСУП.

Произведена группировка предприятий по значению ос­ новных параметров АСУП и определен удельный вес предприятий с заданным интервальным значением ана­ лизируемых параметров в множестве исследуемых пред-

201


прйятий. Итак, При определенной продолжительности разработки АСУП по СССР доля предприятий с данной продолжительностью составила (в %):

Лет 2

3

4

5

6

7

8

% Ю 26 26 19

12

2

2

Продолжительность проектных работ по созданию и внедрению пускового комплекса АСУ, следовательно для 71% предприятий, колеблется от 3 до 5 лет, при этом наибольший удельный вес (52%) имеют предприятия, для которых АСУП разрабатывались 3—4 года и только лишь на 19% предприятий — 5 лет. На предприятиях «Ростсельхозмаш» (Ростов), Алтайский моторный завод, Ураль­

ский автозавод (Миасс), ЗИЛ (Москва) срок разработки составил 7—8 лет.

Таким образом, расчетные сроки разработки АСУП со­ ставляют для средних предприятий 3—5 лет.

Большое влияние на продолжительность разработки и внедрения АСУП оказывают число и квалификационный состав специалистов, участвующих в создании АСУП. Проектные работы по АСУП ведут различные подразде­ ления, например службы НОТ, лаборатории экономики, ИВЦ, лаборатории АСУП и др. В разработках АСУП принимают участие представители специализированных институтов и лабораторий, отраслевых институтов и ра­ ботники предприятий. Численность группы разработчи­ ков при создании АСУП зависит от целого ряда факто­ ров — размеров предприятий, объема выпускаемой про­

дукции, численности работающих на данном предприятии и т. д.

По имеющимся сведениям, численность разработчиков АСУ на предприятиях колеблется от 8 до 236 человек. В настоящее время доля предприятий с данной числен­ ностью разработчиков конкретных АСУП составляет:

Численность

%

Численность

%

групп, чело­

групп, чело­

век

 

век

 

До 10

10,8

81-100

8,4

11—30

26,4

101— 150

8,4

31-60

18,0

151 и свыше

9,6

61—80

13,2

 

 

По СССР обследовалось 79 предприятий. На большин­ стве из них (66%) коллектив разработчиков АСУП со-

202


ставляет от И до 100 человек, при этом наиболее ти­ пичным разработчиком проектов АСУП является коллек­ тив, насчитывающий 11—60 человек. Доля таких пред­ приятий составляет 44,4%. На 10,8% предприятий коллектив разработчиков не превышает 10 человек. К предприятиям с наименьшей численностью разработ­ чиков по проектированию АСУ по стране в целом отно­ сятся следующие: Одесский завод прессов — 9 человек.

Предприятия с наибольшим коллективом специалистов по разработке проекта АСУ следующие: Минский трак­ торный завод — 272 человека, КМЗ «Кунцево» — 328 че­ ловек, донецкий завод им. 15-летия ЛКСМУ — 220 чело­ век, ЛОМО — 236 человек.

Одним из важнейших производных параметров, харак­ теризующих трудовые затраты при создании АСУП, яв­ ляется трудоемкость проектных работ. В основу оценки трудоемкости работ по созданию АСУ на обследованных предприятиях были положены фактические данные о сро­ ках работ проектирования и о числе участвующих в них специалистов. Трудоемкость проектных работ приближен­ но рассчитывается по формуле Q= t-n, где t — продолжи­ тельность разработки, а п — число разработчиков АСУ. Рассчитав наиболее характерный союзный уровень тру­ доемкости и зная численность специалистов, необходимых для выполнения запланированного объема проектных ра­ бот каждой конкретной АСУП, можно определить ра­ счетный срок проектирования АСУ по формуле t = Q,n, где Q — союзный уровень трудоемкости проектных работ,

ап — число разработчиков автоматизированной системы. Аналогично можно определить необходимое число раз­

работчиков АСУП по формуле n = Q/t.

Ниже приводится статистическая группировка интер­ вальных значений трудоемкости проектных работ при со­ здании АСУП:

Трудоемкость, % предприя­

Трудоемкость, % предприя­

чел.-лет

тий с данной

чел.-лет

тий с данной

 

трудоемкостью

 

трудоемкостью

До 100

27,3

501-600

2,6

101—200

20,8

601-700

2,6

201-300

18,2

701—1000

5,2

301-400

9,1

1001—1500

5,2

401—500

9,1

 

 

203


Более чем на '/з предприятий трудоемкость проект­ ных работ составляла 100—300 чел.-лет. На остальных предприятиях срок проектирования превышает 4—5 лет. Ряд предприятий (27,3%) имеют трудоемкость проект­ ных работ не свыше 100 чел.-лет и характеризуются наименьшей трудоемкостью проектных работ.

Максимальная трудоемкость проектных работ при со­ здания АСУП на отдельных предприятиях такая: Мин­ ский тракторный завод — 1360 чел.-лет, «Ростсельхозмаш» (Ростов) — 1200, Павлодарский тракторный завод —

1170 чел.-лет.

Для определения трудовых затрат при разработке АСУП важно учитывать число задач пускового комплек­ са, так как от их числа зависят такие взаимосвязан­ ные между собой параметры, как число разработчиков, продолжительность разработки автоматизированной си­ стемы, стоимость всей разработки.

Число задач пускового комплекса для 62 обследовапных предприятий характеризуется следующими цифрами:

Число

% предприятий

Число

% предприятий

задач

с данным пуско­

задач

с данным пуско­

 

вым комплексом

 

вым комплексом

До 2

12,8

21— 40

17 ,6

3 —4

17 ,6

4 1 - 6 0

16

5 - 6

4 ,8

6 1 - 1 0 0

6 ,4

7 - 1 0

1,6

100 и свыше

9 ,6

11-20

12,8

 

 

Довольно большую часть составляют, как видим, пред­ приятия (30,4%), на которых число задач пускового ком­ плекса не превышало четырех, однако в большом числе предприятий количество задач управления было свыше 10. На 46,4% всех обследованных АСУП число задач пуско­ вого комплекса составляло от 11 до 60.

Чтобы ответить на вопрос, как планировать финансиро­ вание по годам разработки, по каждой задаче управления необходимо определить стоимость 1 чел.-года проектных работ.

Стоимость разработки автоматизированной системы управления является производной от параметров, т. е. S ^ t- n - S ', где S — стоимость разработки АСУП; t — про­

,204