Файл: Контактное взаимодействие металла и инструмента при прокатке..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
Для определения распределения температуры в телах, находя щихся в плотном контакте, на границе которых действует источник тепла мощностью
|
|
1 |
,д |
|
|
|
|
||
|
<7o = - r |
I |
Uxdl> |
|
|
||||
|
|
я о |
|
|
|
|
|
||
могут быть применены |
известные формулы [105]: |
|
|||||||
Т „ ( Х , Т ): |
2?о |
У апх |
|
К г |
Ке |
i erfc |
M . |
(82) |
|
|
Ап |
|
1 + |
|
2 Y anт ’ |
|
|||
ТА*,*)" |
2?0 |
1/ я д |
1 |
1 |
i erfc |
X |
(83) |
||
+ К г |
2 Yавх |
||||||||
|
Ап |
|
|
|
Следовательно, повышение температуры поверхностей полосы и валков вследствие тепловыделения при внешнем трении одинаково и равно
Та(0, т) = Тъ(0, х) = 1,1284 |
. |
(84) |
Количество тепла от трения, получаемого в очаге деформации |
||
полосой и каждым валком в единицу времени, составляет: |
|
|
2<2зп = 2б/д^0 - j |
1 |
(85) |
Q3b — В1рЯъ j j_ ке > |
(86) |
|
а их отношение- ^ 2 - = /Се. |
|
|
Следовательно, распределение тепла |
от трения между |
валками |
и полосой зависит от их тепловой активности и только при одинаковых теплофизических характеристиках материала валков и полосы будет распределяться между ними поровну, как это предполагалось в ра боте [105]. Приведенные рассуждения действительны только для условий прокатки, при которых полоса может рассматриваться как
полуограниченное тело, т. е. при условии /р - > Х ъ |
где Х г — |
глу |
бина проникновения тепла за время контакта тк: |
3,2 Т/ |
» пр |
|
Y |
[105, 106]. Для полос из углеродистой стали коэффициент темпера туропроводности изменяется в зависимости от температуры и хими ческого состава от 9 - 10_6 до 16,7• 10“ 6 м3/с, т. е. глубина прогрева
=(0,01 - 0,013) ] / / й - ,
адля легированных сталей
=(0,0054 - 0,01) ] / / ^ - .
>23
Однако при прокатке стальных тонких полос с малыми скоро стями и прокатке цветных металлов эти формулымогут дать значи
тельные |
отклонения из-за |
отражения |
тепловых |
волн, когда |
X , ^ /гср/2. |
тонких полос |
с малыми |
скоростями и |
|
При |
холодной прокатке |
большими обжатиями тепловые волны от поверхности полосы успе вают за время тк, отразившись от середины полосы, вернуться к ее поверхности. Таким образом, появляется дополнительный поток тепла от полосы к валкам через разделяющую их пленку технологи ческой смазки или окалины. Если, как и раньше, пренебречь измене ниями температуры материала середины полосы, <1% от измене ний температуры поверхности, то из выражения (82) получим, что при
"?г 3,2 |
]/аптк |
(87) |
применимы уравнения (82)—(86). В |
случаях, |
при которых |
-X 3*1,6 |
|
(88) |
можно использовать уравнения (83)—(86), а поле температур в по лосе определяют конечно-разностным методом. Если неравенство (88) не выполняется, то для получения более точных данных следует применить конечно-разностный метод решения системы дифферен циальных уравнений (38) при начальных (86) и граничных условиях
(53), (54):
п |
дх |
1 + ХЕ - |
К 7’" ( 4 |
- * т) |
- |
7,» ( х - т) ] : |
(89) |
Ч = - дТс (4 -) |
Qo |
К [7,п ( 4 |
* т ) |
- |
7,» ( ' Г * т) ] - |
(90) |
|
|
дх |
1 -Ь /Св + |
Построение сетки для решения этой задачи и моделирование на чальных и граничных условий (53), (54) было описано выше. Гранич ные условия (89) и (90) выполняются, если значения температуры в узлах вспомогательных линий подсчитывать по уравнениям:
<7<Че
2%п
+ L Kh„
Ч , n+i —
ЧоКг
2%п
+ Kh„
Ч , m-i —
Лп |
■ |
____?____ 1 + |
||
Я,п |
+ ■ K ( l + K s) |
J+ |
||
-(1-Кв) |
$k, п |
21Э'k, щ |
||
2ХП |
(1 + |
Кг) |
|
|
Kh„ |
|
|||
|
|
|
||
hg |
|
|
2 |
J + |
|
|
К (1 + Кг) |
||
(1 — К г)^ |
й*, m -f- 2Ke‘&kt п |
|||
2Хд |
|
|
|
Kkg |
(1 + Кг) |
|
(91)
(92)
124
При этом, как и раньше, |
принято, |
что толщина полосы |
/гп = |
_ |
Анализ гистерезисных |
потерь |
в материале валка |
показывает, |
что без заметного искажения результатов можно пренебречь вели чиной Q4.
Расчет Q2d и Q3d конечно-разностным методом для прокатки жести толщиной до 0,25 мм показал, что при подсчете этих величии по уравнениям (73) и (86) ошибка обычно не превышает 10— 15% от их номинального значения. С увеличением скорости прокатки и уменьшением длины дуги захвата ошибка уменьшается. Это позво ляет анализировать тепловой баланс очага деформации для всех практически важных случаев прокатки стальной полосы по уравне ниям (67)—(73) и (82)—(86).
Из формул (51) и (73) следует, что изменение количества тепла
и Q2b, переданного валкам, с увеличением скорости прокатки при неизменных начальных условиях и параметрах очага деформации зависит от изменения К4 (Я) и F 2 (Я). Величины Q1 и Q2b с увели чением скорости прокатки сначала растут довольно интенсивно, а начиная с —4— 5 м/с рост их замедляется. Увеличение интенсивности теплопередачи от полосы к валкам с ростом скорости прокатки объясняется уменьшением времени контакта между полосой и вал ками, в результате чего поверхность полосы меньше охлаждается и увеличивается значение мгновенного перепада температуры между полосой .и валками. Количество тепла, полученное валком от тепло выделения при трении Q3b, растет почти пропорционально скорости прокатки (отклонение от прямой зависимости вызывается уменьше нием коэффициента внешнего трения при увеличении скорости).
При расчетах теплового баланса очага деформации станов горя чей прокатки листов без значительного снижения точности расчета можно учитывать только величину Qlt так как Q2b и Q3b пренебре жимо малы по сравнению с Qlt а для станов холодной прокатки листа — все основные составляющие теплового баланса.
2. ВЛИЯНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПРОЦЕССА ПРОКАТКИ НА ИНТЕНСИВНОСТЬ КОНТАКТНОГО ТЕПЛООБМЕНА И ТЕМПЕРАТУРНОЕ ПОЛЕ ВАЛКА
Как следует из раздела 1 настоящей главы, температура поверх ности валка при выходе ее из контакта с полосой определяется сум мой следующих составляющих теплового баланса:
Т„ (0, тк) Тв0(0, 0) + |
Тв1(0, тк) + |
Г в2 (0, |
тк) + Г в3 (0, тк), |
(93) |
|
где Тъ (0,0) — температура валка на |
входе |
в |
очаг деформации; |
||
Тв1— изменение |
температуры валка |
вследствие разности |
|||
температуры валка и полосы; |
|
|
|||
Тв2 — изменение температуры |
валка |
из-за теплоты |
работы |
формоизменения полосы; Тв3— изменение температуры валка из-за теплоты работы
трения.
125
Значения этих температур при х — О находят по формулам (50), (72), (84).
Количество тепла, полученного рабочим валком в очаге деформа ции за единицу времени, определим суммируя все составляющие теплообмена:
О-в—Ql + С?2в~Г @ЗВ) |
(94) |
где Qx, Q,b, Q3b находят по уравнениям (51), (72), (86) или в резуль |
тате расчета температурного поля валка конечно-разностным мето дом по уравнению (38).
20 SO fOO 1SO 200 250 500 550 Н'
Количество тепла,’ выносимого полосой из очага деформации в единицу времени, определяют по следующей формуле:
Qn= Qon Qln+ *?2п+ Фзп. |
(95) |
где Q0n— теплосодержание полосы перед деформацией, |
a Q2n и Q3n |
находят по уравнениям (73а), (85). |
|
Уравнения (50), (72), (84) позволяют проанализировать влияние изменения параметров процесса лрокатки на тепловой режим и интен.- сивность контактного теплообмена.
Рассмотрим влияние увеличения скорости прокатки на интен сивность контактного теплообмена и температуру валков. Время
контакта полосы |
с |
валком |
тк, а следовательно, и критерий |
|
Н = Bi VFFn (1 + |
Ке), |
где |
Bi и Fon— соответственно критерии |
|
Био и Фурье, а Ке = |
у |
^ |
сп, обратно пропорциональны скорости |
прокатки. Анализируя функции F 3 (Н) и Fi (Я), определяющие изме нение количества тепла, поступающего в валок, приходим к выводу, что их значение уменьшается с увеличением скорости (см. рис. 78 и 81). Это означает, что с возрастанием скорости поверхность по лосы меньше охлаждается вследствие уменьшения времени контакта между полосой и валком, и в результате увеличиваются значения
126
мгновенных перепадов температур при контакте поверхностен полосы и валка. Последнее способствует увеличению поступления тепла в валок в единицу времени.
Увеличение скорости прокатки также способствует росту темпе ратуры полосы при входе в очаг деформации последующей клети из-за уменьшения времени охлаждения в межклетевом промежутке и снижения количества тепла, передаваемого валку, вследствие со кращения времени контакта тк,
Рис. 82. Зависимость суммарного удельного теплового потока в валок и его составляющих от скорости прокатки на пятнклетевом стане во II (а) и V клети (б):
|
Рисунок |
н |
h |
<т2 |
|
|
|
мм |
|
кгс/мм2 |
|
||
|
|
|
|
|||
|
а |
1,32 |
1,05 |
7,45 |
8.9 |
|
|
6 |
0,39 |
0,25 |
25 |
12 |
|
тепловыделения от трения, прямо |
пропорционально |
скорости |
при |
|||
постоянном /ср. Однако, учитывая, |
что с увеличением скорости |
про |
||||
катки |
коэффициент трения уменьшается, |
следует |
ожидать |
неко- |
||
.торого |
снижения приращения Q3b |
[с м . (80), (86)]. |
|
|
На рис. 82 показано изменение общего количества тепла, посту пающего в валок в единицу времени при увеличении скорости про катки, и соответствующие изменения величин QlB, Q2b, Q3b при про катке жести. Увеличение составляющих контактного теплообмена Qib и Q2в с ростом скорости прокатки происходит вначале довольно интенсивно, а затем замедляется. Из представленных данных сле дует, что при холодной прокатке тонких листов валки нагреваются в основном от работы внешнего трения. Теплообмен в очаге деформа ции при тонколистовой холодной прокатке из-за разности темпера
127