Файл: Контактное взаимодействие металла и инструмента при прокатке..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
более толстого образца с уменьшенным в три раза относительным обжатием (рис. 4, б) эти величины соответственно составляют 0,34
(4,7 %), 5,79 (80,5%) и 1,07 мм (14,8%), а у Х Д Н = 5,8 мм. Оче
видно, величина Y R &Н достаточно точно отражает протяженность зоны пластической деформации металла и несколько меньше дей ствительной протяженности зоны пластической деформации при хо лодной прокатке тонких полос со значительными обжатиями.
Усилие прокатки распределяется по первой, второй и третьей зонам следующим образом: 4,2; 79,5 и 16,3% для образца 112 и 1,5; 90,4 и 8,1% для образца 232. Полученные данные еще раз подтвер ждают необходимость учета упругой деформации валков и упругой отдачи полосы при расчете энергосиловых параметров процесса холодной прокатки тонких полос.
Натяжение переднего и заднего концов прокатываемой полосы оказывает, как известно, значительное влияние на величину и харак тер распределения контактных напряжений по длине дуги контакта металла с валком.
Прокатку полос с передним ст2 и задним натяжением проводили с различными обжатиями и различными отношениями усилия противоизгиба рабочих валков РиЗГ к усилию прокатки Р (табл. 3). Неко торые эпюры контактных напряжений, возникающие при прокатке полос из алюминия AIM и стали 08кп с натяжением и принудитель ным изгибом валков, показаны на рис. 5. Полученные данные соот ветствуют результатам других исследований [8, 10, 44].
Противоизгиб рабочих валков оказывает влияние на распределе ние контактных напряжений по ширине прокатываемых полос и не отражается на распределении напряжений по дуге контакта (см. рис. 5, а, б). Максимумы эпюр нормальных контактных напряжений наблюдаются при одних и тех же значениях xllA = 0,65, а нейтраль ные углы — при значениях х11л = 0,70ч-0,75.
Сопоставим эпюры контактных напряжений, возникающих при горячей и холодной прокатке карточек, вырезанных из горячеката ного подката (сталь 08кп, Нг = 3,5 мм, Вг = 240 мм, длина карточки
350 мм).
Прокатывали по три карточки: одну карточку— в холодном со стоянии и две — в горячем. Настройку стана не изменяли, но обжа тия образцов, прокатанных в холодном состоянии, были примерно на
5—8% меньше обжатий образцов, прокатанных |
при 700—730° С, |
что объясняется изменением упругой деформации |
клети вследствие |
различия усилий прокатки. |
|
Из рис. 6 видно, что с ростом обжатий максимум эпюры р посте пенно перемещается к выходу из очага деформации.
Так, при обжатии равном 10%, на эпюрах нормального давления при горячей и холодной прокатке наблюдаются два локальных мак симума: один — на входе, другой — на выходе из очага деформации, причем максимум с наибольшим давлением р находится со стороны
входа в очаг деформации. При холодной прокатке, когда е |
= |
15%, |
на эпюре имеются два максимума с равными значениями |
р. |
При |
20
р, г, кгс/ым
\т\/р
Рис. 5. |
Эпюры |
контактных напряжений и распределения / = ^Х/РХ при прокатке образцов 55 (а), 57 (б), 60 (в) с натяжением (обозначе |
ния — |
см. рис. |
1) . |
to
со
га
я
Ч
ю
га
Н
Параметры прокатки полос с натяжением
s
ГР
Е
Е
см
Е
*03
о. О
<J ю
а. ао ььо
ю
с. о. и и ьь о! ю
а.1 cs. НЫ|<?
tj| а
1 е* * tojtf'
bjtT
с. ет „
о.S Q*
и
ь
сС
&
о.
У
СО
Е Номеробразца
|
—Tf t4^ О ^ |
| |
| | |
|
|
CDЮСОСОOO<N |
|||
|
of of о”of со00 |
|
|
|
|
(MOOtDC0 4f |
О Ю Ю |
||
|
rfiootooooo |
<n |
сч ю |
|
|
of of cfof со oo |
<o erf<xf |
||
|
ОСОООСОСОЮ |
ОЭ03^cq |
||
|
of of of of соof |
Ю ЮCD |
||
|
- - ^ О О Ю |
I I I |
|
|
|
|
1 1 1 |
||
|
03 _ Lft _ CN |
Ю |
^ |
|
|
0 0 0 0 3 0 0 — |
o_о — |
||
|
(NCMOOOCO |
CNCO0 |
|
|
^ |
|
cq |
||
_T«-f |
—Гo' —” |
|||
_ |
|
^ |
|
|
°o |
|
|
|
|
03 o m t - - o o o S> o o |
. |
|||
II |
rawoiracooo |
JfJ |
|
|
^rtO O O O O O |
|[ o' cf o' |
5
^
4
s
■s
^
я:
аз <d lo ac cn”ofofofofof
§
§
юююоз- S ——01 cn 5
о о о*-о”о”о"* О
03
СО
оо о о о o'
Ю 0 Ю О ЮО
оо”о о о”—
OlON'tOOl со со —'о ^ of
СОСОСОСО03 С4
сою——030
ofof С> О Ю со ——04 03 ——
СОCDСО03 О Г-
со00 03^00 03^ СО сосо”со со со СО
Ю^ СОt4» 00 ©
ю Ю ЮЮЮCD
iq соcs ю”uо o ’
^ t"- —w
оo'о"
^
04
оo 'о
00о со
03 со со о o' cf
СО04 о со”соof Ь Ю 0
ю CD03
сою t>”
———
22с4-2
^
—СОСО
———
горячей прокатке происходит сглаживание эпюры р. При обжатии, равном 20% , абсо лютные максимумы эпюр сме щаются к выходу металла из валков.
Напряжения контактного трения, как и нормальные давления р, при горячей про катке меньше, чем при хо лодной. Однако с увеличе нием обжатия при холодной и при горячей прокатке они практически не меняются. Показатель напряжения тре ния по нормальному давле нию Д.р уменьшается с рос том обжатий (рис. 7).
Рассмотрим распределе ние усредненного по ширине полосы показателя напряже ния контактного трения хх\рх по дуге контакта металла с валком при холодной про катке без натяжения образ цов 220, 221, 168 (ом. рис. 2)
и 111 (рис. |
8); /Д/Я ср |
соот |
ветственно |
равно 1,5; |
2,0; |
5,5 и 7,0. |
|
дан |
Экспериментальные |
ные показывают, что распре деление показателя тх1рх за висит от /д/Яср (рис. 9). В диапазоне /Д/Я ср = 1,5-ь8,5 максимальные значения хх/рх для всех образцов, прока танных без натяжения, на
блюдаются |
в сечениях входа |
|
металла в валки |
и выхода |
|
из валков |
и достигают вели |
|
чины 0,16—0,20. |
|
|
Анализ |
эксперименталь |
|
ных данных о |
распределе |
нии коэффициента трения по дуге контакта показывает, что на большей части зоны отставания fcpX изменяется
по гиперболе fx = пах (см.
22
рис. 9). В зоне затрудненной деформации /3 fx изменяется почти ли нейно, что соответствует решению В. М. Абрамова.
Скольжение, характерное для закона Амонтона (/ = const), на блюдается лишь на небольших участках со стороны входа и выхода.
Рис. G. Эпюры нормальных и продольных касательных напряжений при холодной прокатке (сплошные линии)' и горячей (штриховые) с различ ными обжатиями
Наиболее значительное влияние IJHср на изменение показателя
xJPx |
проявляется |
в зоне |
отставания. |
При прокатке полос, когда |
||||||
/Д/Я ср = |
.1,5 |
(см. рис. |
|
9, кривая /), получены минимальные значе |
||||||
ния |
хх/рх ^ 0 ,1 |
на |
|
большей |
|
|
||||
части зоны отставания. |
|
При уве |
|
|
||||||
личении |
/Д/Я ср |
до |
2,0 (рис. 9, |
|
|
|||||
кривая 2) получено |
максималь |
|
|
|||||||
ное |
значение |
показателя |
на |
|
|
|||||
пряжения контактного |
трения |
|
|
|||||||
x jp x «*0 ,1 4 |
на |
большей |
части |
|
|
|||||
зоны |
отставания. |
Дальнейшее |
|
|
||||||
увеличение |
/Д/Я ср |
приводит |
|
|
||||||
к более интенсивному |
уменьше |
|
|
|||||||
нию среднего по зоне отставания |
|
|
||||||||
показателя Хх/рх. Характер изме |
|
|
||||||||
нения показателя |
тх1рх приве |
|
|
|||||||
ден |
на |
рис. |
9. |
|
|
|
|
|
Рис. 7. |
Влияние обжатия на показатель тре |
Влияние (ц/#Ср |
на |
распре |
ния при |
холодной (/) н горячей (2) прокатке |
||||||
деление |
показателя хх/рхъ зоне |
|
|
|||||||
опережения |
менее |
значительно. Для всего диапазона (д/Яср отмечен |
||||||||
приблизительно |
одинаковый характер уменьшения показателя тх!рх |
в направлении от сечения выхода металла из валков к нейтральному сечению. Однако в связи с перемещением нейтрального сечения ко входу металла в очаг деформации при увеличении/Д/Я ср средняя по
23
зоне опережения величина тх/рх несколько возрастает, что, однако, не компенсирует более значительных изменений лт,Jpx в зоне отста вания. Указанная особенность изменения показателя тх/рх в зоне опережения при прокатке стальных полос связана с влиянием на его распределение упругого сжатия рабочих валков и упругого вос становления прокатываемой полосы, так как протяженность упругого
участка за линией центров валков со ставляет до 2/ 3 длины зоны опережения и даже более.
Неравномерное по длине дуги кон такта металла с валком распределение тх/рх получено и при прокатке полосиз алюминия AIM (см. рис. 1). Также как
0.20,Ь 0,6 0,8 2,0
*/1д
Рис. 8. |
Распределение контактных |
Рис. 9. |
Распределение |
усредненного |
по |
|||||||
напряжений и показателя напряже |
ширине |
полос |
показателя |
напряжения |
||||||||
ния |
контактного трения |
) т 1/р по |
контактного трения при |
прокатке |
сталь |
|||||||
дуге контакта при прокатке образ |
ных образцов 220 (/), |
221 |
(2), |
168 |
(3) |
и |
||||||
ца |
111. |
Л. ц. |
в. — линия |
центров |
III (4) и обобщенный закон распределения |
|||||||
валков. |
Ц. |
т. — центр |
тяжести |
коэффициента |
трения |
по дуге |
контакта |
эпюры. См. обозначения к рис. 1 |
металла с валком (5) |
|
|
и при прокатке стальных полос, |
величина среднего по ширине |
по- |
|
лосы отношения тх/рх зависит от /Д/Я ср. |
|
||
При /Д/Яср |
2,5 получено |
максимальное значение показателя |
|
%JPx — 0,13; с уменьшением и увеличением 1д/ # ср от значения |
2,5 |
показатель сил контактного трения уменьшается. Однако интенсив ность изменения показателя тJpx по длине дуги контакта металла с валком значительно меньше. Это связано с меньшей протяжен ностью упругих участков дуги контакта при прокатке алюминиевых полос, чем при прокатке стальных.
В результате усреднения показателя напряжения контактного трения /ср = тср/рср по всему очагу деформации (по ширине полосы
и по длине дуги контакта) получена |
зависимость |
тср/рср |
от /д/# ср |
для случаев прокатки алюминиевых |
и стальных |
полос |
(рис. 10), |
24