Файл: Контактное взаимодействие металла и инструмента при прокатке..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

более толстого образца с уменьшенным в три раза относительным обжатием (рис. 4, б) эти величины соответственно составляют 0,34

(4,7 %), 5,79 (80,5%) и 1,07 мм (14,8%), а у Х Д Н = 5,8 мм. Оче­

видно, величина Y R &Н достаточно точно отражает протяженность зоны пластической деформации металла и несколько меньше дей­ ствительной протяженности зоны пластической деформации при хо­ лодной прокатке тонких полос со значительными обжатиями.

Усилие прокатки распределяется по первой, второй и третьей зонам следующим образом: 4,2; 79,5 и 16,3% для образца 112 и 1,5; 90,4 и 8,1% для образца 232. Полученные данные еще раз подтвер­ ждают необходимость учета упругой деформации валков и упругой отдачи полосы при расчете энергосиловых параметров процесса холодной прокатки тонких полос.

Натяжение переднего и заднего концов прокатываемой полосы оказывает, как известно, значительное влияние на величину и харак­ тер распределения контактных напряжений по длине дуги контакта металла с валком.

Прокатку полос с передним ст2 и задним натяжением проводили с различными обжатиями и различными отношениями усилия противоизгиба рабочих валков РиЗГ к усилию прокатки Р (табл. 3). Неко­ торые эпюры контактных напряжений, возникающие при прокатке полос из алюминия AIM и стали 08кп с натяжением и принудитель­ ным изгибом валков, показаны на рис. 5. Полученные данные соот­ ветствуют результатам других исследований [8, 10, 44].

Противоизгиб рабочих валков оказывает влияние на распределе­ ние контактных напряжений по ширине прокатываемых полос и не отражается на распределении напряжений по дуге контакта (см. рис. 5, а, б). Максимумы эпюр нормальных контактных напряжений наблюдаются при одних и тех же значениях xllA = 0,65, а нейтраль­ ные углы — при значениях х11л = 0,70ч-0,75.

Сопоставим эпюры контактных напряжений, возникающих при горячей и холодной прокатке карточек, вырезанных из горячеката­ ного подката (сталь 08кп, Нг = 3,5 мм, Вг = 240 мм, длина карточки

350 мм).

Прокатывали по три карточки: одну карточку— в холодном со­ стоянии и две — в горячем. Настройку стана не изменяли, но обжа­ тия образцов, прокатанных в холодном состоянии, были примерно на

5—8% меньше обжатий образцов, прокатанных

при 700—730° С,

что объясняется изменением упругой деформации

клети вследствие

различия усилий прокатки.

 

Из рис. 6 видно, что с ростом обжатий максимум эпюры р посте­ пенно перемещается к выходу из очага деформации.

Так, при обжатии равном 10%, на эпюрах нормального давления при горячей и холодной прокатке наблюдаются два локальных мак­ симума: один — на входе, другой — на выходе из очага деформации, причем максимум с наибольшим давлением р находится со стороны

входа в очаг деформации. При холодной прокатке, когда е

=

15%,

на эпюре имеются два максимума с равными значениями

р.

При

20


р, г, кгс/ым

\т\/р

Рис. 5.

Эпюры

контактных напряжений и распределения / = ^Х/РХ при прокатке образцов 55 (а), 57 (б), 60 (в) с натяжением (обозначе­

ния —

см. рис.

1) .

to

со

га

я

Ч

ю

га

Н

Параметры прокатки полос с натяжением

s

ГР

Е

Е

см

Е

*03

о. О

<J ю

а. ао ььо

ю

с. о. и и ьь о! ю

а.1 cs. НЫ|<?

tj| а

1 е* * tojtf'

bjtT

с. ет „

о.S Q*

и

ь

сС

&

о.

У

СО

Е Номеробразца

 

—Tf t4^ О ^

|

| |

 

CDЮСОСОOO<N

 

of of о”of со00

 

 

 

 

(MOOtDC0 4f

О Ю Ю

 

rfiootooooo

<n

сч ю

 

of of cfof со oo

<o erf<xf

 

ОСОООСОСОЮ

ОЭ03^cq

 

of of of of соof

Ю ЮCD

 

- - ^ О О Ю

I I I

 

 

 

1 1 1

 

03 _ Lft _ CN

Ю

^

 

 

0 0 0 0 3 0 0 —

o_о —

 

(NCMOOOCO

CNCO0

 

^

 

cq

_T«-f

—Гo' —”

_

 

^

 

 

°o

 

 

 

 

03 o m t - - o o o S> o o

.

II

rawoiracooo

JfJ

 

^rtO O O O O O

|[ o' cf o'

5

^

4

s

■s

^

я:

аз <d lo ac cn”ofofofofof

§

§

юююоз- S ——01 cn 5

о о о*-о”о”о"* О

03

СО

оо о о о o'

Ю 0 Ю О ЮО

оо”о о о”—

OlON'tOOl со со —'о ^ of

СОСОСОСО03 С4

сою——030

ofof С> О Ю со ——04 03 ——

СОCDСО03 О Г-

со00 03^00 03^ СО сосо”со со со СО

Ю^ СОt4» 00 ©

ю Ю ЮЮЮCD

iq соcs ю”uо o ’

^ t"- —w

оo'о"

^

04

оo 'о

00о со

03 со со о o' cf

СО04 о со”соof Ь Ю 0

ю CD03

сою t>”

———

22с4-2

^

—СОСО

———

горячей прокатке происходит сглаживание эпюры р. При обжатии, равном 20% , абсо­ лютные максимумы эпюр сме­ щаются к выходу металла из валков.

Напряжения контактного трения, как и нормальные давления р, при горячей про­ катке меньше, чем при хо­ лодной. Однако с увеличе­ нием обжатия при холодной и при горячей прокатке они практически не меняются. Показатель напряжения тре­ ния по нормальному давле­ нию Д.р уменьшается с рос­ том обжатий (рис. 7).

Рассмотрим распределе­ ние усредненного по ширине полосы показателя напряже­ ния контактного трения хх\рх по дуге контакта металла с валком при холодной про­ катке без натяжения образ­ цов 220, 221, 168 (ом. рис. 2)

и 111 (рис.

8); /Д/Я ср

соот­

ветственно

равно 1,5;

2,0;

5,5 и 7,0.

 

дан­

Экспериментальные

ные показывают, что распре­ деление показателя тх1рх за­ висит от /д/Яср (рис. 9). В диапазоне /Д/Я ср = 1,5-ь8,5 максимальные значения хх/рх для всех образцов, прока­ танных без натяжения, на­

блюдаются

в сечениях входа

металла в валки

и выхода

из валков

и достигают вели­

чины 0,16—0,20.

 

Анализ

эксперименталь­

ных данных о

распределе­

нии коэффициента трения по дуге контакта показывает, что на большей части зоны отставания fcpX изменяется

по гиперболе fx = пах (см.

22


рис. 9). В зоне затрудненной деформации /3 fx изменяется почти ли­ нейно, что соответствует решению В. М. Абрамова.

Скольжение, характерное для закона Амонтона (/ = const), на­ блюдается лишь на небольших участках со стороны входа и выхода.

Рис. G. Эпюры нормальных и продольных касательных напряжений при холодной прокатке (сплошные линии)' и горячей (штриховые) с различ­ ными обжатиями

Наиболее значительное влияние IJHср на изменение показателя

xJPx

проявляется

в зоне

отставания.

При прокатке полос, когда

/Д/Я ср =

.1,5

(см. рис.

 

9, кривая /), получены минимальные значе­

ния

хх/рх ^ 0 ,1

на

 

большей

 

 

части зоны отставания.

 

При уве­

 

 

личении

/Д/Я ср

до

2,0 (рис. 9,

 

 

кривая 2) получено

максималь­

 

 

ное

значение

показателя

на­

 

 

пряжения контактного

трения

 

 

x jp x «*0 ,1 4

на

большей

части

 

 

зоны

отставания.

Дальнейшее

 

 

увеличение

/Д/Я ср

приводит

 

 

к более интенсивному

уменьше­

 

 

нию среднего по зоне отставания

 

 

показателя Хх/рх. Характер изме­

 

 

нения показателя

тх1рх приве­

 

 

ден

на

рис.

9.

 

 

 

 

 

Рис. 7.

Влияние обжатия на показатель тре­

Влияние (ц/#Ср

на

распре­

ния при

холодной (/) н горячей (2) прокатке

деление

показателя хх/рхъ зоне

 

 

опережения

менее

значительно. Для всего диапазона (д/Яср отмечен

приблизительно

одинаковый характер уменьшения показателя тх!рх

в направлении от сечения выхода металла из валков к нейтральному сечению. Однако в связи с перемещением нейтрального сечения ко входу металла в очаг деформации при увеличении/Д/Я ср средняя по

23


зоне опережения величина тх/рх несколько возрастает, что, однако, не компенсирует более значительных изменений лт,Jpx в зоне отста­ вания. Указанная особенность изменения показателя тх/рх в зоне опережения при прокатке стальных полос связана с влиянием на его распределение упругого сжатия рабочих валков и упругого вос­ становления прокатываемой полосы, так как протяженность упругого

участка за линией центров валков со­ ставляет до 2/ 3 длины зоны опережения и даже более.

Неравномерное по длине дуги кон­ такта металла с валком распределение тх/рх получено и при прокатке полосиз алюминия AIM (см. рис. 1). Также как

0.200,6 0,8 2,0

*/1д

Рис. 8.

Распределение контактных

Рис. 9.

Распределение

усредненного

по

напряжений и показателя напряже­

ширине

полос

показателя

напряжения

ния

контактного трения

) т 1/р по

контактного трения при

прокатке

сталь­

дуге контакта при прокатке образ­

ных образцов 220 (/),

221

(2),

168

(3)

и

ца

111.

Л. ц.

в. — линия

центров

III (4) и обобщенный закон распределения

валков.

Ц.

т. — центр

тяжести

коэффициента

трения

по дуге

контакта

эпюры. См. обозначения к рис. 1

металла с валком (5)

 

и при прокатке стальных полос,

величина среднего по ширине

по-

лосы отношения тх/рх зависит от /Д/Я ср.

 

При /Д/Яср

2,5 получено

максимальное значение показателя

%JPx — 0,13; с уменьшением и увеличением 1д/ # ср от значения

2,5

показатель сил контактного трения уменьшается. Однако интенсив­ ность изменения показателя тJpx по длине дуги контакта металла с валком значительно меньше. Это связано с меньшей протяжен­ ностью упругих участков дуги контакта при прокатке алюминиевых полос, чем при прокатке стальных.

В результате усреднения показателя напряжения контактного трения /ср = тср/рср по всему очагу деформации (по ширине полосы

и по длине дуги контакта) получена

зависимость

тср/рср

от /д/# ср

для случаев прокатки алюминиевых

и стальных

полос

(рис. 10),

24