Файл: Контактное взаимодействие металла и инструмента при прокатке..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
При прокатке тонких полос из материалов с большим исходным пределом текучести и с интенсивным упрочнением местный прогиб контактной поверхности рабочего валка достигает больших величин
[10, 48].
Кривые радиальной деформации рабочего валка в очаге деформа ции при прокатке алюминиевых.полос различной толщины (см. рис. 14) позволяют судить о влиянии не только формы эпюр нормальных
|
|
|
контактных напряжений, но и |
||||||
|
|
|
их абсолютной величины на ха |
||||||
|
|
|
рактер радиальной деформации. |
||||||
|
|
|
По мере увеличения удельного |
||||||
|
|
|
давления |
возрастает |
разность |
||||
|
|
|
между величинами радиальной |
||||||
|
|
|
деформации на |
входе |
(выходе) |
||||
|
|
|
и в сечении, |
соответствующем |
|||||
|
|
|
максимуму удельного давления. |
||||||
|
|
|
В зависимости от формы |
эпюры |
|||||
|
|
|
давления |
и |
местоположения ее |
||||
|
|
|
максимума |
изменяются |
соотно |
||||
|
|
|
шения величин |
радиальной де |
|||||
|
|
|
формации на входе и на выходе |
||||||
|
|
|
из очага деформации. |
|
|
||||
|
|
|
Зависимость |
максимальной |
|||||
|
|
|
величины радиальной |
деформа |
|||||
|
р, *гс/ммг |
|
ции сжатия |
|
от |
максимального |
|||
|
|
давления для указанных слу |
|||||||
Рис. |
15. Зависимость максимальной |
радиаль |
чаев носит |
нелинейный харак |
|||||
ной деформации рабочего валка в |
контакте с |
тер (рис. 15). |
Из рис. |
15 видно |
|||||
полосой от максимального удельного давления |
|||||||||
при |
прокатке алюминиевых образцов толщи |
также влияние |
формы |
эпюры |
|||||
|
ной 8 (/), 4 (2) и 2 мм (3) |
давления |
на максимальную ве |
личину радиальной деформации сжатия. Однако при этом необходимо учитывать, что с изменением формы эпюры (в результате изменения отношения /Д/Яср) изменяется и длина дуги контакта металла с валком (см. рис. 14).
На рис. 16 показана часть окружности недеформированного валка и действительная форма дуги контакта с учетом упругой дефор мации валков и полосы, построенная по показаниям датчика ради альной деформации и результатам измерения недокатов. Расхожде ние результатов измерений на недокатах и по датчикам радиальной деформации вызвано несовершенством методики исследования по недокатам. На рис. 16 не видно прогиба поверхности валка в контакте с по лосой, что связано с разными масштабами по осям абсцисс и ординат.
Профиль валка в очаге деформации, построенный по показаниям датчика радиальной деформации, позволяет сделать вывод об отсут ствии пластической деформации алюминия за линией центров валков
[см. рис. 16). -
За линией центров валков происходит упругое восстановление размеров прокатываемой полосы, и естественно, что на протяжен ность части дуги за линией центров валков оказывают влияниеупру-
30
гие свойства материала валка и полосы, |
толщина полосы, |
величина |
и характер распределения нормальных |
напряжений по |
дуге кон |
такта. Об этом свидетельствуют результаты, полученные в работах [10, 59, 61, 62 , 68] при прокатке тонких (до 0,2 мм) стальных полос
на |
стане |
кварто, |
а также в ра- |
мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
боте [48]. |
|
упругой |
дефор |
и,чи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Вследствие |
|
|
\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
мации |
валков |
происходит уве |
0.36 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|||||||||
личение длины |
дуги контакта. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
Для |
условий |
экспериментов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
длина дуги контакта совпадает |
0,32 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
с длиной дуги от границы входа |
|
|
ft |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
металла |
в валки до линии цент |
0,28 |
|
\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
ров валков (табл. |
4). |
С повы |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
шением |
обжатия |
часть |
|
дуги |
0,20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
контакта |
|
за |
линией |
центров |
|
|
\\\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
валков |
|
также |
увеличивается. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Во |
время |
экспериментов |
на |
0,20 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
стане |
кварто 500 |
длину |
|
дуги |
|
|
|
|
|
|
|
|
$ |
|
|
||||||
контакта определяли по штифту |
0,16 |
|
|
|
f t |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
точечных месдоз и по электро- |
|
|
|
\ |
\ |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
кбнтактному' датчику! ' Во всех |
0.12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
случаях электроконтактный дат |
|
|
|
|
л |
|
|
|
|
||||||||||||
чик фиксировал меньшую длину |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
дуги контакта и его показания |
0,08 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
были "приняты за основные. |
|
|
|
|
|
|
\ |
|
\ |
|
|
|
|||||||||
|
Сравнение |
эксперименталь |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
ных и расчетных |
(по -Хичкоку) |
|
|
|
|
|
|
|
|
V N |
|
|
|||||||||
данных |
подтверждает., |
необхо |
0 __ 1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- •< |
|
||||||||||
димость учета упругих |
свойств |
1N>1. |
|
||||||||||||||||||
|
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 0 |
1мм |
|||||||||||
прокатываемой полосы. |
|
Хоро |
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
шую сходимость с эксперимен |
Рис. |
16. |
Очертания |
очага |
|
деформации |
при |
||||||||||||||
прокатке, построенные |
по |
показаниям |
дат |
||||||||||||||||||
тальными |
результатами |
в слу |
чика радиальной деформации (/•) |
и измерением |
|||||||||||||||||
чае прокатки.тонких полос дает |
недокатов (2). н часть окружности |
недеформн- |
|||||||||||||||||||
|
|
|
рованного валка (3) |
|
|
|
|||||||||||||||
формула А. И. Целикова |
для |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
определения приращения длины дуги контакта с учетом упругой деформации полосы.'
Зависимость упругой отдачи алюминиевых полос различной
толщины, от...среднего, .удельного давления |
приведена |
на |
рис.,. 17 |
|
и в табл. 5. |
|
|
|
|
Зависимость радиальной деформации рабочего валка, |
находя |
|||
щегося в контакте с опорным, |
для различных значений давления |
|||
приведена на рис. 18. Как видно из рис. 18, |
радиальная |
деформа |
||
ция сжатия рабочего валка |
симметрична |
относительно |
линии |
центров валков вследствие симметричности эпюр нормального меж валкового давления.
Практикам хорошо известно, что контактные перемещения поверхности валка тем меньше, чем выше' ее твердость при про чих равных условиях.
-31
Т а б л и ц а 4
У сл о ви я п р о к ат к и ал ю м и н и е в ы х о б р а зц о в
Обжатие
Я ,, мм Яг, ММ
а
мм % а
о
U
*
ш и р и н ой 100 мм
|
|
Длина дуги |
||
|
контакта, |
мм |
||
рассчитано по |
|
|
измерено |
|
V RAH |
контактным |
датчиком |
штифтовым методом |
|
[ |
|
1 |
1 |
|
Упругое приращение дуги контакта,
|
мм |
|
|
. |
рассчитано |
||
опытные данные |
|||
по Хичкоку |
по Целикову |
1,94 |
1,16 |
0,78 |
40,2 |
25,3 |
8,91 |
9,69 |
10,51 |
0,97 |
0,28 |
1,11 |
7,77 |
5,89 |
1,88 |
24,2 |
22,5 |
13,86 |
16,95 |
18,80 |
2,09 |
0,15 |
0,57 |
7,76 |
5,04 |
2,72 |
35,1 |
32,5 |
16,65 |
19,20 |
20,20 |
2,55 |
0,17 |
0,73 |
3,88 |
3,70 |
0,18 |
4,6 |
6,5 |
4,17 |
4,41 |
4,61 |
0,24 |
0,16 |
0,64 |
3;86 |
3,42 |
0,44 |
11,3 |
11,8 |
6,70 |
7,08 |
7,45 |
0,38 |
0,18 |
0,72 |
3,82 |
3,05 |
0,77 |
20,3 |
15,7 |
8,33 |
8,88 |
9,53 |
0,55 |
0,19 |
0,76 |
3,86 |
2,76 |
1,10 |
28,5 |
23,9 |
10,60 |
11,38 |
12,05 |
0,78 |
0,23 |
0,91 |
3,87 |
2,60 |
1,27 |
32,8 |
26,0 |
11,40 |
12,30 |
13,10 |
0,90 |
0,23 |
0,91 |
3,86 |
2,48 |
1,38 |
35,8 |
28,3 |
11,88 |
13,00 |
13,70 |
1,12 |
0,20 |
0,77 |
3,78 |
2,86 |
0,92 |
24,4 |
21,0 |
10,47 |
11,10 |
11,47 |
0,63 |
0,19 |
0,75 |
Т а б л и ц а 5
У п р у га я д е ф о р м ац и я |
в а л к а и |
а л ю м и н и е в ы х |
п олос |
|
|
||||
|
|
|
|
|
Длина дуги |
Упругое приращение |
|||
|
|
|
|
|
контакта, |
дуги контакта, |
|||
|
|
|
|
|
|
мм |
|
мм |
|
£ |
£ |
ммА,И |
|
|
рассчитанопо Уядя |
опытныеданные |
опытныеданные |
рассч итано |
|
|
|
с |
с |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
>> |
>» |
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
х |
о |
|
г |
|
а |
\ |
|
|
|
о |
X |
|
|
U |
|
|
|
я* |
ч |
||
а |
s |
|
|
Ь) |
|
|
|
|
X |
|
|
X |
|
|
|
X |
CD |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
Я |
|
|
|
|
а |
|
|
|
о |
О |
|
|
|
|
У |
|
|
|
||
3,82 |
3,46 |
0,36 |
380 |
7,3 |
6,0 |
7,2 |
1,2 |
0,8 |
1,4 |
3,92 |
2,96 |
0,96 |
380 |
10,0 |
9,4 |
1U |
1,7 |
1,1 |
2,3 |
4,02 |
2,94 |
1,08 |
240 |
11,0 |
10,5 |
12,3 |
1,8 |
1,2 |
1,7 |
3,88 |
2,75 |
1,13 |
240 |
11,8 |
10,8 |
12,9 |
2,1 |
1,3 |
2,6 |
7,65 |
5,49 |
2,16 |
400 |
6,0 |
14,8 |
16,1 |
1,2 |
0,6 |
2,0 |
Упругая деформация, мкм
|
линии |
выходе дефор |
полосы |
валка на центров |
валка на из очага мации |
5,7 |
4,3 |
3,9 |
12,4 |
9,0 |
7,3 |
17,0 |
12,8 |
9,5 |
20,0 |
13,8 |
11,5 |
10,8 |
9,8 |
8,5 |
В настоящее время в литературе отсутствуют сведения о взаимосвязи между твердостью и физическими константами ма териала.
Заметное влияние на модуль упругости стали оказывают напря женное состояние и предварительная термообработка. Так, например, отмечено [69], что тангенциальный модуль упругости изменяется
на |
0,03% при изменении напряжения на 1 |
кгс/мм2; эта зависимость |
|||
не |
является |
линейной. |
Так как модуль |
упругости |
определяется |
в условиях, |
отличных |
от реальных условий работы |
материала, то |
32
можно предположить, что измеренное значение модуля упругости может не соответствовать его действительной величине для конкрет ных условий работы.
Рассмотрим влияние твердости поверхностных слоев валков на их упругое сжатие.
рср,кгс/ммг
Рис. 17. Зависимость упругой отдачи |
Рис. 18. Радиальная деформация рабочего валка |
|
алюминиевых полос различной толщи |
от действия опорного |
|
ны от |
среднего давления: 1 — 8 мм; |
|
2—4; |
3—2 |
|
Вырезанныеиз отожженного (24 HRC) стального валка диски диаметром 197 и толщиной 30 мм с осевым каналом подвергали объем ной закалке на различную твердость. Для сохранения условий за
калки, сходных с закалкой валков, |
|
|
|
||||||||
торцовые стороны дисков |
изолировали |
|
|
|
|||||||
теплоизоляционным |
материалом. |
|
|
|
|
|
|||||
Деформацию |
измеряли при помощи |
|
|
|
|||||||
датчика сопротивления |
в виде предва |
|
|
|
|||||||
рительно |
натянутой |
константановой |
|
|
|
||||||
проволоки диаметром 30 мкм. Один |
|
|
|
||||||||
конец датчика приваривали на границе |
|
|
|
||||||||
внешнего контура |
и торца диска, |
а |
|
|
|
||||||
другой — припаивали |
к |
изолирован |
|
|
|
||||||
ной от диска медной пластинке, |
нахо |
|
|
|
|||||||
дящейся на границе внутреннего |
кон |
|
|
|
|||||||
тура осевого отверстия |
и |
торца диска. |
|
|
|
||||||
Эксперименты проводили на гидрав |
|
|
|
||||||||
лическом прессе |
с |
максимальным уси |
|
|
|
||||||
лием 4 тс; |
диски |
сжимали |
между |
пло |
Рис. 19. Зависимость |
радиальной |
|||||
скими плитами твердостью 24 HRC. По |
|||||||||||
деформации дисков от нх твердости |
|||||||||||
методике, описанной в работе |
[5], |
|
контура |
дисков |
|||||||
были определены перемещения точек |
наружного |
||||||||||
относительно точек |
внутреннего |
и перемещения |
точек внутреннего |
||||||||
контура относительно геометрического |
центра диска. Алгебраиче |
ским суммированием были получены деформации по радиусу диска относительно геометрического центра, а из экспериментальных дан ных выбраны максимальные значения деформации.
3 П. И. Полухин |
3 3 |
Как видно из рис. 19, твердость поверхности дисков может влиять иа их деформацию, причем в большей степени при больших нагруз ках. При увеличении твердости поверхности диска от исходной 24 до рабочей 64 HRC, т. е. более чем в два раза, радиальная деформация дисков уменьшается примерно на 30%. До 50 HRC наблюдается прак тически линейная зависимость между радиальной деформацией и твердостью, которая.объясняется перераспределением деформации сжатия между дисками и плоской плитой постоянной твердости. При увеличении твердости поверхности диска на долю плоской плиты приходится большая деформация.
В работе [5] показано, что радиальная деформация концентри руется в контактной зоне; изменение суммарной радиальной дефор мации происходит в основном за счет изменения ее в контактной зоне.
Экспериментально доказано, что при расчете длины дуги захвата целесообразно учитывать твердость поверхности валков введением в соответствующие теоретические формулы специальных коэффициен тов. Эти выводы согласуются с указанными в работе [4 1замечаниями о необходимости проведения работ по выяснению зависимости модуля упругости от твердости валков, остаточных и действующих на пряжений и т. д.
4 . В Л И Я Н И Е У П Р У Г О Г О С Ж А Т И Я В А Л К О В
И В О С С Т А Н О В Л Е Н И Я П О Л О С Ы Н А К О Э Ф Ф И Ц И Е Н Т П Л Е Ч А Р А В Н О Д Е Й С Т В У Ю Щ Е Й У С И Л И Я П Р О К А Т К И
Одновременное измерение усилий и моментов прокатки позволяет уточнить некоторые закономерности, связывающие нормальные и тангенциальные силы в зоне деформации. В результате проведен ных авторами дополнительных измерений удалось разделить момент, регистрируемый с помощью тензодатчиков, наклеенных на шпин дели, на момент прокатки, момент трения и момент холостого хода. Для учета затрат энергии на перекатывание одного по другому вал ков равного диаметра, сжатых между собой некоторой силой Р, применили методику А. В. Третьякова [70]. В-этой работе показано, что момент трения качения Мтр к равен kP, а плечо трения качения k = cb. Полуширину площадки контакта двух валков b рассчитывали по формуле Герца. Результаты расчета трения качения по экспери ментальным значениям плеча k и коэффициента плеча с при прокатке на стане 205/360x500 приведены в табл. 6. В методе I Мтр. к рассчи тан по коэффициенту плеча с, в методе II — по фактическому значе нию плеча трения качения /г.
Момент, необходимый для вращения одного рабочего валка дру
гим при увеличении усилия их сжатия до 150 тс, |
не превышает |
1 кгс м. Практически этот момент будет равен нулю, |
поскольку оба |
рабочих валка приводные, а диаметры валков различаются незначи тельно. Потери момента при прокатке определяли с помощью диа грамм (рис. 20).
34