Файл: Кононов, Н. И. Газовые турбины. Теория и расчет учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
димо знать haA или q , которые часто бывают неизвестны. Взамен этих величин при проектировании и расчетах часто задаются непосредственно действительной скоростью выхода w г . Тогда формулой (4.24) пользоваться становится неудоб но. Лучше в таком случае относить потерю не к теоретиче
ской энергии выхода, а к действительной, |
измеряемой ве |
|||||
личиной скорости w2 .2 |
т .е . |
|
|
|
|
|
. . . 2. |
Ь'ф' |
MVj |
|
|
||
|
w 2 |
|
(4.26) |
|||
Чл~ 2. |
2 |
Hr2 |
2. ■=*л |
г |
||
|
По этой формуле обычно рассчитывают потерю при наличии реактивности на рабочих лопатках. Коэффициент потерь опре
деляется выражением |
* |
ъ" = — |
____ |
Ц.Г2
Потеря энергии на рабочих лопатках в долях располагае мой энергии определяется по формуле
|
v |
Чгк _ |
-t—vV2 Wa |
' |
|
||
|
|
|
у,'а |
|
2.К |
|
|
Подставляя |
вместо |
|
его |
значение, |
получим |
||
|
* |
- |
пХг2~ |
<*tL\ . |
|
|
|
|
Чл |
\ Г. ) |
|
|
|||
|
|
|
•цг2 |
V с* |
|
|
|
йз (3.16) |
и (3.18) |
находим* |
|
|
|||
|
|
|
|
|
а |
л— > |
0SCX< , |
( ^ ) = <? + ц>2(Н ?)+ (-^ )~ 2 ^ l A |
- q c |
поэтому
(4.27)
(4.28)
= ( 1 - ^ г)^ + ф 2( Ь ^ ) + ^ т 2ф ^1/Г1(^С05схн .(4 .29)
Следовательно, потери в рабочих лопатках зависят от коэф фициентов скоростей ц> ,фг?степени реактивности q и отно
шения скоростей -jr- . Увеличение коэффициента скорости ip
повышает потери, так как при этом возрастает скорость w ( и . Повышение коэффициента скорости г|г снижает потери на рабочих лопатках.
73
Пои неизменном значении коэффициента скорости-цг с уве личением q должна увеличиваться и потеря на рабочих лопат ках. Однако с увеличением q улучшаются условия обтекания решетки профилей рабочих лопаток и величина коэффициента ■Ц/ возрастает. Поэтому потеря на рабочих лопатках возра стает в меньшей мере, чем это было бы при неизменном зна чении л|г .
С |
увеличением |
потеря на рабочих |
лопатках уменьшает |
|
ся, |
достигая |
минимальной величины при -^=<f t/wjicosa,. Это |
||
объясняется |
тем, |
что при увеличении |
уменьшаются скоро- |
|
сти |
|
|
Ч |
|
течения потока на рабочих лопатках. Кроме того, в свя |
||||
зи с |
ростом |
угла |
при увеличении |
растет сумма углов |
fii+Jbt • что способствует увеличению коэффициентацг и соот ветственно уменьшению потерь на рабочих лопатках.
Сумма относительных потерь в соплах и на рабочих лопат ках зависит от и уменьшается с ростом q до 0,55 -0,6 . Принимая поиближенно ip»Tjr , получим:
|
= и -ф ) 4 |
t f |
• |
(4.30) |
|
Отношение -5- i в свою очередь, |
является функцией q |
. Из |
|||
входного |
треугольника |
следует, |
что с увеличением q |
ско |
|
рость w., |
непрерывно уменьшается, что |
и подтверждает |
опре |
||
деленный |
ранее вывод. |
|
|
|
|
Потеря с выходной скоростью. Газ на выходе из турбины имеет некоторую скорость с2 и, следовательно, обладает
кинетической энергией . Эта кинетическая энергия яв
ляется частью располагаемой энергии ступени (3 .2 ), (3.8) и не может быть использована для превращения ее в полез ную мощность данной ступени, т .е . она не участвует в
74
создании работы на валу. Значит, для данной ступени она
является чистой потерей - Эта потеря носит название потери с выходной скоростью.
Она определяется по формуле: |
|
Д Ж /К Г . |
(4.31) |
Относительную потерю с выходной скоростью можно опреде лить по выражению:
н>1 |
d |
с.1 |
(4.32) |
С |
|
||
'а |
Ч |
|
|
Потери с выходной скоростью в основном зависят от ве- |
|||
личины отношения скоростей |
I'. |
|
|
|
|
ч |
|
§ 5. Внутренние потери энергии
Потери на трение диска. При вращении диск соприкасает ся с частицами газа и увлекает их в окружном направлении. Частицы газа, непосредственно соприкасающиеся с диском, движутся со скоростью, равной окружной скорости диска. Те же частицы газа, которые соприкасаются с неподвижной поверхностью корпуса турбины, практически находятся в покое. Таким образом, величина скорости движения газа,
заполняющего камеру рабочего колеса, в окружном направле нии будет изменяться по нормали к движущейся поверхности
диска. Средняя скорость и эпюра скоро |
|
|
|
сти вращения газа между диском и корпу- |
|
7 |
|
сом будет зависеть от соотношения шеро |
|
||
ховатости поверхности камеры и шерохо |
IX |
Корпус |
|
Диск |
|||
ватости диска (рис. 31). |
|
||
Вследствие различия скоростей в по |
SNWWWV? |
||
токе вращающегося газа между различны |
й Рис.31 |
||
ми слоями возникает трение. На поеодо- |
|||
|
|
||
ление этого трения расходуется энергия. |
Помимо вращения |
75
вокруг оси турбины газ, находящийся в камере, приобретает вихревое движение в меридиональном сечении. Это обуслов лено тем, что частицы газа, прилегающие к диску, испыты вают центробежные силы, которые вызывают движение газа от центра к периферии в частях, прилегающих к поверхности диска. Вблизи же неподвижной поверхности корпуса турбины
возникает компенсационное движение газа от периферии к центру (рис. 32). Таким образом, в камере рабочего колеса газ, кроме вращения, совершает вторичное движе ние в радиальном направле нии. Это движение увеличи вает затрату мощности на вращение диска.Уменьшение зазора между диском и стен
ками камеры сокращает потери, связанные с вихревым пото ком в меридиональной плоскости сечения камеры.
Потеря энергии от трения зависит прежде всего от ско рости вращения диска, радиальных его размеров, параметров среды, а также от осевых размеров камеры между диском и корпусом турбины.
Структурную зависимость этих потерь от основных вели чин, определяющих работу колеса, можно получить, рассмот
рев процесс |
трения диска, заключенного |
в кожух, о газ, |
заполняющий кожух (рис. 33). |
|
|
Обозначим: |
|
|
NTp- |
мощность, затрачиваемая на |
трение диска, Вт; |
и - |
окружная скорость, м/с; |
|
q - |
плотность газа, кг/м3; |
|
2гг= Вг - |
диаметр (внешний) диска, м; |
|
ио - |
угловая скорость; |
|
76
С- коэффициент трения; зависит от качества обра ботки поверхности. При наличии кожухов для охлаждения дисков этот коэффициент может силь но изменяться. Обычно е* ^ 0,009 .
Вычислим момент, потребный для преодоления сопротивле ния от сил трения, возникающих при вращении диска в кожу хе. Для этого выделим на поверхности диска элементарный кольцевой участок. Площадь такого участка равна Lb-=2.<Krdv,
а сила трения, действующая на выделенный участок,
р_ dR=c.f Л5^ -у •
Здесь под и подразумевается окружная скорость выделен ного участка.
Момент этой силы относительно оси вращения определится
по формуле:
а
d М=г dR = Cf&$г qy =St Cp со2q r v .
Интегрируя по r> и удваивая результат (учитывая трение с обеих сторон диска), находим момент сопротивления:
|
М = 2ШГCf со2J <1г |
"dr = |
- -С+GO q срг * . |
(■k.33) |
|
О |
|
|
|
Здесь q |
- некоторое среднее |
значение плотности газа. |
||
Мощность трения диска |
NTp= Moo . |
|
77
Учтя (4 .33), можно получить следующую формулу:
, |
_ 2foCf ufgcpDf |
|
glCf |
^ з -r.5 |
(4.34) |
||
^ТР |
5. 2s |
" |
If) |
^ 2^-2 ^2 |
|||
|
|||||||
Обычно вместо ^ ср |
в расчетах |
берут |
- плотность на |
||||
выходе из |
колеса, |
относя разницу к |
величине коэффициента |
||||
трения, принимаемой из опыта. |
|
|
|
||||
Обозначая |
|
|
|
|
|
||
|
|
Jb= 31-сг 102? |
|
(4.35) |
|||
получаем |
|
|
|
|
|
|
|
|
NTp=jb-i6‘3Q5,u.!l>2 |
В т . |
|
По опытным данным, в зависимости от типа облопатывания и диаметра колеса коэффициент принимают равным 3-4. Ясно видно, что мощность, затрачиваемая на трение диска, зави сит от состояния газа в камере колеса, числа оборотов или окружной скорости в третьей ступени, от внешнего диаметра во второй ступени. Основной величиной, определяющей изме нение NTpB зависимости от режима работы, является число оборотов. С изменением числа оборотовМтррезко возраста ет. Изменение в зависимости от режимов не бывает столь значительным и существенным, как изменение числа оборотов. Отметим, что в выражении (4.35) расход газа отсутствует,
значит N-jpHe зависит |
от расхода газа. |
|
|
Потеря на трение |
диска, отнесенная |
к I кг |
газа, опре |
делится по формуле |
|
|
|
q,Tp = -^E |
д ж / к г = |
кДж /кг |
. (4.36) |
Последняя формула показывает, что потеря на трение обратно пропорциональна расходу. Поэтому эта потеря имеет значение для турбин вспомогательных механизмов и неболь шой мощности, где & - небольшое. 1/1 практически несуще ственная роль этой потери будет при больших расходах га за ( & = 50*150 к г /с ).
78