Файл: Кононов, Н. И. Газовые турбины. Теория и расчет учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

димо знать haA или q , которые часто бывают неизвестны. Взамен этих величин при проектировании и расчетах часто задаются непосредственно действительной скоростью выхода w г . Тогда формулой (4.24) пользоваться становится неудоб­ но. Лучше в таком случае относить потерю не к теоретиче­

ской энергии выхода, а к действительной,

измеряемой ве­

личиной скорости w2 .2

т .е .

 

 

 

 

. . . 2.

Ь'ф'

MVj

 

 

 

w 2

 

(4.26)

Чл~ 2.

2

Hr2

2. ■=*л

г

 

По этой формуле обычно рассчитывают потерю при наличии реактивности на рабочих лопатках. Коэффициент потерь опре­

деляется выражением

*

ъ" = —

____

Ц.Г2

Потеря энергии на рабочих лопатках в долях располагае­ мой энергии определяется по формуле

 

v

Чгк _

-t—vV2 Wa

'

 

 

 

 

у,'а

 

2.К

 

Подставляя

вместо

 

его

значение,

получим

 

*

-

пХг2~

<*tL\ .

 

 

 

Чл

\ Г. )

 

 

 

 

 

•цг2

V с*

 

 

йз (3.16)

и (3.18)

находим*

 

 

 

 

 

 

 

а

л— >

0SCX< ,

( ^ ) = <? + ц>2(Н ?)+ (-^ )~ 2 ^ l A

- q c

поэтому

(4.27)

(4.28)

= ( 1 - ^ г)^ + ф 2( Ь ^ ) + ^ т 2ф ^1/Г1(^С05схн .(4 .29)

Следовательно, потери в рабочих лопатках зависят от коэф­ фициентов скоростей ц> ,фг?степени реактивности q и отно­

шения скоростей -jr- . Увеличение коэффициента скорости ip

повышает потери, так как при этом возрастает скорость w ( и . Повышение коэффициента скорости г|г снижает потери на рабочих лопатках.

73


Пои неизменном значении коэффициента скорости-цг с уве­ личением q должна увеличиваться и потеря на рабочих лопат­ ках. Однако с увеличением q улучшаются условия обтекания решетки профилей рабочих лопаток и величина коэффициента ■Ц/ возрастает. Поэтому потеря на рабочих лопатках возра­ стает в меньшей мере, чем это было бы при неизменном зна­ чении л|г .

С

увеличением

потеря на рабочих

лопатках уменьшает­

ся,

достигая

минимальной величины при -^=<f t/wjicosa,. Это

объясняется

тем,

что при увеличении

уменьшаются скоро-

сти

 

 

Ч

 

течения потока на рабочих лопатках. Кроме того, в свя­

зи с

ростом

угла

при увеличении

растет сумма углов

fii+Jbt • что способствует увеличению коэффициентацг и соот­ ветственно уменьшению потерь на рабочих лопатках.

Сумма относительных потерь в соплах и на рабочих лопат­ ках зависит от и уменьшается с ростом q до 0,55 -0,6 . Принимая поиближенно ip»Tjr , получим:

 

= и -ф ) 4

t f

(4.30)

Отношение -5- i в свою очередь,

является функцией q

. Из

входного

треугольника

следует,

что с увеличением q

ско­

рость w.,

непрерывно уменьшается, что

и подтверждает

опре­

деленный

ранее вывод.

 

 

 

 

Потеря с выходной скоростью. Газ на выходе из турбины имеет некоторую скорость с2 и, следовательно, обладает

кинетической энергией . Эта кинетическая энергия яв­

ляется частью располагаемой энергии ступени (3 .2 ), (3.8) и не может быть использована для превращения ее в полез­ ную мощность данной ступени, т .е . она не участвует в

74


создании работы на валу. Значит, для данной ступени она

является чистой потерей - Эта потеря носит название потери с выходной скоростью.

Она определяется по формуле:

 

Д Ж /К Г .

(4.31)

Относительную потерю с выходной скоростью можно опреде­ лить по выражению:

н>1

d

с.1

(4.32)

С

 

Ч

 

 

Потери с выходной скоростью в основном зависят от ве-

личины отношения скоростей

I'.

 

 

 

ч

 

§ 5. Внутренние потери энергии

Потери на трение диска. При вращении диск соприкасает­ ся с частицами газа и увлекает их в окружном направлении. Частицы газа, непосредственно соприкасающиеся с диском, движутся со скоростью, равной окружной скорости диска. Те же частицы газа, которые соприкасаются с неподвижной поверхностью корпуса турбины, практически находятся в покое. Таким образом, величина скорости движения газа,

заполняющего камеру рабочего колеса, в окружном направле­ нии будет изменяться по нормали к движущейся поверхности

диска. Средняя скорость и эпюра скоро­

 

 

сти вращения газа между диском и корпу-

 

7

сом будет зависеть от соотношения шеро­

 

ховатости поверхности камеры и шерохо­

IX

Корпус

Диск

ватости диска (рис. 31).

 

Вследствие различия скоростей в по­

SNWWWV?

токе вращающегося газа между различны­

й Рис.31

ми слоями возникает трение. На поеодо-

 

 

ление этого трения расходуется энергия.

Помимо вращения

75


вокруг оси турбины газ, находящийся в камере, приобретает вихревое движение в меридиональном сечении. Это обуслов­ лено тем, что частицы газа, прилегающие к диску, испыты­ вают центробежные силы, которые вызывают движение газа от центра к периферии в частях, прилегающих к поверхности диска. Вблизи же неподвижной поверхности корпуса турбины

возникает компенсационное движение газа от периферии к центру (рис. 32). Таким образом, в камере рабочего колеса газ, кроме вращения, совершает вторичное движе­ ние в радиальном направле­ нии. Это движение увеличи­ вает затрату мощности на вращение диска.Уменьшение зазора между диском и стен­

ками камеры сокращает потери, связанные с вихревым пото­ ком в меридиональной плоскости сечения камеры.

Потеря энергии от трения зависит прежде всего от ско­ рости вращения диска, радиальных его размеров, параметров среды, а также от осевых размеров камеры между диском и корпусом турбины.

Структурную зависимость этих потерь от основных вели­ чин, определяющих работу колеса, можно получить, рассмот­

рев процесс

трения диска, заключенного

в кожух, о газ,

заполняющий кожух (рис. 33).

 

Обозначим:

 

NTp-

мощность, затрачиваемая на

трение диска, Вт;

и -

окружная скорость, м/с;

 

q -

плотность газа, кг/м3;

 

2гг= Вг -

диаметр (внешний) диска, м;

 

ио -

угловая скорость;

 

76

С- коэффициент трения; зависит от качества обра­ ботки поверхности. При наличии кожухов для охлаждения дисков этот коэффициент может силь­ но изменяться. Обычно е* ^ 0,009 .

Вычислим момент, потребный для преодоления сопротивле­ ния от сил трения, возникающих при вращении диска в кожу­ хе. Для этого выделим на поверхности диска элементарный кольцевой участок. Площадь такого участка равна Lb-=2.<Krdv,

а сила трения, действующая на выделенный участок,

р_ dR=c.f Л5^

Здесь под и подразумевается окружная скорость выделен­ ного участка.

Момент этой силы относительно оси вращения определится

по формуле:

а

d М=г dR = Cf&$г qy =St Cp со2q r v .

Интегрируя по r> и удваивая результат (учитывая трение с обеих сторон диска), находим момент сопротивления:

 

М = 2ШГCf со2J <1г

"dr =

- -С+GO q срг * .

(■k.33)

 

О

 

 

 

Здесь q

- некоторое среднее

значение плотности газа.

Мощность трения диска

NTp= Moo .

 

77


Учтя (4 .33), можно получить следующую формулу:

,

_ 2foCf ufgcpDf

 

glCf

^ з -r.5

(4.34)

^ТР

5. 2s

"

If)

^ 2^-2 ^2

 

Обычно вместо ^ ср

в расчетах

берут

- плотность на

выходе из

колеса,

относя разницу к

величине коэффициента

трения, принимаемой из опыта.

 

 

 

Обозначая

 

 

 

 

 

 

 

Jb= 31-сг 102?

 

(4.35)

получаем

 

 

 

 

 

 

 

NTp=jb-i63Q5,u.!l>2

В т .

 

По опытным данным, в зависимости от типа облопатывания и диаметра колеса коэффициент принимают равным 3-4. Ясно видно, что мощность, затрачиваемая на трение диска, зави­ сит от состояния газа в камере колеса, числа оборотов или окружной скорости в третьей ступени, от внешнего диаметра во второй ступени. Основной величиной, определяющей изме­ нение NTpB зависимости от режима работы, является число оборотов. С изменением числа оборотовМтррезко возраста­ ет. Изменение в зависимости от режимов не бывает столь значительным и существенным, как изменение числа оборотов. Отметим, что в выражении (4.35) расход газа отсутствует,

значит N-jpHe зависит

от расхода газа.

 

 

Потеря на трение

диска, отнесенная

к I кг

газа, опре­

делится по формуле

 

 

 

q,Tp = -^E

д ж / к г =

кДж /кг

. (4.36)

Последняя формула показывает, что потеря на трение обратно пропорциональна расходу. Поэтому эта потеря имеет значение для турбин вспомогательных механизмов и неболь­ шой мощности, где & - небольшое. 1/1 практически несуще­ ственная роль этой потери будет при больших расходах га­ за ( & = 50*150 к г /с ).

78