Файл: Казакевич, В. В. Автоколебания (помпаж) в компрессорах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По осциллограммам рк и QK, снятым во время помпажа (для чего достаточно одного-двух колебаний), можно непосредст­ венно построить характеристику рк = F(QK). Величины La и Са можно найти из осциллограмм рк = pK(t), Q« = QK(t) и харак­ теристики сети. Однако более точно и более просто их можно определить, если снять осциллограммы не только рк и QK, но и

давления рб перед дросселем.

Имея осциллограммы рк, QK и ре, можно легко построить фазовую плоскость для исследуемого вентилятора и затем опре­ делить La и Са.

выводы

На основании изложенного можно сделать следующие вы­ воды;

1. Частота малых помпажных колебаний увеличивается при уменьшений длин всасывающего и напорного трубопроводов.

2. С увеличением числа оборотов возрастает степень сжатия, что вызывает уменьшение частоты из-за увеличения скорости звука.

3. При отсутствии ресивера область устойчивости системы с вентилятором возрастает с увеличением длины всасывающего и уменьшением длины напорного трубопровода и при снижении площади их поперечного сечения. При наличии ресивера и пре­ небрежении инерционностью напорного трубопровода с увеличе­ нием его длины устойчивость растет.

4.Характер помпажа (мягкий или жесткий) зависит от вида характеристики вентилятора и может быть установлен по спо­ собу, указанному в тексте.

5.Жесткий помпаж будет происходить при работе, соответ­ ствующей устойчивой (ниспадающей) ветви характеристики вентилятора, если спад характеристики слева от точки максиму­ ма будет более крутым, нежели спад справа.

6.Интенсивность помпажа возрастает при увеличении длины всасывающего и уменьшении длины напорного трубопро­ водов.

7.Пульсации давления более интенсивны вблизи дросселя, нежели вблизи вентилятора.

8. С ростом отношения

увеличивается область устойчи­

в а

вости системы.

9. Теоретическое исследование показывает, что возможно подавление помпажных колебаний путем введения обратных связей, воздействующих на положение всасывающего или на­ гнетающего дросселя или на угол поворота направляющего ап­ парата.

10. Незначительное дросселирование на входе увеличивает устойчивость системы. При высокой степени сжатия и значи-

14*

211


тельном дросселировании на входе область устойчивости умень­

шается.

11. При не очень длинных трубопроводах результаты теоре­ тического исследования, полученные анализом систем с сосре­ доточенными параметрами, полностью подтверждаются экспе­ риментами. Если длина воздушного пути велика, то начинают сказываться акустические явления, вызывающие скачкообраз­ ное изменение частоты, давления и появление полигармонических режимов; качественные закономерности при этом для ряда параметров сохраняются, но полное изучение явления требует исследования распределенных систем.

12.При уменьшении числа оборотов устойчивость системы растет; при повышении температуры устойчивость также воз­ растает; изменение давления воздуха на входе не отражается на границе области устойчивости.

13.Характеристику компрессора в неустойчивой области его работы можно построить, если осциллографировать во время испытания давления рк и объемный расход QK. Из полученных характеристик можно найти параметры La и Са, определяющие поведение системы.

Эксперименты, проведенные для проверки такой методики,

подтвердили ее правильность.

I

ПРИЛОЖЕНИЕ I

МЕХАНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ С КОМПРЕССОРОМ

Для пояснения физического смысла уравнений, определяю­ щих помпажные колебания, может оказаться целесообразной приводимая ниже механическая аналогия.

Как известно, давлению р [дин/см2] в акустике соответствует

крутящий момент Л4[дин•см] в механической

(вращательной)

системе. Аналогичным образом секундному расходу Q [см3/с] со­

ответствует угловая

скорость о [рад/с],

акустической массе L&

[г-см4] соответствует

момент инерции / а [г/см2],

акустической

гибкости Са [смб/дин] — эластичность пружины

Cr [рад/дин ■см]

(табл. П1.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а П1.1

 

Механическая система

 

 

 

Величина

Единица

Символ

Размерность

измерения

Крутящий м о м е н т .........................

 

Угловая скорость............................

•. .

Момент инерции............................

Эластичность пружины........................

 

Угловое перемещение............................

 

дн-см

рад/с

Г-СМ2 '

рад/дн-см

рад

 

Акустическая система

Величина

Единица

измерения

м .

ML2T~ 2

V

T- l

и

ML2

tR

M ~ lL ~ 2T2

 

ф, j* vdt

1

Символ

Размерность

Давление...................................................

дн/см2

р

Секундный расход ................................

см3/с

Q

Акустическая масса................................

г/см4

и

Акустическая гибкость ........................

см5/дн

Са

Приращение объема................................

см3

X, JQdt

 

 

и

M L ~lT~2 L3T ~ 1 M L -*

M~ lL*T2 L3

213


Рис. ПИ

9 8 7 б 5

Механическая модель показана на рис. OI.1. Корпус гидрав­ лической муфты вращается от двигателя с некоторой постоянной угловой скоростью. При своем вращении он увлекает ротор 2, связанный с помощью вала 3 с массой 4. Вал 3 при помощи зуб­ чатых колес 7 и 8 связан с массой 9, а масса 4 с пружиной 6 — с нагрузочным тормозом 5.

Пусть момент инерции массы 4 равен /г, а массы 9—/ 1; элас­ тичность пружины 6 cR\ у1 ловая скорость вала 3 — о„, а тор­ моза 5 vr. Предположим также, что зависимость передаваемо­ го от муфты 1 на вал 3 момента Мк от числа оборотов выража­ ется уравнением

MK= FK(v)

а зависимость нагрузочного момента — уравнением

Мб = Ф(£>«)•

Тогда система уравнений, описывающих движение в механи­ ческой модели, будет иметь следующий вид:

1. Величина момента Мб, приложенного слева к пружине 6:

Мб = Мк— (J \12+ /2)НК>

где I — передаточное число от вала с массой 9 к валу 3, а член

(/it2 + / 2)ок представляет собой долю вращающего момента, идущую на разгон вращающихся масс.

2. Момент Мб, передаваемый пружине со стороны нагрузоч ного устройства 5, будет уравновешиваться с моментом силы уп­ ругости пружины. А он, в свою очередь, равен разности углов поворота обоих концов пружины, деленной на ее эластичность:

НО

следовательно,

Мд= -^-|(ок—vR)dt\

или

^д = Т ~ К — ^ ).

ся

3. Третье уравнение дается зависимостью

м д= фЫ .

Обозначим

J ^ + J2 = Ja.

Таким образом, движение механической системы описывает­ ся уравнениями

vK= - j-[F (v K) — Мб]; Мд= - Ц п к— t>*); Мд= фЫ -

J а СЯ

Если заменить Л4Д, vK, vR, / а и ся на рк, QK, Qr, La и Са, то по­ лучаются уравнения системы с компрессором.

Допустим теперь, что функция М = F(v) имеет вид, показан­ ный на рис. П1.2 , т. е. сходный, при положительных о, с характе­ ристикой вентилятора. Тогда динамические свойства механичес­ кой системы в пределах сделанных допущений будут соответст­ вовать свойствам системы с компрессором, и явление помпажа можно изучать на механической системе.

Зависимость MK= F(vK) у однофазного асинхронного двига­ теля близка по форме к соответствующей зависимости ръ = F(Q) компрессора (рис. П1.3). Поэтому для получения довольно близ­ кого соответствия поведения системы можно вместо гидромуфты с мотором использовать асинхронный однофазный двигатель.

Для изменения •вида характеристики F можно использовать гидромуфту, у которой исполнительный орган, определяющий ве­ личину передаваемого момента, связан с тахометром, измеряю­ щим число оборотов вала 3 (см. рис. П1.1 ).

215


ПРИЛОЖЕНИЕ II

ФАЗОВЫЕ ТРАЕКТОРИИ НЕЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ

Среди методов анализа нелинейных систем метод, основан­ ный на понятии фазового пространства, отличается своей геомет­ рической наглядностью и возможностью получения полного пред­ ставления о характере возможных движений в системе. Несмот­ ря на то, что область его применения ограничена системами не выше 3-го порядка, он иногда полезен и для проверки различ­ ных приближенных методов, применимых к системам более вы­ сокого порядка. Сущность давно введенного способа описания поведения динамических систем при помощи геометрических представлений заключается в следующем.

Состояние системы, имеющей п степеней свободы, т. е. опи­ сываемой дифференциальным уравнением (или системой диффе­ ренциальных уравнений) порядка 2 п, задается 2п числами. Эти 2 п чисел можно рассматривать как задание некоторой точки в 2л-мерном пространстве, причем каждой точке пространства бу­ дет соответствовать одно определенное состояние (определен­ ная фаза) системы. Поэтому такое пространство называется фа­ зовым пространством. Для систем, описываемых дифференциаль­ ным уравнением 2 -го порядка, фазовое пространство является двумерным и в частном случае превращается в фазовую плос­ кость [3, 19].

1. ПОНЯТИЕ О ФАЗОВОЙ п л о с к о сти

Рассмотрим сначала для пояснения идеи фазового представ­ ления процесса регулирования пример линейного уравнения 2 -го порядка. Это уравнение легко проинтегрировать.

Для обозрения движений, возможных в системе, будем рас­ сматривать переходный процесс на плоскости, в которой по оси абсцисс отложено отклонение х, а по оси ординат — скорость у =

=х. Такая плоскость называется фазовой плоскостью.

Вслучае, когда трение равно нулю, уравнение движения

X+ (HqX—0.

(ПП.1)

Решение этого уравнения имеет вид

 

х = A sin(G>0< + а);

(ПП.2)

х = у = A<o0cos(a>0t + а).

(ПИ.З)

Для того чтобы получить изображение переходного процесса на плоскости х, у, необходимо исключить время из уравнений (ПП.2) и (П.П.З). Получаем

X

I/

sin(©0^ + а) = —

; cos(©o* + а) = — —.

А

Ло)0

216