Файл: Казакевич, В. В. Автоколебания (помпаж) в компрессорах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
Если принять Si = S2 = s, то формула упрощается:
|
|
dF |
2Pog2 |
|
|
|
(1.24) |
|
|
|
> |
ks2 |
( |
t |
+ |
0 ' ! |
|
|
|
|
||||||
Угловая частота в момент появления колебаний (т. |
е. вблизи |
|||||||
границы самовозбуждения) |
будет определяться выражением |
|||||||
|
|
|
|
dF |
|
|
|
|
|
|
(О* |
dQ* |
|
|
|
(1.25) |
|
|
|
kCaLa |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если k 'Ь |
dF |
что бывает довольно часто, то |
|
|||||
-----, |
|
|||||||
|
dQ |
dF |
|
|
9 |
I |
|
|
|
. |
|
|
|
|
|||
|
к |
--------ss; k |
и со2 = -------. |
|
|
|||
|
|
dQ* |
|
|
|
CaLa |
|
|
Подставляя сюда значения Са и La, получаем |
|
|||||||
|
|
|
|
2с2 |
|
|
|
(1.26) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
( /.— + о, 5U |
|
|
|||
|
|
|
\ |
Si |
|
|
|
|
Рассмотрим |
влияние изменения |
|
геометрических |
размеров |
||||
системы на ее устойчивость. |
|
что |
область |
самовозбуждения |
||||
Из условия |
(1.23) следует, |
возрастает, а устойчивость системы уменьшается при следующих условиях:
а) при уменьшении длины 1\ всасывающего трубопровода,
причем влияние Zi тем меньше, чем больше h и — ;
Si
б) при увеличении длины /г нагнетающего трубопровода, при
чем влияние /г тем меньше, чем меньше 1\и больше —- ; s2
в) при увеличении площади поперечного сечения S2 и, в меньшей степени, при увеличении площади Si;
г) при увеличении коэффициента k активного сопротивления. Нужно отметить, что влияние коэффициента k на динамиче скую устойчивость противоположно его влиянию на статическую устойчивость. С ростом k увеличивается статическая и умень шается динамическая устойчивость. Отсюда следует, что при прочих равных условиях опасность помпажа становится наи меньшей, если наклон характеристики сети в точке равновесного режима является минимально возможным при сохранении ста тической устойчивости, т. е. если величина k чуть больше вели-
dF чины -----.
dQ*
Частота помпажных колебаний убывает при увеличении отно
шения — , а также длины как всасывающего, так и напорного
«I
28
трубопроводов, причем влияние U сказывается в большей степе ни, чем /].
Нужно отметить, что при анализе влияния геометрических размеров на устойчивость системы не учитывалась длина воз душного пути в самом вентиляторе, которая может сыграть зна чительную роль при количественных оценках устойчивости систе мы, если не является достаточно малой по сравнению с 1\ и /2. В то же время качественные выводы относительно влияния гео метрических размеров на устойчивость и частоту колебаний ос таются справедливыми.
Впрочем, как будет показано ниже, действительные значения La и С, с учетом всех факторов (длины вентилятора, перемен ного значения р, высокой напорности и т. д.) могут быть опре делены из экспериментальных данных.
1.4. |
ЗАВИСИМОСТЬ ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОСТИ |
|
ОТ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ И ЧИСЛА ОБОРОТОВ КОМПРЕССОРА |
||
Практически компрессоры и вентиляторы |
должны работать |
|
в условиях различных температур, давлений |
и чисел оборотов, |
поэтому очень важно знать, как поведет себя компрессор при изменении этих параметров!
В одних случаях существенным является только температур ный параметр, поскольку давление и число оборотов изменяются незначительно. Например, в обычных промышленных компрес сорах, предназначенных для вентиляции или наддува в нагрева тельные печи, число оборотов остается постоянным, давление наружного воздуха меняется сравнительно незначительно, а тем пература наружного воздуха может находиться в пределах от —40 до +40° С. В других случаях значительные перепады имеют как температура наружного воздуха, так и число оборотов (на пример, в турбокомпрессорных установках железнодорожного транспорта).
Особенно важно изучить, как влияют параметры ро и Т0 на ружного воздуха и изменения чисел оборотов вентилятора на величину областей устойчивости для турбореактивных и турбо вентиляторных двигателей в авиации, поскольку самолет в тече ние нескольких минут может перейти из области высоких темпе ратур и больших давлений в прямо противоположную область; при этом число оборотов компрессора может изменяться в ши роких пределах.
Влияние изменения числа оборотов. Влияние числа оборотов
п на область устойчивости легко оценить по условию самовоз буждения
dF |
Poc2 'i |
dQ |
(1.27) |
ks^Sili |
29
При перемене числа оборотов и неизменном положении дрос селя может меняться левая часть этого неравенства, а в правой части будет принимать другие значения только величина к (так как полагаем F <С 1 и рк « ро), Но, как известно, величина на пора пропорциональна л2, а расхода — пропорциональна л, т. е.
„2
|
|
|
|
£ ki_ _ |
_ ^ i _ . |
|
|
|
(1.28) |
|
|
|
|
|
Рк2 |
2 |
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
п2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Qki _ |
п\ |
|
|
|
|
(1.29) |
|
|
|
|
QК2 |
Лг |
|
|
|
|
|
где рк - |
ролк — ро = F{QK) — р0 = F(QK). |
при изменении |
числа |
|||||||
|
Поэтому характеристики вентилятора |
|||||||||
оборотов будут меняться так, как показано на рис. |
1.1, а. |
Будем |
||||||||
приписывать функции F(QK) и ее аргументу индекс, совпадаю |
||||||||||
щий с индексом числа оборотов. |
Например, |
числу |
оборотов Л| |
|||||||
будет соответствовать характеристика /•'i(Qki). |
|
|
||||||||
|
Следовательно, |
|
|
|
|
|
|
|
||
— |
— |
По |
|
- Ц - F , ( Qk2 - Ь - ) = |
F2(Qk2). |
|
||||
Рк2 — Рк1 |
= |
- Ц -F x ( Q k i ) = |
( 1 . 3 0 ) |
|||||||
|
|
ft? |
ft? |
ft? |
\ |
*2 |
> |
|
|
|
Далее
F2(Qk2) — <P(Qk2)-
30
Определяя значение расхода, соответствующее равновесному режиму, получаем
о
|
- J - / 7. ( Q k2 - ^ - )= < P (Q k2). |
|
|||
Пусть это значение будет равно Q^,. |
|
||||
Подсчитаем величину |
^Ркг |
в точке Q*2 ■ |
|
||
|
|
dQK2 |
|
|
|
dp** |
4 |
|
|
^ |
) |
< 2 |
«I |
d ( q*2 |
) rfQ*., |
|
|
|
|
|
dF, (Qki) Ч\ |
(1.31) |
|
или |
|
|
|
|
|
|
dF2 (Q k2) _ |
n2 |
d F i (Q ki) |
|
|
|
< 2 |
|
"• |
dQ‘Kl |
|
Выясним теперь,, как будет изменяться величина k. 1 Пусть ре = aQ l , тогда
k = _d£§_ _ 2aQK. dQK
Если п = п\, то
Qk— Qki» k — — 2aQKi .
При п = П.2
Qk2 = Qki — ;
следовательно,
k = k2 = 2aQKl^ - , «I
t . e. с возрастанием n возрастает и k.
Это обстоятельство, как легко видеть, имеет место в общем
случае характеристики дросселя, если только производная dpe dQк
возрастает с увеличением QK (поскольку увеличение числа обо ротов влечет за собой возрастание расхода QK).
Итак, если рабочая точка лежит на восходящем участке ха рактеристики, то с повышением числа оборотов и при неизмен ном положении дросселя левая часть неравенства (1.27) моно тонно возрастает, а правая, вследствие увеличения в знаменате-
31