Файл: Казакевич, В. В. Автоколебания (помпаж) в компрессорах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если принять Si = S2 = s, то формула упрощается:

 

 

dF

2Pog2

 

 

 

(1.24)

 

 

>

ks2

(

t

+

0 ' !

 

 

 

Угловая частота в момент появления колебаний (т.

е. вблизи

границы самовозбуждения)

будет определяться выражением

 

 

 

 

dF

 

 

 

 

 

 

(О*

dQ*

 

 

 

(1.25)

 

 

kCaLa

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если k 'Ь

dF

что бывает довольно часто, то

 

-----,

 

 

dQ

dF

 

 

9

I

 

 

 

.

 

 

 

 

 

к

--------ss; k

и со2 = -------.

 

 

 

 

dQ*

 

 

 

CaLa

 

 

Подставляя сюда значения Са и La, получаем

 

 

 

 

 

2с2

 

 

 

(1.26)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( /.— + о, 5U

 

 

 

 

 

\

Si

 

 

 

 

Рассмотрим

влияние изменения

 

геометрических

размеров

системы на ее устойчивость.

 

что

область

самовозбуждения

Из условия

(1.23) следует,

возрастает, а устойчивость системы уменьшается при следующих условиях:

а) при уменьшении длины 1\ всасывающего трубопровода,

причем влияние Zi тем меньше, чем больше h и — ;

Si

б) при увеличении длины /г нагнетающего трубопровода, при­

чем влияние /г тем меньше, чем меньше 1\и больше —- ; s2

в) при увеличении площади поперечного сечения S2 и, в меньшей степени, при увеличении площади Si;

г) при увеличении коэффициента k активного сопротивления. Нужно отметить, что влияние коэффициента k на динамиче­ скую устойчивость противоположно его влиянию на статическую устойчивость. С ростом k увеличивается статическая и умень­ шается динамическая устойчивость. Отсюда следует, что при прочих равных условиях опасность помпажа становится наи­ меньшей, если наклон характеристики сети в точке равновесного режима является минимально возможным при сохранении ста­ тической устойчивости, т. е. если величина k чуть больше вели-

dF чины -----.

dQ*

Частота помпажных колебаний убывает при увеличении отно­

шения — , а также длины как всасывающего, так и напорного

«I

28


трубопроводов, причем влияние U сказывается в большей степе­ ни, чем /].

Нужно отметить, что при анализе влияния геометрических размеров на устойчивость системы не учитывалась длина воз­ душного пути в самом вентиляторе, которая может сыграть зна­ чительную роль при количественных оценках устойчивости систе­ мы, если не является достаточно малой по сравнению с 1\ и /2. В то же время качественные выводы относительно влияния гео­ метрических размеров на устойчивость и частоту колебаний ос­ таются справедливыми.

Впрочем, как будет показано ниже, действительные значения La и С, с учетом всех факторов (длины вентилятора, перемен­ ного значения р, высокой напорности и т. д.) могут быть опре­ делены из экспериментальных данных.

1.4.

ЗАВИСИМОСТЬ ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОСТИ

ОТ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ И ЧИСЛА ОБОРОТОВ КОМПРЕССОРА

Практически компрессоры и вентиляторы

должны работать

в условиях различных температур, давлений

и чисел оборотов,

поэтому очень важно знать, как поведет себя компрессор при изменении этих параметров!

В одних случаях существенным является только температур­ ный параметр, поскольку давление и число оборотов изменяются незначительно. Например, в обычных промышленных компрес­ сорах, предназначенных для вентиляции или наддува в нагрева­ тельные печи, число оборотов остается постоянным, давление наружного воздуха меняется сравнительно незначительно, а тем­ пература наружного воздуха может находиться в пределах от —40 до +40° С. В других случаях значительные перепады имеют как температура наружного воздуха, так и число оборотов (на­ пример, в турбокомпрессорных установках железнодорожного транспорта).

Особенно важно изучить, как влияют параметры ро и Т0 на­ ружного воздуха и изменения чисел оборотов вентилятора на величину областей устойчивости для турбореактивных и турбо­ вентиляторных двигателей в авиации, поскольку самолет в тече­ ние нескольких минут может перейти из области высоких темпе­ ратур и больших давлений в прямо противоположную область; при этом число оборотов компрессора может изменяться в ши­ роких пределах.

Влияние изменения числа оборотов. Влияние числа оборотов

п на область устойчивости легко оценить по условию самовоз­ буждения

dF

Poc2 'i

dQ

(1.27)

ks^Sili

29



При перемене числа оборотов и неизменном положении дрос­ селя может меняться левая часть этого неравенства, а в правой части будет принимать другие значения только величина к (так как полагаем F <С 1 и рк « ро), Но, как известно, величина на­ пора пропорциональна л2, а расхода — пропорциональна л, т. е.

„2

 

 

 

 

£ ki_ _

_ ^ i _ .

 

 

 

(1.28)

 

 

 

 

Рк2

2

*

 

 

 

 

 

 

 

п2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Qki _

п\

 

 

 

 

(1.29)

 

 

 

 

QК2

Лг

 

 

 

 

 

где рк -

ролк ро = F{QK) — р0 = F(QK).

при изменении

числа

 

Поэтому характеристики вентилятора

оборотов будут меняться так, как показано на рис.

1.1, а.

Будем

приписывать функции F(QK) и ее аргументу индекс, совпадаю­

щий с индексом числа оборотов.

Например,

числу

оборотов Л|

будет соответствовать характеристика /•'i(Qki).

 

 

 

Следовательно,

 

 

 

 

 

 

 

По

 

- Ц - F , ( Qk2 - Ь - ) =

F2(Qk2).

 

Рк2 Рк1

=

- Ц -F x ( Q k i ) =

( 1 . 3 0 )

 

 

ft?

ft?

ft?

\

*2

>

 

 

 

Далее

F2(Qk2) — <P(Qk2)-

30


Определяя значение расхода, соответствующее равновесному режиму, получаем

о

 

- J - / 7. ( Q k2 - ^ - )= < P (Q k2).

 

Пусть это значение будет равно Q^,.

 

Подсчитаем величину

^Ркг

в точке Q*2

 

 

 

dQK2

 

 

 

dp**

4

 

 

^

)

< 2

«I

d ( q*2

) rfQ*.,

 

 

 

 

dF, (Qki) Ч\

(1.31)

или

 

 

 

 

 

 

dF2 (Q k2) _

n2

d F i (Q ki)

 

 

< 2

 

"•

dQ‘Kl

 

Выясним теперь,, как будет изменяться величина k. 1 Пусть ре = aQ l , тогда

k = _d£§_ _ 2aQK. dQK

Если п = п\, то

Qk— Qki» k — — 2aQKi .

При п = П.2

Qk2 = Qki — ;

следовательно,

k = k2 = 2aQKl^ - , «I

t . e. с возрастанием n возрастает и k.

Это обстоятельство, как легко видеть, имеет место в общем

случае характеристики дросселя, если только производная dpe dQк

возрастает с увеличением QK (поскольку увеличение числа обо­ ротов влечет за собой возрастание расхода QK).

Итак, если рабочая точка лежит на восходящем участке ха­ рактеристики, то с повышением числа оборотов и при неизмен­ ном положении дросселя левая часть неравенства (1.27) моно­ тонно возрастает, а правая, вследствие увеличения в знаменате-

31