Файл: Игнатов, В. А. Статистическая оптимизация качества функционирования электронных систем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для простоты анализа положим зта=І,

т. е. м = 2.

Пусть

 

 

 

Ь

 

1,2,

[(3-103)

ft (”) == Л

/ =

где для определенности <7і = <72= 4.

Такой

порядок ап­

проксимирующих полиномов вполне удовлетворяет ре­ альным требованиям к точности решения задач.

Примером применения полиномов четвертого порядка служит случай, когда интенсивности проведения опера­ ций ТО параболически зависят от параметра х (числен­

ность обслуживающего персонала,

количество

изделий,

поступающих на обслуживание, и т.

п.), а сам параметр

X в свою очередь параболически изменяется во времени.

Например:

 

 

 

2

2

СцХК

 

х = '£ 1di%\ H i(х) = £

 

і=О

і=О

 

Решая уравнение '(2-29)

с коэффициентами

(3-103),

получим:

 

 

 

P A t)= e ~ Lib\

=

=

 

^ e - LM jp 2 (T)<rL^ > ^ ,

(3-104)

где

 

 

 

=

 

Ь3(т) —

= 5 [ft O')— ft w i* .

Интеграл в уравнении (3-104) в элементарных функ­ циях не выражается, поэтому вычислим его приближен­ но. Выделим интегрируемую часть, тогда

 

 

bl1

], (3-105)

 

 

“4

 

 

 

где

з

 

 

 

 

 

Li (х) =

Aj

= h , — — 64І; ak = bk l — bk2.

 

 

a4

 

A=0

 

 

Интеграл У(т)

(3-105)

вычислим, раскладывая показа­

тельную функцию е-1іэ

в рЯД Т е й л о р а в той т о ч ­

120


ке М, вблизи которой нас интересует поведение харак­ теристик ТО. Перемещая М, нетрудно построить реше­ ние на всем интервале. Удерживая три члена ряда, по-

лучим

(-5)

т

aiZi и

e~^ dx =

 

 

= J S

“ 0< С І Ъ

 

 

(коэффициенты 8ц даны в приложении 3).

 

 

Окончательно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(3-106)

Вероятность завершения ТО

 

 

 

Ѵ(т) = 1

- е ~ и

 

Cl -

а4 e~Lt' -

J(*), (3-107)

плотность этой вероятности

 

 

 

О М = Ъ W e_ t*М ^

 

'т) [с> -

 

(т) ~

_

у (т)j _

(^) I A l е - ь

1[jx, (т) _

^

(Т)] +

 

 

 

13

 

 

(3'108)

 

 

+ e " " 0T S5^!’

 

 

 

 

k=0

 

 

 

интенсивность ТО IF (т) =

н (т) [1 — Ѵ(т)]-1.

 

 

Пример 3-10. Найдем

интенсивность

обслуживания

диспетчером аэропорта самолетов, которые

прибывают

в зону управления с переменной интенсивностью.

 

2

dit* — интенсивность прибытия самоле­

Пусть

я — 2

тов в зону управления (нагрузка диспетчера).

При обслуживании самолета диспетчер последова­ тельно выполняет две обобщенные операции: обрабаты­ вает информацию о положении самолета и управляет

121


его движением. Каждая из этих операций складывается из большого числа более мелких, поэтому их продолжи­ тельности можно считать нормально распределенными случайными величинами. Параметры этих нормальных законов нелинейно зависят от нагрузки диспетчера. При­ меняя параболическую аппроксимацию этих зависимо­ стей, найдем интенсивность обслуживания самолетов диспетчером. Расчеты показывают, что в зависимости от класса аэропорта и времени суток интенсивность прибы­

тия самолетов

в зону

управления

колеблется

от 5 до

30 сам-ч~1 и достигает максимума

в 10—12 ч.

Поэтому

на интервале

времени

Т— (8-И4)

ч (время

работы

одного диспетчера) нагрузку диспетчера можно пред­ ставить в виде

x ( t ) = 26,12+61,2 t—27,78 t2, сам-чг1, 8 < ^ < 1 4 .

Параметры распределений продолжительностей реги­ страции и управления зависят от этой нагрузки следую­ щим образом:

ті(х )60 _1= —0,07 +0,037 X—0,6 -10~3 х2, мин;

01(х)6О_1 = 0,024+ 0,6 • 10~3х—0,12 • 10_3х2, мин;

гпз(х)60~і= —0,602 + 0,794л:-—1,468-10“2 х2, мин;

<72(х)60_1= 0,74+2,66 • 10_3х + 1,867 • 10~3х2, мин.

Интенсивности регистрации и управления самолетом

 

 

(t—m,)»

f tM — [Ѵ2и«»ф( *0і

-i-i

2d?

)]

 

 

 

 

 

(t-m,)*

М Ч = [ К 2 + ф ( + + ) > ] - *

2в|

Для момента времени t — &4 параболическая аппрок­ симация дает:

р.і(т)=0,052—165,5т +4,32ІО3т2;

Рг(т) =4,4 • ІО-2—0,251 т + 0,1945 т2.

Ясно, что основную роль в процессе управления игра­ ет интенсивность Р2(т), так как ее величина значительно меньше. Поэтому вероятность завершения обслуживания

122


диспетчером самолета, поступившего в зону в момент времени t = 8 ч\

Ѵ{%) = 1—ехр[—(0,44 • 10 -4 —0,1255 т2+0,0648 т3)],

плотность этой вероятности

о(т) = (0,44 • ІО-3—0,251 т + 0,1945 т2)ехрХ

X [— (0,44 • 10- 3т—0,1255 т2+ 0,0648 т3)],

интенсивность обслуживания

W (т) = 0,44 • 10-3—0,251 т + 0,1945 т2.

Следовательно, время обслуживания самолета, посту­

пившего в зону

в момент времени t = 8 ч, распределено

по нормальному

закону с параметрами /п = /и2~3

мин\

а =02 = О,8

мин.

Для

^=12

ч

т = 10,1-г-12

мин,

а —

=2,24 мин.

Увеличение

нагрузки

диспетчера

приводит

к уменьшению интенсивности

обслуживания

самолетов,

если нагрузка превышает максимально допустимую. Более точный и подробный анализ вероятностных ха­

рактеристик обслуживания можно привести, построив семейства кривых Ѵ{%, t), v(x, t) и W (x,t), параметром которых служит момент t поступления самолета в зону управления.

Полученный результат в данном примере легко было предвидеть — по сути дела, мы отыскивали закон распре­ деления суммы двух нормально распределенных величин, в которой моменты одного из слагаемых намного отли­ чаются от моментов другого. Пример показателен с дру­ гой точки зрения. Он иллюстрирует метод учета влияния изменения условий работы обслуживающего персонала на интенсивность обслуживания.

Итак, в этом параграфе рассмотрены модели ТО для случаев однотипных и неоднотипных распределений про­ должительностей операций, показаны особенности при­ менения моделей с полиномиальными некратными интен­ сивностями. Описанные модели могут найти применение для анализа и других видов массового обслуживания. Их можно обобщить, если рассматривать масштабные коэффициенты рц в выражениях (3-100) —(3-102) и коэф­ фициенты полиномов (3-103) как случайные параметры.

123


3-8. Качество обслуживаемых систем, эксплуатируемых в нестационарных режимах

Для анализа качества обслуживаемых изделий могут применяться лишь модели, в которых интенсивности име­ ют один порядок роста, так как только в этом случае наступает режим статистического равновесия, который имеет место в реальных условиях. Мы используем моде­ ли с частным видом таких интенсивностей — с кратными интенсивностями. С их помощью можно получить точные аналитические выражения для характеристик качества. Построим два вида моделей, в одном учтем АР изделий, в другом, более общем, учтем, кроме того, ПО.

Рассмотрим модель первого вида. Пусть Хо(т) = A o s (t ) ,

г)о(т) = tio s(t.), t)i (t ) = t]i s (t ) , p ( t ) = j i s (t ) известны. Тре­

буется определить характеристики качества восстанавли­ ваемого изделия: вероятность исправной работы, вероят­ ность простоя на АР, коэффициенты готовности и про­ стоя, моменты «ли закон распределения определяющего параметра и др.

Динамика изменения качества изделия описывается системой

Р'о (т) =

— (яо+ тіо)s (х) р о(т) + 115 С1) Р2(Д;

(3-109)

р \(Д = ѵ (х) р о(Д — w (х) Л (Д;

IР \ ( Т) = V (Х) Р0(Д + V (Д Р і (Д — PS М Р2(х)-

 

Для, ее

упрощения

используем условие нормировки,

тогда

 

 

 

р , 0 (х) =

— (*о + +

р ) s (х) Р0 (х) — {is (х) Р ,(х ) - f \I S (х);

р \ (х) = V (т) Ро(х) — Ъ« (х) р і С^-

 

 

 

 

(3-110)

Решение неоднородной линейной системы (3-110) бу­ дем искать в два этапа: вначале найдем решение соот­ ветствующей однородной системы, а затем методом ва­ риации постоянных определим конечный вид решения.

Решение однородной системы будем искать в виде

(3-111)

124