Файл: Игнатов, В. А. Статистическая оптимизация качества функционирования электронных систем.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 0
Для простоты анализа положим зта=І, |
т. е. м = 2. |
||
Пусть |
|
|
|
Ь |
|
1,2, |
[(3-103) |
ft (”) == Л |
/ = |
||
где для определенности <7і = <72= 4. |
Такой |
порядок ап |
проксимирующих полиномов вполне удовлетворяет ре альным требованиям к точности решения задач.
Примером применения полиномов четвертого порядка служит случай, когда интенсивности проведения опера ций ТО параболически зависят от параметра х (числен
ность обслуживающего персонала, |
количество |
изделий, |
|
поступающих на обслуживание, и т. |
п.), а сам параметр |
||
X в свою очередь параболически изменяется во времени. |
|||
Например: |
|
|
|
2 |
2 |
СцХК |
|
х = '£ 1di%\ H i(х) = £ |
|
||
і=О |
і=О |
|
|
Решая уравнение '(2-29) |
с коэффициентами |
(3-103), |
|
получим: |
|
|
|
P A t)= e ~ Lib\ |
= |
= |
|
^ e - LM jp 2 (T)<rL^ > ^ , |
(3-104) |
||
где |
|
|
|
= |
|
Ь3(т) — |
= 5 [ft O')— ft w i* .
Интеграл в уравнении (3-104) в элементарных функ циях не выражается, поэтому вычислим его приближен но. Выделим интегрируемую часть, тогда
|
|
bl1 |
], (3-105) |
|
|
“4 |
|
|
|
|
|
где |
з |
|
|
|
|
|
|
Li (х) = |
Aj |
= h , — — 64І; ak = bk l — bk2. |
|
|
|
a4 |
|
|
A=0 |
|
|
Интеграл У(т) |
(3-105) |
вычислим, раскладывая показа |
|
тельную функцию е-1іэ |
в рЯД Т е й л о р а в той т о ч |
120
ке М, вблизи которой нас интересует поведение харак теристик ТО. Перемещая М, нетрудно построить реше ние на всем интервале. Удерживая три члена ряда, по-
лучим |
(-5) — |
т |
aiZi и |
e~^ dx =
|
|
= J S |
“ 0< С І Ъ |
|
|
|
(коэффициенты 8ц даны в приложении 3). |
|
|
||||
Окончательно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(3-106) |
Вероятность завершения ТО |
|
|
|
|||
Ѵ(т) = 1 |
- е ~ и |
|
Cl - |
а4 e~Lt' - |
J(*), (3-107) |
|
плотность этой вероятности |
|
|
|
|||
О М = Ъ W e_ t*М ^ |
|
'т) [с> - |
|
(т) ~ |
||
_ |
у (т)j _ |
(^) I A l е - ь |
1[jx, (т) _ |
^ |
(Т)] + |
|
|
|
|
13 |
|
|
(3'108) |
|
|
+ e " " 0T S5^!’ |
|
|||
|
|
|
k=0 |
|
|
|
интенсивность ТО IF (т) = |
н (т) [1 — Ѵ(т)]-1. |
|
|
|||
Пример 3-10. Найдем |
интенсивность |
обслуживания |
||||
диспетчером аэропорта самолетов, которые |
прибывают |
|||||
в зону управления с переменной интенсивностью. |
||||||
|
2 |
dit* — интенсивность прибытия самоле |
||||
Пусть |
я — 2 |
тов в зону управления (нагрузка диспетчера).
При обслуживании самолета диспетчер последова тельно выполняет две обобщенные операции: обрабаты вает информацию о положении самолета и управляет
121
его движением. Каждая из этих операций складывается из большого числа более мелких, поэтому их продолжи тельности можно считать нормально распределенными случайными величинами. Параметры этих нормальных законов нелинейно зависят от нагрузки диспетчера. При меняя параболическую аппроксимацию этих зависимо стей, найдем интенсивность обслуживания самолетов диспетчером. Расчеты показывают, что в зависимости от класса аэропорта и времени суток интенсивность прибы
тия самолетов |
в зону |
управления |
колеблется |
от 5 до |
30 сам-ч~1 и достигает максимума |
в 10—12 ч. |
Поэтому |
||
на интервале |
времени |
Т— (8-И4) |
ч (время |
работы |
одного диспетчера) нагрузку диспетчера можно пред ставить в виде
x ( t ) = —26,12+61,2 t—27,78 t2, сам-чг1, 8 < ^ < 1 4 .
Параметры распределений продолжительностей реги страции и управления зависят от этой нагрузки следую щим образом:
ті(х )60 _1= —0,07 +0,037 X—0,6 -10~3 х2, мин;
01(х)6О_1 = 0,024+ 0,6 • 10~3х—0,12 • 10_3х2, мин;
гпз(х)60~і= —0,602 + 0,794л:-—1,468-10“2 х2, мин;
<72(х)60_1= 0,74+2,66 • 10_3х + 1,867 • 10~3х2, мин.
Интенсивности регистрации и управления самолетом
|
|
(t—m,)» |
f tM — [Ѵ2и«»ф( *0і |
-i-i |
2d? |
)] |
|
|
|
|
|
|
|
(t-m,)* |
М Ч = [ К 2 + ф ( + + ) > ] - * |
2в| |
Для момента времени t — &4 параболическая аппрок симация дает:
р.і(т)=0,052—165,5т +4,32ІО3т2;
Рг(т) =4,4 • ІО-2—0,251 т + 0,1945 т2.
Ясно, что основную роль в процессе управления игра ет интенсивность Р2(т), так как ее величина значительно меньше. Поэтому вероятность завершения обслуживания
122
диспетчером самолета, поступившего в зону в момент времени t = 8 ч\
Ѵ{%) = 1—ехр[—(0,44 • 10 -4 —0,1255 т2+0,0648 т3)],
плотность этой вероятности
о(т) = (0,44 • ІО-3—0,251 т + 0,1945 т2)ехрХ
X [— (0,44 • 10- 3т—0,1255 т2+ 0,0648 т3)],
интенсивность обслуживания
W (т) = 0,44 • 10-3—0,251 т + 0,1945 т2.
Следовательно, время обслуживания самолета, посту
пившего в зону |
в момент времени t = 8 ч, распределено |
||||||
по нормальному |
закону с параметрами /п = /и2~3 |
мин\ |
|||||
а =02 = О,8 |
мин. |
Для |
^=12 |
ч |
т = 10,1-г-12 |
мин, |
а — |
=2,24 мин. |
Увеличение |
нагрузки |
диспетчера |
приводит |
|||
к уменьшению интенсивности |
обслуживания |
самолетов, |
если нагрузка превышает максимально допустимую. Более точный и подробный анализ вероятностных ха
рактеристик обслуживания можно привести, построив семейства кривых Ѵ{%, t), v(x, t) и W (x,t), параметром которых служит момент t поступления самолета в зону управления.
Полученный результат в данном примере легко было предвидеть — по сути дела, мы отыскивали закон распре деления суммы двух нормально распределенных величин, в которой моменты одного из слагаемых намного отли чаются от моментов другого. Пример показателен с дру гой точки зрения. Он иллюстрирует метод учета влияния изменения условий работы обслуживающего персонала на интенсивность обслуживания.
Итак, в этом параграфе рассмотрены модели ТО для случаев однотипных и неоднотипных распределений про должительностей операций, показаны особенности при менения моделей с полиномиальными некратными интен сивностями. Описанные модели могут найти применение для анализа и других видов массового обслуживания. Их можно обобщить, если рассматривать масштабные коэффициенты рц в выражениях (3-100) —(3-102) и коэф фициенты полиномов (3-103) как случайные параметры.
123
3-8. Качество обслуживаемых систем, эксплуатируемых в нестационарных режимах
Для анализа качества обслуживаемых изделий могут применяться лишь модели, в которых интенсивности име ют один порядок роста, так как только в этом случае наступает режим статистического равновесия, который имеет место в реальных условиях. Мы используем моде ли с частным видом таких интенсивностей — с кратными интенсивностями. С их помощью можно получить точные аналитические выражения для характеристик качества. Построим два вида моделей, в одном учтем АР изделий, в другом, более общем, учтем, кроме того, ПО.
Рассмотрим модель первого вида. Пусть Хо(т) = A o s (t ) ,
г)о(т) = tio s(t.), t)i (t ) = t]i s (t ) , p ( t ) = j i s (t ) известны. Тре
буется определить характеристики качества восстанавли ваемого изделия: вероятность исправной работы, вероят ность простоя на АР, коэффициенты готовности и про стоя, моменты «ли закон распределения определяющего параметра и др.
Динамика изменения качества изделия описывается системой
Р'о (т) = |
— (яо+ тіо)s (х) р о(т) + 115 С1) Р2(Д; |
(3-109) |
|
р \(Д = ѵ (х) р о(Д — w (х) Л (Д; |
|||
IР \ ( Т) = V (Х) Р0(Д + V (Д Р і (Д — PS М Р2(х)- |
|
||
Для, ее |
упрощения |
используем условие нормировки, |
|
тогда |
|
|
|
р , 0 (х) = |
— (*о + 'О + |
р ) s (х) Р0 (х) — {is (х) Р ,(х ) - f \I S (х); |
|
р \ (х) = V (т) Ро(х) — Ъ« (х) р і С^- |
|
||
|
|
|
(3-110) |
Решение неоднородной линейной системы (3-110) бу дем искать в два этапа: вначале найдем решение соот ветствующей однородной системы, а затем методом ва риации постоянных определим конечный вид решения.
Решение однородной системы будем искать в виде
(3-111)
124