Файл: Иванов, А. П. Научная организация управления производством в целлюлозно-бумажной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
лов, разработанную для оценки сложности труда работников тех нологической службы предприятия [11]: -
Факторы сложности |
|
|
t |
Баллы |
||||
1. Оригинальность технологического процесса: |
|
|||||||
|
разработка |
новой |
техн ологи и |
.......................................... |
3 |
|||
|
совершенствование |
действующей |
технологии . . . . |
2 |
||||
|
соблюдение действующей технологии |
t |
||||||
|
1 |
|||||||
2. |
Степень |
самостоятельности: |
|
|
||||
|
полная |
самостоятельность...................................................... |
|
3 |
||||
|
методическое |
р у к о во д ство ...................................................... |
|
2 |
||||
|
детальное |
р у к о в о д с тв о ........................................................... |
|
1 |
||||
3. |
Широта |
сферы |
деятельности — разработка технологии: |
|
||||
|
для |
всего |
п рои звод ства ........................................................... |
|
4 |
|||
|
для ц е х а |
|
|
................................................ |
. : |
3 |
||
|
для |
у ч а с т к а ..................... |
|
_ ..................................... |
: |
2 |
||
|
для |
отдельных оп ерац и й ...................... ............................ |
* |
1 |
||||
4. Квалификация работников, находящихся в подчинении: |
|
|||||||
i |
инженеры |
. . |
. |
. : ................................. |
1 |
3 |
||
|
техники |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
р а б о ч и е ............................................................................ |
|
|
|
. |
1 |
||
5. |
Сложность |
продукции : |
|
|
||||
|
сложное |
массовое |
производство . |
4 |
||||
|
» |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
массовое производство ............................средней слож ности |
|||||||
|
несложное ....................................... |
массовое |
п р ои звод ство |
1 |
Если количество баллов, оценивающих сложность труда на данной должности, составит более 50% максимальной их вели чины, то работнику, занимающему данную должность, необхо димо высшее образование. Максимальное количество баллов для оценки сложности труда работников технологической службы составляет 17. Значит, на должностях, сложность труда на кото рых оценивается 9 баллами и выше, должны находиться работ ники с высшим образованием, на остальных должностях — со средним специальным образованием.
Для примера проведем .оценку сложности труда начальника лаборатории бумажного цеха, в котором вырабатывается писчая бумага.
По первому фактору — оригинальность технологического про цесса — сложность труда начальника цеховой лаборатории оце нивается в 2 балла (так как одной из основных задач его являет ся совершенствование действующей технологии).
Второй фактор — степень самостоятельности — в труде на чальника лаборатории цеха также может быть оценен 2 баллами (так как он работает под методическим руководством начальни
ка центральной лаборатории предприятия). |
» |
/ |
|
91
Сложность труда начальника лаборатории по третьему фак тору оценивается в 3 балла.
Учитывая, что в подчинении начальника цеховой лаборато рии находятся специалисты с высшим и средним специальным образованием, сложность его труда по четвертому фактору оце ниваем в 3 балла.
Поскольку в данном бумажном цехе осуществляется массо вое производство * средней сложности, то сложность труда началь ника лаборатории по пятому фактору оценивается в 2 балла. Таким образом, общая оценка сложности труда начальника рас сматриваемой лаборатории определяется 12 баллами. Это озна чает, что ему необходимо иметь высшее образование.
Распространение балльной системы для оценки сложности выполняемых работниками функций на все службы предприя тия способствовало бы более рациональной расстановке специа листов и улучшению их использования.
Что касается п р о ф и л я специалиста, то он определяется характером тех функций, которые выполняет работник на дан ной должности. Бесспорно, например, что на должности началь ника планового отдела предприятия должен работать экономист, на должности сменного мастера бумажного цеха — технолог и т. д. Однако при этом надо учитывать и другое обстоятельство. Чем выше ранг руководителя, тем большими и разносторонними
знаниями он должен обладать. Некоторой |
иллюстрацией этого |
|||
могут служить данные о структуре знаний |
руководящих работ |
|||
ников предприятия, приведенные в табл. 12 [1, с. 92]. |
|
|||
|
|
|
Т а б л и ц а 12 |
|
|
|
Удельный вес знаний, |
% к итогу |
|
Должность руководящего работника |
технических |
экономичес |
администра |
|
|
|
ких |
тивных |
|
Мастер |
|
60 |
25 |
15 |
Старший мастер |
45 |
30 |
25 |
|
Начальник |
цеха |
30 |
40 |
30 |
Технический |
руководитель |
30 |
35 |
35 |
Директор |
|
15 |
45 |
• 40 |
Специальные исследования, проведенные по определению со става и структуры дипломированных специалистов для целлю лозно-бумажной промышленности, показывают, что потребность данной отрасли в специалистах в настоящее время определяется 25 специальностями высшей и 41 специальностью средней ква лификации. Доля отдельных специальностей в общей потребно сти целлюлозно-бумажной промышленности в специалистах ука зана в табл. 13.
92
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
13 |
|
|
|
|
Номер |
Структура по |
|
Наименование специальностей |
требности в спе |
|||||
специальности |
циалистах, |
% |
||||
|
|
|
|
|
к итогу |
|
1. В ы с ш а я к в а л и ф и к а ц и я |
|
|
|
|||
Химическая технология целлюлозно-бу |
0904 |
34,1 |
|
|||
мажного производства |
|
|
|
|||
Машины и аппараты целлюлозно-бумаж |
0558 |
17,9 |
|
|||
ного производства |
|
|
|
|||
Экономика и организация деревообраба |
|
|
|
|||
тывающей и целлюлозно-бумажной про |
1720 |
15,5 |
|
|||
мышленности |
|
|
|
|
||
Промышленная |
теплоэнергетика |
0308 |
7,9 |
|
||
Электроснабжение |
промышленных пред |
0303 |
4,3 |
|
||
приятий и городов |
|
|
|
|||
Промышленное и гражданское строитель |
1202 |
4,3 |
|
|||
ство |
|
|
|
|
||
|
|
|
г |
|
|
|
Автоматизация и комплексная механи |
0639 |
3,8 |
|
|||
зация химико-технологических процессов |
|
|||||
Прочие специальности |
|
— |
12,2 |
|
||
И т о г о |
|
— |
100,0 |
|
||
И. С р е д н я я к в а л и ф и к а ц и я |
|
|
|
|||
Целлюлозно-бумажное |
производство |
0909 |
* 31,4 |
|
||
Оборудование |
предприятий целлюлозно- |
|
|
|
||
бумажной и лесохимической промышлен |
0538 |
10,9 |
|
|||
ности |
|
|
|
|
||
Бухгалтерский |
учет |
|
1728 |
9,5 |
|
|
Электрооборудование |
промышленных |
0303 |
7,6 |
|
||
предприятий и установок |
|
|||||
Планирование |
на |
предприятиях целлю |
|
|
|
|
лозно-бумажной и деревообрабатывающей |
1708 |
7Д |
|
|||
промышленности |
|
|
|
|
||
Товароведение, материально-техническое |
1723 |
4,8 |
|
|||
снабжение и сбыт |
|
|
|
|||
Эксплуатация |
автоматических устройств |
|
|
|
||
в целлюлозно-бумажной и лесохимической |
0645 |
3,9 |
|
|||
промышленности |
|
|
|
|
||
Прочие специальности |
|
— |
24,8 |
|
||
|
|
|
И т о г о |
— |
100,0 |
|
На состав и структуру кадров непосредственное влияние ока зывают тип и размер предприятия: чем сложнее тип и больше размер предприятия, тем более широкий состав специалистов для него необходим. Подсчеты показали, например, что если для
I
93
бумажной фабрики требуются специалисты 9 специальностей высшей и 18 специальностей средней квалификации, то для цел люлозно-бумажного комбината эта потребность определяется 20 специальностями высшей и 32 специальностями средней квали фикации. Еще более разнообразный состав специалистов необхо дим для лесопромышленных комплексов.
При расстановке специалистов по должностям в аппарате уп равления и в производстве должно соблюдаться правильное со отношение между специалистами с высшим и средним специаль ным образованием. ЦК КПСС и Правительством СССР, как из вестно, в 1963 г. принято решение, согласно которому в промыш ленности, строительстве, на транспорте, в связи и в сельском хо зяйстве на одного специалиста с высшим образованием должно быть занято три-четыре специалиста со средним специальным образованием1.
Вполне понятно, что для различных отраслей это соотноше ние не может быть одинаковым. Проведенные расчеты пока зывают2,1 что для целлюлозно-бумажной промышленности, харак теризующейся высоким уровнем технической оснащенности про изводства и высокой сложностью технологических процессов, со отношение между специалистами с высшим образованием и спе циалистами со средним специальным образованием должно быть более высоким в сторону специалистов с высшим образованием и составлять примерно как 1 : 2,3. Однако для различных пред приятий это соотношение также должно быть разным. Рекомен дуемые соотношения между специалистами с учетом типа и раз
мера предприятия приводятся |
в табл. 14. |
|
|
||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 14 |
|
|
|
Соотношение между специалистами выс |
||
|
|
|
шей и средней квалификации для данной |
||
Тип предприятий |
|
группы предприятий |
|||
|
крупнейшие |
|
|
||
|
|
• |
средние |
мелкие |
|
1 |
|
|
и крупные |
||
Целлюлозно-бумажные и целлю- |
1:2,0 |
1:2,0 |
1:3,0 |
||
лозно-картонные |
комбинаты |
|
|||
Целлюлозные |
заводы |
*ч_ |
— |
1:3,0 |
1:3,8 |
Бумажные и |
картонные |
фабрики |
1:1,9 |
1:2,3 |
1:4,i |
Бумагоперерабатывающие |
фабрики |
— |
1:3,0 |
1:4,2 |
Соблюдение правильного соотношения между специалистами с высшим и средним специальным образованием важно потому,
1 См. «Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. (1917—1967 гг.)». Т. 5. М., 1968, с. 328.
2 Эти расчеты выполнялись автором данной работы совместно с сотруд никами ВНИИБ.
94