Файл: Иванов, А. П. Научная организация управления производством в целлюлозно-бумажной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лов, разработанную для оценки сложности труда работников тех­ нологической службы предприятия [11]: -

Факторы сложности

 

 

t

Баллы

1. Оригинальность технологического процесса:

 

 

разработка

новой

техн ологи и

..........................................

3

 

совершенствование

действующей

технологии . . . .

2

 

соблюдение действующей технологии

t

 

1

2.

Степень

самостоятельности:

 

 

 

полная

самостоятельность......................................................

 

3

 

методическое

р у к о во д ство ......................................................

 

2

 

детальное

р у к о в о д с тв о ...........................................................

 

1

3.

Широта

сферы

деятельности — разработка технологии:

 

 

для

всего

п рои звод ства ...........................................................

 

4

 

для ц е х а

 

 

................................................

. :

3

 

для

у ч а с т к а .....................

 

_ .....................................

:

2

 

для

отдельных оп ерац и й ...................... ............................

*

1

4. Квалификация работников, находящихся в подчинении:

 

i

инженеры

. .

.

. : .................................

1

3

 

техники

 

 

 

 

 

2

 

р а б о ч и е ............................................................................

 

 

 

.

1

5.

Сложность

продукции :

 

 

 

сложное

массовое

производство .

4

 

»

 

 

 

 

 

 

2

 

массовое производство ............................средней слож ности

 

несложное .......................................

массовое

п р ои звод ство

1

Если количество баллов, оценивающих сложность труда на данной должности, составит более 50% максимальной их вели­ чины, то работнику, занимающему данную должность, необхо­ димо высшее образование. Максимальное количество баллов для оценки сложности труда работников технологической службы составляет 17. Значит, на должностях, сложность труда на кото­ рых оценивается 9 баллами и выше, должны находиться работ­ ники с высшим образованием, на остальных должностях — со средним специальным образованием.

Для примера проведем .оценку сложности труда начальника лаборатории бумажного цеха, в котором вырабатывается писчая бумага.

По первому фактору — оригинальность технологического про­ цесса — сложность труда начальника цеховой лаборатории оце­ нивается в 2 балла (так как одной из основных задач его являет­ ся совершенствование действующей технологии).

Второй фактор — степень самостоятельности — в труде на­ чальника лаборатории цеха также может быть оценен 2 баллами (так как он работает под методическим руководством начальни­

ка центральной лаборатории предприятия).

»

/

 

91


Сложность труда начальника лаборатории по третьему фак­ тору оценивается в 3 балла.

Учитывая, что в подчинении начальника цеховой лаборато­ рии находятся специалисты с высшим и средним специальным образованием, сложность его труда по четвертому фактору оце­ ниваем в 3 балла.

Поскольку в данном бумажном цехе осуществляется массо­ вое производство * средней сложности, то сложность труда началь­ ника лаборатории по пятому фактору оценивается в 2 балла. Таким образом, общая оценка сложности труда начальника рас­ сматриваемой лаборатории определяется 12 баллами. Это озна­ чает, что ему необходимо иметь высшее образование.

Распространение балльной системы для оценки сложности выполняемых работниками функций на все службы предприя­ тия способствовало бы более рациональной расстановке специа­ листов и улучшению их использования.

Что касается п р о ф и л я специалиста, то он определяется характером тех функций, которые выполняет работник на дан­ ной должности. Бесспорно, например, что на должности началь­ ника планового отдела предприятия должен работать экономист, на должности сменного мастера бумажного цеха — технолог и т. д. Однако при этом надо учитывать и другое обстоятельство. Чем выше ранг руководителя, тем большими и разносторонними

знаниями он должен обладать. Некоторой

иллюстрацией этого

могут служить данные о структуре знаний

руководящих работ­

ников предприятия, приведенные в табл. 12 [1, с. 92].

 

 

 

 

Т а б л и ц а 12

 

 

Удельный вес знаний,

% к итогу

Должность руководящего работника

технических

экономичес­

администра­

 

 

ких

тивных

Мастер

 

60

25

15

Старший мастер

45

30

25

Начальник

цеха

30

40

30

Технический

руководитель

30

35

35

Директор

 

15

45

• 40

Специальные исследования, проведенные по определению со­ става и структуры дипломированных специалистов для целлю­ лозно-бумажной промышленности, показывают, что потребность данной отрасли в специалистах в настоящее время определяется 25 специальностями высшей и 41 специальностью средней ква­ лификации. Доля отдельных специальностей в общей потребно­ сти целлюлозно-бумажной промышленности в специалистах ука­ зана в табл. 13.

92



 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

13

 

 

 

 

Номер

Структура по­

Наименование специальностей

требности в спе­

специальности

циалистах,

%

 

 

 

 

 

к итогу

 

1. В ы с ш а я к в а л и ф и к а ц и я

 

 

 

Химическая технология целлюлозно-бу­

0904

34,1

 

мажного производства

 

 

 

Машины и аппараты целлюлозно-бумаж­

0558

17,9

 

ного производства

 

 

 

Экономика и организация деревообраба­

 

 

 

тывающей и целлюлозно-бумажной про­

1720

15,5

 

мышленности

 

 

 

 

Промышленная

теплоэнергетика

0308

7,9

 

Электроснабжение

промышленных пред­

0303

4,3

 

приятий и городов

 

 

 

Промышленное и гражданское строитель­

1202

4,3

 

ство

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

Автоматизация и комплексная механи­

0639

3,8

 

зация химико-технологических процессов

 

Прочие специальности

 

12,2

 

И т о г о

 

100,0

 

И. С р е д н я я к в а л и ф и к а ц и я

 

 

 

Целлюлозно-бумажное

производство

0909

* 31,4

 

Оборудование

предприятий целлюлозно-

 

 

 

бумажной и лесохимической промышлен­

0538

10,9

 

ности

 

 

 

 

Бухгалтерский

учет

 

1728

9,5

 

Электрооборудование

промышленных

0303

7,6

 

предприятий и установок

 

Планирование

на

предприятиях целлю­

 

 

 

лозно-бумажной и деревообрабатывающей

1708

 

промышленности

 

 

 

 

Товароведение, материально-техническое

1723

4,8

 

снабжение и сбыт

 

 

 

Эксплуатация

автоматических устройств

 

 

 

в целлюлозно-бумажной и лесохимической

0645

3,9

 

промышленности

 

 

 

 

Прочие специальности

 

24,8

 

 

 

 

И т о г о

100,0

 

На состав и структуру кадров непосредственное влияние ока­ зывают тип и размер предприятия: чем сложнее тип и больше размер предприятия, тем более широкий состав специалистов для него необходим. Подсчеты показали, например, что если для

I

93


бумажной фабрики требуются специалисты 9 специальностей высшей и 18 специальностей средней квалификации, то для цел­ люлозно-бумажного комбината эта потребность определяется 20 специальностями высшей и 32 специальностями средней квали­ фикации. Еще более разнообразный состав специалистов необхо­ дим для лесопромышленных комплексов.

При расстановке специалистов по должностям в аппарате уп­ равления и в производстве должно соблюдаться правильное со­ отношение между специалистами с высшим и средним специаль­ ным образованием. ЦК КПСС и Правительством СССР, как из­ вестно, в 1963 г. принято решение, согласно которому в промыш­ ленности, строительстве, на транспорте, в связи и в сельском хо­ зяйстве на одного специалиста с высшим образованием должно быть занято три-четыре специалиста со средним специальным образованием1.

Вполне понятно, что для различных отраслей это соотноше­ ние не может быть одинаковым. Проведенные расчеты пока­ зывают2,1 что для целлюлозно-бумажной промышленности, харак­ теризующейся высоким уровнем технической оснащенности про­ изводства и высокой сложностью технологических процессов, со­ отношение между специалистами с высшим образованием и спе­ циалистами со средним специальным образованием должно быть более высоким в сторону специалистов с высшим образованием и составлять примерно как 1 : 2,3. Однако для различных пред­ приятий это соотношение также должно быть разным. Рекомен­ дуемые соотношения между специалистами с учетом типа и раз­

мера предприятия приводятся

в табл. 14.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 14

 

 

 

Соотношение между специалистами выс­

 

 

 

шей и средней квалификации для данной

Тип предприятий

 

группы предприятий

 

крупнейшие

 

 

 

 

средние

мелкие

1

 

 

и крупные

Целлюлозно-бумажные и целлю-

1:2,0

1:2,0

1:3,0

лозно-картонные

комбинаты

 

Целлюлозные

заводы

*ч_

1:3,0

1:3,8

Бумажные и

картонные

фабрики

1:1,9

1:2,3

1:4,i

Бумагоперерабатывающие

фабрики

1:3,0

1:4,2

Соблюдение правильного соотношения между специалистами с высшим и средним специальным образованием важно потому,

1 См. «Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. (1917—1967 гг.)». Т. 5. М., 1968, с. 328.

2 Эти расчеты выполнялись автором данной работы совместно с сотруд­ никами ВНИИБ.

94