Файл: Иванов, А. П. Научная организация управления производством в целлюлозно-бумажной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тиве всегда

получат признание и оценку,

принесут

уважение

и благодарность товарищей по работе»1.

работника

означает,

Развитие

морального стимулирования

таким образом, повышение внимания к его личности, воспитание в нем чувства профессиональной гордости, личного достоинства, поощрение творческого отношения к труду. Широкое распрост­ ранение в нашей стране получили такие формы морального по­ ощрения, как присвоение званий «Лучший по профессии»

и

«Ударник коммунистического труда», занесение на Доску

и

в Книгу почета, награждение значком «Отличник социалисти­

ческого соревнования», представление к награждению орденами

и медалями СССР и др.

;

В последнее время появился ряд новых

форм морального

стимулирования трудящихся. Так, в утвержденных в 1973 г. условиях социалистического соревнования бригад рабочих веду­ щих профессий на целлюлозно-бумажных предприятиях уста­ новлено, что коллективам бригад-победителей в социалистиче­ ском соревновании по итогам года присваивается звание «Луч­ шая бригада Министерства целлюлозно-бумажной промышлен­ ности» и вручается переходящий вымпел имени первого стаха- новца-бумажника И. К. Пронина с выплатой денежной премии в размере 125 руб. бригадиру и 100 руб. каждому члену бригады.

Интересная форма морального поощрения применяется на Красногородском экспериментально-бумажном комбинате. Здесь работникам, непрерывно проработавшим на предприятии 10 лет и более, присваивается звание «Ветеран труда» с вручением на­ грудного значка и удостоверения, а работникам, имеющим не­ прерывный стаж 30 лет (для мужчин) и 25 лет (для женщин), присваивается звание «Почетный ветеран труда» с одновремен­ ным занесением в Книгу почета предприятия.

На многих промышленных предприятиях накоплен положи­ тельный опыт рационального сочетания материального и мо­ рального стимулирования. Суть этого сочетания заключается в том, что отличившимся в труде работникам по итогам за год выдается повышенное вознаграждение21.

1 Брежнев Л. И. Решения XXIV съезда КПСС — боевая программа дея­ тельности советских профсоюзов. М., 1972, с. 9—10.

2 На Котласском целлюлозно-бумажном комбинате, например, установ­ лены следующие надбавки отличившимся работникам при выплате вознаграж­ дения по итогам работы за год по сравнению с действующей шкалой преми­ рования :

работникам, которым объявлена благодарность с занесением в трудовую книжку, а также лицам, которым присвоены звания «Лучший рабочий по профессии», «Лучший мастер» и т. п., на 10%;

работникам, награжденным Почетной грамотой предприятия, района или области, на 15%;

работникам, занесенным в Книгу почета или на Доску почета предприя­

тия, района или области, на 20%; работникам, награжденным Почетными грамотами Министерства или

значком «Отличник социалистического соревнования», на 25%; работникам, награжденным орденами и медалями СССР, на 30%.

13


Такая организация стимулирования находится в полном со­ ответствии с указанием В. И. Ленина о том, что коммунизм нужно строить «не на энтузиазме непосредственно, а при помо­ щи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном ин­ тересе, на личной заинтересованности, на хозяйственном расче­

те...»1.

Среди принципов организации управления социалистическим

производством важнейшее место занимает п р а в и л ь н ы й

п о д ­

бор, р а с с т а н о в к а и в о с п и т а н и е к а д р о в . В. И.

Ленин

неоднократно подчеркивал необходимость всестороннего изуче­ ния качеств работников, осуществляющих управление, тщатель­ ной проверки их способностей, особенностей характера. И на ответственные посты руководителей он предлагал выдвигать лю­ дей «после десятикратного испытания...», путем постепенного

перехода их

от выполнения

«простейших

задач к трудней­

шим...»12

в том, в какой

мере данный

работник подходит

Убедиться

для того или иного поста, можно лишь по результатам его пред­ шествующей деятельности, в ходе его повседневной работы. Только таким образом может быть сведена к минимуму возмож­ ность ошибок в подборе, расстановке и выдвижении кадров на руководящие должности3.

Жизненная сила ленинских принципов управления провере­ на более чем полувековым периодом существования нашей стра­ ны, а также в ходе социалистического строительства в других социалистических странах.,

3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ

Промышленное предприятие состоит из отдельных, различ­ ных по величине и количеству составных частей, органически связанных между собой. А все, что состоит из связанных меж­ ду собой частей, может быть названо системой. Следовательно, и предприятие представляет собой с и с т е м у . В свою очередь, каждое промышленное предприятие есть органическая часть большей системы — объединения, которое является частью отрасли, а отрасль — частью народного хозяйства. Кроме этих вертикальных связей, у предприятия есть и горизонтальные свя­ зи, т. е. связи с другими предприятиями.

С точки зрения с л о ж н о с т и все системы можно разделить

на две группы:

простые и сложные.

В п р о с т о й

с и с т е м е

все составные элементы легко уста­

навливаются, ее структура

может быть четко описана.

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Изд. б-е, т. 44, с. 151. 2 Там же, т. 36, с. 193—194.

3Вопрос о подборе и расстановке кадров более подробно рассматривается

вглаве V настоящей работы.

14


В с л о ж н о й с и с т е м е выделить все элементы и описать их с мельчайшей подробностью трудно или даже невозможно.

Промышленное предприятие является именно такой систе­ мой.

С точки зрения точности системы бывают детерминированны­ ми и вероятностными.

Д е т е р м и н и р о в а н н а я с и с т е м а характеризуется тем, что в ней можно точно определить поведение составляющих ее элементов. Для этого необходимо знать прежнее состояние си­ стемы и способ обработки информации.

Для в е р о я т н о с т н о й с и с т е м ы характерно то, что по известным точному состоянию системы и программе обработки информации еще нельзя точно предсказать будущее состояние системы.

Промышленное предприятие является именно такой систе­ мой.

С точки зрения управления промышленное предприятие, как сложная вероятностная система, включает в себя составные час­ ти: управляющую систему, представляющую собой совокуп­ ность всех органов управления; управляемую систему, охваты­ вающую все производственные подразделения и службы пред­ приятия; каналы связи между этими системами. При этом учи­ тывается также наличие внешней среды, которая оказывает свое влияние на данную систему. К внешней среде, в частности, от­ носятся министерства, объединения и другие вышестоящие ор­

ганы.

(энергетические)

Связи в системе могут быть материальные

и информационные. Для процесса управления

особое значение

имеет информационная связь, так как в основе управления на всех уровнях находится информация и ее обработка.

Информацией в системе принято называть совокупность всех внутренних и внешних сигналов.

На основе информации и ее обработки принимается то или иное р е ш е н и е . Принятие правильного решения возможно лишь в том случае, когда лицо или группа лиц, принимающих решение, располагает достаточно полной для этого информацией об управляемом объекте. Чем сложнее объект, тем больший объем информации должен использоваться в процессе управле­ ния. Например, руководитель небольшого участка не нуждается в каком-то особом сборе и обработке информации. Он хорошо знаком со своими рабочими, хорошо знает свое оборудование. Для руководства участком ему необходимы сравнительно не­ большие навыки в области управления.

В ином положении находится руководитель и весь аппарат управления крупного комбината, выпускающего широкий ассор­ тимент продукции и имеющего сложную связь различных про­ изводств и цехов.

Концентрация производства, образование объединений приводят к тому, что управленческому аппарату физически

15


невозможно переработать всю возникающую на предприятии информацию и тем самым эффективно управлять предприятием. Так, специальные исследования, проведенные на ряде предпри­ ятий Пермской области, показали, что общий объем поступаю­

щей информации превышает физические

и биологические воз­

можности

ее обработки начальником

планово-диспетчерского

бюро в 2,5

раза, начальником цеха

в 2

раза,

мастером в 6 раз

[12, с. 40].

 

 

 

и н ф о р м а ц и ю

Отсюда встает новая задача — привести всю

’ в о п р е д е л е н н у ю с и с т е м у .

Создание

информационной

системы является не самоцелью, а средством к достижению цели — принятию правильного решения. В случаях, когда объем информации превышает биологические возможности человека создавать по ней целостное представление об объекте управле­ ния, возникает необходимость в м е х а н и з а ц и и и а в т о м а ­ т и з а ц и и сбора, обработки и хранения информации с исполь­ зованием ЭВМ. При механизации и автоматизации обработки ин­ формационных данных необходимая информация доставляется руководству намного быстрее, что создает возможность своевре­ менного принятия решения, а также условия для вариантных решений и, следовательно, для выбора наиболее выгодного ва­ рианта.

Г Л А В А И

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМ ПРОИЗВОДСТВОМ

1. СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ

s

Управление любым объектом облекается в соответствующие функции и формы.

Ф у н к ц и я у п р а в л е н и я выражает направление воздей­ ствия на управляемый объект. К числу основных функций уп­ равления относятся: планирование, организация, координация, активизация, контроль, учет.

П л а н и р о в а н и е — это

функция,

предусматривающая

определение целей производства и средств их достижения.

О р г а н и з а ц и я включает

в себя выбор и формирование

структуры производства

и

структуры управления.

согласо­

К о о р д и н а ц и я — это

установление

соответствия,

ванности между всеми

элементами производства.

побуж­

А к т и в и з а ц и я как

функция управления означает

дение участников процесса производства и процесса управления к творческому действию и решению задач, к достижению макси­ мальной эффективности.

16


К о н т р о л ь — это наблюдение и проверка соответствия реального хода и развития процесса производства плановым пока­ зателям, нормам, инструкциям и т. д.

Функция у ч е т а включает в себя подведение итогов выпол­ нения плана или отдельных этапов его осуществления.

Каждая из этих функций при ее распространении на различ­ ные виды производственной и хозяйственной деятельности при­ обретает комплексное содержание, становится многогранной. Поэтому для целей планирования численности исполнителей каждой функции и научной организации их труда проводится дальнейшая дифференциация указанных выше функций. Так, применительно к условиям целлюлозно-бумажной промышлен­ ности принята следующая классификация функций управле­ ния:

1.Общее (линейное) руководство основным производством.

2.Конструкторская подготовка производства.

3.Технологическая подготовка производства.

4.Совершенствование организации производства и управления.

5. Организация труда и заработной платы.

6.Руководство ремонтным обслуживанием производства.

7.Руководство энергетическим обслуживанием производства.

8. Контроль за качеством продукции.

9.Оперативное управление основным производством.

10.Технико-экономическое планирование.

11.Бухгалтерский учет и финансовая деятельность.

12.Материально-техническое снабжение и сбыт продукции.

13.Руководство транспортным обслуживанием производства.

14.Комплектование и подготовка кадров.

15.Охрана труда.

16.Общее делопроизводство и руководство хозяйственным об­ служиванием.

17.Руководство капитальным строительством.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ

Функции управления осуществляются людьми, которые со­ ставляют а п п а р а т управления предприятием. В зависимости от характера выполняемых функций занятые в аппарате управ­ ления делятся на две категории: инженерно-технических работ­ ников (ИТР) и служащих.

К и н ж е н е р н о - т е х н и ч е с к и м р а б о т н и к а м отно­ сятся лица, которые выполняют функции производственно-техни­ ческого характера, обеспечивают технологическую и конструктор­ скую подготовку производства, занимаются инструктажем рабо­ чих, организуют обучение и повышение квалификации кадров, осуществляют другие функции, непосредственно связанные с ра­ ботой производства.

С л у ж а щ и е выполняют функции

административно-хозяй­

ственного

характера

(учета, снабжения,

сбыта, делопроизвод­

ства и т.

п.).

*

 

_

... ;

2 А. П. Иванов