Файл: Иванов, А. П. Научная организация управления производством в целлюлозно-бумажной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
тиве всегда |
получат признание и оценку, |
принесут |
уважение |
и благодарность товарищей по работе»1. |
работника |
означает, |
|
Развитие |
морального стимулирования |
таким образом, повышение внимания к его личности, воспитание в нем чувства профессиональной гордости, личного достоинства, поощрение творческого отношения к труду. Широкое распрост ранение в нашей стране получили такие формы морального по ощрения, как присвоение званий «Лучший по профессии»
и |
«Ударник коммунистического труда», занесение на Доску |
и |
в Книгу почета, награждение значком «Отличник социалисти |
ческого соревнования», представление к награждению орденами
и медалями СССР и др. |
; |
В последнее время появился ряд новых |
форм морального |
стимулирования трудящихся. Так, в утвержденных в 1973 г. условиях социалистического соревнования бригад рабочих веду щих профессий на целлюлозно-бумажных предприятиях уста новлено, что коллективам бригад-победителей в социалистиче ском соревновании по итогам года присваивается звание «Луч шая бригада Министерства целлюлозно-бумажной промышлен ности» и вручается переходящий вымпел имени первого стаха- новца-бумажника И. К. Пронина с выплатой денежной премии в размере 125 руб. бригадиру и 100 руб. каждому члену бригады.
Интересная форма морального поощрения применяется на Красногородском экспериментально-бумажном комбинате. Здесь работникам, непрерывно проработавшим на предприятии 10 лет и более, присваивается звание «Ветеран труда» с вручением на грудного значка и удостоверения, а работникам, имеющим не прерывный стаж 30 лет (для мужчин) и 25 лет (для женщин), присваивается звание «Почетный ветеран труда» с одновремен ным занесением в Книгу почета предприятия.
На многих промышленных предприятиях накоплен положи тельный опыт рационального сочетания материального и мо рального стимулирования. Суть этого сочетания заключается в том, что отличившимся в труде работникам по итогам за год выдается повышенное вознаграждение21.
1 Брежнев Л. И. Решения XXIV съезда КПСС — боевая программа дея тельности советских профсоюзов. М., 1972, с. 9—10.
2 На Котласском целлюлозно-бумажном комбинате, например, установ лены следующие надбавки отличившимся работникам при выплате вознаграж дения по итогам работы за год по сравнению с действующей шкалой преми рования :
работникам, которым объявлена благодарность с занесением в трудовую книжку, а также лицам, которым присвоены звания «Лучший рабочий по профессии», «Лучший мастер» и т. п., на 10%;
работникам, награжденным Почетной грамотой предприятия, района или области, на 15%;
работникам, занесенным в Книгу почета или на Доску почета предприя
тия, района или области, на 20%; работникам, награжденным Почетными грамотами Министерства или
значком «Отличник социалистического соревнования», на 25%; работникам, награжденным орденами и медалями СССР, на 30%.
13
Такая организация стимулирования находится в полном со ответствии с указанием В. И. Ленина о том, что коммунизм нужно строить «не на энтузиазме непосредственно, а при помо щи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном ин тересе, на личной заинтересованности, на хозяйственном расче
те...»1.
Среди принципов организации управления социалистическим
производством важнейшее место занимает п р а в и л ь н ы й |
п о д |
бор, р а с с т а н о в к а и в о с п и т а н и е к а д р о в . В. И. |
Ленин |
неоднократно подчеркивал необходимость всестороннего изуче ния качеств работников, осуществляющих управление, тщатель ной проверки их способностей, особенностей характера. И на ответственные посты руководителей он предлагал выдвигать лю дей «после десятикратного испытания...», путем постепенного
перехода их |
от выполнения |
«простейших |
задач к трудней |
шим...»12 |
в том, в какой |
мере данный |
работник подходит |
Убедиться |
для того или иного поста, можно лишь по результатам его пред шествующей деятельности, в ходе его повседневной работы. Только таким образом может быть сведена к минимуму возмож ность ошибок в подборе, расстановке и выдвижении кадров на руководящие должности3.
Жизненная сила ленинских принципов управления провере на более чем полувековым периодом существования нашей стра ны, а также в ходе социалистического строительства в других социалистических странах.,
3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ
Промышленное предприятие состоит из отдельных, различ ных по величине и количеству составных частей, органически связанных между собой. А все, что состоит из связанных меж ду собой частей, может быть названо системой. Следовательно, и предприятие представляет собой с и с т е м у . В свою очередь, каждое промышленное предприятие есть органическая часть большей системы — объединения, которое является частью отрасли, а отрасль — частью народного хозяйства. Кроме этих вертикальных связей, у предприятия есть и горизонтальные свя зи, т. е. связи с другими предприятиями.
С точки зрения с л о ж н о с т и все системы можно разделить
на две группы: |
простые и сложные. |
|
В п р о с т о й |
с и с т е м е |
все составные элементы легко уста |
навливаются, ее структура |
может быть четко описана. |
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Изд. б-е, т. 44, с. 151. 2 Там же, т. 36, с. 193—194.
3Вопрос о подборе и расстановке кадров более подробно рассматривается
вглаве V настоящей работы.
14
В с л о ж н о й с и с т е м е выделить все элементы и описать их с мельчайшей подробностью трудно или даже невозможно.
Промышленное предприятие является именно такой систе мой.
С точки зрения точности системы бывают детерминированны ми и вероятностными.
Д е т е р м и н и р о в а н н а я с и с т е м а характеризуется тем, что в ней можно точно определить поведение составляющих ее элементов. Для этого необходимо знать прежнее состояние си стемы и способ обработки информации.
Для в е р о я т н о с т н о й с и с т е м ы характерно то, что по известным точному состоянию системы и программе обработки информации еще нельзя точно предсказать будущее состояние системы.
Промышленное предприятие является именно такой систе мой.
С точки зрения управления промышленное предприятие, как сложная вероятностная система, включает в себя составные час ти: управляющую систему, представляющую собой совокуп ность всех органов управления; управляемую систему, охваты вающую все производственные подразделения и службы пред приятия; каналы связи между этими системами. При этом учи тывается также наличие внешней среды, которая оказывает свое влияние на данную систему. К внешней среде, в частности, от носятся министерства, объединения и другие вышестоящие ор
ганы. |
(энергетические) |
Связи в системе могут быть материальные |
|
и информационные. Для процесса управления |
особое значение |
имеет информационная связь, так как в основе управления на всех уровнях находится информация и ее обработка.
Информацией в системе принято называть совокупность всех внутренних и внешних сигналов.
На основе информации и ее обработки принимается то или иное р е ш е н и е . Принятие правильного решения возможно лишь в том случае, когда лицо или группа лиц, принимающих решение, располагает достаточно полной для этого информацией об управляемом объекте. Чем сложнее объект, тем больший объем информации должен использоваться в процессе управле ния. Например, руководитель небольшого участка не нуждается в каком-то особом сборе и обработке информации. Он хорошо знаком со своими рабочими, хорошо знает свое оборудование. Для руководства участком ему необходимы сравнительно не большие навыки в области управления.
В ином положении находится руководитель и весь аппарат управления крупного комбината, выпускающего широкий ассор тимент продукции и имеющего сложную связь различных про изводств и цехов.
Концентрация производства, образование объединений приводят к тому, что управленческому аппарату физически
15
невозможно переработать всю возникающую на предприятии информацию и тем самым эффективно управлять предприятием. Так, специальные исследования, проведенные на ряде предпри ятий Пермской области, показали, что общий объем поступаю
щей информации превышает физические |
и биологические воз |
|||
можности |
ее обработки начальником |
планово-диспетчерского |
||
бюро в 2,5 |
раза, начальником цеха |
в 2 |
раза, |
мастером в 6 раз |
[12, с. 40]. |
|
|
|
и н ф о р м а ц и ю |
Отсюда встает новая задача — привести всю |
||||
’ в о п р е д е л е н н у ю с и с т е м у . |
Создание |
информационной |
системы является не самоцелью, а средством к достижению цели — принятию правильного решения. В случаях, когда объем информации превышает биологические возможности человека создавать по ней целостное представление об объекте управле ния, возникает необходимость в м е х а н и з а ц и и и а в т о м а т и з а ц и и сбора, обработки и хранения информации с исполь зованием ЭВМ. При механизации и автоматизации обработки ин формационных данных необходимая информация доставляется руководству намного быстрее, что создает возможность своевре менного принятия решения, а также условия для вариантных решений и, следовательно, для выбора наиболее выгодного ва рианта.
Г Л А В А И
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМ ПРОИЗВОДСТВОМ
1. СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
s
Управление любым объектом облекается в соответствующие функции и формы.
Ф у н к ц и я у п р а в л е н и я выражает направление воздей ствия на управляемый объект. К числу основных функций уп равления относятся: планирование, организация, координация, активизация, контроль, учет.
П л а н и р о в а н и е — это |
функция, |
предусматривающая |
|||
определение целей производства и средств их достижения. |
|||||
О р г а н и з а ц и я включает |
в себя выбор и формирование |
||||
структуры производства |
и |
структуры управления. |
согласо |
||
К о о р д и н а ц и я — это |
установление |
соответствия, |
|||
ванности между всеми |
элементами производства. |
побуж |
|||
А к т и в и з а ц и я как |
функция управления означает |
дение участников процесса производства и процесса управления к творческому действию и решению задач, к достижению макси мальной эффективности.
16
К о н т р о л ь — это наблюдение и проверка соответствия реального хода и развития процесса производства плановым пока зателям, нормам, инструкциям и т. д.
Функция у ч е т а включает в себя подведение итогов выпол нения плана или отдельных этапов его осуществления.
Каждая из этих функций при ее распространении на различ ные виды производственной и хозяйственной деятельности при обретает комплексное содержание, становится многогранной. Поэтому для целей планирования численности исполнителей каждой функции и научной организации их труда проводится дальнейшая дифференциация указанных выше функций. Так, применительно к условиям целлюлозно-бумажной промышлен ности принята следующая классификация функций управле ния:
1.Общее (линейное) руководство основным производством.
2.Конструкторская подготовка производства.
3.Технологическая подготовка производства.
4.Совершенствование организации производства и управления.
5. Организация труда и заработной платы.
6.Руководство ремонтным обслуживанием производства.
7.Руководство энергетическим обслуживанием производства.
8. Контроль за качеством продукции.
9.Оперативное управление основным производством.
10.Технико-экономическое планирование.
11.Бухгалтерский учет и финансовая деятельность.
12.Материально-техническое снабжение и сбыт продукции.
13.Руководство транспортным обслуживанием производства.
14.Комплектование и подготовка кадров.
15.Охрана труда.
16.Общее делопроизводство и руководство хозяйственным об служиванием.
17.Руководство капитальным строительством.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ
Функции управления осуществляются людьми, которые со ставляют а п п а р а т управления предприятием. В зависимости от характера выполняемых функций занятые в аппарате управ ления делятся на две категории: инженерно-технических работ ников (ИТР) и служащих.
К и н ж е н е р н о - т е х н и ч е с к и м р а б о т н и к а м отно сятся лица, которые выполняют функции производственно-техни ческого характера, обеспечивают технологическую и конструктор скую подготовку производства, занимаются инструктажем рабо чих, организуют обучение и повышение квалификации кадров, осуществляют другие функции, непосредственно связанные с ра ботой производства.
С л у ж а щ и е выполняют функции |
административно-хозяй |
||||
ственного |
характера |
(учета, снабжения, |
сбыта, делопроизвод |
||
ства и т. |
п.). |
* |
|
_ |
... ; |
2 А. П. Иванов