Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

с запасами: 8000 м3; 9000 м3 и 10 000 м3. Для погрузки мате­

риалов используются экскаваторы, имеющие производительность 250 м3/смену в карьерах 1 и 2 и 500 м3/смену в карьере 3.

Эти карьеры обеспечивают каменными материалами также ряд других строящихся объектов. На погрузку материалов для рас­ сматриваемого участка выделен для экскаваторов общий лимит 60 машино-смен с правом использовать его по усмотрению строи­ телей.

Транспортные затраты на перевозку материалов характеризу­

ются следующими

показателями:

на перевозку 1 0 0 0

м3 материа­

лов из карьера 1

требуется 1 0 0

автомобиле-смен, из

карьера 2

135; из карьера 3— 170 автомобиле-смен.

Требуется найти оптимальный план перевозок, обеспечивающий минимальные транспортные затраты в условиях указанных выше ограничений решения задачи. Примем за единицу измерения ко­ личества материалов 1 0 0 0 0 м3.

Необходимо минимизировать линейную форму:

L = lOOOxj + 1350хг2+ 1700х3;

V/ о

V/ +

00 o'

0 <

х2<

0 ,9 ;

0 < -* 3<

 

1,0;

x i x i + х з — 2 ,0 ;

40xi + 40а'2 + 20аг3<60.

(V .1 2 )

(V.13)

(V.14)

(V.15)

(V.16)

(V. 17)

Коэффициенты при хь х2 и х3 в неравенстве

(V.17) показывают

число машино-смен экскаваторов, требуемое на погрузку

1 0

0 0 0 м3

каменных материалов в соответствующих карьерах.

 

 

Введем новые переменные у\ = Х\ и y3= L 0,001

и выразим через

них х2 и х3, для чего воспользуемся зависимостями

(V.12)

и (V.16):

 

Vi

1 ,35лс2 —[- 1,70х3;

|

 

 

(V.18)

 

у х-\-х'2-\-хг= 2 ,

|

 

 

(V.19)

откуда

^3 = ^

+ 2 ,8 6 2 /2 — 7,72;

 

 

 

(V.20)

 

* 2 = - 2 г / 1 - 2,862/2+9,72.

 

 

 

(V.21)

Внося уравнения

(V.20)

и (V.21)

в неравенство (V. 17),

полу­

чим после простейших преобразований

 

 

 

 

 

 

Ух 2,86г/2<

— 8,72

 

 

 

 

или

2/2 +

0,352/j>

3,05.

 

 

 

 

С новыми переменными минимизируем у2 при следующих ус­

ловиях:

 

 

 

 

 

 

 

 

0 <2/! < 0 ,8 ;

 

 

 

(V.22)

71


О < -

2уг- 2,8 6 t/a-1-9,72 < 0,9;

 

(V. 23)

0 <

г/х + 2,86г/ 2 - 7,72 < 1 ,0 ;

'

(V.24)

 

г/ 2 + 0,35У1> 3 ,0 5 .

 

(V.25)

Так как ограничения (V.22) — (V.25) содержат лишь две пере­ менные у\ и у2, то они могут быть изображены на плоскости. На

рис. 17 показана геометрическая интерпретация линейных нера­ венств. Если, к примеру, равенство 2 х + у = Ъ изображается на гра­ фике прямой LL', то неравенство 2х + у < 5 — областью, располо­ женной ниже и левее прямой LL'. Если переменные должны удов-

 

Уг

 

 

 

 

3,0

 

 

 

 

2,0

 

 

 

 

1,0

1,0

2,0

У1

 

О

Рис. 17. Геометрическое

Рис.

18. Схема к

решению

при­

изображение неравенств

 

мера:

 

 

 

1 у2= —0,35 t/i+ 3,05;

2 у2 = —0,35//i +

 

+2,70;

3 — у2= —0,702г/1+ 3,40; 4 — у2-

 

 

= —0,702г/1+ 3,08

 

летворять еще одному неравенству, например х + г /< 3, то точки, удовлетворяющие обоим указанным неравенствам, располагаются ниже и левее ломаной МК L'. Дополнительные ограничения в виде неравенств могут ограничить область допустимых решений со всех сторон. Так, принимая дополнительно условия х ^ О и у ^ 0, полу­ чим область допустимых решений, которая на рис. 17 показана штриховкой.

Теперь необходимо геометрическим построением определить об­ ласть допустимых решений нашей задачи. Минимальное значение в этой области и будет искомым решением с минимальными транс­ портными затратами.

Нанесем на график условия (V.22) и (V.25), а также ограниче­ ния (V.23) и (V.24), каждое из которых занимает область между двумя параллельными прямыми (рис. 18). Такие две прямые для (V.23) будут иметь уравнения:

О = — 2т/], — 2,86г/2-j-9,72 или у2= — 0,702^ + 3,40;

2 ^ - 2 , 8 6 0 2 + 9,72= 0,9 или у2= - 0 , 7 0 2 у г ^3,08.

72


Аналогично для ограничения (V.24) получим:

у2= —0,35#!+ 2,70;

У 2 = —0,35^ + 3,05.

Нанеся на график все наши ограничения, выраженные зависи­ мостями (V.22) — (V.25), получим область допустимых решений на­ шей задачи в виде линии ab. Решение с минимумом у2 соответству­

ет т о ч к е Ь,

являющейся точкой пересечения двух прямых (с урав­

нениями z/i =

0,80 и 2/2 = —0,35 г/ 1 + 3,05. Решая их совместно, найдем,

что 2/2 = 2,77.

Очевидно, что *i = # 1 = 0,8.

Из

соотношения

(V.21)

найдем х2 = —2-0,8—2,86-2,77 + 9,72=0,2.

Из

уравнения

(V.20)

получим л:3 =

0,8+ 2,86-2,77'—7,72= 1,0.

 

 

 

Таким образом, оптимальный план перевозок будет характери­ зоваться вывозкой из карьеров 1,2 и 3 следующих количеств мате­

риала:

 

 

^ = 0,8 (8000 м3); х 2= 0 , 2(2000

м3); * 3= 1,0(10000 м3).

Нетрудно убедиться в том, что

при указанных

значениях хи

х2 и х3 удовлетворяются ограничения

(V.13) — (V.17)

нашей зада­

чи, а линейная форма получает следующую минимальную вели­

чину транспортных

затрат, выраженную

в

автомобил+сменах:

L = 1000-0,8+ 1350-0,2+ 1700-1,0 = 2770.

 

 

 

 

Естественно, что уяснение геометрического

 

 

 

смысла

задач

линейного

программирования

 

 

 

при п > 3

значительно сложнее, так как связа­

 

 

 

но с «-мерным, а не привычным нам трехмер­

 

 

 

ным пространством.

 

 

 

 

 

 

 

Разработанный Дж. Б. Данцигом симплекс-

 

 

 

метод решения задач линейного программиро­

 

 

 

вания имеет следующую геометрическую осно­

 

 

 

ву. Гиперплоскость, соответствующая целевой

 

 

 

функции, перемещается параллельно самой се­

Рис.

19.

Схема к

бе. Всякий раз,

когда она

проходит через

ка­

кую-либо вершину выпуклого «-мерного мно­

понятию

«симп­

лекс».

На чертеже

гогранника, имеющего « +

1 вершин, вычисля­

даны

оси

коорди­

ется расстояние от этой плоскости до начала

нат для трехмерно­

координат. Каждый такой шаг в перемещении

го

пространства

плоскости дает результат, приближающийся к

(п—3). Число вер­

шин

у симплекса

оптимальному.

Заметим,

что

упомянутый

равно (п+1), т. е.

n-мерный многогранник с « +1

вершиной

на­

четырем

зывается симплексом (рис.

19), что и обусло­

 

 

 

вило название метода Данцига.

 

приближения

к опти­

Однако подобный

путь

многошагового

мальному решению оказался бы очень длительным, не будь в симплекс-методе критерия, позволяющего исключить из рассмот­ рения некоторые вершины многогранника, заведомо не могущие дать оптимального решения. Этим достигается значительное сокра­

73


щение числа перебираемых вариантов решения задачи. В доказа­ тельство этого можно привести следующие положения.

Втеории линейного программирования доказывается, что если

взадаче имеется п неизвестных при т уравнениях, то число систем линейно независимых уравнений

Q tn __

п\

т\ (т — л )!

Так, например, при л = 1 5 и т = 1

7

15!

имеем С1 5

= ^ — — ==

= 6435 возможных основных решений.

Используя

симплекс-метод,

т. е. по существу упорядоченную схему перебора вариантов, мы рез­ ко сокращаем число их, которое должно быть рассмотрено для отыскания оптимального решения. Так, число шагов (итераций), необходимых в симплекс-методе для получения оптимального ре­ шения, заключено между т и 2т, т. е. в приведенном примере 7-М4. Легко поэтому представить себе эффективность симплексметода решения задач линейного программирования. Очевидно, что при охарактеризованном переборе вариантов и последователь­ ном отыскании оптимального решения нужно иметь вначале какойто начальный (опорный) вариант. Вот почему решение задач ли­ нейного программирования распадается на два этапа: нахождение исходного (опорного) плана (решения); улучшение путем ряда последовательных попыток (итераций) опорного плана до опти­ мального, дающего экстремум целевой функции.

§11. Применение линейного программирования при отыскании оптимальных решений в области дорожного строительства

Вернемся к примеру, условия которого были даны табл. 17 и

уравнениями (V.4) — (V.6 ), (V.8 ), (V.9), (V.10). Получим для не­

го опорный план, а затем найдем оптимальное решение задачи. Одним из наиболее часто применяемых методов отыскания опор­

ных планов является метод «северо-западного угла».

В верхнем левом (северо-западном) углу табл. 17 стоит одна из искомых переменных Х ц . На 1-м шаге примем произвольно ее

значение равным меньшей из величин а\ и Ъи т. е. *n = min(ai; by). Подобное назначение величины хп имеет совершенно опреде­ ленный смысл. Объем вывозки из карьера 1 на участок 1 не дол­ жен быть больше общей потребности в материале для этого участ­

ка (хц ^ Ь ^

и в

то же время он не может быть больше запасов

в карьере 1

(х ц

^ ш ). Следовательно, xu = min(ai; by) и соответ­

ствует наибольшему, который только возможен по условиям зада­

чи, объему вывозки на

участок 1 из карьера 1. Приняв хп = а и

получаем х1 2 = 0 ; Xi3 = 0

и Xi4 = 0 , так как все запасы карьера 1 уже

исчерпаны.

 

Данные, полученные после 1-го цикла построения опорного пла­ на, приведены ниже:

.74


* п = 0 i=4

0

0

0

0

*21

* 2 2

*23

*24

Я 2= Ю

* 1а \ = \

* 2 = 3

* 3 = 4

*4 = 2

В этой матрице величины, выписываемые справа, имеют смысл не вывезенного из карьера материала. Величины внизу таблицы показывают не удовлетворенную еще потребность в материалах для всех участков.

На 2-м шаге в северо-западном углу оказывается уже неизвест­ ная величина *2ь которая также назначается из условия х2\ —

= m in(a2;& i— 04).

Примем * 2 1 6 1 aj = 1. Тогда после 2-го шага получаем следую­

щую таблицу-матрицу:

* 1 1 = Д 1 = 4

 

0

0

 

0

 

0

* 2 1 = * 1 — 01 = 1

 

*22

*23

 

*24

 

02— (*1— 0 l ) = 9

0

 

* 2 = 3

* 3 = 4

 

* 4 = 2

 

Поступая

а талогично, на 3-м

ша ге

найдем

*2s= min[a2— ( 6 1

a i ); Ы откуд а * 2 2 = 6 2 =

3. В резуль>тате вспомопательная табли-

ца-матрица будет иметь вид:

 

 

 

 

* 1 1 = 0 1 = 4

 

0

0

 

0

 

0

*21 = ^1— 01 = 1

 

*22 = ^ 2 = 3

*23

 

*24

 

02— (*1— 0 l ) — * 2 = 6

0

j

0

j *з = 4

|

*4 = 2

|

На 4-м шаге следует принять *23 = 63 = 4. Тогда получим следую­

щую вспомогательную таблицу-матрицу:

 

 

 

* i i = a i = 4

 

0

0

 

0

 

0

* 1 2 = ^ 1 01 = 1

 

Х22~&2= 3

*23 = ^ 3 = 4

*24

 

02— (Р\—а{)—*2—* з = 2

0

 

0

0

 

*4 = 2

 

 

Приняв на

 

тоследнем,

5-м шаге *24 = 64 =

2 ,

получим исходный

опорный план:

 

 

 

 

 

 

 

75