Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
с запасами: 8000 м3; 9000 м3 и 10 000 м3. Для погрузки мате
риалов используются экскаваторы, имеющие производительность 250 м3/смену в карьерах 1 и 2 и 500 м3/смену в карьере 3.
Эти карьеры обеспечивают каменными материалами также ряд других строящихся объектов. На погрузку материалов для рас сматриваемого участка выделен для экскаваторов общий лимит 60 машино-смен с правом использовать его по усмотрению строи телей.
Транспортные затраты на перевозку материалов характеризу
ются следующими |
показателями: |
на перевозку 1 0 0 0 |
м3 материа |
лов из карьера 1 |
требуется 1 0 0 |
автомобиле-смен, из |
карьера 2 — |
135; из карьера 3— 170 автомобиле-смен.
Требуется найти оптимальный план перевозок, обеспечивающий минимальные транспортные затраты в условиях указанных выше ограничений решения задачи. Примем за единицу измерения ко личества материалов 1 0 0 0 0 м3.
Необходимо минимизировать линейную форму:
L = lOOOxj + 1350хг2+ 1700х3;
V/ о |
V/ + |
00 o' |
|
0 < |
х2< |
0 ,9 ; |
|
0 < -* 3< |
|
1,0; |
x i ~Ьx i + х з — 2 ,0 ;
40xi + 40а'2 + 20аг3<60.
(V .1 2 )
(V.13)
(V.14)
(V.15)
(V.16)
(V. 17)
Коэффициенты при хь х2 и х3 в неравенстве |
(V.17) показывают |
||||||
число машино-смен экскаваторов, требуемое на погрузку |
1 0 |
0 0 0 м3 |
|||||
каменных материалов в соответствующих карьерах. |
|
|
|||||
Введем новые переменные у\ = Х\ и y3= L 0,001 |
и выразим через |
||||||
них х2 и х3, для чего воспользуемся зависимостями |
(V.12) |
и (V.16): |
|||||
|
Vi— |
1 ,35лс2 —[- 1,70х3; |
| |
|
|
(V.18) |
|
|
у х-\-х'2-\-хг= 2 , |
| |
|
|
(V.19) |
||
откуда |
^3 = ^ |
+ 2 ,8 6 2 /2 — 7,72; |
|
|
|
(V.20) |
|
|
* 2 = - 2 г / 1 - 2,862/2+9,72. |
|
|
|
(V.21) |
||
Внося уравнения |
(V.20) |
и (V.21) |
в неравенство (V. 17), |
полу |
|||
чим после простейших преобразований |
|
|
|
|
|
||
|
— Ух —2,86г/2< |
— 8,72 |
|
|
|
|
|
или |
2/2 + |
0,352/j> |
3,05. |
|
|
|
|
С новыми переменными минимизируем у2 при следующих ус |
|||||||
ловиях: |
|
|
|
|
|
|
|
|
0 <2/! < 0 ,8 ; |
|
|
|
(V.22) |
71
О < - |
2уг- 2,8 6 t/a-1-9,72 < 0,9; |
|
(V. 23) |
0 < |
г/х + 2,86г/ 2 - 7,72 < 1 ,0 ; |
' |
(V.24) |
|
г/ 2 + 0,35У1> 3 ,0 5 . |
|
(V.25) |
Так как ограничения (V.22) — (V.25) содержат лишь две пере менные у\ и у2, то они могут быть изображены на плоскости. На
рис. 17 показана геометрическая интерпретация линейных нера венств. Если, к примеру, равенство 2 х + у = Ъ изображается на гра фике прямой LL', то неравенство 2х + у < 5 — областью, располо женной ниже и левее прямой LL'. Если переменные должны удов-
|
Уг |
|
|
|
|
3,0 |
|
|
|
|
2,0 |
|
|
|
|
1,0 |
1,0 |
2,0 |
У1 |
|
О |
|||
Рис. 17. Геометрическое |
Рис. |
18. Схема к |
решению |
при |
изображение неравенств |
|
мера: |
|
|
|
1 —у2= —0,35 t/i+ 3,05; |
2 — у2 = —0,35//i + |
||
|
+2,70; |
3 — у2= —0,702г/1+ 3,40; 4 — у2- |
||
|
|
= —0,702г/1+ 3,08 |
|
летворять еще одному неравенству, например х + г /< 3, то точки, удовлетворяющие обоим указанным неравенствам, располагаются ниже и левее ломаной МК L'. Дополнительные ограничения в виде неравенств могут ограничить область допустимых решений со всех сторон. Так, принимая дополнительно условия х ^ О и у ^ 0, полу чим область допустимых решений, которая на рис. 17 показана штриховкой.
Теперь необходимо геометрическим построением определить об ласть допустимых решений нашей задачи. Минимальное значение в этой области и будет искомым решением с минимальными транс портными затратами.
Нанесем на график условия (V.22) и (V.25), а также ограниче ния (V.23) и (V.24), каждое из которых занимает область между двумя параллельными прямыми (рис. 18). Такие две прямые для (V.23) будут иметь уравнения:
О = — 2т/], — 2,86г/2-j-9,72 или у2= — 0,702^ + 3,40;
—2 ^ - 2 , 8 6 0 2 + 9,72= 0,9 или у2= - 0 , 7 0 2 у г ^3,08.
72
Аналогично для ограничения (V.24) получим:
у2= —0,35#!+ 2,70;
У 2 = —0,35^ + 3,05.
Нанеся на график все наши ограничения, выраженные зависи мостями (V.22) — (V.25), получим область допустимых решений на шей задачи в виде линии ab. Решение с минимумом у2 соответству
ет т о ч к е Ь, |
являющейся точкой пересечения двух прямых (с урав |
|||
нениями z/i = |
0,80 и 2/2 = —0,35 г/ 1 + 3,05. Решая их совместно, найдем, |
|||
что 2/2 = 2,77. |
Очевидно, что *i = # 1 = 0,8. |
Из |
соотношения |
(V.21) |
найдем х2 = —2-0,8—2,86-2,77 + 9,72=0,2. |
Из |
уравнения |
(V.20) |
|
получим л:3 = |
0,8+ 2,86-2,77'—7,72= 1,0. |
|
|
|
Таким образом, оптимальный план перевозок будет характери зоваться вывозкой из карьеров 1,2 и 3 следующих количеств мате
риала: |
|
|
^ = 0,8 (8000 м3); х 2= 0 , 2(2000 |
м3); * 3= 1,0(10000 м3). |
|
Нетрудно убедиться в том, что |
при указанных |
значениях хи |
х2 и х3 удовлетворяются ограничения |
(V.13) — (V.17) |
нашей зада |
чи, а линейная форма получает следующую минимальную вели
чину транспортных |
затрат, выраженную |
в |
автомобил+сменах: |
||||||
L = 1000-0,8+ 1350-0,2+ 1700-1,0 = 2770. |
|
|
|
|
|||||
Естественно, что уяснение геометрического |
|
|
|
||||||
смысла |
задач |
линейного |
программирования |
|
|
|
|||
при п > 3 |
значительно сложнее, так как связа |
|
|
|
|||||
но с «-мерным, а не привычным нам трехмер |
|
|
|
||||||
ным пространством. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Разработанный Дж. Б. Данцигом симплекс- |
|
|
|
||||||
метод решения задач линейного программиро |
|
|
|
||||||
вания имеет следующую геометрическую осно |
|
|
|
||||||
ву. Гиперплоскость, соответствующая целевой |
|
|
|
||||||
функции, перемещается параллельно самой се |
Рис. |
19. |
Схема к |
||||||
бе. Всякий раз, |
когда она |
проходит через |
ка |
||||||
кую-либо вершину выпуклого «-мерного мно |
понятию |
«симп |
|||||||
лекс». |
На чертеже |
||||||||
гогранника, имеющего « + |
1 вершин, вычисля |
даны |
оси |
коорди |
|||||
ется расстояние от этой плоскости до начала |
нат для трехмерно |
||||||||
координат. Каждый такой шаг в перемещении |
го |
пространства |
|||||||
плоскости дает результат, приближающийся к |
(п—3). Число вер |
||||||||
шин |
у симплекса |
||||||||
оптимальному. |
Заметим, |
что |
упомянутый |
равно (п+1), т. е. |
|||||
n-мерный многогранник с « +1 |
вершиной |
на |
четырем |
||||||
зывается симплексом (рис. |
19), что и обусло |
|
|
|
|||||
вило название метода Данцига. |
|
приближения |
к опти |
||||||
Однако подобный |
путь |
многошагового |
мальному решению оказался бы очень длительным, не будь в симплекс-методе критерия, позволяющего исключить из рассмот рения некоторые вершины многогранника, заведомо не могущие дать оптимального решения. Этим достигается значительное сокра
73
щение числа перебираемых вариантов решения задачи. В доказа тельство этого можно привести следующие положения.
Втеории линейного программирования доказывается, что если
взадаче имеется п неизвестных при т уравнениях, то число систем линейно независимых уравнений
Q tn __ |
п\ |
т\ (т — л )!
Так, например, при л = 1 5 и т = 1 |
7 |
15! |
имеем С1 5 |
= ^ — — == |
|
= 6435 возможных основных решений. |
Используя |
симплекс-метод, |
т. е. по существу упорядоченную схему перебора вариантов, мы рез ко сокращаем число их, которое должно быть рассмотрено для отыскания оптимального решения. Так, число шагов (итераций), необходимых в симплекс-методе для получения оптимального ре шения, заключено между т и 2т, т. е. в приведенном примере 7-М4. Легко поэтому представить себе эффективность симплексметода решения задач линейного программирования. Очевидно, что при охарактеризованном переборе вариантов и последователь ном отыскании оптимального решения нужно иметь вначале какойто начальный (опорный) вариант. Вот почему решение задач ли нейного программирования распадается на два этапа: нахождение исходного (опорного) плана (решения); улучшение путем ряда последовательных попыток (итераций) опорного плана до опти мального, дающего экстремум целевой функции.
§11. Применение линейного программирования при отыскании оптимальных решений в области дорожного строительства
Вернемся к примеру, условия которого были даны табл. 17 и
уравнениями (V.4) — (V.6 ), (V.8 ), (V.9), (V.10). Получим для не
го опорный план, а затем найдем оптимальное решение задачи. Одним из наиболее часто применяемых методов отыскания опор
ных планов является метод «северо-западного угла».
В верхнем левом (северо-западном) углу табл. 17 стоит одна из искомых переменных Х ц . На 1-м шаге примем произвольно ее
значение равным меньшей из величин а\ и Ъи т. е. *n = min(ai; by). Подобное назначение величины хп имеет совершенно опреде ленный смысл. Объем вывозки из карьера 1 на участок 1 не дол жен быть больше общей потребности в материале для этого участ
ка (хц ^ Ь ^ |
и в |
то же время он не может быть больше запасов |
в карьере 1 |
(х ц |
^ ш ). Следовательно, xu = min(ai; by) и соответ |
ствует наибольшему, который только возможен по условиям зада
чи, объему вывозки на |
участок 1 из карьера 1. Приняв хп = а и |
получаем х1 2 = 0 ; Xi3 = 0 |
и Xi4 = 0 , так как все запасы карьера 1 уже |
исчерпаны. |
|
Данные, полученные после 1-го цикла построения опорного пла на, приведены ниже:
.74
* п = 0 i=4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
*21 |
* 2 2 |
*23 |
*24 |
Я 2= Ю |
* 1— а \ = \ |
* 2 = 3 |
* 3 = 4 |
*4 = 2 |
— |
В этой матрице величины, выписываемые справа, имеют смысл не вывезенного из карьера материала. Величины внизу таблицы показывают не удовлетворенную еще потребность в материалах для всех участков.
На 2-м шаге в северо-западном углу оказывается уже неизвест ная величина *2ь которая также назначается из условия х2\ —
= m in(a2;& i— 04).
Примем * 2 1 — 6 1 — aj = 1. Тогда после 2-го шага получаем следую
щую таблицу-матрицу:
* 1 1 = Д 1 = 4 |
|
0 |
0 |
|
0 |
|
0 |
* 2 1 = * 1 — 01 = 1 |
|
*22 |
*23 |
|
*24 |
|
02— (*1— ■0 l ) = 9 |
0 |
|
* 2 = 3 |
* 3 = 4 |
|
* 4 = 2 |
|
|
Поступая |
а талогично, на 3-м |
ша ге |
найдем |
*2s= min[a2— ( 6 1 — |
|||
—a i ); Ы откуд а * 2 2 = 6 2 = |
3. В резуль>тате вспомопательная табли- |
||||||
ца-матрица будет иметь вид: |
|
|
|
|
|||
* 1 1 = 0 1 = 4 |
|
0 |
0 |
|
0 |
|
0 |
*21 = ^1— 01 = 1 |
|
*22 = ^ 2 = 3 |
*23 |
|
*24 |
|
02— (*1— 0 l ) — * 2 = 6 |
0 |
j |
0 |
j *з = 4 |
| |
*4 = 2 |
| |
— |
На 4-м шаге следует принять *23 = 63 = 4. Тогда получим следую |
|||||||
щую вспомогательную таблицу-матрицу: |
|
|
|
||||
* i i = a i = 4 |
|
0 |
0 |
|
0 |
|
0 |
* 1 2 = ^ 1 —01 = 1 |
|
Х22~&2= 3 |
*23 = ^ 3 = 4 |
*24 |
|
02— (Р\—а{)—*2—* з = 2 |
|
0 |
|
0 |
0 |
|
*4 = 2 |
|
|
Приняв на |
|
тоследнем, |
5-м шаге *24 = 64 = |
2 , |
получим исходный |
||
опорный план: |
|
|
|
|
|
|
|
75