Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 0
солютным приоритетом требование, пользующееся им, немедленно попадает на обслуживание, причем если в приборе обслуживания находилось в этот момент требование, не пользующееся приорите том, то его обслуживание прекращается. В системах с относитель ным приоритетом вначале заканчивается обслуживание требования, находящегося в приборе обслуживания, после чего немедленно на чинается обслуживание требования, пользующегося приоритетом. Для задач дорожного строительства более характерны системы МО без приоритета, а также с относительным приоритетом. В качестве примера можно указать на пересечение автомобильной дороги с железной в одном уровне, где поток поездов пользуется приорите том перед потоком автомобилей. В системах ремонта дорожные ма шины высокой производительности или лимитирующие ход работ будут пользоваться приоритетом в очередности ремонта, причем в ряде случаев абсолютным;
системы с одним и системы с несколькими источниками заявок на обслуживание. В качестве примера последней можно указать на карьер (базу), обслуживающую несколько участков работ, что весь ма типично для дорожного строительства;
системы с одним и системы с несколькими приборами обслужи вания. Как те, так и другие характерны для условий дорожного строительства. Так, например, если в забое карьера работают па раллельно п экскаваторов, то мы имеем систему с п приборами обслуживания, причем водители прибывающих на погрузку автомо билей-самосвалов сами решают вопрос о том, под какой экскаватор поставить автомобиль с учетом конкретной рабочей ситуации ь карьере;
системы с одноразовым и системы с многоразовым последова тельным обслуживанием'. Применительно к задачам дорожного строительства более характерны первые. С системами многоразо вого обслуживания можно встретиться при оптимизации работы ремонтных мастерских и заводов, где ремонт агрегата (детали) тре бует ряда последовательных операций, каждая из которых выпол няется на соответствующем рабочем месте (приборе обслужива ния) .
Из этого многообразия систем МО для дорожного строитель ства наиболее характерны следующие: разомкнутая и замкнутая системы с ожиданием и одним прибором обслуживания без приори тета требований; разомкнутая система с ожиданием, одним прибо ром обслуживания и относительным приоритетом определенной группы требований; разомкнутая система с ожиданием и несколь кими приборами обслуживания.
§ 15. Количественные характеристики систем массового обслуживания с ожиданием
Основными количественными характеристиками систем МО яв ляются: число требований (объектов обслуживания), находящихся в очереди У; время ожидания в очереди до начала обслуживания
110
tf, математическое ожидание числа требований в системе т, т. е. в очереди и обслуживании.
Вобщем случае изучаются функции распределения величин Y
иtf, что позволяет дать полную вероятностную оценку очереди.
Однако при решении многих практических задач достаточно знать средние значения этих величин У и t f .
Характеристики У и tf зависят от коэффициента использования системы
|
(VII. 1) |
где Я— средняя интенсивность потока требований |
на обслужива |
ние; ц — возможная интенсивность обслуживания, |
определяемая |
пропускной способностью прибора обслуживания. |
|
Коэффициент ф часто называют также показателем интенсив ности обслуживания.
В задачах, рассматриваемых ТМО, ф<1,0, т. е. пропускная спо собность прибора обслуживания больше, чем средняя интенсивность потока требований на обслуживание. Тогда естественно возникает вопрос, за счет каких факторов может возникать очередь на обслу живание с соответствующими характеристиками очереди У и t f .
Действительно, при ф<1,0, поступлении требований на обслужива ние через одинаковые промежутки времени т и постоянном времени обслуживания каждого требования t0 = const очереди быть не мо жет. С такой системой мы чаще всего встречаемся в промышленном поточном производстве, где к соответствующему рабочему месту с производительностью р изделий за единицу времени по конвейеру через равные промежутки времени поступают очередные изделия.
В производственных процессах и, в частности, на дорожном стро ительстве %ф const, т. е. интервалы времени между моментами по ступления требований на обслуживание нерегулярны. Кроме того, переменной величиной является и время обслуживания t0. Это и приводит к образованию на какие-то промежутки времени очередей, хотя р>Я, т. е. ф <1,0 и в целом прибор обслуживания недогружен. Величины У и tf и являются осредненными за все время обслужи вания (для которого справедливы Я и ц ) характеристиками эпизо дически возникающих очередей. Нетрудно уяснить, что величина ф приобретает в этом плане смысл математического ожидания чис ла требований, находящихся в обслуживании.
При ф > 1,0 задача анализа системы становится тривиальной, так как очевидно, что в единицу времени, к которой относятся пока затели Я и ц, останутся необслуженными Я—р требований и очередь будет расти в среднем пропорционально времени.
В соответствии с общим порядком определения математического ожидания (см. гл. III) величина in может быть установлена из со отношения
со |
(VII.2) |
ПРт |
где рп — вероятность того, что в системе находится п требований.
На основе логических соображений можно сразу записать не сколько важных соотношений:
|
|
— = Т 0, |
(VII.3) |
|
|
у |
|
где to — средняя длительность обслуживания. |
|
||
Так, например, если |
по |
своей производительности |
экскаватор |
может погрузить в час |
20 |
автомобилей-самосвалов |
(ц = 20), то |
среднее время погрузки одного самосвала to составит: |
|
||
Далее |
|
tf + t0= t s, |
(VII.4) |
где ts — среднее время пребывания требования в системе.
Кроме того, |
Н= т —<Ь, |
(VII.5) |
т. е. среднее количество требований, находящихся в очереди, равно математическому ожиданию числа требований в системе за вычетом математического ожидания количества требований, находящихся fe обслуживании, что ясно без каких-либо специальных доказательств.
Наконец, |
(VII.6) |
Это соотношение не столь очевидно, как предыдущее, но может быть пояснено на следующем примере. Допустим, что на погрузку в карьер прибывает в час в среднем 20 автомобилей-самосвалов (^ = 20). При этом установлено, что величина У =2, т. е. в среднем в течение всего часа находятся в очереди два автомобиля и на прос той в очереди будет потеряно 2 маш.-ч. Но так как эта потеря яв ляется суммарной и относится ко всем 20 автомобилям-самосвалам, прибывающим в течение часа в карьер, то средняя потеря времени
— |
2 |
в очереди одним автомобилем составит tf |
= - ^ - = 0,1 ч, что сле |
дует из зависимости (VII.6).
Из соотношений (VII.2) — (VII.6) видно, что основной задачей яв ляется получение формулы для установления величины рп. Тогда могут быть последовательно вычислены количественные характери стики т, У, tf и Та, полностью определяющие работу системы МО.
Определение рп в общем случае является сложной задачей. Наиболее просто она решается в тех случаях, когда поток заявок на обслуживание является так называемым простейшим потоком, т. е. удовлетворяет условиям стационарности, отсутствия последей ствия и ординарности. Рассмотрим смысл этих особенностей прос тейшего потока.
С т а ц и о н а р н о с т ь потока, или, иначе, его однородность во времени, означает независимость величины рп от начала отсчета
112
времени т и, наоборот, ее зависимость лишь от величины интервала времени т, для которого определяется рп. В реальных производ ственных условиях в пределах всей рабочей смены поток заявок на обслуживание часто может не удовлетворять условию стацио нарности. Так, например, применительно к транспортным работам в начале смены будет иметь место период формирования потока, когда pn = f(x). В конце смены при разновременном окончании ра бот автомобилями-самосвалами мы также будем иметь pn=F(x). Если, кроме того, в течение смены меняется по каким-либо произ водственным причинам количество обслуживаемых объектов (на пример, снимается с работы часть автомобилей), то при этом опять будет нарушаться условие стационарности. Эти обстоятельства по требуют разбивки смены на несколько частей, для которых поток заявок может считаться стационарным, или моделирования процес са в переходном режиме методом Монте-Карло (см. гл. IX).
О т с у т с т в и е п о с л е д е й с т в и я характеризует такой слу чайный (стохастический) процесс, для которого будущее развитие зависит только от достигнутого в данный момент состояния и не за висит от того, как происходило развитие в прошлом. Иначе говоря, количество требований на обслуживание, появляющихся за время т, не зависит от того, какое их количество имело место в предше ствующий отрезок времени.
О р д и н а р н о с т ь потока означает, что вероятность поступле ния за малый промежуток времени более одного требования ( п ^ 2 ) на обслуживание пренебрежимо мала. Математически это выра жается зависимостью
Пт |
___р«>* (АТ) = 0 . |
(VII.7) |
Дт-*0 |
Дт |
|
Поток заявок на обслуживание, удовлетворяющий трем охарак теризованным выше условиям, называется пуассоновским и выра жается следующим распределением вероятностей, уже приводив шимся в гл. III
Рп СО |
(Хт)ле |
(VII.8) |
|
|
л! |
где рп (х) — вероятность поступления в систему за время т п заявок на обслуживание.
В том, что поток, описываемый выражением (VII.8), удовлетво ряет первым двум условиям простейшего потока, ясно из самой структуры зависимости (VII.8), не предусматривающей информа ции как по моменту отсчета времени, так и по предшествующему его интервалу. В ординарности потока также легко убедиться. В са мом деле
Иш 'Р2^Ат-> = |
lim |
(XAT)V^ |
Пт |
Х2(Дт)2е~и' |
0-1 = 0. |
-------------- = |
Ь2 |
||||
Дт-»-0 Ат |
Дт->0 |
1 • 2Дт |
дх-*-о |
1-2 |
из