Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

солютным приоритетом требование, пользующееся им, немедленно попадает на обслуживание, причем если в приборе обслуживания находилось в этот момент требование, не пользующееся приорите­ том, то его обслуживание прекращается. В системах с относитель­ ным приоритетом вначале заканчивается обслуживание требования, находящегося в приборе обслуживания, после чего немедленно на­ чинается обслуживание требования, пользующегося приоритетом. Для задач дорожного строительства более характерны системы МО без приоритета, а также с относительным приоритетом. В качестве примера можно указать на пересечение автомобильной дороги с железной в одном уровне, где поток поездов пользуется приорите­ том перед потоком автомобилей. В системах ремонта дорожные ма­ шины высокой производительности или лимитирующие ход работ будут пользоваться приоритетом в очередности ремонта, причем в ряде случаев абсолютным;

системы с одним и системы с несколькими источниками заявок на обслуживание. В качестве примера последней можно указать на карьер (базу), обслуживающую несколько участков работ, что весь­ ма типично для дорожного строительства;

системы с одним и системы с несколькими приборами обслужи­ вания. Как те, так и другие характерны для условий дорожного строительства. Так, например, если в забое карьера работают па­ раллельно п экскаваторов, то мы имеем систему с п приборами обслуживания, причем водители прибывающих на погрузку автомо­ билей-самосвалов сами решают вопрос о том, под какой экскаватор поставить автомобиль с учетом конкретной рабочей ситуации ь карьере;

системы с одноразовым и системы с многоразовым последова­ тельным обслуживанием'. Применительно к задачам дорожного строительства более характерны первые. С системами многоразо­ вого обслуживания можно встретиться при оптимизации работы ремонтных мастерских и заводов, где ремонт агрегата (детали) тре­ бует ряда последовательных операций, каждая из которых выпол­ няется на соответствующем рабочем месте (приборе обслужива­ ния) .

Из этого многообразия систем МО для дорожного строитель­ ства наиболее характерны следующие: разомкнутая и замкнутая системы с ожиданием и одним прибором обслуживания без приори­ тета требований; разомкнутая система с ожиданием, одним прибо­ ром обслуживания и относительным приоритетом определенной группы требований; разомкнутая система с ожиданием и несколь­ кими приборами обслуживания.

§ 15. Количественные характеристики систем массового обслуживания с ожиданием

Основными количественными характеристиками систем МО яв­ ляются: число требований (объектов обслуживания), находящихся в очереди У; время ожидания в очереди до начала обслуживания

110


tf, математическое ожидание числа требований в системе т, т. е. в очереди и обслуживании.

Вобщем случае изучаются функции распределения величин Y

иtf, что позволяет дать полную вероятностную оценку очереди.

Однако при решении многих практических задач достаточно знать средние значения этих величин У и t f .

Характеристики У и tf зависят от коэффициента использования системы

 

(VII. 1)

где Я— средняя интенсивность потока требований

на обслужива­

ние; ц — возможная интенсивность обслуживания,

определяемая

пропускной способностью прибора обслуживания.

 

Коэффициент ф часто называют также показателем интенсив­ ности обслуживания.

В задачах, рассматриваемых ТМО, ф<1,0, т. е. пропускная спо­ собность прибора обслуживания больше, чем средняя интенсивность потока требований на обслуживание. Тогда естественно возникает вопрос, за счет каких факторов может возникать очередь на обслу­ живание с соответствующими характеристиками очереди У и t f .

Действительно, при ф<1,0, поступлении требований на обслужива­ ние через одинаковые промежутки времени т и постоянном времени обслуживания каждого требования t0 = const очереди быть не мо­ жет. С такой системой мы чаще всего встречаемся в промышленном поточном производстве, где к соответствующему рабочему месту с производительностью р изделий за единицу времени по конвейеру через равные промежутки времени поступают очередные изделия.

В производственных процессах и, в частности, на дорожном стро­ ительстве const, т. е. интервалы времени между моментами по­ ступления требований на обслуживание нерегулярны. Кроме того, переменной величиной является и время обслуживания t0. Это и приводит к образованию на какие-то промежутки времени очередей, хотя р>Я, т. е. ф <1,0 и в целом прибор обслуживания недогружен. Величины У и tf и являются осредненными за все время обслужи­ вания (для которого справедливы Я и ц ) характеристиками эпизо­ дически возникающих очередей. Нетрудно уяснить, что величина ф приобретает в этом плане смысл математического ожидания чис­ ла требований, находящихся в обслуживании.

При ф > 1,0 задача анализа системы становится тривиальной, так как очевидно, что в единицу времени, к которой относятся пока­ затели Я и ц, останутся необслуженными Я—р требований и очередь будет расти в среднем пропорционально времени.

В соответствии с общим порядком определения математического ожидания (см. гл. III) величина in может быть установлена из со­ отношения

со

(VII.2)

ПРт

где рп — вероятность того, что в системе находится п требований.


На основе логических соображений можно сразу записать не­ сколько важных соотношений:

 

 

= Т 0,

(VII.3)

 

 

у

 

где to — средняя длительность обслуживания.

 

Так, например, если

по

своей производительности

экскаватор

может погрузить в час

20

автомобилей-самосвалов

(ц = 20), то

среднее время погрузки одного самосвала to составит:

 

Далее

 

tf + t0= t s,

(VII.4)

где ts — среднее время пребывания требования в системе.

Кроме того,

Н= т —<Ь,

(VII.5)

т. е. среднее количество требований, находящихся в очереди, равно математическому ожиданию числа требований в системе за вычетом математического ожидания количества требований, находящихся fe обслуживании, что ясно без каких-либо специальных доказательств.

Наконец,

(VII.6)

Это соотношение не столь очевидно, как предыдущее, но может быть пояснено на следующем примере. Допустим, что на погрузку в карьер прибывает в час в среднем 20 автомобилей-самосвалов (^ = 20). При этом установлено, что величина У =2, т. е. в среднем в течение всего часа находятся в очереди два автомобиля и на прос­ той в очереди будет потеряно 2 маш.-ч. Но так как эта потеря яв­ ляется суммарной и относится ко всем 20 автомобилям-самосвалам, прибывающим в течение часа в карьер, то средняя потеря времени

2

в очереди одним автомобилем составит tf

= - ^ - = 0,1 ч, что сле­

дует из зависимости (VII.6).

Из соотношений (VII.2) — (VII.6) видно, что основной задачей яв­ ляется получение формулы для установления величины рп. Тогда могут быть последовательно вычислены количественные характери­ стики т, У, tf и Та, полностью определяющие работу системы МО.

Определение рп в общем случае является сложной задачей. Наиболее просто она решается в тех случаях, когда поток заявок на обслуживание является так называемым простейшим потоком, т. е. удовлетворяет условиям стационарности, отсутствия последей­ ствия и ординарности. Рассмотрим смысл этих особенностей прос­ тейшего потока.

С т а ц и о н а р н о с т ь потока, или, иначе, его однородность во времени, означает независимость величины рп от начала отсчета

112


времени т и, наоборот, ее зависимость лишь от величины интервала времени т, для которого определяется рп. В реальных производ­ ственных условиях в пределах всей рабочей смены поток заявок на обслуживание часто может не удовлетворять условию стацио­ нарности. Так, например, применительно к транспортным работам в начале смены будет иметь место период формирования потока, когда pn = f(x). В конце смены при разновременном окончании ра­ бот автомобилями-самосвалами мы также будем иметь pn=F(x). Если, кроме того, в течение смены меняется по каким-либо произ­ водственным причинам количество обслуживаемых объектов (на­ пример, снимается с работы часть автомобилей), то при этом опять будет нарушаться условие стационарности. Эти обстоятельства по­ требуют разбивки смены на несколько частей, для которых поток заявок может считаться стационарным, или моделирования процес­ са в переходном режиме методом Монте-Карло (см. гл. IX).

О т с у т с т в и е п о с л е д е й с т в и я характеризует такой слу­ чайный (стохастический) процесс, для которого будущее развитие зависит только от достигнутого в данный момент состояния и не за­ висит от того, как происходило развитие в прошлом. Иначе говоря, количество требований на обслуживание, появляющихся за время т, не зависит от того, какое их количество имело место в предше­ ствующий отрезок времени.

О р д и н а р н о с т ь потока означает, что вероятность поступле­ ния за малый промежуток времени более одного требования ( п ^ 2 ) на обслуживание пренебрежимо мала. Математически это выра­ жается зависимостью

Пт

___р«>* (АТ) = 0 .

(VII.7)

Дт-*0

Дт

 

Поток заявок на обслуживание, удовлетворяющий трем охарак­ теризованным выше условиям, называется пуассоновским и выра­ жается следующим распределением вероятностей, уже приводив­ шимся в гл. III

Рп СО

(Хт)ле

(VII.8)

 

л!

где рп (х) — вероятность поступления в систему за время т п заявок на обслуживание.

В том, что поток, описываемый выражением (VII.8), удовлетво­ ряет первым двум условиям простейшего потока, ясно из самой структуры зависимости (VII.8), не предусматривающей информа­ ции как по моменту отсчета времени, так и по предшествующему его интервалу. В ординарности потока также легко убедиться. В са­ мом деле

Иш 'Р2^Ат-> =

lim

(XAT)V^

Пт

Х2(Дт)2е~и'

0-1 = 0.

-------------- =

Ь2

Дт-»-0 Ат

Дт->0

1 • 2Дт

дх-*-о

1-2

из