Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 0
(VII.22). Запишем вначале выражение для экономической функ ции
Cs = Cnp + CTp, |
(VII.28) |
где С s — суммарные потери от простоя техники |
(в смену); Спр— |
потери от простоя прибора обслуживания, в данном случае экска
ватора |
|
(погрузчика); |
Стр — потери от |
простоя транспортных |
|||||||
средств в очереди на погрузку. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Величина Спр может быть определена из соотношения |
|
||||||||||
|
|
|
|
Слр= Ро |
|
|
|
|
(VII.29) |
||
где ро — вероятность простоя |
|
экскаватора |
(погрузчика); |
СмсР) — |
|||||||
стоимость его машино-смены. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Для Стр также очевидной является зависимость: |
|
||||||||||
|
|
|
|
CTP = |
FC(MTcP). |
|
|
(VII. 30) |
|||
Внося |
(VI 1.29) |
и (VII.30) |
в |
(VII.28) |
и используя |
формулы |
|||||
(VII. 19) |
и (VII.22), получим |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
С* = |
(1 - ф) СмсР)+ |
- |
1 — ф |
СмсР). |
|
|
|||
|
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
|
|
Для |
отыскания |
оптимального |
значения ф, минимизирующего |
||||||||
функцию |
(VII.28), |
найдем производную |
d С ъ |
и приравняем ее |
|||||||
- |
|||||||||||
нулю. В результате получаем: |
|
|
|
|
di> |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
dC* |
|
Г’(ПР)_!_Г'(ТР>2ф(1 — ф) Н- +2 |
= 0. |
|
|||||
|
|
di/ |
|
^ МС |
^ мс |
|
( 1 - ф ) 2 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Производя упрощения, будем иметь: |
|
|
|
||||||||
|
|
- С4"ср) (1 - 2<|> + |
f |
)+ |
CLTcP) (2ф- f ) = |
о, |
|
||||
■откуда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- cLnp) -f 2ф ( c (Mncp)+ cL Tcp)) - f- (с(мпср)+ cLcp))=o. |
|
Решая это квадратное уравнение, получим:
Так как ф<1,0, то может быть принят лишь следующий корень уравнения
Ф |
= 1 • |
I опт |
1 |
Г< ТР)
^ мс
(VII.31)
ГЧТР) Д- Г(ПР)
^ мс т и мс
119
Получим теперь формулу для вычисления оптимального числа транспортных средств п0Пт, прикрепляемых к экскаватору.
Так как фопт= — , т0 лойт= ф опт ц. |
(VII.32) |
1* |
|
С другой стороны, каждый автомобиль создает следующий по ток заявок на погрузку К':
Ь ' = - Г - ,
Гр
где tp —-полное время одного рейса автомобиля. Очевидно, что Хойт= Х //гоп.г и далее
1 |
1 |
п |
ЛОПТ |
, |
“'опт* |
|
Гр |
|
Приравнивая (VII.32) и (VI 1.34), получим
(VII.33)
(VII.34)
’Kmrl1 |
“ ^опт’ |
|
|
Гр |
|
откуда |
|
|
^опт ^Фопт- |
(VII.35) |
|
В справочной и учебной литературе по дорожному |
строитель |
ству1 приводится обычно следующая формула для подсчета необ ходимого числа автомобилей, прикрепляемых к средству погрузки:
я = - ^ - |
, |
(VII.36) |
^пог |
|
|
где ^пог — среднее время погрузки одного автомобиля. |
|
|
Как было показано выше, tnor= |
— . Тогда вместо |
(VII.36) |
получаем |
и |
|
|
|
|
я = / рц. |
|
(VII.37) |
Сравнивая (VII.35) и (VII.37), можно заметить, что формулы (VI1.36) и (VII.37) исходят из полной загрузки погрузочного сред ства (ф=1) без учета соотношения между стоимостями машиносмен СМс(пр) и Смс(тр), что в принципе не можеть дать во многих случа ях экономичного решения. В условиях недостатка на стройке автомо билей и при достаточном количестве погрузочных средств следует определять п0пт из (VII.35). Если же, наоборот, лимитируют средства погрузки, а транспортных средств достаточно, то можно исходить из соотношения (VII.37).
1 См. например, справочник инженера-дорожника «Строительство автомо бильных дорог». Под ред. В. А. Бочина. М., «Транспорт», 1969, с. 317.
120
Следует иметь в виду, что при использовании формулы (VII.35) полное время рейса должно вычисляться следующим образом:
^р^пог + ^выг-Идв +^/- |
(VII.38) |
В соотношении (VII.38) величина tf и учитывает специфику рас чета на основе положений теории МО.
Рассмотрим теперь применение формулы (VII.35) на конкрет ном примере.
П р и м е р 1. Определить оптимальное число автомобилей-самосвалов ЗИЛ-ММЗ-555, которые нужно прикрепить к экскаватору Э-302А производитель ностью ППр=35 м3/ч. Объем гравийного материала, перевозимого автомобилем-
самосвалом за один рейс QTp=2,5 м3, стоимости |
машино-смен С[,"р^=19 |
р. 40 к. |
|||||||
и С „ ^ = 15 р. 60 |
к. Время |
движения |
автомобиля-самосвала |
с |
грузом |
и об- |
|||
ратно без груза составляет суммарно 4 |
/ |
7ДВ = |
2L |
\ |
Требуется |
также |
|||
ч |
------- = |
1 ч I. |
|||||||
сравнить величины |
л0Пт и |
|
\ |
|
уср |
/ |
в |
обоих случаях, |
|
я, определить |
потери от простоя |
приходящиеся на 1 м3 вывозимого материала. Сравнить производительность авто мобиля-самосвала при прикреплении к экскаватору яопт и я автомобилей.
1. Определим ЧДпт- |
Используя формулу (VII.31), получим: |
nr |
15,60 |
*п |
0,33. |
|
15,60 + 19,40 |
2.Определим из соотношения (VII.38) полное время рейса автомобиля-само
свала tр. При этом, на основе производственных данных, примем 7ВЫг=0,5 1Пог.
|
|
— ^пог + ^ВЫГ + |
- |
tf = |
1 |
1 ,5 |
1,0 + |
^опт |
||
|
|
^ДВ + |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
I1 |
р- |
1 - |
% п т : |
|
|
|
|
|
|
П пр |
|
35 |
|
|
|
|
|
|
|
|
(?тр |
|
2,5 |
|
|
|
Тогда t f = — |
|
1 |
|
0,33 |
1,15 ч. |
|
|
|||
1,5 + 1,0 |
|
|
= |
|
|
|||||
|
v |
14 |
|
14 |
' 1 — 0,33 |
|
|
|
||
3. |
По формуле (VII.35) |
найдем я 0 П т = |
1,15-14-0,33=5,3. |
эгого |
предварительно |
|||||
4. |
Определим |
я с помощью формулы |
(VII.37). Для |
нужно найти среднюю продолжительность ожидания перед погрузкой tf для слу чая, когда экскаватор загружен полностью (\Р->1,0).
Формулой (VII.23) при VF, близком к единице, пользоваться нельзя, что ясно
из ее структуры. Определим поэтому величину tf |
при Чг = 0,85, |
что соответствует |
||||||
внутрисменному коэффициенту |
использования |
времени экскаваторов |
Ав. |
|||||
„ |
— |
1 |
<Ь |
= |
1 |
0,85 |
0,404 |
ч. При этом |
В этом случае получаем t t = — ■— 1— |
— |
■-------------- = |
||||||
время рейса будет: |
7 |
lx |
1 — ф |
|
14 |
1 — 0,85 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
= |
1,5 + |
1,0 + |
0,404 ^ 1,51 ч. |
|
|
|||
— |
|
|
||||||
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
Количество автомобилей-самосвалов по формуле (VII.37) составит:
л = tpix-kB= 1,51-14.0,85 = 18.
5. Вычислим производительность автомобиля-самосвала для обоих случаев т. е. когда яОПт= 5 и я=18.
121
Для « оп т =5 получим
|
|
|
/7 Т„ |
= |
*смОтр*в |
7-2,5- 0,85 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
------ ;------ |
= ------ 7-77------ = 13 м3/смену. |
|
||||||||
|
|
|
• тр5 |
|
|
1,15 |
|
|
|
|
|
|
|
Для я —18 получим |
7-2,5- 0,85 |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
77Tpi8 = ------------------ = 10 м3/смену. |
|
|
|
|
|||||
Таким образом, для |
оптимальной численности |
звеньев |
|
производительность |
|||||||||
автомобиля-самосвала возрастет на 30%. |
экскаватора |
и |
автомобилей- |
||||||||||
6. Определим суммарные потери от простоя |
|||||||||||||
самосвалов за одну смену их работы. |
ф2 |
|
|
|
|
||||||||
Для |
я 0пТ = |
5 имеем: |
C s = (1 — Ф0„т)С^пср )+ |
. |
С<тср)= ( 1 - 0 ,3 3 ) X |
||||||||
1 _ |
<Ь |
||||||||||||
- |
- |
м с |
|
||||||||||
|
|
0,332 |
|
|
|
1 |
т о п т |
|
|
|
|
||
X 19,40 + |
|
|
руб. |
|
|
|
|
|
|
||||
|
15,60 = 15,53 |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
1 — 0,33 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Для |
я = |
18 будем |
иметь Cs = |
(1 — 0,85) 19,40 + |
0,852 |
|
|
78,00. |
|||||
------ 15,60 = |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
1 — (J ,оО |
|
||||
Потери, |
приходящиеся на 4 м3 вывозимого материала С0 составят: |
||||||||||||
Для я0 |
■5 |
С г |
|
Су |
15,53 |
|
|
|
|
|
|
||
«опт/7Тр5 |
= 0,24 руб/м3. |
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
5-13 |
|
|
|
|
|
|
|||
Для я = |
18 |
C 0i8 |
78 |
= 0,43 |
руб/м3. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
18-10
7.Определим условную себестоимость одного кубометра материала Сед для обоих рассмотренных случаев (я = 18 и я0пт=5,3).
Для я = 18 |
получим С |
СмсР) + « Смс |
19,40 + 18-15,60 |
|
= |
пП.Тр,в |
= 1,67 руб/м3. |
||
|
|
|
18-10 |
|
Для я опт = |
5,3 Сед5_з = |
19,40 + |
5,3-15,60 |
1,4В руб/м3. |
---------5 |
3 13---------= |
Таким образом, снижение условной себестоимости 1 м3 материала франкотрасса при комплектовании оптимальных звеньев автомобили-экскаваторы соста вит П ,4%, что весьма существенно.
В заключение рассматриваемого примера отметим, что вместо одного экска ватора и 18 автомобилей-самосвалов в условиях оптимальной организации звень ев потребуется создать три звена, причем в каждом звене будут пять — шесть автомобилей и один экскаватор. Если в первом случае будет вывезено на трассу
материала в количестве Q S =18Q м3/смену, то во |
втором случае |
мы получим |
объем вывозки Q j =5,3-3-13 = 207 м3/смену, т. |
е. меньшим количеством авто |
|
мобилей-самосвалов (16 вместо 18) вывезем большее количество материала. |
||
Очевидно, что если стройка испытывает недостаток в транспорт |
||
ных средствах при хорошей обеспеченности средствами |
погрузки, |
то расчет оптимального комплектования звеньев автомобилей-са мосвалов нужно вести по формулам (VII.31) и (VII.35).
Если же транспортных средств достаточно, а нехватает средств погрузки, то количество автомобилей можно вычислять по тради ционной зависимости (VII.37).
122