Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Различают еще задачи в условиях неопределенности, когда ве­ роятности различных результатов, которые возможны при выборе определенной стратегии, не могут быть количественно оценены. Та­ кие задачи рассматриваются в теории игр.

Таким образом, лишь в простейших случаях оказываются до­ статочными для отыскания оптимальных решений элементарные модели арифметики и алгебры. Примером этому могут служить за­ дачи с использованием критериев оптимальности в виде (1.2) и (1.6). В более сложных случаях приходится использовать специ­ альные математические методы и модели. При этом для оптимиза­ ции подсистем области организации дорожного строительства ока­ зываются наиболее эффективными: для подсистем планирования и управления — сетевые модели (см. гл. XI); для подсистем произ­ водства работ, материального обеспечения — модели экстремально­ го анализа (см. гл. II), исследования операций.

Ш е с т о й э т а п экономического анализа состоит в непосред­ ственном решении задачи отыскания оптимального решения на основе выбранной математической модели. Полученный результат анализируется для установления его особенностей, которые нужно будет отразить в проектных и технологических документах или в документах по организации работ.

Глава

МОДЕЛИ АРИФМЕТИКИ И АЛГЕБРЫ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО АНАЛИЗА

В ЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

§ 3. Применение арифметико-алгебраических моделей

Рассмотрим решение конкретного примера для дорог с коротким сроком службы, если в качестве критерия оптимальности исполь­ зуется срок окупаемости энергозатрат. Как ясно из самой структуры формулы (1.13), для ее использования необходима предварительная разработка технологических карт, из которых были бы видны затра­ ты машинного времени на выполнение всех видов работ.

Определение срока окупаемости энергозатрат на 1 км дороги в простейших случаях можно вести с помощью формулы (1.15). Если при этом не учитывать экономию в энергозатратах на текущий ре­ монт и содержание А5теКг и определять срок окупаемости дорож­ ных работ путем сравнения с вариантом оставления участка (доро­ ги) в его прежнем состоянии (Эд= 0 и учитывается лишь Э'д), то

П

 

v\v.r 2 Nur\utu

 

или

7 \ = ---------~^~1 к----------- '

(Н-1)

 

К

-■ » t)

 

 

Расчеты по формуле (II. 1)

7= 1

 

 

требуют лишь знания интенсивности

и состава движения, его скоростей до и после проведения дорож­ ных работ, а также разработки технологической карты работ для

П

Срок окупаемости Ть определяемый по

вычисления v / VHr

7= 1

формуле (II.1), является завышенным, так как не учитывает ни остаточной «стоимости» дорожных работ, ни экономии в ремонте и содержании. Тем не менее расчеты по формуле (II.1) показали, что величина Т\ даже для вариантов устройства на временных автомо­ бильных дорогах облегченных усовершенствованных покрытий обычно находится в пределах 1—5 сут, а это, как правило, значи­ тельно меньше требуемого срока службы этих дорог. Постройка таких покрытий экономически выгодна и должна планироваться во всех случаях, когда имеются необходимые материалы, силы и сред­ ства.

Применение формулы (II. 1) покажем на таком примере.

21


П р и м е р 1. При реконструкции автомобильной магистрали на одном из ее участков для пропуска транзитного движения в весеннее время используется объезд, проложенный по существующей автомобильной дороге с гравийным по­ крытием шириной 5 м. Необходимо установить технико-экономическую целесо­ образность уширения покрытия с 5 до 7 м при следующих данных: расчетная толщина покрытия на полосе уширения — 20 см; дальность возки гравийных ма­ териалов для уширения— 15 км.

Для выполнения работ имеются следующие машины: автомобили-самосвалы

ЗИЛ-ММЗ-555, экскаваторы Э-255,

автогрейдеры

Д-144А, прицепные

катки с

трактором ДТ-54.

движения по объезду: автомобилей типа

Суточный

состав транзитного

МАЗ-500— 100;

ЗИЛ-130—2000; ГАЗ-52— 1500. Установленная

средняя

скорости

движения на объезде до уширения

оСр

составляла

12

км/ч,

после

уширения

20 км/ч. Требуемый срок службы объезда

Тд = 15

сут

(по условиям реконструк­

ции).

 

 

 

 

 

 

 

 

Составим сокращенную технологическую карту на

необходимые

дорожные

работы на 1 км дороги (табл. 1).

 

 

 

 

 

 

 

Работа

j Единица изме- 1 рения

Применяемые Количество машины

Т а б л и ц а

1

Мощность двигателя, л. с.

Потребность п машинном времени, ч

Энергозатра­ ты, л. с. ч

Заготовка в карьерах гравийных матери­ алов с погрузкой в самосвалы

Вывозка материалов на дорогу

Разравнивание мате­ риала

Укатка покрытия

Всего Непредвиденные знер-

гозатраты—10 %

И т о г о . . . .

Следовательно,

м3

1 0 00 -2,0Х

Экскаватор

48

15

720

 

х о ,2 0 -1,26=

Э-302А

 

 

 

=5 0 4

Я504 Автомобили-са­ 150 230 34500

 

 

мосвалы

 

 

 

 

 

ЗИЛ-ММЗ-555

 

 

 

»

504

Автогрейдер

108

3

324

 

 

Д-144А

 

 

 

М 2

2 000

Прицепной ка­

54

4,0

216

л. с. ч

 

ток с ДТ-54

 

 

35 760

я

 

 

 

3 576

 

 

 

 

 

|39 336

4

 

 

 

 

 

21] Лг|(1)1с^( = 39336 л. с. ч/км.

1

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что энергозатраты на транспортные работы составляют около 88% от суммарных энергозатрат. Это характерно для работ по устройству покрытий переходного типа.

Вычислим теперь энергохарактеристику движения:

з

V jv ja)^ a>= 100-180 + 2000-150 + 1500-115 = 490 500 л. с./сут.

P i

Найдем срок окупаемости Т\ с помощью формулы (11.1):

т20-12-39336

(20 - 12)490 500

J

Таким образом, Т\<^ТД. Следовательно, эти работы весьма целесообразны.

22


Рассмотрим еще один пример, относящийся к частной оптими­ зации с использованием лишь арифметико-алгебраических моде­ лей.

П р и м е р 2. Требуется установить для лесовозных дорог в Вологодской обл.. оптимальную высоту насыпи, возводимой из местных суглинков, при которой, суммарная стоимость земляного полотна и гравийного дорожного покрытия бу­ дет минимальна. Требуемый эквивалентный модуль деформации £ Тр = 400 кгс/см2. Модуль деформации гравийного материала — 800 кгс/см2. Дальность возки гра­ вийного материала— 16—20 км. Увлажнение грунта насыпи весной и осеньк> может происходить вследствие застоя поверхностных вод (3-й тип местности). В табл. 2 и 3 приведены данные института Лесгипротранс о стоимости устрой­ ства насыпей различной высоты и гравийного покрытия при ширине земляного полотна 10 м.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 2

 

 

 

Высота, м

 

 

Тип местности

0,5

0,75

!,0

1,5

2,0

но условиям

 

 

 

 

 

увлажнения

 

Стоимость 1 км земляного полотна, тыс. руб.

 

 

1-Й

4, 6

7,5

9, 9

15,7

22,3

2-й

5,7

9,6

13,5

19,5

28,0

3-й

7,3

12,2

17,1

25,0

35,4

На основе имеющихся методов прогнозирования модулей деформации зем­ ляного полотна 1 Е0, а также расчета необходимой толщины гравийного покрытия при £ тр=400 кгс/см2, найдены величины, приводимые в табл. 4.

 

Т а б л и ц а 3

 

Т а б л и ц а 4

Средняя дальность

Стоимость 1 км

Высота

Модуль дефор­

Необходимая

гравийного покрытия

насыпи

мации земля­

толщина

возки гравийного

толщиной 20 см,

Я н, м

ного полотна

гравийного

материала, км

тыс. руб.

£ 0, кгс/см2

покрытия А , м

3 - 5

10,3

0,50

69

0,48

0,75

97

0,35

6— 10

11,3

1 ,0 0

131

0,31

11—50

12,5

1,50

178

0,24

16—20

13,6

2 ,0 0

191

0 ,2 2

 

 

Экономическая функция, требующая минимизации, имеет в данном случае

вид:

V c = C3n + Cn.

(II.2)

Вычислим значения функции (II.2) при различной высоте насыпи, приведенной в табл. 2, и соответствующей им толщине Ап гравийного покрытия (см. табл. 4).

В результате получим: при высоте Нн=0,5 м

У 1, С = 7 ,3 +

13,6 = 39,9 тыс. руб.

^0,20

Вэтом расчете принято увеличение стоимости гравийного покрытия пропор­ ционально росту его толщины.

1 Водно-тепловой режим земляного

полотна

и дорожных одежд. Под ред„

И. А. Золотаря, Н. А. Пузакова, В. М.

Сиденко.

М., «Транспорт», 1971. 416 с.

23


При Ян=0,75 м

 

 

 

 

 

 

v,

„ „

0,35

36,0

тыс. руб.

 

у \

С = 1 2 ,2 +

5 ^ 1 3 ,6 =

При Я н=

1,0 м

 

 

0 31

 

 

 

^

С =

17,1 +

38,2 тыс. руб.

 

13,6 =

При Я н=

1,50 м

 

 

О24

 

 

 

У

С =

 

41,3

тыс. руб.

 

25,0 4- - L— 13,6 =

 

 

 

0,20

 

J

При Я н=2,00 м

 

 

 

 

 

 

^

С =

_

0,22

50,4

тыс. руб.

 

У

35,4 -f —— 13,6 =

 

^

 

 

0,20

 

^ J

Из полученных данных видно,

что оптимальной

является высота насыпи

Я н= 0,75 м, при которой суммарная стоимость земляного полотна и дорожного покрытия минимальна (36 тыс. руб.).

Для отыскания оптимального решения в этом примере нам по­ надобились только простейшие арифметико-алгебраические дей­

ствия. Если знать функциональные зависимости

для

кривых 1

и 2 на рис. 4, то

можно искать

общее решение задачи метода­

ми

экстремального

анализа,

что будет показано ниже.

Здесь же

мы

прибегли к ва­

риантному сравнению, исчис­

ляя

для

каждого

варианта

суммарную стоимость по алгеб­

раическому

 

соотношению

Рис. 4. График к определению опти­ мальной высоты насыпи:

1 —кривая стоимости земляного полотна в зависимости от высоты насыпи: С3п=*/(ЯН);

2 — кривая стоимости гравийного покрытия

в зависимости от

высоты насыпи: Сп=

~ ф (Я н ); 3 — кривая

суммарной стоимости

земляного полотна и гравийного покрытия

хс

(П.2).

§ 4. Применение экстремаль­ ного анализа

Целью экономического ана­ лиза обычно является либо ми­ нимизация затрат ресурсов для достижения необходимого ре­ зультата, либо максимизация эффективности использования имеющихся ограниченных ре­ сурсов. Многие из подобных задач успешно решаются с по­ мощью так называемого пиедельного анализа, основываю­ щегося на нахождении экстре­ мумов шах или min соответст­ вующих функций методами дифференциального исчисле­ ния. В задачах математическо-

24