Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

го анализа на отыскание экстремальных точек функции часто не существует каких-либо ограничений для ее переменных. Найденный таким путем шах или min функции называют безусловным. Рас­ смотрим этот метод отыскания оптимальных решений на несколь­ ких примерах.

П р и м е р 1. Установление необходимого типа и рационального радиуса действия производственных предприятий (заводов и баз) по приготовлению вяжущих и смесей для_ устройства покрытий усо­ вершенствованного типа.

По условиям использования в дорожном строительстве разли­ чают базы (заводы) стационарные (радиус действия Re более 100 км, длительность работы на одном месте Т не менее 10 лет),

полустационарные (^б = 40—60 км; 7 = 3 —5 лет)

и

передвижные

или полевые (7?б = 5— 10 км). При строительстве

автомобильных

дорог в настоящее время наиболее распространены

полустацио­

нарные базы и заводы.

 

 

Необходимый тип и рациональный радиус действия базы могут

быть определены на основе соотношения

 

С = Ж + СП+ СТР,

(П.З)

где С — стоимость продукции базы, отнесенная к 1

м2 устраиваемо­

го покрытия; М — часть этой стоимости, не зависящая от искомого радиуса действия Re базы; Сп — стоимость, обусловленная расхо­ дами по систематической передислокации базы через каждые Re километров построенного покрытия; Стр— часть стоимости, обу­ словленная транспортными затратами на перевозку продукции ба­ зы (из расчета на 1 м2 покрытия) на среднее расстояние Rе/2 ки­

лометров (рис.

5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)

 

 

 

^_

ц

р

1*—

йр

 

пj]

Gj]

 

%

/ -

'

 

 

Rg

Rfi

P

. Ktf

 

 

. «б

.

 

 

 

Рис. 5. Схема к определению

среднего

расстояния

перевозки продукции

базы:

а — при вывозке

продукции

базы в

обе стороны

от места

расположения; б — при

вывозке

в одну сторону («от себя»);

I; II;

I I I —места

последовательного размещения

базы.

Стрел­

ками показаны направления

вывозки продукции

базы; R§ — радиус действия

базы.

Протя­

женность обеспечиваемого с каждой стоянки участка — 2Rg в схеме а и R q в схеме б

Величина М в основном отражает стоимость исходных материа­

лов Мм и процесса их переработки Мв на базе для выпуска

ее про­

дукции в количестве, требуемом на 1

м2 покрытия, т. е.

 

М = М м +

Мп.

(II.4)

Величину Мм можно считать не зависящей от Rе. При вычисле­ нии радиуса действия Re для завода с определенными оборудова­ нием и технологией слагаемое Ми также не зависит от Re. Однако задача может ставиться и в более общем плане, когда требуется установить как Re, так и тип базы (стационарная, полустационар-

25


лая, передвижная). Тогда Ma= f ( R б). Характер этой функции мож­ но выявить на основе данных стоимости приготовления вяжущих (смесей) на базах различных типов. Примем в первом приближе­ нии следующее выражение для определения величины Мп:

M„ = aaRe6 + CB,

(Н.5)

где а0— коэффициент; в — показатель степени.

(энерго­

В зависимости (II.5) Св представляет собой стоимость

затраты) приготовления вяжущего (в количестве, требуемом для устройства 1 м2 покрытия) на базе, перемещающейся вместе с фронтом работ (Re = 0) *. Для стационарных и полустационарных баз величина Ма должна быть меньше, чем для передвижных, по­ этому коэффициент f l o < 0 .

 

Внося (II.5) в (II.4), получим М = Мж+а^Я1

+ Сб,

или

М = айЯ1^\-с1,

(II.6)

где

d = M u-\-Ca.

 

Величина Сп в зависимости (II.3) должна представлять стои­ мость демонтажа базы, ее перевозки на расстояние Re и л и 2 Re (см.

рис.

5, а и б) и монтажа на новом месте дислокации, отнесенную к

1 м2

покрытия. Таким образом,

 

 

 

Q

б д .м

ткм

/JJ

 

п—

кюомЯб

 

где

Сд.м — суммарная стоимость

демонтажа и монтажа

базы;

сТкм — средняя стоимость 1

ткм

перевозок оборудования

базы;

Qe— общая масса оборудования базы; k — коэффициент, равный 2

или 1 в зависимости от схемы размещения базы по трассе (см. рис. 5, а, б); Ьа -— ширина покрытия, м.

В общем случае величина Сд.м также зависит от Re. Примем для Сд.м тот же вид зависимости, что и для величины Ма (см. фор­ мулу П.5), т. е.

Сди= / о - ( / ? 6- / ? ^ + ^д.«,

(П-8)

где /о — коэффициент; g — показатель степени; сдм— стоимость де­ монтажа и монтажа передвижной базы с радиусом действия R'е.

Наконец, величина Стр может быть вычислена из соотношения

С тр

Re

(П.9)

2s

 

 

где с'ткм — стоимость 1 ткм перевозок

продукции базы; s — пло­

щадь покрытия, м2, которое может быть построено при использо­ вании 1 т продукции базы.

* Так как таких баз еще нет, то величину Св можно принимать для пере­ движных баз с ^?б'=5—10 км. Тогда в формулу (11.5) вместо Re следует вво­ дить R6— Rg.

26


Используя зависимости (II.6), (II.7), (II.8) и (II.9), получим на основе соотношения (II.3) следующее выражение:

Г '

( г ,

—v'\e I . I / о ( * б —

+ с д м + 9 б ^^ бСткм , с ткм ^6

C = a 0{ R 6 — R 6) -\-d-\-------------------

------------------------------- 1----- ш— •

Если принять e —g = \,

то можно найти формулу для определе­

ния рационального значения R§:

 

 

 

dC

СД.М /оЛб

I

^ТКМ

г\

-------— CLc\

1000й„й^

+

2s

— U,

dRb

 

 

 

откуда

В частном случае, полагая величины Мп и Сдм не зависящими от радиуса действия базы, будем иметь а.о = 0 и fo=0. Тогда из фор­ мулы (11.10) получаем известную зависимость

R 6 =

Сд m^S

(П.11)

1000i„feeTKM

 

 

где под величиной сд.м следует понимать затраты на монтаж и де­ монтаж конкретной базы, для которой ищется рациональный ра­ диус ее действия. Очевидно, что зависимость (11.10) имеет более общий характер, позволяет определить радиус действия базы, а по его величине и тип базы (стационарная, полустационарная, пере­ движная) в соответствии с приведенной выше классификацией. Од­ ной из важных задач является уточнение коэффициентов в форму­ лах (II.6) и (II.8) на основе изучения технико-экономических по­ казателей работы баз различного типа.

Так, применительно к

устройству

покрытия

толщиной

5

см из

гравийного

материала, обрабатываемого жидким

битумом

методом

смешения

на дороге,

примем в формуле (11.11)

сд.м= 5

тыс. руб.; с'Т1Ш=0,06

тыс. руб.;

s= 200 м2/т

(исходя из расчета 5 л битума на 1

м2 покрытия); k = l ; bn= 7

м.

 

5000-2-200

 

 

 

 

 

 

/

----------------------- яэ70 км.

1000-7-1-0,06

 

П р и м е р 2. Определение оптимальной длины захватки при ве­ дении дорожно-строительных работ поточным методом и использо­ вании ведущих машин, совершающих поворот (реверс) в конце каждого рабочего прохода.

Специфика решения этого вопроса обусловлена тем, что подоб­ ные машины должны в конце каждого рабочего прохода делать поворот с неизбежной для этого потерей времени. Следовательно, удлинение захватки будет увеличивать производительность маши­ ны. С другой стороны, увеличение длины захватки может обусло­

27


вить затяжку периода развертывания потока, а следовательно, и удлинение общего срока выполнения работ! Очевидно, что может быть найдена оптимальная длина захватки /опт, при которой срок постройки покрытия на участке L будет минимальным.

Для поточной организации работ справедливо соотношение

(^раб ^разв/ Ам/7Д,е i к•>

(II. 1,2)

где Траб— число рабочих дней в общем периоде Т, выделенном для строительства дороги протяжением L; /разв— продолжительность периода развертывания комплексного потока, рабочие дни; kCM— коэффициент сменности; П — производительность ведущей машины в тех же единицах, что и L; пвед — число ведущих машин.

Легко уяснить, что

/раз.= -Ц"- - ')- ,

(11-13)

где / — длина захватки; п — число частных потоков в составе комп­ лексного.

Удлинение захватки сокращает число смен с выдачей готовой продукции, хотя и способствует росту производительности машин вследствие уменьшения доли времени, затрачиваемой на повороты после каждого рабочего прохода. Зависимость (11.12) полностью отражает это противоречие, и потому из нее можно будет найти ве­ личину /опт-

Для этого внесем (II.13) в (11.12). В результате получим

Трао

Ц п -

1)

кгиПпв

--L.

 

fin-

]

 

 

Далее получаем

 

 

 

 

^раб^см^^вед

/ (^

^) ^см

к *

L +1(п — 1) kc

откуда Граб--

Подставим сюда вместо П следующее соотношение:

П = --------

--------------,

(II. 14)

/ 2 1

\

У

(

+ 2^пов Щ

 

\ «раб

/

 

где ураб — скорость машины во время рабочего прохода; /пов— вре­ мя на поворот в конце каждого рабочего прохода; то — число про­ ходов для получения готовой продукции; къ— коэффициент исполь­ зования рабочего времени.

Тогда получим:

2L

+ In

2 (я — 1)

+ In Щ

_

( «рай

«раб

 

■* раб

'

^см^веАм^Д

Лве-АмА

 

 

 

 

28


 

2m,о

 

 

п — 1)=

 

^вел^см^в ^раб

 

 

 

 

 

2mn Г

L

Un

Ц П -

1)

 

^раб^с]

&см^

 

■^„ов(Я— U

 

^раб

Чтобы найти оптимальную длину захватки, при которой потре­

буется

минимальное

число рабочих дней

Граб для строительства

дороги

протяжением L,

найдем

d T раб

 

—— и приравняем затем произ-

водную нулю:

 

 

dl

 

 

 

 

 

 

d T раб

LL

п — 1

 

 

dl

 

^раб

=о,

 

 

 

 

откуда

 

 

^пов ^раб

(11.15)

 

 

 

 

При наличии в составе комплексного потока /ср резервных за­ хваток и /Сф захваток, обеспечивающих технологические разрывы, формула (11.15) примет вид:

1 = 1/ ____ ипов- ^ -------

.

(11.16)

у(п + /ср + /Сф— 1) кш

Как видно из приведенного решения, получение формулы (11.15) потребовало достаточно сложных математических преобразований.

Рассмотрим упрощенный метод решения задачи на основе ана­ лиза размерностей. В соответствии с приемами последнего запишем очевидную теперь функциональную зависимость:

*опт = / Ков! ^раб; L;(n—1)],

(П.17)

где tnoB— время на разворот машины в конце рабочего прохода, осуществляемого на скорости ораб1 п — число частных потоков в со­ ставе комплексного.

Характеристика (п— 1) отражает связь длин захваток с перио­ дом развертывания потока.

Перепишем (11.17) в виде:

/опт= 4 . ^ 1й( 7 з Т )Т.

(II-18)

Это соотношение следует из так называемой П-теоремы мето­ да анализа размерностей и говорит о том, что искомая величина может быть выражена как произведение определяющих ее величин в неизвестных нам степенях.

Составим теперь на основе (11.18) уравнения размерностей для входящих величин. По размерности длины получим следующее уравнение: 1 = р+у.

По размерности времени будем иметь: 0 = а — {5.

Из полученных двух уравнений вытекает третье ^,= а + у.

29