Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В левой части формулы выражения li/Ta\, Ts2, ..., L/T3n означа­

ют выполнение работ на участке

с соответствующей длиной (U,

/г, L) за определенное время (7'31, Тз2, ..., Тап).

Планирование работ с высокой

надежностью страхует от воз­

можных срывов строительства, но требует большего количества до­ рожной техники, лучшего материально-технического обеспечения, т. е. в целом удорожает строительство.

Планирование с низкой надежностью позволяет выполнить стро­ ительные работы с меньшими затратами, но при этом возрастает риск невыполнения работ в установленный срок, что может обусло­ вить убытки от опоздания с вводом дороги в эксплуатацию. Поэто­ му оптимальным следует считать такой график организации, работ, который обусловливает минимальные суммарные приведенные за­ траты как на строительство, так и на эксплуатацию дороги в преде­ лах ее срока службы.

В ряде отечественных и зарубежных работ указывается, что се­ тевой график можно считать удовлетворительным, если его надеж­ ность находится в пределах 0,35—0,65. Этот показатель, получен­ ный в оснбвном по данным американских исследований (система PERT), не может механически переноситься на условия реализации проектов в социалистическом государстве. Необходимы глубокие исследования для обоснования показателя оптимальной надежно­ сти проектов в условиях СССР.

Из изложенного следует, что надежность выполнения работ в установленные сроки прежде всего зависит от правильности опре­ деления длительности работ.

В большинстве случаев при планировании время выполнения различных дорожно-строительных процессов определяется на осно­ ве весьма дробных нормативов ЕНиР или, наоборот, по усреднен­ ным за большой период показателям, выработки машин, что не всегда соответствует фактической производительности конкретной строительной организации.

Полученные таким образом продолжительности работ могут оказаться заведомо завышенными или заниженными, и потому рас­ четное значение Tv для графика в целом также не будет соответ­ ствовать действительному.

В ходе строительства работы сетевого графика с подобными временными оценками выполняются с большими отклонениями от плана, что требует внесения существенных изменений в сетевой график.

Подобные случаи были нередкими на практике и породили оп­ ределенное недоверие к сетевому планированию. Отклонения факти­ ческих сроков выполнения работы от плановых в равной мере на­ блюдались и при ведении работ по линейным календарным графи­ кам, но так как линейные графики плохо отражают динамику работ и редко являются документами управления, данные несоответствия менее заметны.

Таким образом, составляя сетевой график на основе общих нор­ мативных материалов без учета конкретного производственного

192


опыта данной строительной организации, мы заведомо лишаем по­ добный график реальности и большой производственной значимо­ сти. Это также относится к случаям составления сетевых графиков в детерминированных временных оценках без учета статистических данных колебаний производительности на основных видах дорож­ ных работ.

Подобный график в принципе не может быть реализован в пла­ новый срок и тем более не может дать существенной пользы и на стадии управления работами.

Следовательно, планирование с заданной надежностью должно строго учитывать конкретные производственные возможности строи­ тельной организации, что, в свою очередь, требует накопления статистического материала по выполненным ею работам, обработки

этого материала и получения значений Те и а по каждому виду строительных работ.

§ 28. Некоторые принципы оптимизации сетевых графиков на дорожно-строительные работы

Наличие сетевого графика ни в коей мере не означает оптималь­ ности отражаемой им организации работ. Поэтому после построе­ ния графика возникает задача его оптимизации по какому-либо избранному критерию. В настоящее время еще не созданы общие методы оптимизации сетевых графиков. Разработанные методы от­ носятся к частным случаям, причем сами методы являются эврис­ тическими (интуитивными).

Наиболее часто при оптимизации сетевых графиков за критерий принимается минимум стоимости работ (критерии стоимости) или оптимальное распределение ресурсов по работам графика и сокра­ щение общего срока выполнения работ.

Последняя постановка задачи более доступна для практики и потому рассмотрим один из возможных вариантов ее реали­ зации.

Р е с у р с а м и о д н о г о в и д а называют такие, у которых про­ изводительность при выполнении данной операции одинакова. При­ менительно к дорожным работам каждая группа дорожных машин одной марки является ресурсом одного вида, а отдельно взятая машина — единицей ресурсов данного вида. Ввиду сложности до­ рожных работ они часто выполняются несколькими типами машин. Однако почти всегда можно составить сетевой график с такой сте­ пенью детализации, чтобы каждая операция выполнялась лишь ре­ сурсами одного вида.

Такой подход и будет принят при последующем рассмотрении оптимизации сетевых графиков по ресурсам.

Ф р о н т о м

о п е р а ц и й в момент времени t называют множе­

ство F(t) операций,

которые выполняются или могут выполняться

в этот момент.

 

 

 

Объем любой операции комплекса обозначим через

а ско­

рость ее выполнения

U единицами ресурсов coj%(U). Если

количе­

193


ство ресурсов постоянно в течение всего времени выполнения опе­ рации, то время выполнения операции ta определится из соотно­ шения

п

(XI.20)

aji (If)

 

При ведении дорожно-строительных работ допускается перевод техники с участка выполненных работ на другой участок, где эти работы еще не завершены,

 

(iV)

для ускорения их выполне­

 

 

ния. В качестве примера

 

 

можно привести

переключе­

 

 

ние автогрейдера после оп­

 

 

равки штабеля

гравийного

 

 

материала

на

работы

по

 

 

окончательному разравнива­

 

 

нию готовой смеси гравийно­

 

 

го материала с вяжущим.

Рис. 43. Сопряженный сетевой график.

Возможность такого пере­

Утолщенными стрелками соединены ра­

ключения

обусловлена

тем,

боты,

лежащие на критическом пути

что работы по оправке шта­

требуют

небольшой затраты времени

беля вывезенного материала

автогрейдера

( 2 маш-ч на

1 км). Таким образом, во время выполнения операции количество однотипных машин (ресурсов одного вида) может меняться. В этом случае момент окончания операции Гк+i должен устанавливаться из зависимости

тк + 1

(XI.21)

а И ( б ' к - н )

 

где Wji — общий объем работ по данной операции;

— объем

работ, выполненный в течение времени Тк до изменения числа ма­ шин, выполняющих рассматриваемую работу; a)ji(UK+l) — скорость выполнения работ после изменения числа работающих машин (по истечении времени Тк).

При решении задач оптимального распределения ресурсов удоб­ но участки сетевых графиков изображать в так называемой сопря­ женной форме. На рис. 43 представлен подобный график для участ­ ка сети, изображенного на рис. 38. Работы (операции) на этом гра­ фике показаны кружками от Аи до Ак. Стрелки между кружками показывают лишь взаимосвязи. На рис. 38 и 43 приняты следующие обозначения работ:

работа 12Аи (начальная работа); работа 23А\\ работа 24—Л2; работа 35—Л3; работа 46—Л4;

работа 45—Л5; работа 5—7—Лб; работа 6—7—Л7; работа 7—8—Лк

(конечная работа).

194


Примем, что по своему характеру упомянутые девять работ мож­ но разделить на два класса, причем операции одного класса могут выполняться ресурсами (машинами) только одного и того же ви­ да. Работы первого класса обозначены на рис. 43 двойными круж­ ками {А\\ А2; Л6; А7), а второго класса — одиночными (Лн; Л3; Л4; Л5 ; Лк).

Так как эти работы должны выполняться в определенной после­ довательности, то можно построить графики использования и пере-

Рис. 44. График распределения ресурсов по работам сопряженного сетевого графика:

a — распределение ресурсов первого вида; б — распределение ресурсов второго вида

мещения ресурсов. Наши работы относятся к двум различным классам, поэтому на их выполнение необходимы и ресурсы (маши­ ны) двух видов. На рис. 44 для ресурсов обоих видов построены от­ дельные графики. Примем, что объемы операций Wjt соответству­ ют данным табл. 33, а скорости их выполнения пропорциональны числу выделенных ресурсов (машин), т. е.

 

 

 

 

 

 

«ji(U) =

U ji.

 

 

 

 

 

(XI.22)

 

В зависимости (XI.22) коэффициент пропорциональности для

простоты принят равным единице.

 

 

 

 

 

 

 

Этого всегда можно добиться за

 

 

 

 

Т а б л и ц а 33

счет выбора масштаба единиц для

Наимено­ операций

Наимено­

операций

измерения скоростей.

 

 

 

 

На

графике

(см.

рис.

44)

в

вание

 

Объем

вание

Объем

 

 

 

wn

квадратиках

показано исходное

операций

 

операций

 

 

 

 

 

 

 

число единиц ресурсов обоих ви­

 

 

 

 

 

 

 

дов (7 и б), а в скобках над стрел­

 

А

 

6

а 4

12

ками—-количество ресурсов, вы­

 

Ах

 

16

а 5

16

деленное для последовательного

 

А ,

 

15

 

 

36

выполнения соответствующих ра­

 

Л з

 

&

Ат

21

бот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А к

12

 

На основе данных табл. 33,

 

 

 

 

 

 

 

рис. 44 и формулы (XI.20)

вычис­

 

 

 

 

 

 

 

лим время, необходимое для выполнения работ Ан—Лн:

 

 

/■ - А

— 1-

L - -

16

- 4 -

U-

1 5

- 5 -

 

6 ' з-

tA= —

=

"

б

 

 

4

2

 

 

 

 

2

 

2

 

 

 

 

 

J.

 

— 9;

t7=>

2 1 8 _

7 и /к =

Л

= 2.

 

 

 

 

^

гб—

3

_

 

 

 

2

4

 

 

 

6

,

 

195


Полученные величины tji равны величинам te для соответствую­ щих работ, указанных на рис. 38. Это сделано специально в резуль­ тате соответствующего назначения величин 11+ и 1+ для дальней­ шей оптимизации сетевого графика (см. рис. 38) по ресурсам.

Вычислим теперь с помощью формулы (XI.21) моменты оконча­ ния всех операций, учитывая их взаимосвязи на графике рис. 43. Учитывая эти взаимосвязи, следует пользоваться также зависи­ мостью (XI.4).

Определим момент окончания работы Аи. При использовании формулы (XI.21) момент времени 7к должен трактоваться нами как возможный момент начала операции / —г. Следовательно, до момента 7„ данная операция (работа) выполняться не может в результате взаимосвязей между работами сетевого графика (см. рис. 43). Поэтому величину И+м в формуле (XI.21) следует при­ нимать равной нулю. Тогда

+ = — + + = 4 + 0 = 1.

Для операции Hi получим: 7i=m ax (7); 72).

Вычислим: Т 1= - ^ - - \ - Т я = - ^ - + 1 = 5 ;

 

ш]

 

4

7*2 = =

Щ + ТЯ:=

^ - + 1 = 6 .

 

 

 

3

Следовательно.,

+ = = т а х (7 к

72) = т а х (5; 6) =6.

Аналогично 73= т а х (7 3; Т5;

Т4).

Найдем: +

=

Щ

 

+

+

 

 

(03

 

 

 

Щ

 

+

=

+

+

 

 

“ 5

 

==

- + +

6 —9;

 

2

 

и

+

7 СО

=

2

 

 

 

7 4

w 4

+ г 2 == - 4 + 6 = 1 2 -

=

 

(04

2

Следовательно, 73 Аналогично:

II 3

+=

+-

+=

*

Я

75;

ТА = т а х

(9;

14; 12)

 

со

 

 

 

 

тах (Г 6;

+ ) ;

 

 

 

W6

П 73 = ^ - +

14 =

23;

 

и б

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ +

= - ^ - + 1 2 =

19.

 

“ 7

 

«5

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, 76 = т а х (7 6; 7?) =23.

W

1 9

Наконец, + = — ^- +

тах(Т 6; 7 7)= —+ш ах(23; 191=2+23 = 25,

“ к

6

что соответствует общей длительности критического пути, изобра­ женного на рис. 38. Так как мы по существу использовали обычный порядок исчисления самых ранних сроков свершения событий, то

196