Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
В левой части формулы выражения li/Ta\, Ts2, ..., L/T3n означа
ют выполнение работ на участке |
с соответствующей длиной (U, |
/г, L) за определенное время (7'31, Тз2, ..., Тап). |
|
Планирование работ с высокой |
надежностью страхует от воз |
можных срывов строительства, но требует большего количества до рожной техники, лучшего материально-технического обеспечения, т. е. в целом удорожает строительство.
Планирование с низкой надежностью позволяет выполнить стро ительные работы с меньшими затратами, но при этом возрастает риск невыполнения работ в установленный срок, что может обусло вить убытки от опоздания с вводом дороги в эксплуатацию. Поэто му оптимальным следует считать такой график организации, работ, который обусловливает минимальные суммарные приведенные за траты как на строительство, так и на эксплуатацию дороги в преде лах ее срока службы.
В ряде отечественных и зарубежных работ указывается, что се тевой график можно считать удовлетворительным, если его надеж ность находится в пределах 0,35—0,65. Этот показатель, получен ный в оснбвном по данным американских исследований (система PERT), не может механически переноситься на условия реализации проектов в социалистическом государстве. Необходимы глубокие исследования для обоснования показателя оптимальной надежно сти проектов в условиях СССР.
Из изложенного следует, что надежность выполнения работ в установленные сроки прежде всего зависит от правильности опре деления длительности работ.
В большинстве случаев при планировании время выполнения различных дорожно-строительных процессов определяется на осно ве весьма дробных нормативов ЕНиР или, наоборот, по усреднен ным за большой период показателям, выработки машин, что не всегда соответствует фактической производительности конкретной строительной организации.
Полученные таким образом продолжительности работ могут оказаться заведомо завышенными или заниженными, и потому рас четное значение Tv для графика в целом также не будет соответ ствовать действительному.
В ходе строительства работы сетевого графика с подобными временными оценками выполняются с большими отклонениями от плана, что требует внесения существенных изменений в сетевой график.
Подобные случаи были нередкими на практике и породили оп ределенное недоверие к сетевому планированию. Отклонения факти ческих сроков выполнения работы от плановых в равной мере на блюдались и при ведении работ по линейным календарным графи кам, но так как линейные графики плохо отражают динамику работ и редко являются документами управления, данные несоответствия менее заметны.
Таким образом, составляя сетевой график на основе общих нор мативных материалов без учета конкретного производственного
192
опыта данной строительной организации, мы заведомо лишаем по добный график реальности и большой производственной значимо сти. Это также относится к случаям составления сетевых графиков в детерминированных временных оценках без учета статистических данных колебаний производительности на основных видах дорож ных работ.
Подобный график в принципе не может быть реализован в пла новый срок и тем более не может дать существенной пользы и на стадии управления работами.
Следовательно, планирование с заданной надежностью должно строго учитывать конкретные производственные возможности строи тельной организации, что, в свою очередь, требует накопления статистического материала по выполненным ею работам, обработки
этого материала и получения значений Те и а по каждому виду строительных работ.
§ 28. Некоторые принципы оптимизации сетевых графиков на дорожно-строительные работы
Наличие сетевого графика ни в коей мере не означает оптималь ности отражаемой им организации работ. Поэтому после построе ния графика возникает задача его оптимизации по какому-либо избранному критерию. В настоящее время еще не созданы общие методы оптимизации сетевых графиков. Разработанные методы от носятся к частным случаям, причем сами методы являются эврис тическими (интуитивными).
Наиболее часто при оптимизации сетевых графиков за критерий принимается минимум стоимости работ (критерии стоимости) или оптимальное распределение ресурсов по работам графика и сокра щение общего срока выполнения работ.
Последняя постановка задачи более доступна для практики и потому рассмотрим один из возможных вариантов ее реали зации.
Р е с у р с а м и о д н о г о в и д а называют такие, у которых про изводительность при выполнении данной операции одинакова. При менительно к дорожным работам каждая группа дорожных машин одной марки является ресурсом одного вида, а отдельно взятая машина — единицей ресурсов данного вида. Ввиду сложности до рожных работ они часто выполняются несколькими типами машин. Однако почти всегда можно составить сетевой график с такой сте пенью детализации, чтобы каждая операция выполнялась лишь ре сурсами одного вида.
Такой подход и будет принят при последующем рассмотрении оптимизации сетевых графиков по ресурсам.
Ф р о н т о м |
о п е р а ц и й в момент времени t называют множе |
||
ство F(t) операций, |
которые выполняются или могут выполняться |
||
в этот момент. |
|
|
|
Объем любой операции комплекса обозначим через |
а ско |
||
рость ее выполнения |
U единицами ресурсов coj%(U). Если |
количе |
193
ство ресурсов постоянно в течение всего времени выполнения опе рации, то время выполнения операции ta определится из соотно шения
п |
(XI.20) |
|
aji (If) |
||
|
При ведении дорожно-строительных работ допускается перевод техники с участка выполненных работ на другой участок, где эти работы еще не завершены,
|
(iV) |
для ускорения их выполне |
|||
|
|
ния. В качестве примера |
|||
|
|
можно привести |
переключе |
||
|
|
ние автогрейдера после оп |
|||
|
|
равки штабеля |
гравийного |
||
|
|
материала |
на |
работы |
по |
|
|
окончательному разравнива |
|||
|
|
нию готовой смеси гравийно |
|||
|
|
го материала с вяжущим. |
|||
Рис. 43. Сопряженный сетевой график. |
Возможность такого пере |
||||
Утолщенными стрелками соединены ра |
ключения |
обусловлена |
тем, |
||
боты, |
лежащие на критическом пути |
что работы по оправке шта |
|||
требуют |
небольшой затраты времени |
беля вывезенного материала |
|||
автогрейдера |
( 2 маш-ч на |
1 км). Таким образом, во время выполнения операции количество однотипных машин (ресурсов одного вида) может меняться. В этом случае момент окончания операции Гк+i должен устанавливаться из зависимости
тк + 1 |
(XI.21) |
а И ( б ' к - н ) |
|
где Wji — общий объем работ по данной операции; |
— объем |
работ, выполненный в течение времени Тк до изменения числа ма шин, выполняющих рассматриваемую работу; a)ji(UK+l) — скорость выполнения работ после изменения числа работающих машин (по истечении времени Тк).
При решении задач оптимального распределения ресурсов удоб но участки сетевых графиков изображать в так называемой сопря женной форме. На рис. 43 представлен подобный график для участ ка сети, изображенного на рис. 38. Работы (операции) на этом гра фике показаны кружками от Аи до Ак. Стрелки между кружками показывают лишь взаимосвязи. На рис. 38 и 43 приняты следующие обозначения работ:
работа 1—2—Аи (начальная работа); работа 2—3—А\\ работа 2—4—Л2; работа 3—5—Л3; работа 4—6—Л4;
работа 4—5—Л5; работа 5—7—Лб; работа 6—7—Л7; работа 7—8—Лк
(конечная работа).
194
Примем, что по своему характеру упомянутые девять работ мож но разделить на два класса, причем операции одного класса могут выполняться ресурсами (машинами) только одного и того же ви да. Работы первого класса обозначены на рис. 43 двойными круж ками {А\\ А2; Л6; А7), а второго класса — одиночными (Лн; Л3; Л4; Л5 ; Лк).
Так как эти работы должны выполняться в определенной после довательности, то можно построить графики использования и пере-
Рис. 44. График распределения ресурсов по работам сопряженного сетевого графика:
a — распределение ресурсов первого вида; б — распределение ресурсов второго вида
мещения ресурсов. Наши работы относятся к двум различным классам, поэтому на их выполнение необходимы и ресурсы (маши ны) двух видов. На рис. 44 для ресурсов обоих видов построены от дельные графики. Примем, что объемы операций Wjt соответству ют данным табл. 33, а скорости их выполнения пропорциональны числу выделенных ресурсов (машин), т. е.
|
|
|
|
|
|
«ji(U) = |
U ji. |
|
|
|
|
|
(XI.22) |
|
|
В зависимости (XI.22) коэффициент пропорциональности для |
|||||||||||||
простоты принят равным единице. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Этого всегда можно добиться за |
|
|
|
|
Т а б л и ц а 33 |
|||||||||
счет выбора масштаба единиц для |
Наимено операций |
Наимено |
операций |
|||||||||||
измерения скоростей. |
|
|
|
|||||||||||
|
На |
графике |
(см. |
рис. |
44) |
в |
вание |
|
Объем |
вание |
Объем |
|||
|
|
|
wn |
|||||||||||
квадратиках |
показано исходное |
операций |
|
операций |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
число единиц ресурсов обоих ви |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
дов (7 и б), а в скобках над стрел |
|
А |
|
6 |
а 4 |
12 |
||||||||
ками—-количество ресурсов, вы |
|
Ах |
|
16 |
а 5 |
16 |
||||||||
деленное для последовательного |
|
А , |
|
15 |
|
|
36 |
|||||||
выполнения соответствующих ра |
|
Л з |
|
& |
Ат |
21 |
||||||||
бот. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А к |
12 |
||
|
На основе данных табл. 33, |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
рис. 44 и формулы (XI.20) |
вычис |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
лим время, необходимое для выполнения работ Ан—Лн: |
|
|
||||||||||||
/■ - А |
— 1- |
L - - |
16 |
- 4 - |
U- |
1 5 |
- 5 - |
|
— 6 ' з- |
tA= — |
= |
|||
" |
б |
|
|
4 |
’ |
2 |
|
|
|
|
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
J. |
|
— 9; |
t7=> |
2 1 8 _ |
7 и /к = |
Л |
= 2. |
|||
|
|
|
|
^ |
гб— |
3 |
_ |
|||||||
|
|
|
2 |
4 |
|
|
|
6 |
, |
|
195