Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 0
К и л о м е тр ы |
Л/ |
План с ситуацией |
ZZ2 d. Норки |
|
|
Земляные работы, п 3 |
13 500 |
устройство щебеночного |
1125/ 7500 |
основания , м^/мг |
|
Устройство асфальта- , |
750/7500 |
бетонного пак0Ъ1тия, т/п1 |
Искусственные сооружения
13500
1125/7500
750/7500
б? ЗйГ |
<*5 |
dg |
(Ь 7 |
d8 |
9d |
......' |
v |
v |
Р7Я |
|
|
V |
;-.;Л |
|
|
Плетнева |
|
80000 |
|
|
13000 |
|
|
6750/У5000 |
|
|
1125/7500 |
|
|
5500/05000 |
|
o1,0 |
750/7500 |
|
|
o1,0 |
a1,0 |
|
|
|
|
415.5 |
A15,5 |
|
Ь16,0 |
|
|
Рис. 39. Форма сетевого графика для планирования дорожных работ:
/-устройство труб; // —земляные работы; ///-устройство основания; IV —устройство покрытия
Ранние сроки свершения событий вычисляются последовательно по направлению стрелок работ от исходного до завершающего со бытия, а поздние сроки (даты) свершения событий вычисляются в обратной последовательности от завершающего до исходного со бытия. Система записи величин Тр и Та ясна из рис. 39, на котором приведен фрагмент сетевого графика, имеющего форму, наиболее удобную для планирования дорожных работ.
Для удобства сравнения на этом рисунке отражена в сетевой форме организация работ по постройке участка дороги, ранее пока занная на линейном графике (см. рис. 36).
Формы сетевых графиков в разных звеньях их применения бу дут также различны. При сетевом планировании работы в СУ наи более удобно совмещать сетевой график с крупномасштабной схе мой, на которой показаны объекты работ (см. рис. 39). Для облег чения самого процесса планирования в этом звене целесообразно использовать готовые блоки сетевых графиков на типовые комп лексы, а также специальную линейку канд. техн. наук Ю. А. Маль цева для сетевого планирования дорожных работ.
Форма сетевого графика, представленного на рис. 39, сохраняет основные преимущества линейных календарных графиков: просто ту, наглядность, привязанность к плану дороги и т. д. Над планом дороги показаны линейные работы, а работы по приготовлению материалов и полуфабрикатов и транспортные работы изображены в ленточной форме слева от линейных. Методика построения такого графика имеет много общего с календарным. Разница состоит в том, что после построения технологической основы сетевой график рассчитывают по ранним и поздним срокам, определяют критиче ский путь.
Как уже отмечалось, на рис. 39 показан линейный календарный график постройки того же участка, что и на рис. 36. На рис. 36 не выделены критические работы; нельзя проследить последствия, к которым приведет нарушение сроков любой из работ, так как на ка лендарном графике не показываются в деталях связи работ друг с другом; на календарном графике не видны резервы времени некри тических работ. Эти недостатки календарного графика можно уст ранить, показав детально взаимосвязи работ, присвоив каждой из них временные характеристики и подсчитав по ранним и поздним срокам. Но в этом случае мы неизбежно превращаем календарный график в сетевой (см. рис. 39). Этот пример показывает, что сете вое планирование является дальнейшим развитием и детализацией календарного. Отсюда следует необоснованность противопоставле ния СПУ и календарного планирования.
§ 27. Математические основы сетевого планирования
Перейдем к рассмотрению важнейших вопросов сетевого плани рования: порядка установления длительности работ сетевого гра фика teij\ оценки надежности сетевых графиков; методов оптими зации сетевых графиков.
183
|
|
|
|
Т а б л и ц а 32 |
|
Дорожные машины |
а в долях |
te |
Дорожные машины |
<3В ДОЛЯХ t |
|
Ое - и |
|
Ое =1) |
|||
|
|
|
|||
Автогрейдеры |
|
0,190 |
Бетоноукладочный ком- |
0,120 |
|
Автогудронаторы |
|
0,101 |
|
плект |
0,198 |
Автомобили-самосвалы |
0,206 |
Самоходные катки |
|||
Поливо-моечные маши- |
0,101 |
|
Бульдозеры |
0,090 |
|
ны |
|
0,169 |
|
Распределитель Д-336 |
0,201 |
Автомобильные краны |
|
Скреперы |
0,138 |
||
Асфальтобетонный |
за- |
0,286 |
|
Тракторы |
0,195 |
вод |
|
0,173 |
|
Экскаваторы |
0,173 |
Асфальтоукладчики |
|
|
|
|
|
П р и м е ч а н и е . |
Приведенные |
данные |
относятся к одной отдельно работающей |
||
машине. При совместной работе п однотипных машин среднеквадратичное |
отклонение |
||||
для такого звена составляет , как |
это ясно из |
гл. IV, оп = а у п |
|
Как уже отмечалось в гл. III, длительность любой работы в ус ловиях дорожного строительства зависит от множества факторов и является вероятностной величиной. Поэтому общая продолжитель ность строительства неизбежно отклоняется от плановой, т. е. стро ительство дороги в целом также представляет собой сложный ве роятностный процесс.
Исследования статистических данных по выполнению норм вы работки дорожной техникой в УС автомобильной дороги Москва — Рига и в тресте «Севзапдорстрой», проведенные Ю. А. Мальцевым, показали, что производительность машин наиболее полно описы
вается |
законом |
бета-распределения и нормальным законом (см. |
гл. III). |
В табл. |
32 приведены параметры нормально распределен |
ной производительности машин, причем математическое ожидание t e, равное единице, соответствует 100% выполнению нормы, а сред неквадратичное отклонение о выражено в долях единицы,
т. е. t e.
Для того чтобы исчерпывающим образом характеризовать дли тельность работы, необходимо и достаточно знать: закон распреде ления, которому подчинена длительность работы как случайная ве личина; математическое ожидание длительности, te\ величину дис
персии о2 как меру отклонения случайной длительности работы ti от ее математического ожидания 1е.
В гл. IV был рассмотрен порядок анализа имеющихся данных по длительности изучаемой работы для ответа на эти три воп роса.
При достаточной статистике величину te наиболее целесообразно определять по формуле (III.11). Однако во многих случаях могут отсутствовать представительные статистические данные наблюде ний за длительностью работы. Тогда при сетевом планировании по системе PF.RT величина teij определяется следующим образом. На
184
основе опыта производства работ в аналогичных условиях устанав ливаются; t0— минимальная продолжительность работы при наибо лее благоприятных условиях (оптимистическая оценка); *п— мак симальная продолжительность работы при самых неблагоприятных условиях (пессимистическая оценка); tv — наиболее вероятная про должительность работы при средних условиях (реалистическая оценка).
Необходимо отметить, что выявление величин t0, ta и tp являет ся ответственным этапом сетевого планирования. Оптимистическая оценка исходит из самых благоприятных обстоятельств в конкрет ных условиях стройки (действий подразделений) в отношении со стояния техники, обеспечения материалами и т. п. Пессимистиче ская оценка, наоборот, исходит из неблагоприятного стечения об стоятельств. Внешние Неблагоприятные факторы (несчастные слу чаи, стихийные бедствия) при этом не принимаются во внимание. Наиболее весомой является реалистическая оценка продолжитель ности работы при наиболее типичном состоянии техники, подаче материалов в срок или с небольшими отклонениями от него, не больших затрат времени на разрешение возникающих в ходе работ трудностей и т. п. Именно для таких условий приводятся нормати вы ЕНиР. Очевидно, что оценки t0 и tn имеют меньшее значение, чем оценка tp.
Поэтому на основе трех оценок t0, tu и tp расчетное значение дли тельности работы определяется из соотношения:
О// ■ |
to + 4fp + 0 |
(XI. 10) |
Иногда величину tp трудно определить и известными будут толь ко tn и t0 как наибольшая и наименьшая продолжительности работ данного вида, выполнявшихся ранее. В этом случае разработчики системы PERT предлагают использовать формулу
j. -- 3*0 -Ь 2tnx |
(XI.11) |
Формула (XI.11), как будет показано ниже, легко выводится из соотношения (III.34) при значениях параметров формы и размера у = 2 и т]= 3, принятых в системе PERT. В самом деле, из (III.34) путем простейших преобразований получаем
|
|
Те = |
-----1----- |
|
|
|
(XI. 12) |
|
|
|
4 + 7 |
|
|
|
|
— |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
и далее t„— ---------- = — . |
|
|
|
|
|
||
в |
3 + 2 |
5 |
|
|
|
|
|
На основе (III.32) |
легко получаем значение моды пг = |
— . |
|||||
Следует учесть, что соотношения (Ш.ЗЗ) и (III.34) |
3 |
|
|||||
записаны для |
|||||||
0 < * < 1 ,0 , |
т. е. весь диапазон |
изменений |
t от |
t0 до |
tn |
принят за |
|
единицу, |
причем |
*о = 0 и ta= 1. Тогда |
из |
(XI. 11) |
получаем |
7—1092 |
185 |
3. о —f—2• 1 |
2 |
t -----— —— |
= — , т. e. то же соотношение (XI.12). На рис. 40 |
е5 5
представлен график p-распределения для этого случая с математи ческим ожиданием, сдвинутым в сторону оптимистической оценки длительности работы.
Рис. 40. График плотно
сти |
бета-распределения |
|
при |
параметрах |
формы |
и размера у = 2 |
и г)=3 |
Преобразуем также зависимость (III.33) |
|
|
|
|||
1 -- te |
г— |
- |
—П |
|
||
Я |
|
|
|
|
|
|
В результате будем иметь: |
|
|
|
|
|
|
r i ^ = ( i - 7 e) [ £ ( 1 - 0 - « * ] |
|
|
||||
или |
( \ - 7 е)7е{ \ - 7 е) |
(XI. 13) |
||||
|
(l — te) + 1 |
|
||||
|
|
|
|
|
||
Внося в (XI. 13) te= —• |
и 11 = |
3, |
получим |
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
2 \ |
2 I |
2 |
1 |
|
- |
1 |
' - T J T i ' - T |
|
|||||
|
|
|
--------И |
а — — |
•, |
|
1 - т |
+ 3 |
|
25 |
|
|
5 |
|
|
|
|
|
||
Так как tu—10= 1,0, то далее можно записать |
|
|||||
|
о = |
|
|
|
|
(XI. 14) |
И ag= |
_ ^ " - fo)2- . |
|
|
(XI. 15) |
||
|
|
|
25 |
|
|
|
Как видно из изложенного, формулы (XI.11) и (XI.15) исходят из постулируемых в системе PERT значений у = 2 и г] = 3, что во многих случаях не будет соответствовать реальным условиям про изводства дорожно-строительных работ в СССР. Нетрудно понять, что полученные из опыта разработки ряда проектов в США у = 2 и т)=3 никоим образом нельзя переносить на условия ведения дорож но-строительных работ в СССР в условиях социалистической эконо мики. Следовательно, использование формул (XI. 11) и (XI. 15), ре
186