Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К и л о м е тр ы

Л/

План с ситуацией

ZZ2 d. Норки

 

Земляные работы, п 3

13 500

устройство щебеночного

1125/ 7500

основания , м^/мг

Устройство асфальта- ,

750/7500

бетонного пак0Ъ1тия, т/п1

Искусственные сооружения

13500

1125/7500

750/7500

б? ЗйГ

<*5

dg

(Ь 7

d8

9d

......'

v

v

Р7Я

 

 

V

;-.;Л

 

 

Плетнева

 

80000

 

 

13000

 

6750/У5000

 

 

1125/7500

 

5500/05000

 

o1,0

750/7500

 

o1,0

a1,0

 

 

 

415.5

A15,5

 

Ь16,0

 

 

Рис. 39. Форма сетевого графика для планирования дорожных работ:

/-устройство труб; // —земляные работы; ///-устройство основания; IV устройство покрытия


Ранние сроки свершения событий вычисляются последовательно по направлению стрелок работ от исходного до завершающего со­ бытия, а поздние сроки (даты) свершения событий вычисляются в обратной последовательности от завершающего до исходного со­ бытия. Система записи величин Тр и Та ясна из рис. 39, на котором приведен фрагмент сетевого графика, имеющего форму, наиболее удобную для планирования дорожных работ.

Для удобства сравнения на этом рисунке отражена в сетевой форме организация работ по постройке участка дороги, ранее пока­ занная на линейном графике (см. рис. 36).

Формы сетевых графиков в разных звеньях их применения бу­ дут также различны. При сетевом планировании работы в СУ наи­ более удобно совмещать сетевой график с крупномасштабной схе­ мой, на которой показаны объекты работ (см. рис. 39). Для облег­ чения самого процесса планирования в этом звене целесообразно использовать готовые блоки сетевых графиков на типовые комп­ лексы, а также специальную линейку канд. техн. наук Ю. А. Маль­ цева для сетевого планирования дорожных работ.

Форма сетевого графика, представленного на рис. 39, сохраняет основные преимущества линейных календарных графиков: просто­ ту, наглядность, привязанность к плану дороги и т. д. Над планом дороги показаны линейные работы, а работы по приготовлению материалов и полуфабрикатов и транспортные работы изображены в ленточной форме слева от линейных. Методика построения такого графика имеет много общего с календарным. Разница состоит в том, что после построения технологической основы сетевой график рассчитывают по ранним и поздним срокам, определяют критиче­ ский путь.

Как уже отмечалось, на рис. 39 показан линейный календарный график постройки того же участка, что и на рис. 36. На рис. 36 не выделены критические работы; нельзя проследить последствия, к которым приведет нарушение сроков любой из работ, так как на ка­ лендарном графике не показываются в деталях связи работ друг с другом; на календарном графике не видны резервы времени некри­ тических работ. Эти недостатки календарного графика можно уст­ ранить, показав детально взаимосвязи работ, присвоив каждой из них временные характеристики и подсчитав по ранним и поздним срокам. Но в этом случае мы неизбежно превращаем календарный график в сетевой (см. рис. 39). Этот пример показывает, что сете­ вое планирование является дальнейшим развитием и детализацией календарного. Отсюда следует необоснованность противопоставле­ ния СПУ и календарного планирования.

§ 27. Математические основы сетевого планирования

Перейдем к рассмотрению важнейших вопросов сетевого плани­ рования: порядка установления длительности работ сетевого гра­ фика teij\ оценки надежности сетевых графиков; методов оптими­ зации сетевых графиков.

183


 

 

 

 

Т а б л и ц а 32

Дорожные машины

а в долях

te

Дорожные машины

<3В ДОЛЯХ t

Ое - и

 

Ое =1)

 

 

 

Автогрейдеры

 

0,190

Бетоноукладочный ком-

0,120

Автогудронаторы

 

0,101

 

плект

0,198

Автомобили-самосвалы

0,206

Самоходные катки

Поливо-моечные маши-

0,101

 

Бульдозеры

0,090

ны

 

0,169

 

Распределитель Д-336

0,201

Автомобильные краны

 

Скреперы

0,138

Асфальтобетонный

за-

0,286

 

Тракторы

0,195

вод

 

0,173

 

Экскаваторы

0,173

Асфальтоукладчики

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е .

Приведенные

данные

относятся к одной отдельно работающей

машине. При совместной работе п однотипных машин среднеквадратичное

отклонение

для такого звена составляет , как

это ясно из

гл. IV, оп = а у п

 

Как уже отмечалось в гл. III, длительность любой работы в ус­ ловиях дорожного строительства зависит от множества факторов и является вероятностной величиной. Поэтому общая продолжитель­ ность строительства неизбежно отклоняется от плановой, т. е. стро­ ительство дороги в целом также представляет собой сложный ве­ роятностный процесс.

Исследования статистических данных по выполнению норм вы­ работки дорожной техникой в УС автомобильной дороги Москва — Рига и в тресте «Севзапдорстрой», проведенные Ю. А. Мальцевым, показали, что производительность машин наиболее полно описы­

вается

законом

бета-распределения и нормальным законом (см.

гл. III).

В табл.

32 приведены параметры нормально распределен­

ной производительности машин, причем математическое ожидание t e, равное единице, соответствует 100% выполнению нормы, а сред­ неквадратичное отклонение о выражено в долях единицы,

т. е. t e.

Для того чтобы исчерпывающим образом характеризовать дли­ тельность работы, необходимо и достаточно знать: закон распреде­ ления, которому подчинена длительность работы как случайная ве­ личина; математическое ожидание длительности, te\ величину дис­

персии о2 как меру отклонения случайной длительности работы ti от ее математического ожидания 1е.

В гл. IV был рассмотрен порядок анализа имеющихся данных по длительности изучаемой работы для ответа на эти три воп­ роса.

При достаточной статистике величину te наиболее целесообразно определять по формуле (III.11). Однако во многих случаях могут отсутствовать представительные статистические данные наблюде­ ний за длительностью работы. Тогда при сетевом планировании по системе PF.RT величина teij определяется следующим образом. На

184


основе опыта производства работ в аналогичных условиях устанав­ ливаются; t0— минимальная продолжительность работы при наибо­ лее благоприятных условиях (оптимистическая оценка); *п— мак­ симальная продолжительность работы при самых неблагоприятных условиях (пессимистическая оценка); tv — наиболее вероятная про­ должительность работы при средних условиях (реалистическая оценка).

Необходимо отметить, что выявление величин t0, ta и tp являет­ ся ответственным этапом сетевого планирования. Оптимистическая оценка исходит из самых благоприятных обстоятельств в конкрет­ ных условиях стройки (действий подразделений) в отношении со­ стояния техники, обеспечения материалами и т. п. Пессимистиче­ ская оценка, наоборот, исходит из неблагоприятного стечения об­ стоятельств. Внешние Неблагоприятные факторы (несчастные слу­ чаи, стихийные бедствия) при этом не принимаются во внимание. Наиболее весомой является реалистическая оценка продолжитель­ ности работы при наиболее типичном состоянии техники, подаче материалов в срок или с небольшими отклонениями от него, не­ больших затрат времени на разрешение возникающих в ходе работ трудностей и т. п. Именно для таких условий приводятся нормати­ вы ЕНиР. Очевидно, что оценки t0 и tn имеют меньшее значение, чем оценка tp.

Поэтому на основе трех оценок t0, tu и tp расчетное значение дли­ тельности работы определяется из соотношения:

О// ■

to + 4fp + 0

(XI. 10)

Иногда величину tp трудно определить и известными будут толь­ ко tn и t0 как наибольшая и наименьшая продолжительности работ данного вида, выполнявшихся ранее. В этом случае разработчики системы PERT предлагают использовать формулу

j. -- 3*0 -Ь 2tnx

(XI.11)

Формула (XI.11), как будет показано ниже, легко выводится из соотношения (III.34) при значениях параметров формы и размера у = 2 и т]= 3, принятых в системе PERT. В самом деле, из (III.34) путем простейших преобразований получаем

 

 

Те =

-----1-----

 

 

 

(XI. 12)

 

 

 

4 + 7

 

 

 

 

2

2

 

 

 

 

 

и далее t„— ---------- = — .

 

 

 

 

 

в

3 + 2

5

 

 

 

 

 

На основе (III.32)

легко получаем значение моды пг =

— .

Следует учесть, что соотношения (Ш.ЗЗ) и (III.34)

3

 

записаны для

0 < * < 1 ,0 ,

т. е. весь диапазон

изменений

t от

t0 до

tn

принят за

единицу,

причем

*о = 0 и ta= 1. Тогда

из

(XI. 11)

получаем

7—1092

185


3. о —f—2• 1

2

t -----— ——

= — , т. e. то же соотношение (XI.12). На рис. 40

е5 5

представлен график p-распределения для этого случая с математи­ ческим ожиданием, сдвинутым в сторону оптимистической оценки длительности работы.

Рис. 40. График плотно­

сти

бета-распределения

при

параметрах

формы

и размера у = 2

и г)=3

Преобразуем также зависимость (III.33)

 

 

 

1 -- te

г—

-

—П

 

Я

 

 

 

 

 

 

В результате будем иметь:

 

 

 

 

 

r i ^ = ( i - 7 e) [ £ ( 1 - 0 - « * ]

 

 

или

( \ - 7 е)7е{ \ - 7 е)

(XI. 13)

 

(l — te) + 1

 

 

 

 

 

 

Внося в (XI. 13) te= —•

и 11 =

3,

получим

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

2 \

2 I

2

1

 

-

1

' - T J T i ' - T

 

 

 

 

--------И

а — —

•,

1 - т

+ 3

 

25

 

 

5

 

 

 

 

 

Так как tu10= 1,0, то далее можно записать

 

 

о =

 

 

 

 

(XI. 14)

И ag=

_ ^ " - fo)2- .

 

 

(XI. 15)

 

 

 

25

 

 

 

Как видно из изложенного, формулы (XI.11) и (XI.15) исходят из постулируемых в системе PERT значений у = 2 и г] = 3, что во многих случаях не будет соответствовать реальным условиям про­ изводства дорожно-строительных работ в СССР. Нетрудно понять, что полученные из опыта разработки ряда проектов в США у = 2 и т)=3 никоим образом нельзя переносить на условия ведения дорож­ но-строительных работ в СССР в условиях социалистической эконо­ мики. Следовательно, использование формул (XI. 11) и (XI. 15), ре­

186