Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналогично

=

(0 ,0 6 £ |)2 =

(0,06■ 3000)2 =

32

400

кгс2/см 4;

 

а |2 =

(0,06 £ 2)2 =

(0,06-2400)2 =

20

700

кгс'2/см4;

 

о | з =

(0,06-1300)2 = 6080 кгс2/см4;

 

 

 

а |4 =

(0,06 -300)2= 324 кгс2/см4.

 

 

Дисперсию ал2 найдем из соотношения [см. гл. XI, формулу (XI.16)]:

 

 

 

4 =

 

+ °1

 

 

 

(X II.71)

 

 

 

 

 

 

 

 

что требует предварительного определения величин

.

Последние можно най­

ти также

по правилу

«трех сигм»

либо

воспользовавшись условием

СНиП

П1-Д.5-72, что максимальные отклонения толщин

слоев

от проектных,

равные

10%, не должны составлять более 10% от общего

числа

промеров.

С

учетом

округлений фактических

измерений величину

 

можно

определить

на

основе

зависимости

(III.20) (см. гл. III):

 

 

 

 

 

 

 

 

р [(ft; — 0,05 ht) <

hi

< {hi + 0,05ft,-)] =

 

 

_ _1_

ф / hi + 0,05ft,- - f t ,- ) \

_

ф /

hi -0 ,0 5 ft,- - f t,-

 

 

 

2 .

V

 

^~2ahi

 

)

1

^

4

 

 

После простейших преобразований будем иметь:

 

 

 

 

 

p\ {h i — 0,05ft;)

<

hi < (Л,- 4- 0,05ft,-)] = Ф

0,05А,-

 

 

 

0 ,9 .

 

Из

приложения

2

найдем

0,05ft,-

=

1,163,

откуда

Ч -

°.05

-

----- ——

— — = — — ------

 

 

 

 

 

У

2сй.

 

 

 

hi

V 2-1,163

=

0,031, т. е. ай

= 0 ,0 3 1

ft,-

и а \

=

0,00096

ft2, что

дает:

 

 

о21 =

0,00096-52 =

0,024 см2; 02а = 0,00096-102 =

0,096 см2;

 

 

 

 

о2

=

02

 

=

0,00096-302 =

0,865

см2.

 

 

 

 

 

«3

 

« 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следовательно,

°д =

2

ал-

=

0,024 + 0,096 + 0,865 +

0,865 = 1,85

см2.

 

 

 

 

7^1

1

 

 

 

 

 

 

 

Для того чтобы перейти к расчетам с помощью зависимости (XI1.70), оста­

лось найти дисперсию o i . Сделать это можно на основе соотношения (XII.65),

ср

которое удобнее представить в виде:

 

 

 

До

 

 

 

Л4

(XII.72)

 

-ср =

~ Т

£ l + ~ Г

^ 2

~~й

^ 3

+ , -£4-

 

v

h

ft

 

Л

 

ft

 

 

Полагая

все величины,

входящие

в

(XII.72),

независимыми друг

от

друга,

можно для

определения

2

 

 

известными теоремами

теории

 

воспользоваться

вероятностей о дисперсии произведений и сумм случайных величин. Соотноше226


ние для вычисления с достаточной точностью

 

 

запишется на

основе

этих

теорем в виде:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 СР= « V 4 , + т\ ° \ + т\ ° к + mi

+

 

 

 

 

 

 

 

Р

ft

 

 

 

ft

 

ft

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

m ft. 4 , +

mE3

 

i

„,2

 

+

 

 

 

 

(XII. 73)

 

 

 

 

 

+

m ft.

 

 

 

 

 

В свою очередь, на основе теоремы о дисперсии произведения независимых

случайных величин можно получить формулу для вычисления дисперсий

 

а2Л

в виде:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

4

 

"л.

 

 

 

 

 

 

(XII. 74)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значения

4

были вычислены

выше.

Величины

математических ожиданий

mh

и mh

также

известны, а

именно

mh^=

5 см;

mhi = 10

см;

 

 

=

= 30 см

и т/, = 75

см (см. рис. 52). Не приводя самих

вычислений по формуле

(XI 1.74),

дадим лишь их результаты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

g\

=

0,0000028;

а2Лз =0,000011;

ст2Ла = 0 ,0 0 0 1 ;

< 4

= 0 ,0 0 0 1 .

 

 

 

~7Г

 

 

 

~~h

 

 

 

ft

 

 

 

ft

 

 

 

 

 

Тогда

а2.

=

^

J 32 400 + 30002.о ,0000028 + ( ^ ^ 2 0 700 +

24002 х

 

 

 

 

 

30\2

 

 

 

 

 

/30\2

 

75

 

 

 

 

 

X 0,000011

 

 

13002.0,0001 +

 

3002.0,0001

=

144 +

25 +

 

— 1

6080 +

1— 1324 +

+ 372 +

63 +

973 +

169 +

52 +

9 =

1807 кгс^/см*.

 

 

 

 

 

 

 

 

Теперь следует воспользоваться зависимостью

(XII.70) и определить диспер­

сию

4 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

=

1,942-81 + 0,552-1807 +

7 ,V ■1,85 = 962 кгс2/см4.

 

 

Среднеквадратичное отклонение

3Еэ

'

а£ э --

У 962 s

31 кгс/см2.

 

 

Определим теперь вероятность безотказной работы дороги в течение расчет­

ного периода длительностью 20 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно условиям задачи разрушение дорожной одежды может произойти,

если коэффициент прочности кп будет

меньше или

равен

0,8.

При этом значение

£ э ^ 0 ,8 /п £ э=0,8-883=707. Тогда вероятность безотказной работы. P(t) выразится зависимостью

Р ( 0 =

Р ( Е Э > 707) или

1 — P (O =

Q (O =

 

£ (0

< £ э < 707).

На основе формулы (III.20) получим:

 

 

 

 

 

£ э < 707) = 2

707 — 883

 

0 — 883

р ( 0 <

Ф 7- - —

— ф

( —

“ —

 

 

У 2-31

 

\

У

2-31

Таким образом, если фактические отклонения величины £ j и А, не будут пре­ восходить указанных в условиях задачи, то вероятность безотказной работы дороги будет близка к 4.

227


Очевидно, что при больших отклонениях £<

и

Лг от

нормативных

значений вероятность безотказной работы дороги

была

бы

меньше. Поль­

зуясь приведенной методикой решения задачи, но в обратном порядке, т. е. за­ даваясь P(t), можно обосновать допустимые отклонения фактических модулей деформации и толщин слоев дорожной одежды от проектных. В связи с большим

объемом

расчетов

по такой

задаче мы не приводим

здесь ее решения.

П р и м е р 2.

В период между капитальными

ремонтами

автомобильных

дорог с

асфальтобетонными

покрытиями (Гн по нормам Гк= 18

лет) проводятся

работы по среднему ремонту. Многолетними наблюдениями установлено, что по­ требность в среднем ремонте дорог характеризуется следующими данными: 25% протяжения дорог требует среднего ремонта в пределах первых пяти лет эксплуа­

тации, 18%— при сроке эксплуатации от

5 до 10 лет и 14% — от 10 до 15 лет.

На остальной части протяжения дорог за

время Тк средний ремонт не требуется

(приведенные данные условны и приняты для показа методики решения задачи). Установлено также, что основной причиной среднего ремонта являются весен­ ние деформации дорожных одежд, обусловленные соответствующими деформа­ циями земляного полотна. Можно поэтому принять, что «отказы дорог» (выход их в средний ремонт) являются не износовыми, а условно мгновенными (от пу­

чения или неравномерной осадки земляного полотна).

Требуется определить необходимые ассигнования по годам на средний ре­ монт дорожных одежд, если протяжение дорог с указанными типами покрытия

составляет .1000 км и стоимость среднего ремонта 1 км равна 3450 руб. ( С ^ ) . Решение задачи начнем с определения интенсивности отказов X(t). Поль­

зуясь формулой (XII.20), для середины периода 0—5 лет получим:

25

Х(2’5) = /— ^ Г ^ 0,057' 100- - 5

В данном расчете число отказов п (25)

принято

равным проценту выхода

дорог

из строя, а число дорог

соответственно 100,

 

что

вполне

правомерно.

100—

25

 

 

дорог

в первом

пятилетием

— есть среднее число исправно работающих

интервале времени.

 

 

 

 

 

 

Таким же образом вычислим X (7,5) и X (12,5):

 

 

 

 

 

X(7 ,5)=

18

=

0,055;

 

 

 

 

 

 

 

 

^ 100 — 25 —

5

 

 

 

 

 

I (12,5) = --------------------------—---- =

0,056.

 

 

^ 100 — 25 — 18 — —j 5

 

 

 

 

Из приведенных расчетов

следует, что

X (2,5)s X

(7,5) = Х (12,5),

что позво­

ляет предположить экспоненциальное распределение времени безотказной работы. Определим среднее значение X для всего межремонтного периода 7% = 18 лет.

Легко уяснить, что

знаменатель формулы (XII.20) дает время безотказной

работы элементов в соответствующем интервале времени At. Тогда

 

Общее число отказов за

время Т к

Общее время безотказной работы

всех

элементов за время Тк

=

25 + 18 +

14

= 0,05.

 

 

25-2,5 + 18-7,5 -1- 14-12,5 +

43-18

Полученный показатель меньше ранее вычисленных для 15-летнего периода

величин X (2,5); X (7,5)

и X (12,5), так как относится ко всему периоду 7'к = 18лет.

2 2 8


Так как в годы, предшествующие капитальному ремонту, средний ремонт не проводится, будем пользоваться в дальнейшем величиной АСр=0,056, справед­

ливой для

15-летнего периода эксплуатации дороги.

 

Зависимость для определения годовых ассигнований на средний ремонт мож­

но записать в виде:

 

 

 

 

 

Сер I =

[<?

-

1)] LC% ,

(XI 1.75)

где Q(ti) — вероятность отказа

(для выхода дорог в средний ремонт) до момента

времени t t

(в годах).

 

 

 

 

Очевидно, что разность Q(t >) Q ( t i — 1) дает долю выхода дорог в средний

ремонт за данный t-й год. Внося (XI1.39)

в (XII.75), получим:

 

 

Сер / = [(l -

е ~ Х*0 -

( l -

e” W' - 0 ] LC<$

 

или

Ccp/ =

(e_U' - > - e_Wi) LC<$.

(X II.76)

Определим, в частности, необходимые ассигнования на первый год эксплуа­

тации (i=

1).

 

 

 

 

 

С ср 1 = ( е - 0’05^ 1- * ) _

е —0,°5S-1) ^0 0 0 -3 4 5 0 =

 

=

(еО _ е- ° ' 05б)3,45 -106 = (1 — 0 ,9 4 6 )3 ,4 5 -106 = 186

тыс. руб.

За второй год:

 

 

 

 

 

Сср 2 = (е- 0 ,056,1 — е ~ 0,056'2) 3 ,4 5 -106 =

 

 

= (0,946 — 0 ,8 9 4 )3 ,4 5 -106 = 179 тыс. руб.

 

Аналогично сосчитаны и приводятся ниже остальные величины

С ср,- (в тыс.

руб.):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сср , =

186

Сср 6 =

141

 

=

107

 

 

 

 

 

 

Сер 11 1

 

 

 

 

Сер 2 =

179

Сер 7 — 134

Сер 12

=

103

 

 

 

ССр 3= 169

Сер 8 =

128

 

= 93

 

 

 

 

 

 

Сер 13 :

 

 

 

 

Сер 4 =

169

Сер 9 ~

121

Сср 14

=

90

 

 

 

Сер5=

148

Сер 10 =

114

Сер 15

=

86

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

С • —

Общие

ассигнования С^.

на средний ремонт составят: Сс.

V

^

Wp I

/=1

=1,96 млн. руб., что можно, естественно, получить и другим путем:

С|р = 0,57 -1000-3,45-103 = 1,96 млн. руб.

Постепенное уменьшение величин Сср1объясняется тем, что A.=const, т. е. доля выхода дорог в ремонт постоянна, но она с каждым годом исчисляется от все меньшей протяженности дорог, еще не подвергавшихся ремонту.

Как ясно из условий задачи, за период

между

капитальными ремонтами

Гк= 18 лет проводится лишь один средний

ремонт

на участках, составляющих

57% общей протяженности дорог. В соответствии с официальными нормативами на дорогах, подобных рассмотренным, могут планироваться два средних ремон­ та. Поэтому результаты решения задачи следует рассматривать лишь как иллюст­ рацию методики.

229