Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

подшипники, некоторые детали автомобилей и т. п.). Как видно из рис. 49, в, это распределение может применяться для количествен­ ной оценки надежности устройств с учетом периода приработки.

Если

в зависимости (XII.55)

принять а = 1 ,

то получим

k(t) =

1

 

 

‘ 1

 

= — , т. е. интенсивность отказов постоянна,

причем— ■соответ-

Р

X в экспоненциальном

распределении.

Р

(XII.53)

ствует

Формула

принимает вид:

___t_

a { t ) = — & Р или a{t) — 'ko.-xt.

Таким образом, экспоненциальное распределение является част­

ным случаем распределения Вейбулла при а = 1 и — = Х.

При а = 2 из (XII.53) получается распределение Релея, имеющее определенное применение в теории надежности с плотностью (час­ тотой отказов) вида:

...

21

(XII.57)

^ ) =

— ехр

Как можно видеть из рис. 14, 48 и 49, большинство охарактери­ зованных выше распределений не может описать изменения часто-

Рис. 50. Зависимость А.(/) для

Рис. 51. Зависимость %{t)

суперпозиции двух экспонен­

для

суперпозиции экспо­

циальных распределений

ненциального и усеченно­

 

го

нормального законов

ты a(t) и интенсивности X(t) отказов на всем интервале времени работы устройства. Поэтому часто используется суперпозиция (сло­ жение) нескольких распределений (рис. 50, 51). При этом записы­ вается вначале выражение для a(t), например

a (t) = С ^ е - ^ 1-f- С2Х2е - ^

(суперпозиция двух экспоненциальных распределений), а затем по формулам (XII. 18), (XII.21) обычным порядком находятся P(t), k(t) и Т.

221


При использовании любого из приведенных выше распределений для количественной оценки надежности прежде всего возникает задача вычисления параметров распределения: При экспоненциаль­ ном распределении это средняя интенсивность отказов Я, при нор­ мальном— математическое ожидание времени безотказной работы Т и среднеквадратичное отклонение а, для гамма-, бета- и Вейбул- ла-распределений — соответствующие им параметры формы и мас­ штабы: Яо и к; у и г|; а и |3.

В гл. III был рассмотрен порядок определения Я, Г и о, у и р соответственно для экспоненциального, нормального и бета-распре­ делений. Уточним поэтому лишь порядок вычисления параметров формы и масштаба для гамма-распределения и распределения Вейбулла. С достаточной точностью параметры гамма-распределения можно определить из соотношений:

^х и -58)

где t — среднее время между отказами, определяемое по экспериментальным данным из формулы

 

 

П

 

 

 

 

 

2

ti

 

 

 

t = —

-----

 

(XII.59)

 

 

 

п

 

 

(см. также формулу III.11);

 

вычисляемое

из зависи-

а2 — эмпирическое значение

дисперсии,

мости:

 

 

 

 

 

о

»

=l

П = 1

'

(XII.60)

аг— ------------------------------i2 <?-(2И

 

 

п ( п — 1)

 

 

(см. также формулу III.12);

 

 

 

 

 

К=

Яд t.

 

(ХП.6 1 )

Точное вычисление параметров а и р

распределения Вейбулла

по данным испытаний весьма сложно. Поэтому обычно применяет­ ся приближенный метод, в основе которого лежит следующее пре­

образование. С учетом (XII.8)

и (XII.54)

можно записать

0 (0 =

 

 

или

1

=

ехр

(XII.62)

1- 0(0

 

 

 

Логарифмируя

(по основанию е) дважды левую и правую части

(XI 1.62), получим:

 

1

 

 

 

In In

= а liH — a In 8,

(XII.63)

 

1 - 0 ( 0

 

 

 

 

222


откуда следует, что зависимость между In In

1

и ln^

 

U — 0(0

линейна. Имея данные испытаний, можно для любых двух значе­ ний t вычислить два значения Q(t) и получить легко разрешаемую систему из двух уравнений с двумя неизвестными а и (3.

Вследующем разделе главы реализация этой методики будет показана в решении одного из примеров.

§32. Примеры оценки надежности

Впоследние годы вопросам надежности автомобильных дорог в эксплуатации уделяется все большее внимание. Возросла капиталь­ ность конструкций земляного полотна и дорожных одежд, совер­ шенствуется технология их строительства. Это привело к улучше­ нию качеств дорог. Однако еще нередки случаи преждевременного выхода из строя отдельных участков дорог, межремонтные сроки зачастую меньше нормативных. Одной из причин подобных явле­ ний является то, что не сформулированы основы теории надежности автомобильных дорог.

Надежная работа сооружения может быть обеспечена лишь со­ ответствующим проектированием, строительством и эксплуатацией

его. Однако эти процессы применительно к автомобильным дорогам не базируются еще на расчетах обеспечения необходимой (опти­ мальной) надежности. Так, например, при проектировании дорож­ ных одежд используются табличные значения модулей деформации (упругости) грунтов земляного полотна Е0 и материалов слоев Ei дорожных одежд. Для конкретной дорожно-климатической зоны в зависимости от конструкции дороги, условий водоотвода инструк­ ция по расчету дорожных одежд дает однозначные величины моду­ лей. Очевидно, что как Е0, так и Ej являются вероятностными ха­ рактеристиками грунта и материалов слоев дорожной одежды, имеющими определенный разброс относительно средних их значе­ ний. Игнорируя это обстоятельство, мы не можем характеризовать надежность принимаемых при проектировании значений этих пока­ зателей.

Далее в процессе возведения земляного полотна, устройства до­ рожных одежд возможны определенные отклонения плотности грун­ та и материалов от нормативных. Кроме того, при приемке готовых слоев дорожных одежд допускаются отклонения от проектной тол­ щины до 10%.

Представим себе, что на каком-то участке дороги произошло сочетание неблагоприятных обстоятельств, т. е. фактические мо-

.дули и толщины ряда слоев оказались ниже нормативных. В опре­ деленных условиях это может привести к появлению деформаций и разрушений дорожной одежды.

Очевидно, что при надежностном подходе к проектированию дорог подобные случаи будут исключены с определенной наперед заданной достоверностью.

223


П р и м е р 1. Требуется оценить надежность автомобильной дороги в эксплуатации; проектная конструкция дорожной одежды представлена на рис. 52. В период производства работ при приемке в соответствии со СНиП Ш-Д.5-72 допускаются отклонения фактических толщин слоев от проектных в пределах до

10%, причем максимальных отклонений (равных

10%) должно быть не более

10% от общего числа промеров.

 

 

 

 

 

 

 

Из опыта эксплуатации дорог известно, что фактические значения модулей

упругости

слоев и грунта земляного полотна могут отклоняться от

принимаемых

 

 

 

 

 

 

по инструкции (ВСН 46-72) минимально

на 15—

(Г)

£,4 3QQ0 кгс/сп2

 

 

20%. Разрушения дорожной одежды могут насту­

 

пать при снижении

коэффициента

прочности ka

 

Е2 =2^30кгс/сп2

- - СЭ

 

в расечтный весенний период до 0,8.

 

 

 

 

 

 

 

Из условий примера ясно, что вследствие от­

@ Ег -2Шкгфпг

 

 

клонений в толщинах слоев и модулях упругости

 

 

 

 

 

 

от проектных может произойти уменьшение мо­

©

 

 

 

 

 

дуля упругости дорожной конструкции и как

 

Еj =1300 кгс/сп2

сэ

 

следствие ее разрушение.

 

 

 

 

 

 

 

Для дорог с асфальтобетонными покрытия­

 

t'S

 

 

 

 

 

•JK

 

ми нормативная длительность периода между ка­

©

 

 

 

 

 

питальными ремонтами составляет 18 лег. Следо­

 

 

 

t:

 

вательно, в рассматриваемом примере

под на­

 

300 ш /сп2

сз

 

дежностью автомобильной

дороги следует пони­

 

 

СЭ

 

мать вероятность работы ее без разрушений до­

 

 

 

 

to

 

 

 

 

 

•с

 

рожной одежды в течение

указанного

периода.

 

 

 

 

 

 

Округляя его до 20 лет, примем, что вероятность

 

Ed- 150 кгс/сп2

 

 

безотказной работы

дороги

должна

быть равна

 

 

 

 

 

 

0,95, т. е. Р (()=0,95. При этом

вероятность отка­

 

 

 

 

 

 

за Q(t) = [— Р (<) = 1—10,95 = 0,05,

т.

е. один отказ

Рис. 52. Схема конструкции

в среднем за 20 циклов (расчетных весенних пе­

дорожной

одежды:

 

риодов) работы дороги, что

будет

соответство­

1 —мелкозернистый

асфальто­

вать нормативному межремонтному периоду. Так

бетон; 2 — крупнозернистый

ас­

как разрушения дорожных одежд могут происхо­

фальтобетон;

3 — щебень;

4

дить при &Г|^ 0,80,

то условие

надежности можно

среднезернистый

песок; 5 — зем­

записать в виде:

 

 

 

 

 

 

ляное полотно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£

 

/'(fen>.0,80) =

0,95.

 

(XI 1.64)

Так

как

kn =

 

(ХИ.64) следует необходимость

раскрытия закона

— , то из

 

 

 

 

Ецр

 

 

 

 

 

 

 

 

распределения

£ э как вероятностной характеристики и установления его

количе­

ственных характеристик (математического ожидания дисперсии

и т. п.). Это

позволит выяснить, удовлетворяется ли равенство (XII.64)

при возможных откло­

нениях толщин слоев hi и их модулей упругости £ ;

от проектных.

 

модуля

При

решении задачи

воспользуемся упрощенной методикой расчета

упругости многослойной дорожной одежды £’э, суть которой сводится к следую­ щему. Вначале вычисляется средний модуль упругости Е ср всех слоев дорожной одежды, а затем с учетом модуля упругости грунта земляного полотна Ео опре­ деляется £ э.

Расчет Еср ведется по формуле

h \E \ +

h^E% +

h 3E 3 + h/^Ej 4- ■. .

(X II.65)

h \ -+- h<i 4-

Л3 +

Л4 -+- . . .

 

Величину £ э будем вычислять из известной приближенной зависимости

 

£ э = -

 

 

Ео_____________

(XII. 66)

 

7^

) ^

( г ")

 

я

 

 

1 —— (1

 

 

 

 

 

2,5/ГЕС

h \ + Л2 +

 

 

(X II.68)

где п = | ^ / ^ (XI 1.67) h =

+ £ 4 +

• • •

224


Из (XII.66) ясно, что £ э является функцией трех величин (£ 0, Еср и Л), каждая из которых носит вероятностный характер и имеет свой закон распределения. Уточнение этих законов является еще задачей дальнейших исследований. При­

мем априорно,

что

эти законы

являются законами

нормального

распределения

(см. гл.

III).

Тогда

возникает

задача определения закона распределения для

функции

нескольких

случайных

величин £ э= # (£ о ;

£ ср; А). Эта

задача матема­

тически достаточно сложна, и ее рассмотрение выходит за пределы данной книги. Примем поэтому, что значение £ э также распределено по нормальному закону и необходимо определить лишь количественные характеристики для £ э, т. е. ма­

тематическое ожидание тЕэ и дисперсию

о|.

. В

теории вероятностей доказы-

 

 

 

 

 

о

могут быть

вается [28], что в этом случае приближенные величины тЕэ и

вычислены из соотношений:

 

 

 

 

 

(XI 1.69)

тЕэ =

Н (тЕ0; m E Zp, mh),

 

где Н — знак функции.

да

\2

2

 

 

 

дН

4"

да

(X II.70)

а

1 г-

I

аЕ

dh

дЕ0

о Е ср

/

ср

 

 

где т £ 0; /га£ср и m h — математическое

ожидание

случайных

параметров;

° | ■; c l и а? — дисперсии случайных параметров.

"ср

С помощью формулы (XII.66) найдем тЕэ, вычислив предварительно

 

£сР —

5-3000 4- 10-2400 +

30-1300 +

30-300

 

1160

кгс/см2 .

 

 

5 + 1 0 + 3 0 +

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тогда тЕэ

 

 

 

тЕп

 

 

 

 

 

2

 

гтЕсР\ - М

 

- mh

 

m E CTI

 

0,4

 

 

 

 

 

 

arctg

/ тсСр \

 

 

 

я

 

I тЕп

 

I

тЕ0

)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

150

 

 

 

 

150

 

2

Г

/1160 - M l

Г

75

/1160 ,0,41

------= 883 кг/см2.

 

0,17

1

3,142 L1

\ 150 j

arctg

32,6

150 j .

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

отыскания

величины

необходимо предварительно определить

частные производные и дисперсии правой части зависимости (XII.70). Не приво­ дя самого дифференцирования, дадим лишь его результаты:

дН

дН

дН

0,55;

= 1,94 и

7,70***,

dEcр

дЕ0

dh

Дисперсию а | о найдем из условия, что разброс фактических величин £о от­

носительно нормативного значения тЕ0 составляет ± 1 5 —20%. Примем среднее значение этого разброса равным ±18% или ±0,18. Тогда, воспользовавшись пра­ вилом «трех сигм» (см. гл. III), будем иметь:

0 , 18/и£0 =

З о ^ , откуда

а£ ^ = 0,0втЕ0.

Или 3 ^ =

0,06-150 = 9

кгс/см2 и о ^ = 81 кгс2/см 4.

*В дальнейшем расчеты выполнены по модулям деформации, что не ума­ ляет методической значимости примера.

**Значения производных вычисляют для значений £ 0, £ ор, равных их мате­ матическим ожиданиям, т. е. £ 0=150 кгс/см2, £ ср = 1160 кгс/см2 и А =75 см.

225