Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 1
Когда эти сооружения готовы, старое русло перекрывают земля ной плотиной. Во время подготовки к перекрытию русла судоход ство затруднительно, так как русло сужается из-за отсыпки ка менных призм с обоих берегов и в связи с этим возрастает ско рость течения.
Судоходные шлюзы. Устройство и типы. Судоходные шлюзы служат для прохода судов из одного бьефа в другой. Процесс пропуска судна через шлюз называется шлюзованием. Принци пиальная их схема одинакова, но в устройстве, в зависимости от их типа, есть отличия. Шлюз состоит из верхней головы А
(рис. 38), нижней головы Б и камеры В. Стенки шлюзов могут быть вертикальными или откосными. Откосные стенки применя ются на шлюзах с напором 3—4 м. К головам шлюзов примыкают подходные каналы 5 с направляющими палами 4 и причалами 6 для швартовки судов, ожидающих шлюзования. Головы шлюза
делают значительно массивнее, чем камеру, так как в |
них рас |
||
полагаются ворота и водопроводные устройства. |
помощи |
||
Наполнение и опорожнение камеры происходят при |
|||
специальных водопроводных устройств без применения |
насосов. |
||
Во время |
наполнения и опорожнения |
камеры ворота 1 закрыты |
|
(см. рис. |
38). В открытом состоянии |
они входят в специальные |
ниши-шкафы 7, чтобы быть заподлицо со стенками камеры и не мешать проходу судов.
Ворота шлюзов бывают различных систем. В настоящее вре
мя нижние ворота шлюзов обычно |
делают |
двустворчатыми, а |
||
верхние — сегментными (рис. 39, а) |
или плоскими опускными |
|||
(рис. |
39, б) . Для пропуска судов ворота опускают в ниши. Порог |
|||
8 (см. |
рис. 38), |
к которому примыкают ворота, называется к о р о |
||
лем. |
Глубина |
в шлюзе hK для судоходных |
целей отсчитывается |
5* |
67 |
от короля. Расстояние от внутренней стенки |
верхней головы до |
|||||
начала нижнего |
шкафа называют п о л е з н о й |
д л и н о й |
к а м е |
|||
ры |
шл юз а . |
В |
пределах |
ее осуществляется |
расстановка |
судов |
для |
шлюзования. |
|
|
|
|
|
Системы наполнения камер различны. Наибольшее распрост |
||||||
ранение имеет |
г о л о в н а я |
с и с т е м а , которую применяют для |
напоров до 12 м. При такой системе применяются водопроводные галереи 2 и затворы 3 (см. рис. 38).
Выходные отверстия водопроводных галерей располагают за шлюзовыми воротами друг против друга. Выходящие из проти воположных галерей потоки воды встречаются и частично гасят свою энергию, что улучшает шлюзование судов. Для уменьше
ния скорости выходящей воды у галерей делается несколько вы пусков. Обходные водопроводные галереи применены на шлюзах Северного Донца и Оки, а также на нижних головах шлюзов ка нала имени Москвы.
Верхние головы шлюзов канала имени Москвы оборудованы затворами сегментного типа 1 (см. рис. 39, а), а Волго-Донского
имени |
В. И. Ленина — плоскими воротами 7 (см. |
рис. 39,6). |
||||
Камеры |
наполняются |
через |
отверстие, |
образующееся |
между ко |
|
ролем |
3 |
и затвором |
1 или |
воротами 7, |
поднимающимися вверх на |
высоту 1—1,5 м с помощью подъемного механизма 2. Вода сна чала поступает в нишу 4, а затем через галереи 5 в камеру. Для гашения энергии воды используется балка 6. После наполнения камеры затвор или ворота опускают в нишу, давая путь для про хода судов.
На крупных современных шлюзах при напоре свыше 12 м применяют распределительную систему наполнения. При этой системе в днище и боковых стенках камеры устраивают одну или несколько продольных водопроводных галерей, соединенных с камерой большим числом выходных отверстий. Благодаря этому камера наполняется равномерно, продольный уклон воды, на блюдаемый у шлюзов с головным наполнением, отсутствует. Рас
6 8
пределительная система питания применена на Куйбышевском, Волгоградском, Рыбинском, Днепровском, Верхне-Свирском, Вол ховском и других шлюзах. На Усть-Каменогорском, Рыбинском, Угличском, Верхне-Свирском и Волховском шлюзах забор воды происходит непосредственно из реки через боковые галереи, иду щие поперек стенки шлюза. Поэтому суда, находящиеся в верх нем подходном канале, не подвергаются действию течения воды, которое создается при наполнении камеры шлюза.
По числу последовательно расположенных камер шлюз может быть одно-, двух-, трехкамерным и т. д.
Однокамерные шлюзы строят для малых и средних напоров.
Такие шлюзы имеет Волго-Донской судоходный канал |
имени |
В. И. Ленина, Рыбинский, Волховской и др. |
напоре. |
Многокамерные шлюзы сооружают при большом |
У таких шлюзов общий напор делится на несколько камер, рас положенных последовательно одна за другой. Например, Днеп ровский шлюз состоит из трех камер с напором по 13,5 м, два шлюза канала имени Москвы — из двух камер с напором по 9 ж, Новосибирский — из трех, Волгоградский — из двух, Пермский — из шести камер и т. д.
Иногда условия местности не позволяют построить многока мерные шлюзы непосредственно один за другим. Тогда шлюзы разделяют судоходным каналом — разъездным (межшлюзовым) бьефом. Длина разъездных бьефов различна, например у Горь
ковских шлюзов-— 2 км, |
у Куйбышевских — 4 |
км. |
В шлюзах с |
разъездным бьефом и в |
многокамерных воды |
на |
шлюзование |
расходуется меньше, чем в однокамерных, но общее время шлю зования значительно больше. В разъездных бьефах наблюдает ся неустановившийся волновой режим (раскачка бьефа), затруд няющий судоходство и эксплуатацию шлюза.
При большом напоре вместо многокамерных строят однокамерные шлюзы шахтного типа. Камера такого шлюза представляет собой глубокую шахту. Со стороны нижнего бьефа делается глухая стена, которая в своей нижней части имеет от верстие для прохода судов, перекрываемое плоским подъемным
затвором. Напор Усть-Каменогорского шлюза |
шахтного |
типа |
||||
(р. Иртыш) превышает 40 м. |
|
|
|
|
||
По числу параллельно действующих камер шлюзы могут быть |
||||||
о д н о н и т о ч н ы е |
(один шлюз), д в у х н и т о ч н ы е |
(два |
|
ря |
||
дом расположенных шлюза) |
и т. д. Двухниточные шлюзы приме |
|||||
няют на реках с |
большим |
грузооборотом. Например, Камский |
||||
шлюз имеет две параллельные нитки, каждая из которых |
пред |
|||||
ставляет собой шестикамерный шлюз общей длиной 1500 |
м |
с |
||||
суммарным напором до 22 |
м. Гидроузлы на |
Волге, |
начиная |
с |
Рыбинского и кончая Волгоградским, имеют двухниточные шлюзы.
О б о р у д о в а н и е ш л ю з о в |
д л я |
п р о п у с к а |
судов . Для |
удобного захода в шлюз устраивают |
специальные |
направляю |
|
щие сооружения — п а л ы 4 (см. рис. |
38). Они представляют со |
||
бой свайные кусты, поставленные |
на |
определенном |
расстоянии |
69
один от другого, железобетонные или деревянные эстакады, стен ки или удерживаемые цепями понтоны.
Для швартовки судов, ожидающих шлюзования, предназна чаются п р и ч а л ы 6 (см. рис. 8). Большинство из них представ ляет собой железобетонную стенку с причальными тумбами.
Причальные устройства в камере шлюза нужны в связи с тем, что при наполнении в ней создается беспорядочное течение воды, под воздействием которого судно движется в разные стороны. Для предотвращения аварии судну необходимо надежно ошвар товаться.
Причальные устройства |
в |
камерах |
бывают |
неподвижные |
и |
|
подвижные. К неподвижным относятся |
причальные |
т у м б ы |
и |
|||
р ы м ы. Суда зачаливают |
при |
помощи |
троса, |
огон |
(петля) кото |
рого надевается на тумбу. По мере наполнения камеры трос под бирают, а при опорожнении, наоборот, потравливают.
Рис. 40
Неподвижные рымы (рис. 40, а) в стенках камеры устраивают для того, чтобы при подъеме и опускании судна швартовные тро сы можно было перекладывать с рыма на рым, когда они не ис пытывают натяжения. Рымы применяют лишь для учалки мелких судов, так как перекладывать тросы больших судов трудно. По высоте камеры рымы располагают не реже чем через 1,5 м. Они имеются и на подходах к шлюзам у причальных стенок.
Зачалка за тумбы возможна в шлюзах с напором до 6—7 м. При большем напоре применяют подвижные причальные устрой ства — п л а в у ч и е ил и м е х а н и ч е с к и е рымы.
Механический рым представляет собой тележку с причаль ным крюком, двигающуюся при помощи лебедки по вертикаль ным рельсам в нише стенки камеры соответственно изменению положения уровня воды. Плавучий рым 1 —- это большой цилинд рический поплавок, который поднимается и опускается вместе с уровнем воды в специальной шахте 2 в стенке камеры. В верхней части поплавка прикреплен трос или крюк 3, за который швар туются суда (рис. 40,6).
Для сообщения между судами и стенкой шлюза в нишах ка меры шлюза устанавливают л е с т н и ц ы - с т р е м я н к и . Сигна лы подаются с помощью светофоров. Словесные распоряжения передают на суда через громкоговорители.
70