Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чение. На кромке судового хода рядом

со свальным (на расстоя­

нии 5—10 м) устанавливается обыкновенный

бакен.

Б у и применяют вместо бакенов на

реках

с сильным волне­

нием, а также для того, чтобы увеличить дальность видимости плавучих знаков в местах с интенсивным движением судов. Реч­ ные буи в отличие от бакенов имеют обычно конусообразную фор­ му, но окрашены, в зависимости от того, на какой кромке судо­ вого хода они находятся, в красный или белый цвет (рис. 78).

В е х и

применяются вместо

бакенов как

дневные плавучие

знаки на

реках с неосвещаемой

обстановкой.

Иногда вехи ставят

в дополнение к бакенам, для контроля за ними, для закрепления их местоположения. Вехи устанавливают на плотике или якоре, иногда их вбивают в грунт. Верхний конец вехи окрашивают в белый или красный цвет в соответствии с кромкой судового хода. На вершину красной вехи надевают черный шар.

Рис. 77

Рис. 78

П л а в у ч а я о б с т а н о в к а

на реках ставится в следующих

случаях:

 

на плесовых участках русла для ограждения каменистых огрудков, одинцов, затопленных судов и якорей (лотов), когда глу­ бина на них превышает транзитную не более чем на 30—50 см или когда препятствия находятся в пределах судоходной полосы;

увыправительных и водозаборных сооружений, выступающих

ксудовому ходу, а также у остатков устоев и кустов свай; особо опасные сооружения ограждают двойными одинаковыми знаками,

выставляемыми на расстоянии 10—15 м один от другого; у приглубых песков, вдоль которых против течения, используя

тиховод, идут составы; на перекатах, длина корыта которых не превышает двойной

ширины судового хода. В этом случае устанавливают два бакена. Если корыто переката длиннее двойной ширины судового хода, выставляют четыре бакена — два на входе в перекат и два на вы­ ходе. На сложных перекатах знаки выставляют также и на подхо­ дах к ним. При переломе судового хода в пределах корыта уста­ навливают промежуточные бакены, указывающие место поворо­ та. На перекатах-россыпях число промежуточных бакенов опре­ деляется таким условием: линия кромки судового хода между соседними одноцветными бакенами не должна пересекаться от­ мелями, транзитная глубина которых меньше объявленной.

Правила расстановки свальных и пестрых бакенов рассмотре­ ны выше при описании их устройства и назначения.

146


Паводковые

плавучие знаки — буи

или бакены

применяются

для ограждения

препятствий там, где

постановка

весенних зна­

ков невозможна из-за опасности их уничтожения ледоходом, на­ пример на затопленных головах выправительных сооружений', островах, ярах, каменных высыпках и т. д.

На лесных запанях и в гаванях в голове и через каждые 100 м по всей длине зажигают красные огни у правого берега и белые — у левого.

Рейды сплотки, формирования и стоянки плотов ограждают через каждые 500 м со стороны судового хода у правого берега красными, а у левого — белыми огнями.

На водохранилищах для движения судов прокладывают судо­ ходные трассы, которые, если глубина достаточна, проходят над затопленной поймой. Если глубина над поймой мала, то трассы проходят в пределах старого меженного русла. Иногда для вы­ прямления трасс делают прорези через затопленную пойму, ис­ пользуют бывший второй рукав и воложки, или вырубают и рас­ корчевывают оставшийся лес и т. д.

Судоходную обстановку на водохранилищах устанавливают по л а т е р а л ь н о й с ис т е ме . В большинстве случаев стороны су­ дового хода именуют в зависимости от их положения при направ­ лении от зоны выклинивания подпора к плотине, т. е. по течению реки, образовавшей водохранилище. Направление подходных трасс условно принимают от порта к основной трассе.

На прямолинейных участках судового хода водохранилища, где ширина судоходной полосы превышает проектную ширину не менее чем в 2 раза, может применяться о с е в а я с и с т е м а , при которой знаками плавучей обстановки обозначают не кромки, а оси судового хода. При этом идущие суда оставляют знаки с ле­ вого борта.

Для обозначения судоходных трасс на водохранилищах при­ меняют буи, устанавливаемые на определенном расстоянии один от другого в зависимости от дальности их видимости. Буй пред­ ставляет собой металлический поплавок с надводной частью (над­ стройкой), возвышающейся над уровнем воды на 0,8—3,3 м, в верхней части которой помещается фонарь сигнального огня кру­

гового

действия.

В е

х и служат для обозначения границ судоходной трассы.

Длина вех до 10 м, высота надводной части около 6 м. Обычно для вехи берут жердь из ели, к которой для придания ей плавуче­ сти прикрепляют шпирт-бакен, сделанный из короткого бревна, расколотого пополам. К верхней части вехи прикрепляют голик, сплетенный из прутьев ивы, камыша или другого гибкого материа­ ла. Вехи удерживаются на месте при помощи якоря. На правой стороне трассы ставят красные вехи с черными голиками растру­ бом вверх, на левой — черные вехи с черными голиками растру­ бом вниз.

Окраска, отличительные топовые фигуры вех и буев и харак­ теристики их сигнальных огней приведены в табл. 16.

ю*

147


Та б л ица _16

Наименование

 

 

Место установки

 

.Окраска буя

 

 

Сигнальный огонь

 

Окраска вехи

 

 

Знак

правой стороны

На

правой

стороне

Поплавок

 

красный,

Красный

проблесковый

Шест

красный,

голик

Знак

левой

стороны

судового хода

 

надстройка

красная

 

 

(или постоянный)

 

черный

и

голик

черные

На левой стороне су­

Поплавок черный, над­

Белый (или зеленый)

Шест

 

 

 

 

дового

хода

 

стройка

черная

 

 

 

проблесковый (или по­

 

 

 

 

 

 

 

Поворотный

знак

пра-

На

правой

стороне

Поплавок

красный

 

с

стоянный)

 

затмеваю-

Шест: верхняя и ниж-

 

Красный

вой стороны

 

 

судового хода в местах белой

горизонтальной

щийся

 

 

 

 

няя

части

красные,

 

 

 

 

его

поворота

 

полосой

и

посередине.

 

 

 

 

 

средняя

белая.

 

Голик

 

 

 

 

 

 

 

 

Верхняя

нижняя

ча­

 

 

 

 

 

черный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сти надстройки

красные,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поворотный

знак

ле-

На левой стороне су-

средняя

белая

 

 

с

Белый (или зеленый)

Шест: верхняя и ниж-

Поплавок

черный

 

вой стороны

 

 

дового

хода

в местах белой

горизонтальной

затмевающийся

 

няя части черные, сред­

 

 

 

 

поворота

 

полосой

и

посередине.

 

 

 

 

 

няя

белая.

Голик

чер­

 

 

 

 

 

 

 

 

Верхняя

нижняя

ча­

 

 

 

 

 

ный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сти

надстройки

черные,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

средняя

белая

 

 

 

 

 

 

 

 

Шест: красные и чер-

Знак

разделения

и

В

местах разделения

На

поплавке

четыре

Вертикально

располо-

соединения

 

 

и

соединения

судовых красные

и четыре белые

женные красный и зе­

ные

горизонтальные

по­

 

 

 

 

ходов

 

 

вертикальные

полосы,

леные

проблесковые ог­

лосы. Шар черно-крас­

 

 

 

 

 

 

 

 

верхняя и нижняя части ни или красный и зеле­ ный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

надстройки

 

красные,

ный

постоянные

гори­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

средняя

черная

 

 

 

зонтально

расположен­

 

 

 

 

 

 

 

Осевой

 

 

По

оси фарватера и

На

поплавке

белые

и

ные огни

группопроблес­

Шест: белые и черные

 

 

Белый

 

 

 

 

вдоль

рекомендованного черные

горизонтальные

ковый

огонь

двумя

горизонтальные

полосы.

 

 

 

 

курса

 

 

полосы, надстройка бе­

проблесками)

 

 

Шар

черный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лая

 

 

 

 

 

 

Белый

группопроблес­

 

 

 

 

 

 

 

Поворотный

осевой

На

повороте

фарвате­

На

поплавке

белые

и

Шест:

белые

и крас­

 

 

 

 

ра

и

рекомендованного красные

горизонтальные ковый

огонь

тремя

ные

горизонтальные

по­

 

 

 

 

курса

 

 

полосы, Надстройка бе­

проблесками)

 

 

лосы.

Шар

красный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


§ 31. С У Д О Х О Д Н А Я О Б С Т А Н О В К А К А Н А Л О В

На судоходных каналах СССР применяют латеральную систему обстановки. Стороны канала или его направление уста­ навливают условно. Например, на канале имени Москвы — по на­ правлению от Волги к Москве, на Волго-Донском канале имени Ленина — от Волги к Дону.

Судоходная обстановка на каналах электрифицирована и име­ ет в своем составе путевые огни, щелевые и перспективные ство­ ры, мостовые и плотинные огни, буи, светофоры и опознаватель­ ные знаки.

П у т е в ы е о г н и выставляют на обоих берегах канала так, чтобы одна пара отделялась от другой расстоянием 250—1000 м, создавалась освещенная перспектива судового хода и обрисовы­ вались повороты канала. На криволинейных участках знаки ста­ вят чаще, а на прямолинейных — реже.

Путевой огонь представляет собой знак, состоящий из метал­ лического корпуса высотой до 2,5 м, в котором помещается элек­ трическая лампочка. В боковых сторонах корпуса против лампоч­ ки вставлены линзы со светофильтрами (красными на правом бе­ регу и зелеными на левом), которые посылают лучи света вдоль канала.

П е р с п е к т и в н ы е с т в о р ы устанавливаются на длинных прямых участках канала для ориентировки ночью. Перспективные знаки располагают через 1 км пара от пары. Прицельный знак на повороте канала обозначает ось прямолинейного участка. Но­ чью на прицельном знаке зажигают красную газосветную линию с желтым огнем наверху. Когда судно двигается по оси канала, ориентируясь на прицельный знак, путевые огни, уходя вдаль, должны располагаться симметрично слева и справа от судна. При отклонении судна с оси судового хода такое расположение огней нарушается.

О п о з н а в а т е л ь н ы е з н а к и служат ориентирами при вы­ ходе судна из водохранилища в канал, аванпорт или порт-убежи­ ще. Знаки по своей архитектуре отличаются от любых береговых строений и предметов. Ночью у опознавательных знаков на пра­

вом берегу зажигается красная вертикальная газосветная

трубка

с проблесковым огнем в вершине, а

на левом берегу — зеленая

газосветная трубка.

заградительных и

аварий­

С в е т о ф о р ы устанавливают на

ных воротах и паромных переправах.

Светофоры обычно

двух­

цветные: красный свет запрещает, зеленый разрешает движение судов.

О г р а н и ч и т е л ь н ы й о г о н ь обозначает границу стоянки судов. Основным огнем является вертикальная газосветная крас­

ная трубка,

а

дополнительным — красный

постоянный огонь.

М а я к

( о

р и е н т и р ) предназначается

для определения по

нему местонахождения судна. Может использоваться белый затме­ вающийся огонь.

149


§ 32.

С У Д О Х О Д Н А Я О Б С Т А Н О В К А М О С Т О В

Н а

п о с т о я н н ы х мо с т а х днем обстановочными знака­

ми служат щиты, укрепляемые посередине пролета, ночью — огни, показывающие судоводителю, в какой пролет нужно вести судно.

Для прохода судов сверху (рис. 79,а) пролет обозначают ром­ бовидным щитом красного цвета, а ночью зажигают два крас­ ных створных огня; для прохода снизу — квадратным щитом крас­

ного

цвета, а ночью — двумя красными створными огнями

(рис.

79, б) .

Для прохода плотов пролет обозначают круглым щитом бело­ го цвета, а ночью — двумя зелеными створными огнями

(рис. 79,в).

Высота щитов 1—2 м. Верхний створный огонь зажигают в

середине

щита,

а задний — под противоположной фермой и

не

 

 

 

меньше чем на 1,5 м ниже перед­

 

 

 

него верхнего огня. Створные ог­

 

 

 

ни видны только с ходовой сто­

 

 

 

роны моста. В связи с тем что

 

 

 

расстояние между створными ог­

 

 

 

нями

небольшое,

ограниченное

 

 

 

шириной фермы моста, чувстви­

 

Рис.

79

тельность створных

огней

ма­

 

ла, поэтому ориентироваться

по

 

 

 

Опоры

моста

 

ним можно только вблизи моста.

освещают зелеными

огнями, видимыми только

со стороны входа судов и плотов под мост, и одиночными белыми огнями, освещающими стенку устоя с внутренней стороны. При высоте нижней кромки фермы над фактическим уровнем воды до

10

м на

каждом устое зажигают два зеленых огня;

при высоте

от

10 до

15 м — три зеленых огня и при высоте более

15 м — че­

тыре зеленых огня. Зеленые огни располагают вертикально один под другим.

Н а н а в е д е н н ы х н а п л а в н ы х мостах в темное время су­ ток горят яркие белые огни, находящиеся не более чем в 50 ж один от другого. Огней должно быть не менее трех.

На мосту, разведенном для пропуска судов и плотов, по уг­ лам разведенной части зажигают на правом краю пролета два красных огня, на левом — два зеленых. Кроме того, на разведен­ ной части (пленке) моста устанавливают красный или зеленый огонь в соответствии со стороной судового хода.

Н а п о д х о д а х к м о с т а м выставляется плавучая направ­ ляющая обстановка. Если мост расположен на прямолинейном участке судового хода и течение воды направлено по оси мостово­ го пролета, то на подходах к мосту, на расстоянии 100—200 м от него, ставится по паре бакенов. Установка бакенов с низовой ча­ сти моста необязательна. Если мост расположен на криволи­ нейном участке русла или если течение воды на подходе к мосту направлено под углом к оси мостового пролета, плавучая обста-

150