Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 1
чение. На кромке судового хода рядом |
со свальным (на расстоя |
|
нии 5—10 м) устанавливается обыкновенный |
бакен. |
|
Б у и применяют вместо бакенов на |
реках |
с сильным волне |
нием, а также для того, чтобы увеличить дальность видимости плавучих знаков в местах с интенсивным движением судов. Реч ные буи в отличие от бакенов имеют обычно конусообразную фор му, но окрашены, в зависимости от того, на какой кромке судо вого хода они находятся, в красный или белый цвет (рис. 78).
В е х и |
применяются вместо |
бакенов как |
дневные плавучие |
знаки на |
реках с неосвещаемой |
обстановкой. |
Иногда вехи ставят |
в дополнение к бакенам, для контроля за ними, для закрепления их местоположения. Вехи устанавливают на плотике или якоре, иногда их вбивают в грунт. Верхний конец вехи окрашивают в белый или красный цвет в соответствии с кромкой судового хода. На вершину красной вехи надевают черный шар.
Рис. 77 |
Рис. 78 |
П л а в у ч а я о б с т а н о в к а |
на реках ставится в следующих |
случаях: |
|
на плесовых участках русла для ограждения каменистых огрудков, одинцов, затопленных судов и якорей (лотов), когда глу бина на них превышает транзитную не более чем на 30—50 см или когда препятствия находятся в пределах судоходной полосы;
увыправительных и водозаборных сооружений, выступающих
ксудовому ходу, а также у остатков устоев и кустов свай; особо опасные сооружения ограждают двойными одинаковыми знаками,
выставляемыми на расстоянии 10—15 м один от другого; у приглубых песков, вдоль которых против течения, используя
тиховод, идут составы; на перекатах, длина корыта которых не превышает двойной
ширины судового хода. В этом случае устанавливают два бакена. Если корыто переката длиннее двойной ширины судового хода, выставляют четыре бакена — два на входе в перекат и два на вы ходе. На сложных перекатах знаки выставляют также и на подхо дах к ним. При переломе судового хода в пределах корыта уста навливают промежуточные бакены, указывающие место поворо та. На перекатах-россыпях число промежуточных бакенов опре деляется таким условием: линия кромки судового хода между соседними одноцветными бакенами не должна пересекаться от мелями, транзитная глубина которых меньше объявленной.
Правила расстановки свальных и пестрых бакенов рассмотре ны выше при описании их устройства и назначения.
146
Паводковые |
плавучие знаки — буи |
или бакены |
применяются |
для ограждения |
препятствий там, где |
постановка |
весенних зна |
ков невозможна из-за опасности их уничтожения ледоходом, на пример на затопленных головах выправительных сооружений', островах, ярах, каменных высыпках и т. д.
На лесных запанях и в гаванях в голове и через каждые 100 м по всей длине зажигают красные огни у правого берега и белые — у левого.
Рейды сплотки, формирования и стоянки плотов ограждают через каждые 500 м со стороны судового хода у правого берега красными, а у левого — белыми огнями.
На водохранилищах для движения судов прокладывают судо ходные трассы, которые, если глубина достаточна, проходят над затопленной поймой. Если глубина над поймой мала, то трассы проходят в пределах старого меженного русла. Иногда для вы прямления трасс делают прорези через затопленную пойму, ис пользуют бывший второй рукав и воложки, или вырубают и рас корчевывают оставшийся лес и т. д.
Судоходную обстановку на водохранилищах устанавливают по л а т е р а л ь н о й с ис т е ме . В большинстве случаев стороны су дового хода именуют в зависимости от их положения при направ лении от зоны выклинивания подпора к плотине, т. е. по течению реки, образовавшей водохранилище. Направление подходных трасс условно принимают от порта к основной трассе.
На прямолинейных участках судового хода водохранилища, где ширина судоходной полосы превышает проектную ширину не менее чем в 2 раза, может применяться о с е в а я с и с т е м а , при которой знаками плавучей обстановки обозначают не кромки, а оси судового хода. При этом идущие суда оставляют знаки с ле вого борта.
Для обозначения судоходных трасс на водохранилищах при меняют буи, устанавливаемые на определенном расстоянии один от другого в зависимости от дальности их видимости. Буй пред ставляет собой металлический поплавок с надводной частью (над стройкой), возвышающейся над уровнем воды на 0,8—3,3 м, в верхней части которой помещается фонарь сигнального огня кру
гового |
действия. |
В е |
х и служат для обозначения границ судоходной трассы. |
Длина вех до 10 м, высота надводной части около 6 м. Обычно для вехи берут жердь из ели, к которой для придания ей плавуче сти прикрепляют шпирт-бакен, сделанный из короткого бревна, расколотого пополам. К верхней части вехи прикрепляют голик, сплетенный из прутьев ивы, камыша или другого гибкого материа ла. Вехи удерживаются на месте при помощи якоря. На правой стороне трассы ставят красные вехи с черными голиками растру бом вверх, на левой — черные вехи с черными голиками растру бом вниз.
Окраска, отличительные топовые фигуры вех и буев и харак теристики их сигнальных огней приведены в табл. 16.
ю* |
147 |
Та б л ица _16
Наименование |
|
|
Место установки |
|
.Окраска буя |
|
|
Сигнальный огонь |
|
Окраска вехи |
|
|
||||||||||||||
Знак |
правой стороны |
На |
правой |
стороне |
Поплавок |
|
красный, |
Красный |
проблесковый |
Шест |
красный, |
голик |
||||||||||||||
Знак |
левой |
стороны |
судового хода |
|
надстройка |
красная |
|
|
(или постоянный) |
|
черный |
и |
голик |
черные |
||||||||||||
На левой стороне су |
Поплавок черный, над |
Белый (или зеленый) |
Шест |
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
дового |
хода |
|
стройка |
черная |
|
|
|
проблесковый (или по |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Поворотный |
знак |
пра- |
На |
правой |
стороне |
Поплавок |
красный |
|
с |
стоянный) |
|
затмеваю- |
Шест: верхняя и ниж- |
|||||||||||||
|
Красный |
|||||||||||||||||||||||||
вой стороны |
|
|
судового хода в местах белой |
горизонтальной |
щийся |
|
|
|
|
няя |
части |
красные, |
||||||||||||||
|
|
|
|
его |
поворота |
|
полосой |
и |
посередине. |
|
|
|
|
|
средняя |
белая. |
|
Голик |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Верхняя |
нижняя |
ча |
|
|
|
|
|
черный |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
сти надстройки |
красные, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Поворотный |
знак |
ле- |
На левой стороне су- |
средняя |
белая |
|
|
с |
Белый (или зеленый) |
Шест: верхняя и ниж- |
||||||||||||||||
Поплавок |
черный |
|
||||||||||||||||||||||||
вой стороны |
|
|
дового |
хода |
в местах белой |
горизонтальной |
затмевающийся |
|
няя части черные, сред |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
поворота |
|
полосой |
и |
посередине. |
|
|
|
|
|
няя |
белая. |
Голик |
чер |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Верхняя |
нижняя |
ча |
|
|
|
|
|
ный |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
сти |
надстройки |
черные, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
средняя |
белая |
|
|
|
|
|
|
|
|
Шест: красные и чер- |
||||||||
Знак |
разделения |
и |
В |
местах разделения |
На |
поплавке |
четыре |
Вертикально |
располо- |
|||||||||||||||||
соединения |
|
|
и |
соединения |
судовых красные |
и четыре белые |
женные красный и зе |
ные |
горизонтальные |
по |
||||||||||||||||
|
|
|
|
ходов |
|
|
вертикальные |
полосы, |
леные |
проблесковые ог |
лосы. Шар черно-крас |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
верхняя и нижняя части ни или красный и зеле ный. |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
надстройки |
|
красные, |
ный |
постоянные |
гори |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
средняя |
черная |
|
|
|
зонтально |
расположен |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Осевой |
|
|
По |
оси фарватера и |
На |
поплавке |
белые |
и |
ные огни |
группопроблес |
Шест: белые и черные |
|||||||||||||||
|
|
Белый |
||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
вдоль |
рекомендованного черные |
горизонтальные |
ковый |
огонь |
(с |
двумя |
горизонтальные |
полосы. |
||||||||||||||
|
|
|
|
курса |
|
|
полосы, надстройка бе |
проблесками) |
|
|
Шар |
черный |
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
лая |
|
|
|
|
|
|
Белый |
группопроблес |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Поворотный |
осевой |
На |
повороте |
фарвате |
На |
поплавке |
белые |
и |
Шест: |
белые |
и крас |
|||||||||||||||
|
|
|
|
ра |
и |
рекомендованного красные |
горизонтальные ковый |
огонь |
(с |
тремя |
ные |
горизонтальные |
по |
|||||||||||||
|
|
|
|
курса |
|
|
полосы, Надстройка бе |
проблесками) |
|
|
лосы. |
Шар |
красный |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
лая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
§ 31. С У Д О Х О Д Н А Я О Б С Т А Н О В К А К А Н А Л О В
На судоходных каналах СССР применяют латеральную систему обстановки. Стороны канала или его направление уста навливают условно. Например, на канале имени Москвы — по на правлению от Волги к Москве, на Волго-Донском канале имени Ленина — от Волги к Дону.
Судоходная обстановка на каналах электрифицирована и име ет в своем составе путевые огни, щелевые и перспективные ство ры, мостовые и плотинные огни, буи, светофоры и опознаватель ные знаки.
П у т е в ы е о г н и выставляют на обоих берегах канала так, чтобы одна пара отделялась от другой расстоянием 250—1000 м, создавалась освещенная перспектива судового хода и обрисовы вались повороты канала. На криволинейных участках знаки ста вят чаще, а на прямолинейных — реже.
Путевой огонь представляет собой знак, состоящий из метал лического корпуса высотой до 2,5 м, в котором помещается элек трическая лампочка. В боковых сторонах корпуса против лампоч ки вставлены линзы со светофильтрами (красными на правом бе регу и зелеными на левом), которые посылают лучи света вдоль канала.
П е р с п е к т и в н ы е с т в о р ы устанавливаются на длинных прямых участках канала для ориентировки ночью. Перспективные знаки располагают через 1 км пара от пары. Прицельный знак на повороте канала обозначает ось прямолинейного участка. Но чью на прицельном знаке зажигают красную газосветную линию с желтым огнем наверху. Когда судно двигается по оси канала, ориентируясь на прицельный знак, путевые огни, уходя вдаль, должны располагаться симметрично слева и справа от судна. При отклонении судна с оси судового хода такое расположение огней нарушается.
О п о з н а в а т е л ь н ы е з н а к и служат ориентирами при вы ходе судна из водохранилища в канал, аванпорт или порт-убежи ще. Знаки по своей архитектуре отличаются от любых береговых строений и предметов. Ночью у опознавательных знаков на пра
вом берегу зажигается красная вертикальная газосветная |
трубка |
|
с проблесковым огнем в вершине, а |
на левом берегу — зеленая |
|
газосветная трубка. |
заградительных и |
аварий |
С в е т о ф о р ы устанавливают на |
||
ных воротах и паромных переправах. |
Светофоры обычно |
двух |
цветные: красный свет запрещает, зеленый разрешает движение судов.
О г р а н и ч и т е л ь н ы й о г о н ь обозначает границу стоянки судов. Основным огнем является вертикальная газосветная крас
ная трубка, |
а |
дополнительным — красный |
постоянный огонь. |
М а я к |
( о |
р и е н т и р ) предназначается |
для определения по |
нему местонахождения судна. Может использоваться белый затме вающийся огонь.
149
§ 32. |
С У Д О Х О Д Н А Я О Б С Т А Н О В К А М О С Т О В |
Н а |
п о с т о я н н ы х мо с т а х днем обстановочными знака |
ми служат щиты, укрепляемые посередине пролета, ночью — огни, показывающие судоводителю, в какой пролет нужно вести судно.
Для прохода судов сверху (рис. 79,а) пролет обозначают ром бовидным щитом красного цвета, а ночью зажигают два крас ных створных огня; для прохода снизу — квадратным щитом крас
ного |
цвета, а ночью — двумя красными створными огнями |
(рис. |
79, б) . |
Для прохода плотов пролет обозначают круглым щитом бело го цвета, а ночью — двумя зелеными створными огнями
(рис. 79,в).
Высота щитов 1—2 м. Верхний створный огонь зажигают в
середине |
щита, |
а задний — под противоположной фермой и |
не |
|||
|
|
|
меньше чем на 1,5 м ниже перед |
|||
|
|
|
него верхнего огня. Створные ог |
|||
|
|
|
ни видны только с ходовой сто |
|||
|
|
|
роны моста. В связи с тем что |
|||
|
|
|
расстояние между створными ог |
|||
|
|
|
нями |
небольшое, |
ограниченное |
|
|
|
|
шириной фермы моста, чувстви |
|||
|
Рис. |
79 |
тельность створных |
огней |
ма |
|
|
ла, поэтому ориентироваться |
по |
||||
|
|
|
||||
Опоры |
моста |
|
ним можно только вблизи моста. |
|||
освещают зелеными |
огнями, видимыми только |
со стороны входа судов и плотов под мост, и одиночными белыми огнями, освещающими стенку устоя с внутренней стороны. При высоте нижней кромки фермы над фактическим уровнем воды до
10 |
м на |
каждом устое зажигают два зеленых огня; |
при высоте |
от |
10 до |
15 м — три зеленых огня и при высоте более |
15 м — че |
тыре зеленых огня. Зеленые огни располагают вертикально один под другим.
Н а н а в е д е н н ы х н а п л а в н ы х мостах в темное время су ток горят яркие белые огни, находящиеся не более чем в 50 ж один от другого. Огней должно быть не менее трех.
На мосту, разведенном для пропуска судов и плотов, по уг лам разведенной части зажигают на правом краю пролета два красных огня, на левом — два зеленых. Кроме того, на разведен ной части (пленке) моста устанавливают красный или зеленый огонь в соответствии со стороной судового хода.
Н а п о д х о д а х к м о с т а м выставляется плавучая направ ляющая обстановка. Если мост расположен на прямолинейном участке судового хода и течение воды направлено по оси мостово го пролета, то на подходах к мосту, на расстоянии 100—200 м от него, ставится по паре бакенов. Установка бакенов с низовой ча сти моста необязательна. Если мост расположен на криволи нейном участке русла или если течение воды на подходе к мосту направлено под углом к оси мостового пролета, плавучая обста-
150