Файл: Егурнов, Г. П. Выбор оптимальной мощности угольных и железорудных карьеров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 0
При разработке крепких пород, требующих предварительного рыхления, бесперебойная работа экскаваторов возможна при доста точных запасах взорванной горной массы.
Обеспеченность взорванной горной массой в зависимости от свойств разрабатываемых пород рекомендуется принимать в объе мах от шестидо тридцатидневного запаса [9, 40, 52]. Для лучшей организации буровзрывных и экскаваторных работ целесообразно блок разбивать на три части — взорванную, вынимаемую и обуриваемую. Учитывая сказанное выше, Е б л . min можно определять из выражения
|
2Нвпш (6-*-30) |
м. |
(115) |
L бл. min |
АН |
||
|
|
|
Приведенные выше рассуждения и математические зависимости (114) и (115) позволяют определить значения минимальной длины блока для наиболее распространенных на карьерах типов экскава торов (табл. 30).
Т а б л и ц а 30
Минимальная длина фронта горных работ на один экскаватор, м, при использовании средств ж.-д. транспорта
|
По условиям |
обеспечения |
|
нормальной работы транспорта |
взорванной горной массой |
||
|
|
||
Экскаватор |
|
|
|
схемы № 1 и 3 |
схемы № 2, 4 и 5 |
шестидневного |
двенадцатиднев- |
запаса |
иого запаса |
ЭКГ-3,2 |
500-600 |
440 |
320 |
640 |
ЭКГ-4,6 |
500-600 |
470 |
390 |
780 |
ЭКГ-8 |
500-600 |
435 |
310 |
620 |
П р и м е ч а н и е . |
Значения |
Н в взяты из ЕНВ для |
условий: породы — III |
категории, |
тип электровоза — ЕЛ-1, тип |
думпкара — 60-тонный, |
число смен работы |
экскаватора |
|
в сутки — 3. |
|
|
|
|
Минимальная длина фронта горных работ, приходящаяся на один экскаватор, для рассматриваемого случая определяется схе мой его работы на уступе, производительностью (величиной емко сти ковша) и крепостью разрабатываемых пород.
Если принять обеспеченность взорванной горной массой в объ емах шестидневного запаса, то минимальная длина фронта работ для применяемых в настоящее время экскаваторов будет опреде ляться схемой путевого развития на уступе. В зависимости от схемы работы она будет находиться в пределах 435—600 м.
Для установления оптимальной или рациональной длины фронта горных работ, при которой себестоимость выемки 1 м3 горной массы будет минимальной, рассмотрим влияние длины фронта работ в пределах уступа на себестоимость выемки 1 м3 горной массы.
111
Себестоимость выемки 1 м3 горной массы Сгм для рассматри ваемого случая будет складываться из затрат на экскавацию щ, затрат на передвижку и текущее содержание забойных путей и стрелочных переводов, разминовок и путей с2, на их амортизацию с3, на буровзрывные работы с4, на транспортирование (в пределах уступа) Съ и величины срв, учитывающей приведенные капитальные вложения.
Влияние первых трех слагаемых на величину себестоимости вы емки 1 м3 горной массы для различных технологических схем ра боты экскаваторов на уступе было исследовано выше (см. § 1 главы II), где было установлено, что для всех схем развития путей на уступе с увеличением длины фронта работ сумма затрат щ,
с2 и |
Сз |
будет |
также возрас |
|||
тать. |
|
|
|
|
|
|
При выводе уравнений себе |
||||||
стоимости |
выемки |
1 |
м3 горной |
|||
массы не были учтены простои |
||||||
экскаваторов |
во |
время' пере |
||||
движки ж.-д. путей, потери вре |
||||||
мени |
при |
врезке |
в новую за |
|||
ходку и отработке торцов карь |
||||||
ера. Общеизвестно, что удель |
||||||
ная |
величина |
этих |
простоев, |
|||
приходящаяся |
на |
1 м3 горной |
||||
Рис. 43. Схема отработки торцов карьера массы, |
будет |
возрастать С |
||||
уменьшением |
длины |
фронта |
горных работ. Для определения влияния указанных выше факто ров на стоимость выемки рассмотрим организацию работ при отработке торцов карьера, врезке экскаватора в новую заходку и передвижке ж.-д. путей на уступе.
О т р а б о т к а т о р ц о в к а р ь е р а . Карьер наиболее целесооб разно отрабатывать по схеме (рис. 43), при которой ж.-д. путь в торце укладывается криволинейно и тем самым в конце фронта уступа образуется тупик. При работе экскаватора в этот тупик проталкивается поездной состав и тем самым обеспечивается нор мальная работа экскаватора, как это имеет место при обычной его работе во фронтальном забое. Следовательно, при рационально построенной технологии отработки производительность экскаватора при работе его в торце карьера снижаться практически не будет.
В р е з к а э к с к а в а т о р а в н о в у ю з а х о д к у . После того как экскаватор закончит отработку первой заходки по всему блоку, ж.-д. путь на участке врезки (рис. 44) переносят не непосредственно к нижней бровке уступа (или развала), как это будет сделано при отработке второй заходки, а на величину А — (2г — hy ctg^ + 0,8). Затем экскаватор устанавливают в точке 1, которая находится от
забоя |
на расстоянии |
г — /гу ctg'ф + 0,8, |
и |
начинают разработку |
уступа |
в лоб забоя |
(как это делается |
при |
проведении траншеи) |
112
с погрузкой в составы нормальной емкости, постепенно передви гаясь в сторону уступа. Погрузка в составы, находящиеся на вре менном пути, продолжается до тех пор, пока расстояние от точки 1 установки экскаватора до середины ж.-д. путей не превысит ради уса разгрузки последнего. Экскаватор при этом переместится в то чку 2, расстояние которой от ж.-д. путей будет составлять Rp, а нижняя бровка уступа новой заходки будет находиться от перво начального положения уступа на расстоянии Rp— 2г+ /гу ctg-ф —
— 3,3 + R h . у.
Затем ж.-д. пути переносятся в их нормальное положение к ниж ней бровке уступа на расстояние не менее 2,5 м, а экскаватор
' |
~ |
г б.рз |
' |
Рис. 44. Схема |
врезки |
экскаватора |
в новую заходку |
передвигается в сторону забоя в точку 3, отстоящую от оси путей на расстоянии не менее г + 2,5 и от нижней бровки новой заходки
г — hy ctgo|) + 0,8.
Передвижка экскаватора в точку 3 возможна при соблюдении следующего условия:
r + 2 , 5 + r + + ctg ф +0,8 < R p+ R 4. у - 2r+ /zy ctg <|>- 3,3 + 2,5,
(116)
где 2,5 в правой части неравенства — это расстояние оси ж.-д. пу тей до нижней бровки уступа отвала (при несоблюдении условия указанного неравенства расстояние оси путей до бровки уступа может быть увеличено, так как его величина 2,5 м является мини мальной по требованиям правил безопасности).
После переноса путей экскаватор продолжает работу по врезке в новую заходку, перемещаясь вкрест забоя до точки 4, которая будет находиться от первоначального положения бровки уступа на расстоянии OJR4 .у, и грузит горную массу в составы нормальной
емкости.
Таким образом, рассмотренная организация работы позволяет ■осуществить врезку в новую заходку без заметного снижения про изводительности экскаватора по сравнению с обычной его работой
8 Заказ № 556 |
ИЗ |
во фронтальном забое, так как во всех положениях он осуществ ляет погрузку в составы нормальной емкости.
Проверим, будет ли соблюдаться неравенство (116) для отечест венных моделей экскаваторов — механических лопат, применяемых в транспортных системах разработки с погрузкой в ж.-д. составы:
для экскаватора ЭКГ-3,2 |
|
|
|
2 • 5,25-1,85 • ctg45°+3,3 + |
12,76 + |
8,23 + 2 • 5,25+1,85Х |
|
X ctg 45° —3,3 + |
2,5; |
||
11,95 + |
13,39; |
|
|
для экскаватора ЭКГ-4,6 |
|
|
|
2 • 5 ,2 5 -1 ,8 5 ctg4 5 °+ 3 ,3 < 12,65 + |
9 ,0 4 - 2 ,0 4 - 2 • 5,25+ |
||
+ 1,85 ctg 4 5 °-3 ,3 + |
2,5; |
||
11,95 + |
14,09; |
|
|
для экскаватора ЭКГ-8 |
|
|
|
2 • 7 - 2 • ctg45°+ 3,3 + 15,5+11,7 —2 ,7 + 2 ctg45° —3 ,3 + 2,5; |
|||
15,3 + |
16,4. |
|
|
Как видно из приведенных расчетов, для всех моделей экска ваторов— механических лопат возможна рассмотренная выше схема врезки в новую заходку.
Следовательно, врезка в новую заходку сопряжена только с до полнительной переукладкой ж.-д. путей на длину, несколько боль шую длины состава (примерно 200 м), в промежуточное положение
(см. рис. 44) |
и с простоями экскаватора в течение |
времени, тре |
буемого на передвижку путей (примерно одна смена). |
|
|
О р г а н и з а ц и я р а б о т по п е р е у к л а д к е ж .-д. п у т е й |
||
на у с т у п е . |
Если передвижка всех ж.-д. путей |
на уступе не |
приурачивается к общевыходному дню карьера или к месячным профилактическим ремонтам экскаватора, то последний будет про стаивать в зависимости от направления отработки предыдущей заходки (в сторону выезда или в сторону торца уступа), либо в те чение времени, необходимого для перемещения путей по всей длине фронта, либо в течение времени, когда производится передвижка на последних пикетах, где экскаватор дорабатывает заходку.
Первый случай имеет место при отработке заходки в направле нии торца карьера, второй — при работе к выездной траншее. В последнем случае можно осуществлять переукладку ж.-д. пути по мере отработки заходки, а затем, когда экскаватор отработает заходку полностью и произведет врезку в новую, пути передвигают на оставшейся длине фронта работ и соединяют их с путями выезд
ной траншеи |
(обычно это время длится не более одной смены). |
|
Потери рабочего |
времени экскаватора за счет врезки и пере |
|
движки ж.-д. |
путей |
составят (в расчете на две заходки) ПфР + |
114