Файл: Егурнов, Г. П. Выбор оптимальной мощности угольных и железорудных карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ного уступа, а следовательно, и с большим значением коэффициента вскрыши.

Для снижения затрат на транспортирование полезного ископае­ мого при транспортно-отвальных системах разработки необходимо вскрытие карьерного поля производить с обоих торцов, а технологи­

ческий комплекс по приему и пе­

 

 

реработке полезного ископаемого

 

 

располагать посредине карьерного

 

 

поля.

 

 

 

 

 

 

 

 

Из приведенных выше резуль­

 

 

татов исследования влияния дли­

 

 

ны фронта работ карьера на про­

 

 

изводственную

мощность

его при

 

 

разработке месторождений с ис­

 

 

пользованием консольных отвало-

 

 

образователей можно сделать сле­

 

 

дующие выводы:

размерами

 

 

рациональными

 

 

карьерного

поля

при

 

делении

 

 

больших

месторождений

 

на от­

 

 

дельные

поля

является

длина

 

 

фронта работ на один вскрышной

 

 

комплекс (см. табл. 35), так как

 

 

увеличение последней будет при­

 

 

водить к снижению интенсивности

 

 

использования

месторождения и

 

 

повышению себестоимости добычи

 

 

1 м3 полезного ископаемого (см.

 

 

рис. 60);

 

 

 

сравнительно

 

 

при разработке

 

 

небольшого месторождения, когда

 

 

его длина не намного превышает

 

 

^Фр. у, производственная мощность

 

 

карьера

определяется производи­

 

 

тельностью вскрышного

комплек­

 

 

са и коэффициентом вскрыши;

Рис. 60. Графики

зависимости Сд =

при заданной величине произ­

=)(ГфР) при разработке месторожде­

водственной

мощности

 

карьера

ний роторными

экскаваторами:

размеры карьерного поля выби­

а — при /2=5 м;

б — при h=2 м

раются

исходя

из

значений

 

 

длины фронта работ на один вскрышной комплекс, производитель­ ность которого должна соответствовать заданной производственной мощности карьера.

•Следовательно, при разработке горизонтальных месторождений роторными экскаваторами и консольными ленточными отвалообразователями рациональные величины производственной мощности карьера и длины карьерного поля определяются производительно­ стью вскрышных комплексов.

213


to

E

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

80

 

 

 

 

 

Себестоимость добычи 1 м3 полезного ископаемого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

h = 2 м

 

 

 

 

 

 

 

h = 5 м

 

 

 

 

 

 

ЭРГ-1600

ЭРШР-1600

ЭРЩР-2600

 

ЭРГ-1600

 

ЭРШР-1600

ЭРШР-2600

Затраты '

 

 

 

 

 

 

Длина фронта работ карьера, км

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,6

5,2

7,8

2,6

5,2

7,8

2,6

5,2

7,8

2,6

5,2

7,8

2,6

5,2

7,8

2,6

5,2

7,8

с д-у

5 , 1 7

5 , 1 7

5 , 1 7

5 , 1 7

5 , 1 7

5 , 1 7

5 , 1 7

5 , 8 0

5 , 1 7

1 0 , 0

9 , 0 5

1 0 , 0

1 0 , 0

9 , 0 5 1 0 , 0

9 , 0 5

9 , 0 5 1 0 , 0

с3

1 , 8 8

1 , 7 5

1 , 6 2

1 , 7 8

1 , 6 3

1 , 4 8

1 , 8

1 , 6 6

1 , 5 2

0 , 9 4

0 , 7 8

0 , 6 5 0 , 8 9

0 , 7 5

0 , 6

0 , 9

0 , 7 5

0 , 6

Сд.т

2 9 , 5 0 4 0 , 1 0 5 0 , 8

2 9 , 5

4 0 , 1

5 0 , 8

2 9 , 5

4 0 , 1

5 0 , 8

2 9 , 4

4 0 , 3

5 0 , 5

2 9 , 4 4 0 , 3 5 0 , 5

3 0 , 7

4 0 , 3 5 0 , 5

сд.п

3 , 6 2

1 , 8 1

1 , 2 1

3 , 3 0

1 , 6 5

1 , 1 0

1 , 7 6

0 , 8 8

0 , 5 9

1 , 8 8

0 , 9 4

0 , 6 3

1 , 7 0

0 , 8 5

0 , 5 7

0 , 9 1

0 , 4 6

0 , 3 0

^лэп

1 , 1 8

1 , 1 8

1 , 1 8

1 , 0 8

1 , 0 8

1 , 0 8

0 , 5 6

0 , 5 6

0 , 5 6

0 , 6 1

0 , 6 1

0 , 6 1

0 , 5 5

0 , 5 5

0 , 5 5

0 , 2 9

0 , 2 9

0 , 2 9

Сз.с

2 2 , 5 4

2 1 , 8 8

2 1 , 7 3 2 3 , 5

2 2 , 9 1

2 2 , 7 2 2 2 , 7 2 2 2 , 6 1

2 2 , 5 2

1 2 , 1 1

1 2 , 1 5

1 1 , 9 0 1 2 , 4 1 1 2 , 4 8 1 2 , 3 0 1 2 , 3 6 1 2 , 1 6 1 2 , 2 0

с в.д

175

175

175

1 6 1 , 0

1 6 1 , 0

1 6 1 , 0

1 7 3 , 8

1 7 3 , 8

1 7 3 , 8

7 8 , 4

7 8 , 4

7 8 , 4 7 1 , 8 7 1 , 8

7 1 , 8 8 1 , 4 8 1 , 4 8 1 , 4

ск

8 , 8 6

8 , 8 6

8 , 8 6

1 4 , 2

1 4 , 0

1 3 , 9 5

1 8 , 4 6

1 8 , 2

1 8 , 1 3

3 , 5 4

3 , 4 8

3 , 4 4

5 , 6 9

5 , 6

5 , 5 8

7 , 4

7 , 2 8

7 , 2 8

СД . П р

1 4 , 5 2

1 0 , 7 3

7 , 1 7

1 3 , 5 5

9 , 7 7

6 , 5 2

1 0 , 1 3

5 , 0 7

3 , 3 8

1 1 , 1 7

5 , 5 8

3 , 7 3 1 0 , 0 4

5 , 0 3

3 , 3 6 5 , 2 2

2 , 6 1

1 , 7 4

с рв

1 0 0 , 2

9 7 , 2

9 4 , 2

1 0 8 , 5

1 0 5 , 2

1 0 2 , 3

9 6 , 6

9 5 , 7

9 5 , 2

5 7 , 1

5 4 , 4

5 2 , 2 6 0 , 3

5 7 , 9

5 5 , 7

6 3 , 7

5 8 , 8 5 2 , 2

С д

2 6 3 , 3

2 6 6 , 3 2 7 2 , 5

2 5 3 , 1

2 5 7 , 3 2 6 3 , 8

2 6 3 , 9 2 6 8 , 7

2 7 6 , 5

1 4 8 , 0

1 5 1 , 3 1 5 9 , 9

1 4 2 , 5 1 4 6 , 4 1 5 5 , 2 1 4 8 , 2 1 5 4 , 3 1 6 4 , 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сд

3 6 1 , 5 3 6 2 , 5 3 6 6 , 7 3 6 0 , 6 2 6 2 , 5 3 6 6 , 1 3 6 0 , 5 3 6 4 , 4 3 7 1 , 7 2 0 5 , 2 2 0 5 , 7 2 1 2 , 1 2 0 2 , 8 2 0 4 , 3 2 1 0 , 9 2 1 1 , 9 2 1 3 , 1 2 1 6 , 5


§ 5. Комбинированные системы разработки

При отработке горизонтальных и пологих месторождений с боль­ шой мощностью покрывающих пород, когда разработка их с непо­ средственной переэкскавацией вскрыши в выработанное простран­ ство по условиям размещения ее в выработанном пространстве су­ ществующими моделями экскаваторов и отвалообразователей невозможна, применяют комбинированные системы разработки. Сущность их заключается в том, что нижний породный уступ отра­ батывается с непосредственным перемещением породы одноковшо­ выми экскаваторами или отвалообразователями, а верхний — с применением различных средств транспорта для транспортирова­ ния породы в выработанное пространство.

Комбинированные структуры комплексной механизации в прак­ тике работы отечественных карьеров весьма распространены, так как на большинстве пологих угольных и железорудных месторожде­ ний, разрабатываемых открытым способом, мощность покрываю­ щих полезное ископаемое пустых пород превышает возможную вы­ соту породного уступа, который может быть отработан с перемеще­ нием вскрышных пород в выработанное пространство существую­ щими выемочными комплексами — одноковшовыми экскаваторами

или отвалообразователями. Так, в 1970 г. этим

способом только

в угольной промышленности отрабатывалось 23

карьерных поля,

а удельный вес вскрышных работ при применении комбинированной системы составил почти 40% от общих их объемов.

Параметры карьера. На выбор параметров карьера влиет в ос­ новном способ отработки нижнего породного уступа, и поэтому все, что было отмечено ранее при исследовании разработки месторож­ дений по бестранспортным и транспортно-отвальным системам, полностью относится и к комбинированным.

Себестоимость 1 м3 вскрыши СКб при комбинированных системах определяется величинами себестоимости выемки 1 м3 вскрыши ниж­ него уступа Сн, отрабатываемого одноковшовыми экскаваторами в отвал или роторными экскаваторами на консольные отвалообразователи, и выемки 1 м3 вскрыши верхнего уступа Св, отрабатывае­ мого с применением средств транспорта для перемещения вскрыши, и удельным весом их в общих объемах вскрышных работ на карь­ ере:

С кб Рн^-н Рв^*в> ( 2 0 о )

где рн и рв — удельный вес вскрышных пород соответственно ниж­ него и верхнего уступов (в долях от общего объема вскрыши на карьере).

Известно, что себестоимость 1 м3 вскрышных пород при бес­ транспортных и транспортно-отвальных системах (Сн) значительно ниже, чем при транспортных (Св). Следовательно, для достижения высоких технико-экономических показателей отработки месторож­ дений при комбинированных системах разработки необходимо

215


стремиться к увеличению объемов вскрышных пород, отрабатывае­ мых непосредственно экскаваторами или отвалообразователями в отвал, т. е. работать с максимально возможной высотой нижнего породного уступа.

Выбор параметров карьера для нижнего уступа в данном слу­ чае производится аналогично приведенной выше методике при раз­ работке месторождений с переэкскавацией вскрышных пород в вы­ работанное пространство с помощью экскаваторов или отвалообразователей, а для верхнего — так же, как и при отработке горизонтальных и пологих месторождений с применением средств транспорта для перемещения породы в отвалы.

Производственная мощность карьера по полезному ископаемому

для рассматриваемого случая может быть определена по формуле (192), только коэффициент вскрыши в этом случае представляет собой отношение высоты нижнего вскрышного уступа к мощности пласта (или залежи) полезного ископаемого.

Высота верхнего вскрышного уступа, отрабатываемого с исполь­ зованием транспортных средств, определится разностью между мощностью покрывающих пород и высотой нижнего уступа. Необ­ ходимые объемы вскрышных работ по верхнему уступу рассчиты­ вают в зависимости от производственной мощности карьера по по­ лезному ископаемому и коэффициента вскрыши, величина которого

определяется как отношение

высоты этого уступа

к мощности

пласта:

 

 

 

в ^ в ^ -ф р ^ и

З ^ в . в ^ в ^ - ф р ^ и ^ в

 

 

Qb.,

М°

ГОД,

( 206)

^•фр. у^в. н

^ • ф р . у Я н

 

 

где kB. в и kB.н — коэффициенты

вскрыши соответственно по верх­

нему и нижнему вскрышным уступам, м3/м3; Я в и Я„ — высота со­ ответственно верхнего и нижнего уступов, м.

Характер зависимости Сд= / ( / , ф Р ) при применении комбиниро­ ванных систем разработки будет аналогичен рассмотренным выше системам разработки месторождений с непосредственной переэкс­ кавацией вскрыши экскаваторами или перемещением вскрышных пород отвалообразователями в отвал. Только в этом случае вели­ чина составляющей себестоимости сд. в (затраты на вскрышные ра­

боты) с увеличением фронта

работ

будет

увеличиваться,

а опти­

мальная длина фронта работ, при

которой

себестоимость

добычи

1 м3 полезного ископаемого

достигает минимума, будет умень­

шаться.

 

 

 

 

Целесообразность расчета производственной мощности карьера по оптимальным значениям длины фронта горных работ на экскава­ тор при разработке месторождений с применением комбинирован­ ных структур механизации показана на примере угольных карьеров Северо-Восточного (Райчихинское месторождение) и Храмцовского № 1—2 (Черемховское месторождение). На этих месторож­ дениях нижний вскрышной уступ разрабатывается с переэкскава­ цией вскрыши в отвал драглайнами и механической лопатой

216