Файл: Егурнов, Г. П. Выбор оптимальной мощности угольных и железорудных карьеров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 0
ного уступа, а следовательно, и с большим значением коэффициента вскрыши.
Для снижения затрат на транспортирование полезного ископае мого при транспортно-отвальных системах разработки необходимо вскрытие карьерного поля производить с обоих торцов, а технологи
ческий комплекс по приему и пе |
|
|
||||||
реработке полезного ископаемого |
|
|
||||||
располагать посредине карьерного |
|
|
||||||
поля. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Из приведенных выше резуль |
|
|
||||||
татов исследования влияния дли |
|
|
||||||
ны фронта работ карьера на про |
|
|
||||||
изводственную |
мощность |
его при |
|
|
||||
разработке месторождений с ис |
|
|
||||||
пользованием консольных отвало- |
|
|
||||||
образователей можно сделать сле |
|
|
||||||
дующие выводы: |
размерами |
|
|
|||||
рациональными |
|
|
||||||
карьерного |
поля |
при |
|
делении |
|
|
||
больших |
месторождений |
|
на от |
|
|
|||
дельные |
поля |
является |
длина |
|
|
|||
фронта работ на один вскрышной |
|
|
||||||
комплекс (см. табл. 35), так как |
|
|
||||||
увеличение последней будет при |
|
|
||||||
водить к снижению интенсивности |
|
|
||||||
использования |
месторождения и |
|
|
|||||
повышению себестоимости добычи |
|
|
||||||
1 м3 полезного ископаемого (см. |
|
|
||||||
рис. 60); |
|
|
|
сравнительно |
|
|
||
при разработке |
|
|
||||||
небольшого месторождения, когда |
|
|
||||||
его длина не намного превышает |
|
|
||||||
^Фр. у, производственная мощность |
|
|
||||||
карьера |
определяется производи |
|
|
|||||
тельностью вскрышного |
комплек |
|
|
|||||
са и коэффициентом вскрыши; |
Рис. 60. Графики |
зависимости Сд = |
||||||
при заданной величине произ |
=)(ГфР) при разработке месторожде |
|||||||
водственной |
мощности |
|
карьера |
ний роторными |
экскаваторами: |
|||
размеры карьерного поля выби |
а — при /2=5 м; |
б — при h=2 м |
||||||
раются |
исходя |
из |
значений |
|
|
длины фронта работ на один вскрышной комплекс, производитель ность которого должна соответствовать заданной производственной мощности карьера.
•Следовательно, при разработке горизонтальных месторождений роторными экскаваторами и консольными ленточными отвалообразователями рациональные величины производственной мощности карьера и длины карьерного поля определяются производительно стью вскрышных комплексов.
213
to
E
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
80 |
|
|
|
|
|
|
Себестоимость добычи 1 м3 полезного ископаемого |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
h = 2 м |
|
|
|
|
|
|
|
h = 5 м |
|
|
|
|
|
|
|
ЭРГ-1600 |
ЭРШР-1600 |
ЭРЩР-2600 |
|
ЭРГ-1600 |
|
ЭРШР-1600 |
ЭРШР-2600 |
|||||||||
Затраты ' |
|
|
|
|
|
|
Длина фронта работ карьера, км |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
2,6 |
5,2 |
7,8 |
2,6 |
5,2 |
7,8 |
2,6 |
5,2 |
7,8 |
2,6 |
5,2 |
7,8 |
2,6 |
5,2 |
7,8 |
2,6 |
5,2 |
7,8 |
с д-у |
5 , 1 7 |
5 , 1 7 |
5 , 1 7 |
5 , 1 7 |
5 , 1 7 |
5 , 1 7 |
5 , 1 7 |
5 , 8 0 |
5 , 1 7 |
1 0 , 0 |
9 , 0 5 |
1 0 , 0 |
1 0 , 0 |
9 , 0 5 1 0 , 0 |
9 , 0 5 |
9 , 0 5 1 0 , 0 |
||
с3 |
1 , 8 8 |
1 , 7 5 |
1 , 6 2 |
1 , 7 8 |
1 , 6 3 |
1 , 4 8 |
1 , 8 |
1 , 6 6 |
1 , 5 2 |
0 , 9 4 |
0 , 7 8 |
0 , 6 5 0 , 8 9 |
0 , 7 5 |
0 , 6 |
0 , 9 |
0 , 7 5 |
0 , 6 |
|
Сд.т |
2 9 , 5 0 4 0 , 1 0 5 0 , 8 |
2 9 , 5 |
4 0 , 1 |
5 0 , 8 |
2 9 , 5 |
4 0 , 1 |
5 0 , 8 |
2 9 , 4 |
4 0 , 3 |
5 0 , 5 |
2 9 , 4 4 0 , 3 5 0 , 5 |
3 0 , 7 |
4 0 , 3 5 0 , 5 |
|||||
сд.п |
3 , 6 2 |
1 , 8 1 |
1 , 2 1 |
3 , 3 0 |
1 , 6 5 |
1 , 1 0 |
1 , 7 6 |
0 , 8 8 |
0 , 5 9 |
1 , 8 8 |
0 , 9 4 |
0 , 6 3 |
1 , 7 0 |
0 , 8 5 |
0 , 5 7 |
0 , 9 1 |
0 , 4 6 |
0 , 3 0 |
^лэп |
1 , 1 8 |
1 , 1 8 |
1 , 1 8 |
1 , 0 8 |
1 , 0 8 |
1 , 0 8 |
0 , 5 6 |
0 , 5 6 |
0 , 5 6 |
0 , 6 1 |
0 , 6 1 |
0 , 6 1 |
0 , 5 5 |
0 , 5 5 |
0 , 5 5 |
0 , 2 9 |
0 , 2 9 |
0 , 2 9 |
Сз.с |
2 2 , 5 4 |
2 1 , 8 8 |
2 1 , 7 3 2 3 , 5 |
2 2 , 9 1 |
2 2 , 7 2 2 2 , 7 2 2 2 , 6 1 |
2 2 , 5 2 |
1 2 , 1 1 |
1 2 , 1 5 |
1 1 , 9 0 1 2 , 4 1 1 2 , 4 8 1 2 , 3 0 1 2 , 3 6 1 2 , 1 6 1 2 , 2 0 |
|||||||||
с в.д |
175 |
175 |
175 |
1 6 1 , 0 |
1 6 1 , 0 |
1 6 1 , 0 |
1 7 3 , 8 |
1 7 3 , 8 |
1 7 3 , 8 |
7 8 , 4 |
7 8 , 4 |
7 8 , 4 7 1 , 8 7 1 , 8 |
7 1 , 8 8 1 , 4 8 1 , 4 8 1 , 4 |
|||||
ск |
8 , 8 6 |
8 , 8 6 |
8 , 8 6 |
1 4 , 2 |
1 4 , 0 |
1 3 , 9 5 |
1 8 , 4 6 |
1 8 , 2 |
1 8 , 1 3 |
3 , 5 4 |
3 , 4 8 |
3 , 4 4 |
5 , 6 9 |
5 , 6 |
5 , 5 8 |
7 , 4 |
7 , 2 8 |
7 , 2 8 |
СД . П р |
1 4 , 5 2 |
1 0 , 7 3 |
7 , 1 7 |
1 3 , 5 5 |
9 , 7 7 |
6 , 5 2 |
1 0 , 1 3 |
5 , 0 7 |
3 , 3 8 |
1 1 , 1 7 |
5 , 5 8 |
3 , 7 3 1 0 , 0 4 |
5 , 0 3 |
3 , 3 6 5 , 2 2 |
2 , 6 1 |
1 , 7 4 |
||
с рв |
1 0 0 , 2 |
9 7 , 2 |
9 4 , 2 |
1 0 8 , 5 |
1 0 5 , 2 |
1 0 2 , 3 |
9 6 , 6 |
9 5 , 7 |
9 5 , 2 |
5 7 , 1 |
5 4 , 4 |
5 2 , 2 6 0 , 3 |
5 7 , 9 |
5 5 , 7 |
6 3 , 7 |
5 8 , 8 5 2 , 2 |
||
С д |
2 6 3 , 3 |
2 6 6 , 3 2 7 2 , 5 |
2 5 3 , 1 |
2 5 7 , 3 2 6 3 , 8 |
2 6 3 , 9 2 6 8 , 7 |
2 7 6 , 5 |
1 4 8 , 0 |
1 5 1 , 3 1 5 9 , 9 |
1 4 2 , 5 1 4 6 , 4 1 5 5 , 2 1 4 8 , 2 1 5 4 , 3 1 6 4 , 3 |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сд |
3 6 1 , 5 3 6 2 , 5 3 6 6 , 7 3 6 0 , 6 2 6 2 , 5 3 6 6 , 1 3 6 0 , 5 3 6 4 , 4 3 7 1 , 7 2 0 5 , 2 2 0 5 , 7 2 1 2 , 1 2 0 2 , 8 2 0 4 , 3 2 1 0 , 9 2 1 1 , 9 2 1 3 , 1 2 1 6 , 5 |
§ 5. Комбинированные системы разработки
При отработке горизонтальных и пологих месторождений с боль шой мощностью покрывающих пород, когда разработка их с непо средственной переэкскавацией вскрыши в выработанное простран ство по условиям размещения ее в выработанном пространстве су ществующими моделями экскаваторов и отвалообразователей невозможна, применяют комбинированные системы разработки. Сущность их заключается в том, что нижний породный уступ отра батывается с непосредственным перемещением породы одноковшо выми экскаваторами или отвалообразователями, а верхний — с применением различных средств транспорта для транспортирова ния породы в выработанное пространство.
Комбинированные структуры комплексной механизации в прак тике работы отечественных карьеров весьма распространены, так как на большинстве пологих угольных и железорудных месторожде ний, разрабатываемых открытым способом, мощность покрываю щих полезное ископаемое пустых пород превышает возможную вы соту породного уступа, который может быть отработан с перемеще нием вскрышных пород в выработанное пространство существую щими выемочными комплексами — одноковшовыми экскаваторами
или отвалообразователями. Так, в 1970 г. этим |
способом только |
в угольной промышленности отрабатывалось 23 |
карьерных поля, |
а удельный вес вскрышных работ при применении комбинированной системы составил почти 40% от общих их объемов.
Параметры карьера. На выбор параметров карьера влиет в ос новном способ отработки нижнего породного уступа, и поэтому все, что было отмечено ранее при исследовании разработки месторож дений по бестранспортным и транспортно-отвальным системам, полностью относится и к комбинированным.
Себестоимость 1 м3 вскрыши СКб при комбинированных системах определяется величинами себестоимости выемки 1 м3 вскрыши ниж него уступа Сн, отрабатываемого одноковшовыми экскаваторами в отвал или роторными экскаваторами на консольные отвалообразователи, и выемки 1 м3 вскрыши верхнего уступа Св, отрабатывае мого с применением средств транспорта для перемещения вскрыши, и удельным весом их в общих объемах вскрышных работ на карь ере:
С кб Рн^-н Рв^*в> ( 2 0 о )
где рн и рв — удельный вес вскрышных пород соответственно ниж него и верхнего уступов (в долях от общего объема вскрыши на карьере).
Известно, что себестоимость 1 м3 вскрышных пород при бес транспортных и транспортно-отвальных системах (Сн) значительно ниже, чем при транспортных (Св). Следовательно, для достижения высоких технико-экономических показателей отработки месторож дений при комбинированных системах разработки необходимо
215
стремиться к увеличению объемов вскрышных пород, отрабатывае мых непосредственно экскаваторами или отвалообразователями в отвал, т. е. работать с максимально возможной высотой нижнего породного уступа.
Выбор параметров карьера для нижнего уступа в данном слу чае производится аналогично приведенной выше методике при раз работке месторождений с переэкскавацией вскрышных пород в вы работанное пространство с помощью экскаваторов или отвалообразователей, а для верхнего — так же, как и при отработке горизонтальных и пологих месторождений с применением средств транспорта для перемещения породы в отвалы.
Производственная мощность карьера по полезному ископаемому
для рассматриваемого случая может быть определена по формуле (192), только коэффициент вскрыши в этом случае представляет собой отношение высоты нижнего вскрышного уступа к мощности пласта (или залежи) полезного ископаемого.
Высота верхнего вскрышного уступа, отрабатываемого с исполь зованием транспортных средств, определится разностью между мощностью покрывающих пород и высотой нижнего уступа. Необ ходимые объемы вскрышных работ по верхнему уступу рассчиты вают в зависимости от производственной мощности карьера по по лезному ископаемому и коэффициента вскрыши, величина которого
определяется как отношение |
высоты этого уступа |
к мощности |
|
пласта: |
|
|
|
в ^ в ^ -ф р ^ и |
З ^ в . в ^ в ^ - ф р ^ и ^ в |
|
|
Qb., |
М° |
ГОД, |
( 206) |
^•фр. у^в. н |
^ • ф р . у Я н |
|
|
где kB. в и kB.н — коэффициенты |
вскрыши соответственно по верх |
нему и нижнему вскрышным уступам, м3/м3; Я в и Я„ — высота со ответственно верхнего и нижнего уступов, м.
Характер зависимости Сд= / ( / , ф Р ) при применении комбиниро ванных систем разработки будет аналогичен рассмотренным выше системам разработки месторождений с непосредственной переэкс кавацией вскрыши экскаваторами или перемещением вскрышных пород отвалообразователями в отвал. Только в этом случае вели чина составляющей себестоимости сд. в (затраты на вскрышные ра
боты) с увеличением фронта |
работ |
будет |
увеличиваться, |
а опти |
мальная длина фронта работ, при |
которой |
себестоимость |
добычи |
|
1 м3 полезного ископаемого |
достигает минимума, будет умень |
|||
шаться. |
|
|
|
|
Целесообразность расчета производственной мощности карьера по оптимальным значениям длины фронта горных работ на экскава тор при разработке месторождений с применением комбинирован ных структур механизации показана на примере угольных карьеров Северо-Восточного (Райчихинское месторождение) и Храмцовского № 1—2 (Черемховское месторождение). На этих месторож дениях нижний вскрышной уступ разрабатывается с переэкскава цией вскрыши в отвал драглайнами и механической лопатой
216