Файл: Диткин, В. А. Интегральные преобразования и операционное исчисление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В тех случаях, когда хроноструктура процесса отобра­ жается при помощи N траектории, стандартно ранжиро­ ванных по-величине шага анализа, становится возможным, по-видимому, еще один способ приближенного сравнения хроноструктур по степени их сложности. Этот способ ос­ новывается на сравнении чисел √Vι, Λz2, ■■■, N0 опреде­ ляющих состав того или иного стандартного набора раз­ ношаговых уровней анализа, который необходимо исполь­ зовать для адекватного отображения хроноструктуры некоторого процесса.

Так, например, очевидным представляется, что из двух процессов при T1 = T2 и одинаковом наборе N уров­ ней анализа более сложным по хроноструктуре окажется тот, для описания которого потребуется большее число разиошаговых уровней анализа (имея в виду, что на том пли ином уровне число элементов хроиоструктуры может оказаться нулевым).

Особыми классами задач сопоставления хронострук­ тур по сравнению со всеми, рассмотренными выше,26 яв­ ляются задачи сравнения хроноструктур при условии 71i≠7,2, т. е. при условии сопоставления хроноструктур разномодульных процессов в целях выяснения их подо­ бия, а также задачи сравнения хроноструктур процессов, зафиксированных в разные календарные отрезки вре­ мени, при Z>j≠O2≠=∙∙∙ ≠0,-∙

Решение задач первого из этих классов связывается с выяснением условий топологического подобия (изомор­ физма) хроноструктур при отвлечении от абсолютных ве­ личии продолжительности процессов и их отдельных стадий.

Решение задач второго класса относится к компетен­ ции расширенного структурно-диахронического последо­ вания; некоторые из проблем этого вида исследований мы рассмотрим в следующей главе.

ные критерии качества таксономии и их использование в про­ цессе принятия решений. — Там же, и др.

26 Необычно своеобразный класс задач сопоставления хроно­ структур намечается 36. Васютыньским, который выдвинул гипо­ тезу изоморфизма структуры процессов мыслительной и практи­ ческой деятельности человека, с одной стороны, и структуры материальных продуктов практической деятельности, с другой

(Zb. Wasiutyiiski. О izomorfizme spostrzezen, dzialan і przed-

miotów Wytwarzanych. — Zagadnienia naukoznawslwa, tom V,

zes-

zyt 1, Warszawa, 1969).

 

10*

147


§ 5. Хроноструктура процессов и прикладная психология

Одной из областей науки, где особенно плодо­ творным представляется приложение понятий модуля продолжительности и хроноструктуры процесса, является психология.

За последние годы быстро развиваются такие ее раз­ делы, как инженерная психология, психология труда, возрастная и социальная психология. В современных ус­ ловиях возрастает их роль в решении актуальных при­ кладных задач, связанных с анализом конкретных про­ цессов профессиональной и учебной деятельности, с на­ учной организацией труда и досуга, с проектированием систем «человек—машина». Не решены пока в полном объеме задачи профессионального отбора и ориентации, психологического обоснования процессов принятия реше­ ний п формпроваппя экспертных оценок, оптимального планирования индивидуальной и коллективной творче­ ской деятельности и многие, многие другие.

«В системе проблем современной науки проблема чело­ века занимает, пожалуй, центральное место.. . Психология начинает выступать в роли своеобразного узла, объеди­ няющего интересы различных наук», — отмечает Б. Ф. Ло­ мов.27 Вместе с тем, как писал одни из крупнейших со­ ветских психологов А. Р. Лурия, «психология еще не стала подлинной наукой о живой человеческой личности. Она еще не научилась описывать склад личности так, чтобы каждая его черта находила свое место и чтобы законы формирования личности стали такими же чет­ кими и прозрачными, как закопы синтеза сложных хи­ мических тел».28

Ту же озабоченность высказывает У. Р. Эшби: «В на­ стоящее время наши знания о живом мозге в значитель­ ной степени разрознены. C точки зрения того, что там происходит от одной миллисекунды до другой, мы знаем очень много.. . но когда мы спрашиваем, что происходит

в мозгу на протяжении часов или лет,

то здесь практи-

27

Б. Ф. Ломов. Неразрывная связь психологии с естествен­

ными

и общественными науками. — Вопросы

философии, 1973,

№ 10, с. 49.

большой памяти.

28

А. Р. Лурия. Маленькая книжка о

Μ., 1968, с. 87.

 

148



⅛ecκπ ничего неизвестно. Между тем в человеческом по­ ведении важны именно эти „долгосрочные“ изменения».29 В течение многих десятилетий основные усилия пси­ хологов сосредоточивались на изучении отдельных сторон целостных процессов психической деятельности: памяти, эмоций, воли, сенсомоторики и т. и. Значительно меньше внимания уделялось выяснению диахронических законо­ мерностей изменения памяти, эмоционально-волевых сос­ тояний и других явлений психической жизни человека на протяжении суток, недель и т. и. Лишь в последние дватри десятилетия возрастные изменения психофизиологи­ ческих функций взрослого человека становятся предме­ том систематического изучения, так как по сложившейся издавна традиции было принято считать, что «возрастная изменчивость якобы несвойственна психологическим ха­ рактеристикам взрослых, во всяком случае в пределах от

2Ü до 45 лет».30 Неблагоприятно сказалась на развитии прикладной пси­

хологии и тенденция к обособлению ее от смежных науч­ ных дисциплин: «До сих пор нет еще подлинно смежной области психофизиологии, которая имела бы своим объ­ ектом исследование переходных форм, стоящих на грани физиологии и психологии. Такая наука оказала бы пло­ дотворное влияние как на психологию, так и иа психопа­ тологию».31 Качественно новые задачи выдвигает перед психологией недавно созревшее понимание того, что каж­ дый живой человек в физическом плане характеризуется не только наличием вещественного тела, но и некоторым комплексным индивидуальным физико-химическим по­ лем, которое генерируется в процессе жизнедеятельности человека в окружающем тело пространстве и которое яв­ ляется такой Hie неотъемлемой составной частью чело­ века, как п само тело. Через акустическую, оптическую, «запаховую» и другие составляющие этого поля осуще­ ствляются практически все формы общения людей друг с другом, как осознаваемые, так и неосознаваемые; его динамичное, изменчивое строение и интенсивность, по-

29 У. Р. Э ш б и. Принципы самоорганизации. — В кн.: Прин­ ципы самоорганизации. Μ., 1966, с. 341.

3Ü Б. Г. Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрос­ лых. Μ., 1972, с. 4.

31 A. A. M е г р а б я н. Теоретические основы психопатологии. Ереван, 1967, с. 10.

149

видимому, самым тесным образом связаны с психофизио­ логическим типом личности, с колебательными измене­ ниями психических состоянии и самочувствия человека.

Новые задачи и новые факты настоятельно требуют от прикладной и теоретическом психологии существенного расширения традиционного арсенала исследовательских методов. Собственно, речь идет при этом не СТОЛЬКО об отдельных частных методиках, сколько о выработке спе­ цифического «траекторного», если можно так выразиться, стиля мышления, в котором каждое явление, каждый конкретным факт рассматриваются не просто как нечто протяженное во времени, но и как нечто наделенное осо­ бым рисунком диахронического развертывания. Траектор­ ные образы реальных процессов «привлекают внимание не к конечному состоянию, а к процессу в целом на всем его протяжении во времени»,32 — это положение, цен­ ность которого уже осознана в биологии, имеет силу и в области психологического исследования.

«Траекторный» подход с его тенденцией к системному анализу целостных процессов психической деятельности и к количественному выражению структурно-морфологи­ ческих особенностей отдельных траекторий позволяет сформировать представлепия о ритмике деятельности как о комплексной характеристике психических процессов. Прп этом их качественная сторона отображается более пли менее обширным ассортиментом содержательных пе­ ременных (таких как память, внимание, эмоциональное

состояние,

сенсомоторика,

электрическая активность

мозга и т.

д. и т. п.), а

количественная — структурно­

диахроническими характеристиками (общей и частной продолжительностью, композицией отдельных траекторий, хроноструктурой процесса в целом и Т. H.).

В оспове представлений о ритмике лежат следующие фундаментальные по своей универсальной общности факты:

1) сложный колебательный рисунок траекторий, опи­ сывающих деятельность мозга, прослеживается на всех

уровнях

ее анализа — от долей

секунды до

многих лет,

в масштабе биографии;

 

 

32 К.

Уоддингтон. Основные

биологические

концепции. —

В кн.: На пути к теоретической биологии. Под ред. Б. Л. Астаурова. Μ., 1970, с. 22.

150


2) в каждом конкретном случае, для каждого кон­ кретного человека сложный рисунок ритмики глубоко ин­ дивидуализирован и, если учитывать все его мельчайшие детали, уникален и неповторим;

3) вместе с тем вариативность основных, главных осо­ бенностей ритмического рисунка осуществляется отнюдь не в безграничном диапазоне; это справедливо как в питравариативном плайе, на протяжении жизни одного и того же человека,33 так и в плане интервариативном, от человека к человеку в некоторой совокупности людей.

Применение понятий и методов структурно-диахрони­ ческого исследования . в прикладной психологии откры­ вает целый ряд перспективных возможностей для реше­ ния многих проблем учения о темпераментах и о дина­ мике лпчиостпо-деловых качеств при падежной опоре на объективные количественные данные. Вместе с тем на­ мечаются и возможности теоретического анализа слож­ ных задач, связанных с совместным рассмотрением двух плп нескольких параллельно текущих процессов (напри­ мер, при решении вопроса о соответствии между диахрони­ чески трактуемым профессиональным регламентом и ин­ дивидуальным типом ритмики работника; при выяснении условий психологической совместимости людей в тесном общении; при изучении особенностей усвоения повой информации в ходе, обучения или повседневной профес­ сиональной деятельности, и т. п.).

Нельзя, однако, не отметить, что пока мы говорим скорее о потенциальных, чем о уже реализованных воз­ можностях; многие из методологических проблем струк­ турно-диахронического исследования в психологии еще только формулируются. Одна из важнейших среди них состоит в том, чтобы обеспечить рациональное взаимодей­ ствие между традиционными и новыми методами исследо­ вания, использовать в полной мере уже накопленный в психологии опыт и огромный фонд фактических дан­ ных, состыковать новые и традиционные понятия и тер­ мины.

33 Что касается ритмов электрической активности мозга, то

у взрослых, как указывает Г. Уолтер, они вообще мало меняются

свозрастом (Грей Уолтер. Живой мозг, с. 232). Интересно отметить здесь также его замечание о сходстве индивидуаль­ ности записей ЭЭГ .с индивидуальностью отпечатков пальцев, которая, как известно, неповторима.

15I

Из числа специфических проблем структурно-диахро­ нического анализа первоочередной, по-видимому, является проблема устаиовлеиия стандартного набора уровней ана­ лиза для области психических явлений.

Как уже выясняется в физиологии, исключительное значение в процессах жизнедеятельности человеческого организма играют суточный и сезонный (годичный) ритмы. Физическая основа их — суточное и сезонное из­ менение внешних условий, связанное с вращением нашей планеты вокруг своей оси п вокруг Солнца. Оба этп ритма сформировались на протяжении десятков и сотен тысяче­ летий эволюционного развития человека и нашли отраже­ ние ие только в его биологической природе, но и в орга­ низации многообразных форм социальной жизни. Кроме этих ритмов выявлено множество других, как более «бы­ стрых», так и «медленных». Одна из попыток упорядочить их номенклатуру принадлежит Ф. Гальбергу34 (см. таб­ лицу) .

Физиология наряду с биоритмологией и экологией че­ ловека относится к числу естественных наук, наиболее родственных психологии, поэтому было бы естественно использовать в психологии уже выработапиые физиоло­ гами градации ритмов. Однако, как представляется, было бы полезно учесть при этом и соображения, выска­ занные выше в связи с обсуждением методологических проблем построения стандартного набора уровпей ана­ лиза. По-видимому, для более или менее точного и вместо с тем экономного (с точки зрения исследовательских уси­ лий) отображения разномасштабных особенностей в ходе целостных процессов психической жизни человека было бы целесообразно включить в стандартный набор не менее 9 разношаговых уровней.

В частности, в качестве первого приближения, пред­ ставляется целесообразным предложить для обсуждения

набор

со

следующими

величинами

шага

анализа:

1) 0.01

сек.,

2) 1 сек., 3)

1 мин., 4) 1 час,

5)

сутки,

6) неделя, 7) месяц (около 30 суток),

8) год, 9)

6-ле-

тие ± год.

 

 

 

 

 

34 Ф.

Г а ль б ер г. Хронобиология. — В кн.:

Кибернетический

сборник.

Новая серия, вып. 9. Μ., 1972, с. 232.

 

 

 

152