Файл: Диткин, В. А. Интегральные преобразования и операционное исчисление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
В тех случаях, когда хроноструктура процесса отобра жается при помощи N траектории, стандартно ранжиро ванных по-величине шага анализа, становится возможным, по-видимому, еще один способ приближенного сравнения хроноструктур по степени их сложности. Этот способ ос новывается на сравнении чисел √Vι, Λz2, ■■■, N0 опреде ляющих состав того или иного стандартного набора раз ношаговых уровней анализа, который необходимо исполь зовать для адекватного отображения хроноструктуры некоторого процесса.
Так, например, очевидным представляется, что из двух процессов при T1 = T2 и одинаковом наборе N уров ней анализа более сложным по хроноструктуре окажется тот, для описания которого потребуется большее число разиошаговых уровней анализа (имея в виду, что на том пли ином уровне число элементов хроиоструктуры может оказаться нулевым).
Особыми классами задач сопоставления хронострук тур по сравнению со всеми, рассмотренными выше,26 яв ляются задачи сравнения хроноструктур при условии 71i≠7,2, т. е. при условии сопоставления хроноструктур разномодульных процессов в целях выяснения их подо бия, а также задачи сравнения хроноструктур процессов, зафиксированных в разные календарные отрезки вре мени, при Z>j≠O2≠=∙∙∙ ≠0,-∙
Решение задач первого из этих классов связывается с выяснением условий топологического подобия (изомор физма) хроноструктур при отвлечении от абсолютных ве личии продолжительности процессов и их отдельных стадий.
Решение задач второго класса относится к компетен ции расширенного структурно-диахронического последо вания; некоторые из проблем этого вида исследований мы рассмотрим в следующей главе.
ные критерии качества таксономии и их использование в про цессе принятия решений. — Там же, и др.
26 Необычно своеобразный класс задач сопоставления хроно структур намечается 36. Васютыньским, который выдвинул гипо тезу изоморфизма структуры процессов мыслительной и практи ческой деятельности человека, с одной стороны, и структуры материальных продуктов практической деятельности, с другой
(Zb. Wasiutyiiski. О izomorfizme spostrzezen, dzialan і przed-
miotów Wytwarzanych. — Zagadnienia naukoznawslwa, tom V, |
zes- |
zyt 1, Warszawa, 1969). |
|
10* |
147 |
§ 5. Хроноструктура процессов и прикладная психология
Одной из областей науки, где особенно плодо творным представляется приложение понятий модуля продолжительности и хроноструктуры процесса, является психология.
За последние годы быстро развиваются такие ее раз делы, как инженерная психология, психология труда, возрастная и социальная психология. В современных ус ловиях возрастает их роль в решении актуальных при кладных задач, связанных с анализом конкретных про цессов профессиональной и учебной деятельности, с на учной организацией труда и досуга, с проектированием систем «человек—машина». Не решены пока в полном объеме задачи профессионального отбора и ориентации, психологического обоснования процессов принятия реше ний п формпроваппя экспертных оценок, оптимального планирования индивидуальной и коллективной творче ской деятельности и многие, многие другие.
«В системе проблем современной науки проблема чело века занимает, пожалуй, центральное место.. . Психология начинает выступать в роли своеобразного узла, объеди няющего интересы различных наук», — отмечает Б. Ф. Ло мов.27 Вместе с тем, как писал одни из крупнейших со ветских психологов А. Р. Лурия, «психология еще не стала подлинной наукой о живой человеческой личности. Она еще не научилась описывать склад личности так, чтобы каждая его черта находила свое место и чтобы законы формирования личности стали такими же чет кими и прозрачными, как закопы синтеза сложных хи мических тел».28
Ту же озабоченность высказывает У. Р. Эшби: «В на стоящее время наши знания о живом мозге в значитель ной степени разрознены. C точки зрения того, что там происходит от одной миллисекунды до другой, мы знаем очень много.. . но когда мы спрашиваем, что происходит
в мозгу на протяжении часов или лет, |
то здесь практи- |
|
27 |
Б. Ф. Ломов. Неразрывная связь психологии с естествен |
|
ными |
и общественными науками. — Вопросы |
философии, 1973, |
№ 10, с. 49. |
большой памяти. |
|
28 |
А. Р. Лурия. Маленькая книжка о |
|
Μ., 1968, с. 87. |
|
148
⅛ecκπ ничего неизвестно. Между тем в человеческом по ведении важны именно эти „долгосрочные“ изменения».29 В течение многих десятилетий основные усилия пси хологов сосредоточивались на изучении отдельных сторон целостных процессов психической деятельности: памяти, эмоций, воли, сенсомоторики и т. и. Значительно меньше внимания уделялось выяснению диахронических законо мерностей изменения памяти, эмоционально-волевых сос тояний и других явлений психической жизни человека на протяжении суток, недель и т. и. Лишь в последние дватри десятилетия возрастные изменения психофизиологи ческих функций взрослого человека становятся предме том систематического изучения, так как по сложившейся издавна традиции было принято считать, что «возрастная изменчивость якобы несвойственна психологическим ха рактеристикам взрослых, во всяком случае в пределах от
2Ü до 45 лет».30 Неблагоприятно сказалась на развитии прикладной пси
хологии и тенденция к обособлению ее от смежных науч ных дисциплин: «До сих пор нет еще подлинно смежной области психофизиологии, которая имела бы своим объ ектом исследование переходных форм, стоящих на грани физиологии и психологии. Такая наука оказала бы пло дотворное влияние как на психологию, так и иа психопа тологию».31 Качественно новые задачи выдвигает перед психологией недавно созревшее понимание того, что каж дый живой человек в физическом плане характеризуется не только наличием вещественного тела, но и некоторым комплексным индивидуальным физико-химическим по лем, которое генерируется в процессе жизнедеятельности человека в окружающем тело пространстве и которое яв ляется такой Hie неотъемлемой составной частью чело века, как п само тело. Через акустическую, оптическую, «запаховую» и другие составляющие этого поля осуще ствляются практически все формы общения людей друг с другом, как осознаваемые, так и неосознаваемые; его динамичное, изменчивое строение и интенсивность, по-
29 У. Р. Э ш б и. Принципы самоорганизации. — В кн.: Прин ципы самоорганизации. Μ., 1966, с. 341.
3Ü Б. Г. Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрос лых. Μ., 1972, с. 4.
31 A. A. M е г р а б я н. Теоретические основы психопатологии. Ереван, 1967, с. 10.
149
видимому, самым тесным образом связаны с психофизио логическим типом личности, с колебательными измене ниями психических состоянии и самочувствия человека.
Новые задачи и новые факты настоятельно требуют от прикладной и теоретическом психологии существенного расширения традиционного арсенала исследовательских методов. Собственно, речь идет при этом не СТОЛЬКО об отдельных частных методиках, сколько о выработке спе цифического «траекторного», если можно так выразиться, стиля мышления, в котором каждое явление, каждый конкретным факт рассматриваются не просто как нечто протяженное во времени, но и как нечто наделенное осо бым рисунком диахронического развертывания. Траектор ные образы реальных процессов «привлекают внимание не к конечному состоянию, а к процессу в целом на всем его протяжении во времени»,32 — это положение, цен ность которого уже осознана в биологии, имеет силу и в области психологического исследования.
«Траекторный» подход с его тенденцией к системному анализу целостных процессов психической деятельности и к количественному выражению структурно-морфологи ческих особенностей отдельных траекторий позволяет сформировать представлепия о ритмике деятельности как о комплексной характеристике психических процессов. Прп этом их качественная сторона отображается более пли менее обширным ассортиментом содержательных пе ременных (таких как память, внимание, эмоциональное
состояние, |
сенсомоторика, |
электрическая активность |
мозга и т. |
д. и т. п.), а |
количественная — структурно |
диахроническими характеристиками (общей и частной продолжительностью, композицией отдельных траекторий, хроноструктурой процесса в целом и Т. H.).
В оспове представлений о ритмике лежат следующие фундаментальные по своей универсальной общности факты:
1) сложный колебательный рисунок траекторий, опи сывающих деятельность мозга, прослеживается на всех
уровнях |
ее анализа — от долей |
секунды до |
многих лет, |
в масштабе биографии; |
|
|
|
32 К. |
Уоддингтон. Основные |
биологические |
концепции. — |
В кн.: На пути к теоретической биологии. Под ред. Б. Л. Астаурова. Μ., 1970, с. 22.
150
2) в каждом конкретном случае, для каждого кон кретного человека сложный рисунок ритмики глубоко ин дивидуализирован и, если учитывать все его мельчайшие детали, уникален и неповторим;
3) вместе с тем вариативность основных, главных осо бенностей ритмического рисунка осуществляется отнюдь не в безграничном диапазоне; это справедливо как в питравариативном плайе, на протяжении жизни одного и того же человека,33 так и в плане интервариативном, от человека к человеку в некоторой совокупности людей.
Применение понятий и методов структурно-диахрони ческого исследования . в прикладной психологии откры вает целый ряд перспективных возможностей для реше ния многих проблем учения о темпераментах и о дина мике лпчиостпо-деловых качеств при падежной опоре на объективные количественные данные. Вместе с тем на мечаются и возможности теоретического анализа слож ных задач, связанных с совместным рассмотрением двух плп нескольких параллельно текущих процессов (напри мер, при решении вопроса о соответствии между диахрони чески трактуемым профессиональным регламентом и ин дивидуальным типом ритмики работника; при выяснении условий психологической совместимости людей в тесном общении; при изучении особенностей усвоения повой информации в ходе, обучения или повседневной профес сиональной деятельности, и т. п.).
Нельзя, однако, не отметить, что пока мы говорим скорее о потенциальных, чем о уже реализованных воз можностях; многие из методологических проблем струк турно-диахронического исследования в психологии еще только формулируются. Одна из важнейших среди них состоит в том, чтобы обеспечить рациональное взаимодей ствие между традиционными и новыми методами исследо вания, использовать в полной мере уже накопленный в психологии опыт и огромный фонд фактических дан ных, состыковать новые и традиционные понятия и тер мины.
33 Что касается ритмов электрической активности мозга, то
у взрослых, как указывает Г. Уолтер, они вообще мало меняются
свозрастом (Грей Уолтер. Живой мозг, с. 232). Интересно отметить здесь также его замечание о сходстве индивидуаль ности записей ЭЭГ .с индивидуальностью отпечатков пальцев, которая, как известно, неповторима.
15I
Из числа специфических проблем структурно-диахро нического анализа первоочередной, по-видимому, является проблема устаиовлеиия стандартного набора уровней ана лиза для области психических явлений.
Как уже выясняется в физиологии, исключительное значение в процессах жизнедеятельности человеческого организма играют суточный и сезонный (годичный) ритмы. Физическая основа их — суточное и сезонное из менение внешних условий, связанное с вращением нашей планеты вокруг своей оси п вокруг Солнца. Оба этп ритма сформировались на протяжении десятков и сотен тысяче летий эволюционного развития человека и нашли отраже ние ие только в его биологической природе, но и в орга низации многообразных форм социальной жизни. Кроме этих ритмов выявлено множество других, как более «бы стрых», так и «медленных». Одна из попыток упорядочить их номенклатуру принадлежит Ф. Гальбергу34 (см. таб лицу) .
Физиология наряду с биоритмологией и экологией че ловека относится к числу естественных наук, наиболее родственных психологии, поэтому было бы естественно использовать в психологии уже выработапиые физиоло гами градации ритмов. Однако, как представляется, было бы полезно учесть при этом и соображения, выска занные выше в связи с обсуждением методологических проблем построения стандартного набора уровпей ана лиза. По-видимому, для более или менее точного и вместо с тем экономного (с точки зрения исследовательских уси лий) отображения разномасштабных особенностей в ходе целостных процессов психической жизни человека было бы целесообразно включить в стандартный набор не менее 9 разношаговых уровней.
В частности, в качестве первого приближения, пред ставляется целесообразным предложить для обсуждения
набор |
со |
следующими |
величинами |
шага |
анализа: |
|
1) 0.01 |
сек., |
2) 1 сек., 3) |
1 мин., 4) 1 час, |
5) |
сутки, |
|
6) неделя, 7) месяц (около 30 суток), |
8) год, 9) |
6-ле- |
||||
тие ± год. |
|
|
|
|
|
|
34 Ф. |
Г а ль б ер г. Хронобиология. — В кн.: |
Кибернетический |
||||
сборник. |
Новая серия, вып. 9. Μ., 1972, с. 232. |
|
|
|
152