Файл: Велтистов, П. К. Схемы релейной централизации малых станций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
направлений движения (Ч и Н) и два маневровых также для движения в четном и нечетном направлениях (ЧМ и НМ).
Реле направлений работают кратковременно на время нажа тия сигнальных кнопок. Они предназначены для выбора соот ветствующей группы конечных реле и сокращения противоловторных и других вспомогательных реле.
Схема реле направлений строится одна на всю станцию (рис. 70). Реле включаются контактами кнопочных реле сигна лов, определяющих соответствующее направление движения. В схеме выполнено взаимоисключение, допускающее возбуж дение только одного из реле направлений.
Исправная работа кнопок и схемы реле направлений отобра жается на пульте светящимися стрелками четного и нечетного направлений.
В поездном маршруте стрелка загорается зеленым светом, при маневровом — белым.
Контакт реле ВГ в схеме лампочек исключает эту индика цию при работе реле направлений для отмены маршрута.
Начальные и конечные реле. Контактами этих реле от полных схем контрольно-секционных и сигнальных реле отсекаются те их участки, которые должны работать в данном маршруте. На чало и конец в этих схемах соответствуют началу и концу марш рута на плане путей станции.
Начальные реле устанавливают по количеству светофоров и обозначают наименованием светофора с добавлением буквы Н, например, Ч1Н или М2Н.
Для выходных светофоров одно и то же начальное реле ра ботает в маршруте отправления и маневровом маршрутах, но в последнем еще участвует общеманевровое реле ЧЮМ. В манев ровых маршрутах с путей общеманевровые реле выполняют функцию начальных реле, подключая в цепи маневровое сиг нальное реле, а в маршрутах на пути их используют в качестве конечных маневровых реле.
Приеме-отпраВочные
х е к |
ч * к |
ч 2к ч д к |
ч к |
тспе |
ТСПБ НК |
НДК HIK НЗК НЬК |
Нек |
J X |
l i r u r o r i u ------- |
|
|
|
|||
|
|
'ЧДЛ |
|
|
|
|
|
ММШ( ) ( ) ( |
) ( j |
( j |
|
|
|
|
|
1300 |
у |
г |
Ji |
смб |
|
|
|
|
|
|
|
м а н еВ р о д ы е |
|
|
|
у п к м ех чбмк ч ш к ч г м к м ч к м г к тспе тспбшк мзк |
м е к нш к нзмк н ш к |
н е т |
|||||
|
|
|
|
|
м /к |
|
|
|
|
|
|
СМБ |
СМБ |
|
|
Четное направление |
|
нечетное направление |
|
||||
|
|
Рис. 69. |
Схема |
кнопочных реле |
|
107
Приемо-отправочные маршруты не имеют конечных реле и схемы контрольно-секционных и сигнальных реле включают только со .стороны начала маршрута, а со стороны конца .питание в них подано постоянно.
Конечные реле устанавливают на каждое окончание маневро вых маршрутов. Такими точками окончания маршрутов могут быть перегонные пути, в направлении которых предусмотрены маневры, станционные пути, не имеющие на этой стороне выход ных светофоров, тупики и попутные маневровые светофоры (ес ли такие есть в горловине станции). Обозначают конечные реле наименованием светофора, за которым или у которого заканчи вается маршрут с добавлением букв КМ.
Поскольку начальные, конечные и общеманевровые реле своими контактами переключают схемы контрольно-секционных и сигнальных реле, цепь их возбуждения проходит через фрон товые контакты замыкающих реле (рис. 71). Этим устраняется возможность размыкания цепей ранее установленных маршру тов при ошибочном нажатии сигнальных кнопок враждебных маршрутов.
Цепь питания начальных реле замыкается контактами кно почных реле и реле направлений. При установке маневрового маршрута от выходного светофора в цепи начального реле до полнительно проверяется предварительное возбуждение соответ ствующего общеманеврового реле ОМ во избежание получения неправильного показания светофора при повреждении цепи ре ле ОМ.
После того как сработает сигнальное и отпустит якорь замы кающее реле, начальное реле остается на самоблокировке через
тыловые контакты замыкающего реле и выключается только при размыкании маршрута.
Для простоты построения схемы от нажатия любой кнопки маневровых сигналов на некоторое время возбуждаются все ре ле КМ и ОМ данного направления через контакт реле ЧМ (НМ).
Рис. 70. Схема реле направлений
108
Рис. 71. Схема начальных, конечных и общемаиевровых реле для четной горловины
Но после того как кнопка будет отпущена, питание через тыло вой контакт замыкающего реле получит лишь то реле КМ или ОМ, которое участвует в задаваемом маршруте, а остальные
реле отпустят якоря.
Начальные, конечные и общеманевровые реле должны быть медленного действия (НМШМ1-700), чтобы удержать якорь во время переключения в их цепи контакта замыкающего реле. При отмене маршрута начальные, конечные и общеманевровые реле работать не должны, поэтому их питание отключается тыловым контактом вспомогательного реле отмены маршрута ВГ.
Контрольно-секционные реле. Контактами реле КС проверя ется готовность маршрута для дальнейшего его замыкания и от крытия сигнала (рис. 72). Одна из главных особенностей схем контрольно-секционных и сигнальных реле заключается в том, что они являются общими для всех маршрутов горловины станции.
Одни и те же части схем используют в поездных и маневро вых маршрутах, а также для обоих направлений этих передви жений (т. е. для приема и отправления поездов и маневров в сторону станционных путей и перегона).
Другая характерная особенность схем заключается в их по строении строго по плану станции. Это значит, что электри ческие цепи проходят через контакты контрольных стрелочных реле, путевых реле, обмотки 'контрольно-секционных и сигналь ных реле в той последовательности, как соответствующие этим реле стрелки, изолированные участки и светофоры расположены на плане путей станции. Так же как пути станции разветвляют ся иа стрелках, электрические цепи разветвляются на контактах
109
контрольных стрелочных реле и переключаются в зависимости от положения стрелок.
Контрольно-секционные реле устанавливают:
на каждый путевой стрелочный и бесстрелочный участок для выключения маршрутных реле и замыкания таким путем стре лок в маршруте;
на приемо-отправочные пути для обесточивания в маршрутах на эти пути исключающих реле и устранения этим возможности установки встречного враждебного маршрута на тот же путь с противоположной горловины;
на перегонные пути по маршрутам отправления для выполне ния необходимых зависимостей в схеме смены направления.
В зависимости от протяженности задаваемого маршрута из всей схемы реле КС контактами начальных и конечных реле вы деляют участок цепи, в который включают ток. Обмотки всех реле КС, участвующих в маршруте, включены в последователь ную цепь и .поэтому берутся с малым сопротивлением. В разных маршрутах в цепи может быть неодинаковое число реле КС, по этому со стороны полюса СМБ в схему включают ограничива ющие резисторы сопротивлением 33 Ом. Реле КС станционных путей и перегона берут типа НМШМ1-10 с сопротивлением об мотки 10 Ом. Таких реле в последовательной цепи может ока заться не более одного. Все остальные реле предусматривают типа НМШ4-3.4 с сопротивлением обмоток 3,4 Ом.
В схеме контрольно-секционных реле проверяют фронтовы ми контактами: путевых реле — незанятость участков маршрута; стрелочных контрольных реле — положение стрелок и плотное
110
примыкание остряков к рамным рельсам; исключающих реле — отсутствие враждебных маршрутов в противоположной горлови не при движении на станционные пути.
Кроме того, в цепь реле КС введены контакты реле размы кания маршрута для выключения реле КС при отмене маршру та, так как только через тыловой контакт реле КС можно воз будить маршрутные реле. Со стороны начала маршрута в схему всегда подается питание СПБ, а со стороны конца мар шрута—СМБ. Со стороны начала маневрового маршрута, напри мер по сигналу Мб, цепь возбуждения реле КС замыкается кон тактами кнопочного и начального реле (МбК и М6Н). Дальше контакт кнопочного реле шунтируется собственным контактом контрольно-секционного реле ЧПКС. Со стороны конца марш рута при движении, например за светофор М2, цепь проходит через резистор 33 Ом и фронтовой контакт конечного реле М2КМ и заканчивается на СМБ.
При движении на станционные пути, например на 4п, цепь со стороны конца маршрута является общей для маневровых и приемных маршрутов и проходит на СМБ через резистор 33 Ом, обмотку реле 4ЧКС и фронтовой нормально замкнутый контакт исключающего реле 4НИ, шунтированный двумя последователь но соединенными фронтовыми контактами общеманевровых реле Н40М и Ч40М. Контакт реле ЧНИ исключает враждебные маршруты со стороны четной горловины размыканием цепи реле КС, если в нечетном направлении на путь 4п установлен марш рут приема или маневровый. При этом одновременно нельзя установить встречные маршруты приема или маршрут приема и маневровый, но встречные маневровые маршруты между со бой не враждебны. Поэтому ,при их задании контакт реле 4НИ шунтирован фронтовыми контактами общеманевровых реле
Н40М и Ч40М.
Аналогичным образом заканчивается схема реле КС для дру гих станционных путей, но если выходного сигнала на данном конце пути нет, то нет и соответствующих реле ОМ. В этом слу-. чае в шунтирующей цепочке фронтовой контакт реле ОМ заме няют контактом конечного маневрового реле (так заканчивается схемареле КС для пути 2п).
Для поездных передвижений включение цепи реле КС со сто роны начала маршрута аналогично построению схемы для ма невровых маршрутов с той разницей, что самоблокирующий кон такт реле КС дополнительно шунтирован контактом медленно действующего сигнального реле. Это позволяет сохранить на светофоре разрешающее показание при кратковременных отпа даниях якорей путевых реле и, в частности, при переключении фидеров питания-
Со стороны конца маршрута цепь реле КС для поездных маршрутов является заранее подготовленной и не требует ра боты конечных реле.
Рис. 73. Схема протшзоповториых реле
В схеме реле КС для маршрутов отправления не проверяет ся свободное состояние первого блок-участка перегона, а в маршрутах приема — приемного шути. Этот контроль выполнен в схеме сигнальных реле.
Противоповторные реле. В схему противоповторных реле вхо дят три реле ППВ, ПП и ВП, общие для всех светофоров стан ции (рис. 73). Контакты противоповторных реле размыкают цепь возбуждения сигнального реле при заедании или принуди тельном удержании сигнальной кнопки в нажатом положе нии и этим исключают опасность длительного появления на светофоре неправильного показания в случае повреждения его ламп.
На рис. 73 штриховой ливней показана взаимная связь этих групповых схем с сигнальными схемами на примере светофора ИЗ. Нормально противоповторные реле находятся без тока. Реле ППВ возбуждают нажатием любой сигнальной кнопки через кон такты кнопочных реле и реле направления. Затем поочередно срабатывают реле ПП и ВП. Последовательно фронтовыми кон тактами реле ПП, ВП и кнопочного реле замыкается цепь сиг нального реле НЗС, которое тыловым контактом выключает реле ППВ; за ним с замедлением отпускает якорь реле ПП. За вре мя замедления реле ПП на светофоре включается разрешающий огонь и на посту срабатывает огневое (или указательное) реле, контролирующее исправное горение ламп разрешающих сиг налов, после чего сигнальное реле получает питание через кон такты этих реле по цепи самоблокировки, а его цепь возбужде ния размыкается фронтовым контактом реле ПП.
Реле ВП выключается после отпускания сигнальной кнопки контактом реле направления.
Чтобы .при перегорании нити разрешающей лампы реле ППВ не получило повторно питания, его цепь размыкается тыловым
112
контактом реле ВП до отпускания сигнальной кнопки, а само ре ле ППВ берется быстродействующим на отпадание якоря.
Сигнальные реле. По принципу построения схема сходна со схемой контрольно-секционных реле: также строится по плану станции, является общей на все маршруты горловины станции, начало и конец цепей в ней определяются контактами начальных и конечных реле. Со стороны начала маршрутов в схему вклю
чены |
сигнальные реле, управляющие огнями |
светофоров |
|
(рис. |
74.) Все зависимости, |
выполненные в схеме контрольно |
|
секционных реле, перенесены |
в схему сигнальных |
реле путем |
включения фронтовых контактов реле КС.
Кроме того, в цепи сигнального реле проверяется:
тыловыми контактами маршрутных реле — замыкание марш
рута; тыловыми контактами исключающих реле в маршрутах при
ема и маневровых на станционные пути — исключение встречных
враждебных маршрутов; тыловыми контактами реле искусственного размыкания
(НОРМ, ЧПРИ) — их нерабочее состояние; для светофоров, имеющих пригласительные огни, тыловыми
контактами реле ПС — при установке маршрута не включены пригласительные огни;
для маршрутов приема фронтовыми контактами путевых ре ле станционных путей — свободность пути приема;
для маршрутов отправления фронтовыми контактами реле НЖ, НКЖ и тыловым реле НГИ — первый блок-участок пере гона свободен, на перегон не отправлен рабочий поезд й якорь исключающего реле НГИ отпал и потому смена направления дви жения невозможна, если путь перегона используется для двусто роннего движения.
При маневрах не исключается возможность движения на за нятые станционные пути и бесстрелочные участки в горловине, поэтому контакты путевых реле путей и участков в цепи сигналь ных .реле маневровых маршрутов не вводят.
После срабатывания цепь первоначального возбуждения сиг нального реле размыкается контактами противоповторных и кно почных реле, но ток в сигнальное реле теперь поступает через замкнувшиеся фронтовые контакты сигнального и огневого (или указательного) реле, чем проверяется исправное горение разре шающих огней.
Схема сигнальных реле приемо-отправочных маршрутов обес печивает смену зеленых или желтых огней на красный при про ходе мимо светофора первых скатов поезда. Контакты путевых реле при этом выключают реле КС, а контакты последних раз мыкают цепь сигнальных реле.
В маневровых маршрутах смену на запрещающее показание предусматривают после проследования за светофор всего соста ва. При шунтировании головными скатами состава первого за
113