Файл: Велтистов, П. К. Схемы релейной централизации малых станций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
лампочки, а тыловой включает красные. Поскольку станцион ный путь может быть длительно занят составом, для уменьше ния числа горящих красных ламп, утомляющих зрение дежурно го, большую их часть отключают контактом исключающего ре ле после размыкания маршрута.
3.Схемы отмены маршрутов
Вотличие от схем, принятых при местном питании, в данной системе централизации одновременно с открытием сигналов всег да наступает полное замыкание маршрутов с выключением мар шрутных и замыкающих реле. Но дежурный при необходимости может отменить маршрут.
Под отменой маршрута понимается принудительное закры тие сигнала с последующим автоматическим размыканием марш рута. При отмене маршрута дежурный нажимает вначале груп повую кнопку «Отмена маршрута», и, отпустив ее, нажимает ту же сигнальную кнопку, которой осуществлялось открытие сигна ла. В результате на светофоре загорается красный огонь, а маршрут размыкается с выдержкой времени, зависящей от ме стонахождения поезда или маневрирующего состава относи тельно светофора.
Если предмаршрутный участок не занят приближающимся
поездом |
или маневрирующим |
составом, маршрут размыкается |
с малой |
выдержкой времени |
после закрытия сигнала, равной |
5 с. Выдержка времени предусмотрена для того, чтобы не допу стить размыкание маршрута от потери шунта, что может иногда иметь место, особенно при движении коротких подвижных еди ниц по загрязненным рельсам.
Если предмаршрутный участок занят, маршрут размыкается примерно через 3 мин. Поскольку дежурный может закрыть сиг нал в любой момент, выдержка времени в данном случае необ ходима, так как поезд может находиться вблизи светофора и его остановка без проследования на стрелки маршрута не всег да выполнима. Занятие участка приближения контролируют известительные реле.
В этих двух случаях размыкание маршрута после закрытия сигнала происходит автоматически без дополнительных дейст вий дежурного, но если в продолжение пятисекундной выдержки времени участок приближения оказывается занятым, то выдерж ка времени удлинится до 3 мин, а если в течение этой выдержки времени окажутся занятыми путевые участки маршрута, то дей ствие схемы выдержки времени прекращается и автоматическо го размыкания маршрута не происходит. Контроль свободного состояния путевых участков при отмене маршрута выполняют контрольно-секционные реле, которые после закрытия сигнала остаются под током в продолжение всей выдержки времени.
121
Во всех случаях, когда необходимо разомкнуть маршрут при занятых его секциях или поврежденных изолированных участ ках, дежурный может воспользоваться кнопками искусственного размыкания этих секций. Искусственно маршрут размыкается также с.выдержкой времени 3 мин.
В отмене маршрута участвует несколько схем. Известительные реле. Занятие предмаршрутного участка при
открытом сигнале фиксируют известительные реле, которые ус танавливают по числу групп взаимовраждебных сигналов. На примерной станции таких групп четыре: 1) Ч, Н4, Н6, М4 и Мб,
примыкающих к стрелочному путевому участку |
ЧПСП; 2) ЧД, |
||||
HI, |
НЗ и М2, примыкающих к участку НОСП; 3) |
И, Ml, |
М5 и |
||
М7, |
примыкающих к участку НПСП; 4) НД, 42, |
44, |
46 |
и М3, |
|
примыкающих к участку ЧОСП. |
В соответствии |
с этим четыре |
|||
известителыных реле обозначены |
ЧПИП, НОИП, |
НПИП и |
|||
ЧОИП. |
|
|
работаю |
||
|
На рис. 80 приведены схемы реле ЧПИП и НОИП, |
щие в маршрутах четной горловины. Известительные реле нор мально находятся под током и имеют две цепи питания. Одна нормально замкнутая, проходит через тыловые контакты сиг нальных реле соответствующей группы светофоров и контакт замыкающего реле. Вторая цепь включается при установке маршрута контактами начальных реле, которые выбирают соот ветствующий предмаршрутный участок.
Рис. 80. Схема реле-известптеля приближения для четной горловины станции
122
Известительное реле выключается и отпускает якорь, если при открытом сигнале предмаршрутный участок оказывается за нятым приближающимся к светофору поездом или маневрирую щим составом.
В маршрутах приема предмаршрутный является первый блок-участок перегона, и ток в реле ЧПИП проходит от СПБ че рез фронтовой контакт реле Ч1ИП. В маршрутах отправления предмаршрутными участками являются станционные пути; в маневровых маршрутах — станционные пути или другие путевые участки перед маневровым светофором. В соответствии с этим контактом начального реле в схеме известительного реле выби рается цепь через соответствующий фронтовой контакт путевого реле.
При безостановочном пропуске через станцию по всем путям, для которых предусмотрена сигнализация сквозного пропуска, отправочная часть маршрута должна замыкаться при проследо вании головных скатов поезда за входной светофор, т. е. в пред маршрутный участок входят все путевые участки между вход ным и выходным светофорами. Поэтому в схему известительного реле для этих маршрутов, кроме фронтового контакта путевого реле станционного пути, вводится фронтовой контакт контроль но-секционного реле соответствующего пути, работающего в маршруте приема, заменяющий собой контакты путевых реле входной горловины.
В обычном маршруте отправления (несквозном) и маневро вом маршруте контакт контрольно-секционного реле зашунтирован фронтовыми контактами исключающего реле и общёманеврового реле и для них в предмаршрутный участок входит только станционный путь.
В схему введены также тыловые контакты реле HOOT, ЧПОТ, которыми исключается возбуждение известительных ре ле и сохраняется продолжительная выдержка времени, если отмена маршрута была начата при занятом предмаршрутном участке, а затем он был освобожден. Вновь известительное реле возбуждается после проследования состава по маршруту через тыловые контакты сигнальных реле и фронтовой замыкающего реле.
Групповые вспомогательные реле отмены маршрутов. Общие на всю станцию реле ОГ, ВГ и ВОГ работают при нажатии де журным групповой кнопки ОГК и индивидуальных сигнальных кнопок для отмены маршрута, обеспечивают выключение сиг нального реле и запускают в работу схему выдержки времени для размыкания маршрута. Реле выключаются после отпуска ния дежурным сигнальной кнопки.
Работа схемы (рис. 81) начинается с нажатия на пульте кнопки «Отмена маршрута», в результате чего возбуждается и самоблокируется реле ОГ. Фронтовой контакт реле ОГ включа ет на пульте лампочку красного цвета «Отмена маршрута».
123
После отпускания кнопки через фронтовой контакт реле ОГ возбуждается реле ВГ. Фронтовой контакт реле ВГ переклю чает на пульте лампочку «Отмена маршрута» на мигающий свет, который напоминает дежурному, что действия по отмене маршрута должны быть продолжены. Дежурный нажимает кнопку того сигнала, который должен быть закрыт. Контактом кнопки включается кнопочное реле, а контактом последнего — реле направления. Противоповторные реле теперь не срабаты вают, так как цепь реле ППВ разомкнута тыловым контактом
ВГ (см. рис. 73).
Таким образом, цепь возбуждения сигнального реле (см. рис. 74) выключена контактами противоповторных реле, а цепь самоблокировки переключена контактом кнопочного реле с по люса СМБ на провод СМБГ, с которого напряжение также сня то контактом реле ВГ. Сигнальное реле отпускает якорь.
Одновременно с этим через фронтовые контакты реле ВГ, ОГ и реле направления возбуждается реле ВОГ (см. рис. 81), которое включает реле отмены для размыканий с выдержкой времени соответствующих стрелочных секций и выключает реле ОГ. После отпускания дежурным сигнальной кнопки контактом реле направления выключается реле ВОГ, фронтовым контак том которого — цепь реле ВГ, Красная лампочка «Отмена маршрута» на пульте гаснет.
Если после нажатия кнопки «Отмена маршрута» надобность в закрытии сигнала миновала, дежурный обязан повторным нажатием этой же кнопки прекратить работу схемы отмены маршрута. Тогда также возбуждается реле ВОГ, но через на жатое положение контакта кнопки и фронтовой контакт реле ВГ. В результате выключается реле ОГ, а после отпускания кнопки также реле ВОГ, ВГ и лампочка на пульте.
Реле отмены маршрута. По группам взаимовраждебных сиг налов устанавливаются реле отмены маршрута ЧПОТ, HOOT
124
СМБ НЗК |
СМБ |
ЧДН |
1 г |
|
|
HJMC НЗС HIMC HIC MZC ЧДС НОКС
СМБ |
НвК |
СМБ |
нвн |
В схему |
|
|
|
чпот |
нчн<* |
чоот |
|
|
|
|
~ |
— |
НПОТи. |
|
ММК |
□ |
---- 1 |
Г |
|
|
ЦК |
500 |
МЧН** |
|
|
|
500 |
|
|||
|
мчк |
ч н |
МБН |
|
|
|
*> М Б К |
|
ч г |
|
|
НВС Hbtic НЧС МБС МЧС |
ч с чпкс |
|
|||
|
|
---------------------------- |
|
РЧПИЙ
СПб J.______S W ВОГ СПБ
[ т г - Ч ^ ч . . —
------ S |
' |
----------- |
|
|
Рис. 82. Схема |
реле отмены маршрутов четного приема и |
нечетного |
отправ |
|
|
|
ления |
|
|
(рис. 82), |
НПОТ и-ЧООТ, которые включают |
в работу |
ком |
плект реле выдержки времени. Предварительно в их цепи про веряется, что светофоры соответствующей группы маршрутов перекрыты на запрещающие огни (тыловыми контактами сиг нальных реле), путевые участки маршрута свободны (фронто вым контактом контрольно-секционного реле общего для дан ной группы светофоров).
В момент возбуждения реле отмены их цепь дополнительно проходит через фронтовые контакты кнопочных реле и реле ВОГ. В цепи также проверяется, что требуемый комплект реле выдержки времени в данный момент не занят уже для размы кания другого маршрута. С этой целью при свободном предмаршрутном участке цепь питания проходит через фронтовой контакт известительного реле и тыловой контакт реле ОВ, кон тролирующий нерабочее состояние комплекта приборов малой выдержки времени. При занятом предмаршрутном участке цепь проходит через тыловые контакты известительного реле и реле ПВ с проверкой незанятости реле большой выдержки времени. Если реле выдержки времени окажутся занятыми, мо жет возникнуть необходимость во вторичном нажатии кнопки ОГК и индивидуальной сигнальной кнопки, когда комплект вы держки времени освободится.
После возбуждения реле отмены ЧПОТ (HOOT) собствен ными контактами шунтируют контакты кнопочных реле, реле ВОГ, ОВ, ПВ, ЧПИП (НОИП) и остаются под током через контакты начальных реле до размыкания маршрута. Если в про должение выдержки времени будут заняты путевые участки маршрута или сигнал будет вновь открыт, то цепь реле ЧПОТ (HOOT) оборвется на контактах реле КС или сигнальных реле, приборы выдержки времени будут отключены и маршрут не разомкнется.
125
а) |
081 OBI |
СМБ |
6) |
ПВ! ПВ< |
СМБ |
СПБ ОВ |
СПБ ПВ |
Рис. 83. Приборы выдержки времени
Комплекты приборов выдержки времени. Для отмены марш рутов используют два общих на всю станцию комплекта при боров выдержки времени: •лятисекундный (рис. 83, а) и трех минутный (рис. 83, б). Третий комплект тоже трехминутный предназначен для искусственного размыкания маршрута.
Первый комплект (см. рис. 83, а), работающий при свобод ном предмаршрутном участке, содержит: реле ОВ, включающее
стабилитронный |
блок и |
фиксирующее |
занятие данного |
ком |
|||||||
плекта выдержки |
времени; |
стабилитронный |
блок |
ОСБ ти |
|||||||
па |
БСВШ (рис. 84), настроенный на |
пятисекундную |
выдерж |
||||||||
ку |
времени; |
реле |
ОВ1, |
фиксирующее |
окончание |
выдержки |
|||||
Бремени. |
приборов |
трехминутной |
выдержки |
времени |
|||||||
|
Комплект |
||||||||||
(см. рис. 83, |
б), |
работающий |
при занятом |
предмаршрутном |
|||||||
участке, содержит: реле |
ПВ, стабилитронный |
блок ПСБ, |
на |
||||||||
строенный на выдержку 3 мин, |
и реле ПВ1, |
имеющее соответст |
|||||||||
венно те же функции. |
|
|
|
|
|
|
|
Блок БСВШ.
Рис. 84. Стабилитронный блок выдержки времени БСВШ
126