Файл: Велтистов, П. К. Схемы релейной централизации малых станций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава VII

УВЯЗКА СХЕМ РЕЛЕЙНОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ СО СХЕМАМИ ОДНОПУТНОЙ АВТОБЛОКИРОВКИ ПОСТОЯННОГО ТОКА

1.Общие положения

Вобщий комплекс вопросов увязки схем релейной центра­ лизации с перегонными схемами автоблокировки входят:

выполнение зависимости, допускающей возможность открыть

выходной сигнал только при свободном ближайшем к станции блок-участке, а на однопутных линиях, кроме того, при провер­ ке установленного направления движения;

выбор показания выходного светофора и кода локомотивной сигнализации для отправочного пути и выходных стрелочных путевых участков в зависимости от показания ближайшего к станции светофора на перегоне;

получение па пульте дежурного по станции индикации о за­ нятии отправленными и прибывающими поездами двух ближай­ ших к станции блок-участков;

выбор показания предвходного светофора на перегоне и ко­ да для ближайшей к станции рельсовой цепи перегона в зави­ симости от показания входного светофора;

обеспечение замыкания маршрута приема при приближении поезда;

смена направления движения по перегону с соответствующи­ ми переключениями в схемах на станциях и в перегонных уста­ новках автоблокировки на однопутных линиях.

2. Схема смены направления движения на однопутном перегоне

Принцип действия. На однопутном перегоне показания име­ ют только светофоры одного установленного в данный момент направления движения. Встречные светофоры погашены. Стан­ ции, ограничивающие данный перегон, установлены соответ­ ственно на «Прием» и «Отправление». Отправить поезд на пере­ гон может станция, установленная на отправление. Со станции, установленной на прием, отправить поезд можно после того, как вся электрическая схема, фиксирующая установленное направ­ ление движения, будет переключена на противоположное на­ правление.

'/i 5* 131

Схема смены направления выполняет ответственную функ­ цию, исключая возможность отправления встречных поездов на перегон, поэтому от исправной работы схемы зависит нормаль­ ное действие автоблокировки.

Схема построена так, что более надежно обеспечивается безопасность движения и повышается безотказность ее работы.

1. Изменить направление движения можно только при усло­ вии, что весь перегон свободен и соседняя станция не отправ­ ляет встречного поезда.

На определенное направление схема переключается поляри­ зованными контактами реле направлений Н (или их повторите­ лями), установленными на всех перегонных сигнальных точках и станциях, ограничивающих данный перегон.

Реле направления (рис. 90) включены в общую последова­ тельную двухпроводную цепь, соединяющую две станции между собой. Со стороны станций в схему подается питание той или иной полярности в зависимости от заданного направления дви­ жения.

Другая двухпроводная цепь предназначена для контроля свободного состояния перегона в момент изменения направле­ ния, для чего в нее введены фронтовые контакты путевых реле блок-участков, замыкающих реле маршрутов отправления и ре­ ле ключей-жезлов. Фронтовые контакты замыкающих реле и реле ключей-жезлов контролируют отсутствие в горловинах станций поездов, отправленных на данный перегон, и закрытое состояние выходных сигналов. При установленных маршрутах отправления, а также занятых блок-участках перегона цепь кон­ троля перегона оказывается разомкнутой, реле контроля пере­ гона отпускает якорь и в свою очередь обрывает цепь реле направления, чем фиксируется первоначальное положение по­ ляризованных якорей этих реле и исключается возможность из­ менения направления движения.

2. Смена направления движения происходит при нажатии дежурным станции, установленной на прием, кнопки выходного светофора.

Смена направления осуществляется в два каскада. Вначале обе станции устанавливаются на прием и только затем с про­ веркой, что соседняя станция фактически переключилась на прием, переводится на отправление станция, ранее стоявшая на прием. Таким образом, установка обеих станций на отправле­ ние, что было бы опасно, невозможна даже при повреждении устройств.

3. В схеме предусмотрена защита от потери поездного шун­ та, что может иметь место, например, при движении по перего­ ну коротких единиц в моменты перехода их с одного блок-участ­ ка на другой. Потеря шунта связана с относительно быстрым

притяжением якоря путевого реле освобожденного

блок-участ­

ка и медленным отпаданием якоря путевого реле

только что

132


Рис. 90. Четырехпроводиая схема смены направления движения для однопутного перегона

занятого блок-участка. Защиту выполняет повторитель реле контроля перегона, в качестве которого применяется реле типа НМШТ-1800 с термическим элементом, обеспечивающим притя­ жение якоря реле с выдержкой времени.

В проектах последних лет для защиты от перемежающихся потерь шунта, что иногда наблюдается на засыпанных снегом или песком рельсах, в схеме обеспечивается отсчет времени обя­ зательно от исходного положения контакта термического эле­ мента после каждого восстановления нарушенного контроля свободного состояния перегона.

4.Реле направления на станции, установленной на прием, отключают от линейных проводов для предотвращения случай­ ного переброса его якоря от грузовых разрядов.

5.Схема предусматривает возможность изменения направ­ ления движения при повреждении рельсовых цепей блок-уча­ стков перегона или при поврежденном к обесточенном замы­ кающем реле отправления. Изменение направления в таком вспомогательном режиме должно производиться с особой осторожностью под ответственность и при участии дежурных обеих станций, которые должны предварительно убедиться, что поезда, ранее отправленные на перегон, прибыли в полном со­ ставе.

6.При повреждении линейных цепей смены направления (обрыв или сообщение) обеспечивается индикация неисправ­

ности (занятость перегона) на обеих или на одной из станций, примыкающих к перегону.

7. В новом проектировании запрещено применять двухпро­ водную схему смены направления, в которой цепи реле направ­ лений и контроля состояния перегона объединены в одну цепь. Отказ от ее применения вызван встречавшимися в эксплуатации случаями сбоя в ее работе.

Более надежная работа четырехпроводной схемы достигнута тем, что: при смене направления свободность перегона прове­ ряется только до начала переключений в схеме, а далее нару­ шения в цепи контроля не препятствуют нормальному оконча­ нию всего цикла смены направления; постоянное протекание тока через реле направления затрудняет переброс их поляризо­ ванных якорей от грозовых разрядов и других посторонних влияний, а если якорь все же перебрасывается, то после прекра­ щения действия помехи якоря реле возвращаются в требуемое положение, восстанавливая действие автоблокировки.

Рассматриваемый перегон примыкает к четной горловине станции К и нечетной горловине станции А. В соответствии с этим и реле схемы изменения направления имеют в наимено­ вании букву Ч или Я.

Назначение реле. Реле схемы имеют следующее назначение. Перегонные реле направления Я типа КШ1-80 поляризован­ ными контактами переключают светофоры и приборы рельсо-

134


вых цепей в шкафах автоблокировки в зависимости от заданно­ го направления движения. Для переключения приборов рель­ совых цепей реле устанавливается также в шкафах входных светофоров.

Реле смены направления ЧСН(НСН) типа К.Ш 1-800 служит для переключения станционной схемы в состояние, соответству­ ющее приему или отправлению поездов в зависимости от на­ правления движения, заданного по всему перегону.

Реле контроля перегона ЧКП(НКП) типа НМШМ4-100/1100 выполняет свою функцию на станции, установленной на прием, где оно подключено к линейной цепи контроля свободного со­ стояния перегона (в нашем примере реле НКП на станции А) и получает питание со станций отправления через все контакты реле, контролирующие свободное состояние перегона и отсутст­

вие заданных (на станции /<) маршрутов отправления.

В схе­

ме используется обмотка сопротивлением 100 Ом.

 

Повторитель реле

контроля перегона ЧПКП (НПКП) за­

медленного действия

на притяжение якоря типа

НМШТ-1800

предотвращает возможность смены направления

при

потере

поездного шунта. Термический элемент реле обеспечивает вы­ держку времени 8—15 с от момента освобождения перегона до срабатывания реле ЧПКП {НПКП).

Вспомогательное реле контроля перегона ЧВКП (НВКП) типа НМШМ2-1500 выполняет две функции: 1) контролирует, что в момент включения термического элемента {71-72) реле ЧПКП {НПКП) при освобождении перегона тыловой контакт (51-53) этого элемента замкнут и исключает возможность вклю­ чения тока в термический элемент, если он уже предварительно подогрет во избежание сокращения установленной выдержки времени. Это является защитой от перемежающихся потерь шунта; 2) при прохождении импульса смены направления пре­ кращает его по истечении времени замедления отпадания сво­ его якоря. Повторитель поляризованного контакта реле смены направления ЧСНП {НСНП) типа НМШ1-1800 находится под током на станции отправления (в нашем примере реле ЧСНП на станции /(). Когда станцию К переводят на прием поездов, контакты реле направления ЧСНП отключают линейное реле НЛ. Последнее размыкает фронтовой контакт в схеме сигналь­ ного реле выходных светофоров, исключая возможность отправ­ ления поезда со станции К-

Первое реле занятия перегона Ч13П {Н13П) типа НМШМ4-100/1100 низкоомной обмоткой 100 Ом включают в цепь контроля перегона на станции отправления при незадан­ ном маршруте отправлений (т. е. при возбужденных реле НОЗ, 403).

Второе реле занятия перегона Ч23П {Н23П) типа НМШ1-7000 включается в ту же цепь при заданном маршруте отправления. Высокое сопротивление обмотки реле обеспечи­

135


вает снижение тока цени и отпадание йкоря реле НКП (ЧКП) на станции приема.

Общий повторитель реле занятия .перегона ЧЗП (НЗП) типа НМШ2-4000. Конденсатор 1000 мкФ, подключенный к обмот­ кам реле, обеспечивает удержание якоря при задании маршру­ та отправления и смене направления. Реле ЧЗП (НЗП), имею­ щее в своей схеме контакт нейтрального якоря станционного

реле направления, кроме того, сигнализирует

о повреждении

цепи направления,

включая в этом

случае

лампочки

ЧКП

(НКП).

реле контроля

перегона

позволяет

полу­

Установка трех

чить четкую индикацию о проследовании поезда за выходной светофор, что особенно важно при диспетчерской централиза­

ции, где диспетчеру

трудно

определить

причину

перекрытия

сигнала (принудительное

закрытие или проследование поезда).

Вспомогательное

реле

смены

направления ЧВ (НВ)

типа

НМШ1-1800 осуществляет смену

направления

в

нормальном

режиме. Реле ЧВ (НВ)

возбуждается контактом

управляюще­

го реле или кнопки выходного

сигнала

при

переводе

стан­

ции с приема на отправление. В цепи реле ЧВ (НВ)

проверя­

ется, что перегон свободен

(фронтовой

контакт

реле

ЧПК.П,

НПКП). Реле ЧВ (НВ) изменяет полярность тока в цепи реле направления и после смены направления остается под током.

Вспомогательное реле приема ЧПВ (НПВ) — типа НМШ2-4000 используют для смены направления движения во вспомогательном режиме. При повреждении рельсовых цепей перегона или других нарушениях цепи контроля свободного со­ стояния перегона реле может быть возбуждено нажатием кноп­ ки ЧПВК (НПВК) на станции, переводимой по вспомогательно­ му режиму на прием; служит также для подключения питания в линейные провода цепи смены направления.

Вспомогательное

реле

отправления

ЧОВ

(НОВ)

типа

НМШ2-4000 выполняет

функции, аналогичные

реле

ЧПВ

(НПВ), но включается от кнопки

ЧОВК

(НОВК)

на станции,

переводимой на отправление. Служит

для

подключения

реле ЧВСН (НВСН)

к линейным

проводам цепи смены на­

правления.

Реле смены направления во вспомогательном режиме ЧВСН (НВСН) типа НМШ4-600 с параллельно соединенными обмот­ ками возбуждается последовательно с реле направления пере­ гонных установок по линейным проводам на станции, переводи­ мой на отправление, при условии, что дежурные обеих станций нажатием кнопок вспомогательного режима включат реле НПВ и НОВ. Реле НВСН возбуждается при переводе на отправле­ ние станции К от включения .реле ЧПВ и ЧОВ.

В схеме смены направления участвуют также контакты ре­ ле ключей-жезлов ЧКЖ и НКЖ (см. рис. 61), препятствующие смене направления после того, как на станции, установленной

136


перегоне и установленном направлении

на отправление, будет изъят ключ-жезл. Если станция установ­ лена на прием, то изъятие ключа-жезла не приводит к размыка­ нию цепи контроля перегона до тех пор, пока станция не будет переведена на отправление, что происходит одновременно с от­ крытием сигнала для отправления рабочего поезда.

На пульте для контроля за состоянием каждого однопут­ ного перегона предусмотрены лампочки (рис. 91): НО (ЧО) — зеленая, сигнализирующая, что станция установлена на отправ­ ление; ЧП (НП) — красная — станция установлена на прием; ЧКП (НКП) — белая— перегон занят отправленным или иду­ щим ,к станции поездом: Ч1уч (Н1уч) ' — белая сигнализиру­ ет, что 1-й блок-участок свободен, иорасная, что занят; Ч2уч (Н2уч) — белая — 2-й блок-участок свободен, красная — за­ нят. Лампочки Ч1уч, Ч2уч (Н1уч, Н2уч) работают при дви­ жении поездов в обоих направлениях.

Кроме световой индикации о приближении поезда, дежур­ ному подается акустический сигнал звонком, который включа­ ется от каждого прибывающего поезда при занятии 1-го и 2-го участков приближения. В том и другом случае звонок работает кратковременно. Это достигается тем, что катушку звонка под­ ключают через тыловые контакты реле Ч2ИП и затем Ч1ИП к заряженным конденсаторам емкостью по 1000 мкФ каждый. Во избежание разряда одного конденсатора на другой в схему включены диоды типа Д226. Последовательно со звонком вве­ ден тыловой контакт реле направления ЧСНП, чтобы звонок работал только при приближении поездов и не звонил при уда­ лении.

Для уменьшения бросков тока при заряде конденсаторов и устранения коротких замыканий на батарее при их пробое пи­ тание схеме дается через резистор сопротивлением 47 Ом.

Работа схемы при нечетном направлении движения. Цепи реле контроля перегона и реле направлений имеют значительную протяженность, а в последнюю к тому же включается большое число реле последовательно, поэтому оказалось необходимым осуществить их питание от преобразователей типа ППШ-3,

V25—828

137

дающих напряжение до 77 В. Использование самостоятельных источников питания для смены направления позволяет лучше изолировать ее от влияний других цепей и повысить надежность

работы.

Для питания цепей смены направления на каждый перегон предусматривается два преобразователя. На станции К выводы преобразователя обозначены ЧСП и ЧСМ, на станции А—НСП и НСМ. При нечетном направлении движения станция К уста­ новлена на отправление, станция А —• на прием. Цепь контроля перегона при этом направлении движения получает питание со стороны станции К (см. рис. 90), а цепь реле направления-— со станции А. В обеих цепях нормально протекает ток.

В цепь контроля перегона на станции К включены реле Ч13П, а также фронтовые контакты реле НОЗ и ЧКЖ, контро­ лирующие, что станция К не отправляет поезд на перегон. В перегонных шкафах автоблокировки в эту цепь введены кон­ такты путевых реле всех блок-участков для проверки их свобод­ ного состояния. Незанятость первого блок-участка, расположен­ ного у станции А, контролируется контактами реле Н1ИП в по­ мещении ДСП этой станции. Здесь же включено реле контроля перегона НКП. Фронтовые контакты 40 3 при данном направ­ лении движения в схеме значения не имеют, а контакты 41ИП лишь повторно проверяют свободное состояние . 1-го блок-уча­ стка со стороны станции К.

Напряжение в цепь реле направления подано со стороны станции А через поляризованные контакты станционного реле НСН и тыловые контакты реле НВ и 4 0 В. В перегонных шка­ фах автоблокировки в эту цепь последовательно включены релз направления всех блок-участков перегона, а на станции К стан­ ционное реле направления ЧСН и ряд контактов, осуществля­ ющих переключение при смене направления движения.

Как уже отмечалось, реле НСН на станции А, стоящей на прием, отключено от цепи смены направления во избежание пе­ реброса его якоря от помех линии, поляризованный якорь релз занимает положение, приданное ему при последней смене на­ правления.

На станции К находится под током повторитель станционно­ го реле направления ЧСНП, включающий фронтовыми кон­ тактами зеленую лампочку нечетного отправления НО на пуль­ те и реле ЧВ. На станции А, кроме реле контроля перегона НКП, под током находятся его повторитель НПКП по обмот­ ке 3-1 и реле НВКП. На пульте через тыловой контакт реле НСНП включена красная лампочка, указывающая, что на пе­ регоне установлено встречное движение.

С открытием выходного сигнала на станции К реле НОЗ обесточивается и тыловыми контактами подключает питание к цепи контроля перегона через обмотки высокоомного реле Ч23П, которое притягивает якорь и продолжает на станции К

138