Файл: Велтистов, П. К. Схемы релейной централизации малых станций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
контролировать свободное состояние перегона вместо отклю ченного в этой цепи реле Ч13П. Теперь в цепь контроля пере гона напряжение подается через сопротивление 10 000 Ом (7000 Ом—обмоток реле Ч23П и 3000 Ом—дополнительного со противления), поэтому ток резко снижается и находящееся на станции А в этой цепи реле НКП отпускает якорь, включая на пульте белую лампочку НКП, сигнализирующую о занятии перегона. Отпадание якоря реле НКП гарантируется еще тем, что напряжение через тыловые контакты НОЗ поступает изме
ненной полярности.
Аналогично схема работает при изъятии из пульта ключажезла для отправления рабочего поезда, но переключения в этом случае осуществляют контакты реле ЧКЖ.
При отправлении поезда со станции К и проследовании его за выходной светофор одновременно с включением кодирования в стрелочные участки обесточивается путевое реле 1-го блокучастка. Его контакты размыкают цепь контроля перегона, вы ключая реле 423П и 43П, а тыловой контакт последнего вклю чает белую лампочку занятия перегона теперь уже на пульте станции К. Такая индикация на пультах станций А и К сохра няется до тех пор, пока поезд не проследует по перегону, так как цепь контроля остается разомкнутой контактами путевых
реле блок-участков.
После освобождения 1-го блок-участ.ка дежурный по станции К может отправить на перегон следующий поезд, на что указы вают зеленая лампочка заданного направления движения и бе лая лампочка блок-участка на пульте.
Когда перегон будет полностью освобожден, восстанавли вается цепь контроля. На станции К возбуждаются реле 413П; 43П; тыловой контакт последнего на пульте выключает белую лампочку 4 КП. На станции А включается реле НКП, тыловой контакт которого выключает белую лампочку НКП на пульте станции А, а фронтовой — замыкает цепь реле НВКП. Это реле возбуждается через контакт 53-51 термического элемента реле НПКП, контролируя его исходное — ненагретое состояние. Фронтовой контакт реле НВКП замыкает цепь термического элемента (72-71) и шунтирует в собственной цепи контакт 51-53. В результате нагрева термического элемента с выдержкой вре мени замыкается его контакт 51-52 и возбуждается реле НПКП по обмотке 4-2. Это реле выключает тыловым контактом терми ческий элемент и самоблокируется через фронтовой контакт по обмотке 3-1. Термический элемент, остывая, приводит свой контакт в исходное положение, замыкая .пружины 51-53.
Смена направления движения. При необходимости отпра вить поезд со станции А дежурный, установив маршрут, нажи мает кнопку четных выходных сигналов ЧОУСК. Через контакт этой кнопки и фронтовые контакты реле НКП и НКПП, прове ряющие незанятость перегона, возбуждается реле НВ, которое
‘/зб* |
139 |
изменяет полярность тока в цепи реле направления. Контакты кнопки и реле НКП в схеме реле НВ шунтируются фронтовым контактом последнего и в дальнейшем нарушение цепи контро ля не может воспрепятствовать смене направления.
Перегонные реле направления Я .в шкафах автоблокировки и реле направления ЧСН на станции К перебрасывают поля ризованные якоря. Выключается повторитель станционного реле направления ЧСНП, контакты которого: выключают обмотку 4-2 реле ЧВ, оно отпускает якорь без замедления, так как эта обмотка реле не шунтирована конденсатором; включают на пульте станции К красную лампочку вместо зеленой, указывая этим, что станция переведена на прием; отключают питание це пи контроля перегона и находящееся в этой цепи реле Ч13П. Вместо них со стороны станции К к цепи контроля перегона подключаются реле ЧКП. На станции А перестает получать питание реле контроля перегона НКП, так как источник пита ния со стороны станции К отключен. Тыловые контакты реле ЧВ подключают к цепи реле направления источник питания станции К. В этот момент источники питания станций А я К соединяются последовательно и в линейную цепь подается двой ное напряжение, чем обеспечивается надежное перебрасывание поляризованных якорей реле направлений перегонных установок.
Реле НКП и его повторитель НВКП отпускают якоря с за медлением один за другим. В течение их замедления длится им пульс тока в перегонных реле направления от источников обеих станций.
Фронтовой контакт реле НВКП выключает обмотку 3-1 реле НПКП и поскольку эта обмотка шунтирована конденсатором, якорь реле НПКП отпадает с замедлением. Вследствие этого линейная цепь направления на некоторый момент на станции А оказывается замкнутой накоротко фронтовым контактом реле НПКП. Этим устраняется возможность переброса якоря реле НСН от разряда электромагнитной энергии, накопленной пере гонными реле направления при попытке изменить направление в случае сообщения между проводами линий. Эта защита сохра нена по аналогии с двухпроводной схемой смены направления. В четырехпроводной схеме такая опасность также может иметь место, но при одновременном выключении цепи контроля пе регона.
Замедленное отпадание якоря НПКП необходимо еще по тому, что можно избежать ненужных выключений этого реле при случайном кратковременном шунтировании рельсовых цепей перегона. Фронтовой контакт реле НПКП выключает обмотку 3-1 реле НВ, но последнее удерживает якорь за счет разряда на эту обмотку конденсатора 200 мкФ до включения тока в его обмотку 4-2. Кроме того, тыловой контакт реле НПКП подклю чает к линейной цепи реле направления НСН станции А, кото рое, перебросив поляризованный якорь, включает свой повтори
ло
тель НСНП, завершая переключение станции А на отправ
ление.
Фронтовые контакты реле НСНП включают: питание в об мотку 4-2 реле НВ на все время работы станции А на отправ ление; на пульте зеленую лампочку, указывающую, что станция переключена на отправление; в цепь контроля перегона со сто роны станции А питание и реле Н13П, отключая от этой линии реле НКП; в провода автоблокировки станционное линейное ре ле ЧЛ, после чего замыкается цепь сигнального реле отправле^ ния и на выходном светофоре загорается зеленый огонь.
Вспомогательным режимом смены направления можно вос пользоваться при повреждении рельсовых цепей одного или даже нескольких блок-участков. В четырехпроводной схеме сме ны направления .в отличие от двухпроводной вспомогательный режим не требует использования проводов телефонной связи.
На пультах централизации для каждого конца перегона ус тановлены по две опломбированные кнопки вспомогательного режима: на станции К — четного приема ЧПВК и нечетного от правления НОВК; на станции А — нечетного приема НПВК и четного отправления ЧОВК-
Для переключения движения с нечетного направления на четное дежурные по станциям, ограничивающим перегон, согла совывают друг с другом необходимость использования вспомо гательного режима и затем одновременно нажимают на станции К кнопку ЧПВК и на станции А кнопку ЧОВК, удерживая их до получения индикации об изменении направления.
Поскольку контроль перегона нарушен, реле НКП, НПКП и НВКП на станции А и реле Ч13П, ЧЗП на станции К находят ся без тока. Через контакт кнопки и тыловой контакт реле НПКП на станции А возбуждается реле ЧОВ, которое отклю чает от цепи реле направлений источник питания и подключает к ней реле НВСН.
На станции К обесточивается реле ЧСН и через контакт кнопки ЧПВК, тыловые контакты реле ЧСН и ЧЗП от импульса разряда конденсатора 500 мкФ притягивает якорь реле ЧПВ.
Через фронтовые контакты реле ЧПВ в цепь реле направле ний включается напряжение пока еще прежней полярности, но со станции К. Подключенное к этой цепи на станции А реле НВСН притягивает якорь. Фронтовые контакты НВСН замыка ют цепи реле НВКП, НПКП и НВ, которые поочередно возбуж даются через контакты друг друга, причем в данном случае воз буждение реле НПКП предусмотрено без выдержки времени, так как работа рельсовых цепей не контролируется.
По истечении заряда конденсатора реле ЧПВ на станции К отпускает якорь, отключая от линии питание и подготовляя цепь для реле ЧСН. На станции А отпускает якорь реле НВСН и выключает цепь реле ЧОВ, через тыловые контакты послед него и фронтовые контакты реле НВ и НВКП в линейную цепь
141
реле направления поступает напряжение измененной полярно сти со стороны станции А. Реле направления в перегонных шка фах автоблокировки перебрасывают якоря, а на станции К воз буждается и перебрасывает поляризованный якорь реле ЧСН. В результате этого выключаются реле ЧСНП и ЧВ, на пульте загорается красная лампочка ЧП, указывая, что станция пере
ключена на прием.
Контактами реле ЧВ от линии отключается реле ЧСН, а к ней подводится напряжение от источника станции К. Некоторое время в цепи реле направления включены источники питания обеих станций.
Выдержав замедление, по очереди отпускают якоря реле НВКП и НПКП на станции А и через их тыловые контакты к цепи реле направления подключается реле НСН. Реле НСН пе ребрасывает поляризованные контакты и включает свой повто ритель НСНП. Последний создает цепь через обмотку 4-2 реле НВ и включает зеленую лампочку ЧО на пульте, указывающую о том, что станция А переведена на отправление.
3. Станционные источники питания линейных цепей автоблокировки
Для предотвращения влияний наружных сетей на релейные схемы централизации станционная батарея, питающая внутрен ние схемы, не должна использоваться для линейных цепей авто блокировки. Поэтому чтобы лучше подобрать требуемое напря жение питания линейных цепей, разработан специальный полу проводниковый штепсельный преобразователь типа ППШ-3. Каждый такой преобразователь используют, как правило, для индивидуального питания линейных цепей, чтобы лучше изоли ровать цепи друг от друга. В то же время это позволило выпол нить его небольшой мощности и разместить в корпусе штепсель ного реле НШ.
Преобразователь ППШ-3 преобразует напряжение 12 В по стоянного или переменного тока в любое из следующих напря жений постоянного тока: 22, 55 и 77 В при токе нагрузки до 0,077 А. Внутренняя схема преобразователя выведена на штеп сельную плату. Напряжение на выходе преобразователя можег быть получено установкой соответствующих перемычек на кон тактах штепсельной колодки (табл. 4).
При воздушной линии автоблокировки для питания схемы смены направления требуется напряжение не более 50—55 В. Для этого случая внешние соединения на преобразователе вы полняют по схеме, представленной на рис. 92, а.
Если имеется переменный ток, преобразователь работает как повышающий трансформатор с выпрямителем. Поданное на кон такты 12-13 напряжение 12 В переменного тока повышается
142