Файл: Велтистов, П. К. Схемы релейной централизации малых станций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зованного якоря. Поэтому ДСП может возвратить остряки стрелки в первоначальное положение из промежуточного поло­ жения путем посылки в основную обмотку тока обратного на­ правления. При таком изменении направления тока в основной обмотке нейтральный якорь пускового реле не отпадает, так как одновременно ток поступает во вспомогательную обмотку, Включенную параллельно основной через вентильный мостик.

Вспомогательная обмотка исключает возможность останов­ ки остряков в среднем 'положении частыми изменениями поляр­ ности пускового реле, а также при совпадении момента ревер­ сирования электропривода е вступлением состава на стрелоч­ ный изолированный участок. Во всех случаях пусковое реле, притянув нейтральный якорь, будет удерживать его за счет токовой обмотки, а в моменты размыкания ее цепи при реверси­ ровании— за счет вспомогательной обмотки.

Выводы обмотки 0,065 Ом на плате реле обозначены знака­ ми «+» и «—», указывающими ту полярность тока в этой об­

мотке, которая согласуется

с направлением

тока

в

обмотке

180 Ом.

 

 

стрелочном

Замыкание стрелок в маршруте при занятом

путевом участке. Стрелки,

входящие в маршрут,

замыкаются

одновременно с открытием сигнала следующим образом. .

Пр.и правильной установке всех стрелок и нажатии сигналь­

ной кнопки возбуждается

сигнальное реле,

которое

выключа­

ет замыкающие реле; последние фронтовыми контактами раз­ мыкают электрические цепи управления стрелочными электро­ приводами, предотвращая этим возможность перевода стрелок. Учитывая последствия, которые могли бы возникнуть при слу­ чайном переводе стрелки, участвующей в маршруте, схема замыкания должна быть построена особенно надежно с защитой от попадания на провода посторонних напряжений в случаях повреждения кабеля.

Электрические цепи управления стрелкой, участвующей в маршруте, размыкают в трех точках (см. рис. 11). Контакты об­ щего замыкающего реле приема и отправления ЧПОЗ в поме­ щении дежурного отключают от источников .питания оба прово­ да, идущие к реле СУП. Кроме того, контактом повторителя замыкающего реле СЗ, установленного в релейном шкафу, раз­ мыкается электрическая цепь стрелочного электропривода. Замыкающее реле и его повторитель СЗ находятся нормально под током, а при заданном маршруте — без тока, поэтому пов­ реждение проводов в цепи этих реле не может привести к отмы­ канию стрелки.

Возможность перевода стрелки при занятом изолированном учадтке исключается введением в цепь возбуждения реле СУП фронтовых контактов стрелочного путевого реле СП, которое при занятом участке отпускает якорь и препятствует включению цепи реле СУП. Чтобы дежурный мог переводить стрелку при

40



поврежденном

изолированном

 

 

 

 

участке

на

пульте

управления

 

 

 

 

установлена

запломбирован­

 

 

 

 

ная кнопка. При нажатии кно­

 

 

 

 

пки возбуждается

реле

СА,

 

 

 

 

которое шунтирует своими кон­

 

 

 

 

тактами контакты реле

СП

в

 

 

 

 

пусковых цепях. Кнопка и реле

 

 

 

 

СА могут

быть

общими

на

 

 

 

 

группу стрелок

или для

всех

 

 

 

 

стрелок станции.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вместо

запломбированных

Рис. 13. Включение контактов за­

кнопок СА в последнее

время

мыкающих реле в

схеме управления

часто применяют кнопки о ме­

 

 

стрелкой

ханическими счетчиками

числа

 

 

описана

далее). В мар­

нажатий (схема включения счетчиков

шрутах

.приема

от

'Станции

А

на

пути 4п

и 5п, а также

в маршрутах

отправления

с этих

путей на станцию А стрел­

ки 5 и 10 (см. рис.

1)

не должны

замыкаться,

так как они мо­

гут переводиться при одновременном производстве маневров в тупике Т. Поэтому контакт замыкающего реле ЧПОЗ в цепи управления стрелками 8 и 10 должен быть шунтирован фронто­ вым контактом реле 2/4 ПК или контактами контрольно-марш­

рутных реле путей 4п и 5п (рис.

13). Поскольку

стрелка 2/4

в маршрутах на пути 4п и 5п обязательно стоит

в плюсовом

положении, то при размыкании

контакта замыкающего реле

в этих маршрутах цепь управления стрелками 8 и 10 сохранит­ ся через контакты 2/4 ПК. В маршрутах на пути In, 2п и Зп стрелка 214 будет поставлена в минусовое положение, реле 2/4 ПК будет без тока и цепи управления стрелками окажутся разомкнутыми контактами реле 214 ПК и ЧПОЗ.

Контакты замыкающего реле в схемах управления стрелка­ ми могут быть шунтированы только фронтовыми контактами контрольных стрелочных или маршрутных реле, так как тыло­ вые контакты могут оказаться замкнутыми при повреждении цепи этих реле.

Местное управление стрелками. На малых станциях, особен­ но однопутных линий, предусматривается передача стрелок на местное управление. При этом ток в пусковые реле для перевода стрелок включается контактами, находящимися в путевых ко­ робках у каждого электропривода. Контакты возможно переклю­ чать специальным ключом местного управления.

Ключ местного управления, общий для всех стрелок горло­ вины, хранится на маневровом щитке, установленном на мачте одного из выходных светофоров. Пока стрелки находятся на центральном управлении, контакты в путевых коробках отклю­ чены от цепей управления электроприводом и не могут замыкать ток в двигателе. Перевод стрелок на местное управление

41


производится совместными действиями ДСП и руководителя ма­ невров.

Рассмотрим последовательность работы устройств на при­ мере передачи на местное управление стрелки 6 (см. рис. 1). ДСП нажимает на пульт-табло кнопку разрешения маневров 6РМ, включая ее контактами управляющее маневровое реле

6УРМ (рис. 14).

Реле 6УРМ самоблокируется и включает лампочку над на­ жатой кнопкой мигающим светом. После этого дежурный от­ пускает кнопку.

Вцепи реле 6УРМ включены: тыловые контакты реле ЧУРМ

иЧВМ, исключающие возбуждение реле 6УРМ в том случае, если ранее на местное управление были переданы все стрелки горловины; тыловой контакт реле 6ВМ, обеспечивающий сброс

цепи самоблокировки реле 6УРМ после восприятия разрешения маневров; нормально замкнутый контакт кнопки 6РМК, размы­ кающийся при вытягивании ее на себя и служащий для отмены невоспринятого разрешения на местное управление.

С возбуждением реле 6УРМ его фронтовой контакт замы­ кает цепь реле разрешения маневров 6РМ. Последнее возбуж­ дается при условии, что не заданы поездные маршруты, враж­ дебные маневры по стрелке 6, и охранная стрелка 214 установ­ лена в плюсовое положение. Это проверяется фронтовыми контактами реле ЧПЗ, НПЗ, НОЗ, и 2/4 ПК, включенными в

цепь реле 6РМ.

Контакт замыкающего реле НПЗ в данной схеме шунтиру­ ется фронтовым контактом 1МК контрольного реле минусового положения стрелки 1, что обеспечивает возможность переда­ вать стрелку 6 на местное управление, если в нечетной горло-

Рис. 14. Схема включения управляющего маневрового реле и реле разрешения и восприятия маневров

42

ГщитмИу 1 П о е н и е АСП

ВПБ

Ш каф

г О )

1

ВРМ

ЧК

ВМБ

6МД

_ !.

!

 

 

 

<К~\4ВМБ

CMS

1------

1----

 

Ц

т - "

HMU1P.

 

 

 

HMULZ

 

 

 

 

 

4000

Ломещениё

ДСП

BBM СПБ

Рис. 15. Схема включения реле ключа местного управления и децентрализую­ щего реле

вине установлен маршрут приема по минусовому положению стрелки 1, так как такие маршруты невраждебны маневрам по стрелке 6.

Контакты реле 6РМ замыкают цепь питания своего повто­ рителя, установленного в релейном шкафу и имеющего одина­ ковое с ним обозначение. Последовательно с напольным реле 6РМ в помещении ДСП включена низкоомная обмотка реле 6ВМ. В этой цепи повторно контролируется замкнутое положе­ ние фронтовых контактов реле ЧПЗ, НПЗ, НОЗ и 214 ПК и кон­ трольного реле ЧК ключа местного управления.

Реле ЧК (рис. 15) возбуждено при наличии ключа в щитке местного управления. Преждевременное изъятие ключа будет препятствовать передаче стрелок на местное управление. В це­ пи реле 6РМ протекает ток, достаточный для притяжения его якоря, но недостаточный для работы реле 6ВМ. Реле 6РМ фрон­ товым контактом включает лампочку на маневровом щитке, что является разрешением на изъятие ключа местного управления. Другим фронтовым контактом реле 6РМ шунтирует фронтовой контакт реле ЧК в собственной цепи. При изъятии со щитка ключа реле ЧК выключается и тыловым контактом подключает параллельно к обмотке реле 6РМ резистор сопротивлением 200 Ом, в результате реле 6ВМ притягивает якорь.

Лампочка над кнопкой разрешения маневров на пульте ДСП переключается контактом реле 6ВМ с мигающего света на ров­ ный, сигнализируя об изъятии ключа со щитка местного управ­ ления. Кроме того, контакт реле 6ВМ выключает управляющее маневровое реле, которое уже выполнило свои функции. Это, в частности, необходимо для приведения схемы в исходное сос­ тояние после прекращения маневров. Одновременно через после­ довательно соединенные фронтовые контакты реле 6ВМ и 6РМ в релейном шкафу возбуждается децентрализующее реле 6МД, которое отключает обмотку реле СУП от кнопок пульта и сое­ диняет ее с переключателем путевой коробки (рис. 16).

Описанная выше схема включения реле 6РМ и 6ВМ, постро­ енная на принципе изменения режима цепи, позволяет исполь­ зовать один провод для передачи разрешения на изъятие клю­ ча местного управления и получения обратного извещения о его фактическом изъятии.

43


 

 

 

{наЧвВ)

 

МБ

Р

01Ъ

Рис. 16. Включение

пускового реле при местРис.

17.

Включение звонка,

ном

управлении

перевода стрелки

При местном управлении для возбуждения реле СУП исполь­ зуют рабочую батарею. Один из выводов обмотки реле СУП соединен со средней точкой батареи ПБ24, а на другой вывод через контакты переключателя подается плюсовой или минусо­ вой полюс рабочей батареи. Реле СУП возбуждается прямой или обратной полярностью и включает электропривод для пере­

вода стрелки.

переводе стрелки сигнализирует

звонок

О

начавшемся

(рис.

17), установленный в путевой коробке и включенный пос­

ледовательно через

два противоположных рабочих

контакта

15-16 и 45-46 автопереключателя.

По окончании перевода один из рабочих контактов размы­ кается и выключает звонок (звонок звонит и при центральном

•управлении стрелкой).

После прекращения маневров ключ местного управления вставляют в маневровый щиток. Реле ЧК (см. рис. 15) возбуж­ дается и своим контактом снимает шунт с обмотки реле 6РМ. Ток в обмотке 100 Ом реле 6ВМ резко снижается и это реле от­ пускает якорь, но при условии, что изолированные участки в районе местного управления освобождены маневрирующим сос­ тавом. В противном случае реле 6ВМ будет удерживать якорь за счет второй обмотки, включенной тыловыми контактами пу­ тевых реле 2-6СГ1 и ЧДП. Отпуская якорь, реле 6ВМ выклю­ чает лампочку местного управления на пульте и станционное реле 6РМ, последнее размыкает свои контакты в цепи наполь­ ного реле 6РМ и лампочка на щитке местного управления гаснет.

Реле 6МД выключается контактами реле 6ВМ и 6РМ и пе­ реключает реле 6СУП с местного управления на центральное; вся схема приходит в исходное положение.

Если в процессе производства маневров дежурному по стан­ ции потребуется к одной группе стрелок передать на местное управление другую группу в той же горловине, то для этого необходимо временно возвратить ключ в маневровый щиток.

Схема управления спаренными стрелками. Для сокращения расхода кабеля и реле стрелки, составляющие съезд (например, стрелки 2 и 4 на рис. 1), спариваются, т. е. осуществляется их совместное управление. Это позволяет ограничиться установкой

44