Файл: Велтистов, П. К. Схемы релейной централизации малых станций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стрелке, оборудованной электрозамком. При попытке повер­ нуть рукоятку вала контакт 0-8° может быть разомкнут даже в том случае, если соленоид выключен: поэтому .во избежание перекрытия сигнала эти контакты шунтированы контактами реле ПК.

Для разрешения маневров в районе стрелки, оборудованной электрозамком, ДСП нажатием кнопки РМК возбуждает реле РМ. Последнее тыловым контактом размыкает цепь самоблоки­ ровки реле ПК, а фронтовыми контактами подготовляет цепь возбуждения соленоида. В этот момент реле ПК продолжает по­ лучать питание через контакты 0-8°, ВЗР и «+», а цепь соленои­ да остается разомкнутой контактами реле ПК.

Руководитель маневров поворачивает рукоятку электрозамка. В начале поворота вала размыкаются контакты 0-8°, реле ПК выключается и тыловыми контактами замыкает цепь соленоида, который втягивает сердечник, благодаря чему становится воз­ можным дальнейший поворот рукоятки. При подъеме ригеля размыкается связанный с ним контакт■«+»; одновременно план­ ка, укрепленная на ригеле, поднимает взрезной палец 4 (см. рис. 24), который размыкает контакт ВЗР.

Пока реле ПК без тока, цепь через соленоид замкнута. Для того чтобы устранить бесполезный разряд батареи, через неболь­ шое сопротивление соленоида можно полюс СМБ подать к нему через контакт «+» электрозамка так, как это показано пунк­ тиром. Однако такое решение непригодно при спаренных стрелках.

По окончании маневров стрелку переводят в плюсовое поло­ жение и возвращают рукоятку вала в исходное положение, запи­ рая линейку ригелем.

Для возбуждения реле ПК рукоятка, а вместе с ней и вал электрозамка должны быть обязательно доведены до крайнего положения. Поэтому цепь возбуждения реле ПК проводят через контакты 0-8° вала. Это гарантирует, что: верхний выступ секто­ ра пройдет за сердечник соленоида и будет нм вновь заперт; нижний зуб 3 сектора захватит скос сердечника 6 и принудитель­ но вытянет сердечник из соленоида в том случае, если ослаблена пружина, выталкивающая сердечник.

При взрезе стрелки движение тяги передается линейке элек­ трозамка, но последняя заперта ригелем, вошедшим в сухарь линейки. Сухарь укреплен в линейке двумя болтами с проточен­ ными шейками, которые при взрезе стрелки срезаются усилием примерно 1300 кгс. Линейка сдвигается и своим скосом подни­ мает взрезной палец, а последний размыкает контакт ВЗР, вы­ ключая реле ПК-

При продвижении пальца вверх укрепленные на ригеле две собачки 14 западают в выемку пальца'и удерживают его в верх­ нем положении, препятствуя замыканию контактов ВЗР, а следовательно, фиксируя взрез стрелки. Поскольку взрезной па­

53


лец в этом случае упирается в крышку замка, перевод рукоятки и подъем ригеля становятся невозможными.

После вскрытия замка электромеханик освобождает .взрезпой палец разжатием собачек и подъемом ригеля.

Работа схемы электрозамков спаренных стрелок (см. рис. 25) аналогична работе схемы одиночной стрелки и дополнительных пояснений не требует.

4. Двухпроводная схема управления стрелочным электроприводом при местном питании

В двухпроводной схеме управления стрелочными электропри­ водами (рис. 26) для получения контроля положения стрелочных остряков и включения пускового реле ПС при переводе их ис­ пользуют две жилы кабеля, соединяющего помещение ДСП с релейным шкафом.

Контрольная цепь по своей структуре мало отличается от ра­ нее рассмотренной контрольной цепи четырехпроводной схемы. Питание осуществляется от рабочей батареи и полярность на­ пряжения, поступающего на контрольное реле, зависит от поло­ жения стрелки и определяется положением контактов автопере­ ключателя электропривода.

Отличие контрольной цепи заключается в применении одно­ го стрелочного контрольного комбинированного реле СК (вместо двух реле в четырехпроводной схеме). Правильная работа поля­ ризованного якоря реле СК контролируется в схеме нейтральных повторителей этого реле ПК и МК путем проверки соответствия положения контактов реле СК и управляющего поляризованно­ го реле ПУС.

Обмотки возбуждения пускового стрелочного реле ПС, нахо­ дящегося в релейном шкафу, подключены непосредственно к проводам, соединяющим постовую и напольную части схемы.

Рис. 26. Двухпроводная схема управления стрелочным электроприводом

54

Нормально (в контрольном режиме) в этих проводах имеется напряжение, необходимое для работы контрольного реле СК, это напряжение оказывается и на обмотках реле ПС. В связи с этим приняты меры по снижению контрольного напряжения и уменьшению его влияния на реле ПС. Поэтому в данной схеме пришлось отказаться от использования в качестве реле СК мало­ габаритного реле, требующего повышенного напряжения, и уста­ новить реле типа КШ1-1000 (КШ1-800). Снижение напряжения

в контрольной цепи достигается за

счет падения

напряжения

на резисторе RK. Кроме того, ток через реле ПС уменьшен вклю­

чением последовательно

с

ним

резистора сопротивлением

1800 Ом. Сопротивление резистора RKдолжно быть по возмож­

ности максимальным, но его величина

не должна нарушать

четкую работу реле СК. При

рабочей

батарее

напряжением

60В /?к=1600 Ом, при батарее 48В—1200 Ом.

напряжения

Следует отметить, что

действие

контрольного

на пусковое реле не может привести к самопроизвольному пере­ воду стрелки даже при случайном шунтировании сопротивлений, так как: полярность контрольного напряжения выбрана такой, что ток, протекающий по обмоткам реле ПС, удерживает поля­ ризованный якорь в том положении, которое тот занимал при последнем переводе стрелки; контрольное напряжение подано в схему через тыловой контакт реле ПС.

Если стрелка замкнута в маршруте, то должны быть пред­ отвращены не только посылка тока в .пусковое реле ПС, но и отключение от линейных проводов контрольного реле, чтобы не было перекрытия сигнала и экстренной остановки поезда. Поэтому устанавливают постовые управляющие стрелочные ре­ ле: нейтральное НУС и поляризованное ПУС. Оба реле мало­ габаритные соответственно типов НМШ1-1800 и ПНПШ-150/150. Возбуждение управляющих реле (рис. 27) возможно только тогда, когда стрелка не заперта в маршруте (фронтовой кон­ такт реле ЧПОЗ) и не занята подвижным составом (фронтовой контакт реле СП).

Положение контактов в схеме соответствует плюсовому поло­ жению стрелки; оба управляющих реле находятся без тока. При нажатии кнопки МК для перевода стрелки на минус первым возбуждается нейтральное реле, а через его фронтовой контакт по одной из обмоток срабатывает поляризованное реле. В резуль­ тате этого реле НУС сразу же отключается от источника питания контактом реле ПУС. Однако за это время успевает зарядиться конденсатор 500 мкФ, который, разряжаясь через реле НУС, за­ держивает отпадание его якоря.

Через фронтовые контакты реле НУС и переключившиеся контакты реле ПУС замыкается цепь питания реле ПС от источ­ ника питания из помещения ДСП (см. рис. 26).

Впервый момент, до размыкания тыловых контактов реле ПС,

всхеме действует напряжение двух источников питания: еще не

55


|8 схему реле' НУС других стрелок

СПБ отВМ [пвм

■V I-^Q-T-Ezyih:

i—inun НУС

СПБ +

“ t g

СПб ВМ

п д ц «

г у .

 

н м ш ^

НУС 1800

пус

чус з

пмпш.

V

СК jf \

150/150

 

СП _ЧПО}

1 -Г П - Г

са I СНВ

\ г

СМБ

HMU1U1I50i ItQ hпвм.

Рис. 27. Схема управляющих стрелой ных реле

отключенной рабочей бата­ реи и управляющего источ­ ника питания из помещения дежурного. Параметры этой электрической цепи необ­ ходимо рассчитать так, что­ бы напряжение станцион­ ного источника питания на обмотке реле ПС преоблада­ ло над напряжением от ра­ бочей батареи и обеспечива­ ло притяжение нейтрального

•и переброс поляризованного якорей (рис. 28). Расчет по­ казывает, что при большой длине кабеля четкая работа реле ПС может быть обес­ печена при напряжении станционного источника примерно 130—140 В. Прак­ тически это напряжение бе­ рется 140 В.

 

 

В качестве источника пи­

 

 

тания (рис. 29) используют

 

 

двухлолупериодный

выпря­

 

 

митель, собранный на дио­

 

 

дах типа Д7ЖНапряжение

 

 

на диодный мост подводится

Рис. 28. Расчетная схема управляющей

от

изолирующего

стрелоч­

ного питающего

трансфор­

 

цепи

 

 

матора ТСП типа ПОБС-3.

 

 

Вторичная

секционирован­

 

 

ная

обмотка трансформато­

 

 

ра

позволяет подобрать

на

 

 

выходе выпрямителя требуе­

ПХ ГСП

А

мое напряжение. На случай

выключения сети .переменно­

 

 

 

 

го тока

предусмотрено

ре­

 

 

зервное питание цепи управ­

 

 

ления

от

преобразователя

 

 

типа

ПРПБ.

Последний

 

 

преобразует постоянный ток

 

 

аккумуляторной

 

батареи

 

 

24

В в

 

переменный

ток,

 

 

который

тем же

диодным

 

 

мостом

 

выпрямляется

для

Рис. 29. Приборы питания управляющей

питания

цепи пускового

ре­

 

цепи

ле.

Преобразователь

к

ба-

56


тарее подключается аварийным реле А, которое вторым кон­ тактом соединяет выход преобразователя с выпрямителем.

Техническая характеристика

преобразователя

 

 

М о щ н о ст ь ...........................................

40 Вт

 

 

К.п.д......................................................................

 

80%

 

Габаритные разм еры .........................

25 X 200X150 мм

 

Масса........................................................

6 кг

 

 

На стороне постоянного тока:

 

 

 

 

напряжение...................................................

 

24

В

потребляемый т о к .........................

не более 2,1

А

 

ток холостого х о д а .........................

» »

0,5

»

 

На стороне переменного тока:

 

 

 

 

напряж ение................................................

(с тремя

110/220В

 

 

ступенями

 

 

регулировки по

10В

 

 

каждая)

 

 

ч а с т о т а ...........................................

200 ±50 Гц

 

 

Схема рабочей цепи электродвигателя построена более эко­ номично по сравнению с ранее применявшимися схемами: в ней достигнуто сокращение жил кабеля между релейным шкафом и электроприводом за счет объединения на некотором участке схемы рабочей и контрольной цепи. Такое объединение цепей (см. рис. 26) осуществлено между нейтральным контактом реле ПС и контактами автопереключателя 31 и 21. Другим достоин­ ством объединения цепей является возможность использовать для реверсирования двигателя двух параллельно соединенных контакто/в поляризованного якоря реле 'ПС, что уменьшает на них плотность тока и удлиняет срок службы.

Для более надежного замыкания стрелки в маршрутах, как при четырехпроводной схеме, в релейном шкафу рекомендуется устанавливать повторитель замыкающих реле СЗ (рис. 30). На это реле могут быть наложены функции реле сброса, т. е. функ­ ции прекращения затянувшейся работы двигателя на фрикцию. Для этого в помещении ДСП устанавливают реле сброса фрик­ ции СФ, цепь которого замыкается при возбуждении реле НУС каждой стрелки. Одновременно с замыканием цепи СФ заряжа­ ется конденсатор, включенный параллельно реле. Благодаря большой емкости конденсатора реле СФ удерживает якорь пос­ ле размыкания контакта НУС в продолжении времени, вполне достаточного для перевода стрелки. Если же перевод остряков стрелки встречает какое-либо препятствие, то реле СФ, выдер­ жав замедление, отпускает якорь и выключает реле СЗ, которое выключает цепь двигателя.

Схема реле СФ является обязательной на участках с диспет­ черской централизацией и может быть рекомендована при обычной релейной централизации.

57


 

П ом ещ ени е ДСП

 

Ш каф

 

На

рис. 27

штриховой

 

. вм

 

 

С*

 

 

линией

показана

часть

схе­

 

 

чпоу

 

 

 

мы, которая должна допол­

СПБ'

 

о

СМ6

 

 

 

няться для стрелок, переда­

 

 

 

нмпси

 

 

 

 

/000

 

ваемых на местное управле­

 

гнус

 

I

 

TsW

 

ние.

 

 

 

 

 

 

47

 

 

местном

переводе

 

Д>~~

 

Ч=Ь Сф

а CMS

 

При

СПБ

ОНУС

 

 

 

 

стрелок

управляющие

реле

 

 

 

 

 

HMLLLZ

 

ПУС и ПУС, размещенные

 

 

 

'О.0000

 

в помещении ДСП, обесто­

Рис. 30. Схема замыкающего

реле

и

чены, так

как пусковое ре­

ле ПС работает непосредст­

реле

сброса

при работе

на

фрикцию

 

 

 

 

 

 

 

 

венно

от

переключателя

 

 

 

 

 

 

 

путевого ящика.

Порядок

возвращения стрелок с местного управления не ставит необхо­

димым условием установку их в плюсовое положение.

Поэтому

некоторые стрелки по окончании местного управления

могут

оказаться в минусовом положении и поляризованные якоря ре­ ле СК и ПУС этих стрелок будут занимать разное положение, индикация состояния стрелок на пульте будет отсутствовать, что может привести к замешательству дежурного. Поэтому в схеме реле ПУС для стрелок с местным управлением предусматрива­ ется дополнение. Через фронтовой контакт реле местного управ­ ления ВМ и контакты реле СК подается питание реле ПУС, ко­

торое перебрасывает якорь при каждом изменении

полярности

реле СК. Таким образом, поляризованный якорь

реле ПУС

приводится в соответствие с якорем контрольного реле СК.

После возвращения

стрелок

с

местного

управления

преду­

 

 

 

 

смотрено

кратковременное

 

 

 

 

возбуждение реле НУС этих

 

 

 

 

стрелок

через

фронтовой

 

 

 

 

контакт

медленнодействую­

 

 

 

 

щего повторителя реле ме­

 

 

 

 

стного

управления

ПВМ и

 

 

 

 

тыловой

контакт

 

ВМ,

 

 

 

 

чем сверяется

соответствие

 

 

 

 

положения

контактов поля­

 

 

 

 

ризованных

якорей

реле

 

 

 

 

ПУС и СК

с

положением

 

 

 

 

якоря реле ПС и контактов

 

 

 

 

автопереключателя

стрелки.

 

 

 

 

Эта проверка

необходима

 

 

 

 

потому, что при местном уп­

 

 

 

 

равлении не контролируется

п

 

 

правильная

работа

поляри-

 

 

зованного якоря

реле

СК.

иых

электроприводов

(вариант

двух-

Двухпроводная схема уп-

 

проводного управления)

 

равления опарениыми стрел-

58