Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
и финансирования; и) контроль за хозяйственно-финан совой деятельностью предприятий.
Исходя из указанных функций, учреждения Госбанка осуществляют контроль по следующим направлениям.
Во-первых, за расходованием фондов заработной пла ты предприятиями, учреждениями и организациями. Этот контроль направлен на предупреждение перерасходов фонда заработной платы. Контроль осуществляется не посредственно в процессе выдачи предприятиям и учреж дениям средств на заработную плату путем сопостав ления начисленной суммы с плановым фондом, скоррек тированным на -процент выполнения производственной программы предприятий, и в пределах утвержденного фонда бюджетным учреждениям.
Во-вторых, за целевым использованием ссуд. Указан ный контроль осуществляется при кредитовании пред приятий и организаций под товарно-материальные цен ности, под расчетные документы в пути, на затраты по внедрению новой техники, механизации и улучшению технологии производства, на расширение производства и улучшение -качества товаров -народного потребления и др.
В-третьих, за целевым использованием денежных средств. Наличные деньги предприятиям и учреждениям банк выдает только на определенные цели, которые ука зываются на обороте чека. Использование полученных в банке наличных денег по целевому назначению пред приятиями и учреждениями -банк проверяет на месте по бухгалтерским документам.
В-четвертых, за состоянием запасов материальных ценностей и за использованием оборотных средств. Конт роль осуществляется в процессе кредитования и расче тов, рассмотрения балансов и других отчетных данных предприятий и хозяйственных организаций с целью пред отвращения неправильного их использования.
В-пятых, контроль рублем. Учреждения Госбанка посредством таких экономических показателей, как цена, деньги, прибыль, а также через систему кредитования, финансирования и расчетов организуют контроль руб лем за хозяйственно-финансовой деятельностью государ ственных предприятий. Этот метод контроля, с одной стороны, -способствует выявлению результатов и качества работы предприятий, а с другой —-воздействует на пред
21
приятия в направлении устранения недостатков в их хо зяйственной деятельности. Таким образом, контроль банка является неотъемлемым элементом хозяйственного расчета.
С т р о й б а н к СССР , организованный на основа нии Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959 г., осуществляет финансирование капиталь ных вложений системы хлебозаготовок, государственных и общественных предприятий и организаций, жилищно строительной и дачно-строительной кооперации, долго срочное кредитование государственных предприятий и организаций, жилищного строительства и капитального ремонта домов в городах и рабочих поселках и кратко срочное кредитование подрядных строительных органи заций.
Стройбанк СССР осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств, направляемых на капитальное строительство, за выполнением планов строительных организаций, соблюдением проектно-смет ной и финансовой дисциплины, укреплением хозяйствен ного расчета в строительстве.
Учреждения Стройбанка на всех стадиях строитель ства проводят предварительный контроль до выдачи средств строительным организациям, производят конт рольные обмеры выполненных работ по капитальному строительству, проводят обследование финансово-хозяй ственной деятельности строительных организаций, ана лизируют их данные учета и отчетности.
Стройбанк проверяет обеспеченность строительных организаций проектно-сметной документацией и качество омет, условия договоров между подрядчиками, использо вание запасов оборудования и других материальных цен ностей; ведет контроль за расчетами в строительстве, за правильным использованием и 'сохранностью 'собствен ных оборотных средств, за правильным расходованием фондов заработной платы и соблюдением норм админи стративно-хозяйственных и накладных расходов, целе вым использованием краткосрочных и долгосрочных ссуд и своевременностью их 'погашения. Стройбанк следит за тем, чтобы средства сосредоточивались в первую очередь на пусковых и важнейших объектах строительства, не дооуокалось распыления ресурсов по многочисленным объектам, шире [мобилизовывались внутрипроизвод
22
ственные (резервы, снижалась (себестоимость (строитель но-монтажных работ и своевременно вводились в дей ствиезаконченные объекты (строительства.
Учреждения Стройбанка выявляют и пресекают фак ты приписок и преувеличения данных о выполнении строительно-монтажных работ, разрабатывают меро приятия, направленные на дальнейшее улучшение строи тельства и совершенствование системы финансирования капитальных работ. При обнаружении фактов приписок и искажения фактических данных о выполнении строи тельно-монтажных работ они передают материалы в соответствующие органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов СССР
Одно из главных мест в системе финансового конт роля занимает Контрольно-ревизионное управление Ми нистерства финансов СССР. Система контрольно-реви зионных органе® Министерства финансов СССР построе на на началах централизации, и здесь не «применяется принцип двойного подчинения — (одновременно (местному исполкому и вышестоящему ведомству. Все нижестоя щие органы контрольно-ревизионного аппарата на ме стах подчиняются КРУ министерств финансов союзных республик.
Такая централизация руководства обеспечивает объ ективность контроля и способствует укреплению финан сово-бюджетной дисциплины во всех отраслях 'народного хозяйства. По поводу соблюдения законности на «местах В. И. Ленин подчеркивал: «...законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всерос сийская и даже единая для всей федерации Советских республик» *. Однако 'эта централизация не исключает необходимой увязки контрольно-ревизионных органов с (соответствующими финансовыми органами. Между ними существует тесная координация три проведении контрольно-ревизионной работы.
В .целях дальнейшего усиления контроля за соблю дением финансовой дисциплины предприятиями, учреж-1
1 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 45, стр. 198.
23
дениями и организациями, за правильным и экономным расходованием ими как бюджетных, так и 'Собственных оредств и дальнейшего расширения прав республикан ских органов по 'контролю за 'исполнением государствен ного бюджета постановлением Совета Министров СССР
местные органы Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов СССР переданы в ведение ми нистерств финансов союзных республик.
Контрольно-ревизионные управления министерств финансов СССР и союзных республик возглавляются начальниками управления, утверждаемыми Советами Министров СССР и союзных республик по представле нию министров финансов. Руководство контрольно-реви зионной работой в АССР, краях, областях, в Москве, Ленинграде, Киеве осуществляется главными контроле- рами-ревизорами, которые назначаются начальником КРУ министерства финансов союзной республики. В сто лицах союзных республик и в городах с районным деле нием имеются старшие контролеры-ревизоры, а в круп ных районах и городах без районного деления — конт ролеры-ревизоры.
Основными задачами Контрольно-ревизионного уп равления Министерства финансов СССР и его республи канских и местных органов являются:
а) проверка соблюдения законов о бюджетных пра вах союзных и автономных республик как министер ствами и учреждениями СССР, так и республиканскими и местными органами;
б) контроль за правильным и экономным расходова нием бюджетных средств предприятиями, учреждениями
иорганизациями; в) контроль за исполнением государственного бюд
жета министерствами, ведомствами и другими бюджет
ными учреждёниями, а также хозяйственными организа циями и проверка выполнения обязательств перед бюд жетом;
г) проверка работы финансовых органов, органов Госстраха, сберегательных касс и кредитных учрежде ний по исполнению бюджета;
д) проверка соблюдения учреждениями Госбанка правил кассового исполнения государственного бюджета.
Кроме того, Контрольно-ревизионному управлению Министерства финансов СССР предоставлено право: про
24
изводить ревизии и проверки финансовой деятельности в министерствах и ведомствах, государственных, коопе ративных и общественных организациях; в ревизуемых предприятиях и учреждениях проверять денежные доку менты, сметы и отчеты, наличие и правильность расхо дования материальных ценностей, а также получать от должностных лиц необходимые объяснения и справки по вопросам ревизии и проверок; давать отдельные пору чения КРУ министерств финансов союзных республик производить ревизии и проверки финансовой деятель ности предприятий и организаций союзного подчинения; получать от предприятий и учреждений необходимые данные, связанные с операциями ревизуемых предприя тий и учреждений; в процессе .проведения ревизий и про верок совместно с руководителями ревизуемых пред приятий и учреждений принимать необходимые меры к устранению выявленных нарушений финансовой дисцип лины. КРУ ставит в необходимых случаях .перед соответ ствующими министерствами или (руководителями выше стоящих организаций вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в этих нарушениях, или о передаче материалов органам народного контроля и следственным органам.
Между отдельными звеньями контрольно-ревизион ного аппарата Министерства финансов СССР установ лено следующее распределение ревизионных объектов:
1) КРУ Министерства финансов СССР ревизует ми нистерства и ведомства СССР, а также республиканские бюджеты союзных республик;
2) КРУ министерств финансов 'союзных республик ревизуют министерства и ведомства союзных республик, а также бюджеты автономных республик, краев и обла
стей; |
контролеры-ревизоры автономных республик |
3) |
|
округов, |
краев и областей — республиканские, краевые, |
окружные и областные учреждения, а также районные |
|
бюджеты и бюджеты городов районного .подчинения; |
|
4) |
районные контролеры-ревизоры — районные уч |
реждения и сельские бюджеты.
Кроме того, контрольно-ревизионный аппарат союз ных и автономных республик, краев, областей и городов, имеющих районные деления, по поручениям вышестоя щих органов контроля проводит ревизии учреждений и
25
организаций союзного и республиканского значения, на ходящихся на территории республик, краев, областей и городов.
Внутриведомственный финансовый контроль
■В системе финансового контроля 'немаловажное зна чение .имеет внутриведомственный контроль, осуще ствляемый органами управления. Особенность этого вида финансового контроля состоит в том, что контроль ные функции выполняют непосредственно сами мини стерства, ведомства, управления и отделы исполкомов местных Советов депутатов трудящихся, руководящие хозяйственной деятельностью подведомственных им пред приятий и отвечающие за результаты их работы. В свя зи с этим внутриведомственным контролем, как правило, охватывается лишь круг предприятий, организаций и учреждений, подчиненных данному министерству, ведом ству или отделу исполкома местного Совета.
Вышестоящие ведомственные 'органы несут ответ ственность за организацию хозяйственной деятельности и за финансовое состояние подведомственных предприя тий, организаций и учреждений, а также за законность использования ими государственных средств. Они обя заны в своих подведомственных учреждениях и пред приятиях проводить полную документальную ревизию не менее одного раза в год.
Для осуществления внутриведомственного финансо вого контроля в министерствах, ведомствах и отделах исполкомов местных Советов в составе центральных или главных бухгалтерий организованы группы инспекторовревизоров. Эти ревизионные группы вышестоящего ве домства проверяют на местах состояние финансово-хо зяйственной деятельности подведомственных им пред приятий и учреждений.
Основными задачами внутриведомственного контроля являются:
1) проверка законности операций, производимых предприятиями, учреждениями и организациями;
2) борьба с расхищением социалистической соб ственности и незаконным расходованием денежных средств и материальных ценностей;
26
3)проверка организации бухгалтерского учета, от четности и его достоверности;
4)проверка правильности материального учета
складского хозяйства.
В связи с переводом предприятий на новые методы хозяйствования перед внутриведомственным контролем ставятся повышенные требования. В частности, при про
верке соблюдения |
финансово-бюджетной дисциплины |
в процессе ревизии |
изучаются эффективность перевода |
предприятий на новые методы планирования и экономи ческого стимулирования, взаимоотношения предприятий с вышестоящим ведомством и бюджетом и т. д.
Представителям внутриведомственного финансового контроля —инспекторам-контролерам предоставлено пра во: требовать предъявления всех подлинных оправда тельных документов, книг, ведомостей и необходимых справок; запрашивать другие учреждения и организации по вопросам, связанным с деятельностью ревизуемого учреждения; получать от учреждений Госбанка и Строй банка оправки и документы о состоянии и движении рас четов, текущих или бюджетных счетов; осматривать на месте складское хозяйство, строительные и ремонтные работы я вносить предложения по устранению выявлен ных нарушений и недостатков.
Результаты проведения ревизии обобщаются в акте. По каждому акту вышестоящие ведомства обязаны .вы носить решение. В указанном решении или в приказе отмечаются конкретные факты нарушения финансовобюджетной дисциплины и мероприятия по устранению недостатков, а также взыскания, наложенные на винов ных лиц, допустивших нарушения финансово-бюджет ной дисциплины.
Органы внутриведомственного контроля свою работу проводят по годовым планам (с разбивкой по кварта лам и месяцам), утвержденным министерствами или ру ководителями вышестоящего учреждения или организа ции. Во избежание дублирования в работе планы про ведения ревизии внутриведомственного контроля согла суются с планами Контрольно-ревизионных управлений министерств финансов СССР и союзных республик, а также их местными органами.
Внутриведомственный финансовый контроль со дня организации проделал большую работу в области обес
27
печения интересов государства, но в настоящее время он требует совершенствовани-я. В частности, самого при стального внимания заслуживают такие предложения, как улучшение подготовки квалифицированных кадров ревизоров-бухталтеров и упорядочение заработной платы работников ревизионного аппарата. Не везде еще про фессия ревизора пользуется заслуженным уважением, а результаты их труда не везде рассматриваются как весомый вклад вдело обеспечения охраны социалистиче ской собственности *.
Главные и старшие бухгалтера
В деле осуществления государственного контроля важная роль принадлежит главным (старшим) бухгал терам. Совет Министров СССР 6 ноября 1964 г. утвер дил новое Положение о главных (старших) бухгалтерах предприятий, учреждений и организаций. В этом доку менте четко определены нх права и обязанности, а также ответственность в области учета и контроля за сохран ностью общественной собственности, экономным и пра вильным расходованием государственных средств, со блюдением финансовой дисциплины и режима экономии-.
Положение о главных (-старших) бухгалтерах1госу дарственных, кооперативных, общественных учреждений, организаций м -предприятий предусматривает в -качестве их обязанностей осуществлять контроль:
а) за -правильным и -своевременным оформлением п-рие-ма и расхода сырья, материалов, топлива, готовых изделий, товаров и других ценностей, за -своевременным предъявлением претензий -к поставщикам за недостачу, брак, некомплектность и др.;
б) за своевременным проведением инвентаризации денежных средств, товарно-материальных и других цен ностей, основных средств, расчетов и обязательств;
в) за своевременным взысканием дебиторской и по гашением кредиторской задолженности;
г) за правильным расходованием фонда заработной платы, -начислением и выдачей всех -видов п-ремий, возна граждений я пособий, -соблюдением установленных шта
1 См. Э. А. В о з н е с е н с к и й . Финансовый контроль в СССР. М , «Юридическая литература», 1973, стр. 86.
28
тов, должностных окладов, смет административно-хозяй ственных и других расходов, а также за соблюдением платежной я финансовой дисциплины;
д) за обоснованностью я законностью списания с бух галтерского баланса недостач, потерь, дебиторской за долженности и других средств;
е) за правильным и своевременным проведением я оформлением в установленном порядке переоценки то варно-материальных ценностей.
Назначение, увольнение и перемещение главного (старшего) бухгалтера производятся вышестоящей орга низацией по представлению руководителя предприятия или учреждения. Главные (старшие) бухгалтера, наряду с руководителями предприятий и учреждений, несут полную ответственность за соблюдение финансово-бюд жетной дисциплины, за правильное ведение бухгалтер ского учета и составление отчетности.
Все первичные оправдательные документы денеж ного, материального, имущественного, расчетного и кре дитного характера подписываются руководителем и глав ным (старшим) бухгалтером предприятия, учреждения
иорганизации.
Ведучае получения распоряжения, противоречащего закону, постановлениям правительства или установлен ному порядку ведения бухгалтерского учета и отчетности,
главный (старший) бухгалтер обязан до приведения его в исполнение письменно обратить внимание руководи теля, давшего распоряжение, на незаконность последнего. При получении письменного распоряжения главный или старший бухгалтер его исполняет с немедленным уве домлением об этом руководителя вышестоящей органи зации и Комитета народного контроля. В тех случаях, когда главный или старший бухгалтер получает распо ряжение совершить действие, наказуемое в уголовном порядке, он, не приводя его в исполнение, обязан немед ленно сообщить об этом руководителю вышестоящей ор ганизации и органам народного контроля.
Весьма важную роль главные бухгалтера играют в финансовых органах и кредитных учреждениях, где они принимают непосредственное участие в контроле за вы полнением финансовых и кредитных планов, исполнением бюджета, организацией учетно-операционной работы,