Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и финансирования; и) контроль за хозяйственно-финан­ совой деятельностью предприятий.

Исходя из указанных функций, учреждения Госбанка осуществляют контроль по следующим направлениям.

Во-первых, за расходованием фондов заработной пла­ ты предприятиями, учреждениями и организациями. Этот контроль направлен на предупреждение перерасходов фонда заработной платы. Контроль осуществляется не­ посредственно в процессе выдачи предприятиям и учреж­ дениям средств на заработную плату путем сопостав­ ления начисленной суммы с плановым фондом, скоррек­ тированным на -процент выполнения производственной программы предприятий, и в пределах утвержденного фонда бюджетным учреждениям.

Во-вторых, за целевым использованием ссуд. Указан­ ный контроль осуществляется при кредитовании пред­ приятий и организаций под товарно-материальные цен­ ности, под расчетные документы в пути, на затраты по внедрению новой техники, механизации и улучшению технологии производства, на расширение производства и улучшение -качества товаров -народного потребления и др.

В-третьих, за целевым использованием денежных средств. Наличные деньги предприятиям и учреждениям банк выдает только на определенные цели, которые ука­ зываются на обороте чека. Использование полученных в банке наличных денег по целевому назначению пред­ приятиями и учреждениями -банк проверяет на месте по бухгалтерским документам.

В-четвертых, за состоянием запасов материальных ценностей и за использованием оборотных средств. Конт­ роль осуществляется в процессе кредитования и расче­ тов, рассмотрения балансов и других отчетных данных предприятий и хозяйственных организаций с целью пред­ отвращения неправильного их использования.

В-пятых, контроль рублем. Учреждения Госбанка посредством таких экономических показателей, как цена, деньги, прибыль, а также через систему кредитования, финансирования и расчетов организуют контроль руб­ лем за хозяйственно-финансовой деятельностью государ­ ственных предприятий. Этот метод контроля, с одной стороны, -способствует выявлению результатов и качества работы предприятий, а с другой —-воздействует на пред­

21

приятия в направлении устранения недостатков в их хо­ зяйственной деятельности. Таким образом, контроль банка является неотъемлемым элементом хозяйственного расчета.

С т р о й б а н к СССР , организованный на основа­ нии Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959 г., осуществляет финансирование капиталь­ ных вложений системы хлебозаготовок, государственных и общественных предприятий и организаций, жилищно­ строительной и дачно-строительной кооперации, долго­ срочное кредитование государственных предприятий и организаций, жилищного строительства и капитального ремонта домов в городах и рабочих поселках и кратко­ срочное кредитование подрядных строительных органи­ заций.

Стройбанк СССР осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств, направляемых на капитальное строительство, за выполнением планов строительных организаций, соблюдением проектно-смет­ ной и финансовой дисциплины, укреплением хозяйствен­ ного расчета в строительстве.

Учреждения Стройбанка на всех стадиях строитель­ ства проводят предварительный контроль до выдачи средств строительным организациям, производят конт­ рольные обмеры выполненных работ по капитальному строительству, проводят обследование финансово-хозяй­ ственной деятельности строительных организаций, ана­ лизируют их данные учета и отчетности.

Стройбанк проверяет обеспеченность строительных организаций проектно-сметной документацией и качество омет, условия договоров между подрядчиками, использо­ вание запасов оборудования и других материальных цен­ ностей; ведет контроль за расчетами в строительстве, за правильным использованием и 'сохранностью 'собствен­ ных оборотных средств, за правильным расходованием фондов заработной платы и соблюдением норм админи­ стративно-хозяйственных и накладных расходов, целе­ вым использованием краткосрочных и долгосрочных ссуд и своевременностью их 'погашения. Стройбанк следит за тем, чтобы средства сосредоточивались в первую очередь на пусковых и важнейших объектах строительства, не дооуокалось распыления ресурсов по многочисленным объектам, шире [мобилизовывались внутрипроизвод­

22


ственные (резервы, снижалась (себестоимость (строитель­ но-монтажных работ и своевременно вводились в дей­ ствиезаконченные объекты (строительства.

Учреждения Стройбанка выявляют и пресекают фак­ ты приписок и преувеличения данных о выполнении строительно-монтажных работ, разрабатывают меро­ приятия, направленные на дальнейшее улучшение строи­ тельства и совершенствование системы финансирования капитальных работ. При обнаружении фактов приписок и искажения фактических данных о выполнении строи­ тельно-монтажных работ они передают материалы в соответствующие органы для привлечения виновных лиц к ответственности.

Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов СССР

Одно из главных мест в системе финансового конт­ роля занимает Контрольно-ревизионное управление Ми­ нистерства финансов СССР. Система контрольно-реви­ зионных органе® Министерства финансов СССР построе­ на на началах централизации, и здесь не «применяется принцип двойного подчинения — (одновременно (местному исполкому и вышестоящему ведомству. Все нижестоя­ щие органы контрольно-ревизионного аппарата на ме­ стах подчиняются КРУ министерств финансов союзных республик.

Такая централизация руководства обеспечивает объ­ ективность контроля и способствует укреплению финан­ сово-бюджетной дисциплины во всех отраслях 'народного хозяйства. По поводу соблюдения законности на «местах В. И. Ленин подчеркивал: «...законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всерос­ сийская и даже единая для всей федерации Советских республик» *. Однако 'эта централизация не исключает необходимой увязки контрольно-ревизионных органов с (соответствующими финансовыми органами. Между ними существует тесная координация три проведении контрольно-ревизионной работы.

В .целях дальнейшего усиления контроля за соблю­ дением финансовой дисциплины предприятиями, учреж-1

1 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 45, стр. 198.

23

дениями и организациями, за правильным и экономным расходованием ими как бюджетных, так и 'Собственных оредств и дальнейшего расширения прав республикан­ ских органов по 'контролю за 'исполнением государствен­ ного бюджета постановлением Совета Министров СССР

местные органы Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов СССР переданы в ведение ми­ нистерств финансов союзных республик.

Контрольно-ревизионные управления министерств финансов СССР и союзных республик возглавляются начальниками управления, утверждаемыми Советами Министров СССР и союзных республик по представле­ нию министров финансов. Руководство контрольно-реви­ зионной работой в АССР, краях, областях, в Москве, Ленинграде, Киеве осуществляется главными контроле- рами-ревизорами, которые назначаются начальником КРУ министерства финансов союзной республики. В сто­ лицах союзных республик и в городах с районным деле­ нием имеются старшие контролеры-ревизоры, а в круп­ ных районах и городах без районного деления — конт­ ролеры-ревизоры.

Основными задачами Контрольно-ревизионного уп­ равления Министерства финансов СССР и его республи­ канских и местных органов являются:

а) проверка соблюдения законов о бюджетных пра­ вах союзных и автономных республик как министер­ ствами и учреждениями СССР, так и республиканскими и местными органами;

б) контроль за правильным и экономным расходова­ нием бюджетных средств предприятиями, учреждениями

иорганизациями; в) контроль за исполнением государственного бюд­

жета министерствами, ведомствами и другими бюджет­

ными учреждёниями, а также хозяйственными организа­ циями и проверка выполнения обязательств перед бюд­ жетом;

г) проверка работы финансовых органов, органов Госстраха, сберегательных касс и кредитных учрежде­ ний по исполнению бюджета;

д) проверка соблюдения учреждениями Госбанка правил кассового исполнения государственного бюджета.

Кроме того, Контрольно-ревизионному управлению Министерства финансов СССР предоставлено право: про­

24


изводить ревизии и проверки финансовой деятельности в министерствах и ведомствах, государственных, коопе­ ративных и общественных организациях; в ревизуемых предприятиях и учреждениях проверять денежные доку­ менты, сметы и отчеты, наличие и правильность расхо­ дования материальных ценностей, а также получать от должностных лиц необходимые объяснения и справки по вопросам ревизии и проверок; давать отдельные пору­ чения КРУ министерств финансов союзных республик производить ревизии и проверки финансовой деятель­ ности предприятий и организаций союзного подчинения; получать от предприятий и учреждений необходимые данные, связанные с операциями ревизуемых предприя­ тий и учреждений; в процессе .проведения ревизий и про­ верок совместно с руководителями ревизуемых пред­ приятий и учреждений принимать необходимые меры к устранению выявленных нарушений финансовой дисцип­ лины. КРУ ставит в необходимых случаях .перед соответ­ ствующими министерствами или (руководителями выше­ стоящих организаций вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в этих нарушениях, или о передаче материалов органам народного контроля и следственным органам.

Между отдельными звеньями контрольно-ревизион­ ного аппарата Министерства финансов СССР установ­ лено следующее распределение ревизионных объектов:

1) КРУ Министерства финансов СССР ревизует ми­ нистерства и ведомства СССР, а также республиканские бюджеты союзных республик;

2) КРУ министерств финансов 'союзных республик ревизуют министерства и ведомства союзных республик, а также бюджеты автономных республик, краев и обла­

стей;

контролеры-ревизоры автономных республик

3)

округов,

краев и областей — республиканские, краевые,

окружные и областные учреждения, а также районные

бюджеты и бюджеты городов районного .подчинения;

4)

районные контролеры-ревизоры — районные уч­

реждения и сельские бюджеты.

Кроме того, контрольно-ревизионный аппарат союз­ ных и автономных республик, краев, областей и городов, имеющих районные деления, по поручениям вышестоя­ щих органов контроля проводит ревизии учреждений и

25


организаций союзного и республиканского значения, на­ ходящихся на территории республик, краев, областей и городов.

Внутриведомственный финансовый контроль

■В системе финансового контроля 'немаловажное зна­ чение .имеет внутриведомственный контроль, осуще­ ствляемый органами управления. Особенность этого вида финансового контроля состоит в том, что контроль­ ные функции выполняют непосредственно сами мини­ стерства, ведомства, управления и отделы исполкомов местных Советов депутатов трудящихся, руководящие хозяйственной деятельностью подведомственных им пред­ приятий и отвечающие за результаты их работы. В свя­ зи с этим внутриведомственным контролем, как правило, охватывается лишь круг предприятий, организаций и учреждений, подчиненных данному министерству, ведом­ ству или отделу исполкома местного Совета.

Вышестоящие ведомственные 'органы несут ответ­ ственность за организацию хозяйственной деятельности и за финансовое состояние подведомственных предприя­ тий, организаций и учреждений, а также за законность использования ими государственных средств. Они обя­ заны в своих подведомственных учреждениях и пред­ приятиях проводить полную документальную ревизию не менее одного раза в год.

Для осуществления внутриведомственного финансо­ вого контроля в министерствах, ведомствах и отделах исполкомов местных Советов в составе центральных или главных бухгалтерий организованы группы инспекторовревизоров. Эти ревизионные группы вышестоящего ве­ домства проверяют на местах состояние финансово-хо­ зяйственной деятельности подведомственных им пред­ приятий и учреждений.

Основными задачами внутриведомственного контроля являются:

1) проверка законности операций, производимых предприятиями, учреждениями и организациями;

2) борьба с расхищением социалистической соб­ ственности и незаконным расходованием денежных средств и материальных ценностей;

26

3)проверка организации бухгалтерского учета, от­ четности и его достоверности;

4)проверка правильности материального учета

складского хозяйства.

В связи с переводом предприятий на новые методы хозяйствования перед внутриведомственным контролем ставятся повышенные требования. В частности, при про­

верке соблюдения

финансово-бюджетной дисциплины

в процессе ревизии

изучаются эффективность перевода

предприятий на новые методы планирования и экономи­ ческого стимулирования, взаимоотношения предприятий с вышестоящим ведомством и бюджетом и т. д.

Представителям внутриведомственного финансового контроля —инспекторам-контролерам предоставлено пра­ во: требовать предъявления всех подлинных оправда­ тельных документов, книг, ведомостей и необходимых справок; запрашивать другие учреждения и организации по вопросам, связанным с деятельностью ревизуемого учреждения; получать от учреждений Госбанка и Строй­ банка оправки и документы о состоянии и движении рас­ четов, текущих или бюджетных счетов; осматривать на месте складское хозяйство, строительные и ремонтные работы я вносить предложения по устранению выявлен­ ных нарушений и недостатков.

Результаты проведения ревизии обобщаются в акте. По каждому акту вышестоящие ведомства обязаны .вы­ носить решение. В указанном решении или в приказе отмечаются конкретные факты нарушения финансовобюджетной дисциплины и мероприятия по устранению недостатков, а также взыскания, наложенные на винов­ ных лиц, допустивших нарушения финансово-бюджет­ ной дисциплины.

Органы внутриведомственного контроля свою работу проводят по годовым планам (с разбивкой по кварта­ лам и месяцам), утвержденным министерствами или ру­ ководителями вышестоящего учреждения или организа­ ции. Во избежание дублирования в работе планы про­ ведения ревизии внутриведомственного контроля согла­ суются с планами Контрольно-ревизионных управлений министерств финансов СССР и союзных республик, а также их местными органами.

Внутриведомственный финансовый контроль со дня организации проделал большую работу в области обес­

27


печения интересов государства, но в настоящее время он требует совершенствовани-я. В частности, самого при­ стального внимания заслуживают такие предложения, как улучшение подготовки квалифицированных кадров ревизоров-бухталтеров и упорядочение заработной платы работников ревизионного аппарата. Не везде еще про­ фессия ревизора пользуется заслуженным уважением, а результаты их труда не везде рассматриваются как весомый вклад вдело обеспечения охраны социалистиче­ ской собственности *.

Главные и старшие бухгалтера

В деле осуществления государственного контроля важная роль принадлежит главным (старшим) бухгал­ терам. Совет Министров СССР 6 ноября 1964 г. утвер­ дил новое Положение о главных (старших) бухгалтерах предприятий, учреждений и организаций. В этом доку­ менте четко определены нх права и обязанности, а также ответственность в области учета и контроля за сохран­ ностью общественной собственности, экономным и пра­ вильным расходованием государственных средств, со­ блюдением финансовой дисциплины и режима экономии-.

Положение о главных (-старших) бухгалтерах1госу­ дарственных, кооперативных, общественных учреждений, организаций м -предприятий предусматривает в -качестве их обязанностей осуществлять контроль:

а) за -правильным и -своевременным оформлением п-рие-ма и расхода сырья, материалов, топлива, готовых изделий, товаров и других ценностей, за -своевременным предъявлением претензий -к поставщикам за недостачу, брак, некомплектность и др.;

б) за своевременным проведением инвентаризации денежных средств, товарно-материальных и других цен­ ностей, основных средств, расчетов и обязательств;

в) за своевременным взысканием дебиторской и по­ гашением кредиторской задолженности;

г) за правильным расходованием фонда заработной платы, -начислением и выдачей всех -видов п-ремий, возна­ граждений я пособий, -соблюдением установленных шта­

1 См. Э. А. В о з н е с е н с к и й . Финансовый контроль в СССР. М , «Юридическая литература», 1973, стр. 86.

28

тов, должностных окладов, смет административно-хозяй­ ственных и других расходов, а также за соблюдением платежной я финансовой дисциплины;

д) за обоснованностью я законностью списания с бух­ галтерского баланса недостач, потерь, дебиторской за­ долженности и других средств;

е) за правильным и своевременным проведением я оформлением в установленном порядке переоценки то­ варно-материальных ценностей.

Назначение, увольнение и перемещение главного (старшего) бухгалтера производятся вышестоящей орга­ низацией по представлению руководителя предприятия или учреждения. Главные (старшие) бухгалтера, наряду с руководителями предприятий и учреждений, несут полную ответственность за соблюдение финансово-бюд­ жетной дисциплины, за правильное ведение бухгалтер­ ского учета и составление отчетности.

Все первичные оправдательные документы денеж­ ного, материального, имущественного, расчетного и кре­ дитного характера подписываются руководителем и глав­ ным (старшим) бухгалтером предприятия, учреждения

иорганизации.

Ведучае получения распоряжения, противоречащего закону, постановлениям правительства или установлен­ ному порядку ведения бухгалтерского учета и отчетности,

главный (старший) бухгалтер обязан до приведения его в исполнение письменно обратить внимание руководи­ теля, давшего распоряжение, на незаконность последнего. При получении письменного распоряжения главный или старший бухгалтер его исполняет с немедленным уве­ домлением об этом руководителя вышестоящей органи­ зации и Комитета народного контроля. В тех случаях, когда главный или старший бухгалтер получает распо­ ряжение совершить действие, наказуемое в уголовном порядке, он, не приводя его в исполнение, обязан немед­ ленно сообщить об этом руководителю вышестоящей ор­ ганизации и органам народного контроля.

Весьма важную роль главные бухгалтера играют в финансовых органах и кредитных учреждениях, где они принимают непосредственное участие в контроле за вы­ полнением финансовых и кредитных планов, исполнением бюджета, организацией учетно-операционной работы,