Файл: Алексеев, В. Н. Топлива и смазочные материалы для автомобилей-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
петля» не нужна. Едва ли может она принести авиатору существенную пользу. Гораздо важнее овладеть крутыми виражами и крутыми спиральными спусками, дающими возможность авиаторам спускаться с наибольшей точносстью».
Высказываются и иные суждения.
«Мертвую петлю» надо уметь делать, но не к чему превращать ее в цирковой номер...»
«Воздушный акробатизм — не более...» «... кто видел воздушные петли, тот инстинктивно
приобрел доверие к аэроплану...» Успехи русской авиации в 1913 г. пришлись как нель
зя кстати. В 1914 г., началась мировая война.
На страницах журналов и газет появляются первые некрологи — некрологи военных летчиков, павших в воз душных боях. И среди самых первых пал знаменитый «художник авиации» Петр Николаевич Нестеров. Осно воположник высшего пилотажа стал и первым в мире летчиком, применившим таранный удар в воздушном бою. «Гибель Нестерова ужасный удар, постигший нашу авиацию и русскую армию,— писал «Воздухоплава тель». — Этот скромный человек, первый в мире решив ший сделать «мертвую петлю» в воздухе на стареньком аппарате.., погиб смертью героя, уничтожив австрийский аппарат, подкравшийся к русским войскам»1.
Похоронам в Киеве на Аскольдовом холме «одного из величайших витязей воздушной стихии» были посвя щены специальные корреспонденции почти во всех газе тах и журналах.
Война подчинила себе все, в том числе и молодую авиацию. «Воздухоплаватель» констатирует: «Участие средств воздушного передвижения в войне — представ
1 «Воздухоплаватель», 1914, № 9, с. 573
101
ляющее пока что их главное назначение — совершенно поглотило собой все другие интересы в деле воздухопла вания». И далее: «Как на последнем серьезном практи ческом экзамене в настоящей мировой войне поверяются все предложения и опыты мирного времени и наглядно выясняется как сравнительная доброкачественность тех нического производства машин разных типов, так и сте пень подготовки личного состава»1.
Но война, стимулируя развитие авиационной техники, явно не способствовала изданию журналов. «Дело в том, что со времени объявления войны редакция оказалась в полной невозможности продолжать правильные выпус ки журнала,— оправдывалась, например, за неаккурат ный выпуск номеров накануне закрытия редакция жур нала «Аэро и автомобильная жизнь». — Большинство сотрудников так или иначе выбыли из строя, часть ушла на войну, иногородние лишились возможности во-время присылать свои корреспонденции, заграничные сотруд ники отпали сами собой»12. Аналогично обстояло дело и с большинством заграничных авиационных журналов».
Бремя военных лет выдержали лишь «Воздухоплава тель» и «Техника воздухоплавания». В 1916 г. в Одессе неожиданно появился журнал « З а р я а в и а ц и и » , рассчи танный, на массового читателя. Издатель — банкир Анатра, однако, неудачно выбрал редактора — старик И. М. Радецкий буквально запрудил все шесть вышед ших номеров своими кустарными, рифмованными под делками. Ни одной интересной статьи в «Заре авиации» напечатано не было.
Дольше всех протянул все же «Воздухоплаватель»,
1 «Воздухоплаватель», 1915, № 1, с. 49 2 «Аэро н автомобильная жизнь», 1914, № 15—19, с. 5
102
хотя и у него дела обстояли плохо. И без того малый тираж не расходился. В 1915 г. подписка «Воздухопла вателя» упала до 200 экземпляров. Журнал при таких условиях мог издаваться только с помощью субсидий от казны. Ему как «полезному пособию для библиотек во инских частей» в 1915 г. было выдано пять тысяч рублей. В ходатайстве перед военным ведомством о субсидии на следующий год, в частности, говорилось: «При общей бедности у нас в России технической литературы вооб ще, а по части авиации и воздухоплавания в особеннос ти —• издание этого журнала принесло несомненную пользу...» 1
Но субсидии не могли спасти чахнущее издание. Книжки журнала становятся все тоньше, все менее ин
тересны |
и все чаще выходят |
сдвоенными |
выпусками в |
|
малом объеме. К основной части, занятой |
«летописью |
|||
войны», |
добавлялись еще |
две .переводных |
ста |
|
тьи — этим исчерпывалось |
содержание |
номеров |
за |
|
1916 г. |
|
|
|
|
Из «летописи войны» можно было узнать о ходе опе раций в воздухе на всем театре военных действий. Сооб щалось, в частности, что «со времени начала войны...
аэропланы удвоили свою скорость и учетверили вес под нимаемого ими полезного груза». Выпуск сдвоенных но меров (3—4) в апреле 1917 г. оказался последним.
«Воздухоплаватель» был самым первым русским журналом, со страниц которого прозвучал призыв к ос воению воздушного океана, и именно на его страницах запечатлены самые последние авиационные события до революционной России. Он остановился у порога новой жизни страны.
1 ЦГИА СССР, 1915, ф. № 1276, оп. № 11, дело № 1423
103
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
|
с т р . |
ОТ АВТОРА |
|
3 |
Д Е РЗА Н И Е |
|
5 |
НА В О ЗД У Ш Н О Е Ш АРЕ (1783-1880 гг.) |
' |
>0 |
П ЕРВ Ы Й РУССКИ Й Ж У РН А Л ПО ВО ЗДУХОПЛАВАНИЮ (1880-1883 гг.) |
31 |
|
Л Е ТО П И С Ь ПОИСКА (1883-1904 гг.) |
|
41 |
А ЭРО П ЛА Н Ы И Ж У РН А Л Ы , ИМ П О СВ Я Щ ЕН Н Ы Е |
(1904-1917 гг) |
50 |
Валерий Евгеньевич Санков
У ИСТОКОВ АВИАЦИИ
Р едактор и здательства редактор
Е . П . К о р с у и .
И . Л . Ю д и н а .
Х удож ник Корректор
Е . |
Г . |
Ш у б е н ц о в . Технический |
Е . |
И . |
К а р н а у х . |
С дано в |
набор |
24/XI-1975 |
г. П одписано |
к печати 13/IV-1976 г. |
Т-08907. Ф ормат |
||||||
70X108V32. Б ум ага № 1. Уел. печ. л. |
4,55. |
Уч.-нзд. л. 4,32. |
Ц ена |
14 коп. Тираж |
|||||||
|
|
|
3000 экз. |
И зд . |
зак . 630. |
|
|
|
|||
И здательство «М аш иностроение», 107885 |
М осква, |
Б-78, |
1-й |
Басм анны й пер., 3. |
|||||||
Белоцерковская |
книж ная |
ф абри ка |
республиканского |
производственного объ |
|||||||
единения «Пол1графкнига» Государственного ком итета |
Совета М инистров УССР |
||||||||||
по делам |
издательств, |
полиграфии |
и |
книж ной |
торговли, ул. К. М аркса, 4. |
||||||
|
|
|
З а к . |
№ |
|
522. |
|
|
|
|