Файл: Алексеев, В. Н. Топлива и смазочные материалы для автомобилей-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

петля» не нужна. Едва ли может она принести авиатору существенную пользу. Гораздо важнее овладеть крутыми виражами и крутыми спиральными спусками, дающими возможность авиаторам спускаться с наибольшей точносстью».

Высказываются и иные суждения.

«Мертвую петлю» надо уметь делать, но не к чему превращать ее в цирковой номер...»

«Воздушный акробатизм — не более...» «... кто видел воздушные петли, тот инстинктивно

приобрел доверие к аэроплану...» Успехи русской авиации в 1913 г. пришлись как нель­

зя кстати. В 1914 г., началась мировая война.

На страницах журналов и газет появляются первые некрологи — некрологи военных летчиков, павших в воз­ душных боях. И среди самых первых пал знаменитый «художник авиации» Петр Николаевич Нестеров. Осно­ воположник высшего пилотажа стал и первым в мире летчиком, применившим таранный удар в воздушном бою. «Гибель Нестерова ужасный удар, постигший нашу авиацию и русскую армию,— писал «Воздухоплава­ тель». — Этот скромный человек, первый в мире решив­ ший сделать «мертвую петлю» в воздухе на стареньком аппарате.., погиб смертью героя, уничтожив австрийский аппарат, подкравшийся к русским войскам»1.

Похоронам в Киеве на Аскольдовом холме «одного из величайших витязей воздушной стихии» были посвя­ щены специальные корреспонденции почти во всех газе­ тах и журналах.

Война подчинила себе все, в том числе и молодую авиацию. «Воздухоплаватель» констатирует: «Участие средств воздушного передвижения в войне — представ­

1 «Воздухоплаватель», 1914, № 9, с. 573

101

ляющее пока что их главное назначение — совершенно поглотило собой все другие интересы в деле воздухопла­ вания». И далее: «Как на последнем серьезном практи­ ческом экзамене в настоящей мировой войне поверяются все предложения и опыты мирного времени и наглядно выясняется как сравнительная доброкачественность тех­ нического производства машин разных типов, так и сте­ пень подготовки личного состава»1.

Но война, стимулируя развитие авиационной техники, явно не способствовала изданию журналов. «Дело в том, что со времени объявления войны редакция оказалась в полной невозможности продолжать правильные выпус­ ки журнала,— оправдывалась, например, за неаккурат­ ный выпуск номеров накануне закрытия редакция жур­ нала «Аэро и автомобильная жизнь». — Большинство сотрудников так или иначе выбыли из строя, часть ушла на войну, иногородние лишились возможности во-время присылать свои корреспонденции, заграничные сотруд­ ники отпали сами собой»12. Аналогично обстояло дело и с большинством заграничных авиационных журналов».

Бремя военных лет выдержали лишь «Воздухоплава­ тель» и «Техника воздухоплавания». В 1916 г. в Одессе неожиданно появился журнал « З а р я а в и а ц и и » , рассчи­ танный, на массового читателя. Издатель — банкир Анатра, однако, неудачно выбрал редактора — старик И. М. Радецкий буквально запрудил все шесть вышед­ ших номеров своими кустарными, рифмованными под­ делками. Ни одной интересной статьи в «Заре авиации» напечатано не было.

Дольше всех протянул все же «Воздухоплаватель»,

1 «Воздухоплаватель», 1915, № 1, с. 49 2 «Аэро н автомобильная жизнь», 1914, № 15—19, с. 5

102


хотя и у него дела обстояли плохо. И без того малый тираж не расходился. В 1915 г. подписка «Воздухопла­ вателя» упала до 200 экземпляров. Журнал при таких условиях мог издаваться только с помощью субсидий от казны. Ему как «полезному пособию для библиотек во­ инских частей» в 1915 г. было выдано пять тысяч рублей. В ходатайстве перед военным ведомством о субсидии на следующий год, в частности, говорилось: «При общей бедности у нас в России технической литературы вооб­ ще, а по части авиации и воздухоплавания в особеннос­ ти —• издание этого журнала принесло несомненную пользу...» 1

Но субсидии не могли спасти чахнущее издание. Книжки журнала становятся все тоньше, все менее ин­

тересны

и все чаще выходят

сдвоенными

выпусками в

малом объеме. К основной части, занятой

«летописью

войны»,

добавлялись еще

две .переводных

ста­

тьи — этим исчерпывалось

содержание

номеров

за

1916 г.

 

 

 

 

Из «летописи войны» можно было узнать о ходе опе­ раций в воздухе на всем театре военных действий. Сооб­ щалось, в частности, что «со времени начала войны...

аэропланы удвоили свою скорость и учетверили вес под­ нимаемого ими полезного груза». Выпуск сдвоенных но­ меров (3—4) в апреле 1917 г. оказался последним.

«Воздухоплаватель» был самым первым русским журналом, со страниц которого прозвучал призыв к ос­ воению воздушного океана, и именно на его страницах запечатлены самые последние авиационные события до­ революционной России. Он остановился у порога новой жизни страны.

1 ЦГИА СССР, 1915, ф. № 1276, оп. № 11, дело № 1423

103

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

с т р .

ОТ АВТОРА

 

3

Д Е РЗА Н И Е

 

5

НА В О ЗД У Ш Н О Е Ш АРЕ (1783-1880 гг.)

'

>0

П ЕРВ Ы Й РУССКИ Й Ж У РН А Л ПО ВО ЗДУХОПЛАВАНИЮ (1880-1883 гг.)

31

Л Е ТО П И С Ь ПОИСКА (1883-1904 гг.)

 

41

А ЭРО П ЛА Н Ы И Ж У РН А Л Ы , ИМ П О СВ Я Щ ЕН Н Ы Е

(1904-1917 гг)

50

Валерий Евгеньевич Санков

У ИСТОКОВ АВИАЦИИ

Р едактор и здательства редактор

Е . П . К о р с у и .

И . Л . Ю д и н а .

Х удож ник Корректор

Е .

Г .

Ш у б е н ц о в . Технический

Е .

И .

К а р н а у х .

С дано в

набор

24/XI-1975

г. П одписано

к печати 13/IV-1976 г.

Т-08907. Ф ормат

70X108V32. Б ум ага № 1. Уел. печ. л.

4,55.

Уч.-нзд. л. 4,32.

Ц ена

14 коп. Тираж

 

 

 

3000 экз.

И зд .

зак . 630.

 

 

 

И здательство «М аш иностроение», 107885

М осква,

Б-78,

1-й

Басм анны й пер., 3.

Белоцерковская

книж ная

ф абри ка

республиканского

производственного объ ­

единения «Пол1графкнига» Государственного ком итета

Совета М инистров УССР

по делам

издательств,

полиграфии

и

книж ной

торговли, ул. К. М аркса, 4.

 

 

 

З а к .

 

522.