Файл: Алексеев, В. Н. Топлива и смазочные материалы для автомобилей-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
В* €.Сакков
У истокоб авиации
ВОЗДУХОПЛЯВДНИЕ
идвидция
ВРУССКОЙ
ЖУРНДЛИСТЙКЕ
Москва Машиностроение 1976
УДК 629.73(093.3)
Санков В. Е. У истоков авиации. М., «Машиностроение», 1976.
104с.
Вкниге в популярной форме рассказано о зарождении и развитии авиации в дореволюционной России. Особое внимание
уделено работам в области авиации А. Ф. Можайского, Д. И. Менделеева, Н. Е. ЖукОвского и К. Э. Циолковского, а также полетам первых русских летчиков.
Книга предназначена, для широкого круга читателей.
пу-'дичнаЬ ! дыучно-тех^ичес^аа £
30101—402
С БЗ-56-04-75
038(01)-76
© Издательство «Машиностроение», 1976 г.
«Описывай, не мудрствуя лукаво, Все то, чему свидетель жизни будешь.»
(А. Пушкин)
ОТ АВТОРА
Мы нс мыслим своей жизни без прессы — газет, жур налов. Хорошая статья, интересная корреспонденция на долго оседают в нашей памяти, становятся частицей зна ний о жизни, людях и их труде. Однако, проходит день, месяц, теряет «свежесть» вчерашний номер. Он уходит на покой —г в подшивки библиотек и читальных залов. Желтеет от времени. Но, как бы забытый всеми, номер этот в глазах историка становится бесценным докумен том духовной жизни общества.
Листая старые подшивки — вековой, а то и двухвеко вой давности — как бы заново проходишь путь челове чества, путь борьбы за совершенные формы устройства общества, путь постижения истины в науке. Многое, осо бенно в области научных и технических открытий, кажет ся сегодня наивным, многое, принимавшееся когда-то за откровение, отметено временем как явление случайное, суждение поверхностное. О некоторых действительно выдающихся событиях и открытиях в науке и технике говорилось скороговоркой или не упоминалось в печати вообще. Но «пробелы», как и неумеренные восторги,— приметы времени. Факты отражали и комментировали современники происходившего — в этом ценность старых
3
статей, сохранивших навечно не только волнение пере житых событий, но и зафиксировавших уровень тогдаш них знаний, горизонты мышления.
Покорение людьми воздуха, создание летательных ап паратов — одна из самых дерзновенных и романтических страниц истории человечества.
Овладение воздушным пространством требовало не только энтузиазма и объединения людей, одержимых единой идеей, а еще и высокого технического потенциа ла, необходимой суммы выработанных и проверенных на опыте знаний. Это процесс нс месяца и не года. На это ушли столетия.
Официальный взгляд на возможность управляемого воздушного полета очень долго был в России пессимесгичен. Но прогрессивно мыслящие люди не теряли веры в успех. Они считали своим долгом всеми силами про пагандировать идеи воздухоплавания, стимулировать их
развитие.
Анализируя материалы отдельных русских газет и журналов, прослеживая по ним путь зарождения и раз вития отечественной авиации, можно уяснить роль про паганды идей воздушных сообщений в этом процессе.
В. Е. Санков
«Природа мать ему дала Два мощных, два живых крыла. А я здесь в поте и пыли,
Я, царь земли, прирос к земли...»
(Ф. Тютчев)
ДЕРЗАНИЕ
Вы помните этот средневековый вопль человека, вдруг оторвавшегося от земли, парящего над ней, подоб но птице, из фильма «Андрей Рублев»? «Ле-тю-ю!» Вопль, в котором восторг заглушен испугом, радость — неверием в случившееся... Долго, ох как долго вынаши вал человек эту мечту.
Воздушный простор не мог нс манить к себе людей. На земле столько препятствий — болота, горы, непро ходимые леса. А воздух просторен. И как завидна участь птицы! Люди мечтали обрести крылья. Подтверждение тому и древняя греческая легенда о Дедале и его сыне Икаре, изготовивших крылья из перьев, скрепленных воском. Икар пренебрег предупреждением отца и под нялся слишком близко к солнцу. Воск растаял, он упал...
Осуществить мечту о полетах пытались и в глубокой древности, и в эпоху возрождения. Так, философ и ма тематик Архитас. Терентский, живший в IV веке до it. э.,
5
сумел по свидетельству историков, построить летавший механический голубь, а гениальный Леонардо да Винчи оставил рисунки с конструкцией аппарата, при помощи которого он хотел дать человеку возможность летать.
Предпринимали попытки преодолеть силу тяжести, подняться в воздух и люди древней Руси. Стремление подражать птице нашло отражение в многочисленных русских сказках, легендах, былинах (о Коньке-Горбун- ке, ковре-самолете и т. д.). До нас дошли и прямые сви детельства дерзких помыслов русского человека. Людей, их нам оставивших, можно считать первыми репортера ми, что стояли у истоков величайшего завоевания человечества — покорения воздуха.
В русских журналах приводился рассказ (мнения ученых о его достоверности расходятся — В. С.), о том, что в XVI веке в царствование Ивана Грозного некий «смерд Никитка боярского сына Лупатова холоп» совер шил якобы на Александровской слободе в присутст вии царя и публики несколько удачных подъемов при помощи какой-то машины наподобие птичьих крыльев. Окончилась, по преданию, эта затея очень скверно. По следовал приказ: «Человек не птица, крыльев не имеет. Аще же приставит себе аки крылья деревянные,— против естества творит. То не Божье дело, а'от нечистой силы. За сие дружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову. Тело окаянного пса смердящего бросить свиньям па съедение. А выдумку, аки дьявольскою помощью сна ряженную, после божественной литургии огнем сжечь».1
Такие меры могли отбить охоту к эксперименту и у самых страстных изобретателей. Но человек не уны вал. Он ждал, вынашивал замыслы и снова пробовал.
1 «Нива», 1910, № 43, с. 747.
6
«1695 год. Апреля 30. Деланы были неким крестьяни ном крылья слюдяные. Стали 18 рублей. После сделаны крылья иршеныя в Москве — стали 5 рублей»1.
Есть об этом событии и подробный рассказ в «Днев ных записках Желябужского с 1682 по 2 июля 1709 года»: «Тогож апреля в 30 день закричал мужик караул, и сказал за собой Государево слово, и приведен в стре лецкий приказ, и распрашиван, а в распросе сказал, что он сделав крылья, станет летать, как журавль. И по ука зу Великих Государей, сделал себе крылья слюдяные, а стали те крылья в 18 рублев из государевой казны. И боярин князь Иван Борисович Троекуров с товарища ми и с иными прочими, вышед стал смотреть: и тот мужик те крылья устроя, по своей обыкности перекрес тился, и стал мехи надымать, и хотел лететь, да не под нялся, и сказал, что он те крылья сделал тяжелы. И бо ярин на него кручинился, и тот мужик бил челом, чтоб ему сделать другие крылья иршенные; и на тех не поле тел, а другие крылья стали в 5 рублев. И за то ему учи нено наказание: бит батоги снем рубашку, и те деньги велено доправить на нем и продать животы ево и остатки.»
Летописные свидетельства и предания о воздушном летании в России особенно часто и охотно приводились в печати 1900-х годов, когда первые дирижабли и аэро планы пробудили интерес к истории завоевания воздуха. Историк А. А. Родных, занимавшийся в те годы изуче нием этого вопроса, неоднократно обращался к рукописи А. И. Сулакадзева «О воздушном летании в России с 906 лета по Р. X.», найденной в 1908 году в частной биб лиотеке Я- Ф. Березина-Ширяева. Рукопись составлена была по древним летописям, коллекционированием ко
1 Собрание записок Чуменского. СПб., 1787, т. VII, с. 129.
8
торых увлекался автор. Особенно заинтересовывал факт, взятый Сулакадзевым якобы из записок Боголепова:
«1731 года в Рязани при воеводе подъячем Нерехтец Крякутный фувин сделал, как мяч большой, надул ды мом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в нее и нечистая сила подняла его выше березы и после уда рила о колокольню, но он уцепился за веревку, чем зво нят, и остался тако жив. Его выгнали из города, он ушел в Москву, а хотели закопать живого в землю или сжечь.»1
Цитируя эту и другие записи А. Родных писал, что они обидны для русского самолюбия. Мол, русский изоб рел воздушный шар на полвека раньше француза, но его чуть не сожгли, а первого изобретателя крыльев после неудачного опыта били батогами.
Патриотические чувства заглушали критическое чу тье историка: его не смущали ни помарки, ни исправле ния в тексте о полете Крякутного. Доверчивость эта тем более удивительна, что А. И. Сулакадзев еще при жизни имел репутацию тщеславного выдумщика «новых» фак тов в истории древности, подделыцика рукописей.»12
Кто, где и как первым поднялся в воздух научно отве тить невозможно. Приоритет у французов может оспари вать не только Россия, но и Португалия, Китай... Идея воздушного полета и ее реализация зрела, очевидно, од новременно у многих народов. Впервые же о полете чело века на воздушном шаре русскому читателю сообщила газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1783 г.
1 «Нива», 1910, № 43, с. 747.
2 О А. И. Сулакадзеве и его подделках можно прочесть в работах А. Н. Пыпина «Подделки рукописей и народных песен» (Памятники древней письменности. СПб., 1898, № 127) и М. Н. Сперанского «Рус ские подделки рукописей в начале XIX века» (Проблемы источникове дения, М., 1956, вып. 5).
«О, верю! Мы повсюду бросим сети Средь мировых неистощимых вод. Пред будущим теперь мы только дети Он наш, он наш, лазурный небосвод!»
(К. Бальмонт)
НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ (1783—1880 гг.)
Точнее, «Санкт-Петербургские ведомости» в ноябре 1783 г. сообщили не о самом полете воздушного шара во Франции, а о книге, поступившей в магазин на Мойке предприимчивого француза Далгрена. Он и дал в газету объявление о новинке, изданной сразу на трех языках — французском, немецком и русском. «Рассуждение о ша рах, горючим веществом наполненных и по воздуху ле тающих или воздухоносных, изобретенных Монгольфье ром в Париже, с рисунком» —■полное название первой в России книжки о воздушных шарах, имевшей успех и быстро раскупавшейся.
О братьях Монгольфье с тех пор писали ib России много и часто. Владельцы бумажной фабрики в малень ком городе Анонэ, братья, заинтересовавшись той силой, что влечет дым вверх, стали делать сначала опыты с не большими бумажными шарами. В июне 1783 г. «Напол-
Ю
ненные дымом два шара они пустили близ Анонэ. Не ожиданный успех был наградой братьям. Шары, один побольше, другой поменьше, поднялись на значительную высоту. Монгольфье пригласили весь город на это зрели ще и поразили всех своим изобретением.»1
Вскоре после этого было получено приказание короля произвести опыт в Версале в его присутствии. В сентябре того же года в торжественной обстановке, при востор женных криках народа и залпах ружейных выстрелов шар с корзиной, в которую были посажены овца, петух и утка, поднялся в воздух, а затем благополучно опус тился.
Газеты быстро разнесли весть по Европе. А через два месяца поднялись на шаре первые люди. Любопытно, что король долго не соглашался на это, боясь за участь астронавтов. Он предлагал пустить для пробы кого-либо из приговоренных к казни, обещая им свободу, если воз вратятся на землю невредимыми. Только настойчивые просьбы увлекшегося этим делом Пилатра де Розье, не допускавшего мысли, что преступники откроют для чело вечества путь в воздух, сломили сомнения Людови ка XVI. Полет был назначен, и де Розье с другом марки зом д’Арландом 21 ноября 1783 г. открыли эру воздухо плавания. А вслед за ними на «монгольфьере» в воздух поднялся французский ученый Шарль, применивший вместо дыма водород — газ более легкий, чем воздух...
«Монгольфье сделались знамениты; составилась на циональная подписка на поднесение им золотой медали. Людовик XVI назначил Жозефу пожизненную пенсию в 1000 ливров в год, Стефану дал орден св. Михаила, ста рику Монгольфье — дворянское достоинство. По прика
1 «Нива», 1910, № 29, с. 517
И