Файл: Алексеев, В. Н. Топлива и смазочные материалы для автомобилей-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В* €.Сакков

У истокоб авиации

ВОЗДУХОПЛЯВДНИЕ

идвидция

ВРУССКОЙ

ЖУРНДЛИСТЙКЕ

Москва Машиностроение 1976

УДК 629.73(093.3)

Санков В. Е. У истоков авиации. М., «Машиностроение», 1976.

104с.

Вкниге в популярной форме рассказано о зарождении и развитии авиации в дореволюционной России. Особое внимание

уделено работам в области авиации А. Ф. Можайского, Д. И. Менделеева, Н. Е. ЖукОвского и К. Э. Циолковского, а также полетам первых русских летчиков.

Книга предназначена, для широкого круга читателей.

пу-'дичнаЬ ! дыучно-тех^ичес^аа £

30101—402

С БЗ-56-04-75

038(01)-76

© Издательство «Машиностроение», 1976 г.

«Описывай, не мудрствуя лукаво, Все то, чему свидетель жизни будешь.»

(А. Пушкин)

ОТ АВТОРА

Мы нс мыслим своей жизни без прессы — газет, жур­ налов. Хорошая статья, интересная корреспонденция на­ долго оседают в нашей памяти, становятся частицей зна­ ний о жизни, людях и их труде. Однако, проходит день, месяц, теряет «свежесть» вчерашний номер. Он уходит на покой —г в подшивки библиотек и читальных залов. Желтеет от времени. Но, как бы забытый всеми, номер этот в глазах историка становится бесценным докумен­ том духовной жизни общества.

Листая старые подшивки — вековой, а то и двухвеко­ вой давности — как бы заново проходишь путь челове­ чества, путь борьбы за совершенные формы устройства общества, путь постижения истины в науке. Многое, осо­ бенно в области научных и технических открытий, кажет­ ся сегодня наивным, многое, принимавшееся когда-то за откровение, отметено временем как явление случайное, суждение поверхностное. О некоторых действительно выдающихся событиях и открытиях в науке и технике говорилось скороговоркой или не упоминалось в печати вообще. Но «пробелы», как и неумеренные восторги,— приметы времени. Факты отражали и комментировали современники происходившего — в этом ценность старых

3

статей, сохранивших навечно не только волнение пере­ житых событий, но и зафиксировавших уровень тогдаш­ них знаний, горизонты мышления.

Покорение людьми воздуха, создание летательных ап­ паратов — одна из самых дерзновенных и романтических страниц истории человечества.

Овладение воздушным пространством требовало не только энтузиазма и объединения людей, одержимых единой идеей, а еще и высокого технического потенциа­ ла, необходимой суммы выработанных и проверенных на опыте знаний. Это процесс нс месяца и не года. На это ушли столетия.

Официальный взгляд на возможность управляемого воздушного полета очень долго был в России пессимесгичен. Но прогрессивно мыслящие люди не теряли веры в успех. Они считали своим долгом всеми силами про­ пагандировать идеи воздухоплавания, стимулировать их

развитие.

Анализируя материалы отдельных русских газет и журналов, прослеживая по ним путь зарождения и раз­ вития отечественной авиации, можно уяснить роль про­ паганды идей воздушных сообщений в этом процессе.

В. Е. Санков


«Природа мать ему дала Два мощных, два живых крыла. А я здесь в поте и пыли,

Я, царь земли, прирос к земли...»

(Ф. Тютчев)

ДЕРЗАНИЕ

Вы помните этот средневековый вопль человека, вдруг оторвавшегося от земли, парящего над ней, подоб­ но птице, из фильма «Андрей Рублев»? «Ле-тю-ю!» Вопль, в котором восторг заглушен испугом, радость — неверием в случившееся... Долго, ох как долго вынаши­ вал человек эту мечту.

Воздушный простор не мог нс манить к себе людей. На земле столько препятствий — болота, горы, непро­ ходимые леса. А воздух просторен. И как завидна участь птицы! Люди мечтали обрести крылья. Подтверждение тому и древняя греческая легенда о Дедале и его сыне Икаре, изготовивших крылья из перьев, скрепленных воском. Икар пренебрег предупреждением отца и под­ нялся слишком близко к солнцу. Воск растаял, он упал...

Осуществить мечту о полетах пытались и в глубокой древности, и в эпоху возрождения. Так, философ и ма­ тематик Архитас. Терентский, живший в IV веке до it. э.,

5

сумел по свидетельству историков, построить летавший механический голубь, а гениальный Леонардо да Винчи оставил рисунки с конструкцией аппарата, при помощи которого он хотел дать человеку возможность летать.

Предпринимали попытки преодолеть силу тяжести, подняться в воздух и люди древней Руси. Стремление подражать птице нашло отражение в многочисленных русских сказках, легендах, былинах (о Коньке-Горбун- ке, ковре-самолете и т. д.). До нас дошли и прямые сви­ детельства дерзких помыслов русского человека. Людей, их нам оставивших, можно считать первыми репортера­ ми, что стояли у истоков величайшего завоевания человечества — покорения воздуха.

В русских журналах приводился рассказ (мнения ученых о его достоверности расходятся — В. С.), о том, что в XVI веке в царствование Ивана Грозного некий «смерд Никитка боярского сына Лупатова холоп» совер­ шил якобы на Александровской слободе в присутст­ вии царя и публики несколько удачных подъемов при помощи какой-то машины наподобие птичьих крыльев. Окончилась, по преданию, эта затея очень скверно. По­ следовал приказ: «Человек не птица, крыльев не имеет. Аще же приставит себе аки крылья деревянные,— против естества творит. То не Божье дело, а'от нечистой силы. За сие дружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову. Тело окаянного пса смердящего бросить свиньям па съедение. А выдумку, аки дьявольскою помощью сна­ ряженную, после божественной литургии огнем сжечь».1

Такие меры могли отбить охоту к эксперименту и у самых страстных изобретателей. Но человек не уны­ вал. Он ждал, вынашивал замыслы и снова пробовал.

1 «Нива», 1910, № 43, с. 747.

6


«1695 год. Апреля 30. Деланы были неким крестьяни­ ном крылья слюдяные. Стали 18 рублей. После сделаны крылья иршеныя в Москве — стали 5 рублей»1.

Есть об этом событии и подробный рассказ в «Днев­ ных записках Желябужского с 1682 по 2 июля 1709 года»: «Тогож апреля в 30 день закричал мужик караул, и сказал за собой Государево слово, и приведен в стре­ лецкий приказ, и распрашиван, а в распросе сказал, что он сделав крылья, станет летать, как журавль. И по ука­ зу Великих Государей, сделал себе крылья слюдяные, а стали те крылья в 18 рублев из государевой казны. И боярин князь Иван Борисович Троекуров с товарища­ ми и с иными прочими, вышед стал смотреть: и тот мужик те крылья устроя, по своей обыкности перекрес­ тился, и стал мехи надымать, и хотел лететь, да не под­ нялся, и сказал, что он те крылья сделал тяжелы. И бо­ ярин на него кручинился, и тот мужик бил челом, чтоб ему сделать другие крылья иршенные; и на тех не поле­ тел, а другие крылья стали в 5 рублев. И за то ему учи­ нено наказание: бит батоги снем рубашку, и те деньги велено доправить на нем и продать животы ево и остатки.»

Летописные свидетельства и предания о воздушном летании в России особенно часто и охотно приводились в печати 1900-х годов, когда первые дирижабли и аэро­ планы пробудили интерес к истории завоевания воздуха. Историк А. А. Родных, занимавшийся в те годы изуче­ нием этого вопроса, неоднократно обращался к рукописи А. И. Сулакадзева «О воздушном летании в России с 906 лета по Р. X.», найденной в 1908 году в частной биб­ лиотеке Я- Ф. Березина-Ширяева. Рукопись составлена была по древним летописям, коллекционированием ко­

1 Собрание записок Чуменского. СПб., 1787, т. VII, с. 129.

8

торых увлекался автор. Особенно заинтересовывал факт, взятый Сулакадзевым якобы из записок Боголепова:

«1731 года в Рязани при воеводе подъячем Нерехтец Крякутный фувин сделал, как мяч большой, надул ды­ мом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в нее и нечистая сила подняла его выше березы и после уда­ рила о колокольню, но он уцепился за веревку, чем зво­ нят, и остался тако жив. Его выгнали из города, он ушел в Москву, а хотели закопать живого в землю или сжечь.»1

Цитируя эту и другие записи А. Родных писал, что они обидны для русского самолюбия. Мол, русский изоб­ рел воздушный шар на полвека раньше француза, но его чуть не сожгли, а первого изобретателя крыльев после неудачного опыта били батогами.

Патриотические чувства заглушали критическое чу­ тье историка: его не смущали ни помарки, ни исправле­ ния в тексте о полете Крякутного. Доверчивость эта тем более удивительна, что А. И. Сулакадзев еще при жизни имел репутацию тщеславного выдумщика «новых» фак­ тов в истории древности, подделыцика рукописей.»12

Кто, где и как первым поднялся в воздух научно отве­ тить невозможно. Приоритет у французов может оспари­ вать не только Россия, но и Португалия, Китай... Идея воздушного полета и ее реализация зрела, очевидно, од­ новременно у многих народов. Впервые же о полете чело­ века на воздушном шаре русскому читателю сообщила газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1783 г.

1 «Нива», 1910, № 43, с. 747.

2 О А. И. Сулакадзеве и его подделках можно прочесть в работах А. Н. Пыпина «Подделки рукописей и народных песен» (Памятники древней письменности. СПб., 1898, № 127) и М. Н. Сперанского «Рус­ ские подделки рукописей в начале XIX века» (Проблемы источникове­ дения, М., 1956, вып. 5).



«О, верю! Мы повсюду бросим сети Средь мировых неистощимых вод. Пред будущим теперь мы только дети Он наш, он наш, лазурный небосвод!»

(К. Бальмонт)

НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ (1783—1880 гг.)

Точнее, «Санкт-Петербургские ведомости» в ноябре 1783 г. сообщили не о самом полете воздушного шара во Франции, а о книге, поступившей в магазин на Мойке предприимчивого француза Далгрена. Он и дал в газету объявление о новинке, изданной сразу на трех языках — французском, немецком и русском. «Рассуждение о ша­ рах, горючим веществом наполненных и по воздуху ле­ тающих или воздухоносных, изобретенных Монгольфье­ ром в Париже, с рисунком» —■полное название первой в России книжки о воздушных шарах, имевшей успех и быстро раскупавшейся.

О братьях Монгольфье с тех пор писали ib России много и часто. Владельцы бумажной фабрики в малень­ ком городе Анонэ, братья, заинтересовавшись той силой, что влечет дым вверх, стали делать сначала опыты с не­ большими бумажными шарами. В июне 1783 г. «Напол-

Ю

ненные дымом два шара они пустили близ Анонэ. Не­ ожиданный успех был наградой братьям. Шары, один побольше, другой поменьше, поднялись на значительную высоту. Монгольфье пригласили весь город на это зрели­ ще и поразили всех своим изобретением.»1

Вскоре после этого было получено приказание короля произвести опыт в Версале в его присутствии. В сентябре того же года в торжественной обстановке, при востор­ женных криках народа и залпах ружейных выстрелов шар с корзиной, в которую были посажены овца, петух и утка, поднялся в воздух, а затем благополучно опус­ тился.

Газеты быстро разнесли весть по Европе. А через два месяца поднялись на шаре первые люди. Любопытно, что король долго не соглашался на это, боясь за участь астронавтов. Он предлагал пустить для пробы кого-либо из приговоренных к казни, обещая им свободу, если воз­ вратятся на землю невредимыми. Только настойчивые просьбы увлекшегося этим делом Пилатра де Розье, не допускавшего мысли, что преступники откроют для чело­ вечества путь в воздух, сломили сомнения Людови­ ка XVI. Полет был назначен, и де Розье с другом марки­ зом д’Арландом 21 ноября 1783 г. открыли эру воздухо­ плавания. А вслед за ними на «монгольфьере» в воздух поднялся французский ученый Шарль, применивший вместо дыма водород — газ более легкий, чем воздух...

«Монгольфье сделались знамениты; составилась на­ циональная подписка на поднесение им золотой медали. Людовик XVI назначил Жозефу пожизненную пенсию в 1000 ливров в год, Стефану дал орден св. Михаила, ста­ рику Монгольфье — дворянское достоинство. По прика­

1 «Нива», 1910, № 29, с. 517

И