Файл: Алексеев, В. Н. Топлива и смазочные материалы для автомобилей-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

занию короля в герб Монгольфье были вписаны слова «Так идут к звездам»...1

Но вернемся в Россию. Поскольку к книжке, прода­ вавшейся в магазине Далгрена, был приложен рисунок, изображавший воздушный шар, то сразу нашлись и под­ ражатели. Шар клеили из бумаги. К горловине крепили горящую вату, дым заполнял объем — шар устремлялся в небо.

И. Киреевский в статье «Опыт критической истории воздухоплавания», опубликованной в «Учено-литератур­ ном журнале «Москвитянин»12, рассказывает, что пример тому невольно подала сама Екатерина II.

В день именин императрицы, 24 ноября 1783 г., кроме обычной иллюминации и фейерверка, ради забавы был пущен в воздух и маленький шар диаметром полтора фута. Забава приобрела популярность. «Московские ве­ домости» в марте 1784 г. писали, что 19 числа в Москве был пущен «французом Менилем воздушный шар, кото­ рый имел окружность 6 сажен и 1 аршин с вершками, а вышины в 8 с половиной аршин»3. В течение двух с по­ ловиной часов шар «отстоял от земли на 1500 сажен» и благополучно спустился в 27 км от Москвы.

Но была и обратная сторона у веселой новинки: воз­ душные шары не исчезали, а возвращались на землю, и очень часто еще не потухшая вата падала на деревянные крыши построек. Участились пожары. 4 апреля Екатери­ на II подписывает Высочайший указ о запрещении пус­ кать воздушные шары. Но наверное не только пожары были причиной нерасположения императрицы к открытию

1

«Нива», 1910, № 29. с. 517

2

«Москвнтяшш», 1855, т. IV, № 13, с. 79

3 «Московские ведомости», 1784, № 25, с. 233

Монгольфьеров. Так, узнав о желании известного фран­ цузского воздухоплавателя Бланшара, перелетевшего в 1785 г. Ламаншский пролив, приехать в Россию и пока­ зать свои опыты, Екатерина просит сообщить в Париж послу Румянцеву, чтобы Бланшару «дали знать об отло­ жении такого его намерения, ибо здесь отнюдь не зани­ маются сею или другою подобною аэроманиею, да и всякие опыты оной, яко бесплодные и совсем ненужные, у нас совершенно затруднены»1.

После же сообщения из Парижа, напечатанного в «Санкт-Петербургских ведомостях» («19 сентября 1791 года по полудню в 4 часа был пущен с Марсова поля воздушный шар с разными надписями и премудростями уложения относящимися»12) и прямо свидетельствовавше­ го, что воздушный шар оказался на службе у революции, отношение Екатерины II к воздухоплаванию стало еще более нетерпимым.

В дни правления Павла I петербуржцы по-прежнему были лишены возможности увидеть подъем на шаре жи­ вого человека. Заметки же в периодической литературе о таких полетах за границей были полны нескрываемой иронии и презрения:

«Воздухоплаватель Бланшар находится теперь в Ту­ ре, где приготовляется представить зрителям воздушный свой флот и учинить 52-й опыт воздухоплавания без вся­ кой платы с тем, однакож, чтоб общество любителей со­ гласилось подписаться на все издержки, потребные для сего опыта. Редкое бескорыстие! Бланшар подписался так: «Бланшар, признанный обывателем главнейших

1 «Камер-фурьерскин церемониальный журнал». СПб, 178G, доп.

с. 128 2 «С.-Петербургские ведомости», 1791, с. 1945

13


городов обоих миров и воздушный пансионер Француз­

ской республики.»1 «Санкт-Петербургские ведомости» насмехались над

Бланшаром и приписывали ему какие-то бредовые ти­

тулы.

При воцарении Александра I в 1802 г. воздухоплава­ ние стало «раскрепощаться». По газетам тех лет, поме­ щавших объявления, видно, как хлынули в Россию пред­ приимчивые иностранцы.

«Профессор И. Черни, получая от Его Императорско­ го Величества привилегию представлять в Санкт-Петер­ бурге воздушное путешествие, честь имеет уведомить почтенную публику, чтобы, так как оно сопряжено с вели­ кими издержками, желающие подписаться на оное, бла­ говолили являться к нему на квартиру, состоящую про­ тив Дворцовой площади в доме г. Боллина... Каждый подписавшийся имеет заплатить за билет 5 рублей...»12 Однако предполагаемый подъем шара не удался.

Сообщалось также, что профессор Черни получил от Императорской Академии наук «позволение преподавать здесь физические и магические наставления с произведе­ ниями принадлежащих к ним опытов... за курс платится 50 рублей, отдельный билет за каждую лекцию 3 рубля».

Это очень характерная подробность. Первые воздухо­ плаватели приезжали в Россию на продолжительное время и часто соединяли организацию полетов с препо­ даванием физики и магических опытов.

Мелькали в газетах и объявления о запуске воздуш­ ных шаров иностранцем Терци, «учеником Блзншара».

Александр Терци в отличие

от прочих воздухоплавате­

1 «С.-Петербургские ведомости»,

1800 г., № 81

2 «С.-Петербургские ведомости»,

1802 г., с. 601

14

лей науками не увлекался, он был «привилегированным гимнастическим художником». В одном из объявлений в «Московских ведомостях» в мае 1803 г. Терци, например, обещает зрителям целую цирковую программу:

«Перед спущенном означенного шара он, Терци, и компания покажут вновь свое искусство в танцовании на канате, сальто-морталь, скачках, китайских группах и позитурах с разными новыми переменами. А по спугцении шара сожжен будет фейерверк»1. Красочный, иллю­ минированный шар поднимался в воздух и, как говори­ лось, спустя три дня в той же газете, «салютовал почтен­ ную публику 810 выстрелами, которые далеко были слышны».1

Таких объявлений было немало.123 Первый полет человека на воздушном шаре в России

совершил известный французский гастролер — воздухо­ плаватель Жак Гарнерен. 20 июня 1803 г. он вместе со своей женой «в присутствии императорской фамилии и великого стечения зрителей» поднялся в воздух и делал все возможное «чтобы не удаляться от города, частию в рассуждении неудобства местоположений, частию же по причине неизвестностного образа мыслей деревенских жителей той страны, при виде толико нового для них зрелища»4.

Затем он в России совершил еще два полета — один в Петербурге и один в Москве (он длился 7 часов 15 ми­ нут — «один из самых должайших»)5.

1 «Московские ведомости», 1803, № 36, с. 610

2То же, № 38, с. 643

3То же, с. 559, 580, 625, 658, 676, 695, 712, 767.

4Г. Гарнерен. Подробности трех воздушных путешествий, пред­

принятых в России. М., 1803 5 «Московские ведомости». 1803, № 77

15


и наблюдений в высшей части атмосферы»1, как сообща­ ли читателям «Санкт-Петербургские ведомости». Более трех часов пробыл тогда в воздухе академик Захаров и опустился в 60 верстах от Петербурга. Его полет поло­ жил начало научному воздухоплаванию в России.

1803—1811 годы были годами всеобщего интереса к воздухоплаванию. Петербуржец, 60-летний генерал С. Л. Львов, бывший флигель-адьютант Екатерины II, фаворит князя Потемкина, рискнул даже сам подняться в заоблачные выси вместе с Гарнереном. Один острослов напутствовал первого воздушного пассажира следующим экспромтом:

«Генерал Львов Летит до облаков Просит богов Об уплате долгов».

Сохранилась запись беседы со Львовым спустя четы­ ре года (5 мая 1807 г.). На вопрос, что побудило его на опасность воздушного путешествия, он ответил, что «кро­ ме желания испытать свои нервы, другого побуждения не было... Я бывал в нескольких сражениях,— сказал он,— больших и малых, видел неприятеля лицом к лицу и никогда не чувствовал, чтоб у меня забилось сердце...

Как же, думал я, дожить до 60 лет и не испытать ни од­ ного сильного ощущения? Если оно не далось мне на земле, дай поищу его за облаками. Вот я и полетел. Но за пределами нашей атмосферы я не ощутил ничего, кроме тумана и сырости, немного продрог — вот и все...»12

Если первых воздушных пассажиров дал Петербург (вслед за Львовым на шаре летали Тушенинова, семья

1 «Санкт-Петербургские ведомости». 1804, № 55.

2 Жихарев С. П. Записки современника Т. II. Изд-во «Академия», 1934, с. 246—248

17

А. Л. Нарышкина и княгиня Суворова), то Москва может гордиться своим первым самостоятельным воздухопла­ вателем. Им был штаб-лекарь Кашинский, живший в Лефортове при госпитале. Через газету «Московские ве­ домости» он обращался в 1805 году «к знатным и про­ свещенным патриотам, покровительствующим иностран­ цам» в искусстве воздухоплавания с надеждой, что они «благоволят предпочесть соотчича и ободрить его своим присутствием для поощрения к дальнейшим полезным предприятиям»1.

Кашинский поднимался на своем шаре дважды. По­ дробности нам не известны, но о том, что проходили подъемы с успехом, свидетельствуют объявления в тех же «Московских ведомостях» об отмене в эти дни спек­ таклей в Петровском театре «по причине воздушного путешествия г-на Кашинского»12.

В газетах и журналах 1805—1807 годов печатались сообщения о различного рода воздухоплавательных уве­ селениях во время гуляний в московских Нескушном и Демидовых садах. О характере развлечений дает пред­ ставление следующая заметка в «Московских ведомос­ тях»:

«Содержатель дачи, именуемой Боритинской, соеди­ ненной посредством мосту с Нескушным, что близ Ка­ лужской заставы, московский купец Матвей Колесников честь имеет объявить почтенной публике, что он на упо­ мянутой даче в удовольствие публики доставит разные увеселения: во-первых, на мостовых воротах ежедневно играть будет роговая музыка, а по воскресным и празд­ ничным дням пускаем будет на воздух бумажный шар с

1 «Московские ведомости». 1805, с. 2011, 2035, 2049,.

2 «Московские ведомости». 1805, № 76, с. 2086, № 78, с. 2119

18


парашютом с посаждением животного, который по подня­ тии на воздух отделится от шара и опустится на землю»1.

В Демидовом театре шла даже комическая опера «Воздушные шары», а журнал «Друг просвещения» печа­ тает в 1806 т. первые «философские» стихи на злободнев­ ную тему:

«Летит на воздух с блеском шар От глаз сокрылся, исчезает. Проходит наша жизнь, как пар! Во мгле мечтаний увядает ...»

Кончалось стихотворение следующей сентенцией:

«А в протчем щастья все дары Суть теж воздушные шары.» 12

Но если отсутствие художественности здесь, видимо, компенсировалось в глазах современников «остротой» сравнений, то написанная накануне Отечественной войны 1812 года басня Александра Измайлова «Лгун»3 была подлинным художественным произведением. Давая впер­ вые поэтическое описание подъема воздушного шара, басня была к тому же пронизана настоящей гражданст­ венностью. Хоть и в забавной форме, но утверждала, что русский человек не менее талантлив, чем француз, и мо­ жет удивить мир постройкой своего огромного шара. Эта мысль как нельзя лучше отвечала патриотическому настрою народа накануне войны с Наполеоном, хотя уди­ вить и побить французов с помощью своего шара не уда­ лось. А попытка такая была. Проект воздушного управ­ ляемого военного судна для борьбы с нашествием фран­ цузов был представлен австрийцем Леппихом и получил

1 «Московские ведомости». 1805, № 59, с. 951

2«Друг просвещения». 1806, № 3, с. 289

3Измайлов А. Басни и сказки. СПб., 1826


одобрение императора Александра. Леппиху было выде­ лено уединенное место под Москвой, две сотни мастеров и большая сумма денег. В чем именно заключался проект неизвестно, так как тайна его строго охранялась и све­ дений в печать не проникало. По-видимому, был заду­ ман аэростат с какими-то крыльями. Но из этого пред­ приятия ничего не вышло.

Русская пресса 1820—1830 годов сообщает, в основ­ ном, лишь о воздушных путешествиях в Западной Евро­ пе. Энтузиазм же русских людей нуждался в материаль­ ной поддержке, так как постройка шара обходилась дорого. Меценаты, видимо, не доверяли искусству своих соотечественников, ценя прежде всего «компетентность» заморских воздухоплавателей.

«Иностранцам прежде нас суждено завоевать все сти­ хии, но уже какими наградами и нравственными и физи­ ческими мы платим за это первенство!.. Какими руко­ плесканиями и деньгами награждали у нас иностранных воздухоплавателей и с каким равнодушием приняли г-жу Ильинскую, которая великодушно и смело совершила воздушное путешествие в воскресенье 19 августа» — пи­ сал журнал «Московский вестник» в 1828 г. по поводу полета Ильинской1. Читателям сообщалось также, что полет совершен «простою необразованною русскою ме­ щанкой, живущей в Пресненской части в самом бедном положении... в шаре, начиненном не газо.м, а простым дымом от аржаной соломы, поднялась более чем на 300 сажен и с высоты приветствовала зрителей ракетами. Решаясь на такое опасное предприятие, она просила са­ мую умеренную цену — 4 руб. с персоны за вход — п собрала всего 200 рублен, так что ей не достало бы денег

1 «Московский вестник». 1828, № 9, с. 419—420

20

на покрытие издержек, если бы доброхотные датели не наградили ее за успешное окончание подвига, геройского для простой женщины, не говоря уже о том, что ей самой от сего путешествия не осталось ничего, кроме удоволь­ ствия побывать выше всего земного».

Полет на воздушном шаре уже не воспринимался как диво, люди пытались заглянуть в будущее, с интересом читали всякого рода прогнозы о воздушных сообщениях, появлявшиеся на страницах газет и журналов. В те годы все чаще периодическая печать («Московский вестник», «Северная пчела», «Вестник Европы» и др.) откликалась на события, связанные с воздухоплаванием. В сочинени­ ях Булгарина, Каразина, Щеглова подробно освещались вопросы воздухоплавания и способы постройки воздуш­ ных шаров. В частности, В. Н. Каразин предлагал орга­ низовать подъемы привязных аэростатов для изучения атмосферы. Высказывались и другие предложения об использовании воздушных шаров.

Известный журналист эпохи Николая I Фаддей Бул­ гарин вспоминал: «В одной из моих шуточных статей «Правдоподобные небылицы», напечатанной более не­ жели за 20 лет перед сим, я предлагал устройство воз­ душного шара или паролета в виде птицы с хвостом и крыльями. Вместо воли, управляющей деятельностью животного, я предлагал пары, подчиненные воле челове­ ка... Внуки ли, правнуки увидят, может быть, то, о чем мы теперь и думать не смеем»1.

Вопрос об управлении воздушными шарами очень интересовал русское общество. Наряду с шуточными и фантастическими статьями, в журналах помещались и переводы научных статей по этому вопросу, заметки о

L «Северная пчела», 1849, № 267, с. 1849

21