Файл: Алексеев, В. Н. Топлива и смазочные материалы для автомобилей-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стный институт, где все работы ведутся под руководством самого владельца института...»1

Институт в Кучино Рябушинский построил по идее и при участии Н. Е. Жуковского. Именно в этих стенах Николай Егорович провел ряд интересных работ по аэ­ родинамике, которые, как отмечал «Вестник воздухо­ плавания», «признаются за границей весьма ценными и результаты их принимаются во внимание при разреше­ нии различных технических вопросов» 21.

Недостатком кучинского института было, конечно, то, что он находился в частных руках. Это связывало иници­ ативу ученых. Кроме того, нельзя было создать в инсти­ туте круг учеников, с которыми всегда привык работать Жуковский, «Господин Рябушинский отказался допус­ тить даже офицеров воздухоплавательного парка, реко­

мендованных

в этот институт

для

обучения» — писала

газета «Голос

Москвы» 31 мая 1909

г.

Различные

исследования,

начатые с размахом, про­

должались недолго. Меценат Рябушинский вскоре сбро­ сил добродетельную маску попечителя науки и пытался давать сам направления исследователям. Жуковский по­ кинул институт, и работы потом велись действительно, как писал В. Найденов, под «руководством самого вла­ дельца».

Создание аэродинамического института, в котором могли бы работать ученые, было насущной задачей, но официальная Россия оставалась глухой к этим при­ зывам.

Покинув

кучинский

институт, Жуковский отнюдь не

прекратил

разработку

проблемы

полета на тяжелых

1

«Воздухоплаватель», 1909, № 5, с. 209

1, с. 59

2

«Вестник воздухоплавания», 1909, №

80


аппаратах. Он стремился привлечь к работе над этими вопросами студентов. В Московском высшем техничес­ ком училище ученый впервые начинает читать курс аэродинамики. Этот факт имел общественный резонанс. Газеты, журналы отмечали успех его вступительной лек­ ции к новому курсу, которую он прочитал 21 сентября 1909 г. «Вступительную лекцию (в ней он дал обзор всех

существовавших летательных

снарядов, как легче, так

и тяжелее воздуха — В. С.)

желало выслушать такое

огромное число студентов, что в аудитории, рассчитан­ ной на 400 человек, поместилось около 800; двери были заперты, а для остальных Жуковский дал обещание по­ вторить свою вступительную лекцию» — сообщал репор­ тер журнала «Воздухоплавание и спорт»1. Вскоре при училище ученый основывает воздухоплавательный кру­ жок. Рассказывая о плодотворной деятельности этого кружка, во втором и третьем номерах 1910 г. журнал «Воздухоплаватель» поместил ряд фотографий и, любо­ пытная деталь: под одной из них подпись «Полет на пла­ нере студента Туполева...» Как явствует из «Бюллетеней Московского общества воздухоплавания» того же года, под руководством прославленного впоследствии авиа­ конструктора А. Н. Туполева «производилась постройка аэроплана типа Блерио XI».

Несовершенство иностранных типов аэропланов по­ буждало русских изобретателей искать свои решения. Из построенных отечественных конструкций уже в 1909 г. в прессе упоминаются «Самолет» Е. П. Сверчкова, гели­ коптер А. А. Антонова, аэроплан А. А. и В. А. Лебедевых. Не просто им было завоевать внимание и доверие сооте­ чественников. Показательна корреспонденция, опубли­

1 «Воздухоплавание и спорт», 1909, № 1, с. 2

81

кованная в декабрьском номере 1909 г. журнала «Вестник воздухоплавания», о строительстве на Коломяжском ипподроме в Петербурге аэроплана инженером Я. М. Гаккелем. «По мерс того, как подвигался наш осмотр,— пишет Б. Воробьев,— некоторое предубежде­ ние, с которым мы подходили к русскому аэроплану, сме­ нялось все большим доверием к сооружению».

Но не так все легко освобождались от подобного ро­ да предубеждений. На протяжении нескольких лет в пе­ чати склонялось имя и изобретение В. В. Татаринова. Известный изобретатель, создатель беспоршневого прес­ са, конструктор успешно летавших планеров, в 1908 г. взял патент на особый летательный аппарат, модель которого была вскоре испытана. Подъем снаряда должен был осуществляться в результате создания разницы дав­ лений над и под поддерживающими поверхностями. Для этого горизонтальная плоскость была связана с порш­ нем, входившим в цилиндр. К верхней части цилиндра подводили трубки, по которым в цилиндр вводился аце­ тилен. При взрыве ацетилена горизонтальная плоскость ударяла по воздуху, создавая подъемную силу.

Модель действовала и поднимала еще 6,5 кг груза. Военное ведомство ассигновало Татаринову 50 000 руб. на постройку «аэромобиля», что было по тем временам актом неслыханнрй щедрости и полнейшего доверия. Не удивительно, что к автору и его изобретению было при­ ковано всеобщее внимание. Однако вскоре Татаринов убедился в невозможности построить аппарат, основан­ ный на этом принципе, и решил создать летательную ма­ шину, используя принцип работы сконструированного им центрифугального винта. Об отказе от старого замыс­ ла стало известно прессе. Вокруг изобретателя была создана скандальная шумиха. В чем только его не об-

82


области» — писала

9

ноября

1910 г. «Спортивная

жизнь» — единственный журнал,

выражавший

сочувст­

вие В. В. Татаринову.

уделяя изобретателям и изобрете­

Много' внимания

ниям, пресса, конечно, особенно

бурно реагировала на

полеты. В марте 1910 г. газеты

приветствовали

первый

полет первого русского

летчика над русской

землей.

Это был полет Михаила Ефимова, монтера железнодо­ рожного телеграфа. Он окончил за границей школу Фармана и получил мировую известность после состязаний

вНанси, где завоевал все призы.

Аспустя месяц на первой петербургской авиацион­ ной неделе (15 апреля — 2-мая 1910 г.) наряду с иност­ ранными авиаторами участвует другой русский ави­

атор — Николай Попов и берет призы за наибольшую дистанцию без остановки (2 ч 4 мин) и высоту полета (454 м). Неделя вызвала огромный интерес. Не менее 160 000 человек наблюдало полеты. Газеты были запол­ нены отчетами. «Петербургская газета» писала по пово­ ду полетов Попова, Христианса и Морана: «Это авиа­ ционное трио к всеобщему удивлению летало и летало смело и красиво. «Чудеса! и впрямь летают» — удивился сам генерал А. М. Кованько. Пришлось и Петербургу на­ конец уверовать, что существуют люди, умеющие летать но воздуху»1.

Первая петербургская неделя, идея которой принад­ лежала редакции журнала «Аэро и автомобильная жизнь», по словам tbro же журнала «хотя и дала неко­ торый дефицит своим устроителям, но может считаться

1 «Петербургская газета», 1910, № 6

84

чрезвычайно удачной по тому влиянию, которое она ока­ зала на все русское воздухоплавание»

Авиационные недели с тех пор проходили в Петербур­ ге регулярно, дважды в год — весной и осенью, имели большой успех. Не обходилось и без трагедий. В отчете, помещенном в шестом номере «Воздухоплавателя» за 1911 год читаем о гибели русского летчика В. Ф. Смитта. Спустя некоторое время в журнале «Заветы» появилось стихотворение А. Блока «Авиатор», навеенное этим трагическим событием. Смитт погиб на глазах поэта, увлеченно следившего за первыми успехами авиации.

«В полетах людей, даже неудачных, есть что-то древ­ нее и сужденное человечеству, следовательно — высо­ кое»,— писал А. Блок в одном из писем.

Стихотворение А. Блока воспринималось как эпита­ фия всем погибшим авиаторам.

Летун отпущен на свободу Качнув две лопасти свои, Как чудище морское в воду,

Скользнул в воздушные струи. Его винты поют, как струны...

Смотри: недрогнувший пилот К слепому солнцу над трибуной Стремит свой винтовой полет...

Уж в вышине недостижимой

Сияет двигателя медь...

Там, еле слышный и незримый,

Пропеллер продолжает петь...

Все ниже спуск винтообразный, Вес круче лопастей извив, И вдруг... нелепый, безобразный

Воднообразьи перерыв ...

«Аэро и автомобильная жизнь», 1910, № 6, с. 5

85


В финале стихотворения поэт, как бы вопрошая у по­ гибшего: «Зачем ты в небе был, отважный..?», выразил, как показала история, пророческую тревогу о судьбе авиации, к которой уже тогда тянулись руки милита­ ристов:

Иль отравил твой мозг несчастный Грядущих войн ужасный вид: Ночной летун, во мгле ненастной Земле несущий динамит?

Смерть караулила первых летчиков на каждом шагу. Ни опыт, ни мастерство управления не гарантировали от катастроф. Призер первой авиационной недели Н. Попов в том же счастливо улыбнувшемся ему мае 1910 года потерпел тяжелую аварию, принимая прибывший из-за границы аппарат Райта. Тяжелые увечья навсегда лиши­ ли возможности его летать. Но не служить авиации Н. Попов уже не мог. Он становится сотрудником газеты «Новое время» в отделе, освещающем проблемы и со­ бытия авиационной жизни.

Быстро завоевал известность А. Васильев. Выпускник юридического факультета Казанского университета, слу­ живший несколько лет в Казанской судебной палате, перейдя на работу в Петербург, увлекся авиацией, отпра­ вился во Францию, окончил школу Блерио и приобрел затем широкую славу своими показательными полетами во многих городах России. Гастроли пилотов тогда были столь же обычны, кйк и гастроли артистов. 29 ноября 1910 года Васильев на моноплане «Блерио» перелетел из Елизаветполя в Тифлис— 204 километра он преодолел без спуска на высоте 1500 метров за 1 час 55 минут. Это был всероссийский рекорд. Как сообщал «Тифлиский листок», сам Блерио прислал Васильеву поздравитель­

86

ную телеграмму с уведомлением, что он дарит ему свой аппарат новейшей конструкции.

«Сухощавый, но крепкий и ловкий, с проницательны­ ми живыми глазами, он производит впечатление челове­ ка, попавшего в свою сферу...»,— писал о Васильеве «Вестник воздухоплавания»1.

Популярной личностью был авиатор Сергей Уточкин. Очень многие газеты и журналы еще в 1909 году помес­ тили рассказ А. Куприна «Над землей». Писатель и еще два сотрудника газеты «Одесские новости» совершили полет на шаре, управляемом С. Уточкиным. А. Куприн делился своими впечатлениями о полете над Одессой и о «кумире рыбаков, велосипедистов всех званий и воз­ растов, женщин, жадных до зрелищ, и уличных мальчи­ шек». Вот его слова об Уточкине: «Он самый страстный спортсмен в мире, какого только можно себе вообразить. Он перепробовал все виды спорта, но достигнув в каждом из них верха, тотчас переходил к другому спорту. Так он сделался первоклассным циклистом и приобрел себе из­ вестность на всех циклодромах Европы; потом его увлек­ ли автомобильные состязания, во время которых он раз­ вил страшную скорость — по полтораста километров в час, затем парусные гонки, затем самый свирепый и кро­ вавый вид спорта — английский профессиональный бокс, затем уже полеты на аэростатах. И повсюду он достигал наивозможного совершенства... Теперь он бредит аэро­ планами...» 21

Летать на аэроплане Уточкин выучился самостоятель­ но. Его «небесные гастроли» в Тифлисе, Баку, Батуми, а также по контрактам 'в Бухаресте, Софии, Конетантино-

1

«Вестник воздухоплавания»,

1911, № 2,

с.

31

2

«Воздухоплавание и спорт»,

1909, № 1,

с.

2

87