Файл: Алексеев, В. Н. Топлива и смазочные материалы для автомобилей-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
стный институт, где все работы ведутся под руководством самого владельца института...»1
Институт в Кучино Рябушинский построил по идее и при участии Н. Е. Жуковского. Именно в этих стенах Николай Егорович провел ряд интересных работ по аэ родинамике, которые, как отмечал «Вестник воздухо плавания», «признаются за границей весьма ценными и результаты их принимаются во внимание при разреше нии различных технических вопросов» 21.
Недостатком кучинского института было, конечно, то, что он находился в частных руках. Это связывало иници ативу ученых. Кроме того, нельзя было создать в инсти туте круг учеников, с которыми всегда привык работать Жуковский, «Господин Рябушинский отказался допус тить даже офицеров воздухоплавательного парка, реко
мендованных |
в этот институт |
для |
обучения» — писала |
газета «Голос |
Москвы» 31 мая 1909 |
г. |
|
Различные |
исследования, |
начатые с размахом, про |
должались недолго. Меценат Рябушинский вскоре сбро сил добродетельную маску попечителя науки и пытался давать сам направления исследователям. Жуковский по кинул институт, и работы потом велись действительно, как писал В. Найденов, под «руководством самого вла дельца».
Создание аэродинамического института, в котором могли бы работать ученые, было насущной задачей, но официальная Россия оставалась глухой к этим при зывам.
Покинув |
кучинский |
институт, Жуковский отнюдь не |
||
прекратил |
разработку |
проблемы |
полета на тяжелых |
|
1 |
«Воздухоплаватель», 1909, № 5, с. 209 |
1, с. 59 |
||
2 |
«Вестник воздухоплавания», 1909, № |
80
аппаратах. Он стремился привлечь к работе над этими вопросами студентов. В Московском высшем техничес ком училище ученый впервые начинает читать курс аэродинамики. Этот факт имел общественный резонанс. Газеты, журналы отмечали успех его вступительной лек ции к новому курсу, которую он прочитал 21 сентября 1909 г. «Вступительную лекцию (в ней он дал обзор всех
существовавших летательных |
снарядов, как легче, так |
и тяжелее воздуха — В. С.) |
желало выслушать такое |
огромное число студентов, что в аудитории, рассчитан ной на 400 человек, поместилось около 800; двери были заперты, а для остальных Жуковский дал обещание по вторить свою вступительную лекцию» — сообщал репор тер журнала «Воздухоплавание и спорт»1. Вскоре при училище ученый основывает воздухоплавательный кру жок. Рассказывая о плодотворной деятельности этого кружка, во втором и третьем номерах 1910 г. журнал «Воздухоплаватель» поместил ряд фотографий и, любо пытная деталь: под одной из них подпись «Полет на пла нере студента Туполева...» Как явствует из «Бюллетеней Московского общества воздухоплавания» того же года, под руководством прославленного впоследствии авиа конструктора А. Н. Туполева «производилась постройка аэроплана типа Блерио XI».
Несовершенство иностранных типов аэропланов по буждало русских изобретателей искать свои решения. Из построенных отечественных конструкций уже в 1909 г. в прессе упоминаются «Самолет» Е. П. Сверчкова, гели коптер А. А. Антонова, аэроплан А. А. и В. А. Лебедевых. Не просто им было завоевать внимание и доверие сооте чественников. Показательна корреспонденция, опубли
1 «Воздухоплавание и спорт», 1909, № 1, с. 2
81
кованная в декабрьском номере 1909 г. журнала «Вестник воздухоплавания», о строительстве на Коломяжском ипподроме в Петербурге аэроплана инженером Я. М. Гаккелем. «По мерс того, как подвигался наш осмотр,— пишет Б. Воробьев,— некоторое предубежде ние, с которым мы подходили к русскому аэроплану, сме нялось все большим доверием к сооружению».
Но не так все легко освобождались от подобного ро да предубеждений. На протяжении нескольких лет в пе чати склонялось имя и изобретение В. В. Татаринова. Известный изобретатель, создатель беспоршневого прес са, конструктор успешно летавших планеров, в 1908 г. взял патент на особый летательный аппарат, модель которого была вскоре испытана. Подъем снаряда должен был осуществляться в результате создания разницы дав лений над и под поддерживающими поверхностями. Для этого горизонтальная плоскость была связана с порш нем, входившим в цилиндр. К верхней части цилиндра подводили трубки, по которым в цилиндр вводился аце тилен. При взрыве ацетилена горизонтальная плоскость ударяла по воздуху, создавая подъемную силу.
Модель действовала и поднимала еще 6,5 кг груза. Военное ведомство ассигновало Татаринову 50 000 руб. на постройку «аэромобиля», что было по тем временам актом неслыханнрй щедрости и полнейшего доверия. Не удивительно, что к автору и его изобретению было при ковано всеобщее внимание. Однако вскоре Татаринов убедился в невозможности построить аппарат, основан ный на этом принципе, и решил создать летательную ма шину, используя принцип работы сконструированного им центрифугального винта. Об отказе от старого замыс ла стало известно прессе. Вокруг изобретателя была создана скандальная шумиха. В чем только его не об-
82
области» — писала |
9 |
ноября |
1910 г. «Спортивная |
|
жизнь» — единственный журнал, |
выражавший |
сочувст |
||
вие В. В. Татаринову. |
уделяя изобретателям и изобрете |
|||
Много' внимания |
||||
ниям, пресса, конечно, особенно |
бурно реагировала на |
|||
полеты. В марте 1910 г. газеты |
приветствовали |
первый |
||
полет первого русского |
летчика над русской |
землей. |
Это был полет Михаила Ефимова, монтера железнодо рожного телеграфа. Он окончил за границей школу Фармана и получил мировую известность после состязаний
вНанси, где завоевал все призы.
Аспустя месяц на первой петербургской авиацион ной неделе (15 апреля — 2-мая 1910 г.) наряду с иност ранными авиаторами участвует другой русский ави
атор — Николай Попов и берет призы за наибольшую дистанцию без остановки (2 ч 4 мин) и высоту полета (454 м). Неделя вызвала огромный интерес. Не менее 160 000 человек наблюдало полеты. Газеты были запол нены отчетами. «Петербургская газета» писала по пово ду полетов Попова, Христианса и Морана: «Это авиа ционное трио к всеобщему удивлению летало и летало смело и красиво. «Чудеса! и впрямь летают» — удивился сам генерал А. М. Кованько. Пришлось и Петербургу на конец уверовать, что существуют люди, умеющие летать но воздуху»1.
Первая петербургская неделя, идея которой принад лежала редакции журнала «Аэро и автомобильная жизнь», по словам tbro же журнала «хотя и дала неко торый дефицит своим устроителям, но может считаться
1 «Петербургская газета», 1910, № 6
84
чрезвычайно удачной по тому влиянию, которое она ока зала на все русское воздухоплавание»
Авиационные недели с тех пор проходили в Петербур ге регулярно, дважды в год — весной и осенью, имели большой успех. Не обходилось и без трагедий. В отчете, помещенном в шестом номере «Воздухоплавателя» за 1911 год читаем о гибели русского летчика В. Ф. Смитта. Спустя некоторое время в журнале «Заветы» появилось стихотворение А. Блока «Авиатор», навеенное этим трагическим событием. Смитт погиб на глазах поэта, увлеченно следившего за первыми успехами авиации.
«В полетах людей, даже неудачных, есть что-то древ нее и сужденное человечеству, следовательно — высо кое»,— писал А. Блок в одном из писем.
Стихотворение А. Блока воспринималось как эпита фия всем погибшим авиаторам.
Летун отпущен на свободу Качнув две лопасти свои, Как чудище морское в воду,
Скользнул в воздушные струи. Его винты поют, как струны...
Смотри: недрогнувший пилот К слепому солнцу над трибуной Стремит свой винтовой полет...
Уж в вышине недостижимой
Сияет двигателя медь...
Там, еле слышный и незримый,
Пропеллер продолжает петь...
Все ниже спуск винтообразный, Вес круче лопастей извив, И вдруг... нелепый, безобразный
Воднообразьи перерыв ...
‘«Аэро и автомобильная жизнь», 1910, № 6, с. 5
85
В финале стихотворения поэт, как бы вопрошая у по гибшего: «Зачем ты в небе был, отважный..?», выразил, как показала история, пророческую тревогу о судьбе авиации, к которой уже тогда тянулись руки милита ристов:
Иль отравил твой мозг несчастный Грядущих войн ужасный вид: Ночной летун, во мгле ненастной Земле несущий динамит?
Смерть караулила первых летчиков на каждом шагу. Ни опыт, ни мастерство управления не гарантировали от катастроф. Призер первой авиационной недели Н. Попов в том же счастливо улыбнувшемся ему мае 1910 года потерпел тяжелую аварию, принимая прибывший из-за границы аппарат Райта. Тяжелые увечья навсегда лиши ли возможности его летать. Но не служить авиации Н. Попов уже не мог. Он становится сотрудником газеты «Новое время» в отделе, освещающем проблемы и со бытия авиационной жизни.
Быстро завоевал известность А. Васильев. Выпускник юридического факультета Казанского университета, слу живший несколько лет в Казанской судебной палате, перейдя на работу в Петербург, увлекся авиацией, отпра вился во Францию, окончил школу Блерио и приобрел затем широкую славу своими показательными полетами во многих городах России. Гастроли пилотов тогда были столь же обычны, кйк и гастроли артистов. 29 ноября 1910 года Васильев на моноплане «Блерио» перелетел из Елизаветполя в Тифлис— 204 километра он преодолел без спуска на высоте 1500 метров за 1 час 55 минут. Это был всероссийский рекорд. Как сообщал «Тифлиский листок», сам Блерио прислал Васильеву поздравитель
86
ную телеграмму с уведомлением, что он дарит ему свой аппарат новейшей конструкции.
«Сухощавый, но крепкий и ловкий, с проницательны ми живыми глазами, он производит впечатление челове ка, попавшего в свою сферу...»,— писал о Васильеве «Вестник воздухоплавания»1.
Популярной личностью был авиатор Сергей Уточкин. Очень многие газеты и журналы еще в 1909 году помес тили рассказ А. Куприна «Над землей». Писатель и еще два сотрудника газеты «Одесские новости» совершили полет на шаре, управляемом С. Уточкиным. А. Куприн делился своими впечатлениями о полете над Одессой и о «кумире рыбаков, велосипедистов всех званий и воз растов, женщин, жадных до зрелищ, и уличных мальчи шек». Вот его слова об Уточкине: «Он самый страстный спортсмен в мире, какого только можно себе вообразить. Он перепробовал все виды спорта, но достигнув в каждом из них верха, тотчас переходил к другому спорту. Так он сделался первоклассным циклистом и приобрел себе из вестность на всех циклодромах Европы; потом его увлек ли автомобильные состязания, во время которых он раз вил страшную скорость — по полтораста километров в час, затем парусные гонки, затем самый свирепый и кро вавый вид спорта — английский профессиональный бокс, затем уже полеты на аэростатах. И повсюду он достигал наивозможного совершенства... Теперь он бредит аэро планами...» 21
Летать на аэроплане Уточкин выучился самостоятель но. Его «небесные гастроли» в Тифлисе, Баку, Батуми, а также по контрактам 'в Бухаресте, Софии, Конетантино-
1 |
«Вестник воздухоплавания», |
1911, № 2, |
с. |
31 |
2 |
«Воздухоплавание и спорт», |
1909, № 1, |
с. |
2 |
87