Файл: Аврух, В. Ю. Устройство и эксплуатация щеточных узлов современных турбогенераторов и турбовозбудителей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
работы |
по уравновешиванию |
консольного участка |
вала. |
отмечалось в гл. 4, по |
мере роста единичных |
Как |
мощностей в одном агрегате появились новые проблемы,
связанные с вибрационным состоянием турбогенерато ров, роторы которых характеризуются относительно большой массой и малой жесткостью. Контактные коль ца, расположенные на консольном участке ротора, изме
няют свое вибрационное состояние в процессе эксплуа тации. В современных мощных турбогенераторах кон сольная часть ротора с контактными кольцами достига ет значительных размеров и массы, что определяется
увеличением ширины рабочей поверхности колец, необ-
Рис. 9-8. Форма свободных колебании ротора турбогенератора ТВВ-320-2 на податливых опорах λ=0,78×IO-6 см/кг.
ходимой для размещения большого количества щеток, и
условием удовлетворительного теплоотвода омических
потерь и потерь времени.
Отмечается, что значительные колебания консольно
го участка ротора на рабочей частоте вращения могут возбуждаться; \
!^неуравновешенностью ротора, вызывающей его прогиб главным образом по высшим (второй, третьей) формам колебаний, что определяется в первую очередь увеличением угла наклона вала в подшипниках и появ
лением динамического |
прогиба |
собственно консоли |
(рис. 9-8); |
|
|
2) близостью рабочей скорости вращения к высшим |
||
критическим . скоростям |
системы |
«ротор — опоры», что |
характерно для блочных турбогенераторов;
129
3)неуравновешенностью консольного участка;
4)близостью рабочей частоты вращения к критиче
ской частоте колебаний консольного участка.
Кроме того, повышенная вибрация консольного уча стка вала может вызваться изменением вибрационного состояния валопроводй турбоагрегата в целом. Так, ба лансировка ротора низкого давления турбины блока
500 МВт вызвала изменения вибрации контактных колец турбогенератора ТГВ-500 от 800 до 290 мкм.
Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что в процессе эксплуатации происходит постоянное измене ние вибрационного состояния консольного участка вала с контактными кольцами, которые могут потребовать внеочередной балансировки консольного участка. Сле дует отметить, что обратное влияние изменения неурав новешенности консольного участка вала на вибрацион
ное состояние всего валопровода обычно незначительно. Балансировка консольного участка вала ротора вы-
. полняется при рабочей частоте вращения установкой единичного груза, помещаемого в балансировочную пло скость (обычно плоскость вентилятора), расположенную
непосредственно на консольной части вала. Масса и расположение уравновешивающего груза определяются на основании результатов измерения вибрации консоль
ной части вала при пуске ротора, имеющего началЁную неуравновешенность, и при пуске с установленными на консоли пробными грузами. При этом контролируется
также вибрация всех подшипников турбоагрегата. Мас су пробного груза выбирают исходя из значения кон
сольной комплексной балансировочной чувствительности.
Для турбогенераторов, работающих вне области кри тических и нечувствительных скоростей, комплексная балансировочная чувствительность консоли части вала лежит в пределах 200—300 мкм/кг, а для турбогенерато ров, работающих вблизи второй критической скорости,
достигает 500—700 мкм/кг. Эти значения приведены для
груза, установленного в балансировочной плоскости на радиусе 100 мм.
Следует отметить, что комплексные балансировочные чувствительности консольной части вала, определяемые отношением вектора приращения вибрации A2—A1 к век
тору пробного груза Р, могут значительно отличаться даже для однотипных турбогенераторов в основном вследствие различной отстройки собственной критиче-
1.30
Таблица 9-9
Место измерения комплекс |
Направление |
Комплексная |
балансировочная |
||||
|
ной чувствительности |
измеряемой |
чувствительность, |
імкм/град |
|||
|
|
|
вибрации |
|
|
|
ξ |
Вал ротора на выходе |
из на |
Вертикальное |
140/341 |
220/0 |
|||
ружного щита |
|
Поперечное |
210/295 |
175/300 |
|||
1-е |
контактное кольцо |
|
Вертикальное |
280/353 |
200/0 |
273/288 |
|
|
|
|
Поперечное |
240/295 |
180/300 |
||
2-е |
контактное кольцо |
|
Вертикальное |
390/0 |
650/0 |
530/306 |
|
|
|
|
■Поперечное |
300/290 |
300/305 |
||
Консольная часть ротора |
Вертикальное |
430/0 |
700/10 |
— |
|||
|
|
|
Поперечное |
350/290 |
330/300 |
||
Тип |
турбогенератора |
и место |
Вертикальное |
ТГВ-300 |
ТГВ-300 - ТГВ-300 |
||
•установки |
|
|
Троицкая |
Троицкая |
Ермакозс- |
||
|
|
|
|
ГРЭС |
ГРЭС |
кая |
|
ской частоты колебаний как консольного |
|
ГРЭС |
|||||
участка, так |
и всего валопровода от рабочей частоты вращения рото ра. Последнее обстоятельство является 'следствием не только конструктивных отступлений в изготовлении тур
богенератора, но и различными величинами податливо сти опор, монтажными отклонениями и т. д.
В табл. 9-9 приведены некоторые значения комплекс ной податливости консольной части вала для турбоге нераторов типа ТГВ-300. Фаза вектора комплексной кон сольной чувствительности, приведенная в таблице, рав на углу между направлением действия грузов -и направ лением возбуждаемой ими вибрации с учетом фазового сдвига, вносимого прибором БИП-5.
Как видно из табл. 9-9,- комплексная чувствитель ность установки груза на консольной части, например,
для турбогенератора ТГВ-300 отличается в 1,5—2 раза для наружного контактного кольца и на 30—40% для внутреннего контактного кольца различных машин од ного типа.
Как отмечается в [Л. 22], в процессе балансировки консольного участка вала может встретиться случай,
когда при определенных условиях вращения ротора груз, установленный на консольном участке, вообще не возбуждает колебаний и не оказывает влияния на дина мический прогиб консоли. Балансировка консольного участка вала на этой частоте вращения, называемой кон сольной .нечувствительной скоростью, может привести к недопустимым динамическим прогибам ротора. Реко-
131
мендуется оценить величину консольной нечувствитель ности скорости по графику (рис. 9-9).
Ремонт коллекторов возбудителей проводится в слу
чаеналичия на нем биения, превышающего принятый нормы (табл. 9-10), неровностей, мест подгара, эрозии,
выбоин и т. п. Как и для контактных колец, биение кол
лектора измеряется обычным индикатором часового ти па с расширенным наконечником при медленном враще нии якоря возбудителя.
Рис. 9-9. Зависимость консоль ной нечувствительной скорости к грузу, установленному на конце консоли, от соотношения
общей длины ротора и рас
стояния между опорами *.///о
При этом выявляются также дефекты, присущие кол лекторам, называемые местным биением, обусловленные провалом или подъемом отдельных коллекторных пла
стин. В указанных случаях, а также при частоте поверх ности' ниже V 6 коллектор подлежит проточке.
В качестве режущих инструментов при проточке при меняют прямые проходные резцы с твердосплавными пластинами формы 11 (ГОСТ 2209-55) для обработки основной части коллектора и отрезные резцы с пласти нами формы В для прорезания канавки у петушков.
Пластины изготавливают из твердых сплавов марок Т15К6, Т30К4, ВК8-3, ВК-6 и ВК-3. Передний положи тельный угол заточки резца принимают равным 10°. Ре-
Допустимая величина биения коллекторов |
Таблица 9-10 |
||
|
Биение, мкм |
Допустимое увели |
|
Диаметр коллек |
в холодном со |
в горячем состоя |
чение биения в горя |
тора, мм |
чем состоянии по |
||
|
стоянии |
нии |
сравнению с холод |
До 250 |
ным, MKM |
||
20 |
40 |
20 |
|
250—350 |
20 |
40 |
20 |
350—600 |
30× |
50 |
30 |
132
комендуется проточку коллекторов проводить при со
блюдении следующего режима:
Скорость резания, м/мин............................................... |
1 600—1 800 |
Глубина резания, мм...................................................... |
0,1-0,3 |
Продольная подача, мм/об........................................... |
0,05—0,1 |
Проточку производят до удаления на обрабатывае мой поверхности всех дефектов, после чего чистовым резцом снимают последнюю стружку. Чистовой резец за-
Рис. 9-10. Правильные и ошибочные способы продороживания кол лектора.
— толщина межламельной изоляции; |
C= (2—3) мм — глубина продорожива |
||||
ния; 1—продорожен правильно; 2 — не |
сняты фаски; 3 — инструмент для про |
||||
дороживания несколько узок; |
4 — инструмент для продороживания очень узок; |
||||
5 — канавка расположена |
несимметрично; 6 — инструмент для |
продороживания |
|||
широк; 7 — продорожен |
очень |
мелко; |
8 — продорожен очень |
глубоко; 9 — не |
|
правильно заточен |
инструмент. |
|
|
||
кругляют по |
радиусу |
1,5 мм. Глубина резания 0,1 м»м, |
подача замедленная. По окончании проточки основной части коллектора протачивается канавка непосредствен
но у петушков.
После проточки поверхность коллектора предвари-,
тельно шлифуется специальным приспособлением с вра
щающимся электрокорундовым мелкозернистым кругом
диаметром 150—360 мм с формой сечения ПП или 2П (ГОСТ 2424-60).
Следующей операцией при обработке коллектора яв ляется продорожка слюды между пластинами, как пока зано на рис. 9-10. Глубина прорезки C должна состав лять 1,5—2,0 мм, ширина — соответствовать расстоянию между коллекторными пластинами.
Продороживание осуществляется приспособлением
(рис. 9-11), рабочий орган (фреза) которого через гиб кий вал приводится во вращение электродвигателем,
смонтированным на поворотно-качающейся подставке. Для удаления продуктов обработки металла и слюды рукоятка приспособления 13 делается полой и через ре зиновый шланг подключается к вентиляционной системе
или пылесосу.
133