Файл: Аврух, В. Ю. Устройство и эксплуатация щеточных узлов современных турбогенераторов и турбовозбудителей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
Таблица 9-5
Допустимые скорости шлифовальных кругов для всех видов шлифования
|
|
Окружная скврость |
||
Обозначение |
фор |
кругоз, |
м/с, |
для свя |
|
зок |
|
||
мы круга |
шли |
Подача круга |
|
|
фовального (по |
баке |
|
||
ГОСТ 2424-67) |
кера |
вулка |
ПП-плоский, прямо |
Ручная |
угольного профиля |
Механическая или ав |
|
томатическая |
мичес |
лито |
нито |
кой |
вой |
вой |
30 |
40 |
35 |
35 |
— |
— |
|
ПВ—плоские C вы |
Ручная |
|
точкой |
с |
Механическая |
ПВД—плоские |
Механическая |
двойной выточкой
25 — —
25 35 —
35 35
1. Завод «Электросила» на турбогенераторах серий ТВ, TBB, ТВФ предусматривает съем контактных колец вместе со втулкой, а затем в случае необходимости отделение контактных колец от втулки.
<2. На турбогенераторах серии ТГВ завода «Электро-
тяжмаш» первоначально снимают контактные кольца, а затем втулку с вала.
Если первый способ более технологичен,, то второй обеспечивает более надежную конструкцию посадки контактора на вал, так как это дает возможность осуществить посадку втулки на вал с большим натягом.
В обоих случаях съем контактных колец с вала производится с их интенсивным нагревом автогенными горелками № 5—6 с тем, чтобы обеспечить достаточную разность температур разделяемых деталей и съема
с помощью приспособления (рис. 9-2). Для предохране ния изоляции контактных колец от открытого пламени горелок накладывается асбестовая лента.
Нагрев контактных колец при раздельном съеме производится до 200—2500C, при съеме контактора совместно со втулкой контактные кольца утепляются асбестом и нагреваются вместе со втулкой до темпера туры 150—180 °С.
После съема поверхности контактных колец очищают до металлического блеска, промывают керосином и тщательно осматривают на отсутствие внешних дефек тов. Затем производятся измерения наружного и внут-
117
Рис. 9-2. Съем контактных ко лец с вала.
а —съем наружного кольца; б — гъем внутреннего кольца; в — съем втулки турбогенераторов серии ТГВ;
г — для |
турбогенераторов серий |
||
ТВ2, |
ТВФ, TBB; 1 — контактное |
||
кольцо; |
2 — втулка; |
3 — кольцо |
|
разъемное; |
4 — кольцо |
упорное; |
|
S — |
шпилька. |
|
ɛ)
реннего диаметра контактных колец и втулки с опреде лением эллипсности и конусности при температуре деталей, остывших до температуры окружающего воз духа.
При восстановлении изоляции втулки под контактны
ми кольцами рекомендуется ее выполнение из стеклотка ни на эпоксидно-резольных лаках по технологии произ водственного ремонтного предприятия «Уралэнерго-
ремонт».
Для изоляции втулок контактных колец применяются
стеклоткань пропитанная |
марки |
ПСИФ/ЭП-70 по |
||||
ВТУ ОЭПП 503/65-60 толщиной |
0,1 мм, |
хранящаяся |
||||
на |
складе |
не более 30 дней с момента |
изготовления, |
|||
и |
бумага |
электроизоляционная |
пропиточная |
марки |
||
ЭИП-50 ГОСТ 3441-63. |
|
|
|
|
||
|
Из стеклоткани, полученной в рулонах, нарезают |
|||||
заготовки |
шириной на 15 |
мм больше длины |
втулки |
118
й длиной (м), определяемой следующим расчетом:
Λn3=π0^ -10\ м.
где Dbt — наружный диаметр неизолированной втулки контактных колец, мм; δ-толщина стеклоткани, мм;
Айз — толщина накладываемой |
изоляцииI |
, мм, равная: |
||||
___ |
.D* |
к.вн |
Dbt |
,o. |
|
|
из |
|
Л ɔ* |
|
|||
------------------ |
|
2 |
|
|
|
Dk.k.bh — внутренний диаметр контактных колец, мм.
Из пропиточной бумаги также нарезают заготовки шириной, равной длине втулки с припуском 15 мм, и длиной, равной длине окружности наружной по верхности изолированной втулки. Нарезанную заго
товку стеклоткани сматывают на барабан 1 (рис. 9-3).
з9
Рис. 9-3. Приспособление для изолировки втулки контактных колец.
/ — барабан; 2 —рама; |
3 — фланец конусный; 4 — гайка; 5—втулка; 6— руд. |
ка; 7 — болт зажимной; |
8 — стеклополотно: 9 — втулка изолированная. |
119
Для закрепления концов изоляции на барабане имеются
отверстия шириной 10 мм и длиной 50 мм. При на мотке осевую линию ткани . совмещают с серединой
изолируемой втулки. Приспособление для закрепления
втулки |
|
вместе |
с барабаном |
установлено на общей |
||||
раме 2. |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
Втулку контактных колец |
зажимают между конусны |
|||||||
ми щетками |
|
при помощи |
гайки |
|
и |
промежуточных |
||
втулок |
5 |
наружным диаметром 60 |
мм, |
внутренним диа |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
метром 16 мм и длиной, определяемой по месту. Конус
ные щеки должны самоцентрировать втулку. Оконча тельно центрирование проверяют по индикатору: биение втулки должно быть не более 0,3 мм.
Защищают и обезжиривают спиртом наружную поверхность втулки. Нагревают втулку газовой горелкой
|
|
до температуры 85—90 °С, прома |
||||||||
|
|
зывают поверхность лаком |
ЭИФ |
|||||||
|
|
и, приклеив первый слой |
стекло |
|||||||
|
|
ткани, наматывают на втулку не |
||||||||
|
|
обходимое количество слоев стек |
||||||||
|
|
лоткани. Через каждые пять сло |
||||||||
|
|
ев стеклоткани устанавливают по |
||||||||
|
|
одной заготовке пропиточной бу |
||||||||
|
|
маги, промазанной эпоксидно- |
||||||||
|
|
фенольным лаком |
марки |
|
ЭИФ. |
|||||
|
|
Направление намотки |
стеклотка |
|||||||
|
|
ни на втулку — по часовой стрел |
||||||||
Рис. 9-4. Опрессовка изо |
ке, если |
смотреть |
на |
втулку со |
||||||
ляции втулки. |
стороны |
меньшего |
посадочного |
|||||||
1 _ втулка контактных ко |
диаметра. Намотка стеклоткани |
|||||||||
|
|
производится натягом. |
Враще |
|||||||
5 — кольцо. |
ние втулки осуществляется вруч |
|||||||||
лец |
изолированная; 2 — бро |
ную при помощи рукоятки |
6. |
Ве |
||||||
ня; |
3 — катушка; 4 — втулка; |
|||||||||
|
с |
|
|
|
|
|
||||
|
|
личина натяга стеклоткани регу |
||||||||
|
|
лируется винтом |
7. |
При вращении |
||||||
винта по часовой стрелке натяг увеличивается. |
При натя |
жении наибольший момент, прикладываемый к рукоятке, должен быть не более 10 кгс-м. Приклеивают последний слой стеклоткани лаком ЭИФ, накладывают поверх стеклоткани три слоя триацетатной пленки и затягивают
стеклолентой впритык по всей длине втулки. Затем по верх стеклоленты накладывают два слоя асбестовой бу маги и утягивают ее стеклолентой вразбежку по всей
длине втулки.
120
Снимают изолированную втулку со станка. Собирают на втулке бронь и пресс-кольца (рис. 9-4). Расстояние
между пресс-кольцами должно быть не более 50 мм.
Бронь изготавливается по индивидуальным чертежам конкретно для каждого типа машин. В разъемы брони, а также в трех-четырех местах по окружности устанавли вают стальные прокладки толщиной 0,5 мм и опрессо вывают изоляцию прессующими болтами.
Нагревают втулку до температуры 90°С; температуру втулки контролируют по термометру, закрепленному непосредственно на втулке. Производят опрессовку'
изоляции, для |
чего прессующие |
болты завертываются |
с моментом не |
менее 80 кгс • м. |
|
Нагревают втулку до температуры 150°С, подтягива |
||
ют прессующие болты (момент |
затяжки не менее |
30 кгс-м) и выдерживают при этой температуре в тече ние времени, определяемого, из расчета 2 ч на 1 мм намотанной изоляции. После запечки вновь подтягивают
прессующие болты, момент затяжки не менее 30 кгс-м.
В зажатом состоянии втулку охлаждают до темпера
туры окружающей среды. Затем проводят нормализацию
изоляции. Для этого втулку в зажатом состоянии нагре вают до температуры 150 oC и выдерживают при этой температуре в течение 12 ч. После охлаждения разби-
Рис. 9-5. Приспособление для крепления втулки при проточке.
/ — патрон токарного станка; 2 — оправка конусная; 3 — втулка изолированная; 4 — плунжер; 5 — стержень конусный; 6 — палец; 7 — гайка; 8 — направляющая шайба; 9 —конус.
рают прессующие приспособления. Проверяют качество изоляции: изоляция не должна иметь морщины глубиной более 0,3 мм и должна быть монолитной (при простуки вании слесарным молотком массой 0,2-0,3 кг по изоля
ции звук должен быть металлическим).
9—660 |
121 |
Проточка изолированной втулки производится на то карном станке, позволяющем проточить с необходимой
точностью для данного размера. Для обтачивания используют плунжерную оправку.
Геометрические размеры сопрягаемых деталей |
Таблица 9-6 |
|||||||
контактных колец различных турбогенераторов |
узла |
|
||||||
|
|
|||||||
|
Наружный |
Наружный |
Внутрен |
|
|
|
||
Тип^генера- |
ний диа |
|
|
Длина |
||||
диаметр |
диаметр втул |
метр кон |
Натяг, мм |
|||||
тора |
втулки, |
|
ки изолиро |
тактного |
втулки, |
|||
|
MM |
|
|
ванной, мм |
кольца, |
|
|
MM |
ТВ2-30-2 |
309+0,1 |
313,75_ 0,035 |
мм |
0,665—0,75 |
300 |
|||
313+0.°6 |
||||||||
Т2-25-2 |
303+0,1 |
3 1 3,75.0,035 |
313+0>0δ 0,665—0,75 |
300 |
||||
ТВ-50-2 |
||||||||
ТВ-60-2 |
3094НО, 1 |
313,75-o,o35 |
313+°.°δ 0,665—0,75 |
300 |
||||
ТВ2-100-2 |
309= =о,1 |
313,75~o,o35 |
313+0.0δ 0,665—0,75 |
300 |
||||
ТВ2-150-2 |
3094=0,10,34 |
313,75_о>оз5 |
313+0,05 |
0,665—0,75 |
300 |
|||
ТВФ-200-2 |
3094НО■ |
, 1 |
313,75_ 0 035 |
313+0.0δ 0,665—0,75 |
300 |
|||
ТВФ-60-2 |
329 _ |
|
|
333,75-0,035 |
333+0.0δ |
0,665—0,75 |
490 |
|
ТВФ-63-2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
ТВФ-100-2 |
•0,34 |
333,75.0 035 |
348+0.0s 0,665—0,75 |
490 |
||||
ТВФ-120-2 |
329.■0,34 |
|||||||
TBB-165-2 |
329 _■ |
0,34 |
333,75.o,35 |
333+°.°5 |
0,665—0,75 |
820 |
||
ТВВ-200-2 |
329 _■0,34 |
333,75_о>оз5 |
-333+0.0δ 0,665—0,78 |
620 |
||||
ТВВ-320-2 |
329 _• |
0,1 |
333,75_о;оз5 |
333+0.0δ 0,665—0,76 |
570 |
|||
ТГВ-25 |
309 _■ |
0,1 |
314,4-o.o35 |
313,6+°,°δ 0,715—0,8 |
300 |
|||
ТВО-ЗО |
309 _■0,1 |
313,8_0 035 |
313+0,05 0,715—0,8 |
300 |
||||
ТГВ-200 |
298 _■0,1 |
300.0,035 |
340+°.°δ |
1,1—0,25 |
510 |
|||
ТГВ-300 |
295.•0,1 |
3OO-o,θ35 |
340+0.0δ |
1,1—0,25 |
550 |
|||
ТГВ-300 |
-295. |
|
|
3OO-o,θ35 |
340+°,°δ |
1,1—0,25 |
155 |
|
ТВВ-500-2 |
|
|
|
37O,8-o,12 |
370+°,06 0,62—0,80 |
700 |
||
ТВВ-800-2 |
|
|
|
358,54-0t03s |
358+°.°δ |
0,46—0,54 |
770 |
Втулку надевают без натяжения на конусную часть корпуса. Оправку устанавливают одним концом в ку лачки патрона станка, а второй конец поджимают центром. Индикатором проверяют биение оправки по по
верхности а (рис. 9-5). Биение должно быть не более
0,02 мм. Для закрепления втулки вращением гайки 7
подают конический стержень. При этом плунжером 4
раздвигают, центрируют и закрепляют второй конец втулки.
В табл. 9-6 приведены заводские размеры сопря гаемых деталей (втулки и кольца), которые следует соблюдать при восстановлении миканитовой изоляции втулки.
122
При применении изоляции из стеклотекстолита натяг кольца на втулку можно принять δ = 0,0014Dκ, где Dk —
внутренний диаметр контактного кольца (мм). Толщина изоляции должна быть не менее 2,5 мм. Исходя из этого
Таблица 9-7
Величины испытательных напряжений изоляции деталей узла контактных колец и токоподвода
Объект испытаний
Изоляция новых шин токоподводов перед укладкой
Изоляция новых стержней токопод
водов перед укладкой в изоляцион
ный цилиндр Изоляция новых токоведущих вин
тов перед установкой на ротор
Изоляция щеткодержательного ап парата
Изоляция новых шин токоподводов после укладки и заклиновки
Изоляция новых стержней токопод водов после укладки, в ротор совмест но с токоведущими винтами, но без обмотки ротора и контактных колец
Изоляция новой втулки контактных колец после механической обработки до посадки колец
Изоляция контактных колец после посадки их на втулку
Изоляция контактных колец после посадки их на ротор
Испытательное напряжение пере менного тока час тотой 5G Гц В в течение ɪ мин
3 3504-15í/p.H*
2 700-μi4i7p .h
4 700+15[∕p.h
3 350+15í7p.Hz
3 350+9‰
Предель ные зна чения ис пытатель ного напря жения, В
8 **600
5 600
'7 600 4 800
8 600
5 600
8 600
5600
6000
3600
* За номинальное напряжение обмотки ротора |
н принимается напряженіе |
на контактных кольцах при номинальной нагрузке турбогенератора в установив шемся тепловом состоянии (табл. 9-8).
В числителе приведено максимально допустимое значение испытательного напряжения, в знаменателе—минимально допустимое напряжение.
до наложения изоляции нужно решить вопрос о проточке наружного диаметра втулки.
После обтачивания изоляции размечают окна и от
верстия: изоляцию в этих местах вырезают и запиливают по контуру окон и отверстий. Резьбовые отверстия про гоняют метчиком. Затем всю поверхность изоляции по крывают бакелитовым лаком марки А (ГОСТ 904-56).
9* |
123 |