Файл: Аврух, В. Ю. Устройство и эксплуатация щеточных узлов современных турбогенераторов и турбовозбудителей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контактные кольца в горячем состоянии с натятом 0,5—1,1 мм насаживаются на втулку, изолированную

миканитом толщиной 1,5—2,0 мм (рис. 1-4). В качестве изоляции втулки применяют также стеклотекстолит

с промазкой эпоксидно-резольными лаками и после­

дующей запечкой. Технология изолировки втулки предус­ матривает опрессовку в горячем состоянии с целью обеспечения монолитности изоляции и уменьшения усадки при посадке контактного кольца. В противном случае может произойти ослабление посадки кольца,

повышение вибрации и ухудшение работы щеточного узла.

Для обеспечения более равномерного токораспределения по окружности контактных колец выполняется одно из двух следующих конструктивных решений:

а) На торцевой поверхности контактного кольца закрепляются медные кольцевые пластины, плотно прижатые к контактному кольцу болтовым соединением с одной стороны и надежно припаянные к токоведущим шинам с другой стороны.

б) Контактные кольца посажены на промежуточное медное разрезное кольцо горячей посадкой, в которое также впаиваются токоведущие шины. Разрезное медное кольцо предварительно протачивается в специальной

оправке в сжатом состоянии до чертежных размеров. Одна или две пары коротких токоведущих болтов, рас­

положенных в диаметрально противоположных радиаль­ ных отверстиях консольной части вала ротора между контактными кольцами разноименной полярности, зак­ репляются конусным резьбовым соединением с токоведу­ щим стержнем, расположенным в центральном отверстии ротора. Конусное соединение предназначено для обеспече­ ния надежного электрического контакта двух разъемных деталей. Для лучшего контакта сопрягаемые поверхно­ сти, а также головки болтов подвергаются серебрению гальвйническим способом.

Токоведущие болты (рис. 1-5) вулканизируют тепло­ стойкой' резиной. В турбогенераторах с водородным ох­ лаждением токоподводящие болты уплотняют резиновой шайбой 10 (рис. 1-1), которая зажимается специальной гайкой И для предотвращения утечки водорода через радиальное отверстие в валу ротора.

Гибкие шины токоподвода набираются из медной фольги толщиной 0,3—0,5 мм до общей толщины 10—

11

20 мм в зависимости от величины тока. Шину изолируют стекломиканитом с односторонней толщиной до 4 мм и

обматывают снаружи для механической защиты стек­

лянной лентой в два слоя вполнахлеста. Шину вместе с изоляционными деталями, предотвращающими смеще­

ние и возможность пробоя на вал, укладывают в углуб­

ление в валу ротора.

Рис. 1-5. Токоведущие болты.

а — большой; б — короткий.

Втулка контактных колец изготавливается из полосо­ вой стали или из поковки. В средней части втулки име­ ются окна для выхода токоведущих винтов и размеще­ ния шин, а также выполняются конструктивные детали для механического крепления элементов токопод­

вода от действия центробежных СИЛ. -

Закрепление токоподводящих болтов и гибких шин в зоне контактных колец от действия центробежных сил

осуществляется либо с помощью стальных изолирован­ ных скоб (рис. 1-1), уложенных поверх токоподводяще­ го болта по профилю изолированной втулки контактных колец с болтовым креплением (турбогенераторы серий ТВ, TBB, ТВФ), либо стальными клиньями специальной конфигурации, устанавливаемыми в пазы в средней ча­ сти втулки (турбогенераторы серии ТГВ).

12


Стержень токоподвода в центральном отверстии вала состоит из двух медных полустержней, изолированных по всей длине. Полустержни в собранном состоянии

с изоляционной прокладкой между ними изолируются от вала трубкой из бакелизированной бумаги. На концах полустержней выполняются сквозные резьбовые (кониче­ ские) отверстия для установки токоведущих болтов. Ко­ личество болтов выбирается в зависимости от величины тока возбуждения. Обычно в месте подсоединения шин устанавливаются один-два болта. Сечение стержней токо­ подвода выбирается по конструктивным соображениям

взависимости от диаметра центрального отверстия. Плотность тока в стержнях незначительная и колеблется-

впределах 0,4—1,0 А/мм2.

Герметичность зоны расположения стержня токопод­ вода в центральном отверстии осуществляется, помимо уплотнения отверстий токоведущих болтов, путем заг­

лушки в 'торцевой части центрального отверстия ротора

стальной пластиной и резиновой прокладкой. От смеще­

ния в аксиальном направлении стержень токоподвода удерживают радиальные токоведущие болты.

Одной из составных частей узла конструктивных ко­ лец является щеткодержательный аппарат — траверса.

К конструкции траверсы предъявляются требования на­ дежности, достаточной механической и электрической

прочности, а также удобства и безопасности обслужива=

ния. Устанавливается траверса на расширенное основа­

ние подшипника генератора со стороны возбудителя

(рис. 1-6) или непосредственно на фундаментную плиту через подставку.

На рис. 1-7 траверса'собирается из медных шин пря­ моугольного сечения, загнутых на ребро. '

Шины смещаются ів осевом направлении при помощи проставок в месте их крепления для максимального ис­ пользования ширины контактного кольца и уменьшения количества щеток, скользящих по одному следу на коль­ це. В шинах устанавливаются овальные отверстия для крепления щеткодержателей и возможности их переме­

щения в радиальном направлении, нобходимом для уста­ новки зазора между кольцом и щеткодержателем. Под­ вод тока к щеткодержательному аппарату от источника

постоянного .тока осуществляется кабелями. Для крепле­

ния кабельных наконечников в нижней части траверсы просверлены отверстия.

13


Рис. 1-6. Опорный подшипник с установленным на нем щеткодержательным аппаратом.

X— корпус подшипника; 2 - іцеткодержательный аппарат.

Рис. 1-7. Траверса іиеткодержательного аппарата.

-т шпилька изолированная; 2 — перегородка изоляционная; 3 — шина медная; 4 — стойка стальная: 5 — щеткодержатель.

Шины при помощи разъемных кронштейнов закреп­

ляются на изолированных шпильках, ввернутых в стой­ ки. Снаружи щеткодержательный аппарат закрыт кожу­ хом от попадания сверху воды и посторонних предметов.

Кожух крепится на петлях для обеспечения свободного доступа и возможности замены щеток при эксплуатации генератора. Стойки траверсы с внутренней стороны изо­ лированы листовым изоляционным материалом, а между

 

траверсами разной

по­

 

лярности

закрепляется

 

изоляционный диск для

 

исключения замыкания

 

или случайного прико­

 

сновения

при

.обслу­

 

живании аппарата.

 

 

 

В конструкции тра­

 

версы (рис. 1-8), вы­

 

полненной

способом

 

литья из цветного ме­

 

талла

шины и

поддер­

 

живающее

устройство

 

совмещены в одной де­

Рис. 1-8. Траверса турбогенератора

тали. Для равномерно­

го

распределения

ще­

ТВВ-320-2.

ток

по ширине

кольца

гнутыми по винтовой линии.

шины

выполнены

изо-

верса

имеет развитую

опорную поверхность, при помощи которой она через изо­ ляционную прокладку крепится непосредственно к осно­ ванию стула подшипника.

В турбогенераторах ТВВ-320-2 последних выпусков применена траверса разъемной конструкции, позволяю­ щей производить ее разборку для проточки контактных колец без съема возбудителя.

На кольцевые медные шины травёрсы прикрепляются щеткодержатели, назначение которых сводится в основ­ ном к созданию наивыгоднейших условий для работы

электрощеток с точки зрения устойчивости и стабильно­ сти их контактных характеристик.

Многообразны конструкции щеткодержателей, пред­ назначенных для различных условий эксплуатации. Оп­ ределяющими факторами при конструировании щетко­ держателей являются скорость вращения колец, уровень их вибрации, материал контактной чары, рабочие тем-

16


пературы щеток й колец, токовые нагрузки и т: Д.

В настоящее время для мощных электрических машин

сбольшим числом щеток, таких, как турбогенераторы, применяются в. основном щеткодержатели, в корпусах которых выполнены калиброванные отверстия под щетку

и нажимной механизм с цилиндрической пружиной сжа­

тия типа ДБ (рис. 1-9).

1

Рис. 1-9. Щеткодержатель типа ДБ. Основные размеры.

1 — корпус; 2 — стержень; 3 — планка; 4 — пружина.

b×l×h* 32×20×65 32×25×65 3O×22×6U *b×l×h 32×20×65 32×25×65 30×22×60

Ь1

32+0,05

32+0,05

30+0,05

а

24

27

25

h

2

+0,045

25+0,045

22+0,045

H

100

92

100

 

39

I

20

20

20

q

38

38

36

в

f

28

28

28

L

 

37

43

 

 

 

 

 

* b×l×h-размеры наиболее часто используемых щеток по высоте, ширине и длине.

Щеткодержатель с цилиндрической пружиной сжатия представляет собой радиальную конструкцию с плоской поверхностью крепления, обеспечивающую минимальный вылет и занимаемую небольшое пространство в объеме машины, что позволяет размещать по окружности коль­ ца до 70 пар щеткодержателей и более. Конструкция щеткодержателя предполагает ступенчатое регулировдг ние нажимного усилия на щетку и возможность примене-

2—660

'

17