Файл: Аврух, В. Ю. Устройство и эксплуатация щеточных узлов современных турбогенераторов и турбовозбудителей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
Готовую изоляцию втулки испытывают напряжением
промышленной частоты. Нормы испытательных напряже ний приведены в табл. 9-7, 9-8. Для испытаний наруж ную поверхность изоляции в местах посадки контактных колец по контуру плотно обертывают алюминиевой
фольгой толщиной 0,02—0,03 мм. |
Таблица 9-8 |
||||
Номинальное напряжение возбуждения |
|||||
турбогенераторов |
|
|
|
||
Тип турбогенера |
t7P.κ∙ |
в |
Тип турбоге |
"р.н’ b |
|
тора |
нератора |
||||
340 |
|
320 |
|||
ТВ2-100-2 |
|
ТВВ-200-2 |
|||
ТВФ-60-2 |
220 |
|
ТВВ-320-2 |
450 |
|
ТВФ-100-2 |
270 |
|
ТВВ-500-2 |
480 |
|
ТВФ-200-2 |
370 |
|
ТГВ-200 |
460 |
|
TBB-165-2 |
370 |
|
ТГВ-300 |
440 |
|
При необходимости замены контактных колец, при |
|||||
выборе материала |
для изготовления |
новых колец сле |
дует руководствоваться рекомендациями гл. 5. Для тур богенераторов мощностью 80—100 МВт, эксплуатирую
щихся с гладкими контактными кольцами, рекомендует ся в процессе ремонта выполнить ленточную нарезку на контактной поверхности (см. гл. 8).
Посадку узла контактных колец на вал рекомендует ся производить следующим образом.
Втулку нагревают до 120—130 oC и сажают на'вал ротора. Нагрев открытым пламенем ведется внутри втулки. Необходимо принять меры по защите стеклотек
столита и резьбы от попадания прямого пламени. После полного охлаждения испытывают изоляцию
втулки повышенным напряжением переменного тока про мышленной частоты. Затем закрепляют-на втулке упор
для посадки кольца на место. Расстояние от края внут реннего диаметра кольца до края изоляции должно быть
не менее 25 мм. Нагревают контактное кольцо пламенем газовой горелки до температуры 250—300 °С, и при по мощи предварительно надетого хомута (рис. 9-6) кольцо сажают на втулку. Положение колец по окружности строго ориентируется по маркировке.
После охлаждения контактного кольца до температу ры окружающей среды сжатым воздухом производят
124
испытание электрической прочности изоляции кольца повышенным напряжением переменного тока промыш ленной частоты. После установки и закрепления дистан ционных проставок по изложенной выше технологии на гревают и устанавливают второе контактное кольцо.
При необходимости восстановления изоляции гибкие
шины токопровода, подсоединенные к контактным коль
цам, изолируют |
одним слоем стеклоленты толщиной |
0,2 мм впритык, |
четырьмя-пятью слоями, стеклоленты |
марки С2ЛФГ толщиной 0,13—0,17 мм и двумя слоями стеклоленты дполнахлеста.
Рис. 9-6. Хомут для посадки контактных колец.
Dk k-диаметр контактного кольца.
Гибкие шины токоподвода, подсоединяемые к обмот ке ротора, изолируются стеклополотном, пропитанным лаком ЭРІ-30 из расчета односторонней толщины изоля ции 4 мм, после чего опрессовываются и запекаются при температуре 140—160 oC в течение 10 ч. На дно паза токоподвода укладывают текстолитовые прокладки ши риной, равной ширине паза, общей толщиной 4 мм. Уло женная шина с боков расклинивается текстолитовыми прокладками необходимой толщины и шириной, равной высоте шины. Поверх шины укладывают текстолитовые прокладки и стальную полосу, общая толщина которых подбирается по месту. После этого пазы заклиниваются.
Стержень токоподвода изолируется следующимчобразом:
1)На торце каждого медного полустержня керном отмечается плоскость, в которой расположены оси резь бовых отверстий для токоведущих болтов.
2)Поверхность полустержней покрывают тонким сло ем лака ГФ-95.
125
3) На каждый полустержепь накладывают шесть слоев стекло'микаленты марки С2ЛФ5 толщиной 0,13-мм віполуперекрой и один защитный слой стеклоленты с (пе
рекрытием в 1∕3 каждого слоя стекломикаленты.
Рис. 9-7. Стержень центрального токопровода. Основные размёры.
Тип гене d, |
Ь, |
|
I, |
|
L, |
а |
|
Примечание |
|
ратора |
мм |
мм |
|
MM |
|
мм |
мм |
|
|
ТВВ-165-2 |
120 |
100 |
1 |
750 |
1 |
990 |
120 |
|
- |
ТВФ-100-2 |
120 |
- |
1 |
580 |
1 |
820 |
120 |
|
- |
ТВВ-200-2 |
120 |
100 |
1 |
745 |
I |
985 |
120 |
■ |
C одноструйной вентиляцией |
|
120 |
100 |
1 |
865 |
2 105 |
120 |
|
C двухструйной вентиляцией |
|
ТВВ-320-2 |
120 |
100 |
1 |
785 |
2 025 |
120 |
|
C одноструйной вентиляцией |
|
|
120 |
100 |
1 |
985 |
2 225 |
120 |
|
C двухструйной вентиляцией |
|
ТГВ-200 |
118,5 |
- |
1 |
920 |
2 157 |
130 |
|
- |
|
ТВВ-300 |
118,5 |
120 |
2 007 |
2 244 |
130 |
|
- |
||
4) |
Изоляцию сушат |
в |
печи при |
температуре 120°С |
|||||
в течение 3—4 |
ч, а |
затем запекают при температуре |
|||||||
180—200 oC в течение 5—6 ч. |
слой |
стеклоленты и полу |
|||||||
5) |
Снимают |
защитный |
стержни изолируют одним слоем стеклолакоткани Л СК-7 толщиной 0,15 мм вполнахлеста. Между изолированны ми полустержнями ставится текстолитовая прокладка толщиной 4 мм, шириной 90 мм, и весь комплект бандажируется одним слоем стеклоленты ¡впритык. На стер жень токоподвода ударом молотка через деревянную оправку насаживают бумажно-бакелитовый цилиндр. Предварительно на его внутренней кромке снимают фас ку. Если бакелитовый цилиндр по длине состоит из двух частей, то в месте их сопряжения на внутренней стороне
126
одного И наружной стороне другого цилиндра на длине 40 мм срезается слой, равный половине толщины их стенки. Место соединения при сборке подмазывают ба келитовым лаком. В местах отверстий для токоведущих болтов изоляцию вырубают и подрезают ножом. Основ
ные |
размеры |
изолированного стержня показаны на |
рис. 9-7. |
капитального ремонта турбогенератора |
|
В |
процессе |
проверяют герметичность уплотнения токоведущих бол тов обмотки ротора воздухом давлением 3—5 кгс/см2 в течение часа. Уплотнение считается удовлетворитель ным, если давление по манометру снижается не более чем на 5% первоначальной величины.
Обнаруживают места утечки воздуха при помощи га лоидного течеискателя типа ГТИ-2, для чего к воздуху, подаваемому в ротор, добавляют небольшое количество фреона. Обнаруженные места утечки переуплотняют.
Одновременно проверяют состояние изоляции, кон
тактное |
соединение |
її детали |
уплотнения. Для |
по |
||
вышения |
надежности |
уплотнения |
токоведущих |
бол |
||
тов рекомендуется |
выполнить |
.их |
реконструкцию |
|||
(см. гл. 8). |
|
болтов, |
подсоединения |
|||
После ’ сборки токоведущих |
гибких токоподводов, установки изоляционных и крепя щих деталей изоляционные детали и стеклотекстолито вую изоляцию промазывают лаком ЭРІ-30.
В процессе ремонта проверяют состояние внутренней
поверхности щеткодержателей, которая должна быть чи стой, без забоин и-заусенцев,’не иметь следов прохожде ния тока через обойму и пружину. Дефектные щеткодер жатели заменяют. На острых кромках обоймы щетко держателя выполняется фаска 1—2 мм во избежание зависания щеток.
Пружины щеткодержателей осматривают, и при на личии цветов побежалости от ярко-синего до темно-сине
го пружины подлежат замене. Проверяют правильность
установки щеткодержателей. Радиальные зазоры между щеткодержателями и контактным кольцом выставляют в пределах 2—3 мм. Обращается внимание на радиаль ность установки щеткодержателей: допустимое отклоне
ние ±2°.
Траверса при установке на место выставляется в осе вом направлении с учетом тепловых и упругих деформа ций ротора с тем, чтобы при всех допустимых режимах
127
работы генератора щетки не свисали р контактного
кольца.
Тщательно осматривают все щетки. Щетки со значи тельными сколами рабочих поверхностей, с нарушением целостности или заделки токоведущих проводов и щет ки, изношенные больше нормы, заменяют новыми. Новые щетки перед установкой также подлежат осмотру.
Установленные в щеткодержателе щетки должны сво
бодно перемещаться в обоймах щеткодержателей, зазор между обоймой и щеткой, измеренный щупом, должен
быть в пределах 0,1—0,3 мм. Если щетка слишком плот но входит в окно щеткодержателя, то допускается их притирка стеклянной шкуркой.
Регулируют нажатие щеток, и затем контактные по
верхности вновь устанавливаемых щеток |
притираются |
к рабочей поверхности контактного кольца |
стеклянной |
шлифовальной шкуркой, для чего полоса шкурки, зани
мающая всю площадь кольца, прокладывается вкруго
вую между щетками и кольцом так, чтобы нахлест пре вышал расстояние между нижними щеточными бракета-
ми. Пружины щеткодержателей устанавливают в рабо чее положение и включают валоповоротное устройство. Притирку производят до приработки примерно 95% ра бочей поверхности щетки, после чего шкурка удаляется, щеточный аппарат продувается сжатым воздухом, а ра
бочие поверхности контактных колец протирают спир том. Затем производится приработка щеток под током до образования зеркальной поверхности на 90% их ра бочей зоны. Приработка должна производиться при ра
боте турбогенератора с током ротора в пределах 0,3—
0,5 ∕∏∙
В процессе капитального ремонта узла контактных колец производят пооперационные электрические испы тания (табл. 9-7). Перед пуском генератора проверяют
ся затяжка и стопорение всех'контактных соединений.
Испытывается ротор на газоплотность. После луска ге нератора производят измерения вибрации контактных колец на холостом ходу без возбуждения, а после вклю чения в сеть — под нагрузкой в установившемся режиме.
Если вибрация превышает норму, причем частота вибра ции совпадает с частотой вращения, необходимо произ
вести |
балансировку |
машины |
в |
соответствии с [Л. 22]. |
|
В |
случае необходимости |
анализируется |
вибрацион |
||
ное состояние узла |
контактных |
колец и |
выполняются |
-128