Файл: Аврух, В. Ю. Устройство и эксплуатация щеточных узлов современных турбогенераторов и турбовозбудителей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Готовую изоляцию втулки испытывают напряжением

промышленной частоты. Нормы испытательных напряже­ ний приведены в табл. 9-7, 9-8. Для испытаний наруж­ ную поверхность изоляции в местах посадки контактных колец по контуру плотно обертывают алюминиевой

фольгой толщиной 0,02—0,03 мм.

Таблица 9-8

Номинальное напряжение возбуждения

турбогенераторов

 

 

 

Тип турбогенера­

t7P.κ∙

в

Тип турбоге­

"р.нb

тора

нератора

340

 

320

ТВ2-100-2

 

ТВВ-200-2

ТВФ-60-2

220

 

ТВВ-320-2

450

ТВФ-100-2

270

 

ТВВ-500-2

480

ТВФ-200-2

370

 

ТГВ-200

460

TBB-165-2

370

 

ТГВ-300

440

При необходимости замены контактных колец, при

выборе материала

для изготовления

новых колец сле­

дует руководствоваться рекомендациями гл. 5. Для тур­ богенераторов мощностью 80—100 МВт, эксплуатирую­

щихся с гладкими контактными кольцами, рекомендует­ ся в процессе ремонта выполнить ленточную нарезку на контактной поверхности (см. гл. 8).

Посадку узла контактных колец на вал рекомендует­ ся производить следующим образом.

Втулку нагревают до 120—130 oC и сажают на'вал ротора. Нагрев открытым пламенем ведется внутри втулки. Необходимо принять меры по защите стеклотек­

столита и резьбы от попадания прямого пламени. После полного охлаждения испытывают изоляцию

втулки повышенным напряжением переменного тока про­ мышленной частоты. Затем закрепляют-на втулке упор

для посадки кольца на место. Расстояние от края внут­ реннего диаметра кольца до края изоляции должно быть

не менее 25 мм. Нагревают контактное кольцо пламенем газовой горелки до температуры 250—300 °С, и при по­ мощи предварительно надетого хомута (рис. 9-6) кольцо сажают на втулку. Положение колец по окружности строго ориентируется по маркировке.

После охлаждения контактного кольца до температу­ ры окружающей среды сжатым воздухом производят

124


испытание электрической прочности изоляции кольца повышенным напряжением переменного тока промыш­ ленной частоты. После установки и закрепления дистан­ ционных проставок по изложенной выше технологии на­ гревают и устанавливают второе контактное кольцо.

При необходимости восстановления изоляции гибкие

шины токопровода, подсоединенные к контактным коль­

цам, изолируют

одним слоем стеклоленты толщиной

0,2 мм впритык,

четырьмя-пятью слоями, стеклоленты

марки С2ЛФГ толщиной 0,13—0,17 мм и двумя слоями стеклоленты дполнахлеста.

Рис. 9-6. Хомут для посадки контактных колец.

Dk k-диаметр контактного кольца.

Гибкие шины токоподвода, подсоединяемые к обмот­ ке ротора, изолируются стеклополотном, пропитанным лаком ЭРІ-30 из расчета односторонней толщины изоля­ ции 4 мм, после чего опрессовываются и запекаются при температуре 140—160 oC в течение 10 ч. На дно паза токоподвода укладывают текстолитовые прокладки ши­ риной, равной ширине паза, общей толщиной 4 мм. Уло­ женная шина с боков расклинивается текстолитовыми прокладками необходимой толщины и шириной, равной высоте шины. Поверх шины укладывают текстолитовые прокладки и стальную полосу, общая толщина которых подбирается по месту. После этого пазы заклиниваются.

Стержень токоподвода изолируется следующимчобразом:

1)На торце каждого медного полустержня керном отмечается плоскость, в которой расположены оси резь­ бовых отверстий для токоведущих болтов.

2)Поверхность полустержней покрывают тонким сло­ ем лака ГФ-95.

125

3) На каждый полустержепь накладывают шесть слоев стекло'микаленты марки С2ЛФ5 толщиной 0,13-мм віполуперекрой и один защитный слой стеклоленты с (пе­

рекрытием в 1∕3 каждого слоя стекломикаленты.

Рис. 9-7. Стержень центрального токопровода. Основные размёры.

Тип гене­ d,

Ь,

 

I,

 

L,

а

 

Примечание

ратора

мм

мм

 

MM

 

мм

мм

 

ТВВ-165-2

120

100

1

750

1

990

120

 

-

ТВФ-100-2

120

-

1

580

1

820

120

 

-

ТВВ-200-2

120

100

1

745

I

985

120

C одноструйной вентиляцией

 

120

100

1

865

2 105

120

 

C двухструйной вентиляцией

ТВВ-320-2

120

100

1

785

2 025

120

 

C одноструйной вентиляцией

 

120

100

1

985

2 225

120

 

C двухструйной вентиляцией

ТГВ-200

118,5

-

1

920

2 157

130

 

-

ТВВ-300

118,5

120

2 007

2 244

130

 

-

4)

Изоляцию сушат

в

печи при

температуре 120°С

в течение 3—4

ч, а

затем запекают при температуре

180—200 oC в течение 5—6 ч.

слой

стеклоленты и полу­

5)

Снимают

защитный

стержни изолируют одним слоем стеклолакоткани Л СК-7 толщиной 0,15 мм вполнахлеста. Между изолированны­ ми полустержнями ставится текстолитовая прокладка толщиной 4 мм, шириной 90 мм, и весь комплект бандажируется одним слоем стеклоленты ¡впритык. На стер­ жень токоподвода ударом молотка через деревянную оправку насаживают бумажно-бакелитовый цилиндр. Предварительно на его внутренней кромке снимают фас­ ку. Если бакелитовый цилиндр по длине состоит из двух частей, то в месте их сопряжения на внутренней стороне

126


одного И наружной стороне другого цилиндра на длине 40 мм срезается слой, равный половине толщины их стенки. Место соединения при сборке подмазывают ба­ келитовым лаком. В местах отверстий для токоведущих болтов изоляцию вырубают и подрезают ножом. Основ­

ные

размеры

изолированного стержня показаны на

рис. 9-7.

капитального ремонта турбогенератора

В

процессе

проверяют герметичность уплотнения токоведущих бол­ тов обмотки ротора воздухом давлением 3—5 кгс/см2 в течение часа. Уплотнение считается удовлетворитель­ ным, если давление по манометру снижается не более чем на 5% первоначальной величины.

Обнаруживают места утечки воздуха при помощи га­ лоидного течеискателя типа ГТИ-2, для чего к воздуху, подаваемому в ротор, добавляют небольшое количество фреона. Обнаруженные места утечки переуплотняют.

Одновременно проверяют состояние изоляции, кон­

тактное

соединение

її детали

уплотнения. Для

по­

вышения

надежности

уплотнения

токоведущих

бол­

тов рекомендуется

выполнить

.их

реконструкцию

(см. гл. 8).

 

болтов,

подсоединения

После ’ сборки токоведущих

гибких токоподводов, установки изоляционных и крепя­ щих деталей изоляционные детали и стеклотекстолито­ вую изоляцию промазывают лаком ЭРІ-30.

В процессе ремонта проверяют состояние внутренней

поверхности щеткодержателей, которая должна быть чи­ стой, без забоин и-заусенцев,’не иметь следов прохожде­ ния тока через обойму и пружину. Дефектные щеткодер­ жатели заменяют. На острых кромках обоймы щетко­ держателя выполняется фаска 1—2 мм во избежание зависания щеток.

Пружины щеткодержателей осматривают, и при на­ личии цветов побежалости от ярко-синего до темно-сине­

го пружины подлежат замене. Проверяют правильность

установки щеткодержателей. Радиальные зазоры между щеткодержателями и контактным кольцом выставляют в пределах 2—3 мм. Обращается внимание на радиаль­ ность установки щеткодержателей: допустимое отклоне­

ние ±2°.

Траверса при установке на место выставляется в осе­ вом направлении с учетом тепловых и упругих деформа­ ций ротора с тем, чтобы при всех допустимых режимах

127


работы генератора щетки не свисали р контактного

кольца.

Тщательно осматривают все щетки. Щетки со значи­ тельными сколами рабочих поверхностей, с нарушением целостности или заделки токоведущих проводов и щет­ ки, изношенные больше нормы, заменяют новыми. Новые щетки перед установкой также подлежат осмотру.

Установленные в щеткодержателе щетки должны сво­

бодно перемещаться в обоймах щеткодержателей, зазор между обоймой и щеткой, измеренный щупом, должен

быть в пределах 0,1—0,3 мм. Если щетка слишком плот­ но входит в окно щеткодержателя, то допускается их притирка стеклянной шкуркой.

Регулируют нажатие щеток, и затем контактные по­

верхности вновь устанавливаемых щеток

притираются

к рабочей поверхности контактного кольца

стеклянной

шлифовальной шкуркой, для чего полоса шкурки, зани­

мающая всю площадь кольца, прокладывается вкруго­

вую между щетками и кольцом так, чтобы нахлест пре­ вышал расстояние между нижними щеточными бракета-

ми. Пружины щеткодержателей устанавливают в рабо­ чее положение и включают валоповоротное устройство. Притирку производят до приработки примерно 95% ра­ бочей поверхности щетки, после чего шкурка удаляется, щеточный аппарат продувается сжатым воздухом, а ра­

бочие поверхности контактных колец протирают спир­ том. Затем производится приработка щеток под током до образования зеркальной поверхности на 90% их ра­ бочей зоны. Приработка должна производиться при ра­

боте турбогенератора с током ротора в пределах 0,3—

0,5 ∕∏∙

В процессе капитального ремонта узла контактных колец производят пооперационные электрические испы­ тания (табл. 9-7). Перед пуском генератора проверяют­

ся затяжка и стопорение всех'контактных соединений.

Испытывается ротор на газоплотность. После луска ге­ нератора производят измерения вибрации контактных колец на холостом ходу без возбуждения, а после вклю­ чения в сеть — под нагрузкой в установившемся режиме.

Если вибрация превышает норму, причем частота вибра­ ции совпадает с частотой вращения, необходимо произ­

вести

балансировку

машины

в

соответствии с [Л. 22].

В

случае необходимости

анализируется

вибрацион­

ное состояние узла

контактных

колец и

выполняются

-128