Файл: Эстеркин, Р. И. Эксплуатация котлоагрегатов на газовом топливе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ность шпинделя должна быть тщательно проверена, так как шпиндель, покрытый ржавчиной или имеющий задиры, не обес­ печивает плотности сальника даже при высококачественной на­ бивке. Очищать шпиндель рекомендуется окисью хрома, разве­ денной в чистом шлифовальном масле до консистенции сметаны. Кусок чистого войлока обмакивают в разведенную окись хрома и стирают им грязь или ржавчину с поверхности до тех пор, пока она не станет чистой.

В процессе осмотра шпинделя проверяют уплотнительную поверхность имеющейся на нем заточки, которая не допускает проникновения рабочей среды в сальник при поднятом до отказа клапане. Необходимо также проверить надежность крепления клапана к шпинделю и наличие слабины в этом креплении, не­ обходимой для самоустановки тарелки при закрытии.

Для арматуры газопроводов можно применять выпускаемую промышленностью набивку, состоящую из асбестового плетеного шнура, пропитанного тальком, или асбестовую набивку «Рациональ», представляющую собой плетеный асбестовый прографиченный шнур квадратного сечения, пропитанный антифрик­ ционной массой.

Размеры плетеного шнура выбирают по зазору между шпин­ делем, и стенкой сальника; шнур должен плотно входить в этот зазор. Шнур укладывают кольцами с косыми срезами концов и с расположением стыков вразбежку. Уложив два-три кольца, их уплотняют, обжимая разрезными полукольцами. Так запол­ няют за несколько приемов всю коробку сальника, оставляя для установки крышки 4—5 мм. При заправке сальниковой набивки необходимо следить, чтобы крышка сальника находи­ лась в гнезде без перекоса. Это можно определить по одина­ ковой величине зазора у шпинделя в отверстии крышки саль­ ника. При обжатии набивки следует проверять легкость вра­ щения шпинделя, не допуская чрезмерного уплотнения набивки, при котором шпиндель будет туго вращаться.

Ремонт корпуса арматуры заключается в устранении дефек­ тов литья, дефектов крепления уплотнительных колец, дефектов фланцев или присоединительных концов. Если в процессе экс­ плуатации наблюдались неплотности закрытой арматуры, а на уплотнительных поверхностях тарелок и седел нет следов по­ вреждений, то следует тщательно проверить плотность крепле­ ния уплотнительного кольца. Если видимые следы неплотности отсутствуют, то легким остукиванием можно проверить, на­ сколько плотно сидит запрессованное кольцо в гнезде.

Плотность посадки уплотнительного кольца восстанавли­ вается различными способами. Так, плотность посадки бронзо­ вого кольца в чугунной арматуре восстанавливают развальцов­ кой или упрочением посадки под прессом. Не следует произво­ дить посадку колец ударами.

176


Плотность посадки колец в корпус стальной арматуры вос­ станавливают чеканкой металла корпуса вокруг кольца или приваркой кольца к телу корпуса. При значительном поврежде­ нии колец их удаляют из корпуса, запрессовывая новые.

Для проверки качества ремонта арматуры ее подвергают

гидравлическому испытанию. С этой целью применяют

воду

с температурой не более 40—50° С. Испытание проводится

при

давлении, равном 1,25 рабочего. Проверять плотность задвижки можно следующим способом. Запорные диски одной стороной ставятся под давление воздуха от компрессора, а с другой сто­ роны наливается вода. При неплотности задвижек пузырьки воздуха будут проходить через воду.

Газовые краны испытываются давлением воздуха. Для этого кран ставится под давление воздуха от компрессора и затем опускается в ванну с водой. При наличии неплотностей выхо­ дящие пузырьки воздуха укажут их.

При установке фланцевой арматуры в качестве прокладоч­ ного материала применяется паронит. Допускается незначитель­ ная ворсистость по краям прокладки. Прокладки со следами из­ лома, складками (морщинами) и трещинами для установки непригодны. Перед установкой на место паронитовую прокладку следует натереть сухим графитом с обеих сторон. Такая прографиченная прокладка в случае замены легко отделяется от фланцев.

РЕМОНТ ГОРЕЛОЧНЫХ УСТРОЙСТВ и т о п к и

Объем и характер ремонта газогорелочных устройств зависят от их конструктивного исполнения; обычно это ремонт металли­ ческой части горелочного устройства и амбразуры. У инжекционных горелок полного предварительного смешения с тунне­ лем чаще всего выходит из строя туннель горелки и ее выход­ ной насадок. При замене насадка горелка снимается, удаляется из обмуровки насадок и в обмуровке топки расчищается отвер­ стие для устройства нового туннеля. Новый туннель набивается огнеупорной массой, состоящей из порошка хромистого желез­ няка— 45%, порошка обожженного магнезита — 45% и огне­ упорной глины— 10%. Указанная смесь разбавляется водой до получения тестообразной массы, в которую перед употреблением добавляется 2 % (по общему объему) жидкого стекла с плот­ ностью 1,35 т/м3. Огнеупорная масса набивается при помощи шаблона (рис. 43). Чтобы шаблон поставить правильно по от­ ношению к выходному насадку горелки, насадок следует уста­ новить на фронтовом листе. Затем устанавливается шаблон так, чтобы один конец его входил в выходной насадок. Б этом по­ ложении шаблон расклинивается.

Шаблон набивается огнеупорной массой со стороны топки. Слой набивной массы желательно иметь не менее 40—50 мм. После того как огнеупорная масса затвердеет, аккуратно уда­

12 Зак. 570

177


ляется шаблон, окончательно устанавливаются выходной наса­ док и горелка. При этом следует обращать внимание на тща­ тельность сопряжения и плотность выходного насадка по отно­ шению к туннелю горелки.

Ремонтируя горелку, необходимо тщательно очистить ее внутреннюю полость и сопло, проверив, отвечает ли диаметр га­ зового сопла принятому в проекте для сжигания соответствую­ щего состава газа. Выполняя туннель, следует также обращать серьезное внимание на правильность выполнения запального от-

Рис. 43. Шаблон для выполнения туннеля инжекционной горелки.

I — выходной насадок горелки (диаметр d\)\

2 — лист для

крепления

горелки; 3 — обмуровка топочной камеры; 4

— огнеупорная

масса, ко­

торой производится набивка

туннеля.

 

верстия, которое должно располагаться так, чтобы обеспечива­ лось надежное поджигание газа при выходе его из насадка.

При ремонте горелок с периферийной и центральной подачей ' газа в закрученный поток воздуха чаще всего приходится встре­ чаться со следующими неисправностями: оплавление амбразуры, обгорание или деформация газового коллектора, засорение га­ зовыпускных отверстий, нарушение уплотнения горелки в месте сочленения ее с обмуровкой топки, деформация фронтовых ли­ стов крепления горелки к обмуровке топки, деформация лопа­ ток закручивающих устройств, деформация или обгорание раз­ даточных конусов у комбинированных пылегазовых горелок и т. д.

Различные формы газовых коллекторов горелок с периферий­ ной выдачей газа и места их повреждения показаны на рис. 44. Нарушение плотности газовых коллекторов иногда может быть ликвидировано сваркой поврежденных участков на месте без

178

демонтажа горелки, однако чаще всего для ликвидации неплот­ ностей в коллекторе требуется его полная замена. В некоторых конструкциях горелок смена газового коллектора не представ­ ляет особых трудностей. Так, например, в комбинированной газомазутной горелке конструкции Ленгипроинжпроекта произво-

Рис. 44. Формы газовых коллекторов и места их повреждения.

/ _ газовый коллектор (стрелками показаны места повреждения)-; 2 — газовыпускные отверстия.

дительностью 300 м?/ч (по природному газу) замена газового коллектора возможна без разделки амбразуры и обмуровки топки. Для этого достаточно снять горелку и снаружи топки вставить газовый коллектор.

При оплавлении амбразуры необходима полная замена ее обмуровки. Обычно оплавление амбразур горелок происходит вследствие неправильного регулирования работы горелки при ее

12*

179


эксплуатации, недостаточно плотной кладки амбразуры при ее монтаже или ремонте, а также при применении огнеупорного кирпича пониженного качества. Выкладывать амбразуры надо из клинового кирпича класса А 1-го сорта. Выкладывать амбра­ зуру следует так, чтобы толщина швов была не более 1,5— 2 мм. Возможно также выполнять набивные амбразуры. Для этого приготовляется огнеупорная масса, рекомендованная выше для изготовления туннеля инжекционных горелок. Амбразура наби­ вается этой массой при помощи специально изготовленного

шаблона.

У щелевых горелок (подовые, вертикальные и др.) чаще всего наблюдается оплавление щели, обгорание или деформация

Рис. 45. Установка подовых горелок и выкладка пода со щелями.

/ — под из огнеупорного кирпича; 2 — горелки; 3 — колосниковая решетка; 4 — асбе­ стовый лист.

газовых коллекторов, частичное оплавление или разрушение пода, засорение газовыпускных отверстий, деформация направ­ ляющих поток воздуха металлических листов и т. д.

Газовые коллекторы щелевых горелок не ремонтируют, а в случае необходимости заменяют, так как изготовление кол­ лектора не представляет трудностей и требует небольших за­ трат. Для более устойчивой работы щели горелки ее следует вы­ полнять из огнеупорного кирпича класса А 1-го сорта. Опыт эксплуатации подовых горелок с прямыми щелями показывает, что под и щели достаточно устойчиво работают (без ремонта в течение года) даже при выполнении их из огнеупорного кир­ пича класса Б 1-го сорта. Во всех случаях выкладки щель должна быть плотной с минимальной толщиной швов (не более 2 мм). При выкладке пода на колосниковой решетке необхо­ димо обращать внимание на его плотность во избежание пере­ текания воздуха помимо щелей. Под может выкладываться на ( гнеупорном растворе или всухую, но независимо от этого после 1-го ряда кирпичей необходимо, прокладывать листовой асбест (рис. 45), Толщина асбеста должна быть около 4—5 мм.

180

При сжигании газового топлива в топочной камере разви­ ваются высокие температуры, поэтому обмуровка неэкранированной топки работает в тяжелых условиях. При эксплуатации котельных агрегатов, имеющих неэкранированные или малоэкранированные топки, необходимо систематически следить за состоянием обмуровки, не допуская ее оплавления. Оплавление

Рис. 46. Установка ложной защитной стенки для предохранения обмуровки топки.

/-гор елк а ; 2 — мазутная форсунка; 3 — воздуховод; 4 — амбразура; 5 —защитная стенка.

стен обмуровки топочной камеры зависит от расположения фа­ кела. При фронтовом размещении горелочных устройств и (боль­ шой дальнобойности факела оплавлению наиболее подвержена задняя стенка топки, которая у большинства котлов малой про­ изводительности неэкранирована (котлы типа ДКВ-2-8, ДКВ-4-13, ДКВ-6,5-13, Шухов — Берлин, Бабкок — Вилькокс и т. д.). Весьма полезна для защиты задней стены топки выкладка около нее ложной стенки без перевязки с основной обмуровкой. Ложная стенка выкладывается по высоте около 1,0—1,2 м выше оси горелок (рис. 46).

181


При боковом расположении горелочных устройств часто наб­ людается оплавление фронтовой стены топки. Наиболее ради­ кальным способом защиты обмуровки топочной камеры яв­ ляется ее экранирование, осуществление которого у котлов ста­ рых конструкций довольно сложно и требует значительных капитальных затрат.

Заметное повышение устойчивости работы обмуровки топоч­ ной камеры может быть достигнуто путем правильного выбора и размещения горелочных устройств. Так, например, опыт экс­ плуатации подовых щелевых горелок показывает, что если щели размещены на расстоянии 400—500 мм от стен топочной ка­ меры, то обмуровка неэкранированной топки работает доста­ точно устойчиво и оплавления ее не наблюдается.

При ремонте обмуровки топочной камеры следует обращать внимание на качество применяемого огнеупорного кирпича, правильность приготовления и рецептуру раствора, а также тол­ щину швов кладки, которая должна быть не более 2 мм. Осо­ бенно тщательно надо выполнять температурные швы, не допус­ кая их засорения раствором, шамотным боем и т. д. Темпера­ турный шов и замок его следует выполнять, как показано на рис. 47.

При ремонте огнеупорной обмуровки топочной камеры сле­ дует применять растворы, состоящие из молотого шамота и ог­ неупорной глины. Порошки, идущие на приготовление огнеупор­ ных растворов, должны быть сухими и не засоренными посто­ ронними примесями и строительным мусором. Если готового молотого порошка нет, его можно получить из боя шамотного кирпича, бывшего в употреблении. При этом необходимо сле­ дить, чтобы кирпич был чистый, не ошлакованный и не загряз­ ненный посторонними включениями. Для приготовления шамот­ ного раствора в количестве 1 м3 необходимо взять шамотного порошка с размером зерен 0,5—1 мм — 1110 кг, глины огнеупор­

ной— 420 кг, воды — 550 л. Расход огнеупорного раствора

на

1 м3 кладки из нормального кирпича при толщине шва от 1

до

2 мм составляет от 0,05 до 0,084 м3.

Опыт эксплуатации обмуровок котельных агрегатов показы­ вает, что много неполадок и аварий происходит из-за дефектов, допущенных при выполнении обмуровочных работ. Высокое ка­ чество обмуровки позволяет заметно удлинить межремонтные сроки работы котельных агрегатов. Качество выполнения обму­ ровки характеризуется точным соблюдением установленных до­ пусков. При проверке правильности выполнения обмуровки необходимо обращать внимание на вертикальность стен, распо­ ложение температурных швов и соблюдение их размеров, отсут­ ствие выпучин и впадин, толщину швов между кирпичами, со­ стояние швов, установку креплений обмуровки и других заклад­ ных частей, перевязку рядов в кирпичной кладке, выполнение обмуровки в местах прохода труб через обмуровку, выполнение

182