Файл: Эстеркин, Р. И. Эксплуатация котлоагрегатов на газовом топливе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
ж) системой электроснабжения и вентиляции помещения ко тельного цеха.
Инженерно-технический работник (начальник котельною цеха, его заместитель или мастер) должны ежедневно произво дить наружный осмотр агрегата, просматривать и анализиро вать суточные ведомости работы оборудования, просматривать и визировать вахтенный журнал и журнал дефектов работы обо рудования.
При остановке агрегата для выполнения планово-предупре дительного ремонта (не реже одного раза в 3 месяца) необхо димо проверять:
а) состояние и размеры газовыпускных отверстий (сопел), амбразуры (туннеля) газовых горелок, легкость хода и плот ность задвижек и шиберов, регулирующих подачу газа и воз духа к горелкам;
б) вибрацию электродвигателей тягодутьевых устройств, от сутствие задевания ротора дымососа о неподвижные детали, за зор между ротором дымососа и направляющим воротником (входным патрубком), легкость хода и положение лопаток на правляющих аппаратов тягодутьевых устройств;
в) состояние и плотность предохранительных взрывных кла панов;
г) наличие накипи и наружных загрязнений труб поверхно сти нагрева, диаметр труб экранов и конвективных поверхно стей нагрева с целью своевременного выявления дефектных труб;
д) срабатываемость устройств автоматики безопасности. При каждой, даже кратковременной, остановке котлоагре
гата следует проверять плотность газовых задвижек и сраба тываемость устройств безопасности. Проверка плотности газо вых задвижек в пределах агрегата при наличии давления в це ховом газопроводе производится следующим образом. Подсо единяют контрольный U-образный манометр к штуцеру 5, пред варительно вывернув пробку (рис. 1). Сначала проверяют плот ность одной из рабочих задвижек 7. Для этого плотно закры вают краны 3, 4, 9 и задвижку 7, открывают задвижки 1 я 6,
ставя участок газопровода под |
давление. Затем, закрыв |
за |
||
движки 1 и 6, наблюдают за давлением |
газа по контрольному |
|||
U-образному манометру. Падение давления газа по контроль |
||||
ному манометру указывает на неплотность задвижек 7. |
Если |
|||
задвижка 7 окажется плотной, |
проверяют задвижку |
6. |
Для |
|
этого освобождают газопровод |
между |
задвижками |
6 и |
7 от |
газа, плотно закрывают задвижки 6 и 7, краны 3, 4, 9 и ставят под давление участок газопровода до задвижки 6 путем откры тия задвижки 1. Появление давления на контрольном манометре указывает на неплотность задвижки 6.
Для проверки плотности задвижки 1 освобождают газопро вод между задвижками 1 и 7 от газа, плотно закрывают краны
3 Зак. 570 |
33 |
3, 4, 9, задвижку 1 и полностью открывают задвижку 6, следя по контрольному манометру за появлением давления. Наличие давления на контрольном манометре указывает на неплотность
задвижки 1. |
на срабатываемость |
клапана блокировки |
Для проверки |
||
«газ — воздух», при |
общем вентиляторе |
на несколько котлоаг |
регатов, на импульсной линии клапана каждого агрегата уста
навливается трехходовой кран. |
Перед остановкой котла поворо |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
том |
трехходового |
крана |
8 |
|||||
|
|
|
|
|
|
соединяют |
подмембранное |
|||||||
|
|
|
|
|
|
пространство клапана |
бло |
|||||||
|
|
|
|
|
|
кировки с атмосферой и про |
||||||||
|
|
|
|
|
|
веряют его срабатываемость. |
||||||||
|
|
|
|
|
|
В случае сжигания раз |
||||||||
|
|
|
|
|
|
личных |
топлив |
(газовое |
и |
|||||
|
|
|
|
|
|
жидкое или твердое) и от |
||||||||
|
|
|
|
|
|
вода |
продуктов |
сгорания |
в |
|||||
|
|
|
|
|
|
общий боров пуск котлоаг |
||||||||
|
|
|
|
|
|
регатов |
на |
газовом |
топливе |
|||||
|
|
|
|
|
|
должен |
производиться |
при |
||||||
|
|
|
|
|
|
неработающих |
других |
агре |
||||||
|
|
|
|
|
|
гатах. Иногда по условиям |
||||||||
|
|
|
|
|
|
работы |
предприятия |
невоз |
||||||
|
|
|
|
|
|
можна остановка котлоагре |
||||||||
|
|
|
|
|
|
гатов, работающих на дру |
||||||||
Рис. 1. Схема |
проверки |
плотности от |
гих |
топливах, |
особенно |
в |
||||||||
|
ключающих устройств. |
|
зимнее время. Для таких ко |
|||||||||||
1 — общая |
задвижка на агрегат; |
2 — проду |
тельных |
должны |
быть |
раз |
||||||||
вочный кран цехового газопровода; |
3 — проду |
работаны |
и согласованы |
с |
||||||||||
вочный кран газопровода котла; 4 — кран газо |
||||||||||||||
провода безопасности; 5 — штуцер |
для про |
соответствующим |
местным |
|||||||||||
верки плотности |
задвижек; |
6 — контрольная |
органом |
|
Госгортехнадзора |
|||||||||
задвижка; |
7 — рабочая задвижка; |
8 — треххо |
|
|||||||||||
довой кран (устанавливается при общем |
СССР |
необходимые |
меро |
|||||||||||
вентиляторе на |
несколько |
агрегатов); |
9 — |
|||||||||||
|
кран |
на запальник. |
|
|
приятия, |
обеспечивающие |
||||||||
|
|
|
|
|
|
безопасность пуска котлоаг |
||||||||
регатов |
на |
газовом |
топливе. |
Для обеспечения |
безопасности |
пуска котлоагрегатов на газовом топливе при работе в общий боров котлов на других видах топлива могут быть рекомендо ваны следующие мероприятия.
1.В момент зажигания горелок на газовом, котле необхо димо прекратить подачу топлива, воздуха и прикрыть тягу на котлах, сжигающих твердое топливо.
2.Котлоагрегат, растапливаемый на газовом топливе, дол жен быть расположен первым от дымовой трубы по ходу дви
жения продуктов горения.
3. Перед зажиганием газовых горелок следует тщательно от регулировать режим горения на котлах, работающих на жидком топливе. Для этого необходимо обеспечить наиболее хороший распыл жидкого топлива, убедиться, путем просмотра через
34
имеющиеся лючки, что процесс горения полностью заканчи вается в пределах топочной камеры и нет затягивания факела в газоходы котла, отрегулировать разрежение в верхней части топочной камеры в пределах 1—2 мм вод. ст., убедиться, что температура продуктов горения при входе в общий боров не превышает 300° С.
4.Необходимо систематически проводить очистку общего' борова от летучей золы, не допуская в нем отложений сажи.
5.Необходимо систематически очищать наружные поверхно
сти нагрева котлоагрегатов, работающих на других видах топ лива, не допуская на них отложений сажи.
При длительной остановке котлоагрегата (в связи с ремон том, консервацией или на летний период) за общей задвижкой на агрегат устанавливается заглушка, а продувочные краны после отключения газопровода оставляются в открытом положе нии. Последующий пуск котлоагрегатов может производиться только после проверки газопровода, газоходов котла и установ ленных КИП с составлением акта о результатах проверки.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК
При эксплуатации котельных агрегатов должна вестись сле дующая документация:
а) сменный журнал работы котельных агрегатов и вспомо гательного оборудования;
б) журнал ремонта основного и вспомогательного оборудо
вания; |
журнал дефектов и неполадок в работе основного и вспо |
|
в) |
||
могательного оборудования; |
|
|
г) |
суточная ведомость работы оборудования; |
|
д) |
журнал инструктажа обслуживающего и ремонтного пер |
|
сонала; |
на работы |
|
е) журнал регистрации нарядов — допусков |
||
внутри котла и открытие запорной арматуры; |
|
|
ж) журнал распоряжений. |
|
|
Сменный журнал работы котельных агрегатов ведется на |
||
чальником смены котельного цеха (старшим |
машинистом). |
В журнале фиксируются результаты осмотров оборудования, проверки водоуказательных приборов, сигнализаторов уровня, манометров, предохранительных клапанов, питательных прибо ров, автоматики безопасности; отмечаются время и продолжи тельность продувки котельных агрегатов, выполнение ремонтных работ, ликвидация дефектов, обнаруженных в работе оборудо вания и КИП, изменения в режиме работы котельных агрегатов, время пуска и остановки отдельных агрегатов, время включения: и отключения паропроводов подачи пара в отдельные цеха к другие данные по указанию администрации цеха.
3* |
35 |
В журнал ремонта основного и вспомогательного оборудо вания за подписью начальника цеха или лица, ответственного за безопасное действие котла, вносятся сведения о выполненных ремонтных работах: замене отдельных труб котла, пароперегре вателя или водяного экономайзера, ремонте обмуровки котла, газовых горелок, тягодутьевых устройств, внутренней и наруж ной очистке поверхности нагрева, промывке пароперегревателя, ремонте и замене арматуры, устранении других дефектов, выяв ленных при ремонте котлоагрегата.
Журнал дефектов и неполадок в работе оборудования ве дется начальником смены котельного цеха (старшим машини стом) и ежедневно визируется инженерно-техническим работни ком, отвечающим за ремонт оборудования цеха, или начальни
ком цеха. |
В журнале |
отмечаются все неполадки и дефекты |
в работе |
оборудования, |
которые выявлены в течение смены и |
не устранены дежурным ремонтным персоналом.
Суточная ведомость работы оборудования ведется дежурным обслуживающим персоналом (машинистом котла) и предназна чена для оперативного контроля и своевременного выявления нарушений в режиме работы котельного агрегата. Показания КИП записываются через каждые 30 мин, а показания счетчи ков КИП — через каждый час. Диаграммы регистрирующих приборов сменяются каждые сутки.
Журнал инструктажа обслуживающего и ремонтного персо нала по правилам техники безопасности ведется начальником цеха или его заместителем. Инструктаж персонала по правилам безопасного ведения работ должен производиться систематиче ски один раз в 3 месяца и при выполнении каждой газоопасной работы или работы внутри котельного агрегата.
Журнал регистрации нарядов — допусков на работы, прово димые внутри котла, и открытие запорной арматуры ведется на чальником котельного цеха или его заместителем.
Журнал распоряжений хранится на рабочем месте началь ника смены или старшего машиниста. В журнал начальник ко тельного цеха или его заместитель записывают указания по эксплуатации оборудования, например распоряжения о вводе оборудования в эксплуатацию после ремонта, остановке обору дования на ремонт, изменении в режиме работы отдельных агре гатов, изменении в графике работы обслуживающего персонала и т. д.
РАСТОПКА И ОСТАНОВКА КОТЛОАГРЕГАТОВ
Пуск и остановка котлоагрегатов — одна из самых ответст венных операций, особенно при сжигании газового топлива. Пуск котлоагрегата вдожет производиться после его монтажа, или перевода на газ (первичный пуск) и после длительной оста новки (на летнее время или ремонт). Первичный пуск газа, как правило, выполняется специализированными организациями,
36
требует специальной подготовки инженерно-технического персо нала и в книге не рассматривается.
Перед пуском котлоагрегатов после длительной остановки должна быть произведена проверка газопроводов, горелочных устройств, газового и воздушного тракта котлоагрегата, а также всех установленных КИП и автоматических устройств.
Проверка газопроводов производится путем их внешнего осмотра, опробования легкости хода установленной арматуры и контрольной опрессовки воздухом на давление 1000 мм вод. ст. Падение давления не должно превышать 60 мм вод. ст. в тече ние 1 ч. Проверка газопроводов и котельного агрегата должна производиться под непосредственным руководством начальника котельного цеха или его заместителя. Результаты проверки оформляются актом с указанием состояния проверенных узлов котлоагрегата и газопроводов. Пуск агрегатов после длительной остановки выполняется под непосредственным руководством на чальника котельного цеха или его заместителя.
При кратковременных остановках котельной или отдельных агрегатов пуск производится машинистом котла под общим ру ководством начальника смены или старшего машиниста в соот ветствии с эксплуатационной инструкцией. При этом инструкция по пуску и остановке должна определять порядок всех операций и переключений, а также время, необходимое для пуска и оста новки агрегата в нормальных и аварийных условиях в зависи мости от его конструктивных особенностей. В то же время необ ходимо соблюдать правила, общие для всех конструкций котло агрегатов. При пуске котельной запрещается одновременная растопка двух котлоагрегатов. Растопка последующего агрегата должна начинаться только после включения в паровую маги страль предыдущего.
Пуск котельной начинается с тщательной вентиляции поме щения цеха в течение 10—15 мин и проверки воздушной среды по запаху или с помощью переносного газоанализатора. При на личии запаха газа в цех запрещается вносить открытый огонь, курить, включать и выключать электрооборудование и электро освещение, за исключением аварийного, которое должно быть взрывобезопасным. Когда цех достаточно хорошо провентили рован, подготавливают к растопке первый котлоагрегат. Перед растопкой котельного агрегата следует произвести тщательный внутренний и внешний осмотр его, системы газопроводов, вспо могательного оборудования, дымососа, вентилятора и устройств для питания котла, а также КИП и устройств автоматического регулирования.
При осмотре газопроводов в пределах котла необходимо об ращать внимание на следующее: наличие и соответствие рисок на кранах, качество набивки сальников арматуры, плотность фланцевых соединений, исправность клапана блокировки «газ—
37