Файл: Эстеркин, Р. И. Эксплуатация котлоагрегатов на газовом топливе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ж) системой электроснабжения и вентиляции помещения ко­ тельного цеха.

Инженерно-технический работник (начальник котельною цеха, его заместитель или мастер) должны ежедневно произво­ дить наружный осмотр агрегата, просматривать и анализиро­ вать суточные ведомости работы оборудования, просматривать и визировать вахтенный журнал и журнал дефектов работы обо­ рудования.

При остановке агрегата для выполнения планово-предупре­ дительного ремонта (не реже одного раза в 3 месяца) необхо­ димо проверять:

а) состояние и размеры газовыпускных отверстий (сопел), амбразуры (туннеля) газовых горелок, легкость хода и плот­ ность задвижек и шиберов, регулирующих подачу газа и воз­ духа к горелкам;

б) вибрацию электродвигателей тягодутьевых устройств, от­ сутствие задевания ротора дымососа о неподвижные детали, за ­ зор между ротором дымососа и направляющим воротником (входным патрубком), легкость хода и положение лопаток на­ правляющих аппаратов тягодутьевых устройств;

в) состояние и плотность предохранительных взрывных кла­ панов;

г) наличие накипи и наружных загрязнений труб поверхно­ сти нагрева, диаметр труб экранов и конвективных поверхно­ стей нагрева с целью своевременного выявления дефектных труб;

д) срабатываемость устройств автоматики безопасности. При каждой, даже кратковременной, остановке котлоагре­

гата следует проверять плотность газовых задвижек и сраба­ тываемость устройств безопасности. Проверка плотности газо­ вых задвижек в пределах агрегата при наличии давления в це­ ховом газопроводе производится следующим образом. Подсо­ единяют контрольный U-образный манометр к штуцеру 5, пред­ варительно вывернув пробку (рис. 1). Сначала проверяют плот­ ность одной из рабочих задвижек 7. Для этого плотно закры­ вают краны 3, 4, 9 и задвижку 7, открывают задвижки 1 я 6,

ставя участок газопровода под

давление. Затем, закрыв

за­

движки 1 и 6, наблюдают за давлением

газа по контрольному

U-образному манометру. Падение давления газа по контроль­

ному манометру указывает на неплотность задвижек 7.

Если

задвижка 7 окажется плотной,

проверяют задвижку

6.

Для

этого освобождают газопровод

между

задвижками

6 и

7 от

газа, плотно закрывают задвижки 6 и 7, краны 3, 4, 9 и ставят под давление участок газопровода до задвижки 6 путем откры­ тия задвижки 1. Появление давления на контрольном манометре указывает на неплотность задвижки 6.

Для проверки плотности задвижки 1 освобождают газопро­ вод между задвижками 1 и 7 от газа, плотно закрывают краны

3 Зак. 570

33


3, 4, 9, задвижку 1 и полностью открывают задвижку 6, следя по контрольному манометру за появлением давления. Наличие давления на контрольном манометре указывает на неплотность

задвижки 1.

на срабатываемость

клапана блокировки

Для проверки

«газ — воздух», при

общем вентиляторе

на несколько котлоаг­

регатов, на импульсной линии клапана каждого агрегата уста­

навливается трехходовой кран.

Перед остановкой котла поворо­

 

 

 

 

 

 

том

трехходового

крана

8

 

 

 

 

 

 

соединяют

подмембранное

 

 

 

 

 

 

пространство клапана

бло­

 

 

 

 

 

 

кировки с атмосферой и про­

 

 

 

 

 

 

веряют его срабатываемость.

 

 

 

 

 

 

В случае сжигания раз­

 

 

 

 

 

 

личных

топлив

(газовое

и

 

 

 

 

 

 

жидкое или твердое) и от­

 

 

 

 

 

 

вода

продуктов

сгорания

в

 

 

 

 

 

 

общий боров пуск котлоаг­

 

 

 

 

 

 

регатов

на

газовом

топливе

 

 

 

 

 

 

должен

производиться

при

 

 

 

 

 

 

неработающих

других

агре­

 

 

 

 

 

 

гатах. Иногда по условиям

 

 

 

 

 

 

работы

предприятия

невоз­

 

 

 

 

 

 

можна остановка котлоагре­

 

 

 

 

 

 

гатов, работающих на дру­

Рис. 1. Схема

проверки

плотности от­

гих

топливах,

особенно

в

 

ключающих устройств.

 

зимнее время. Для таких ко­

1 — общая

задвижка на агрегат;

2 — проду­

тельных

должны

быть

раз­

вочный кран цехового газопровода;

3 — проду­

работаны

и согласованы

с

вочный кран газопровода котла; 4 — кран газо­

провода безопасности; 5 — штуцер

для про­

соответствующим

местным

верки плотности

задвижек;

6 — контрольная

органом

 

Госгортехнадзора

задвижка;

7 — рабочая задвижка;

8 — треххо­

 

довой кран (устанавливается при общем

СССР

необходимые

меро­

вентиляторе на

несколько

агрегатов);

9 —

 

кран

на запальник.

 

 

приятия,

обеспечивающие

 

 

 

 

 

 

безопасность пуска котлоаг­

регатов

на

газовом

топливе.

Для обеспечения

безопасности

пуска котлоагрегатов на газовом топливе при работе в общий боров котлов на других видах топлива могут быть рекомендо­ ваны следующие мероприятия.

1.В момент зажигания горелок на газовом, котле необхо­ димо прекратить подачу топлива, воздуха и прикрыть тягу на котлах, сжигающих твердое топливо.

2.Котлоагрегат, растапливаемый на газовом топливе, дол­ жен быть расположен первым от дымовой трубы по ходу дви­

жения продуктов горения.

3. Перед зажиганием газовых горелок следует тщательно от­ регулировать режим горения на котлах, работающих на жидком топливе. Для этого необходимо обеспечить наиболее хороший распыл жидкого топлива, убедиться, путем просмотра через

34


имеющиеся лючки, что процесс горения полностью заканчи­ вается в пределах топочной камеры и нет затягивания факела в газоходы котла, отрегулировать разрежение в верхней части топочной камеры в пределах 1—2 мм вод. ст., убедиться, что температура продуктов горения при входе в общий боров не превышает 300° С.

4.Необходимо систематически проводить очистку общего' борова от летучей золы, не допуская в нем отложений сажи.

5.Необходимо систематически очищать наружные поверхно­

сти нагрева котлоагрегатов, работающих на других видах топ­ лива, не допуская на них отложений сажи.

При длительной остановке котлоагрегата (в связи с ремон­ том, консервацией или на летний период) за общей задвижкой на агрегат устанавливается заглушка, а продувочные краны после отключения газопровода оставляются в открытом положе­ нии. Последующий пуск котлоагрегатов может производиться только после проверки газопровода, газоходов котла и установ­ ленных КИП с составлением акта о результатах проверки.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК

При эксплуатации котельных агрегатов должна вестись сле­ дующая документация:

а) сменный журнал работы котельных агрегатов и вспомо­ гательного оборудования;

б) журнал ремонта основного и вспомогательного оборудо­

вания;

журнал дефектов и неполадок в работе основного и вспо­

в)

могательного оборудования;

 

г)

суточная ведомость работы оборудования;

 

д)

журнал инструктажа обслуживающего и ремонтного пер­

сонала;

на работы

е) журнал регистрации нарядов — допусков

внутри котла и открытие запорной арматуры;

 

ж) журнал распоряжений.

 

Сменный журнал работы котельных агрегатов ведется на­

чальником смены котельного цеха (старшим

машинистом).

В журнале фиксируются результаты осмотров оборудования, проверки водоуказательных приборов, сигнализаторов уровня, манометров, предохранительных клапанов, питательных прибо­ ров, автоматики безопасности; отмечаются время и продолжи­ тельность продувки котельных агрегатов, выполнение ремонтных работ, ликвидация дефектов, обнаруженных в работе оборудо­ вания и КИП, изменения в режиме работы котельных агрегатов, время пуска и остановки отдельных агрегатов, время включения: и отключения паропроводов подачи пара в отдельные цеха к другие данные по указанию администрации цеха.

3*

35


В журнал ремонта основного и вспомогательного оборудо­ вания за подписью начальника цеха или лица, ответственного за безопасное действие котла, вносятся сведения о выполненных ремонтных работах: замене отдельных труб котла, пароперегре­ вателя или водяного экономайзера, ремонте обмуровки котла, газовых горелок, тягодутьевых устройств, внутренней и наруж­ ной очистке поверхности нагрева, промывке пароперегревателя, ремонте и замене арматуры, устранении других дефектов, выяв­ ленных при ремонте котлоагрегата.

Журнал дефектов и неполадок в работе оборудования ве­ дется начальником смены котельного цеха (старшим машини­ стом) и ежедневно визируется инженерно-техническим работни­ ком, отвечающим за ремонт оборудования цеха, или начальни­

ком цеха.

В журнале

отмечаются все неполадки и дефекты

в работе

оборудования,

которые выявлены в течение смены и

не устранены дежурным ремонтным персоналом.

Суточная ведомость работы оборудования ведется дежурным обслуживающим персоналом (машинистом котла) и предназна­ чена для оперативного контроля и своевременного выявления нарушений в режиме работы котельного агрегата. Показания КИП записываются через каждые 30 мин, а показания счетчи­ ков КИП — через каждый час. Диаграммы регистрирующих приборов сменяются каждые сутки.

Журнал инструктажа обслуживающего и ремонтного персо­ нала по правилам техники безопасности ведется начальником цеха или его заместителем. Инструктаж персонала по правилам безопасного ведения работ должен производиться систематиче­ ски один раз в 3 месяца и при выполнении каждой газоопасной работы или работы внутри котельного агрегата.

Журнал регистрации нарядов — допусков на работы, прово­ димые внутри котла, и открытие запорной арматуры ведется на­ чальником котельного цеха или его заместителем.

Журнал распоряжений хранится на рабочем месте началь­ ника смены или старшего машиниста. В журнал начальник ко­ тельного цеха или его заместитель записывают указания по эксплуатации оборудования, например распоряжения о вводе оборудования в эксплуатацию после ремонта, остановке обору­ дования на ремонт, изменении в режиме работы отдельных агре­ гатов, изменении в графике работы обслуживающего персонала и т. д.

РАСТОПКА И ОСТАНОВКА КОТЛОАГРЕГАТОВ

Пуск и остановка котлоагрегатов — одна из самых ответст­ венных операций, особенно при сжигании газового топлива. Пуск котлоагрегата вдожет производиться после его монтажа, или перевода на газ (первичный пуск) и после длительной оста­ новки (на летнее время или ремонт). Первичный пуск газа, как правило, выполняется специализированными организациями,

36


требует специальной подготовки инженерно-технического персо­ нала и в книге не рассматривается.

Перед пуском котлоагрегатов после длительной остановки должна быть произведена проверка газопроводов, горелочных устройств, газового и воздушного тракта котлоагрегата, а также всех установленных КИП и автоматических устройств.

Проверка газопроводов производится путем их внешнего осмотра, опробования легкости хода установленной арматуры и контрольной опрессовки воздухом на давление 1000 мм вод. ст. Падение давления не должно превышать 60 мм вод. ст. в тече­ ние 1 ч. Проверка газопроводов и котельного агрегата должна производиться под непосредственным руководством начальника котельного цеха или его заместителя. Результаты проверки оформляются актом с указанием состояния проверенных узлов котлоагрегата и газопроводов. Пуск агрегатов после длительной остановки выполняется под непосредственным руководством на­ чальника котельного цеха или его заместителя.

При кратковременных остановках котельной или отдельных агрегатов пуск производится машинистом котла под общим ру­ ководством начальника смены или старшего машиниста в соот­ ветствии с эксплуатационной инструкцией. При этом инструкция по пуску и остановке должна определять порядок всех операций и переключений, а также время, необходимое для пуска и оста­ новки агрегата в нормальных и аварийных условиях в зависи­ мости от его конструктивных особенностей. В то же время необ­ ходимо соблюдать правила, общие для всех конструкций котло­ агрегатов. При пуске котельной запрещается одновременная растопка двух котлоагрегатов. Растопка последующего агрегата должна начинаться только после включения в паровую маги­ страль предыдущего.

Пуск котельной начинается с тщательной вентиляции поме­ щения цеха в течение 10—15 мин и проверки воздушной среды по запаху или с помощью переносного газоанализатора. При на­ личии запаха газа в цех запрещается вносить открытый огонь, курить, включать и выключать электрооборудование и электро­ освещение, за исключением аварийного, которое должно быть взрывобезопасным. Когда цех достаточно хорошо провентили­ рован, подготавливают к растопке первый котлоагрегат. Перед растопкой котельного агрегата следует произвести тщательный внутренний и внешний осмотр его, системы газопроводов, вспо­ могательного оборудования, дымососа, вентилятора и устройств для питания котла, а также КИП и устройств автоматического регулирования.

При осмотре газопроводов в пределах котла необходимо об­ ращать внимание на следующее: наличие и соответствие рисок на кранах, качество набивки сальников арматуры, плотность фланцевых соединений, исправность клапана блокировки «газ—

37